Научная статья на тему 'РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях“'

РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях“ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957). “Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях“»

что "литературной" проблематикой книга не исчерпывается. Автор и герой "показан здесь в окружении современников, сыгравших исключительную роль в общественном и интеллектуальном движении начала века. В этом контексте — революционных канунов — Ремизов размышляет в "Иверне" о человеческой судьбе и о путях "преодоления" ее. Три указанных в конце книги варианта "победы" над судьбой, создающие на первый взгляд впечатление безысходного отчаяния, своей абсурдностью подчеркивают ложность этой "победы", точно так же, как отвергает книга революционную утопию переделки человечества в целом" (Там же. С.289). Столкновение "фатализма" и установки на свободу воли лежит в основе глубокого философского пласта в "Иверне", и "не случайно поэтому, — отмечает О.Раевская-Хьюз, — что начало и конец ее обращаются к двум крупнейшим представителям русской философии ХХ века — и ближайшим друзьям автора — Василию Розанову и Льву Шестову" (Там же. С.289). Именно глубокий философский контекст дает возможность исследователю утверждать также, что "Иверень" — книга памяти. В отличие от других автобиографических книг Ремизова, в "Иверне" явно ощутимо сознательное "подведение итогов". Кроме тех, кого он встретил в ссылке "на рубеже двух столетий", в начале своего писательского пути, Ремизов вводит в текст книги и тех, с кем прошла его жизнь как человека и как писателя, поэтому Шестов и Розанов здесь свободно соседствуют с Гоголем, Аввакумом и Достоевским" (Там же. С.290).

О.А.Чуйкова

РЕННИКОВ Андрей Михайлович (1882-1957)

"Беженцы всех стран (Индейский бог): Комедия в 3-х действиях" (София: Русь, 1925) — все действующие лица в комедии, за исключением нескольких второстепенных персонажей, — члены семьи профессора Колосова. Первое действие разворачивается в скромной комнате в предместьи Парижа, где живут сам профессор, его жена Анна Петровна и младшая дочь Светлана. Их существование безрадостно: денег не хватает на еду, зимой в доме нетоплено, почти все попытки заработать оканчиваются неудачей. Но Анна Петровна волнуется не столько за себя, сколько за детей, разбросанных революцией по разным континентам. Старший сын Колосовых, полковник, устроился в экспедицию английской "компании для ловли

диких зверей"; младший сын Владимир, приват-доцент, — "смотритель японского вулкана". Старшая дочь Людмила пропала без вести. Комическое начало заложено не столько в любовном, сколько в "семейном" конфликте. Оторванные от родины, от семьи дети Колосовых создают новые семьи, связывают свою жизнь с "чужими" странами, с "чужими" людьми. Герои по-разному чувствуют, по-разному мыслят: говорят на разных языках и в прямом, и в переносном смысле. В третьем действии складывается несколько "любовных треугольников"; они становятся фоном для центрального любовного конфликта. Развязка "семейного" конфликта становится результатом серии развязок конфликтов любовных. Ренников призывает русских людей беречь любовь, хранить сердечную близость. Он пишет не о былом, предпочитает не говорить о жизни в России. Герои обретают новое счастье, но новое не возникает на пустом месте. Былая радость — не просто воспоминания, поддерживающие в трудную минуту. Верность былому возвращает веру в грядущее, и только тот и имеет будущее, кто никогда не изменяет прошлому. Именно семья хранит связь времен, связь поколений, семья у Ренникова становится символом. Когда Петр восклицает: "Беженцы всех стран, соединяйтесь!" — он имеет в виду именно русских беженцев, разбросанных по разным странам, и Ренников, показывая, как воссоединилась семья Колосовых, и — воссоединившись — обрела счастье, верит, что все русские, независимо от того, куда выбросил их революционный вихрь, наконец, объединятся и обретут счастье: каждый из них и их общая семья — Россия.

Д.Д.Николаев

"Диктатор мира: Роман будущего". (Белград: Изд-во "Нового Времени", 1925). Действие утопии происходит в начале 50-х годов ХХ в. сначала в Германской социалистической республике, как и все развитые страны строящей новое общество, описанное в романе сатирически, а потом в России, в которой уже восстановилась монархия. В произведении звучит тоска об оставленной родине. Вернувшиеся в Россию эмигранты в произведении Ренникова обрели, наконец, покой и вспоминают свое "беженское житье-бьтье" весело и радостно, как свою молодость, они говорят о том, как голодали, холодали, испытывая при этом особую нежность к прошлому: "Будто ты и не ты...Сейчас простой обыватель, рядовой гражданин. А тогда что-то значительное. Важное. Хотя и стекольщик" (с.89).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.