РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Окладников А.Ю. , слушатель
Российская академия государственной службы при Президенте РФ
Аннотация. Этот текст открывает нормативные основания реализации деятельности ремесла и ее регулирования. Автор имеет leaded к заключению, которое изготовляет вручную навык как организационная-индустриальная форма поддержки и восстановления национальных художественных ремесел к России, развивается вследствие внимания властей и общественных ассоциаций регионального уровня
THE HANDCRAFT MASTERSHIP IN STRUCTURE OF SMALL BUSINESS AND FEATURE OF ITS REGULATION IN MOSCOW
Okladnikov A.J. - the student
Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation
Annotation. This text opens normative bases of realization of the handcraft activity and its regulation. Author has leaded to a conclusion, that handcrafts skill as the organizational-industrial form of support and restoration of national art crafts to Russia, develops owing to attention of authorities and public associations of a regional level
Народные художественные промыслы, ремесленничество представляют собой необъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации, их сохранение, возрождение и развитие является важной государственной задачей.
Всемерная поддержка и развитие ремесленничества и традиций народных промыслов является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти регионов, городов и муниципальных образований, широкого круга общественных объединений в центре и на местах.
Тем не менее, в практической реализации задач в данном направлении существует немало трудностей, в первую очередь, нормативно-правового уровня. Так, до сих пор отсутствует общепринятое понятие «ремесленной деятельности», «ремесленничества», хотя в федеральном законодательстве встречаются отдельные нормы, характеризующие
правовой статус субъектов ремесленничества. В частности, статья 23 Закона РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 следующим образом предусматривает порядок предоставления поддержки хозяйствующим субъектам в области ремесленной деятельности:
1 В целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности.
2 Оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат ремесел, центров ремесел, и обеспечения их деятельности;
- финансовой, имущественной, консультационной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в области ремесленной деятельности.
Естественно, что этими положениями ситуация с развитием ремесленничества в нашей стране не ограничивается. Так, например, предпринимались попытки принятия специального закона, регулирующего правоотношения в сфере ремесленничества на федеральном уровне, в частности с 2001 года на рассмотрении Государственной Думы РФ находился проект Федерального закона «О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации, который, тем не менее, в 2005 году был снят с рассмотрения и до настоящего времени на федеральном уровне такой нормативный акт отсутствует.
В свою очередь, такая правовая неопределенность с разной степенью эффективности компенсируется региональными актами и документами, регулирующими ситуацию в сфере ремесленничества на местах. Так, согласно Закону г. Москвы от 16.06.1999 г. №25 «О ремесленной деятельности в городе Москве» (далее - Закон о ремесленничестве) под ремесленной деятельностью (ремесленничеством) понимается деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел (ремесленных профессий), по производству продуктов труда, в том числе
1 Цит. по: Нормативно-правовое регулирование деятельности
субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационно-справочное пособие. - М., 2007. - С.170.
относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.
Весьма важно отметить, что ремесленная деятельность в столице изначально развивалась как один из видов деятельности субъектов малого предпринимательства. Она осуществляется при непосредственной поддержке органов власти г. Москвы в соответствии со статьей 5 упомянутого выше закона о ремесленничестве.
Перечень видов ремесленной деятельности, дополнения и изменения к нему регулярно утверждаются распоряжением Мэра Москвы по представлению Московской палаты ремесел, согласованному с уполномоченным органом. В настоящий момент перечень установлен распоряжением Мэра Москвы от 04.07.2001 г. №643-РМ и включает в себя 90 видов деятельности (с кодами общероссийского классификатора видов экономической деятельности), среди которых: прядильное, ткацкое и отделочное производство; скорняжное и шорное дело; столярное и бондарное, плотницкое дело; художественное литье, производство ювелирных изделий, музыкальных инструментов, игрушек из различных материалов; деревянное зодчество; мозаичные работы, иконопись, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов, домашнего обихода и др.
Согласно статье 4 столичного Закона о ремесленничестве, основными критериями возможности отнесения той или иной профессии к категории ремесленных являются:2
- производство конечного продукта труда без использования устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредственного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования;
- индивидуальность объективных и субъективных характеристик продукта труда при выполнении разными лицами однородных операций.
Ремесленником согласно московскому законодательству считается мастер (подмастерье), самостоятельно либо при помощи подмастерьев и (или) учеников производящий конечный продукт труда, в том числе относящийся к изделиям народных промыслов, на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации, и отвечающий исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам.
2 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационносправочное пособие. - М., 2007. - С.100.
Достаточно подробно разработан в Законе города Москвы «О ремесленной деятельности в городе Москве» алгоритм профессиональной подготовки и образования ремесленников, который включает в себя две ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
- первая ступень - начальное профессиональное образование, образовательные программы которого реализуются профессиональными училищами; по результатам итоговой аттестации ремесленник получает квалификацию «подмастерье»;
- вторая ступень - среднее профессиональное образование, образовательные программы которого реализуются профессиональными лицеями и колледжами.
В соответствии с вышеуказанным законом, действует Ремесленный реестр3, являющийся подсистемой Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы.
Реестр создан в целях: регистрации обращений субъектов ремесленничества с просьбой об оказании им помощи; принятия решений о предоставлении им дополнительных льгот и преимуществ, установленных законодательными и иными нормативными актами города Москвы; хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней; решения аналитических задач по выявлению тенденций развития ремесленничества Москвы; сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами ремесленничества.
Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов ремесленничества с просьбой о внесении их в Реестр или оказании им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах ремесленной деятельности, включенных в Реестр, и решениях, принятых по их заявлениям.
Так, к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, относятся включенные в Ремесленный реестр г. Москвы:4
- физические лица - ремесленники;
- юридические лица - субъекты малого предпринимательства, ведущие ремесленную деятельность, для которых вид деятельности и вся выпускаемая продукция, за исключением сопутствующих товаров, аксессуаров и им подобной продукции, производимой дополнительно к основным товарам, работам и услугам, при условии, что объем их производства не превышает 10 процентов от общего объема производимой продукции, должны отно-
3 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационносправочное пособие. - М., 2007. - С.103.
Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационносправочное пособие. - М., 2007. - С.107.
ситься к одному из видов ремесленной деятельности, определяемых распоряжением Мэра Москвы; не менее 20 процентов работающих по трудовому договору (контракту) на данном предприятии или у ремесленника - индивидуального предпринимателя должны иметь квалификацию мастера или подмастерья; ремесленники принимают личное участие в производственном процессе и имеют более 50 процентов доли (пая) или вклада в складочном (уставном) капитале или общем имуществе простого товарищества;
- Московская палата ремесел;
- центры ремесел.
Обязательным условием для субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на поддержку со стороны органов власти г. Москвы (кроме Московской палаты ремесел и центров ремесел), является обеспечение передачи навыков, опыта и мастерства ремесленной профессии посредством подготовки учеников в соответствии с нормами количества учеников, утвержденными Правительством Москвы, исходя из численности и профиля ремесленного предприятия, регламента обучения и порядка присвоения квалификации (ст. 4 Закона о ремесленничестве).
В статье 5 Закона о ремесленничестве закреплены такие формы приоритетной поддержки субъектов ремесленничества столицы, как:
- предоставление отдельным категориям ремесленников, работающим в приоритетных для города сферах деятельности, льготных субсидий и кредитов из средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства;
- установление по решению Мэра Москвы арендной платы на уровне бюджетных организаций для Московской палаты ремесел и центров ремесел, одним из учредителей которых является уполномоченный орган Правительства Москвы, ответственный за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в городе;
- установление пониженных ставок оплаты аренды помещений, зависящих от числа учеников, находящихся на обучении у мастера, с учетом норм количества учеников, утвержденных Правительством Москвы, численности персонала и профиля ремесленного предприятия.
Основным органом государственной поддержки субъектов ремесленничества в столице является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, в структуре которого действует Комиссия по развитию малого предпринимательства в сфере ремесленничества, сувенирной продукции, художественных промыслов и производств, образованная на основании соответствующего распоряжения этого Департамента.5
5 Подробнее см.: Распоряжение от 06.10.2005 г. №33 «О создании комиссии по развитию малого предпринимательства в сфере
Целью деятельности данной Комиссии является координация усилий органов власти, организаций инфраструктуры малого бизнеса Москвы, предпринимателей и их объединений по оказанию поддержки субъектам предпринимательской деятельности в организации и расширении производства, продвижении на московский, региональные и зарубежные рынки сувенирной и ремесленной продукции, изделий художественных промыслов и производств, а также содействие возрождению, сохранению, популяризации и развитию культурных и профессиональных традиций московского декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов, производств и ремесел.
В компетенцию Комиссии по развитию ремесленничества входят:
- рассмотрение вопросов реализации проектов комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве, а также других проектов и программ Правительства Москвы, направленных на поддержку и развитие ремесленничества, сувенирной индустрии, художественных промыслов и производств, а также продвижение их продукции на московский, региональные и зарубежные рынки;
- координация деятельности организаций, реализующих проекты в сфере ремесленничества, изготовления и реализации сувенирной продукции, художественных промыслов и производств, в том числе с привлечением бюджетных средств г. Москвы, предназначенных на развитие и поддержку малого предпринимательства;
- организация взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти г. Москвы, организациями и объединениями предпринимателей по вопросам поддержки и развития ремесленничества, декоративно-прикладного искусства, сувенирной индустрии, художественных промыслов и производств. Важнейшей общественной организацией, специализирующейся на поддержке субъектов ремесленничества и тесно сотрудничающей с органами исполнительной власти Москвы в этом направлении, является Московская палата реме-сел.6 Это не коммерческое партнерство, негосударственная организация, основанная на членстве коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, объединившихся на основе добровольности и общей заинтересованности в развитии и защите интересов ремесленничества.
Основными целями Московской палаты являются оказание комплексного содействия в защите прав своих членов, подготовка и аттестация ремесленных кадров, их консультативно-информационное
ремесленничества, сувенирной продукции, художественных промыслов и производств».
6 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационносправочное пособие. - М., 2007. - С.112-113.
обеспечение, создание и развитие инфраструктуры поддержки ремесленничества.
Таким образом, неотработанность концепции и единых подходов на федеральном уровне, отсутствие основополагающих директивных документов по развитию ремесленничества как составной части малого предпринимательства заметно сдерживают развитие народных художественных промыслов, наполнение рынка добротными товарами и изделиями декоративно-прикладного искусства, пользующихся повышенным спросом у населения и многочисленных зарубежных туристов.
Список литературы
1 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в городе Москве: Информационно-справочное пособие. - М., 2007.
2 Закон г. Москвы от 16.06.1999 г. №25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»
3 Распоряжение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы от 06.10.2005 г. №33 «О создании комиссии по развитию малого предпринимательства в сфере ремесленничества, сувенирной продукции, художественных промыслов и производств».
The list of the literature
1. Normative legal regulation of activity of subjects of small business in the city of Moscow: the Directory grant. - М., 2007.
2. The law of Moscow from 16.06.1999 №25 «About craft activity in the city of Moscow».
3. The order of Department of support and development of small business of Moscow from 06.10.2005 №33 «About creation of the commission on development of small business in sphere of workmanship, souvenir production, art crafts and manufactures?.
Рецензия
В период интенсивного развития рыночных отношений и глобализации экономики немаловажное значение имеет развитие малого и среднего бизнеса, вносящего значительный вклад в формирование внутреннего валового продукта (до 40% в развитых странах). Стимулируя в России вышеназванную составляющую экономики, следует констатировать, что государство недостаточно точно внимания уделяет развитию культурного наследия, реализуемого в товарах народного промысла и ремесленничества.
В статье представлена оценка динамики нормативноправового регулирования ремесленничества и выявлены недостатки в декларируемой концепции развития народных промыслов. Обоснована эффективность подходов к решению проблемы наполнения рынка товарами традиционного декоративно- прикладного искусства. Автором предложены реальные методы регулирования малого и среднего бизнеса в части материализации культурных традиций, производства эксклюзивных товаров, имеющих стабильный рынок сбыта, поэтому статья Окладникова А.Ю. рекомендуется к публикации в рецензируемом журнале.
Доктор экономических наук, профессор И.И. Лютова