Научная статья на тему 'Образ женщины в произведениях А. М. Ремизова: к проблеме типологии'

Образ женщины в произведениях А. М. Ремизова: к проблеме типологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / WOMAN'S IMAGE / ТИПОЛОГИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА / TYPOLOGY / THE EVOLUTION OF THE IMAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белова Н.С.

Статья посвящена изучению типологии героинь «оригинальных» произведений А.М. Ремизова. Материалом для исследования послужили романы и повести писателя разных лет. Опираясь на классификацию Ю. Лотмана, мы выделяем три типа героинь у автора (жертва, женщина-героиня, демоническая женщина), которые многократно варьируются, создавая пересекающиеся типы страдающей героини, падшей мученицы и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в произведениях А. М. Ремизова: к проблеме типологии»

Белова Н.С.

Аспирант, кафедра литературы, Вологодский государственный университет

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.М. РЕМИЗОВА: К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ

Аннотация

Статья посвящена изучению типологии героинь «оригинальных» произведений А.М. Ремизова. Материалом для исследования послужили романы и повести писателя разных лет. Опираясь на классификацию Ю. Лотмана, мы выделяем три типа героинь у автора (жертва, женщина-героиня, демоническая женщина), которые многократно варьируются, создавая пересекающиеся типы страдающей героини, падшей мученицы и другие.

Ключевые слова: образ женщины, типология, эволюция образа

Keywords: woman's image, the typology, the evolution of the image

Особенная фигура в русской литературе XX в. - Алексей Михайлович Ремизов. Он привлекал как писатель, обладавший тайнами старинного «лада русской речи», как личность, сочетающая каждодневную жизнь с творчеством. Еще в 20-е годы XX века Д.П. Святополк-Мирский выявил «проблему Ремизова» и предупреждал критиков о том, что «постижение принципа его творчества является труднейшей и мудрёнейшей задачей, так Ремизов неуловим и многосторонен» [цитир. по 13, 9]. Это и привело к целому ряду работ, посвященных жизни и письму, автобиографическому и сновидческому методам творчества, стилевым особенностям А.М. Ремизова. Исследователи рассматривают манеру, орнаменталистику Ремизова, его принадлежность к литературным группировкам. Следует назвать работы А. Грачевой, Н. Кодрянской, Е. Обатниной, И. Даниловой, О. Раевской-Хьюз, А. Данилевского, Ю. Розанова, С. Доценко и многих других.

Исследователи поднимают много вопросов, однако в ремизоведении отмечается еще ряд слабоизученных или вовсе не изученных проблем. Одна из них - проблема типологии героинь ремизовских произведений. Проблематика «женственного» неразрывно связана с поиском нравственного идеала и является одной из основных в творчестве писателя.

Материалом для данного исследования послужили романы и повести Ремизова разных лет (роман «Пруд» (1905), повесть «Часы» (1908), повесть «Крестовые сестры» (1910), роман «В розовом блеске» (1952)). Все они относятся к так называемому «оригинальному» творчеству писателя. Многочисленные пересказы Ремизовым фольклорных сказок, апокрифических легенд, произведений средневековой литературы, где, разумеется, тоже есть женские образы, нами не учитывались.

С опорой на классификацию Ю. Лотмана[5] мы выделяем три типа героинь у автора - страдалица, женщина-героиня, демоническая женщина.

В 1900-х А.М. Ремизов активно не принимает окружающую действительность, отвращающую своим антигуманным характером, навязанным ей, как предполагал Ремизов, свыше - злой надмирной волей. Героиня его первых произведений - идеал декадентской женщины. В дореволюционном творчестве намечены основные социально-психологические категории ремизовских героинь. Типы «страдалицы», «жертвы», «женщины-героини», продажной женщины многократно варьируются и переплетаются, создавая смежные, пересекающиеся типы страдающей героини, падшей мученицы.

В раннем романе «Пруд» семейная генеалогия главного героя Николая Финогенова идет по двум ветвям. Мужская ветвь отмечена безжалостной борьбой за власть. Женская ветвь отмечена слабостью, жертвенностью, святостью и мученичеством [13, 59].

Исследователи творчества А. Ремизова отмечали, что роман построен на соотношении антиномических пар - о. Глеб и Арсений, Николай и Александр [1]. Хочется отметить и пару Машка - Маргаритка. Они

представляют два различных типа миропонимания: возвышенная, влюбленная Машка и приземленная, продажная Маргаритка, Машка - Добро, Маргаритка - Зло. Но есть в их судьбе много общего, они не могут существовать отдельно, и, если в первой редакции романа мы лишь проводим ассоциации между Машкой и Маргариткой, то во второй, хоть автор и углубляет контраст между девушками, но пишет напрямую «И два женских образа, шепча, сливались во единый, одно тело, тело покрывалось струпьями, назревающими, сине-красными, и пыхали запахом мази и гниения» [9, 380].

Все женские персонажи романа «Пруд» - несчастная Варенька, мать главного героя, любимая девушка Татьяна, продажная Маргаритка, дворовая Машка схожи между собой - все они, будь то страдалицы или демонические женщины, сознательно или бессознательно, жертвы главного героя. Всех их объединяет грех, падение и часто смерть. И все они - Богородица, просящая не за себя, а за душу грешника - самого Николая.

Сходные женские характеры представлены во многих ремизовских книгах. Так, центральная женская фигура повести «Часы» - Христина -олицетворяет вечные ценности покорной любви и смирения. Характеризуется она следующими эпитетами: первая красавица, женщина до самых глубин своих душевных. В первой редакции романа она - Христина Федоровна, во второй же получает фамилию - Христина Клочкова (можно считать ее говорящей: Клочкова - имеющая рваную, клочковатую судьбу).

По классификации Ю. Лотмана можно отнести Христину к типу страдалиц и отчасти героинь. Но полностью под эти категории она не подходит, она не меняется, все больше погружаясь в серый быт, бессмысленность существования загнивающего провинциального городка. Она страдает, но не очищается страданием [12, 45].

Таким образом, в ранних декадентских книгах А. Ремизов изображает героинь, живущих в мире безумия и безнадежности. Они - жертвы обстоятельств, общества или героев-мужчин, противопоставлены последним.

В то же время героини объединяют в себе ангела и демона, женское и мужское начала. В романе «Пруд» и повести «Часы» автор изображает идеал женщины декаданса.

Писатель противопоставляет мужское и женское начала, как плоть и дух. Но все ли ремизовские героини святы и безгрешны?

Ф.М. Достоевский видел в женщине сочетание «идеала мадоннского» и «идеала содомского», утверждал чистое в женщине, по мнению общества, недостойной и падшей. Поэтому по отношению к данному типу героинь, встречающихся не только в произведениях Достоевского, мы предлагаем оксюморонное определение «падшая мученица». Женщины проходят путь от падшей до святой, иногда наоборот.

Встает вопрос, может ли данное определение быть использовано по отношению к ремизовским героиням. Обратимся к образу падшей женщины, который ярко обозначен в произведении «Крестовые сестры».

Роман - галерея несчастных женских ликов, до бесконечности дробящихся, а затем складывающихся в единый образ России [7, 38]. Рядом с Маракулиным живет Верочка, мечтающая стать "великой актрисой", чтобы бросивший ее, но до сих пор любимый человек увидел, кого он лишился, и вернулся бы к ней; в соседней комнате живет другая Вера, упорная, мечтающая выдержать экзамен на аттестат зрелости и попасть в медицинский институт, которая когда-нибудь, по мысли Маракулина, так и умрет за учебником физики Краевича. Там - разбитая любовь, разбитая жизнь; здесь - безнадежный труд, разбивающий жизнь; и там, и здесь - горе неисходное [3]. Все эти несчастные, включая Серафиму Павловну в строке посвящения, - сестры по кресту. Крестовые сестры - женщины, обменявшиеся своими нательными крестиками. Какими же «крестиками» обменялись героини Ремизова?

Женщины-героини покорны, воспринимают насилие как неизбежность, они принимают на себя чужую вину, прощают все обиды. Мотив падения, изнасилованной души и тела слышен на протяжении всего романа

«Крестовые сестры». Это и Вера Вехорева, продавшаяся ради славы, и страдалица Евгения, преследуемая мужчинами, и чудотворная Верушка.

В. Марков недоумевает «Зачем-то в романе целых три Веры, но даже если они все три «крестовые сестры», ими это сословие не исчерпывается» [6, 16]. Автор неспроста дает трем героиням романа одно имя, это, по нашему мнению, три ипостаси одной души, изнасилованной, забитой. Каждая из них несет веру, свою истину: учиться, прославиться. Но только Верушка несет в себе божественное, возвышенное: «Маракулин встретил в глазах ее что-то такое знакомое и необыкновенно близкое, только назвать не мог, и не припомнить ему, где однажды уж видел такое: огонек какой-то, нет, еще что-то, чего уж никак не спрячешь и у сонного под веками поблескивать будет» [10, 147]. В этом образе - лик с иконы, лик Богородицы.

То же божественное проступает и в Евгении, она - женский вариант Спасителя, по утверждению исследовательницы Е. Тырышкиной [15]. Неоднократно будучи жертвой насилия, Женя не обвиняет в этом никого: «А делали они то, что хотели, не потому, что лежало плохо, они делали все, на что их слепых бросало» [10, 169]. Женя отмаливает чужой грех, казня себя -она наносит кресты на свое тело за слепое, покорное злу человечество. В ней - прямая отсылка к образу Марии Магдалины. Жене дано особое зрение, чувствующее сердце, она не создана для земной жизни. Она, винящая во грехе только себя, прямо противопоставлена Вере Вехоревой, пытающейся обвиноватить весь мир.

Страдание, непринятость, неприютность, мученичество - вот те «крестики», которыми обменялись героини.

Мучениц и святых у Ремизова много. А.В Рыстенко первым это заметил. Женщины-подвижницы Ремизова-героини «Крестовых сестер», «Странницы», «Сестры усердной», те, кого автор образно называет «лице земное», рожденные для земных страстей, изначально несчастны. Такая судьба не выбиралась - она предопределена свыше [11, 45].

Можно разделить женские образы повести «Крестовые сестры» и романа «Пруд» на два противоположных класса: «падшие женщины» (Маргаритка и Вера Вехорева) и «падшие мученицы» (Машка, Верушка и Евгения). Второй класс отличается внутренней святостью, жертвенностью и, несмотря на падение, чистотой. Они вынуждены жить так, как живут, у них нет права выбора. Они вызывают, несомненно, сочувствие, жалость, но, в то же время, уважение. В них - Богородица. Но все же, все женщины в произведениях А.М. Ремизова - крестовые сестры, по словам Иванова-Разумника, «все изнасилованные жизнью, задавленные непосильной тяжестью, надорвавшиеся, измученные, погубленные» [2, 191].

Писатель, рисуя женские образы, движется от декаденства к поиску идеала, героини, идеальной во всем. Ей стала Оля из книги «В розовом блеске» (1952). Книга эта посвящена его жене - Серафиме Павловне Довгелло, с которой они познакомились в ссылке в Вологде, списана с нее. Он писал для нее и о ней - говоря о страхе жизни, испытанном в детстве, он заканчивает: «И только теперь могу сказать, что все принял и все приму и мне не страшно, потому что встретил тебя» [4, 182].

Оля - олицетворение идеальной, возвышенной любви: «в ней не было никакого кокетства». Как отмечает В. А. Туниманов, в Оле нет «инфернальных изгибов», по терминологии Достоевского, тянущих человека в пропасть [14, 30]. В Оле Ремизов сосредоточил всю свою чистоту, она -идеальная революционерка.

По мнению автора, «Оля - это мечта, "без которой ни Бога, ни его Древа Жизни"» [8, 629].

Читать Ремизова порой сложно, порой неприятно, порой страшно -сумасшествие, жестокий, тошнотворный быт, насилие на душой и телом - во многих его «оригинальных» произведениях. Писатель поднимает все современные ему проблемы - революции, мятежи, ссылки, не обходит он и важный для переломного периода стыка веков женский вопрос.

Многие исследователи и критики говорят о цельности и монотипности ремизовских героинь, действительно в их характере (особенно в дореволюционной прозе) есть общая черта - мученичества и всепрощения, пусть даже на бессознательном уровне.

У героинь ранних декадентских произведений личностное начало и стремление к свободе часто оказывается неразвитым, подавленным, причем вину за это автор возлагает на мужчину и социум, реже - на саму женщину.

В произведениях А. Ремизова эмигрантского позднего творчества (на примере романа «В розовом блеске») черты мученичества и всепрощения сохраняются, однако находят отражение изменения социального статуса женщины, ее самоощущения, положения в обществе и отношений с мужчиной, на первый план выходит характер, усиливается личностное начало героинь, их стремление выразить себя, сказать свое слово.

Эволюция женских образов в прозе Ремизова происходит по пути движения от декадентских взглядов, через символистские, революционные к поиску идеальной героини. Он создает знаковый образ декадентской женщины в ранних своих книгах («Пруд», «Часы»), рисует оксюморонный образ «падшей мученицы» в романе «Крестовые сестры», находит идеал в революционерке Оле («В розовом блеске»).

Переломная эпоха рубежа веков внесла свой вклад в изображение женщины, черт ее характера, ее положения в обществе, особенностей женской любви. Женский характер в произведениях Ремизова приобретает философскую функцию - образ женщины вписан в социальную проблематику, в гендерную борьбу и часто в этой борьбе побеждает.

Литература:

1) Данилевский А. А. О дореволюционных «романах» А. Ремизова // Ремизов А. Избранное. - Л., 1991.

2) Иванов-Разумник Р.В. Сочинения в 3-х томах. - Т.2. Творчество и критика. СПб, 1911.

3) Иванов-Разумник Творчество и критика. Статьи критические. 1908-1922. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivanov kritika/Ql.aspx

4) Кодрянская Н. Алексей Ремизов. - Париж, 1959.

5) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб, 1994.

6) Марков В. Неизвестный писатель Ремизов / Slobin G. Aleksej Remizov. Approaches to a Protean Writer, 1986. - С. 13-18.

7) Орлова С. Алексей Ремизов. Скоморох, колдун, юродивый. Между былью и небылью // Новое время. - 2000. - № 31. - С. 37-39.

8) Ремизов А.М. В розовом блеске. - М., 1990.

9) Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 томах. - Т. 1. Пруд. - М., 2000.

10) Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 томах. - Т.4. Плачужная канава. -М., 2001.

11) Рыстенко А.В. Заметки о сочинениях Алексея Ремизова. -Одесса, 1913.

12) Сёке К. Судьба без судьбы. Проблемы поэтики Алексея Ремизова. - Budapest, 2006.

13) Слобин Грета Н. Проза Ремизова, 1900—1921. - СПб, 1997. - С.

7-76.

14) Туниманов В. А. Тропа Ремизова к Лескову // Русская литература. - 1998. - № 3. - С. 18-32.

15) Тырышкина Е.В. «Крестовые сестры» А.М. Ремизова: концепция и поэтика. - Новосибирск, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.