Научная статья на тему 'Борец или лишний человек? (мужской образ в прозе А. М. Ремизова 1903–1910 гг. )'

Борец или лишний человек? (мужской образ в прозе А. М. Ремизова 1903–1910 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
252
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мужской образ / лишний человек / антиномические пары / А.М. Ремизов / автобиографизм / male image / odd people / antonymous couples / A.M. Remizov / autobiographism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жернова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются мужские образы в книгах Алексея Ремизова 1903–1910 гг. Герои несут авторскую правду, мировоззрение, часто в них угадывается сам писатель. Мужчина в его книгах – это плоть, слепая стихия, разрушительное начало в отличие от женщины, духовной и чистой. Герой А. Ремизова – мятущийся, лишний человек, который безуспешно пытается найти смысл жизни. Судь-бой ему предрешено быть несчастным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTER OR ODD MAN? (MAN'S IMAGE IN A. REMIZOV 'S PROSE OF 1903–1910)

The article is connected with male images in the A.M. Remizov’s books of 1903–1910-ies. They express the author's truth, world view, often we can see the writer himself in his heroes. A man in his books is a destructive principle in contrast to spiritual and pure women. A. Remizov's hero is a restless soul, man who unsuccessfully tries to find the meaning of life. It is preordained to him to be unhappy.

Текст научной работы на тему «Борец или лишний человек? (мужской образ в прозе А. М. Ремизова 1903–1910 гг. )»

№ 11 (33). 2016 г.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

БОРЕЦ ИЛИ ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК? (МУЖСКОЙ ОБРАЗ В ПРОЗЕ А.М. РЕМИЗОВА 1903-1910 ГГ.)

Жернова Наталья Сергеевна

аспирант 3 года обучения кафедры литературы Вологодский государственный университет,

160000, Россия, г. Вологда, Ленина, 15 E-mail: [email protected]

FIGHTER OR ODD MAN? (MAN'S IMAGE IN A. REMIZOV 'S PROSE OF 1903-1910)

Natalia Zhernova

A 3rd year Postgraduate student, Department of literature, Vologda State University,

160000, Russia, Vologda, Lenina St., 15

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются мужские образы в книгах Алексея Ремизова 1903-1910 гг. Герои несут авторскую правду, мировоззрение, часто в них угадывается сам писатель. Мужчина в его книгах - это плоть, слепая стихия, разрушительное начало в отличие от женщины, духовной и чистой.

Герой А. Ремизова - мятущийся, лишний человек, который безуспешно пытается найти смысл жизни. Судьбой ему предрешено быть несчастным.

ABSTRACT

The article is connected with male images in the A.M. Remizov's books of 1903-1910-ies. They express the author's truth, world view, often we can see the writer himself in his heroes. A man in his books is a destructive principle in contrast to spiritual and pure women.

A. Remizov's hero is a restless soul, man who unsuccessfully tries to find the meaning of life. It is preordained to him to be unhappy.

Ключевые слова: мужской образ, лишний человек, антиномические пары, А.М. Ремизов, автобиографизм.

Keywords: male image, odd people, antonymous couples, A.M. Remizov, autobiographism.

Рассматривая систему персонажей литературных произведений, исследователи и критика соотносят мужские и женские образы. В настоящее время большое внимание уделяется тендерной проблематике книг. Понятие «тендер» используется для разделения социальных (тендер) и биологических (пол) характеристик мужчин и женщин.

Современные тендерные исследования в области русской классики выработали две противоположные типологии персонажей: «в основе одной из них - типологии мужских персонажей - лежит социальный фактор, фактор культуры: "маленький человек", "лишний человек", "новый человек"» [5, с. 34].

В книгах А. Ремизова чаще главными персонажами являются герои-мужчины. Они несут авторскую правду, мировоззрение, часто в них угадывается сам писатель. В дореволюционной прозе («Пруд», «Часы», «Крестовые сестры») Ремизов противопоставляет мужчину и женщину как плоть и дух, углубляет конфликт между ними. Это явно прослеживается во взаимоотношениях Николая и Тани, Сергея и Христины, Цыганова и Евгении.

Мужское начало представлено автором как слепая стихия, в христианской идеологии традиционно

связывается с властью Дьявола. У Ремизова, по мнению Е.В. Тырышкиной, женщина, страдающая от этих страстей, внутренне далекая от них, терпящая муки, умеющая отречься от себя во имя других- изначально ближе к Богу, чем мужчина, которому нужно изжить в себе природное разрушительное начало, чтобы возвысить свой дух [6, с. 79].

Часто писатель изображает реальных людей, события и факты своей жизни в текстах, они равнозначны вымышленным и заимствованным героям и сюжетам. В течение всего литературного пути Ремизов формировал образ самого себя, складывая миф собственной жизни.

В романе «Пруд» (1905) каждый из персонажей является частью, частицей или микрочастицей авторского «я» - единственного самодостаточного и все заполняющего героя произведения [2, с. 9]. Фабула романа - последовательность жизненных вех Николая Финогенова, внешность и характер которого во многом совпадают с ремизовскими. Семейная генеалогия Николая идет по двум ветвям. Мужская ветвь отмечена безжалостной борьбой за власть, женская -слабостью, жертвенностью и мученичеством [4, с. 59].

Библиографическое описание: Жернова Н.С. Борец или лишний человек? (мужской образ в прозе А.М. Ремизова 1903-1910 гг.) // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 11(33). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3931

№ 11 (33). 2016 г.

Николай - мятущаяся душа, он пытается найти любовь и не может, он безуспешно ищет смысл существования. Он лишний человек, становится причиной гибели матери, Маши, дяди. Когда Коля влюбляется в продажную девку Маргаритку, впервые возникает образ земли обетованной, образ ангельских крыльев (как один из главных мифологических лейтмотивов романа), но крылья эти в слипшихся комьях кровавой грязи - с этого момента начинается Колино паденье. Следует отметить не просто образ черных крыльев, Ремизов рисует крылья в кровавой грязи, что символизирует неизбежность грядущей смерти. Неразрывно связан с образом Маргаритки образ утраченного рая.

Исследователи творчества А. Ремизова отмечали, что роман построен на соотношении антиномических пар - о. Глеб и Арсений, Николай и Александр.

Важными в сюжетном развитии романа выступают противопоставленные фигуры «Андрониев-ского старца» о. Глеба и богатого промышленника Арсения Огорелышева. С точки зрения бытовых отношений и эмпирической реальности они представляют два разных типа миропонимания: жестокий и прагматичный Арсений и кроткий праведник Глеб. Их жизненные судьбы построены по принципу инверсии: Глеб начинает с преступления и приходит к праведности, а Арсений начинает с мыслей о всеобщем земном устроении, а перед смертью его ненавидят многие им униженные. Старец и промышленник разные, но образуют пару, настолько неразрывную, что смерть одного из них вызывает смерть другого. Ремизов противопоставляет Добро и Зло, что символизирует, по его мнению, появление в мире всех ужасов, жизненных невзгод и бед.

Проблема противопоставления доброго и злого появляется и в других книгах писателя. В 19031904 гг. Ремизов пишет повесть «Часы», в которой выделяются две связанные друг с другом линии сюжета: первая из них - история «бунта» уродливого мальчика Кости Клочкова против часов. Образ Кости автобиографичен (мотив "сломанного носа"). Вторая линия - любовная, в центре которой Нелидов. Он слышит голос (разума или другой - неясно), он словно уверяет себя в любви к Христине, одновременной испугавшись этой ответственности. Е. Горный говорит о любви персонажа: «В раздумьях Нелидова метафизика любви выражена рядом афоризмов: "любить и не хотеть так овладеть любимым человеком невозможно. А овладеть так человеком и уничтожить его - одно и то же"; "если полюбишь, а тебя не полюбят, ты погибнешь"» [1, с. 203]. В конце герой

решает, что Христина несчастна, и что замуж за Сергея она вышла только из жалости. Е. Горный делает вывод, что ситуация неразрешима, любовь фатальна, но и взаимная, и безответная любовь неизбежно приводит к смерти одного из любящих [1, с. 204]. Любовь в повести либо оборачивается смертью, либо осуществляется в уродливых, искаженных формах. Нелидов - лишний человек, ему Судьбой предрешено погибнуть под поездом.

Еще один несчастный, ненужный человек - главный герой повести «Крестовые сестры» Маракулин. Образ его практически списан с самого Ремизова, многие из описываемых событий писатель испытал на себе. Маракулин - еще одна личина, маска самого автора.

Он мечтает о любви, о Вере, о Париже, но мечтам не суждено сбыться. Земная жизнь - жизнь скорби, блаженство - за чертой земного существования. И последней каплей становится сцена, которую видит Маракулин из своего окна: поет нищенка, бродящая со двора во двор, безногая девочка Маша, Мурка.... Мурка, бедная, безвинная кошка, которую кто-то накормил стеклом или гвоздями. Животное не только противопоставляется человеку, но также отражает внутренний мир, переживания героя. И чудится Ма-ракулину постоянно Муркино мяуканье, «постиг он в Муркином мяуканье, в обреченности Мурки мяукать, какую-то высшую справедливость, кару за какой-то Муркин изначальный грех, неискупленный и незаглаженный» [3, с. 110]. За какой такой грех наказана так жестоко Мурка? Не иначе как за грех человеческий. Маракулин чувствует вину свою - перед Верочкой, которую не спас от падения, перед матерью, могилу которой он так и не навестил, вот и мяукает кошка Мурка как напоминание, как кара за грех маракулинский.

Схожи страдания безвинных тварей со страданиями души человеческой - Коли, Нелидова, Мараку-лина. Стонет умирающая кошка, визжит придавленная собака, а кажется, что плачет человек, потерявший себя в безликости, серости мира. Плачет «изнасилованная» душа.

Мужчины-герои дореволюционной прозы А. Ремизова схожи и монотипны: они, глубокие скептики, безуспешно ищут смысл существования в работе, любви. Они мятущиеся души, ревнивые и деятельные. Не имея возможности реализоваться, скучая, они разрушают себя сами. Судьбой, Роком им предрешено быть несчастными. Все это позволяет сделать вывод, что мужчина-герой в книгах А. Ремизова 1903-1910 годов - лишний человек.

Список литературы:

1. Горный Е. Заметки о поэтике Ремизова: "Часы" // В честь 70-летия профессора Ю. М. Лотмана. - Тарту, 1992. - С. 192-209.

2. Грачева А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы). - СПб, 2010.

3. Ремизов А. М. Собр. соч. - Т.4. Плачужная канава. - М., 2001.

4. Слобин Грета Н. Проза Ремизова, 1900-1921. - СПб, 1997. - С. 7-76.

5. Строганова Е. Категория «гендер» в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч. конф., Тверь, 2-4 июня 2000 г. - Тверь, 2000. - С. 32-37.

6. Тырышкина Е.В. «Крестовые сестры» А.М. Ремизова: концепция и поэтика. - Новосибирск, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.