Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

РЕЛИГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
910
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / МИФ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНСТИТУЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назарова Г.И.

В статье рассматривается анализ религии как особой формы мировоззрения. Определена роль религии как довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в скоротечном современном мире. Также рассматриваются основные функции религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AS A SPECIAL FORM OF OUTLOOK

The article deals with the analysis of religion as a special form of ideology. Defined the role of religion as quite significant, although it should be borne in mind that much depends on the ability of a particular religion to adapt to modern realities in the fleeting modern world. Also analyzed the main functions of religion.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

Проблемы психологии и педагогики высшего профессионального образования - Курск, 2008. - С 69-71.

УДК 2:140.8

Назарова Г.И. студент

Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа РЕЛИГИЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается анализ религии как особой формы мировоззрения. Определена роль религии как довольно значительная, хотя надо иметь в виду, что многое зависит от умения той или иной религии адаптироваться к современным реалиям в скоротечном современном мире. Также рассматриваются основные функции религии.

Ключевые слова: религия, миф, мировоззрение, религиозное сознание, регулятивная функция религии, религиозные обряды, мировоззренческие конституции.

Nazarova G.I. student

Bashkir State University Russia, Ufa

RELIGION AS A SPECIAL FORM OF OUTLOOK

Abstract: The article deals with the analysis of religion as a special form of ideology. Defined the role of religion as quite significant, although it should be borne in mind that much depends on the ability of a particular religion to adapt to modern realities in the fleeting modern world. Also analyzed the main functions of religion.

Keywords: religion, myth, philosophy, religious consciousness, the regulatory function of religion, religious practices, philosophical Constitution.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Миф - это особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации [1, с.16].

На ранней стадии человеческой истории мифология не была

единственной мировоззренческой формой, в этот же период существовала и религия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими»[1, с. 130].

Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественый) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве её содержательной стороны [2, с.189].

Мировоззрение - это система крайне глубоких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д. [4, с. 309].

Религия (от латинского religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также определенное поведение и особые действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного» - т.е. той или иной степени сверхъестественного [4, 456].

Любая религия всегда включает следующие компоненты:

1. религиозное сознание. Религиозное сознание проявляется в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций;

2. религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия являются комплексом символических действий, с помощью которых верующие хотят сформировать связь со сверхъестественными созданиями. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая работа может быть духовной и практической. К духовной причисляется самосозерцание, различные формы медитации, откровений, основание религиозных идей, написание религиозных текстов. Практическую часть внекультовой деятельности основывают различные виды работ, воздействующие на пропаганду и охрану религии;

З.религиозную организацию. Религиозные организации - вид определенного формирования общей религиозной работы верующих, основным организационным уровнем которым представляется религиозная группа или община. Высшим видом организации является Церковь [5, с. 56]. Выделяют следующие виды функции религии.

Главной функцией религии, характерной только ей, считается удовлетворение мистической потребности - придание тайных душевных сил, помощь в упорядочении чувств и мыслей человека.

Регулятивную функцию религия исполняет вместе с другими видами сознания и работы человека и социума, такими как мораль и право. Эта функция состоит в формировании и объяснении правил социального поведения, которые определяют и координируют деятельность человека во всех, даже в самых интимных сферах.

Компенсаторная (утешительная) функция религии состоит в том, что религия преподносит верующему человеку помощь в страданиях, направляет для решения трудных, кажущихся безвыходными ситуаций [6, с. 156].

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди контактируют в отношения между собой, разговаривают по поводу проведения религиозных обрядов; религия соединяет людей одной конфессии, даст им необходимые мировоззренческие направления.

Воспитательная функция состоит в том, что религия дает возможность социализации личности, воспитывая определенные нормы и навыки поведения в социуме, основывая систему ценностей, содержащую и общечеловеческие [5, с. 78].

Таким образом, можно сделать вывод, что религия представляется одной из областей жизни социума, путем практически-духовного понимания мира, одной из сфер духовного производства. Она является важной частью в ходе развития человека и социума, составляет сторону их жизнедеятельности, является активно воздействующим элементом.

Использованные источники:

1. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 463 с.

2. Андреева Л. А. Религия и власть в России. М. 2001.

3. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. - М.: Древнее и современное. ГУП Чехов. полигр. комб., 2002. - 548 с.

4. Философский словарь. Фролов И.Т. (ред.) Издательство: М.: Республика, 719 с.

5. Старшинова Алла Викторовна. Становление идеологии социальной работы в России: анализ актуальных противоречий [Текст] / А. В. Старшинова ;Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 321

6. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М.: Школа Языки русской культуры, 1998. -278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.