Научная статья на тему 'РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Учитель музыки: Каторжная идиллия”'

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Учитель музыки: Каторжная идиллия” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957). “Учитель музыки: Каторжная идиллия”»

"Учитель музыки: Каторжная идиллия" / Подгот. текста, вступ. ст. и прим. А.д'Амелия. (Париж: La Presse Libre, 1983) — книга, над которой Ремизов работал в 30-40-е, завершив ее в начале 1949. В окончательной редакции "Учитель музыки" — монтаж различных материалов и своеобразных жанров, сливающихся в единое произведение. А.д'Амелия пишет, что "первоначальный замысел "Учителя музыки" возникает у писателя примерно в 1930-31, когда он перерабатывает некоторые произведения, ранее изданные в Петербурге, для парижского журнала "Воля России". Здесь впервые точно определяется жанр новой книги. Если раньше это были короткие рассказы и очерки, то теперь — "стоглавая повесть" воспоминаний под общим названием "Учитель музыки". Новое название и портрет героя, А.А.Корнетова, как "учителя музыки", появляются впервые в 1931 при публикации первой части книги в "Воле России", №1/2 (окончание книги появилось в № 7/9 и 10/12). В окончательном варианте, подготовленном самим писателем, текст состоит из 7 частей с предисловием и послесловием. В свою очередь, каждая часть делится на многочисленные главы, подглавы, разделы и подразделы. Ремизов говорит о подобном членении: "Я рассказчик на новеллу, не больше" (Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С.109). Говоря о структуре произведения, А.д'Амелия отмечает, что "картина эмигрантской жизни Парижа 19241939 создана в "Учителе музыки" из обрывков воспоминаний и личных переживаний Ремизова, перемежающихся многочисленными ссылками и цитатами из его любимых произведений. Началу повествования предшествует "предисловный рассказ"... т.е. предварительный рассказ о герое, А.А.Корнетове, и о главных действующих лицах, об их характерах, их мировоззрении и вообще о жизни русской интеллигенции в начале века в Петербурге" ("Автобиографическое пространство" Алексея Михайловича Ремизова // Ремизов А.М. Учитель музыки. С.2). Исследователь определяет внутренний строй повествования, как "печальное путешествие по лабиринту личной и общественной памяти" и мысли о "любимых писателях: "чародейник" Гоголь, страдающий Достоевский, лукавый Розанов". Это "мозаика из коротких рассказов, литературных очерков, жизненных сцен, путевых заметок, сказок, некрологов, которые то следуют друг за другом, то сливаются воедино, не соблюдая хронологической последовательности" (там же). Автобиографичность книги заявлена Ремизовым в 1949, когда,

перерабатывая материалы для окончательной редакции "Учителя музыки", писатель дает краткое предисловие ко всему тексту, в котором "раскрывает свой замысел: включить эту повесть в число автобиографических страниц. "Учитель музыки — моя бытовая биография" (Там же. С.27). В окончательной редакции книги автор, по утверждению А.д'Амелия, "подчеркивает автобиографический характер текста: "прошу не путать никого с А.А.Корнетовым, ни с кем из его знакомых и приятелей, это я сам" (Там же. С.28). Исследователь отмечает и эклектичность материала, на котором строится повествование: "в "Учителе музыки" бытовые эпизоды перемежаются с сюжетами, заимствованными из журналистской хроники, рассказ о сибирских колдунах соседствует с воспоминаниями детства, за ними следуют африканские сказки, описание путешествий и паломничеств, размышления о человеческом страдании" (там же). Осмысливая символическое содержание книги, А.д'Амелия делает печальный вывод о том, что "Учитель музыки" — не только повесть о парижских годах Ремизова, но и притча "о гибельной окостенелости человека, оторванного от своего языка и культуры, о горькой замкнутости человека в самом себе, в своем доме, в своей комнате-келье-каторге, притча о человеке, приговоренном к незрению, к "крысиной доле", к утрате сказочной и игровой стороны существования" (Там же. С.23).

О.А.Чуйкова

"Иверень" (Париж: YMCA-Press, 1986) по содержанию следует хронологически за книгой "Подстриженными глазами". "Иверень" описывает период от ареста в Москве в ноябре 1896 до окончания ссылки в Вологде в мае 1903. О.Раевская-Хьюз отмечает, что писать "Иверень" Ремизов начал "с конца": завершающая глава "Северные Афины" была опубликована в журнале "Современные записки" в 1927. Остальные главы писались "во второй половине сороковых и начале пятидесятых годов" ("Иверень". Париж, 1986. С.288). Название книги, которое, по словам О.Раевской-Хьюз, вызывало недоумение у современников автора, означает осколок или выблеск и "хотя это слово привлекало его своим смыслом и звучанием, он готов был пожертвовать этим названием, предлагая озаглавить книгу "Кочевник". Но перемена названия никакой роли в издательской судьбе книги не сыграла и книга издана не была" (Там же. С.288). По мнению О.Раевской-Хьюз, роман выделяется из череды других автобиографических произведений Ремизова тем, что:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.