Научная статья на тему 'РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “В розовом блеске”'

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “В розовом блеске” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “В розовом блеске”»

■4е-

возвращение к самому себе, к своим сознательным и бессознательным темам, это попытка самоанализа" (Ремизов А.М. Учитель музыки. Париж, 1983. С.24). Исследователь отмечает, что книга Ремизова — "это рассказ о процессе ремизовского воображения,.. о зарождении любви к слову, это рассказ о том, как из попыток найти себя в самых разных видах творческой деятельности рождается писатель" (Там же. С.25).

О.А.Чуйкова

"В розовом блеске" (Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952) — книга, завершающая своеобразную хронику жизни Оли (жены писателя С.П.Ремизовой-Довгелло), героини трилогии: "В поле блакитном", "Оля". Роман состоит из трех частей: "С огненной пастью" (заключительной частью "Оли", связующей эти произведения в единое целое), "Голова львова" и "Сквозь огонь скорбей". По утверждению А.д'Амелия, смерть С.П.Ремизовой-Довгелло явилась роковым и решительным моментом при решении Ремизовым жанровых задач: "Непосредственным толчком к новому творческому периоду послужило... переписывание семейного... наследия" (А.Ремизов. Исследования и материалы. СПб, 1994. С.110). Плодом такого переосмысления прошлого явились четыре книги материалов, вобравшие воспоминания Ремизова, его жены, друзей и близких. В третьей книге собраны материалы, впоследствии употребленные писателем для последней части романа "В розовом блеске". А.д'Амелия отмечает, что туда вошли "воспоминания С.П. об отце и страницы его дневника, сведения о друзьях и недругах вологодского периода, память о "непоправимом" (Там же. С.111). Подчеркивает значение третьей части романа и Н.Берберова, выделяя ее ведущую роль в романе: "Третья часть, названная "Сквозь огонь скорбей", есть, в сущности, сердце книги. И к нему, как ко всякому сердцу, страшно прикоснуться. В ней рассказаны болезнь и смерть С.П.Ремизовой-Довгелло, жизнь А.М. в оккупированном немцами Париже, бомбардировки, бедность и ужас тех лет — и немного в русской литературе таких трагических книг, как эта" (Н.Ж. 1952. №31. С.323). Обращение сразу к последней части романа Н.Берберова объясняет тем, что "первые две части, связанные между собой, не связаны с этой третьей. Чего-то, как будто, не хватает между детством и юностью Оли и ее последними годами жизни, не хватает жизни ее, которую она делила с А.М., но эта жизнь может быть узнана в десятке других его книг, в частности в "Взвихренной Руси". Поэтому разрыв частей в последней

книге Ремизова есть лишь недостаток этой книги — он восполнен был раньше" (там же). По мнению Н.Берберовой, с каждой новой книгой все яснее вырисовывается мироощущение писателя, которое и является причиной всех достоинств и недостатков его творений: "Мир как боль"

— его тема, о чем бы он ни писал. Мир — как боль сейчас, и мир, как боль — пятьдесят лет тому назад, и мир, как боль — триста лет назад. В этом мире могут быть радости-боли, встречи-боли, но больше всего в нем

— страха и жалости. И чем больше Ремизов живет и пишет, тем больше он чувствует эту боль, — он являет собою пример человека, который ни с каким ужасом не примиряется и ни к какому отчаянию привыкнуть не может" (там же). В.Пастухов считает, что романом "В розовом блеске" Ремизов превзошел предыдущие произведения, отмечает цельность и стройность его формы: "Уже в отношении литературных приемов эта книга задумана необычайно тонко" (Опыты. 1953. №1. С.203). Говоря о структуре произведения, критик отмечает постепенное нарастание внутренней напряженности повествования: "Первая часть поражает причудливостью словесных узоров. В ней все время чувствуется ласковая улыбка, иногда немного ироническая, которую, я думаю, знают все, читавшие А.Ремизова. Во второй части стиль становится прозрачнее и проще. В первой части окружение Оли — Серафимы Павловны. Быт русской революционной молодежи... Во второй части душа Оли. Нежная лирика. Прелесть чистоты, устремленность к жертве" (там же). Говоря о третьей части книги, В.Пастухов также подчеркивает ее ведущую роль в повествовании, концентрацию трагической напряженности романа: "В последней части отчаяние конца земного пути Серафимы Павловны Ремизовой на фоне завоеванного немцами Парижа. Здесь трагизм. Смерть Серафимы Павловны передана с потрясающей силой. И не только словами, а тем, что за ними. Пишет о самом близком, о самом сокровенном, о самом глубоком. Читатель непосредственно соприкасается с душой писателя. Это жутко. Это волнует. "В розовом блеске" — событие в русской литературе, эта книга, мне кажется, встанет рядом с самыми крупными произведениями нашей литературы" (там же). Сам Ремизов, оплакивая свою жену и друга в последней части романа, не прощается с ней навсегда, подчеркивает неизменность и неугасимость чувства, давшего ему возможность творить и после ее смерти: "Наши глаза, наши руки, наши сердца спаяны, — перевивались лучами" (с.252).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.