Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРАВО / ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ / СОСУЩЕСТВОВАНИЕ / ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ / НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров Сергей Максимович

Статья посвящена изучению свойства религии выступать регулятором отношений в обществе и ее исторической роли как источника норм права. Содержание статьи - выяснение преимуществ религии по сравнению с правом как регулятора общественной жизни и анализа возможности сосуществования религии и права для обеспечения нормального функционирования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A SOURCE OF PROVIDING OF PRINCIPLE OF LEGALITY IN MODERN SOCIETY

This article is dedicated to studying religion’s feature to be a regulation of relationships in society, and its historic role as a source of law. Content of this article is to find out advantages of religion over law as a regulator of life and analyze a possibility of coexisting between religion and law for normal functioning of society

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 348.031

Федоров Сергей Максимович Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Институт юстиции Россия, Екатеринбург s 10f102002@gmail .com IFedorov Sergey Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Аннотация: статья посвящена изучению свойства религии выступать регулятором отношений в обществе и ее исторической роли как источника норм права. Содержание статьи — выяснение преимуществ религии по сравнению с правом как регулятора общественной жизни и анализа возможности сосуществования религии и права для обеспечения нормального функционирования общества.

Ключевые слова: религия, право, принцип законности, регулирование правоотношений, сосуществование, история религии, несовершенство права.

RELIGION AS A SOURCE OF PROVIDING OF PRINCIPLE OF LEGALITY

IN MODERN SOCIETY Annotation: this article is dedicated to studying religion's feature to be a regulation of relationships in society, and its historic role as a source of law. Content of this article is to find out advantages of religion over law as a regulator of life and analyze a possibility of coexisting between religion and law for normal functioning of society.

65

Key words: religion, law, principle of legality, regulation of relationships, coexisting, history of religion, imperfection of law.

Уже на протяжении десятилетий в большинстве мировых государств установлена концепция светского государства. Хоть это понятие и достаточно размытое, но в науке доминирует представление, что светское государство — это государство, где не существует какой-либо государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным [1, с. 8]. Наряду с данной концепцией в таких государствах также распространены идеи атеизма - системы взглядов, отвергающей существование Бога, веру в Бога, религиозные представления [2]. Для многих людей религия становится предрассудком прошлого, тормозящим общественное развитие.

Еще несколько десятилетий назад такое положение вещей было немыслимо. Ведь религия, возникшая в виде религиозных представлений у неандертальцев около 110 тыс. до н.э. [3], на протяжении тысячелетий оставалась одним из самых важнейших регуляторов общественной жизни.

В первобытные времена религия из системы запретов (табу) и дозволений эволюционировала в такие формы как тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм и магия. Рассмотрим каждую из этих форм по отдельности, чтобы вывести те свойства, которые делают религию эффективным средством регулирования общественных отношений.

Тотемизм — вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное (реже - растение или предмет неживой природы) [4].

Анимизм — вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы [4].

Фетишизм — почитание материального объекта, фетиша, в котором, как считается верующими, пребывает дух, и который влияет на жизнь и судьбу индивида или группы [4].

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Стоит отметить, что именно магию многие ученые считают первейшей формой религии [5].

Уже в первых формах религии проявляются те свойства и черты, которые сделали ее одним из основных социальных регуляторов на долгие века:

1. Вера в сверхъестественное, которое является непонятным, неизвестным для человека. По исследованиям ученых, страх неизвестного является одним из самых главных страхов в жизни человека [6]. Поэтому религия заставляет людей подчиняться общественным нормам посредством его страха перед духами и нечистой силой.

2. Объединение и сплочение людей вокруг единого культа. Потребность в принадлежности к общности — это одна из основных потребностей человека согласно модели потребностей Абрахама Маслоу. Таким образом, посредством поклонения конкретным тотемам, вещам или шаманам человек ощущает свою принадлежность к определенному роду или племени и понимает, что ему необходимо соблюдать соответствующие нормы, чтобы сохранить свою общность от внешних посягательств, ведь без общности он будет беззащитен и уязвим.

3. Возвеличивание человека. Поклоняясь определенным религиозным объектам, люди, принадлежащие к одной общности, ощущают себя исключительными по сравнению с другими, веря, что их духи и божества могущественнее, чем у их соседей. Так как потребность в самоактуализации является одной из самых высоких у Абрахама Маслоу, то это способствует

67

тому, что люди начинают охотнее работать на благо общества, с целью сохранить средства, которые делают их важными.

В дальнейшем из примитивных форм религия переросла в политеизм, который перешел в монотеизм. История религии как всякая другая история — это огромный пласт знаний, изучением которого занимаются многие ученые. В данной статье хотелось бы осветить роль религии во времена Средневековья, ведь здесь можно наблюдать ее расцвет как социального регулятора с проявлением всех остальных свойств обуславливающих ее важность для общества.

В Средние века церковь как религиозный институт фактически стала субъектом власти, борясь с монархами за главенство в государстве, а в некоторых государствах даже одерживая победу с установлением теократии (форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства). Одним из самых ярких примеров теократии являлась Папская область, где была установлена власть папы римского с католической доктриной, которая заключалась в том, что власть европейских монархов лишь производное от власти папы римского [7], а следовательно, власти Бога.

Таким образом, благодаря возвышению церкви в Средние века мы можем проследить проявление новых свойств религии, которые обеспечили ей место как одного из основных регуляторов общественной жизни:

1. Религия является мощным мобилизующим фактором. Так, известный философ и теолог Аврелий Августин описывал идею «справедливой войны», которая ведется против несправедливых людей и является выражением воли Бога, воплощенная в наказании [8]. Данная идея во многом обосновало начало крестовых походов 27 ноября 1095 года, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами.

2. Религия является источником норм права. Некоторые отрасли и подотрасли права, как, например, брачно-семейное, были полностью подведомствены церкви, в результате чего именно религия регулировала условия вступления в брак, запрещая заключения брака с представителем другой религии и препятствуя повторным бракам, и условия прекращения брака, вводя прелюбодеяние как основание прекращение брака [9].

3. Религия является нравственным ориентиром для людей. Так как во многих религиях существует загробная жизнь, которая зависит от прижизненных поступков человека, то люди стремятся вести себя праведно, согласно нормам общества, чтобы их загробная жизнь была благополучной.

Существует точка зрения, что сама нравственность как социальное явление является продуктом религии [10].

4. Религия способствовала развитию науки в Средние века. Ведь именно церкви и монастыри хранили знания письменности во времена всеобщего упадка знаний и посредством миссионерства приносили культуру на новые земли.

Таким образом, мы можем понять, насколько огромна роль религии в истории человечества как регулятора общественных отношений. На основании вышеизложенной информации можно увидеть преимущества религии по сравнению с правом как вида социальной нормы:

1. Право обеспечивается действием государственного принуждения, в то время как религия обеспечивается божественной силой, что является более действенным. Ведь Бог является трансцендентной сущностью, которой зачастую приписывается всеведенье и способность находиться в любой точке бытия. Таким образом, у человека складывается представление, что Бог знает о любом его действии и даже намерении, что в большей степени принуждает поступать в соответствии нормам общества, чем право.

2. Нарушение религиозных норм влечет гораздо более суровое наказание, чем за нарушение правовых норм. Ведь осуществление наказания наступает не только при жизни. После смерти человек все еще подвержен божественному наказанию в виде вечных страданий души и отсутствия умиротворения. Таким образом, в отличие от наказания за нарушение правовых норм, которое наступает только при жизни правонарушителя, страх перед божьей карой гораздо эффективнее обеспечивает следование нормам общества правовых нигилистов.

3. Часть отраслей права уже была сформирована под действием религии, что доказывает способность религии наравне с правом создавать общеобязательные правила поведения, одобряемые всем обществом.

4. Религия помимо создания правил поведения выполняет ряд других функций: объединение людей, их отождествление с определенной общностью, осуществление роли нравственного ориентира и источника познания и многие другие функции, которые не присущи праву. Таким образом, религия является более многогранным явлением чем право.

Как можно заметить, религия во многих аспектах является более совершенным регулятором жизни общества, хотя она, в свою очередь, в ряде положений хуже права:

1. Отсутствие терминов, которые бы описывали большую часть явлений общественной жизни.

2. Размытость норм: зачастую религиозные нормы написаны иносказательно, из-за чего возникает ситуация, когда одну и ту же норму можно трактовать двояко.

3. Отсутствие органов принуждения, так как осуществление наказания возлагается на Бога.

4. Одним из доказательств виновности или невиновности человека является клятва Богу.

Таким образом, трудно поддерживать режим законности исключительно правом или религией, что вынуждает нас совмещать два этих вида социальных норм, создавая каркас правил поведения в виде права, обволакивая его нравственностью религии.

Список литературы:

1. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально. М., 2015. 62 с.

2. Гинзбург В. Л. Религия и наука. Разум и вера // НАУКА И ЖИЗНЬ. 2000. №7. С. 22-30.

3. Зильберман М. И. Некоторые культовые представления эпохи палеолита // ВЕСТНИК БГУ. : Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2017. №2. С. 47-77.

4. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет» // URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/ANIMIZM.html.

5. Меньшикова Е. В. Проблемное поле религиоведческих исследований в 20-30-е гг. XX в. (к истории отечественного религиоведения) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №3. С. 37-39.

6. R. Nicholas Carleton Fear of the unknown: One fear to rule them all? // URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0887618516300469.

7. Большая советская энциклопедия. в 30-ти томах - 3-е изд.. - М. : Совет. энцикл., 1969 - 1986. ил., карт. // URL: https: //www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/130/index.htm.

8. Рудаков Н.А., Митрофанов В.П. Отношение Католической церкви к военным действиям в эпоху Средневековья // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. №2 (34). С. 3-13.

9. Полянский П.Л. «Секуляризация» брачно-семейных отношений в XVIII в. // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 11: ПРАВО. 2011. №4. С. 52-69.

10. Непомнящий А.В. Нравственность и религия: этапы единства и разобщенности // КУЛЬТУРА. НАУКА. ИНТЕГРАЦИЯ. 2013. №4 (24). С. 1318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.