Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ'

РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
349
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОР / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ВЛАСТЬ / ЦЕННОСТЬ / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даллакян Карлен Ашотович

Статья посвящена проблеме манипуляции людьми идеологами терроризма и экстремизма посредством религиозных ценностей. В научных исследованиях проблемы террора, терроризма и экстремизма акцент, как правило, делается на исполнителях террористического акта, иногда - на «режиссерах» социально-политического спектакля, и почти не раскрываются истинные мотивы и цели «авторов террористического сценария». Ненависть населения обрушивается чаще всего на исполнителей, являющихся марионетками в сложной игре, порой недоступной их пониманию. Средством такой циничной манипуляции, как ни парадоксально, часто выступают высшие религиозные ценности. Ведь верующий молодой человек - легкая, а главное бесплатная добыча манипуляторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A MEANS OF MANIPULATION

The article is devoted to the problem of manipulation of people by ideologists of terrorism and extremism through religious values. In scientific research on the problem of terror, terrorism and extremism, the emphasis is usually placed on the perpetrators of a terrorist act, sometimes on the «directors» of a socio-political spectacle, and the true motives and goals of the «authors of the terrorist scenario» are almost not revealed. The hatred of the population falls, as a rule, on performers who are puppets in a complex game, sometimes inaccessible to their understanding. The means of such cynical manipulation, paradoxically, are often the highest religious values. After all, a believing young man is an easy, and most importantly, free prey for manipulators.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Научная статья УДК 101.1 :[316.624.3:2]

Карлен Ашотович Даллакян

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, [email protected]

РЕЛИГИЯ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме манипуляции людьми идеологами терроризма и экстремизма посредством религиозных ценностей. В научных исследованиях проблемы террора, терроризма и экстремизма акцент, как правило, делается на исполнителях террористического акта, иногда - на «режиссерах» социально-политического спектакля, и почти не раскрываются истинные мотивы и цели «авторов террористического сценария». Ненависть населения обрушивается чаще всего на исполнителей, являющихся марионетками в сложной игре, порой недоступной их пониманию. Средством такой циничной манипуляции, как ни парадоксально, часто выступают высшие религиозные ценности. Ведь верующий молодой человек - легкая, а главное бесплатная добыча манипуляторов.

Ключевые слова: террор, терроризм, экстремизм, террористический акт, манипуляция, власть, ценность, свобода, справедливость, равенство

Для цитирования: Даллакян К. А. Религия как средство манипуляции // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 92-95.

!N

Original article

Karlen A. Dallakyan

Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs ¡fj of Russia, Ufa, Russia, [email protected]

ГО

§ RELIGION AS A MEANS OF MANIPULATION

ri

В |

и Abstract. The article is devoted to the problem of manipulation of people by ideologists of terrorism and

5 extremism through religious values. In scientific research on the problem of terror, terrorism and extrem-

Ph

g ism, the emphasis is usually placed on the perpetrators of a terrorist act, sometimes on the «directors» of a

^ socio-political spectacle, and the true motives and goals of the «authors of the terrorist scenario» are almost

Й not revealed. The hatred of the population falls, as a rule, on performers who are puppets in a complex game,

У sometimes inaccessible to their understanding. The means of such cynical manipulation, paradoxically, are

5 often the highest religious values. After all, a believing young man is an easy, and most importantly, free prey ^ for manipulators.

Keywords: terror, terrorism, extremism, terrorist act, manipulation, power, value, freedom, justice, equality

£ For citation: Dallakyan K. A. Religion as a means of manipulation // Society, law, statehood: retrospective

§ and perspective. 2023. № 2 (14). P. 92-95.

и

0)

в

H

6 Постмодернистская парадигма пред- торых во многом и затевается это шоу? Па>; ставляет мир как грандиозное шоу, представ- радоксально, но ответ на этот вопрос будет 2 ление, в котором все выступает симулякром, положительным. Более того, деньги в со-| вводящим в заблуждение наблюдающего временном цифровом обществе, бесконеч-в субъекта. Возникает закономерный вопрос: но трансформируясь, превращаются лишь в

являются ли симулякром деньги, из-за ко- эфемерную цифру. Каков дальнейший путь

&

ю

О © Даллакян К. А., 2023

их эволюции? Не является исключением и террор, послушно стоящий на службе денег, превратившихся в посткапиталистическом мире в важнейший субъект политики. Террор как социально-политический феномен, меняя свои формы, управляет миром посредством страха насилия, являющегося важным средством манипуляции социальными субъектами.

С усложнением уровня социально-экономического развития растет степень опосредования между субъектом и объектом насилия. Все больше промежуточных звеньев разделяют сегодня идеологов террора, вдохновляющих на кровавые преступления исполнителей, как правило, не осознающих настоящих мотивов и целей своих вдохновителей. Усложняются способы манипуляции исполнителями, которыми являются обычно молодые люди, возмущенные несправедливостью современной социальной жизни. Поэтому истинные субъекты террора для манипуляции ими используют в основном духовные, религиозные ценности, часто выступая от лица Всевышнего. Противодействие терроризму и экстремизму должно быть ориентировано на раскрытие их причин, а не следствий, предполагая развенчивание «высоких» идей, прикрывающих низкие мотивы экономического и политического господства.

Терроризм, как известно, в отличие от террора, - всегда следствие, порожденное ненавистью обманутых, манипулируемых несчастных людей, невежество и социально-политическая близорукость которых проявляются в отчаянных попытках запугать врагов, порой даже ценой собственной смерти. «Для нас смерть желанней, чем для вас жизнь», - эти слова Бена Ладена раскрывают степень убежденности террористов в собственном бессмертии. Смерть с древних времен служит Золотому тельцу, прикрывающему свою наготу великими идеями. Для террориста смерть превращается в смысл жизни как средство приобретения бессмертия, ухода в вечность. Настоящая райская жизнь их ждет именно после, как правило, бессмысленной жизни на этом свете. Именно поэ-

тому необходимо раскрывать истинные цели идеологов и духовных вдохновителей террористических актов, развенчивать способы манипуляции «слепыми» исполнителями.

Террор, опирающийся на страх, - ментален; терроризм - материален и представляет собой конкретные действия людей, часто и не осознающих истинные мотивы их вдохновителей [1, с. 150]. Неслучайно, подавляющее большинство террористов - молодые люди до 30 лет, верящие в высшие духовные ценности и, прежде всего, в свободу и справедливость. А вера как убежденность в недоказанном, если она не фанатична, требует интеллектуальной рефлексии. Вера не должна быть слепой, она должна опираться на разум. И религиозная вера - не исключение. Само слово «религия» означает («ре» - восстановление, «лига» - связь) восстановление связи, связи человека как конечного существа с Абсолютом (Вселенной) - бесконечным. И использовать религию для разжигания ненависти и пропаганды насилия означает превращать ее в анти- или «контррелигию», ведь все мировые религии проповедуют единение и даже братство народов мира.

Почему великие идеи и благородные, духовные, религиозные ценности, такие как Свобода, Справедливость, Любовь, Равенство, Вера, Служение, Самопожертвование становятся часто средством манипуляции людьми? Дело в том, что каждый социальный субъект в зависимости от уровня его развития имеет ценности, которые он готов отстаивать. Высшие ценности отстаиваются, как правило, именно духовно развитыми людьми или пытающимися стать такими. К тому же молодость - более доверчива и категорична, поэтому именно молодые люди попадаются на «удочку» ловцов неокрепших душ. Причем чаще манипулируемые являются выходцами из неполных семей. Исследования подтверждают, что дети, прожившие в полной семье до 7-8 лет, труднее в будущем поддаются манипуляции. Это еще один аргумент считать сохранение и благополучие семьи государственной политикой.

Часто считается, что террористов подводят средства. Однако проблема не только

ся о

о

л

п

¡3-о

о &

г

л

г

о

си >13

л

о

<

л а 3 О-Р

Й

си р

л

о

<

2 О К)

П о

еч £[

го еч о

еч «

ре

И

V К

и &

V К

(в в 8

о

о №

№ щ

ре н

и &

15

о

РО

(в &

К

&

ю

О

в средствах. Сами великие идеи безотносительно к месту и времени являются угрозой. Ведь истина всегда конкретна. Если человечество еще не готово к созданию рая на Земле, то реализация такого желания, как неоднократно доказывала история, ничего, кроме страдания, людям не принесет. Это отмечал Альбер Камю в «Бунтующем человеке»: «Гегель видел, что абстрактность якобинских принципов таила в себе террор», - писал Альбер Камю [2, с. 221]. Надо стремиться к конкретному обществу, гармонично сочетающему в себе свободу и необходимость. Согласно А. Камю, именно на гегелевскую диалектику с акцентом на отрицании как универсальном законе развития опирается идеология террора. «Нужно уничтожить тех, кто уничтожает идиллию, или уничтожать ради сотворения идиллии. Гегелевское преодоление Террора завершается только его расширением» [2, с. 273].

Важнейшим средством противодействия идейной манипуляции верующими молодыми людьми является реальное образование. Сегодня Знание - не просто Сила, сегодня, в эпоху современного научно-технологического прогресса, Знание - Жизнь. Это касается не только улучшения качества и увеличения продолжительности жизни, вплоть до обещаемого учеными к 2050-ым годам бессмертия, но и превращения абсурдного существования в истинную осмысленную жизнь. Вера не должна противоречить знаниям, подтверждая слова Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно!». Как убежденность в недоказанном она должна помогать знанию в оптимистическом продвижении к непокоренным вершинам. Это касается и религиозной веры. Виктор Франкл в своей замечательно работе «Человек в поисках смысла» еще раз это показывает [3].

Все мировые религии помогают человечеству выживать и продвигаться вперед, исходя из принципов Справедливости, Любви, Милосердия, Терпения, Покорности и Самосовершенствования. Эти принципы Иудаизма, Христианства, Ислама и Буддизма способствуют «очеловечиванию» человека. Поэтому истинная религия отнюдь не про-

тивостоит науке, а наоборот содействует ей посредством дополнительной энергии веры в собственные силы. Ведь слово «природа» означает то, что было при родах мира, то есть созидающие силы бытия. Слово «фю-сис» с греческого языка означает природа, а верующие люди называют Богом.

В истории человечества в качестве мощнейшего манипулятивного средства не раз была использована вера в Бога, трансформированная в веру в революционную идею, в убежденность, что посредством насилия и террора можно создать справедливое общество светлого будущего [4, с. 73]. «Вы часто упрекали, что я, вкусивши науки, позабыл о Боге, - пишет известный террорист Егор Сазонов в письме к родителям. - <.. .> Ведь потому-то я совершил дело, что чувствовал, что моя совесть, моя религия, мое евангелие, мой Бог - требовали этого от меня. Мог ли я ослушаться?.. Да, родные мои, мои революционные и социалистические верования слились воедино с моею религиею. <...> Я считаю, что мы, социалисты, продолжаем дело Христа, который проповедовал братскую любовь между людьми, призывал к себе всех трудящихся и обремененных и умер, как политический преступник, за людей.» [5, с. 84].

«Есть счастье еще выше, чем смерть во время акта, - умереть на эшафоте. Смерть во время акта как будто оставляет что-то незаконченным. <... > Только тут узнаешь, почувствуешь всю красоту, всю силу идеи», -говорит Иван Каляев - убийца сына царя Александра II. [6, с. 118]. Так смерть превращается в средство приобретения смысла жизни, подтверждая слова Бена Ладена о том, что смерть для его соратников желанней, чем жизнь, имея ввиду молодых людей, готовых во имя высших, внушенных им, ценностей отдать свою жизнь.

Все религии, хоть и по-разному исходят из принципа справедливости, но все они отвергают насилие как средство достижения этой справедливости. Иногда специально неверно трактуют некоторые положения Корана, в частности, идею джихада, чтобы манипулировать несведущими. Подчеркнем, что любой человек, применяющий

насилие и убийства во имя справедливости, не может быть истинно религиозным человеком. Он проповедует то, что мы называем «контррелигией», убивающей Бога в душе человека. Террорист - всегда богоубийца, что бы он о себе ни думал и ни говорил. Не зря говорят: «Дурак страшнее злодея, ибо злодей иногда отдыхает». Такими прямолинейными, однозначно мыслящими людьми

легко манипулировать именно посредством идей и ценностей, в которые они верят. Это неоднократно иллюстрировала история.

Поэтому цель всякого настоящего образования, а юридического особенно - показать молодым людям истинную сущность вещей, противодействуя превращению человека в манипулируемое средство достижения чужих целей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Даллакян К. А. Террор как форма социальной экзистенции. Уфа : УЮИ МВД России, 2016. 150 с.

2. Камю А. Бунтующий человек. М. : Политиздат, 1990. 415 с.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

4. Хоффер Э. Истинноверующий: Мысли о природе массовых движений / пер. с англ. Минск, 2001. 200 с.

5. Сазонов Е. С. Письма Егора Сазонова к родным.1895-1910 гг. М., 1925. 384 с.

6. Баранов А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX - начала ХХ века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савинков) // Общественные науки и современность.1988. № 2. С. 116-127.

REFERENCE

1. Dallakyan K. A. TTerror as a form of social existence. Ufa: Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. 150 p. (In Russ.)

2. Camus A. The rebellious man. M. : Politizdat, 1990. 415 p. (In Russ.)

3. Frankl V. Man in search of meaning. M. : Progress, 1990. 368 p. (In Russ.)

4. Hoffer E. True Believer: Thoughts on the nature of Mass Movements. Translated from English. Minsk, 2001. 200 p. (In Russ.)

5. Sazonov E. S. Letters of Egor Sazonov to his relatives.1895-1910. M., 1925. 384 p. (In Russ.) o

6. Baranov A. S. The image of a terrorist in Russian culture ofthe late 19th - early 20th century (S. Nechaev, V. Zasulich, I. Kalyaev, B. Savinkov) // Social Sciences and modernity.1988. No. 2. P. 116-127. (In Russ.) l

I

Информация об авторе:

Даллакян К. А. - доктор философских наук, профессор. h

o о

Information about the author: r

Dallakyan K. A.- Doctor of Philosophy, Professor. 0

re

r

о

си >13 re

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к ее публикации 23.06.2023.

<

re n

The article was submitted 24.03.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication c 23.06.2023. H

s V re n

i

<

2 o

(O

n

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.