Научная статья на тему 'Духовные измерения права'

Духовные измерения права Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА / НЕПРЕХОДЯЩАЯ ИДЕЯ ПРАВА / СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ И ПРАВА / НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫЕ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипян Борис Арташесович

В статье автор исследует и раскрывает духовные измерения непреходящей идеи права, соотношение понятия «религии» и «права», а также иные производные от духовных национально-языковые, нравственно-психологические, демографические, исторические измерения права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL DIMENSIONS OF LAW

In his article the author surveys and reveals spiritual dimensions of the perpetual idea of law, correlation of the notions «religion» and «law», as well as other derivative from spiritual national-linguistic, moral, psychological, demographic, historical dimensions of law.

Текст научной работы на тему «Духовные измерения права»

Осипян Б. А.

ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

7. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

7.1. ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

Осипян Борис Арташесович, кандидат юридических наук, доцент

artos5@mail.ru

Аннотация: В статье автор исследует и раскрывает духовные измерения непреходящей идеи права, соотношение понятия «религии» и «права», а также иные производные от духовных национально-языковые, нравственнопсихологические, демографические, исторические измерения права.

Ключевые слова: духовные измерения права, непреходящая идея права, соотношение религии и права, национально-языковые, нравственно-психологические, демографические, исторические измерения права

SPIRITUAL DIMENSIONS OF LAW

Osipyan Boris A., candidate of law, assistant professor

artos5@mail.ru

Abstract: In his article the author surveys and reveals spiritual dimensions of the perpetual idea of law, correlation of the notions «religion» and «law», as well as other derivative from spiritual national-linguistic, moral, psychological, demographic, historical dimensions of law.

Keywords: spiritual dimensions of law, the perpetual idea of law, correlation of the notions «religion» and «law», national-linguistic, moral, psychological, demographic, historical dimensions of law

Человеческие дела никогда не процветают, когда дела Божественные находятся в пренебрежении1.

Понятие «религия» (religare) означает органическую служебную связь мира тварного с его Творцом, т.е. необходимую связь всякой вещи с предустановленным ее смыслом и назначением. Стало быть, без этой смыслопорождающей связи всякая вещь теряет свою истинную ценность, место, роль и свое конечное предназначение. О первотолчковом воздействии религиозной веры на почти все самые значительные начинания и дела человеческие свидетельствует несчетное множество исторических фактов1 2.

Большинство основополагающих политико-правовых документов, принятых в разных частях света, имеют четко выраженных религиозный характер и происхождение: законы древневавилонского царя Хамураппи, законы XII таблиц, кодекс Юстиниана, Судебник Мхитара Гоша, Великая хартия вольностей, Саксонское зерцало, Декларация независимости США и т.д., в которых на первое место ставится милость Всемогущего Бога, право Божественных законов и ответственность перед лицом Высшего существа. Все это свидетельствует о прямой связи между религией, системами верования и формами государственно-правового управления обществом. К примеру, в древнем Израиле право исходило из единого религиозного источника - Торы. Как отмечает Г. Дж. Берман, в Западной Европе каноническое право, разработанное по инициативе христианских монастырей и церквей, в позднем средневековье превратилось в первую современную светскую правовую систему, которая регулировала отношения королевского мира, собственности, торговых сделок, судопроизводства и т.д. Еще в шестом веке христианские монастырские общины создавали миниправопорядок внутри себя, разработали правила сво-

1Древняя, но непреходящая мудрость.

2 См. подробно: Осипян Б.А. Дух правометрии, или основание меже-

рологии права. Монография. М., Юрлитинформ. 2009.

ей трудовой деятельности, молитвы, управления, дисциплины, систему наказаний (пенитенцалии) за совершения разного рода грехов и преступлений в целях покаяния виновных. Они без отмены бывших методов разрешения споров и наказания предложили свои, христианские порядки примирения тяжущихся сторон и наказания правонарушителей, делая акцент на исцелении их душ более, нежели на мстительном возмещении причиненного ими морального, физического или материального вреда. Так, например, в южной Франции монашеский орден (первая транслокальная корпорация) под единым руководством аббата Клуни (X-XI в.в.) на основе христианского идеала жертвенного служения и любви к ближнему предложил обширную программу духовных и нравственных преобразований церковной жизни, борьбы против купли-продажи церковных должностей и вовлечения церковнослужителей в политическую деятельность местных кланов. Монашеское движение Клуни послужило для римского Папы Григория VII примером для последующей реорганизации Римской церкви в целом. Это движение стало религиозным основанием Западной правовой традиции, при которой церковь была полностью инсти-туирована в социально-экономическую и политическую жизнь общества. В 1075 году папа Григорий VII в его знаменитом папском диктате провозгласил духовное и политическое верховенство папы над всеми христианами, равно как и правовое верховенство церкви над всеми светскими правителями. Отныне все епископы назначались только им и подчинялись только ему, а не светским властям. Он также создал папскую курию, т.е. новую систему канонического права и судопроизводства, основанную на Священном Писании, решениях церковных советов и ведущих епископов, законах христианских императоров и королей, касающихся церкви и деятельности пенитенциарных учреждений3.

3 См. подробно: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

59

Социально-политические науки

22014

Это по сути была первая система канонического и общего права (Common Law), которая впоследствии стала началом и образцом для рационализированной и систематизированной светской правовой системы. Таким образом, религия и право всегда питали друг друга: религия давала праву его дух и направление, святость и уважение, а право давало религии его социальные измерения. По мнению Г.Бермана, без религии право рискует переродиться в легализм, а религия без права превращается в религиозность4.

Неверующему и бессовестному человеку трудно быть нравственным, ибо он не видит в принципах и нормах нравственности какого-либо убедительного основания и смысла; напротив, они представляются ему как ненужные и обременительные ограничения его жизненных и деловых возможностей. Еще ненавистнее для него нормы права и закона, ибо в отличие от норм религии и нравственности, они к тому же ему угрожают наказанием за их нарушение.

Мудрый законодатель и правитель не могут быть неверующими, ибо какова вера - такова будет и его законотворческая мера, которой он будет мерить положения разработанной им национальной конституции и системы законов. Какая будет вера у законодателя и правителя - такова будет и жизнь управляемого ими народа. У безбожного законодателя может быть только безбожная, безобразная, т.е. не имеющая образа Бога, конституция, которая явится отражением его испорченного и искаженного грехом духа, склада его души, его неопределенной мировоззренческой установки и личного образа жизни5.

У многобожного законодателя-язычника непременно будут разноречивые законы, которые будут противоречить не только воле Бога, но и друг другу; он не способен будет создать единодушную систему законодательства и требовать их единообразного толкования и применения в повседневной жизни. Нельзя забывать, что истинное основание атеизма есть желание грешного человека все приспособить к себе, делать все, что ему хочется или вздумается, т.е. грешить свободно и не думать о предстоящем Страшном суде Божием, жить так, как будто нет Бога6.

Если же законодатели являются верующими, то при всех различиях их личных мнений, проистекающих из особенностей их душевного склада, мировоззрения, врожденных склонностей, предпочтений, приобретенных знаний и опыта, они все же будут способны прийти к общему решению в пределах единого духа и заповедей Бога. В этом случае любое разнообразие законодательных мнений может идти только на пользу законодательному процессу и результатам.

Поэтому небезопасно доверять людям ответственное дело разработки и издания законов, а также руководство государством, если они не имеют совести, т.е. благой вести от Бога и не способны в полной мере осознать свою ответственность перед Ним и своими ближними, т.е. перед своим народом. В то же время небезопасно также мирское неверие людей в справедливость уже принятых законов, которые подлежат точному и единообразному исполнению. В то же время

4 Berman H.J. Faith and Order. Reconciliation of Law and Religion. P.4, 42,43,51,52, 306.

5 См.: Осипян Б.А. Причины издания и совершения неправомерных актов: духовные, научные и практические аспекты //Российский юридический журнал. 2009. № 4. С.71-78.

6 Библия. Ветхий Завет. Псалмы. 13:1.

«опасно говорить народу, что законы несправедливы, - писал Б. Паскаль, - ведь он им повинуется только потому, что верит в их справедливость»7.

Вера в безмерно великое - в Бога - способна вместить вечное в мгновение человеческой жизни, придавая ей силу и смысловую направленность, тем самым предохраняя человека от чувства безысходности и мучительно-бессмысленной смерти. Вера, а не временные политические программы и законодательные нормы, способна указать долгий созидательный путь человека и народа на протяжении всей их истории. Более того, все исторические и программные законодательные акты, как правило, представляли собой своеобразное проявление метаномичной веры, интуитивной оценки, знаний и жизненного опыта законодателя в определенный момент развития его страны. Так, например, американская Декларация 1776 года подтверждалась «с твердой верой в покровительство Божественного Провидения», а государство Нового света начало строиться на незыблемой скале христианской веры во Всемогущего Господа»8. А в Высочайшем Манифесте от 6 августа 1905 года Божьей милостью императора и самодержца Всероссийского Николая Второго выражалась непоколебимая вера в непреложность исторических судеб предопределенных Божественным Промыслом России, в помощь всемогущего Бога и единодушные усилия всех сынов России, посредством которых возможно славное и великое возрождение России9.

Совесть человека имеет прямое отношение к его правосознанию (сознанию воли Бога) и правоведению (знанию воли Бога) и потому она нередко упоминается в тех или иных законодательных актах в качестве высшего критерия ответственности законодателей, правителей и судей, а также правомерности принятых ими решений10 11. Именно совесть человека является основным субъективным мерилом-судьей правомерности принятых им решений и совершенных им поступков. Кто не прислушивается к голосу своей совести, тот вольно или невольно предает разрушению свою веру и любовь, а стало быть, и всю свою жизнь11. Совесть законодателей, судей и всякого рода правотолкователей и правоприменителей объективно имеет своим неисчерпаемым источником слово и закон Божий, в противном случае все те, кто призваны служить граду Божьему и земному будут постоянно рисковать находиться в постоянном мраке невежества и заблуждения, самовольного злоупотребления законом и дьявольского идолослужения и потому не смогут избежать небесного проклятия и адских мучений в течении настоящей и будущей своей жизни.

Без святости не может быть истины и справедливости (юстиции), обо истина всегда свыше, от Бога, а Бог всегда свят, чист, светел, благ и прекрасен. В этом смысле, думается, что Ф.М.Достоевский прав, говоря, что «мир спасет красота», ибо сама истина всегда и везде свята и прекрасна. Святость есть также один из признаков права и потому без нее право теряет свою истинную силу. Как отмечает Г. Берман в своем труде

7 Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1996. С. 95.

8 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Вирджиния. Л., 1990. С. 38.

9 Конституционное право России. Сборник нормативных документов. М., 1996. С. 45.

10 Статья 38** Основного закона ФРГ, часть 2 статьи 72 Конституции Таджикистана.

11 Библия. Новый Завет. Рим., 2:29; Деяния, 24:16; 1 Тим., 1:19.

60

Осипян Б. А.

ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

«Вера и порядок», без святости никакое принуждение не может быть действенным, поскольку без святости сами органы государственного принуждения будут коррумпированы, т.е. духовно и нравственно испорчены. Именно поэтому святость представляет собой одно из многочисленных религиозных измерений права12. Без объективной святости права не может быть уважения к закону и его добровольное исполнение. А только механико-инструментальным действием закона невозможно решить ряд глобальных, региональных и локальных проблем: проблему предотвращения ядерной войны, загрязнения окружающей среды, расовых, религиозных, национальных конфликтов, безработицы, пьянства, наркомании, гомосексуализма, проституции и других так называемых «преступлений без жертв».

Одним из самых ярких примеров трансформации религиозных норм в правовые нормы в последние столетия является соглашение отцов-пилигримов об образовании Нового Света, составленное в ноябре 1620 года на борту судна «Майский цветок». Там в частности провозглашалось следующее: «Именем Господа, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего могущественного государя Якова, Божьей милостью короля Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры, предприняв во славу Божия - для распространения христианской веры и славы - путешествие с целью основать колонию в северной части Виргинии, настоящим торжественно и взаимно перед лицом Бога объединяемся в гражданский и политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности, а также для вышеуказанных целей»13. Это соглашение представлялось отцам-пилигримам зримым символом Божественного предопределения и благодати, снизошедшей до каждого из них. Пуритане делали акцент на приоритете Слова Божьего и идее суверенитета Бога, на миссии Бога для человечества и провиденциальном характере и смысле человеческой истории. Они рассматривали право как средство познания воли Бога и послушное исполнение его посредством упорного труда по своему призванию, рационального использования своих сил, времени и материальных ресурсов, духовного и нравственного преображения людей и условий социальной жизни. Они верили, что Бог действует в истории посредством избранной нации, а Его воля - право -представляет собой средство реформирования мира посредством исполнения Его неизменных заповедей и взаимного ограничения человеческих воль для поддержания стабильного и динамического порядка14.

Религия - это духовно-почтительная, субординационная и координационная служебная связь человека со своим Творцом через любовь и веру в Него, которая помогает ему воспринимать жизнь в этом мире во всей ее целостности и полноте. При этой полноте жизнь и даже отдельные действия человека и общества начинают приобретать конкретный и в то же время бесконечный смысл и высшую ценность в форме святости. Ведь нетрудно представить, что стало бы с бродячим ткачом и богоненавистником Савлом, если

12 Berman H.J. Faith and Order: The Reconciliation of Law and Religion. Michigan/Cambridge, U.K. 1993. P. 285.

13 Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Виргиния. Новый плимут. 1606-1642. М., 1978. С. 183.

14 См.: Осипян Б.А. Идея саморазвивающейся правовой системы //Журнал Российского права. 2004. № 4. С. 71-79.

бы его душа через слышание гласа Божия не уверовала бы в Творца и не обременилась бы новым смыслом и ответственностью за дело духовного освобождения и спасение человечества. Савл, наверняка, остался бы бесхозной тварью, беспомощным сиротой, ощущающим «мерзость запустения» и смысловой вакуум в человеческой жизни, в котором духовно задыхаются простые смертные, и никогда не смог бы чудесным образом обратиться в святого апостола Павла - посланника Божьего, получившего мандат и миссию святого просветления и обновление человеческих душ. С этого момента жизнь его стала единовременным утверждением всего мира через себя в духе истины Божией.

Религия - это вдохновляющее и организующее человека целостное мировоззрение, которая для неверующих и маловерных превращается в ту или иную идеологию, которая также в той или иной мере кодифицирует и упорядочивает очевидный хаос их жизни. «Моральная религия, - писал И. Кант, - это путь снискания доброго образа жизни, чтобы каждый делал все, что в его силах, чтобы стать лучше, используя свое прирожденное дарование»15. «Религия не философия, - писал Т.Гоббс, - а закон в каждом государстве; следует не спорить с ней, а исполнять ее веление... Споры же о вещах, которые не могут быть предметом знания, расшатывают нашу веру в Бога»16. «Истинная религия, - писал по тому же поводу У. Боуткер, - это не просто доктрина, которую можно преподать, а образ жизни. Это - жизнь в общении с Богом. Чтобы ее оценить, ее надо испытать. Это - жизнь в служении. Это - жизнь в дарении и счастье, которое мы получаем, принося счастье в жизнь ближних»17. Подчеркивая нормативный характер любой религиозной системы, И. Кант заметил, что религиозный долг есть долг «признания всех наших обязанностей как божественных заповедей: ... иметь религию - долг человека перед самим собой»18. В этом аспекте религия, как и другие нормативные системы, хотя и своеобразно, через внутренние механизмы совести - «органа смысла», санкционирует конкретные принципы и образцы-нормы оптимального поведения людей и общества в целом.

«Только идея Бога и бессмертия придает абсолютную необходимость обязанностям добродетели и справедливости», - писал Лейбниц19. «Религия, - писал Гегель, - есть вообще любое возвышение конечного до бесконечного как до положений жизни; и оно необходимо, ибо конечное обусловлено бесконеч-ным»20 «... Нам надлежит повиноваться беспрекословно Самому Богу, Создателю всего, Которому мы обязаны своим существованием и всем нашим достоянием, - писал Г. Гроций. - Тем более, что Бог всячески проявляет Свою бесконечную благость и всемогущество, откуда мы должны заключить, что повинующимся Ему Он может воздавать величайшие и даже вечные награды, будучи Сам вечным, ибо Ему угодно, чтобы мы этому верили, особенно потому, что Сам Он дал прямое словесное обещание, в чем мы, христиане, убеждены непоколебимой верой в совершенст-

15 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 123.

16 Гоббс Т. Сочинения. В двух томах. М., 1991. Т. 1. С. 260-261.

17 Боуткер У. //Темплтон Дж. Всемирные законы жизни. М., 1999. С. 201.

18 Кант И. Соч.инения. В шести томах. М., 1963-1966. Т. 4(2). С. 383.

19 Лейбниц Г. Соч. Т. 2. С.202.

20 Гегель. Философия религии. Т. 1. С. 201.

61

Социально-политические науки

22014

ва»21. О важном ценностно-нормативном значении религии и ее воздействии на право Ш.Монтескье писал следующее: «Хорошо также, если есть какие-нибудь священные книги, которые могут служить правилом поведения, каковы Коран у арабов, книги Зороастра у персов, Веды у индийцев, классические книги (конфуцианство) у китайцев. Религиозный кодекс восполняет недостатки гражданского кодекса и ограничивает произвол. Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаях совещались с духовными властями, как это делается в Турции, где кади вопрошают мулл»22.

Об абсолютной необходимости религии Д.Юм писал следующее: «Религия, как бы она ни была искажена, все же лучше, чем отсутствие религии. Учение о будущей жизни является таким сильным и необходимым оплотом нравственности, что мы никогда не должны отказываться от него или же пренебрегать им. Ведь если конечные, временные награды и наказания оказывают такое большое влияние, какое мы видим ежедневно, то насколько же большего влияния можно ожидать от наград и наказаний вечных и бесконечных... Истинное назначение религии состоит в том, чтобы управлять сердцами людей, делать их поведение более человеколюбивым, внушать им дух умеренности, порядка и послушания»23. «Мне нужна религия, - писал Н.А. Бердяев, - чтобы открылся смысл моего существования и смысл мировой истории и чтобы связался, скрепился навеки мой личный смысл со смыслом мировым»24. «Сокровеннейшее в человеке, его совесть, только в религии получает свое абсолютное обоснование и надежность. Поэтому государство должно опираться на религию», - писал Гегель25. «Религия есть торжество всебытия., - писал О. Вейнин-гер. - Все святое, что существует в человеке, существует только благодаря религии»26. «Государи или республики, желающие оставаться неразвращенными, -говорил политический прагматик Н.Макиавелли, -должны, прежде всего, уберечь от порчи обряды своей религии и непосредственно поддерживать к ним благоговение, ибо не может быть более очевидного признака гибели страны, нежели явное пренебрежение божественным культом... Развращенному народу, обретшему свободу, крайне трудно оставаться свобод-ным»27. Об исключительной и ничем не заменимой роли религии Х.Вольф писал так: «Хотя безбожие и атеизм не ведет само по себе разумных людей к безнравственности и беззаконию, в обществе надо карать проповеди неверия и атеизма, ибо большинство людей неразумны и от подобного соблазна их удерживает только страх быть наказанным»28.

Религиозная вера необходима также и для поддержания душевного покоя и телесного здоровья людей, ибо ее отсутствие или недостаток веры может стать причиной многих психических и соматических расстройств и заболеваний людей. Недаром древняя мудрость гласит: «Молитесь, чтобы в здоровом теле

21 Гроций Г. О праве войны и мира. С. 47.

22 Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 336.

23 Юм Д. Соч. Т.2. С. 554, 555.

24 Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999. С. 17.

25 По кн.: Этическая мысль. М., 1990. С. 290.

26 Вейнингер О. Пол и характер. С. 329.

27 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Антология мысли. Москва-Харьков, 1999. С. 152, 159.

28 Вольф Х. // История политических и правовых учений. М., 1960. С.

245.

был здоровый дух». Об этом свидетельствуют открытия современной медицинской науки. Так, западногерманский психосоматик Ф. Бюхнер утверждает, что гипертония, например, - это болезнь XX века, которая нарушает нравственный покой личности, так как подрывает у людей религиозную веру, что и содействует возникновению данного заболевания. ...Болезнь есть выражение разлада между человеком и предустановленным Богом порядком, а здоровье это - гармоническое единство духа, души и тела человека с Богом»29. Многие западные ученые констатируют, что «... в основе кризисных состояний сознания, в том числе и психических заболеваний, лежит утеря веры в Бога и бессмертие души, следствием которой служит потеря смысла жизни... Неверие ведет к психическим заболеваниям, алкоголизму и другим патологическим и антисоциальным явлениям и психически больные не могут излечиться без восстановления веры в Бога» .

Религия помогает обществу иметь веру и лучшую надежду на будущее, проявлять коллективную заботу за высший смысл и трансцендентальную цель человеческой жизни, дает системе права надлежащее направление и стабильность действия, ценности и принципы для справедливого распределения прав и обязанностей правовых субъектов, мирного разрешения конфликтов между людьми и утверждения духа доверия и сотрудничества. Без веры в единого Бога и религии любое право является локальным, фрагментарным и принудительным. Посему только восприятие присутствия Бога может делать международное право имеющим какой-либо положительный смысл и силу, реальным и действующим на благо людей31. Без веры в единого Бога любое право, особенно международное публичное право и тем более правительство, является лишь сатанинской выдумкой и орудием всеобщего, глобального террора.

В действии права религиозные элементы играют незаменимую роль, поскольку придают праву характер святости, абсолютной справедливости и всеобщности, внушают людям уважение и послушание, формируют в людях порядочный образ жизни без необходимости их чрезмерного принуждения, ибо религия не только требует от людей исполнения надлежащих норм поведения, но, что самое главное, дает им желание и возможность их добровольного исполнения. Религия и право вырастают из единого духа и воли Бога, оттуда они начинают свое взаимодействие и социальное функционирование32.

В своей основе все религии, несмотря на свое содержательное различие, едины, как един Сам Бог, ибо все они имеют своими наивысшими ценностями истинную любовь и веру в Бога и своему ближнему, справедливость, мир, взаимопомощь, гостеприимство, терпение и т.д. Поэтому все религии по-своему истинны в соответствии с характерными особенностями исповедующих их народов и условий их жизни. Образно говоря, все религии можно представить в виде различных деревьев большого лесного массива, которые

29 Рябушкин Н.В., Царегородцев Г.И. Наказание ли Божие? М., 1988. С. 140-141,142.

30 Там же. С. 148-149, 142.

31 См.: Осипян Б.А. Изначальная несостоятельность идеи мирового государства //Вопросы правоведения. 2013. № 4. С. 427-439.

32 См.: Осипян Б.А. Соотношение и взаимодействие норм религии, права и закона //Религия и право. 2003. № 3. С. 18-21; О необходимости религиозного измерения права //Представительная власть-XXI век. 2005. № 2. С. 26-28.

62

Осипян Б. А.

ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

различаются по своей величине, форме и назначению: высокие и низкорослые, и светолюбивые и тенелюбивые, любящие тепло и влагу и морозо- и засухостойкие, сезонные и вечнозеленые. Все они вместе поддерживают жизненный баланс леса и его будущую судьбу; причем каждое дерево имеет свое незаменимое предназначение в общих закономерностях развития жизни леса. «На любом языке человек может прийти к истине, к единой истине... Так же посредством любой религии может он обрести Бога - единого Бога»33, если он поистине любит, ибо Бог есть любовь.

Продолжая данную мысль, можно добавить, что каждый язык имеет свои преимущества и выразительность, даже язык жестов, но никакой из них сам по себе не гарантирует людей от заблуждения и суесловия, но является лишь средством перевода Слова и воли Бога на человеческий язык. «Есть только одна истинная религия, но могут быть различные веры... Эта религия есть Дух Божий, который ведет нас во всякую истину», - писал И.Кант34 Здесь вполне уместно было бы добавить, что все истинные религии в мире имеют одно общее основание - неиссякаемая любовь к Богу и к своему ближнему, любовь, которая дарит человеку жизнь, исцеляет его и помогает преодолеть ему все невзгоды жизни. Возможно, на этом и зиждется идея и тенденция всемирного экуменического движения, которое направлено на преодоление идеологических и организационных разногласий различных религиозных конфессий и практическое приближение различных верований на общей ценностной основе. Однако это вовсе не должно быть призывом или попыткой уничтожение насажденного Богом истинного, естественного, многомерного леса или замены его искусственной, одномерной, насажденной человеком рощей, где растут однообразные деревья. Такого рода экуменизм изначально представляет собой не что иное, как идеологическое суеверие и ересь , направленная против Бога и Его истины35.

Надо заметить, что даже для людей, принадлежащих одной и той же религиозной конфессии, одна и та же религия может иметь совершенно разное проявление. В зависимости от личных особенностей людей одна и та же религиозная система одних подкрепляет, вдохновляет, раскрывает его потенциальные, созидательные и творческие возможности и силы, других же сковывает, отчуждает от реальной действительности, подавляет их инициативу и творческую активность; в третьих она возбуждает их деструктивные свойства или даже доводит до умопомешательства, - ибо много званных, но мало избранных. Тех, кто с нечистой душой и греховными помыслами врывается в Дом Отца и храм святой веры и своекорыстно пытается извратить религию, св. Фома считал более опасными для общества, чем многих других преступников. «Извращать религию, - писал св. Ф.Аквинский, - гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей

36

временной жизни» .

«Религия Христа, - писал К.Ясперс, - содержит в себе истину, обращая отдельного человека к самому

33 Франкл Ф. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 337.

34 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 117, 182; Иоанн., 16:13.

35 См.: Осипян Б.А. Перспективы глобального развития права //Современное право. 2004. № 2. С. 44-48.

36 История политических и правовых учений. М., 1996. С. 117.

себе. Дух Христа - дело каждого человека»37. Для Мартина Лютера христианская религия представлялась не только частным делом каждого, но делом «всеобщего священства», ибо служение Христу достойно не только одной церкви, но и всем истинным христианам38. Жизнь показывает, что личное преображение каждого в Христа и запечатленные глубоко в сердцах людей заповеди Христа более действенны в практической жизни, чем большинство законодательных и институциональных преобразований в обществе, ибо через индивидуальные воли истинных христиан все общество проникается желанием стать лучше, совершеннее, святее, перевести свое внимание и жизнь с материальных ценностей на духовные начала и истинные блага жизни.. В этом процессе, как изрек древнехристианский мудрец авва Дорофей, чем ближе люди к Богу, тем они ближе к друг другу, ибо люди подобны точкам внутри круга, в центре которого -Христос39.

Отмечая, что грубое неверие и суеверие, в отличие от возвышающих дух человека религии, унижают достоинство человека, Т. Мор в своей «Утопии» писал: «Если истинна одна религия, а все прочие суетны, то истина когда-нибудь выплывает и обнаруживается сама собой, если повести дело разумно и умеренно... Поэтому правитель оставил все это дело открытым и дозволил, чтобы каждый был волен веровать, во что пожелает, - за исключением того, что свято и нерушимо запретил кому то ни было до такой степени ронять достоинство человеческой природы, чтобы думать, что будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый Провидением»40. Таким образом, независимо от особенностей свободной веры каждого человека все же истинная религия утверждает незыблемость любви и веры в единого Бога, Его провидение и благодать, богоданное достоинство человека и бессмертие его души.

Все религии в разной мере и разными способами служат одной благородной цели - одухотворению плоти человека, приданию смысла его жизни, духовному освобождению и спасению его от мирского зла, суеты и бессмысленности.

Гегель справедливо полагал, что народ, который имеет плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое правительство и плохие законы»41. Значение религии в жизни человека и общества так велико, что даже один из самых «свободомыслящих» атеистов Вольтер, открыто заявил о том, что если Бога не было бы, то Его следовало бы выдумать. Функции религии столь универсальны и многочисленны, что их трудно просто перечислить. Однако наиболее важные из них это духообразующая и преображающая мир функция; функция смыслообразующая, экзистенцио-нальная, семейного, национального и государствен но-го строительства, легитимизирующая, правообразующая, превентивная, организационная, регулятивная, контрольная, социально-интеграционная, мировоззренческая, идеологическая, политическая, научнопознавательная, коммуникативная, компенсационная,

37 Ясперс К. Смысл и назначение истории, М., 1991. С. 470.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 110.

39 Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 99.

40 Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 259.

41 Гегель. Философия религии. В двух томах. М., 1975. Т.1. С. 400.

63

Социально-политические науки

22014

культурная, экономическая42 и т.д.

Истинная религиозная вера является основополагающим началом человеческого духа: любви , веры, надежды, добрых побуждений и благих дел, первотолчком уверенного предпринимательства, настойчивого и терпеливого претворения и бурного завершения. Постоянно давая верующему человеку достаточные силы, истинная религия делает человека неутомимым в любом богоугодном деле и делает его независимым от других людей. Многое великое, невозможное для неверующих, становится по мере их возрастающей веры возможным для верующих, и наоборот, многое низменное, неправомерное и преступное, которое возможно для язычников и неверующих, становится невозможным для верующих.

Смыслообразующая функция религии43 тесно связана с ее духообразующей функцией и заключается в том, что дает верующему возможность выйти далеко за пределы своей телесной и душевной провинции, эгоистических рамок своей семьи и земного отечества и зарядиться смыслом всего трансцендентального, внешне не постижимого, но единого и в пределах данного ему пространства и времени почувствовать дыхание вечного и бесконечного, свое место и роль в их смысловом сочетании, чувство победы над концом земной жизни - смертью, которая воспримимается вовсе не как утрата, а как приобретение нового смысла. Земная жизнь верующего человека уподобляется короткому разбегу спортсмена-прыгуна, который заканчивается на планке прыжка, но истинный смысл которого начинается за чертой его разбега и определяется успехом совершенного прыжка. Иными словами, если человек прожил свою нелегкую земную жизнь сообразно поставленной цели, то смысл его посмертной жизни будет весьма значительным; и наоборот, если человек не прикладывал должного усилия и умения для совершения прыжка из земной жизни в вечную жизнь, смысловой результат его посмертной жизни будет весьма незначительным. По этому поводу А. Франс говорил, что сила и благодать религии в том, что она объясняет человеку смысл его жизни, в которую он вписан, и его конечное назначение. Когда же через науку и умственную свободу откинули все основы нравственности, вытекающей из религии, нет уже никакого средства знать, зачем мы явились в этот мир и что нам в нем делать44. Человек, как и все человечество, ищет постоянные ориентиры, которые ведут к осмысленной жизни, духовному единству и полноте человеческого бытия.

Духовный смысл и состояние в каждом человеке проявляется в объективной реальности и начинает практически преобразовывать неустроенный мир вокруг себя. Верующий человек перестает суетно искать счастья в хаосе внешнего мира, а находит всегда неизменное благо, гармонию и жизненную силу для преодоления всех препятствий, для духовного обновления мира в свете и образе Бога. Верующему человеку уже не надобно обязательно жертвовать собственной

42 См.: Осипян Б.А. Политико-правовые и идеологические концепции как основание формирования государственно-конституционной системы общества //Государство и право. 2009. № 7. С. 61-71; Социально-экономическая роль правомерного государства //Законодательство и экономика. 2012. № 4. С. 29-37.

43 См.: Осипян Б.А. Смысл жизни человека в контексте непреходящей идеи права //Вопросы правоведения. 2012. № 1. С. 23-40.

44 Франс А. по кн: Л.Н.Толстого. Круг чтения. В двух книгах. М., 1991.

Т. 1. С. 218.

жизнью ради общечеловеческого светлого будущего, ибо достаточно ему искренне полюбить своего Бога и ближних, чтобы уже в настоящей жизни своей почувствовать обновляющий дух постоянно приближающегося обетованного небесного Отечества и Царства, что близко под рукой. Такого человека уже никто не сможет дьявольски обмануть тем, что ему нечего терять, кроме своих мирских оков и цепей, ибо не столько в освобождении от последних он видит свое истинное освобождение и спасение, сколько в освобождении от рабства и ига собственных похотей и страстей. Вот почему Библия призывает всех нас прежде всего искать Царство Божия в себе, уверяя, что все остальное приложится в избытке45.

Религия имеет также важную коммуникативную функцию, ибо благодаря единому Богу люди могут войти в действительное общение между собой на едином языке взаимной любви, доверия, дружбы, общих ценностей и жизненных ориентиров, сознавать себя духовно равными в богоданном абсолютном достоинстве, уважать и прощать друг другу как дети одного Отца по заповедям Его. Религия, как общий язык духовного общения, позволяет выражать свои чувства, мысли, помогать друг другу в период всяких личных напастей и социальных кризисов, защищать и сохранять все уровни установившихся ценностей. Именно благодаря религии люди и народы могут глубже и полнее узнать о переживаниях как собственных, так и своих ближних и дальних .

С функцией общения неразрывно связана также не менее важная мировоззренческая функция религии, ибо она нацелена на достижение почтительной связи не только с Отцом, но и с Его чадами - людьми. В этом аспекте религия способствует установлению между различными людьми и народами отношений мира и безопасности, отношений терпимости и сострадания друг к другу. Такое мировоззрение является одним из самых важных гарантов для решения существующих глобальных проблем и предупреждения нарастающей энтропии в мире: для содержания в первозданности и чистоте, а также необходимого воспроизводства окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, согласования экономических, политических и юридических принципов с объективными законами Божьими, разрешения всех международных конфликтов на духовном и нравственном уровнях во избежания всякого политического или юридического насилия и принуждения. В противном случае мудрецы-политики будут звонить во все колокола, заявлять о возникновении все новых и новых глобальных проблем и угроз жизни всему человечеству и кричать: «мир! мир!», - а мира не будет ни внутри ни вовне людей, пока в один момент они с ужасом не убедятся в том, что постоянно возрастающее бремя проблем намного перевешивает общечеловеческие силы для

47

их мирного разрешения .

Научно-познавательная и культурная функция религии проявляется в том, что целый ряд гениальных и высокоодаренных деятелей науки и искусства не скрывали своих религиозных чувств, мыслей и практи-

45 Библия. Новый Завет. Матф., 6:33.

46См.: Осипян Б.А. Дух правометрии, или основание межерологии права. М., 2009.

47См.: Осипян Б.А. Конституционные гарантии международной безопасности //Конституционное и муниципальное право. МГУ. 2005. № 5. С. 10-13.

64

Осипян Б. А.

ДУХОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА

ческих начинаний. Разумеется, религия, наука и искусство своеобразно (через поиски света, идеала, истины, добра и красоты) отражают и преображают жизнь людей, но на самом высшем уровне их цели и задачи едины и взаимодополняемы, как и высокие чувства, вера, разум, знание, практический опыт в их духовной целостности. «Нельзя любить Бога, не зная Его совершенств, и это познание заключает в себе начала истинного благочестия. Цель религии должна состоять в запечатлении этих начал в наших душах», - писал Лейбниц48.

При глубоком рассмотрении религия действительно представляет собой сокровищницу всего культурного развития людей, народов и всего человечества. Иногда кажется, что без нее человечество не имело бы своей смысловой истории, или эта история была бы слишком банальной и неинтересной для мыслящего и творческого человека. Вся история показывает, что письменность (алфавиты), музыка, литература, поэзия, живопись, архитектура, все искусство и т.д. имеют своим первоисточником веру во Всевышнего и аккумулируются в трудах, в душах, различных проявлениях и произведениях «нечеловеческих» личностей из рода человеческого, начиная с диких племен и кончая самыми цивилизованными и культурными народами независимо от того, признают ли они религию только частным делом или делом общинно-

49

государственным .

Религия не только умиротворяет и гармонизирует человека внутри себя и с внешним миром, дает ему истинную меру внутренней и внешней свободы и должный путь по самоопределению и призванию, но также в существенной мере солидаризирует и интегрирует общество в целом. Представляется, что между двумя неверующими в Бога и бессовестными людьми всегда существует огромная и непреодолимая пропасть непонимания независимо от того, сознают ли они это или нет. Подобная пропасть взаимного отчуждения существует между большинством людей в обществе, пока они не находят истинного Посредника, Переводчика, Моста общения между собой. Поэтому в глубоком смысле всякий атеистический сброд людей немыслимо и нереально как духовно единое общество, т.е. народ, поскольку между его членами не может быть реального общения на духовном уровне, но только вынужденные взаимоотношения на уровне эгоистического товарообмена человекообразных животных и лицемерного соблюдения некоторых сложившихся правил приличия.

Религия имеет функцию упорядочения социальных отношений посредством размеривания индивидуальных воль людей, которые свободно и ответственно сознают свое место в обществе, в семейно-брачных и государственно-правовых отношениях. Любая традиционная религия помогает каждому члену общества ежедневно упорядочить и осмыслить свою жизнь, так сказать, от колыбели до могилы. Религия имеет также функцию образования народов и государств, национального и государственного строительства. Чудесным примером этого является исторически достоверный факт, который свидетельствует о самосохранении армянского народа, который с XIV века почти на семь веков потеряв свою национальную государственность,

48 Лейбниц Г, Сочинения. В четырёх томах. М., 1982-1989. Т. 4. Т. 52.

49 См.: Осипян Б.А. Взаимодействие норм науки, искусства и права //Современное право. 2005. № 9. С. 79-83.

все же благодаря христианской религии, провозглашенной в качестве государственной с 301 года, сохранил свой национальный язык, культуру, обычаи и традиции50, выжил и, наконец, в XX веке снова приобрел свою государственную самостоятельность. В формировании армянского национального единого христианского облика важную роль сыграли не только и не столько этническая принадлежность, кровь и плоть живущих по соседству людей, сколько их религиозная принадлежность. Дело в том, что армянский народ на разных этапах своего исторического развития имел своими просветителями, духовными лидерами и царями представителей разных народов: древних римлян, греков, персов, евреев и других, которые, насаждали среди армян свою языческую религию (огнепоклонство) Например, царь Арташес 1 (греч.- жизнерадостный) (второй век до н.э.), который был сыном греческого князя Зареха. Несмотря на свою этническую принадлежность, первыми приняли христианство, цари Аристобулос и Тигран VI (первый век н.э.), которые по своей этнической принадлежности были евреями, прямыми потомками иудейского царя Ирода, св. Григорий Просветитель (III-IV вв.), который по своему происхождению был парфянином (персом) и на незыблемом фундаменте этой религии положили начало самостоятельной армяно-христианской государственности. По мнению многих ученых, армянский народ спасла вера в Иисуса Христа. Перед всеми судьбоносными сражениями (например, в Аварайрской битве за сохранение христианской веры 451 года) за свою духовную свободу и национальную независимость своей родины армяне-воины всегда вспоминали слова своих духовных предводителей-военачальников: «Если даст Господь победу рукам нашим - то истребим силы поработителей, чтобы поднялась сторона правая! А если время жизни нашей настигнет в этом сражении священная смерть, примем ее с радостным сердцем. Смерть неосознанная есть смерть, смерть осознанная - бессмертие. ...Пусть во время битвы с персами-огнепоклонниками каждый человек в душе своей будет церковью и сам же священником»51.

Единая религиозная вера может играть существенную роль также в духовном, идеологическом, административно-территориальном объединении разрозненных языческих племен с различными обычаями и традициями в единое общество и государство, а также формировать в них единый образ жизни и правопоря-док52. Например, по сообщениям летописного свода «Повести временных лет», составленного монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (986 г.) Великий князь Владимир долго стоял перед выбором принятия единой веры для объединения разрозненных княжеств и укрепления государства53 *. Он посредством своих «избранных людей» стал тщательно изучать различные религии и в конце концов выбрал христианство по следующим соображениям. По его мнению, иудаизм не соответствовал духу, быту и нравам рус-

50 См.: Осипян Б.А. Армянский Судебник 1184 года как прообраз христианской конституции //Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 43-48.

51 Миргородская М.Г. Великая Армения: от истоков до наших дней.

М., 2000. С. 116,117.

52 См.: Осипян Б.А. Статут Великого Княжества Литовского 1529 года как первый русский конституционный образец единой христианскоправовой идеологии //Государство и право. 2011. № 10. С. 95-104.

53 См.: Осипян Б.А. Объединяющая и направляющая сила духа рус-

ского права //История государства и права. 2010. № 20. С. 40-43.

65

Социально-политические науки

22014

ского народа и грозил изоляцией Руси от всех стран Запада и Востока. Ислам же показался ему чрезмерно агрессивным и не способствовал духу мирного труда и оседлого образа жизни русского народа. В сути христианского вероучения он смог усмотреть высокое достоинство и предназначение человека, большие возможности его всестороннего духовного и нравственного совершенства, проявление добра и милосердия, долготерпения, непротивления злу насилием и подчинения властям по совести, возбуждения в человеке лучших чувств, мыслей и деловых инициатив, общего развития просвещения и культуры. Как раз это и было нужно для дальнейшего национального и государственного строительства и правопорядка54.

Гегель был абсолютно прав, когда писал: «В общем религия и основа государства - одно и то же: они тождественны в себе и для себя... Религия есть знание высшей истины, ... свободный дух. В религии человек свободен перед Богом, ибо он в Боге обретает самого себя..., снимает свое внутреннее разделение. Государство есть лишь свобода в мире, в действительности... народы, не ведающие о том, что народ свободен в себе и для себя, живут в состоянии отупения как со стороны их государственного устройства, так и со стороны их религии. В религии и государстве - одно понятие свободы... Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое правительство и плохие законы. Каждый народ обладает государственным устройством, которое ему впору и подходит ему. Народ плох, если плохо правительство, столь же плох, как и не разумен»55.

Если государство по тем или иным причинам отказывается от своего религиозного фундамента в пользу какой-то модной и временной идеологии (учений об светском социализме и коммунизме, открытых гражданских обществах, правовых государствах и т.д.), то тем самым оно закладывает под себя мину замедленного действия, поскольку его подданные или граждане, отвлекаясь от реальной жизни, теряют чувство своей внутренней связанности религиозными, нравственными и обычными нормами, и смотрят на выполнение своих обязанностей лишь формально-прагматически. Поэтому своей необдуманной атеистической или равнодушной к религии установкой государство лишает все общество первооснов самодисциплины и упорядоченной повседневной инициативной жизни. В этом смысле Ф. Мартенс, отвергая живучее суеверие о том, что религия является частным делом людей, уверяет, что она является объектом государственного права и закона, который регулирует отношения между церковью и государством. «...Верования религиозные, -отмечает он, - отражаются не только на нравственном складе жизни, стремлениях, обычаях и деятельности людей, но и получают внешнюю организацию в церкви,

56

... отношениях церкви к государству» .

Религия имеет не только нравообразующую, но и правообразующую функцию в государственном строительстве, законодательстве и управлении, поскольку через сознание законодателей и государственных дея-

54 См.: Миргородская М.Г. Великая Армения: от истоков до наших дней. М., 2000. С.288-289.

55 Гегель. Философия религии. В двух томах. Т. 1, С. 400; Философия права. М., 1990. С. 300; Работы разных лет. В двух томах. М., 19711973. Т.1. С. 362.

56 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В двух томах, МГУ, 1996. Т. 2. С. 73.

телей она отражается на всей системе права данного государства, методах работы его органов и процессах осуществления правосудия в целом57. Религиозная вера членов общества предотвращает их от совершения тех или иных преступлений (убийства, кражи, лжесвидетельства и т.д.), насыщает и обогащает нормы нравственности, обычаев, традиций, национального языка, искусства и действующего законодательства духом долговечности и действенности, стабилизирует весь нраво- и правопорядок в обществе. В свое время Сен-Симон пророчествовал о том, что «религия охватит весь мир, ибо Закон Божий является всемирным»58.

Как показывает история человечества и свидетельствуют мудрые люди, религия есть фундамент человеческого бытия, социального порядка и развития59, и ее отсутствие в конечном счете приводит к всеобщему хаосу, духовной и нравственной деградации, болезни и падению человека и общества. В частности, при отсутствии, искажении или утрате истинных религиозных ценностей, целей и измерения исчезает непреходящая идея права, а вместе с ней исчезают всякая перспектива устойчивого правопорядка в обществе и лучшая надежда на спасение людей в вечной жизни.

Список литературы:

1. Осипян Б.А. Дух правометрии, или основание межерологии права. Монография. М., Юрлитинформ. 2009.

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

3. Berman H.J. Faith and Order. Reconciliation of Law and Religion. P.4, 42,43,51,52, 306.

4. Berman H.J. Faith and Order: The Reconciliation of Law and Religion. Michigan/Cambridge, U.K. 1993. P. 285.

5. Осипян Б.А. Правомерное и функциональное распределение единой государственной власти, Социальнополитические науки №1 2014, стр. 25-29

Reference list:

1. Osipyan Boris A., Spirit pravometrii or base mezherologii law. Monograph. M. Yurlitinform. 2009.

2. Berman GJ, The Western tradition of law: the formation of the era. M., 1998.

3. Berman H.J. Faith and Order. Reconciliation of Law and Religion. P.4, 42,43,51,52, 306.

4. Berman H.J. Faith and Order: The Reconciliation of Law and Religion. Michigan/Cambridge, U.K. 1993. P. 285.

5. Osipyan Boris A., Legitimate and functional distribution of unified government, Sociopolitical sciences №1 2014, pp. 25-29

57 См.: Осипян Б.А. Возможности укрепления правовых основ Российского государства органами конституционного правосудия. М., 2009. С. 3-5.

58 Изложение учения Сен-Симона. М-Л., 1947. С. 436.

59 См.: Осипян Б.А. Духовно-психологические аспекты реализации основных прав и свобод человека //Право и жизнь. 2013. № 11 (185). С. 49-63.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.