Научная статья на тему 'Идеология современного терроризма'

Идеология современного терроризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9150
753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РАДИКАЛИЗМ / ИДЕИ / ФАНАТИЗМ / ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОПРАВДАНИЕ НАСИЛИЯ / ЦЕННОСТИ / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ERRORISM / IDEOLOGY / WORLD VISION / RADICALISM / IDEAS / FANATICISM / RATIONALITY / JUSTIFICATION OF VIOLENCE / VALUES / FREEDOM / JUSTICE / MANIPULATION OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дашкова Софья Владимировна

В статье рассматривается идеология терроризма, которая составляет его внутреннее смысловое содержание. Автор раскрывает роль идеологии в терроризме и ее характерные черты. Идеология, по мнению автора, представляет собой фундамент, на котором строится террористическая деятельность и отражает ее целерациональный и ценностно-смысловой аспекты. Целерациональность проявляется в осознанности субъектами своих интересов, постановке целей, организации и обосновании террористической деятельности. Ценностное содержание идеологии представляет собой идеи свободы и справедливости, которые имеют субъективную значимость и придают смысл террористической деятельности. Автор делает вывод о том, что в современном терроризме они носят декларативный характер и выступают в качестве идеологической мимикрии и прагматического манипулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF MODERN TERRORISM

The article considers the ideology of terrorism, which is its internal semantic content. The author reveals the role of ideology in terrorism and its characteristic features. The author believes that ideology is the foundation and the source for terrorist activity and reflects its instrumentally rational and value-semantic aspects. The author thinks that its rationality is manifested in the awareness of subjects of their interests, setting goals, organization and justification of terrorist activities. The value content of this ideology represents the ideas offreedom and justice that have subjective importance and give meaning to terrorist activities. The author comes to the conclusion that these ideas are declarative in nature and act as ideological mimicry and pragmatic manipulation.

Текст научной работы на тему «Идеология современного терроризма»

УДК 316.643:323.28 ББК 66.041.33

С.В. Дашкова

Волгоградский государственный технический университет ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА

В статье рассматривается идеология терроризма, которая составляет его внутреннее смысловое содержание. Автор раскрывает роль идеологии в терроризме и ее характерные черты. Идеология, по мнению автора, представляет собой фундамент, на котором строится террористическая деятельность и отражает ее целерациональный и ценностно-смысловой аспекты. Целерациональность проявляется в осознанности субъектами своих интересов, постановке целей, организации и обосновании террористической деятельности. Ценностное содержание идеологии представляет собой идеи свободы и справедливости, которые имеют субъективную значимость и придают смысл террористической деятельности. Автор делает вывод о том, что в современном терроризме они носят декларативный характер и выступают в качестве идеологической мимикрии и прагматического манипулирования.

Ключевые слова и фразы: терроризм, идеология, мировоззрение, радикализм, идеи, фанатизм, целерациональность, оправдание насилия, ценности, свобода, справедливость, манипуляция сознанием.

S. V. Dashkova

Volgograd State Technical University

THE IDEOLOGY OF MODERN TERRORISM

The article considers the ideology of terrorism, which is its internal semantic content. The author reveals the role of ideology in terrorism and its characteristic features. The author believes that ideology is the foundation and the source for terrorist activity and reflects its instrumentally rational and value-semantic aspects. The author thinks that its rationality is manifested in the awareness of subjects of their interests, setting goals, organization and justification of terrorist activities. The value content of this ideology represents the ideas offreedom and justice that have subjective importance and give meaning to terrorist activities. The author comes to the conclusion that these ideas are declarative in nature and act as ideological mimicry and pragmatic manipulation.

Key words: terrorism, ideology, world vision, radicalism, ideas, fanaticism, rationality, justification of violence, values, freedom, justice, manipulation of consciousness.

Проблема терроризма, представляющего собой глобальную угрозу в современном мире, является как приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности, так и предметом специальных исследований, направленных на выяснение сущности терроризма, его глубинных оснований, позволяющих понять это сложное социально-политическое явление.

Терроризм представляет собой единство двух сторон - внутренней и внешней. К внешней стороне относится террор, т.е. практика террористической деятельности, которая характеризуется такими признаками, как насилие, устрашение, символическая репрезентация, демонстративность. Однако терроризм невозможно понять, основываясь лишь на его внешних проявлениях - террористических актах, которые на первый взгляд часто кажутся иррациональными, не имеющими никакого смысла, необходим глубинный, сущностный анализ терроризма и его составляющих, одной

из которых является идеология. Именно идеология является тем фундаментальным основанием, на котором выстраивается вся террористическая деятельность, придавая ей смысл, назначение, субъектную ценность и значимость.

Исследование идеологии терроризма имеет не только теоретическое значение, позволяющее выявить ее основания, особенности, причины привлекательности для определенного круга лиц, но и практическое, способствующее созданию эффективной стратегии противодействия этому опасному явлению на уровне не только физического противостояния, но и идеологического.

Проблеме идеологического противодействия терроризму в настоящее время уделяется пристальное внимание, что находит свое отражение в законодательных документах. Так, в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы отмечено, что «силовые методы способны предупредить лишь конкретную угрозу совершения террористического акта. Для радикального снижения угрозы терроризма необходимо разрушить саму систему его воспроизводства, основу которой составляет идеология терроризма...» [1]. В связи с этим предлагается программа активных мероприятий по формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма.

В Федеральном Законе РФ N° 35 от 6 марта 2006 г «О противодействии терроризму» было заложено принципиально новое определение понятия «терроризм»: «Терроризм -это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [2]. Таким образом, идеологический компонент законодательно определен в качестве сущностного признака терроризма.

Исследование идеологии терроризма связано с выявлением ее специфических особенностей. В «Словаре основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма» дается полное определение идеологии терроризма: «Идеология терроризма (от греч. idea - понятие, представление) - система идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели террористической деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения» [3].

Следует отметить, что классификация видов современного терроризма по идеологическим основаниям оказывается весьма затруднительной. Особенность современных террористических идеологий заключается в том, что они не существуют в виде самостоятельных, концептуально оформленных конструкций, а имеют эклектичный характер, представляющий синтез различных идеологем. Они включают в себя как черты современных основных идеологий, сложившихся в XIX в. - социально-политических идеологий анархизма, консерватизма, марксизма, фашизма, национализма в их радикальном выражении, так и некоторые философские и религиозные модифицированные идеи, вырванные из контекста и представленные в субъективной интерпретации.

Е.А. Степанова выделяет следующие наиболее часто встречающиеся комбинации идеологий: а) синтез правого экстремизма и религиозного фундаментализма; б) смесь радикального национализма и левого экстремизма и в) религиозный экстремизм в сочетании с радикальным национализмом (в частности, в мотивационно-идеологиче-ских установках палестинских группировок ХАМАС и «Исламский джихад», а также исламизированных националистических группировок повстанческого движения в

Ираке после 2003 г.) или с этническим сепаратизмом (например, у сикхских, кашмирских и чеченских сепаратистов) [4]. Учитывая такой сложный характер идеологии террористических формирований, на наш взгляд, наиболее продуктивно выявить общие основания идеологии терроризма.

Террористическая идеология формируется на определенном мировоззрении, которое отражает определенный тип ментальности и имеет следующие характерные черты:

- искаженное восприятие действительности вплоть до его отрицания;

- радикальность во взглядах и экстремальность выбора способов действий;

- фанатизм, одержимость какой-либо идеей;

- утопизм и абсолютная вера в достижимость поставленных целей;

- мифологичность сознания, угроза-ориентированное восприятие мира;

- дуализм, поляризация («мы против них»), восприятие «Другого» в образе «Врага»;

- бескомпромиссность, крайняя нетерпимость к оппонентам, стремление навязать им свои ценности;

- догматизм, притязание на полное и исключительное обладание истиной.

Террористическое мировоззрение проявляется в абсолютной убежденности в

своей правоте, препятствующей критичности мышления и не оставляющей места для сомнения. Выступая в роли «человека-божества», террористы присваивают себе право выступать в роли арбитра и последней инстанции при оценке «истинного» и «неистинного», «справедливого» и «несправедливого», поставив свои права выше закона права. С этой точки зрения, терроризм, как выражение идеологии, представляет собой крайне принципиальную позицию по отношению к миру, ко всему происходящему, борьбу «за позицию такого сущего, которое всему сущему задает меру и предписывает норму» [5, с. 52].

Идеология, на наш взгляд, отражает целерациональный и ценностно-смысловой аспекты террористической деятельности. Целерациональность проявляется в осознанности субъектами своих интересов и целей, определении стратегии и тактики, выборе объектов терактов, обосновании террористической деятельности. Ценностное содержание идеологии отражается в определенных идеях, которые имеют субъективную значимость и придают смысл террористической деятельности.

Как и любая идеология, террористическая идеология представляет собой определенную совокупность идей, отражающих мировоззрение определенной группы людей и выражающих их интересы. В рамках идеологии определяются взгляды и оценки субъектов терроризма на проблемы, которые должны быть решены, будь то угнетение, несправедливость или плохое управление. По мнению К. Гирца, идеология -это «суть карты отражение проблематичной социальной реальности и матрицы, по которым создается коллективное сознание» [6, с. 250]. Насколько точна такая карта и адекватно такое сознание в случае терроризма? Идеология терроризма представляет собой искаженную форму реальности и служит «призмой, через которую террористы рассматривают события и действия других людей» [7]. Взгляд на события и своих оппонентов через идеологическую призму позволяет субъективно интерпретировать проблему и определять способы ее решения.

Идеология представляет собой систему рационально-логического обоснования терроризма. Она дает возможность обосновать и морально оправдать применение насилия во имя утверждения высших ценностей и переложить свою ответственность и вину за свои действия на других субъектов. Независимо от идеологических убеждений конкретных террористических формирований, наиболее распространенной среди них является идея о насилии и терроре, практикуемого со стороны государства.

Этот аргумент уже давно применяется террористами в качестве морального алиби. В рамках идеологии развивается тезис о допустимости и оправданности применения насилия, рассматривает его как самооборону и не считает его преступным, если осуществляется в противовес силе государства или иной внешней и внутренней силе, ущемляющей свободу.

Проблема оправдания насилия в терроризме приобретает особую актуальность, когда жертвами терактов становятся случайные люди. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Терроризм XIX века носил прицельный характер и имел ограниченные последствия. Для народовольцев, «разборчивых убийц», пропаганда действием означала, прежде всего, избирательное уничтожение конкретных лиц, которые являлись олицетворением насилия. Применение тактики селективного террора современных светских террористических организаций (националистических, сепаратистских и т. п.) связано не только с моральными ограничениями, но и с заинтересованностью в активной поддержке гражданских лиц и возможностью ведения переговоров. Выступая от имени непризнанных наций или угнетаемых меньшинств, они стремятся привлечь внимание к своим проблемам как можно большую аудиторию. Для достижения этих целей они вынуждены контролировать уровень жестокости проводимых акций и ограничивать возможное количество случайных жертв.

Категория объектов религиозных террористов, представляющих в настоящее время основную угрозу в связи с масштабностью проводимых ими терактов, практически не имеет ограничений. Логика их борьбы требует расширения круга жертв. Наряду с объектами-символами власти (государственные учреждения), капитализма и западного «общества потребления» (концертные залы и крупные супермаркеты) и др. существует явная тенденция к насилию в отношении гражданского населения, виновность которого не очевидна и в общественном сознании ассоциируется с иррациональностью и жестокостью.

Применение принципа «коллективного наказания» позволяет переносить месть с военно-политических символов врага на «равнодушного обывателя», с точки зрения террористов, санкционирующего преступления государства. В этом отношении заслуживает внимание теория «категорического терроризма» Джефа Гудвина [8], под которым он понимает насилие, направленное на гражданских лиц, некомбатантов. Оправдание «категорического терроризма» заключается в радикальной интерпретации представительной демократии: все граждане должны нести ответственность за деятельность избранного ими правительства. Они являются соучастниками, поскольку допускают экстенсивное насилие и угнетение со стороны своего государства или спонсируемых других государств. Такое восприятие террористов, поддерживаемое идеологией, организационными мероприятиями и повседневной практикой стирает границы между государством и гражданами, дает возможность террористам оправдать безграничное насилие в отношении людей, не имеющего прямого отношения к конфликту. Главная стратегическая цель «категорического терроризма» заключается в том, чтобы в результате сильного давления гражданские лица оказали влияние на правительство и потребовали изменить политику, против которой выступают террористы.

Формируя основу убеждений и систему ценностей, идеология позволяет террористам идентифицировать себя с определенным социальным движением, позиционировать себя как «революционеров», «борцов за свободу», «воинов джихада», способствовать их интеграции и мобилизации. Она позволяет террористам объединять свои ресурсы в одно движение, направленное на достижение общей цели, которое действует как единое целое. А. А. Гусейнов отмечает: «Идея мусульманского возрождения в форме

единого государства сама по себе не содержит в себе ничего преступного, как и прочие универсалистские идеи, например, коммунистического интернационала, панславизма, христианского всеединства, даже европейского объединения. Ее можно считать утопистской, консервативной, какой угодно, но не криминальной. И она может стать организующей и вдохновляющей основой масштабной деятельности» [9, с. 6]. Так, под своим религиозным знаменем Усаме бен Ладену удалось объединить в одно движение алжирские вооруженные исламистские группы и другие террористические организации, действующие практически на всем пространстве исламского мира (в Афганистане, Алжире, Чечне, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане, Йемене).

По данным Д. Бумана [10], идеология часто играет важную роль в мотивации при принятии решения государствам оказывать поддержку терроризму. Разумеется, идейные симпатии государства, как правило, совпадают с продвижением его внешней политики и стратегических интересов и возможностью их реализовать под видом идеологии.

Идеология способствует также пополнению социальной базы террористических объединений. Выражая социально значимые идеи, затрагивающие интересы определенных социальных групп или слоев общества, она способна объединять людей в общность, аккумулировать их энергию и направлять ее на соответствующие формы действий.

Идеология наводит мост между реальным и желаемым положением дел, показывая наиболее эффективный путь к изменениям. В рамках идеологии формируются, а затем транслируются убеждения в возможности изменения социальных условий, достижения справедливости, и конечном счете счастья и благополучия в будущем, что становится источником разрешительных санкций на насилие в настоящем.

Как показывают многие исследования [11], единственного пути к терроризму не существует. Процесс радикализации сознания и готовности к экстремизму, в том числе к его крайней форме - терроризму, протекает под влиянием многообразных как социальных, так индивидуальных факторов.

Следует отметить, что причины возникновения терроризма, как правило, объясняются в рамках так называемой «теории обстоятельств». Бедность и несправедливость часто указываются в качестве главных причин появления терроризма. Безусловно, каузальная связь между определенными социально-политическими проблемами в обществе и терроризмом представляет интерес с точки зрения понимания тех проблем, которые необходимо решить для того, чтобы снизить уровень терроризма в обществе. У. Лаквер однозначно заявляет: «Будут иметь место политическая и социальная справедливость, исчезнет и терроризм» [12, р. 5]. Тем не менее связь между этими явлениями имеет нелинейный и опосредованный характер. «Начало терроризма не там, где «реальная» бедность, а там, где создают ощущение бедности, несправедливости и безысходности. Нужно сначала бедность объяснить, а ненависти - научить... То есть появляется понятие предписания, что ты беден, что тебя угнетают» [13, с. 28]. Апеллируя к социальным, национальным и религиозным чувствам, идеология выражает интересы и потребности определенной категории людей в более ясной форме, акцентируя внимание на конкретных проблемах, их источниках и способах их решения, призывая их к активным действиям.

Идеология терроризма как коммуникационное действие является основой процесса манипуляции, управляя видением, пониманием и осмыслением действительности, способствует привитию необходимых террористам религиозно-политических, националистических и сепаратистских установок. Таким образом, идеология является триггером - мощным инструментом привлечения новых сторонников из представителей определенных социальных слоев населения, этносов и конфессий.

Взаимодействуя с факторами индивидуального уровня, идеология обеспечивает индивидов ощущением смысложизненных основ их существования. Социальная база терроризма пополняется, в том числе и из категории людей, испытывающих определенные трудности в социальной или психологической сфере, которых участие в терроризме наделяет определенным смыслом, придает им социальную значимость. М. Сэйджмен описывает процесс становления террориста-самоубийцы следующим образом: «Молодой человек чувствует себя исключенным из высшего общества. Ему говорят, что такое положение вещей обусловлено тотальной коррупцией. Коррупция, в свою очередь, порождена кризисом ценностей, а кризис ценностей связан с тем, что в западном обществе все крутится вокруг жажды наживы, секса и денег. В «ответ» на это и создается группа, члены которой называют друг друга братьями. Человек становится очень лояльным друзьям и все более далеким от общества. Готовность пожертвовать собой ради группы - высшая форма любви» [14].

Сопричастность какой-либо общественно значимой идее, направленной на изменение социального бытия, имеет большое значение для мотивации к участию в терроризме, как бы компенсируя неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Выступая в качестве укрытия от реальной действительности, идеология позволяет индивиду обрести смысл жизни и избавиться от ощущения ничтожности своего существования. Профессор социальной психологии Луис де ла Корте Ибаньес отмечает, что «членство в поддерживающей социальной группе может снизить неопределенность и повысить самооценку человека, таким образом излечивая некоторые травмы, вызванные тяжелыми личными переживаниями. В частности, террористические организации предлагают идеологию с сильной моральной составляющей, глубоким смыслом и оптимистическим видением будущего» [15].

Ценностное содержание идеологии представляют собой идеи, которые имеют субъективную значимость, определяют смысл и назначение террористической деятельности. Можно выделить три параметра, определяющих взаимосвязи между терроризмом и ценностной идеей: каузальный, который фиксирует наличие причинно-следственных связей, аксиологический, выражающий субъективное ценностное отношение к внешней реальности, и телеологический, обосновывающий террористическую деятельность [16].

В разные исторические эпохи терроризм имел свои специфические особенности, смысл и назначение. Однако, несмотря на многообразие идеологических платформ, ключевыми идеями, звучащими в террористическом дискурсе, всегда являлись идеи свободы и справедливости, которые относятся к разряду высших ценностей.

Борьба за свободу в форме насилия является определяющим сущностным признаком терроризма, позволяющим отличить его от других видов насилия, имеющих различные смысловые значения. Во все времена ради достижения свободы террористы были готовы идти до конца, прибегая к крайним средствам, жертвуя не только жизнями других, но и своей собственной. Именно захваченность идеей свободы, которая ставится выше человеческой жизни, ведет к насилию. И именно это стремление быть свободным от внешнего насилия является идеологическим обоснованием и оправданием насильственных актов, совершаемых террористами [17].

Терроризм в этом контексте можно определить как крайнюю форму социального протеста, восстания против систематического угнетения и произвола власти, ущемления интересов и нарушения прав. В основании террористического акта как протеста лежит чувство несправедливости и глубокого возмущения в отношении того, как обеспечиваются конкретные национальные, правовые, экономические и другие права, распределяются социальные блага, создаются те или иные социальные условия.

Следует отметить, что идеологию часто отождествляют со стратегическими целями, которые преследуют террористы, тем не менее, между ними может существовать большой разрыв и даже принципиальные различия. В современном терроризме первоначальные цели «забываются», подменяются, а провозглашаемые идеи выступают лишь внешним обрамлением терроризма. «Раб начинает с требования справедливости, а заканчивает стремлением к господству» [18, с. 136]. Эта мысль А. Камю отражает тоталитарную исламскую доктрину превосходства, которая под идеей «борьбы с угнетателями мусульман» преследует основную стратегическую цель - ниспровержение светских режимов и установление мусульманского государства по всему миру. Под лозунгами религиозно-политических идеологий салафизма и панисламизма происходит мобилизация мусульман на борьбу за власть, господство и передел мира.

Эволюция терроризма показывает изменения функционального назначения идеологии. Идеи свободы и справедливости, которые выступали в качестве ценностного обоснования терроризма как экстремальной формы социально-политического протеста, в современном терроризме носят декларативный характер и выступают в качестве идеологической мимикрии и прагматического манипулирования. Так, идеология современного терроризма постепенно превращается в средство борьбы за господство и власть, являясь, согласно макиавеллианскому учению, разновидностью высшего коварства.

Список литературы

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы от 26 апреля 2013 года № Пр-1069.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта.

3. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. / Общ. ред. Петрищев В.Е. - М.: Эдито-риал УРСС, 2003. - 66 с.

4. Степанова Е. А. Терроризм: проблемы определения и функционально-идеологическая типология. // Мировая экономика и международные отношения, 2010. -№ 7. - С. 23-32.

5. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 447 с.

6. Гирц К. Интерпретация культур. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

7. Drake C.J.M. The Role of Ideology in Terrorists' Target Selection. Terrorism and Political Violence -1998 - Volume 10 - №.2 - pp. 53-85.

8. Goodwin J. A Theory of Categorial Terrorism. Social Forces, Vol. 84, No. 4 (Jun., 2006), pp. 2027-2046.

9. Гусейнов А.А. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии 2005 № 6. С. 3 - 36.

10. Byman D. Deadly Connections: States that Sponsor Terrorism. New York: Cambridge University Press. 2005. 372 р.

11. Terrorists, Victims, and Society: Psychological Perspectives on Terrorism and its Consequences. / edited by Andrew Silke. Chichester, England: John Wiley & Sons, Ltd., 2003. 276 p.

12. Laqueur W. Terrorism. - L.: Weidenfeld and Nicolson, 1977. 277 p.

13. Тишков В.А. Социально-культурный аспект феномена терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. - М.: Наука, 2002. - С. 22 - 31.

14. Чернов М. Ударить мечтой по террору? С терроризмом необходимо бороться на уровне идей // Эксперт. 2004. № 38. (438) 11-17 октября. С. 100-108. http://iewishfund.ru/ sageman-2004 (дата обращения:05.12.2016).

15. The Social Psychology of Suicide Terrorism. 19/10/2014/ by de la Corte Ibanez, Luis https://www.ict.org.il/Article/1233/The-Social-Psychology-of-Suicide-Terrorism (дата обращения: 07.12.2016).

16. Дашкова С.В., Карчагин Е.В. Идея справедливости в терроризме. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (34): в 2-х ч. Ч. I. С. 70 - 74.

17. Дашкова С.В. Идеологическая мимикрия и деструктивная сущность современного терроризма: дис ...канд. филос. наук. Волгогр. гос. университет, Волгоград, 2005. - 156 с.

18. Камю А. Бунтующий человек. Философия, Политика. Искусство: Пер. с фр. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.