СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Научная статья УДК 101.1 :[316.624.3:2]
Карлен Ашотович Даллакян
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, [email protected]
РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме манипуляции людьми идеологами терроризма и экстремизма посредством религиозных ценностей. В научных исследованиях проблемы террора, терроризма и экстремизма акцент, как правило, делается на исполнителях террористического акта, иногда - на «режиссерах» социально-политического спектакля, и почти не раскрываются истинные мотивы и цели «авторов террористического сценария». Ненависть населения обрушивается чаще всего на исполнителей, являющихся марионетками в сложной игре, порой недоступной их пониманию. Средством такой циничной манипуляции, как ни парадоксально, часто выступают высшие религиозные ценности. Ведь верующий молодой человек - легкая, а главное бесплатная добыча манипуляторов.
Ключевые слова: террор, терроризм, экстремизм, террористический акт, манипуляция, власть, ценность, свобода, справедливость, равенство
Для цитирования: Даллакян К. А. Религия как средство манипуляции // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 92-95.
!N
Original article
Karlen A. Dallakyan
Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs ¡fj of Russia, Ufa, Russia, [email protected]
ГО
§ RELIGION AS A MEANS OF MANIPULATION
ri
В |
и Abstract. The article is devoted to the problem of manipulation of people by ideologists of terrorism and
5 extremism through religious values. In scientific research on the problem of terror, terrorism and extrem-
Ph
g ism, the emphasis is usually placed on the perpetrators of a terrorist act, sometimes on the «directors» of a
^ socio-political spectacle, and the true motives and goals of the «authors of the terrorist scenario» are almost
Й not revealed. The hatred of the population falls, as a rule, on performers who are puppets in a complex game,
У sometimes inaccessible to their understanding. The means of such cynical manipulation, paradoxically, are
5 often the highest religious values. After all, a believing young man is an easy, and most importantly, free prey ^ for manipulators.
Keywords: terror, terrorism, extremism, terrorist act, manipulation, power, value, freedom, justice, equality
£ For citation: Dallakyan K. A. Religion as a means of manipulation // Society, law, statehood: retrospective
§ and perspective. 2023. № 2 (14). P. 92-95.
и
0)
в
H
6 Постмодернистская парадигма пред- торых во многом и затевается это шоу? Па>; ставляет мир как грандиозное шоу, представ- радоксально, но ответ на этот вопрос будет 2 ление, в котором все выступает симулякром, положительным. Более того, деньги в со-| вводящим в заблуждение наблюдающего временном цифровом обществе, бесконеч-в субъекта. Возникает закономерный вопрос: но трансформируясь, превращаются лишь в
являются ли симулякром деньги, из-за ко- эфемерную цифру. Каков дальнейший путь
&
ю
О © Даллакян К. А., 2023
их эволюции? Не является исключением и террор, послушно стоящий на службе денег, превратившихся в посткапиталистическом мире в важнейший субъект политики. Террор как социально-политический феномен, меняя свои формы, управляет миром посредством страха насилия, являющегося важным средством манипуляции социальными субъектами.
С усложнением уровня социально-экономического развития растет степень опосредования между субъектом и объектом насилия. Все больше промежуточных звеньев разделяют сегодня идеологов террора, вдохновляющих на кровавые преступления исполнителей, как правило, не осознающих настоящих мотивов и целей своих вдохновителей. Усложняются способы манипуляции исполнителями, которыми являются обычно молодые люди, возмущенные несправедливостью современной социальной жизни. Поэтому истинные субъекты террора для манипуляции ими используют в основном духовные, религиозные ценности, часто выступая от лица Всевышнего. Противодействие терроризму и экстремизму должно быть ориентировано на раскрытие их причин, а не следствий, предполагая развенчивание «высоких» идей, прикрывающих низкие мотивы экономического и политического господства.
Терроризм, как известно, в отличие от террора, - всегда следствие, порожденное ненавистью обманутых, манипулируемых несчастных людей, невежество и социально-политическая близорукость которых проявляются в отчаянных попытках запугать врагов, порой даже ценой собственной смерти. «Для нас смерть желанней, чем для вас жизнь», - эти слова Бена Ладена раскрывают степень убежденности террористов в собственном бессмертии. Смерть с древних времен служит Золотому тельцу, прикрывающему свою наготу великими идеями. Для террориста смерть превращается в смысл жизни как средство приобретения бессмертия, ухода в вечность. Настоящая райская жизнь их ждет именно после, как правило, бессмысленной жизни на этом свете. Именно поэ-
тому необходимо раскрывать истинные цели идеологов и духовных вдохновителей террористических актов, развенчивать способы манипуляции «слепыми» исполнителями.
Террор, опирающийся на страх, - ментален; терроризм - материален и представляет собой конкретные действия людей, часто и не осознающих истинные мотивы их вдохновителей [1, с. 150]. Неслучайно, подавляющее большинство террористов - молодые люди до 30 лет, верящие в высшие духовные ценности и, прежде всего, в свободу и справедливость. А вера как убежденность в недоказанном, если она не фанатична, требует интеллектуальной рефлексии. Вера не должна быть слепой, она должна опираться на разум. И религиозная вера - не исключение. Само слово «религия» означает («ре» - восстановление, «лига» - связь) восстановление связи, связи человека как конечного существа с Абсолютом (Вселенной) - бесконечным. И использовать религию для разжигания ненависти и пропаганды насилия означает превращать ее в анти- или «контррелигию», ведь все мировые религии проповедуют единение и даже братство народов мира.
Почему великие идеи и благородные, духовные, религиозные ценности, такие как Свобода, Справедливость, Любовь, Равенство, Вера, Служение, Самопожертвование становятся часто средством манипуляции людьми? Дело в том, что каждый социальный субъект в зависимости от уровня его развития имеет ценности, которые он готов отстаивать. Высшие ценности отстаиваются, как правило, именно духовно развитыми людьми или пытающимися стать такими. К тому же молодость - более доверчива и категорична, поэтому именно молодые люди попадаются на «удочку» ловцов неокрепших душ. Причем чаще манипулируемые являются выходцами из неполных семей. Исследования подтверждают, что дети, прожившие в полной семье до 7-8 лет, труднее в будущем поддаются манипуляции. Это еще один аргумент считать сохранение и благополучие семьи государственной политикой.
Часто считается, что террористов подводят средства. Однако проблема не только
ся о
о
л
п
¡3-о
о &
г
л
г
о
си >13
л
о
№
<
л а 3 О-Р
Й
си р
л
о
№
<
2 О К)
П о
еч £[
го еч о
еч «
ре
И
V К
и &
V К
(в в 8
о
о №
№ щ
ре н
и &
(в
15
о
РО
(в &
К
&
ю
О
в средствах. Сами великие идеи безотносительно к месту и времени являются угрозой. Ведь истина всегда конкретна. Если человечество еще не готово к созданию рая на Земле, то реализация такого желания, как неоднократно доказывала история, ничего, кроме страдания, людям не принесет. Это отмечал Альбер Камю в «Бунтующем человеке»: «Гегель видел, что абстрактность якобинских принципов таила в себе террор», - писал Альбер Камю [2, с. 221]. Надо стремиться к конкретному обществу, гармонично сочетающему в себе свободу и необходимость. Согласно А. Камю, именно на гегелевскую диалектику с акцентом на отрицании как универсальном законе развития опирается идеология террора. «Нужно уничтожить тех, кто уничтожает идиллию, или уничтожать ради сотворения идиллии. Гегелевское преодоление Террора завершается только его расширением» [2, с. 273].
Важнейшим средством противодействия идейной манипуляции верующими молодыми людьми является реальное образование. Сегодня Знание - не просто Сила, сегодня, в эпоху современного научно-технологического прогресса, Знание - Жизнь. Это касается не только улучшения качества и увеличения продолжительности жизни, вплоть до обещаемого учеными к 2050-ым годам бессмертия, но и превращения абсурдного существования в истинную осмысленную жизнь. Вера не должна противоречить знаниям, подтверждая слова Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно!». Как убежденность в недоказанном она должна помогать знанию в оптимистическом продвижении к непокоренным вершинам. Это касается и религиозной веры. Виктор Франкл в своей замечательно работе «Человек в поисках смысла» еще раз это показывает [3].
Все мировые религии помогают человечеству выживать и продвигаться вперед, исходя из принципов Справедливости, Любви, Милосердия, Терпения, Покорности и Самосовершенствования. Эти принципы Иудаизма, Христианства, Ислама и Буддизма способствуют «очеловечиванию» человека. Поэтому истинная религия отнюдь не про-
тивостоит науке, а наоборот содействует ей посредством дополнительной энергии веры в собственные силы. Ведь слово «природа» означает то, что было при родах мира, то есть созидающие силы бытия. Слово «фю-сис» с греческого языка означает природа, а верующие люди называют Богом.
В истории человечества в качестве мощнейшего манипулятивного средства не раз была использована вера в Бога, трансформированная в веру в революционную идею, в убежденность, что посредством насилия и террора можно создать справедливое общество светлого будущего [4, с. 73]. «Вы часто упрекали, что я, вкусивши науки, позабыл о Боге, - пишет известный террорист Егор Сазонов в письме к родителям. - <.. .> Ведь потому-то я совершил дело, что чувствовал, что моя совесть, моя религия, мое евангелие, мой Бог - требовали этого от меня. Мог ли я ослушаться?.. Да, родные мои, мои революционные и социалистические верования слились воедино с моею религиею. <...> Я считаю, что мы, социалисты, продолжаем дело Христа, который проповедовал братскую любовь между людьми, призывал к себе всех трудящихся и обремененных и умер, как политический преступник, за людей.» [5, с. 84].
«Есть счастье еще выше, чем смерть во время акта, - умереть на эшафоте. Смерть во время акта как будто оставляет что-то незаконченным. <... > Только тут узнаешь, почувствуешь всю красоту, всю силу идеи», -говорит Иван Каляев - убийца сына царя Александра II. [6, с. 118]. Так смерть превращается в средство приобретения смысла жизни, подтверждая слова Бена Ладена о том, что смерть для его соратников желанней, чем жизнь, имея ввиду молодых людей, готовых во имя высших, внушенных им, ценностей отдать свою жизнь.
Все религии, хоть и по-разному исходят из принципа справедливости, но все они отвергают насилие как средство достижения этой справедливости. Иногда специально неверно трактуют некоторые положения Корана, в частности, идею джихада, чтобы манипулировать несведущими. Подчеркнем, что любой человек, применяющий
насилие и убийства во имя справедливости, не может быть истинно религиозным человеком. Он проповедует то, что мы называем «контррелигией», убивающей Бога в душе человека. Террорист - всегда богоубийца, что бы он о себе ни думал и ни говорил. Не зря говорят: «Дурак страшнее злодея, ибо злодей иногда отдыхает». Такими прямолинейными, однозначно мыслящими людьми
легко манипулировать именно посредством идей и ценностей, в которые они верят. Это неоднократно иллюстрировала история.
Поэтому цель всякого настоящего образования, а юридического особенно - показать молодым людям истинную сущность вещей, противодействуя превращению человека в манипулируемое средство достижения чужих целей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Даллакян К. А. Террор как форма социальной экзистенции. Уфа : УЮИ МВД России, 2016. 150 с.
2. Камю А. Бунтующий человек. М. : Политиздат, 1990. 415 с.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
4. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений / пер. с англ. Минск, 2001. 200 с.
5. Сазонов Е. С. Письма Егора Сазонова к родным.1895-1910 гг. М., 1925. 384 с.
6. Баранов А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX - начала ХХ века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) // Общественные науки и современность.1988. № 2. С. 116-127.
REFERENCE
1. Dallakyan K. A. TTerror as a form of social existence. Ufa: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. 150 p. (In Russ.)
2. Camus A. The rebellious man. M. : Politizdat, 1990. 415 p. (In Russ.)
3. Frankl V. Man in search of meaning. M. : Progress, 1990. 368 p. (In Russ.)
4. Hoffer E. True Believer: Thoughts on the nature of Mass Movements. Translated from English. Minsk, 2001. 200 p. (In Russ.)
5. Sazonov E. S. Letters of Egor Sazonov to his relatives.1895-1910. M., 1925. 384 p. (In Russ.) o
6. Baranov A. S. The image of a terrorist in Russian culture ofthe late 19th - early 20th century (S. Nechaev, V. Zasulich, I. Kalyaev, B. Savinkov) // Social Sciences and modernity.1988. No. 2. P. 116-127. (In Russ.) l
I
Информация об авторе:
Даллакян К. А. - доктор философских наук, профессор. h
o о
Information about the author: r
Dallakyan K. A.- Doctor of Philosophy, Professor. 0
re
r
о
си >13 re
Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к ее публикации 23.06.2023.
<
re n
The article was submitted 24.03.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication c 23.06.2023. H
s V re n
i
<
2 o
(O
n
o