Научная статья на тему 'Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957)'

Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957) Текст научной статьи по специальности «История России»

178
54
Поделиться
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Текст научной работы на тему «Ренников (селитренников) Андрей Митрофанович (1882–1957)»

Стр. 1 из 2 Г.Р. Аврамченко

РЕННИКОВ (СЕЛИТРЕННИКОВ) АНДРЕЙ МИТРОФАНОВИЧ(1882 - 1957)

Родился в 1882 г. в г. Кутаиси. Отец - присяжный поверенный. Семья жила в г. Батуме. Детство его прошло на Кавказе.

Учился в пансионе 1-й тифлисской классической гимназии, названной им самим «главным очагом русского образования на Кавказе». Мечтал стать музыкантом: играл на скрипке и изучал теорию музыки.

Поступил в Новороссийский университет (г. Одесса), где окончил физико-математический и историкофилологический факультеты, получив золотую медаль за сочинение «Система философии В. Вундта». Был оставлен при университете на кафедре философии. Готовился к профессорскому званию, совмещая преподавательскую деятельность с журналистской в газете «Одесский листок».

В 1912 г. переехал в С.-Петербург, где стал сотрудником и редактором отдела «Внутренние новости» одной из крупнейших газет «Новое время», издаваемой А.С. Сувориным. Под псевдонимом «Ренников» регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы и очерки. Быстро стал известен как мастер юмористического стиля. С 1912 г. стали выходить одна за другой его книги: сатирические романы «Сеятели вечного», «Тихая заводь» и «Разденься, человек», очерки «Самостийные украинцы», «Золото Рейна» и «В стране чудес: правда о прибалтийских немцах», сборник рассказов «Спириты, или другие юмористические рассказы».

Ренников быстро стал известен всей читающей России, но по достоинству оценен он не был. Причину этого некоторые его современники видят в его работе в суворинской газете «Новое время», отличающейся крайне правыми взглядами: его любила широкая публика, но ненавидела либеральная пресса и обходила критика.

Захват власти большевиками Ренников воспринял, как катастрофу, и уехал на юг. В годы Гражданской войны вместе с группой сотрудников газеты «Новое время» работал в Ростове-на-Дону редактором газеты «Заря России», которая поддерживала Добровольческую армию.

В марте 1920 г. он выехал из Новороссийска через Варну в Белград, ярко описав свое превращение в эмигранта в воспоминаниях «Первые годы в эмиграции». В Белграде он помогал М. А. Суворину, сыну А.С. Суворина, в организации и издании газеты «Новое время», которая выходила в 1921 - 1926 гг. Задачу газеты, как и смысл своей работы, он видел в том, чтобы поддерживать среди эмигрантов уверенность в том, что «недолго продлится трагическое лихолетье, и скоро пробьет желанный час возвращения».

Этим идеалам Ренников оставался верен на протяжении всей своей жизни, воплощая их в творчестве. В 1922 г. вышла пьеса о жизни русских эмигрантов в Белграде «Тамо далеко». В 1925 г. в Софии были изданы пьеса «Галлиполи» о добровольцах и комедия «Беженцы всех стран». Итоговым стал сборник «Комедии», вышедший в Париже в 1931 г.

Пьесы Ренникова пользовались успехом и ставились на сценах русских театров в Сербии, Болгарии, Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Китае. Пьеса «Борис и Глеб» увидела свет в 1934 г. в Харбине. В Белграде вышли романы Ренникова «Души живые», «Диктатор мира» (1925), «За тридевять земель» (1926). «Диктатор мира», где утопия соседствует с фантастикой, имеет подзаголовок: «Роман будущего»; действие происходит в 1950 г. сначала в Германской социалистической республике (как и все развитые страны, она строит «новое общество», описанное сатирически), а затем в России. В романе звучит тоска по оставленной родине.

В 1926 г., после неудачных попыток перенести издание газеты «Новое время» в Париж, Ренников сам переехал во французскую столицу, где стал постоянным сотрудником газеты «Возрождение». В «Возрождении» он регулярно выступал в рубрике «Маленький фельетон», печатал рассказы, статьи и очерки о жизни русских эмигрантов, отрывки из новых произведений.

В 1929 г. в Париже вышел сборник рассказов Ренникова о русских беженцах «Незваные варяги». С

Ше://0:\Работа_НЕБ\шуе81;шк\Проба\23.к1т1

14.07.2007

Стр. 2 из 2

мягким юмором он показал, какую силу самосохранения и приспособляемость обнаружили русские люди. В 1937 г. вышел детективный роман «Зеленые дьяволы».

Во время Второй мировой войны он жил на юге Франции. Писал меньше, но регулярно посылал статьи в редакцию.

И после войны он продолжал сотрудничать в «Возрождении», где печатались его воспоминания, фельетоны, статьи. Кроме того, он печатался в газетах «Россия» и «Русская мысль».

Помимо псевдонима «Ренников» он использовал также и другой псевдоним - «Антар». Под ним он печатался в сборнике «Живым и гордым», в журналах «Возрождение», «Для вас», газетах «Вечернее время», «Галлиполи», «Заря» и других. В 1952 г. вышел роман «Кавказская рапсодия».

Основная идея творчества Ренникова в эмигрантский период состояла в том, что нужно быть выше всех сиюминутных передряг и не изменять своим традициям, всегда оставаясь душой и сердцем в России. Его произведения отличает тонкий юмор и задушевность диалогов своих персонажей. Ему вообще не свойственно было бичевать людские слабости; скорее, как отмечали его близкие, он был подобен «искусному врачу-хирургу», который «острием своего пера в легкой и веселой фразе, с добродушием лучшего друга» тактично «корил» эмигрантов за все их недостатки. Даже в описании советской жизни он избегал резких фраз, его едкая насмешливость оставалась выдержанной и спокойной, чем достигалось нужное воздействие на читателя. В его фельетонах отображена вся пережитая им бурная эпоха, со всей палитрой человеческих переживаний в их радостях, горестях, надеждах и мечтаниях.

В последние годы особенно сильно проявилась характерная черта таланта Ренникова - умение находить темы в самой обыденной жизни («Психологические этюды» и статья «Могучий язык», пронизанная болью за судьбу русского языка в эмиграции).

Несмотря на то, что Ренников был довольно известным литератором эмиграции, и после него осталось большое литературное наследие (по одним только его фельетонам можно восстановить повседневную жизнь и настроения эмиграции в разные времена и в разных странах), о нем мало что написано, в основном - отзывы и рецензии его коллег-журналистов.

Г. Струве в кратком библиографическом словаре «Русская литература в изгнании» так отозвался о творчестве Ренникова: «Им написано несколько романов и пьес, по большей части из быта эмиграции, причем использованы парадоксы и экзотика этого быта. Литературный калибр Ренникова невысок, но его романы и пьесы, как и фельетоны, не лишены юмора и пользовались успехом у широкого читателя».

23 ноября 1957 г. Ренников умер после изнурительной болезни в Пастеровском госпитале в Ницце и был похоронен на кладбище Кокад.

Сочинения:

Ренников А. Гимназические воспоминания//Возрождение. Париж,1955.№ 47.

Ренников А. Могучий язык//Возрождение.Париж,1955.№ 38.

Ренников А. Первые годы в эмиграции//Возрождение. Париж,1957.№ 62-64.

Ренников А. Психологические этюды//Возрождение.Париж, 1955.№ 41,43-46.

й1е://В:\Работа_НЕБ\шуе81:шк\Проба\23.к1т1

14.07.2007