Научная статья на тему 'Исследования проблемы бытия в онтологии'

Исследования проблемы бытия в онтологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
362
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / BEING / ОНТОЛОГИЯ / ONTOLOGY / ПАРАДИГМЫ БЫТИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / OUTLOOK / BEIN PARADIGMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов Геннадий Владимирович

Характеризуется концепция сущности бытия бесконечным универсумом существования; описывается содержание основных классов (типов) бытия; предлагается систематизации множественности исследований онтологической проблемы по критерию философской парадигмы; утверждается мнение о мировоззренческом значении познания бытия для совершенствования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE PROBLEM RESEARCHES IN ONTOLOGY

The concept of essence of life is characterized by an infinite universum of being; the maintenance of the main classes (types) of being is described; it is offered to systematization of plurality of researches of an ontologic problem by criterion of a philosophical paradigm; the opinion on world outlook value of knowledge of being for improvement of the person is approved.

Текст научной работы на тему «Исследования проблемы бытия в онтологии»

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ/PHILOSOPHICAL SCIENCES

УДК 111.1

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В ОНТОЛОГИИ LIFE PROBLEM RESEARCHES IN ONTOLOGY

©Баранов Г. В.

д-р филос. наук

Финансовый университет при Правительстве РФ г. Омск, Россия, 2014gennadii@mail.ru

©Baranov G.

Dr. habil., Financial University under the Government of the Russian Federation

Omsk, Russia, 2014gennadii@mail.ru

Аннотация. Характеризуется концепция сущности бытия бесконечным универсумом существования; описывается содержание основных классов (типов) бытия; предлагается систематизации множественности исследований онтологической проблемы по критерию философской парадигмы; утверждается мнение о мировоззренческом значении познания бытия для совершенствования человека.

Abstract. The concept of essence of life is characterized by an infinite universum of being; the maintenance of the main classes (types) of being is described; it is offered to systematization of plurality of researches of an ontologic problem by criterion of a philosophical paradigm; the opinion on world outlook value of knowledge of being for improvement of the person is approved.

Ключевые слова: бытие; онтология; парадигмы бытия; мировоззрение.

Keywords: being; ontology; bein paradigms; outlook.

В современной философии России специалистами Высшей аттестационной комиссии определены актуальные области исследований по научным специальностям. По мнению разработчиков паспорта специальности «09.00.01 Онтология и теория познания», исследования бытия в философских науках организуется проблемой структуры бытия с его онтологическими критериями [1].

Проблема бытия относится к группе онтологической проблемы философии [2, с. 49]. В философском познании, по мнению автора, необходимо выделить не менее десяти основных классов философских проблем: аксиологическая, антропологическая, гносеологическая, метафизическая, натурфилософская, онтологическая, праксеологическая, социальная, теологическая, философско-историческая [3-4]. В абстрактном обобщении онтологическая проблема в философии представлена исследованиями сущности, основных качеств и закономерностей функционирования и эволюции объектов бытия в их целостности и структурной разделенности.

По мнению автора, в исследовании сущности бытия и ее выражения в логической форме понятия «бытие» реализуются логические методы, в особенности метод логического абстрагирования с его разновидностями [5, с. 20-21; 6, с. 108-109]. В культурном опыте человечества можно выделить основные не произвольные научные значения слова и понятия «бытие», в которых представлены версии сущностного признака бытия. Например:

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

по критериям философии диалектического материализма — синоним материи, материальной реальности — существование объектов независимо от сознания и психики человека;

в системе объективного идеализма: бытие — надындивидуальный идеальный объект (состояние) в формах мирового разума, мировой воли и иных нечеловеческих идеальных объектов, функционирующих независимо от сознания и деятельности человека, доступных для познания;

по ценностным (аксиологическим) критериям: бытие — полезные позитивные качества жизни, например, духовность, высокая мораль, честность, правдивость, а все вредное и злое является небытием;

в обыденном абстрактном значении — быт, множество условий существования индивида (людей), жизнь, существование [7, с. 7-8; 8, с. 20].

По мнению автора, если учитывать результаты человеческой цивилизации и философской культуры человечества, то следует признать, что бытие есть универсальное множество существования в его бесконечно многообразных видах, выделенных специалистами по определенным классификационным критериям (основаниям), или — бесконечный универсум (множество) существования [9, с. 108-109].

По критерию существенного признака, регистрируемого в содержании понятия бытия, понятие «бытие» есть предельно общее, наиболее абстрактное понятие, универсалия философии и культуры человечества, в котором выражено состояние существования объектов, независимо от познаваемых или непознаваемых их конкретных определенных общих состояний и от их единичной уникальности.

В познавательной культуре человечества дилетантам и специалистам, иным субъектам познания необходимо констатировать абстрактное всеобщее качество бытия как состояния множества бесконечного существования целостности и саморазличений объектов. По критерию предельно возможных для человека и человечества уровней логического обобщения свойств объектов понятие бытия безальтернативно. Причина такой безальтернативности — утверждение о наличии некоего объекта, например, абсолюта, небытия, Бога, феномена, субстанции и иных, - необходимо по правилам адаптации и преобразовательной деятельности человека в среде обитания [10-11].

Констатация наличия объекта деятельности независимо от его определенных качеств является первичным актом человеческой деятельности по преобразованию бесконечного хаоса бытия в состояние оптимальной жизни человека. Все объекты человеческой деятельности содержатся в бесконечном универсуме бытия, выступают для человека множеством хаоса, который необходимо оценить сознательно или бессознательно в форме существования (наличия). Установление факта существования объекта выступает метафизическим началом совершенствования человеческой деятельности в многомерности ее общих, особенных и единичных состояний (видов) [12-13].

По критерию сущности, по мнению автора, «бытие есть существование в бесконечно многообразных состояниях», «бытие — это бесконечный универсум существования», «бытие - бесконечное множество существования». Такое понятие сущности бытия предельно абстрактно и требует уточнения, что и происходит в исследованиях философов в истории философии [14], в исследовании «цивилизационных функций современной философии» [1516], в решении проблем познания [17-18] и иных всевозможных ситуациях многомерной человеческой деятельности и холистического множества антропного бытия.

Для исследователей онтологической проблемы и иных видов проблем философских наук существенно выделение основных классов бытия по критерию сущности его состава: материальное, природное, общественное, антропное, идеальное, трансцендентное, познанное, непознанное.

научный журнал (scientific journal) http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

Материальное бытие — бесконечное множество объектов бытия, независимое от деятельности человека, но доступное для познания и материального преобразования в многообразии деятельности человека. Основные части материального бытия — природное бытие (природа) [19-20]; общество (общественное бытие) [21]; антропное бытие [22]. Познанные, а также вещественно-энергетически и физически полевые преобразуемые объекты материального бытия составляют реальную фактическую среду обитания человека и состояний иных уровней бытия.

Идеальное бытие — постоянно совершенствующееся множество объектов бытия с основным признаком нематериальности и в формах многообразия знаний, например, знания о ценностях [23], информации и психических способностей (психики) человека [24] и животных. Объекты идеального бытия в составе общества создаются поколениями людей, объективируются в знаковых средствах, доступны индивиду при условии исторического совершенства факторов общества и мотивированной деятельности человека к совершенству.

Трансцендентное бытие — абсолютно бесконечное бытие, непознанное и недоступное, конкретно-исторически или по критериям возможностей сущности человека. Например, антигравитация Вселенной [25, с. 99-106; 26, с. 120-121], внеземные цивилизации или, по утверждениям специалистов конфессий — Бог с его помощниками в их объяснениях разной степени истинности [27; 28].

Множество вариантов исследования онтологической проблемы в философии в истории философии и современности отличается плюрализмом вариантов решений. Систематизация плюрализма исследования проблемы бытия в онтологии проводится и может быть осуществлена по разным критериям: принадлежность к историческому классу (типу) философии или к философской парадигме; авторство; зависимость от ценностных критериев; иные.

Разработчики универсальной десятичной классификации (УДК) для систематизации множества версий исследования онтологической проблемы предложили критерий УДК 14 «Философские системы. Метафизико-онтологические концепции» [29]. УДК — международная универсальная система классификации учебной, научной, художественной литературы, по всем отраслям знаний, созданная по десятичному принципу для индексирования и поиска материалов (документов) в фондах, картотеках и иных формах организации множественности текстов культуры в относительное единство знаний.

Учитывая предложенный критерий «метафизико-онтологические концепции», исследования проблемы бытия группируются по онтологическим критериям с названиями: Монизм. Дуализм. Плюрализм. Онтологический материализм. Метафизический идеализм. Платонизм. Неоплатонизм. Рационализм. Интеллектуализм. Универсализм. Анимизм. Панпсихизм. Волюнтаризм. Алогизм. Монаделогизм. Персонализм. Органицизм. Кондиционализм. Механицизм. Динамизм. Энергетизм. Эволюционизм. Мобилизм. Финализм. Деизм. Теизм. Атеизм [29].

По мнению автора, необходима систематизация по критерию «философская парадигма» — система стандартных понятий, методов и оценок исследования, принятая специалистами философии и реализуемая в поколениях для решения актуальных проблем истинного познания и преобразования объекта.

Следуя указанному критерию, многообразие исследований бытия в онтологии бытия в упорядочено по принадлежности к следующим парадигмам [30-31]:

натурализм в авторских концепциях — Демокрит, Эпикур, П. Гольбах и иные; холистический мистицизм — Платон, Альбин (Алкиной) и иные; метафизический онтологизм — Аристотель и иные; онтологический теологизм в авторских концепциях — Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский, П. Тиллих и иные; натурфилософский онтологизм в авторских концепциях — Дж. Бруно и иные; рационалистический онтологизм — Р. Декарт, Б. Спиноза, Г, Лейбниц и иные; апостериорный онтологизм — И. Кант и иные;

научный журнал (scientific journal) http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

рационалистический панлогизм — Г. Гегель и иные; антропологизм — Л. Фейербах, У, Джеймс, М, Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель и иные; социальный онтологизм А. А. Богданов, Ф. Энгельс и иные; космизм — К. Циолковский и иные; мистический абсолютизм — В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, С. Н. Трубецкой и иные; наукоцентризм —

B. И. Вернадский и иные.

В исследовании проблем бытия представлен уникальный показатель человеческой деятельности — бесконечное стремление к совершенству в освоении хаоса бытия под действием факторов глобальной и локальной ограниченности («ничтожества») человека. Информационные версии (модели) исследований онтологической проблемы имеют мировоззренческое значение [32] в социализации личности и в целостном единстве его жизни, ибо человек выбирает приемлемые для него версии объяснения сущности бытия и смысла собственной автономности.

Список литературы:

1. ВАК Паспорт специальности. Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/.

2. Баранов Г. В. Проблемность содержания философии // Гуманитариум. 2016. №1.

C. 49-50.

3. Баранов Г. В. Инновационность проблем философии // Инновационная наука в глобализующемся мире: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 16-17 марта 2015 г.). Уфа, 2015. С. 127-131.

4. Баранов Г. В. Фактор философии в культуре общества // Гуманитарные науки: коллект. науч. монография; (под ред. Н. Р. Красовской). М.: Интернаука, 2016. Т. 1. Гл. 2. С. 30-46.

5. Баранов Г. В. Философия: учебно-методическое пособие для вузов. Омск: Агентство Курьер, 2002. 291 с.

6. Баранов Г. В. Логика: учебное пособие. Омск: Курьер, 2002. 200 с.

7. Баранов Г. В. Практика и проблема определения понятия деятельности // Московский государственный университет. М., 1987. Деп. в ИНИОН АН СССР 30.01.87, №28077. 46 с.

8. Баранов Г. В. Философия: словарь понятий. Омск: Сфера, 2004. 163 с.

9. Баранов Г. В. Бытие как проблема в философии // Международный научно-исследовательский журнал. №7 (49). 2016. Ч. 1. С. 108-110. DOI: 10.18454/п].2016.49.145.

10. Баранов Г. В. Бытие и человек: философский практикум. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. 252 с.

11. Баранов Г. В. Философский практикум. 2-е изд.: под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2005. 528 с.

12. Баранов Г. В. Практика и проблема определения понятия деятельности // Московский государственный университет. М., 1987. Деп. в ИНИОН АН СССР 30.01.87, №28077. 46 с.

13. Баранов Г. В. Деятельность в многомерности человеческого существования: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998. 43 с.

14. Баранов Г. В. Исторические типы философии: учебное пособие. Омск: ОмГАУ, 1995. 76 с.

15. Баранов Г. В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №2 (33). С. 36-38.

16. Баранов Г. В. Цивилизационные функции философии // Вестник Омского университета. 2015. №2. С. 105-107.

17. Баранов Г. В. Проблема познания в философии: практикум: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. 140 с.

18. Баранов Г. В. Философия познания: практикум. Мюнхен, 2013. 266 с.

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

19. Баранов Г. В. Концепции современного естествознания: практикум: Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. Ч. 3. 548 с.

20. Баранов Г. В. Современное естествознание: концепции астрономии: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. 180 с.

21. Баранов Г. В. Общество и парадигмы социальной философии // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2016. №10 (11). С. 369-372. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/baranov-g (дата обращения 15.10.2016). DOI: 10.5281/zenodo.161142.

22. Баранов Г. В. Специфика бытия человека // Интерактивная наука. 2016. №6. С. 9698. DOI: 10.21661/r-112754.

23. Баранов Г. В. Гуманитарная культура как фактор инновационной экономики // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 3 февраля 2014 г. Ч. 1. М.: АР-Консалт, 2014. С. 114-115.

24. Баранов Г. В. Тесты для диагностики психических качеств личности: учебное пособие. 2-е изд., испр. Омск: Сфера, 2005. 256 с.

25. Баранов Г. В. Современное естествознание: концепции астрономии: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. 180 с.

26. Баранов Г. В. Концепции астрономии: учебник. Гамбург, 2014. 214 с.

27. Баранов Г. В. Культурология: понятия, мыслители, тексты христианской культуры: учебное пособие. Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2003. 284 с.

28. Баранов Г. В. Религиоведение: направления, организация, деятельность в христианстве: словарь: учебное пособие. Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2003. 288 с.

29. История философии. Режим доступа: https://teacode.com/online/udc/1/1.html

30. Баранов Г. В. Проблема бытия в философии: практикум: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. 160 с.

31. Баранов Г. В. Проблема бытия в философии: практикум. Мюнхен: AVM, 2013.

232 с.

32. Баранов Г. В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. №6. С. 55-58.

33. Баранов Г. В. Онто-метафизическая концепция деятельности // Омский научный вестник. 2014. №3. С. 54-57.

References:

1. VAK Pasport spetsialnosti. Available at: http://teacode.com/online/vak/.

2. Baranov G. V. Problemnost soderzhaniya filosofii. Gumanitarium, 2016, no. 1, pp. 49-50.

3. Baranov G. V. Innovatsionnost problem filosofii. Innovatsionnaya nauka v globalizuyushchemsya mire: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Ufa, 16-17 marta 2015 g.). Ufa, 2015, pp. 127-131.

4. Baranov G. V. Faktor filosofii v kulture obshchestva. Gumanitarnye nauki: kollekt. nauch. monografiya; (pod red. N. R. Krasovskoi). Moscow, Internauka, 2016, v. 1, Gl. 2, pp. 30-46.

5. Baranov G. V. Filosofiya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya vuzov. Omsk, Agentstvo Kurer, 2002, 291 p.

6. Baranov G. V. Logika: uchebnoe posobie. Omsk, Kurier, 2002, 200 p.

7. Baranov G. V. Praktika i problema opredeleniya ponyatiya deyatelnosti. Moskovskii gosudarstvennyi universitet. Moscow, 1987, dep. in INION AN SSSR 30.01.87, no. 28077. 46 p.

8. Baranov G. V. Filosofiya: slovar ponyatii. Omsk, Sfera, 2004, 163 p.

9. Baranov G. V. Bytie kak problema v filosofii. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal, no. 7 (49), 2016, part. 1, pp. 108-110. DOI: 10.18454/irj.2016.49.145.

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№12 (декабрь) 2016 г.

10. Baranov G. V. Bytie i chelovek: filosofskii praktikum. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2002,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

252 p.

11. Baranov G. V. Filosofskii praktikum. 2-e izd. Red. V. N. Lavrinenko. Moscow, 2005,

528 p.

12. Baranov G. V. Praktika i problema opredeleniya ponyatiya deyatelnosti. Moskovskii gosudarstvennyi universitet. Moscow, 1987. Dep. v INION AN SSSR 30.01.87, no. 28077. 46 p.

13. Baranov G. V. Deyatelnost v mnogomernosti chelovecheskogo sushchestvovaniya: avtoref. diss. d-ra filos. nauk. Ekaterinburg, 1998. 43 p.

14. Baranov G. V. Istoricheskie tipy filosofii: uchebnoe posobie. Omsk, OmGAU, 1995. 76 p.

15. Baranov G. V. Funktsii filosofii v kul'ture globaliziruyushchegosya chelovechestva. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal, 2015, no. 2 (33), pp. 36-38.

16. Baranov G. V. Tsivilizatsionnye funktsii filosofii. Vestnik Omskogo universiteta, 2015, no. 2, pp. 105-107.

17. Baranov G. V. Problema poznaniya v filosofii: praktikum: uchebnoe posobie. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2013, 140 p.

18. Baranov G.V. Filosofiya poznaniya: praktikum. Myunkhen, 2013, 266 p.

19. Baranov G. V. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya: praktikum, Omsk, Izd-vo OmGTU, 2008, part. 3, 548 p.

20. Baranov G. V. Sovremennoe estestvoznanie: kontseptsii astronomii: uchebnoe posobie. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2013, 180 p.

21. Baranov G. Society and the paradigm of social philosophy. Bulletin of Science and Practice. Electronic Journal, 2016, no. 10 (11), pp. 369-372. Available at: http://www.bulletennauki.com/baranov-g, accessed 15.10.2016. (In Russian). DOI: 10.5281/zenodo.161142.

22. Baranov G. V. Spetsifika bytiya cheloveka. Interaktivnaya nauka, 2016, no. 6, pp. 96-98. DOI: 10.21661/r-112754.

23. Baranov G. V. Gumanitarnaya kultura kak faktor innovatsionnoi ekonomiki. Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 3 fevralya 2014 g. Ch. 1. Moscow, AR-Konsalt, 2014, pp. 114-115.

24. Baranov G. V. Testy dlya diagnostiki psikhicheskikh kachestv lichnosti: uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. Omsk, Sfera, 2005, 256 p.

25. Baranov G. V. Sovremennoe estestvoznanie: kontseptsii astronomii: uchebnoe posobie. Omsk, Izd-vo OmGTU, 2013, 180 p.

26. Baranov G. V. Kontseptsii astronomii: uchebnik, Gamburg, 2014, 214 p.

27. Baranov G. V. Kulturologiya: ponyatiya, mysliteli, teksty khristianskoi kultury: uchebnoe posobie, Omsk, NOU VPO OGI, 2003, 284 p.

28. Baranov G. V. Religiovedenie: napravleniya, organizatsiya, deyatelnost v khristianstve: slovar: uchebnoe posobie, Omsk, NOU VPO OGI, 2003, 288 p.

29. Istoriya filosofii. Available at: https://teacode.com/online/udc/1/1.html.

30. Baranov G. V. Problema bytiya v filosofii: praktikum: uchebnoe posobie, Omsk, Izd-vo OmGTU, 2013, 160 p.

31. Baranov G. V. Problema bytiya v filosofii: praktikum. Myunkhen, AVM, 2013, 232 p.

32. Baranov G. V. Faktory filosofii i mirovozzreniya v bytii cheloveka. Uspekhi sovremennoi nauki, 2016, no. 6, v. 4, pp. 55-58.

33. Baranov G. V. Onto-metafizicheskaya kontseptsiya deyatelnosti. Omskii nauchnyi vestnik, 2014, no. 3, pp. 54-57.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 19.10.2016 г. 21.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.