Проблемы психологии и педагогики высшего профессионального образования - Курск, 2008. - С 69-71.
УДК 2:140.8
Назарова Г.И. студент
Башкирский государственный университет
Россия, г. Уфа РЕЛИГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: В статье рассматривается анализ религии как особой формы мировоззрения. Определена роль религии как довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в скоротечном современном мире. Также рассматриваются основные функции религии.
Ключевые слова: религия, миф, мировоззрение, религиозное сознание, регулятивная функция религии, религиозные обряды, мировоззренческие конституции.
Nazarova G.I. student
Bashkir State University Russia, Ufa
RELIGION AS A SPECIAL FORM OF OUTLOOK
Abstract: The article deals with the analysis of religion as a special form of ideology. Defined the role of religion as quite significant, although it should be borne in mind that much depends on the ability of a particular religion to adapt to modern realities in the fleeting modern world. Also analyzed the main functions of religion.
Keywords: religion, myth, philosophy, religious consciousness, the regulatory function of religion, religious practices, philosophical Constitution.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.
Миф - это особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации [1, с.16].
На ранней стадии человеческой истории мифология не была
единственной мировоззренческой формой, в этот же период существовала и религия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими»[1, с. 130].
Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественый) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве её содержательной стороны [2, с.189].
Мировоззрение - это система крайне глубоких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д. [4, с. 309].
Религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также определенное поведение и особые действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного» - т.е. той или иной степени сверхъестественного [4, 456].
Любая религия всегда включает следующие компоненты:
1. религиозное сознание. Религиозное сознание проявляется в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций;
2. религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия являются комплексом символических действий, с помощью которых верующие хотят сформировать связь со сверхъестественными созданиями. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая работа может быть духовной и практической. К духовной причисляется самосозерцание, различные формы медитации, откровений, основание религиозных идей, написание религиозных текстов. Практическую часть внекультовой деятельности основывают различные виды работ, воздействующие на пропаганду и охрану религии;
З.религиозную организацию. Религиозные организации - вид определенного формирования общей религиозной работы верующих, основным организационным уровнем которым представляется религиозная группа или община. Высшим видом организации является Церковь [5, с. 56]. Выделяют следующие виды функции религии.
Главной функцией религии, характерной только ей, считается удовлетворение мистической потребности - придание тайных душевных сил, помощь в упорядочении чувств и мыслей человека.
Регулятивную функцию религия исполняет вместе с другими видами сознания и работы человека и социума, такими как мораль и право. Эта функция состоит в формировании и объяснении правил социального поведения, которые определяют и координируют деятельность человека во всех, даже в самых интимных сферах.
Компенсаторная (утешительная) функция религии состоит в том, что религия преподносит верующему человеку помощь в страданиях, направляет для решения трудных, кажущихся безвыходными ситуаций [6, с. 156].
Коммуникативная функция проявляется в том, что люди контактируют в отношения между собой, разговаривают по поводу проведения религиозных обрядов; религия соединяет людей одной конфессии, даст им необходимые мировоззренческие направления.
Воспитательная функция состоит в том, что религия дает возможность социализации личности, воспитывая определенные нормы и навыки поведения в социуме, основывая систему ценностей, содержащую и общечеловеческие [5, с. 78].
Таким образом, можно сделать вывод, что религия представляется одной из областей жизни социума, путем практически-духовного понимания мира, одной из сфер духовного производства. Она является важной частью в ходе развития человека и социума, составляет сторону их жизнедеятельности, является активно воздействующим элементом.
Использованные источники:
1. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 463 с.
2. Андреева Л. А. Религия и власть в России. М. 2001.
3. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. - М.: Древнее и современное. ГУП Чехов. полигр. комб., 2002. - 548 с.
4. Философский словарь. Фролов И.Т. (ред.) Издательство: М.: Республика, 719 с.
5. Старшинова Алла Викторовна. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий [Текст] / А. В. Старшинова ;Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 321
6. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа Языки русской культуры, 1998. -278 с.