Научная статья на тему 'Религия в культуре'

Религия в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
761
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HUMAN ACTIVITY / ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / FUNCTIONS OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Геннадий Владимирович

Сущность религии объясняется средством человеческой деятельности; характеризуются основные признаки религии как фактора культуры; описываются функции религии в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN CULTURE

The essence of religion is explained by means of human activity; characterized by the main features of religion as a cultural factor, describes the function of religion in culture.

Текст научной работы на тему «Религия в культуре»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ/PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 101.1

РЕЛИГИЯ В КУЛЬТУРЕ RELIGION IN CULTURE

©Баранов Г. В.

SPIN-код: 6385-0144 д-р филос. наук

Финансовый университет при Правительстве РФ г. Омск, Россия, 2014gennadii@mail.ru

©Baranov G.

SPIN-code: 6385-0144 Dr. habil.

Finance University under the Government of the Russian Federation

Omsk, Russia, 2014gennadii@mail.ru

Аннотация. Сущность религии объясняется средством человеческой деятельности; характеризуются основные признаки религии как фактора культуры; описываются функции религии в культуре.

Abstract. The essence of religion is explained by means of human activity; characterized by the main features of religion as a cultural factor, describes the function of religion in culture.

Ключевые слова: религия; культура; человеческая деятельность; функции религии.

Keywords: religion; culture; human activity; functions of religion.

В истории культуры созданы многочисленные варианты объяснения специфики, сущности и многообразия религии, в том числе учеными-философами. Некоторые из них в абстрактных описаниях представлены в форме философского практикума [1, 2, 3].

Области исследований проблем религии в современной философской культуре России определяются номенклатурой специальностей научных работников в версии 2009 г. с последующими уточнениями. Отрасль наук, в которой исследуются философские проблемы религии, называется «философские науки». Исследование проблем религии средствами светской научной философии производится по областям исследования, установленных для двух философских специальностей: специальность 09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры; специальность 09.00.14 Философия религии и религиоведение [4].

Специалистами ВАК специальность «Философия и история религии» выделяется автономной частью в составе специальности 09.00.13 и конкретизируется термином «Религиоведение». Области исследования философских проблем религии по направлению «Религиоведение» в составе философской специальности 09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры составляют 35 областей.

Областей исследования проблем познания религии в составе философской специальности 09.00.14 Философия религии и религиоведение — 47, в том числе:

1. Предметное поле философии религии; методы философского исследования религии. 2. Место философии религии в системе философского знания и методологические функции философии религии и в исследованиях религии. 3. Проблема религии в истории философии. 4. История философии религии. 5. Проблемы религии в различных философских

направлениях. 6. Проблемы религии в философии постмодерна. 7. Философия религии и религиозная философия. 8. Содержание религиозных онтологии, гносеологии, социологии, историософии, антропологии, этики, эстетики, аксиологии, учений о праве, учений об экономике, политике, государстве; особенности процессов познания, специфика морали, искусство, право в различных религиях и конфессиях. 9. Религиозные концепции личности. 10. Религиозно-философская антропология. 11. Человек в различных религиозно-философских концепциях. 12. Философская и религиозная танатология. 13. Религиозно-философские концепции культуры. 14. Религиозная культура; особенности буддийской, православной, католической, протестантской, мусульманской, иудаистской и других религиозных культур. 15. Эзотерические учения. 16. Метатеория религиоведения; методология, метатеория и теория в основных направлениях социологии, психологии, феноменологии, истории религии. 17. История развития религиоведческих знаний; история религиоведения. 18. Подходы к определению, объяснению и пониманию религии. 19. Миф и религия. 20. Взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры; религия в универсуме культуры. 21. Основы и предпосылки возникновения и существования религии. 22. Сакральные тексты религий мира. 23. Религии в контексте процессов глобализации. 24. Религия и политика; направления взаимовлияния. 25. Религия в контексте современной геополитики. 26. Государство (религия, религиозные организации). 27. Религиозные (конфессиональные) конфликты; связи религиозных конфликтов с иными типами конфликтов; религиозный экстремизм. 28. Религия и наука; история и современность. 29. Теология и вероучительные концепции в религиях мира. 30. Теизм, пантеизм, панентеизм, деизм, атеизм: содержание и сравнительное рассмотрение. 31. Экзегетика и герменевтика. 32. Язык религии. 33. Религиозный комплекс: религиозное сознание, деятельность, культ, отношения, организации; социальные функции религии. 34. Знаки и символы в религиях мира. 35. Многообразие религиозного опыта. 36. Феномен веры; особенности религиозной веры. 37. Религиозность: методы и результаты исследования. 38. Религия и личность. 39. Священное и профанное; священные предмет, пространство, место, время, слово, текст, человек, община. 40. Психология в практике религий мира. 41. Исследование истории конкретных религий в социально-экономическом, политическом и социокультурном контекстах. 42. Закономерности исторического развития религий.

43. Религия и семья, религия и этнос, религия и социальная стратификация.

44. Экуменическое движение: прошлое, настоящее и будущее. 45. Принцип свободы мысли, совести, религий и убеждений: содержание, закрепление в международных и внутригосударственных правовых документах. 46. Свободомыслие как явление духовной культуры. 47. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений [4].

Уникальная многомерность актуальных тем для философского осмысления религии объясняется сущностью и спецификой данного класса информационной культуры человечества. Специалисты истории культуры установили, что религия в системе культуры человечества существует в формах конфессий, религиозных течений, сект и иных специализированных классификационных единиц — не менее 488 вариантов (Религии мира: http://relig.land.ru). Предлагается использовать понятие «конфессия» для обозначения многообразия классификационных единиц религии, учитывая требование доступности и открытости («прозрачности») информации для современного потребителя.

Специалистами выделяются основные значения слова и понятия «конфессия», например: слово латинского языка, переводимое на русский язык словом «признание», «исповедание»; вероисповедание; официально признанный вариант религии; самостоятельная независимая от иных религиозная организация [5, с. 14]. Конфессия в абстрактном обобщении есть самостоятельная независимая от иных религиозная организация. В состоянии конфессий религия функционирует в культуре человечества.

Основные официальные общенациональные («мировые») конфессии: буддизм — с 3 в. до н.э.; христианство — с 1-2 в. до н.э.; ислам — с 7 в. н. э. Основные признаки: огромное число последователей; космополитизм — распространение за пределами наций и государств;

эгалитаризм — пропаганда равенства всех людей; апелляция («обращенность») ко всем социальным группам.

Основные официальные национальные конфессии: иудаизм — с 7 в. до н.э. — первая монорелигия еврейского этноса; древнеегипетская религия — с сер. 1 в. до н.э. — первая политеистическая религия египетского этноса; синтоизм — религия японского этноса; индуизм — религия индийского этноса; иные.

По причине огромного количества «истинных» и «неистинных» вариантов конфессий формирование понятия «религия» происходит методом «изолирующего абстрагирования» [6, с. 20-21]. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от единичных особенностей объекта, оцененных познающим субъектом в качестве несущественных, вторичных.

Выделенные методом абстрагирования основное значение слова и понятия «религия», по мнению автора: религия — класс информационной культуры человечества, организованный на вере в реальное существование в бытии всемогущих сверхъестественных идеальных объектов, которым необходимо демонстрировать вещественно и идеально особое уважение и почитание по правилам, обоснованным специалистами конфессий [7, с. 251]. Имеются многочисленные авторские версии объяснения сущности, содержания и функций религии в культуре общества и человека. Причина этого состояния информационной культуры общества заключается в потребностях человека более благополучной жизни в условиях реальных противоречий бытия.

В абстрактном обобщении, по мнению специалистов, система религия включает основные четыре системы — религиозные сознание, деятельность, отношения, организация [8, с. 242-243].

Система «Религиозное сознание» — система знания и информации, основанная на логически бездоказательной оценке статуса истины информации, созданной теоретиками конфессии в различных формах. В условиях текстовой цивилизации основная форма конфессиональных знаний — текст «священной книги», а также оформленные в текст решения руководителей конфессии. Основные части религиозного сознания: догматика, утвержденная высшим руководством религии; вероисповедание верующего [9].

Основные признаки религиозного сознания: вера в реальное вещественное существование сверхъестественных и всемогущих объектов (сил) бытия; осознание личной зависимости от высших объектов бытия и от решений руководителей конкретной конфессии; вера в возможность личного или с помощником контакта с высшими силами; желание установить добрые отношения с высшими силами, применяя особые действия, например, жертвоприношения, покаяния и иное разнообразие средств. Религиозное сознание на обыденном уровне бытия поддерживает психику человека, помогает ему выжить в сложных условиях жизни. На уровне теоретического познания религиозное сознание создает уникальную возможность проявления творческих возможностей человека к созданию новой информации и текстов культуры.

Система «Религиозная деятельность» («культ») — множество особых вещественных изменений (действий), взаимодействий, оригинальных каждой из классов религии. В составе разнообразия религиозной деятельности представлены, например, поклоны, знамения, молитвы, праздники, жертвоприношения и иное с применением особых культовых предметов, зданий, книг, конфессионального искусства.

Система «Религиозные отношения» — множество взаимодействий между людьми по поводу осуществления вероисповедания и множества иных социальных взаимодействий участников конфессий, между конфессиями и светскими системами культуры.

Система «Религиозная организация» — система упорядоченного осуществления религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных отношений в зависимости от исторических условий жизни народов и сложившихся вариантов конфессий. Представлены экономические формы религиозной организации; политические религиозные

союзы — женские, молодежные, профессиональные, партии; религиозные общины — монастыри в исламе и христианстве; типы религиозных объединений — церковь или секта.

В современной России по Конституции Российской Федерации в статьях 14 и 28 установлены важнейшие критерии функционирования организаций (объединений) религии в светском государстве. В статьях Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях» определены более точные показатели и оценки важности религии в культуре общества и личности. Основные показатели и оценки этого документа демонстрируют возможности реализации прав и свобод человека на использование достижений культуры в современной России [10].

В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания в различных правоответственных формах: право исповедовать индивидуально или совместно с другими вариант религии; право не исповедовать никакой религии; право свободы выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и правом на установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях обладают также иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания ограничивается по необходимости в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обороны и безопасности государства. Запрещается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии.

Независимо от связи граждан России к религии все равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни; в случае обязательности воинской службы каждый имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой. Граждане России не обязаны сообщать о своем отношении к религии и не могут подвергаться принуждению при определении своего отношения, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

В России запрещаются: вовлечение малолетних в религиозные объединения; обучение малолетних детей религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих; воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий; проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Охраняется законом тайна исповеди, поэтому священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди [10].

Основные функции религии:

1. Компенсаторная функция — возмещение человеком ограниченности его жизни по гипотезе («идее») возможного совершенства и лучшей жизни после смерти (в абсолютном варианте), а в этой жизни — по воле Бога (богов). Компенсаторная функция уникальна для религии, потому что реальная жизнь отличается неравенством, страданиями, обездоленностью, угнетением человека человеком, состояниями безнадежности и иное, а конфессия обещает человеку восстановить утраченную справедливость.

2. Коммуникативная функция — обмен информацией между верующими и сверхъестественными силами бытия.

3. Регулирующая функция — управление действиями социальных групп, народа и индивида, государств.

4. Интегрирующая функция — сплочение народа для общественно-значимых действий. Например, становление государственности России происходило в условиях поддержки православия; еврейский этнос в условиях отсутствия государства до 1949 г. сохранил единство; арабские племена обеспечили создание Османской империи и аналогичное.

5. Культуротворческая функция — поддержание и развитие многих явлений культуры — письменность, книгопечатание, искусство, архитектура. Данная функция очень противоречива, так как в истории имеются факты запрещения религией прогресса науки, свободомыслия, светской культуры в целом. По этой причине в истории естествознания представлены конфликтные классы взаимодействий естественных наук и догматов конфессий [11, с. 15-17].

6. Легитимирующая функция — придание определенного значения (оценки), которое позитивно или негативно для жизни людей. Например, семья имеет ценность святости; осуждаются половые извращения; законы Шариата разрешают такое поведение людей, как кровная месть, убийство неверных, которое запрещено юридическими законами.

7. Мировоззренческая функция — создание оригинальной модели понимания мира, жизни человека и смысла жизни на основе гипотезы («идеи») первичности сверхъестественных и всемогущих сил бытия. Религиозное и научное типы мировоззрения в истории культуры проявляли альтернативные показатели объяснения бытия, в 20-21 веках каждый из видов мировоззрения решает свои проблемы [12, с. 44; 13, с. 56].

В целом конфессиональные версии религии полезны для культуры общества и личности человека. В истории человечества, например, в период Средневековья, который продолжался в разных государствах от 2 века до новой эры по 1918 год, многие конфессии оказали негативное влияние на прогресс демократии и соблюдения прав и свобод человека, науки и светской культуры, ограничивали идеал свободы деятельности индивида. По мнению большинства специалистов, современное значение религии — моральное и нравственное, но не догматическое [14; 15].

В концепции автора фактор религии в культуре личности связывается с антихаосным содержанием человеческой деятельности [16, с. 129-130]. В деятельностном состоянии антропного бытия религия полезна человеку независимо от моральных критериев, так как обеспечивает индивиду возможность организовать хаос объектов бытия в состояние успешной жизни в своей среде обитания [17, с. 313-314]. Проблематичны средства, в том числе антигуманные, применяемые отдельными конфессиями для решения социальных особенностей жизни граждан государств и верующих, например, радикальными представителями конфессий. Однако, факторы соблюдения прав человека, господства морали и законности обязательны для всех акторов человечества в условиях глобализации. По этой причине антигуманное содержание деятельности отдельных конфессий преодолевается в эволюции совершенствования человечества.

Список литературы:

1. Баранов Г. В. Бытие и человек: философский практикум: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск, 2002. 252 с.

2. Баранов Г. В. Общество и человек: философский практикум: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск, 2002. 220 с.

3. Баранов Г. В. Философский практикум: Бытие и человек. Общество и человек: учебное пособие. Омск: Агенство Курьер 2003. 384 с.

4. ВАК Паспорт специальности. Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/.

5. Баранов Г. В. Культурология: понятия, мыслители, тексты христианской культуры: учебное пособие. Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2003. 284 с.

6. Баранов Г. В. Логика: учебное пособие. Омск: Изд-во Курьер, 2002. 200 с.

7. Баранов Г. В. Понятия философской культуры: учебное пособие. Омск: Изд-во Ом-ГТУ, 2011. 392 с.

8. Баранов Г. В. Философия в культуре. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 280 с.

9. Баранов Г. В. Религиоведение: направления, организация, деятельность в христианстве: словарь: учебное пособие. Омск: НОУ ОГИ, 2003. 288 с.

10. Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О свободе совести и о религиозных объединениях». Режим доступа: www.consultant.ru.

11. Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Баранов Г. В. и др. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 1999. 303 с.

12. Баранов Г. В. и др. Гуманитарные науки: / под ред. Н. Р. Красовской. М.: Изд. Интернаука, 2016. Т. 1. 132 с.

13. Баранов Г. В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. №6. С. 55-58.

14. Баранов Г. В. Словарь этических понятий: учебное пособие. Омск: Сфера, 2004.

336 с.

15. Баранов Г. В. Философия культуры и морали: практикум: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. 260 с.

16. Баранов Г. В. Деятельность в бытии. Мюнхен: AVM, 2013. 198 с.

17. Баранов Г. В. Проблема деятельности в гуманитарных исследованиях // Международная научно-практическая конференция «21-е апрельские экономические чтения»: материалы / под ред. В. В. Карпова, А. И. Ковалева. Омск, 2015. С. 310-316.

References:

1. Baranov G. V. Bytie i chelovek: filosofskij praktikum: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Omsk, 2002, 252 p.

2. Baranov G. V. Obshchestvo i chelovek: filosofskij praktikum: uchebnoe posobie. 3-e izd., pererab. i dop. Omsk, 2002, 220 p.

3. Baranov G. V. Filosofskij praktikum: bytie i chelovek. Obshchestvo i chelovek: uchebnoe posobie. Omsk, Agenstvo Kurer 2003, 384 p.

4. VAK Pasport specialnosti. Available at: http://teacode.com/online/vak/.

5. Baranov G. V. Kulturologiya: ponyatiya, mysliteli, teksty hristianskoj kultury: uchebnoe posobie. Omsk, NOU VPO OGI, 2003, 284 p.

6. Baranov G. V. Logika: uchebnoe posobie. Omsk, Izd-vo Kurer, 2002, 200 p.

7. Baranov G. V. Ponyatiya filosofskoj kultury: uchebnoe posobie. Omsk: Izd-vo Om-GTU, 2011, 392 p.

8. Baranov G. V. Filosofiya v kulture. Omsk, Izd-vo Om-GTU, 2015, 280 p.

9. Baranov G. V. Religiovedenie: napravleniya, organizaciya, deyatelnost v hristianstve: slovar: uchebnoe posobie. Omsk, NOU OGI, 2003, 288 p.

10. Federalnyj zakon ot 26.09.1997 no. 125-FZ (red. ot 22.10.2014) "O svobode sovesti i o religioznyh obedineniyah". Available at: www.consultant.ru.

11. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya: uchebnik dlya vuzov / V. N. Lavrinenko, V. P. Ratnikov, G. V. Baranov et al. Ed. prof. V. N. Lavrinenko, V. P. Ratnikova. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow, YUniti-Dana, 1999. 303 p.

12. Gumanitarnye nauki. G.V. Baranov et al. Ed. N. R. Krasovskoj. Moscow, Izd. Internauka, 2016, v. 1. 132 p.

13. Baranov G. V. Faktory filosofii i mirovozzreniya v bytii cheloveka. Uspekhi sovremennoj nauki, 2016, v. 4, no. 6, pp. 55-58.

14. Baranov G. V. Slovar ehticheskih ponyatij: uchebnoe posobie. Omsk, IPC Sfera, 2004,

336 p.

15. Baranov G. V. Filosofiya kultury i morali: praktikum: uchebnoe posobie. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2012, 260 p.

16. Baranov G. V. Deyatelnost v bytii. Munchen, AVM, 2013, 198 p.

17. Baranov G. V. Problema deyatelnosti v gumanitarnyh issledovaniyah. Dvadcat pervye aprelskie ehkonomicheskie chteniya: Materialy mezhd. nauch.-prakt. konf. Ed. V. V. Karpova, A. I. Kovaleva. Omsk, 2015, pp. 310-316.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 19.08.2016 г. 22.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.