Научная статья на тему 'БЕРЛИН КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЗАРУБЕЖЬЯ(1920 30-е гг.)'

БЕРЛИН КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЗАРУБЕЖЬЯ(1920 30-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
815
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕРЛИН КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЗАРУБЕЖЬЯ(1920 30-е гг.)»

Стр. 1 из 2 О.К. Антропов

БЕРЛИН КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЗАРУБЕЖЬЯ(1920 - 30-е гг.)

В начале 20-х гг. крупнейшим культурным центром Российского зарубежья стал Берлин. Здесь сосредоточилась значительная часть наиболее известных в России ученых, общественных деятелей, издателей, писателей, журналистов, музыкантов, артистов, художников. Русские эмигранты с иронией говорили по этому поводу, что в столице Германии (недавнего противника) русскую речь встретишь чаще, чем немецкую.

В начале 20-х гг. в Берлине были открыты две русские гимназии. Первая была основана Русской академической группой в 1921 г. Занятия в ней проводились во второй половине дня в помещении немецкой частной школы. Второй была школа св. Георгия, созданная по образцу немецких училищ в Петербурге пастором И. А. Мазингом, имевшая классическое и коммерческое отделения, а также интернат. Выпускники этих гимназий обладали правом поступать в высшие учебные заведения Германии. Кроме того, в Берлине работала начальная школа для детей бедных эмигрантов.

Активной была деятельность ученых. В германской столице ими были созданы различные научноисследовательские учреждения и общественные организации научных работников: Русская

академическая группа, Свободная духовная и философская академия, Русское научно-философское общество, Русский научный институт, Общество русских инженеров в Германии, Общество русских врачей, Экономический кабинет.

С 1920 г. быстро развивалось русское книгоиздание. По разным данным, к 1924 г. там действовало от 40 до 87 эмигрантских издательств. Из них самыми крупными были издательства И.П. Ладыжникова, О. Дьяковой, З.И. Гржебина, «Слово», «Петрополис», «Медный всадник», каждое из которых выпустило более тысячи названий книг. Переиздавались произведения русских классиков и писателей-эмигрантов старшего поколения (Д.С. Мережковского, И. А. Бунина, А.Н. Толстого, З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевича, Н. А. Бердяева и других). Кроме большого числа художественных произведений, «Слово» опубликовало ряд ценнейших мемуаров и документальных книг.

Редактор издательства «Слово» И.В. Гессен в сотрудничестве с немецким издательством Ульштейна выпустил 22 тома «Архива русской революции». Издательство «Петрополис» выпустило первое полное собрание сочинений И. А. Бунина, сборник стихов О.Э. Мандельштама, запрещенное в Советской России «Красное дерево» Б.А. Пильняка, воспоминания Л.Д. Троцкого «Моя жизнь». Издательство 3.И. Гржебина выпускало книги М. Горького, В.Ф. Ходасевича, С.А. Есенина, Б.Д. Пастернака.

В Берлине выходило несколько ежедневных газет: «Голос России», «Руль», «Накануне». Издавались обретшие широкую известность журналы: «Жизнь» под редакцией В.Б. Станкевича, «Новая русская книга», «Социалистически вестник», «Заря» (орган правых меньшевиков-плехановцев), «Рабочий путь» (орган русских анархо-синдикалистов), «Русская правда» (национал-монархический орган под редакцией С. Соколова и П.Н. Краснова). Русская периодика отражала практически всю палитру партий и движений Российского зарубежья - от монархистов до анархистов, а литературно-художественные журналы — от «Жар-птицы» (органа группы «Мир искусства», редактируемого С. Черным) до журнала конструктивистов «Вещь» под редакцией Э. Лисицкого - вобрали в себя все многообразие литературнохудожественных направлений Серебряного века.

В Берлине, помимо Союза журналистов и литераторов, существовали два писательских объединения -«Клуб писателей» и «Дом искусств». Клуб был создан в 1922 г. представителями старшего поколения писателей-эмигрантов. Кроме них, в клубе часто выступали писатели и деятели искусств из Советской России. «Дом искусств» был основан в 1921 г. по аналогии с петербургским. Наряду с писателями-эмигрантами в нем выступали приезжавшие из Москвы Б. Л. Пастернак, Б. А. Пильняк, С. А. Есенин, В. В. Маяковский. Здесь проводились дискуссии, чтения, выставки и т.п.

В 20-е гг. в Берлине существовало три постоянных русских театра: «Русский романтический балет» (руководитель Б.Г. Романов), «Синяя птица» (руководитель Яков Южный), «Ванька-Встанька». Театр "Синяя птица" по своему стилю и репертуару был похож на "Летучую мышь" Никиты Беляева. В этом театре выступал знаменитый эстрадный куплетист Виктор Хенкин. Душой «Ваньки-Встаньки» был известный поэт Н. Я. Агнивцев, автор вышедших в Берлине стихотворных сборников «Мои песенки» и

Ше://0:\Работа_НЕБ\шуе81;шк\Проба\15.к1т1

14.07.2007

Стр. 2 из 2

«Блистательный Санкт-Петербург». Из драматических театральных постановок в Берлине заметным явлением стали выступления так называемой «пражской труппы» артистов МХТ, не возвратившихся в СССР. Среди них — Михаил Чехов, Варвара и Лев Булгаковы, Николай Колин, Вера Греч.

Русское музыкальное искусство быстро завоевало немецкую сцену. Берлин посещали известные композиторы Н.К. Метнер, А.К. Глазунов, А.Т. Гречанинов, дирижеры Э.А. Купер, Ю.Н. Померанцев. Концертировали пианисты А.К. Боровский, А.И. Зилоти. Здесь выступали известная камерная певица Полина Доберт, баритон Большого театра Г.В. Бакланов, знаменитый тенор Д.А. Смирнов, Ф.И. Шаляпин. Благодаря таким певцам, как Зинаида Юрьевская, ставшая певицей немецкой оперы, и Дмитрий Смирнов, на немецкой сцене появились русские оперы «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Царская невеста».

В германской столице часто устраивались персональные выставки живших там русских художников: Ивана Пуни, Георгия Лукомского, Эля Лисицкого, Павла Челищева, Василия Кандинского. Выставлялись картины Марка Шагала, Марианны Веревкиной, Алексея Явленского. Большинство из них являлись сторонниками беспредметного искусства и полупредметного символизма.

Берлин оставался ведущим центром Российского зарубежья вплоть до середины 1920-х гг. В результате тяжелейшего экономического кризиса, поразившего Германию, русская интеллигенция начала покидать город на Шпрее. Закрылись русские театры, прекратили свое существование научные и общественные организации.

Литература:

Ипполитов С.С., Катаева А. Г. «Не могу оторваться от России...» Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. М.,2000.

Ипполитов С.С., Недбаевский В.М., Руденцова Ю.И. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж: Центры зарубежной России 1920-х - 1930-х гг.М.,1999.

Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919 - 1939. М.,1994.

Ше://В:\Работа_НЕБ\шуе81шк\Проба\15.к1т1

14.07.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.