Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕПРИВАЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

РОЛЬ ДЕПРИВАЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИИ / ДЕПРИВАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилова Юлия Викторовна, Попова Анна Алексеевна

В статье анализируется вынужденная депривация носителей религиозного сознания в условиях введения ограничительных мер в период пандемии COVID-19. Рассматривается сущность вынужденной депривации в пандемию, определяется ее роль как одного из ведущих стрессогенных факторов, вызывающих у человека психологическое напряжение, депрессии, страхи. Отмечается, что ограничение в удовлетворении духовных потребностей способно оказать влияние на изменение мировоззренческих установок человека. С целью выявления роли вынужденной депривации в период пандемии COVID-19 в трансформациях религиозного сознания был организован онлайн-опрос 210 жителей г. Москвы в возрасте от 18 лет. Выявлено, что запрет на проведение массовых религиозных служб и обрядов, отсутствие возможности выезда за пределы страны с целью совершения паломничеств к Святым местам, ограничение доступа к религиозным объектам, неоднозначно воспринимались представителями различных религий (от негативного восприятия, переживания чувства вины, тревоги до нейтрального восприятия); выявлены наметившиеся тенденции к трансформациям религиозного сознания населения, а именно усиление религиозного индивидуализма, бриколажа, мифотворчества. Выявлен круг проблем, беспокоящих население в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DEPRIVATION IN THE TRANSFORMATIONS OF INDIVIDUAL RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article analyzes the forced deprivation of religious consciousness carriers under the conditions of the introduction of restrictive measures during the COVID-19 pandemic. The essence of forced deprivation in a pandemic is considered, its role as one of the leading stress factors causing psychological stress, depression, and fears in a person is determined. It is noted that the restriction in the satisfaction of spiritual needs can have an impact on changing a person’s worldview. In order to identify the role of forced deprivation during the COVID-19 pandemic in the transformations of religious consciousness, an online survey of 210 residents of Moscow aged 18 and over was organized. It was revealed that the ban on holding mass religious services and rituals, the inability to travel outside the country for the purpose of making pilgrimages to Holy Places, restriction of access to religious sites, were ambiguously perceived by representatives of various religions (from negative perception, feelings of guilt, anxiety to neutral perception); the emerging trends towards transformations of the religious consciousness of the population, namely the strengthening of religious individualism, bricolage, myth-making, are revealed. A range of problems of concern to the population during the COVID-19 pandemic has been identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕПРИВАЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Роль депривации в трансформациях индивидуального религиозного сознания в условиях пандемии 00Ш-19

Гаврилова Юлия Викторовна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Национального исследовательского университета) E-mail: gavrilova.yv@bmstu.ru

Попова Анна Алексеевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Социология и культурология» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Национального исследовательского университета) E-mail: popovaaa@bmstu.ru

В статье анализируется вынужденная де-привация носителей религиозного сознания в условиях введения ограничительных мер в период пандемии COVID-19. Рассматривается сущность вынужденной депривации в пандемию, определяется ее роль как одного из ведущих стрессогенных факторов, вызывающих у человека психологическое напряжение, депрессии, страхи. Отмечается, что ограничение в удовлетворении духовных потребностей способно оказать влияние на изменение мировоззренческих установок человека.

С целью выявления роли вынужденной депривации в период пандемии COVID-19 в трансформациях религиозного сознания был организован онлайн-опрос 210 жителей г. Москвы в возрасте от 18 лет. Выявлено, что запрет на проведение массовых религиозных служб и обрядов, отсутствие возможности выезда за пределы страны с целью совершения паломничеств к Святым местам, ограничение доступа к религиозным объектам, неоднозначно воспринимались представителями различных религий (от негативного восприятия, переживания чувства вины, тревоги до нейтрального восприятия); выявлены наметившиеся тенденции к трансформациям религиозного сознания населения, а именно усиление религиозного индивидуализма, бриколажа, мифотворчества. Выявлен круг проблем, беспокоящих население в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: религии, депривация, пандемия COVID-19, религиозная деятельность, религиозное сознание, религиозность.

Введение

На протяжении всего периода исторического развития общество сталкивалось с эпидемиями чумы, холеры, гриппа и других смертельно опасных инфекционных заболеваний. Эпидемии уносили миллионы жизней, сопровождались социальными потрясениями и острыми социально-психологическими кризисами. Такие условия существования социума именуются экстремальными и требуют мобилизации всех ресурсов на борьбу за выживание. В экстремальных условиях человек должен обладать психической устойчивостью, рациональностью в поведении, владеть элементарными механизмами саморегуляции. Однако в пандемию COVID-19 наблюдался устойчивый рост социального пессимизма и психологической напряженности, вскрылись противоречия между различными социальными группами, которые нашли выражение в практиках реагирования на систему ограничительных мер, введенных в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. Социальное напряжение и недовольства проявлялись эпизодически, касались соблюдения, либо, демонстративного нарушения карантинных мер.

Пандемия COVID-19 обладает высоким стрессогенным потенциалом, формирует негативные переживания и вызывает психотравмы у людей различных возрастов и социальных групп. Негативный психологический фон от информации о стремительном распространении инфекции и массовой гибели людей усиливает система мер изоляционистского и ограничительного характера. Возникают депривации, которые могут представлять угрозу психологической безопасности человека.

В связи с заражением новой коронавирусной инфекцией некоторые индивиды утратили трудоспособность, потеряли работу и материальный доход [10]. Они стали оценивать собственную

184

жизнь пессимистично, утратили надежду на будущее. Это вызвало среди людей приступы паники, тревожность, депрессии [16]. Можно предположить, что в обстоятельствах неопределенности вера в сверхъестественную Божественную помощь становится одним из основных ориентиров в жизни не только религиозных людей, но и тех, чье мировоззрение свободно от каких-либо религиозных убеждений. В то же время, режим социальной изоляции ограничил доступ к религиозным объектам. Был введен запрет на посещение религиозных собраний и служб, что могло спровоцировать у людей тревожность, стрессы, психическое напряжение из-за невозможности удовлетворения религиозных потребностей. Ограничение доступа к участию в религиозных практиках, а также замена традиционных, привычных для верующих, способов проведения обрядов и молитв на онлайн-службы, ослабили компенсаторную и регулятивную функции религий. Негативное влияние стрессоров, которое раньше снималось, в том числе с помощью религий, казалось приобретает неконтролируемую мощь.

Стрессорами с максимально негативными эффектами в тяжелых условиях пандемии COVID-19, ученые называют: депривацию, снижение уровня качества жизни и субъективного благополучия, информационную перенасыщенность, утрату социально-экономического статуса [6, 9, 12]. Интенсивность стрессоров могут усиливать установки индивидов, их образ жизни, уровень толерантности, система привычек и т.д.

Учеными установлено влияние пандемии COVID-19 на социальные и социокультурные трансформации. Проанализированы психологические эффекты и экономические последствия пандемии COVID-19 [7, 12]; выявлены изменения в религиозных практиках христиан под воздействием условий пандемии [4]; исследовано религиозное мифотворчество и толковательные практики, объясняющие природу и сущность ко-ронавирусной инфекции [1]. Также, уче-

ным удалось проанализировать воздействия депривации в условиях пандемии на психику людей, психологическое состояние студентов, школьников, пенсионеров.

Цель исследования - выявить роль депривации как социального стрессора, оказывающего влияние на трансформации религиозного сознания индивидов. Для достижения этой цели необходимо проанализировать сущность депривации в условиях пандемии COVID-19, выявить отношение индивидов к ограничению доступа к религиозным объектам, установить возможность применения альтернативных источников удовлетворения религиозных потребностей, определить круг проблем, которые волнуют верующих в период пандемии COVID-19. Предполагается, что вынужденная депривация в пандемию c0vlD-19 способствовала укреплению религиозности, усилению религиозного индивидуализма, возникновению мифотворчества и религиозного бриколажа.

Методология и методы

Исследование роли депривации в трансформациях религиозного сознания в период пандемии COVID-19 опирается на теории религиозной депривации Ч. Глока, Р. Страка, Р. Инглхарта и П. Норриса [5, 8, 15]. Специалисты в области социологии религии Ч. Глок и Р. Старк указывали на особую роль депривации в развитии религиозных групп и формировании разных форм религиозности. Ч. Глок систематизировал виды депривации, выделив экономическую, социальную, организмическую, этическую, психическую депривации и установил их соотношение с разными типами религиозных сообществ [5]. Р. Инглхарт и П. Норрис установили, что депривиро-ванные люди экзистенциально незащи-щены, а, следовательно, уязвимы различным рискам - бедности, голоду, вооруженным конфликтам, экологическим катастрофам, болезням и т.д. [8]. Ученые отмечают, что депривации, которые переживают представители различных религий следует делить на доброволь-

185

ные (т.е. собственный выбор человека жить аскетически, ограничив удовлетворение духовных и материальных потребностей) и вынужденные депривации (результат воздействия на социум объективных стихийных факторов) [14]. Общим для всех концепций депривации является то, что в них рассматривается взаимозависимость различных вариаций лишений и ограничений с продуцированием религиозных идей, мифов и другими изменениями в религиозном сознании верующих. Многообразие видов и форм деприваций, выявленные учеными, позволяют анализировать сущность современных деприваций, возникших в результате введения ограничительных мер из-за распространения вируса SARS-CoV-2.

Для выявления возможных изменений в религиозном сознании в период пандемии COVID-19 из-за ограничения социальных контактов, а также из-за ограничения доступа к религиозным объектам, был организован и проведен анкетный онлайн-опрос жителей г. Москвы. Всего было опрошено 210 человек в возрасте от 18 лет. Среди опрошенных большую часть составили женщины (56%). По возрастному критерию лидировали респонденты в возрасте от 25 до 45 лет (57%), лиц старше 70 лет оказалось 5%. Большинство опрошенных имеют высшее образование. В опросе приняли участие представители разных профессий: государственные служащие и работники сферы услуг составили большинство опрошенных. Среди опрошенных оказалось 32% тех, кто относит себя к определенному вероисповеданию. Среди верующих респондентов представители православного христианства составили 58%, евангельские христиане (протестанты) - 20%, мусульмане - 19% и представители буддизма - 3%. Для опроса была разработана авторская анкета, состоящая из 18 вопросов на определение роли религии в жизни индивидов, укрепление или ослабление религиозности, выявление напряжения и переживаний из-за ограничения доступа к религиозным объектам и местам отправления культа, проявление религиозного индивидуа-

лизма, бриколажа и мифотворчества. Также вопросы анкеты позволили выявить наиболее острые проблемы, волнующие верующих в пандемию.

Результаты исследования Специфика депривации в период пандемии COVID-19

Стремительное распространение по всему миру с 2019 года смертельно опасного вируса SARS-Cov-2 и рост заболеваемости новой коронавирусной инфекцией привели к изменениям социальных практик, поставив индивидов перед необходимостью соблюдения ограничительных мер во взаимодействиях друг с другом. Режим самоизоляции, введенный органами государственной власти во всех странах мира и общеобязательный для соблюдения всеми гражданами, определил переход социальных форм взаимодействия в дистанционный формат. Образование, труд, приобщение к культурным ценностям и многие другие социальные процессы получили реализацию в интернет пространстве посредством цифровых технологий. Религиозная сфера не стала исключением: богослужения, обряды, отправление религиозных праздников, пожертвования и другие формы культовой и внекультовой деятельности осуществлялись верующими в онлайн формате, на популярных платформах проведения видеоконференций - ZOOM и Webinar [3]. Непосредственный (физический) доступ к религиозным ценностям, святыням, религиозным сооружениям и местам паломничеств оказался закрыт. Также, верующие временно лишились возможности взаимодействия с единомышленниками из-за запрета на проведение массовых религиозных собраний и служб. Общение верующих с Богом посредством храмовых молитв, обращенных к образу Божества на иконах или распятии (для христианских конфессий), стало временно невозможным, как и отправление ряда религиозных праздников, требующих присутствие прихожан и священнослужителей в храме. Молитва вне стен храма, в «домашних условиях», без культовой атрибутики и сакраль-

ных предметов, которые используются во время молитв, воспринималась верующими как разговор с самим с собой, а не с Богом и для многих оказалась неприемлемой. Появилось чувство тревоги из-за ограничений в удовлетворении духовных потребностей. Стало нарастать напряжение как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне целых религиозных сообществ. Возникли страхи, чувство вины пред Богом из-за невозможности совершения религиозных служб в храмах, усилилось психологическое напряжение и ухудшилось психическое состояние верующих, на что указывают исследования, проведенные в разных странах [3, 11]. Пытаясь минимизировать экзистенциальную незащищенность верующие стали искать новые способы удовлетворения религиозных потребностей, активно конструировать и применять практики выхода из ситуаций ограниченности и неопределенности. Также, в духовный поиск включились индивиды, считающие себя свободными от какого-либо вероисповедания [3].

B процессе духовного поиска индивид может столкнуться с тремя видами депривации, о которых писали Старк и Бэйнбридж: объективная деприва-ция, относительная депривация и напряжение [15]. В пандемию COVID-19 особо ярко проявлялась «депривация-напряжение», которая имеет психологическое содержание и означает состояние переживания сильных неудовлетворенных желаний и состояния повышенного уровня тревожности из-за отсутствия возможностей удовлетворить эти желания. В результате человек воспринимает свою жизнь наполненной несчастьем, как череду бессмысленных фактов.

Анализируя религиозные депри-вации Старк писал, что депривация-напряжение - это добровольная де-привация. Человек готов отказаться от многого, довольствоваться малым, чтобы приобрести великое, получить значимую выгоду, а именно, духовное освобождение и духовный рост, единение с трансцендентным [15]. Именно такая депривация, по мнению ученых,

способна менять мировоззрение человека и трансформировать его религиозность, так как человек готов к ограничениям и запретам, он сам выбрал погружение в состояние физического и психического напряжения ради духовного освобождения. Отметим, что депривация-напряжение в условиях пандемии COVID-19 - вынужденная, это не личный выбор человека, это эффект от необходимости соблюдать предписания властей, беспокоящихся за сохранение жизни граждан. Однако, вынужденная депривация также, как и добровольная, влияет на изменение ценностных и религиозных установок индивидов. Несмотря на укоренение в собственной вере у некоторых представителей религиозных сообществ проявляются религиозное мифотворчество, бриколаж, в редких случаях - религиозный синкретизм.

В пандемию COVID-19 представители религиозных общин продемонстрировали тенденцию приспосабливать свою религиозность к новой реальности. Традиционные, привычные способы удовлетворения религиозных потребностей оказались недоступными и были заменены индивидами на новые, сконструированные ими самостоятельно. Например, традиционные способы отправления культа заменялись интроспективными и медитативными практиками;использованием в обрядах домашней утвари (подручных средств) вместо сакральных, культовых предметов; молитвами по инструкциям из сети Интернет, объединением обрядовых практик разных религий. Либерально настроенным верующим удалось достаточно быстро адаптироваться к экстремальным условиям пандемии, они справились со сложной задачей отправления религиозного культа новыми, виртуальными и индивидуальными способами, без участия священнослужителей и их регламентирующих действий. В то время как верующие консервативных взглядов испытывали чувство вины перед Богом за невозможность совершать религиозные обряды и посещать Святыни.

187

Влияние депривации на индивидуальное религиозное сознание (на материалах анкетного опроса населения г. Москвы)

Результаты анкетного опроса жителей г. Москвы, проведенного в 2021 г., показывают наметившиеся тенденции к трансформациям индивидуального религиозного сознания в связи с условиями депривации.

Опрос показал, что 21% из всех респондентов указывают на важную роль религии в их жизни в условиях пандемии; 17% отметили не слишком важную роль религии, в то время как 59% из всех респондентов считают, что ре-

лигия не играет никакой роли в их жизни в период пандемии COVID-19. 3% опрошенных - затруднились ответить (Табл. 1). Таким образом, определенную роль религии в собственной жизни в период пандемии COVID-19 отметили 38% респондентов. Верующих же из всех опрошенных оказалось 32%. То есть разница в 6% может указывать на обращение к религии неверующих во время пандемии и на мировоззренческую неопределенность индивидов, а также на то, что депривация в пандемию оставила отпечаток на жизненных ориентирах человека.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос анкеты «Какую роль играет религия в Вашей жизни в период пандемии COVID-19?»

Роль религии в условиях пандемии Важная роль Не слишком важная роль Не имеет роли Затруднились ответить

Верующие респонденты 21% 11% 0% 0%

Неверующие респонденты 0% 6% 59% 3%

Все респонденты 21% 17% 59% 3%

Казалось в условиях депривации роль религии в жизни человека и общества станет менее значительной, ослабнет. Однако религии, напротив, укрепили свои позиции. Возможно, религиозная вера для некоторых людей оказалась источником психологических сил, способом избавления от страхов.

В ходе опроса выяснили испытывали ли респонденты трудности в удовлетворении религиозных потребностей в условиях наложенных ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Результаты опроса показали, что 50% верующих респондентов испытывали трудности в удовлетворении религиозных потребностей при ограниченном доступе к религиозным объектам. Из них 12% ответили, что испытывают трудности и остро нуждаются в удовлетворении своих религиозных потребностей, а оставшиеся 88% ответили, что трудности испытывают, но относятся к этому терпимо. 50% верующих респондентов не испытывают трудностей

в удовлетворении религиозных потребностей из-за введения карантинных мер. Это указывает на то, что условия депривации переживались верующими по-разному: от острых переживаний невозможности удовлетворить религиозные потребности до нейтрального отношения к ограничениям подобного рода. Те, кто переживал наиболее остро де-привационные условия искали альтернативные способы удовлетворения религиозных потребностей. На вопрос анкеты «Используете ли Вы альтернативные пути отправления религиозных обрядов в условиях пандемии COVID-19?» были получены следующие ответы: 9% опрошенных верующих ответили, что обращались к альтернативным источникам для удовлетворения своих религиозных потребностей. Альтернативой являются предметы и источники, доступные в любое время, иногда из других популярных религий и эзотерических учений. К ним относятся предметы домашнего обихода, которые можно

использовать в религиозных ритуалах, мотивационные видеоролики различных конфессий в социальных сетях, фильмы на религиозную тематику, доступные в Интернете. Переход к альтернативным источникам отправления религиозного культа сигнализирует о развитии религиозного индивидуализма и бриколажа, которые неразрывно связаны с мифотворчеством. 88% из числа верующих респондентов ответили, что не используют альтернативных источников и предпочитают держаться традиционных методов. 3% верующих респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Условия пандемии COVID-19 меняют религиозное сознание, замыкая этот процесс на индивидуальном уровне - индивидом самостоятельно, без участия религиозных институтов и священнослужителей, конструируются религиозные образы, идеи и представления. Индивидуальная религиозность формируется и подпиты-вается самим человеком, без помощи религиозных единомышленников.

Также, незначительная часть от всех опрошенных респондентов (7%) считают, что пандемия COVID-19 имела мистическую основу и была божественным знаком. Это указывает на тенденции к мистификации событий и религиозное мифотворчество. Пытаясь объяснить появление и распространение смертоносного вируса, люди занялись поиском пророчеств о вирусе и пандемии в священных текстах. Многие принялись толковать священные тексты

в соответствии с субъективным религиозным опытом, не опираясь на док-тринальные источники. Ослабление институционального контроля со стороны религиозных организаций приводит к мифотворчеству и построению новых моделей религиозности приводит - верующие генерируют религиозные идеи, которые не соответствуют официальным доктринам.

В ходе исследования были выявлены проблемы, которые беспокоили верующих во время пандемии COVID-19. Респондентам был предложен вопрос «Беспокоят ли Вас в условиях пандемии COVID-19 следующие проблемы (выберите один или несколько вариантов ответа):

01. страх заражения инфекцией COVID-19

02. страх остаться без средств к существованию

03. снижение качества образования из-за введенного удаленного обучения

04. страх неопределенности

05. ограничение доступа к религиозным объектам (сооружениям, предметам культа)

06. проблем не испытываю». Наиболее частыми ответами среди верующих респондентов были социальные и социально-психологические проблемы, такие как страх заразиться вирусом SARS-CoV-2, страх жить без денег, снижение качества образования и страх неопределенности. Проблема доступа к религиозным объектам волнует верующих меньше всего (Рис. 1).

74,3

50,9

Здоровье, страх Страх остаться без Снижение качества Неопределенность Ограничение доступа

заражения средств к образования, к религиозным

инфекцией СОУЮ-19 существованию деградация объектам ■ Процент опрошенных, выбравших данный ответ

Рис. 1. Проблемы, беспокоящие верующее население в условиях пандемии СОУЮ-19 (в % от числа

опрошенных)

Результаты опроса показывают, что психологический стресс среди верующих в значительной степени обусловлен потенциальной смертоносностью

распространяющегося вируса SARS-CoV-2 и в меньшей степени, переживаниями из-за невозможности удовлетворения религиозных потребностей.

189

37

Ограничения на посещение мест от- 2. правления культа оказали относительно незначительное влияние на психологическое состояние верующих. Таким образом, результаты дают основание считать, что ограниченный доступ к религиозным объектам (сооружениям, предметам культа) представляется 3. менее важным, чем страхи, связанные со здоровьем, смертью и утратой материального благополучия (22,6% от верующих респондентов, что составляет 4. 7% от общего количества опрошенных).

Заключение

В статье проанализировано влияние вынужденной депривации в пандемию 5. COVID-19 на изменения в индивидуальном религиозном сознании. Депривация рассматривалась как один из стрессоров для человека в условиях пандемии, как фактор, определяющий сложную психологическую обстановку. Установлено, 6. что депривация способствовала погружению верующих в свою субъективную реальность. В попытках найти выход из сложных обстоятельств человек начал усиливать свою индивидуальную религиозность свободную от контроля со сторо- 7. ны религиозных институтов. Тем более, что официальные ограничительные меры по изоляции ослабили регулятивную функцию религий. Моделирование соб- 8. ственных религиозных практик, их индивидуальное практикование способствовали усилению и распространению религиозного бриколажа и мифотворчества. 9. Наметились тенденции либерализации религиозной жизни, распространения субъективной и индивидуализированной религиозности. Процесс конструирования религиозных образов охватил не только верующих людей, но и тех, кто 10 в условиях повышенной тревожности, беспокойства и неопределенности вступил на путь духовного поиска.

Литература 11

1. Агаджанян А. Пандемия и религия: толкования и практики. Введение // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39. №. 1. С. 7-11.

Вакула И.М., Гафиатулина Н.Х. Пандемия COVID-19: социологический взгляд на трансформацию сфер общественной жизнедеятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 3. С. 30-34. Campbell H.A. Religion in quarantine: the future of religion in a post-pandemic world. OAK Trust. 2020 // https://hdl.handle.net/1969.1/188004 Гаврилова Ю.В., Жиронкина М.А. Религии в условиях пандемии COVID-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6 (74). С. 36-40. Glock C.Y. The role of deprivation in the origin and evolution of religious groups. In R. Lee & M. Marty (Eds.), Religion and social conflict. New York: Oxford University Press, 1964. Pp. 24-36.

Екимова В.И., Розенова М.И., Литвинова А.В., Котенева А.В. Травма-тизация страхом: психологические последствия пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. Т. 10. № 1. С. 27-38. Hart C.W., Koenig H.G. Religion and health during the COVID-19 pandemic. J Relig Health 15:1-3. 2020. // https:// doi.org/10.1007/s10943-020-01042-3 Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge: Cambridge University Press. 2011. 392 pp. Курбанова З.Х., Исмаилова Н.П. Информационно-психологическая безопасность личности в условиях пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С.147-148.

Krumer-Nevo M., & Refaeli, COVID-19: A poverty-aware perspective. American Journal of Orthopsychiatry, 2021, 91(3), 423-431./https://doi. org/10.1037/ort0000566 Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Воронцова О.Ю. Анализ динамики депрессивной симптоматики и суицидальных идей во время пандемии COVID-19 в России. Суицидология, 2020,

№ 11. https://doi.org/10.32878/ suiciderus.20-11-03(40)-3-16

12. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской Академии Наук. Социальная и экономическая психология. Т. 5. № 2 (18). 2020. С. 47-83.

13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 142-161.

14. Smith C. & Faris R. Socioeconomic inequality in the American religious system: An update and assessment. Journal for the Scientific Study of Religion, 44(1), 95-104. 2005 // http://dx.doi.org/10.1111Zj.1468-5906.2005.00267.x

15. Stark R., Bainbridge W.S. A Theory of Religion. New Jersey: Rutgers University Press. 1996. 390 pp.

16. Talevi D et al. Mental health outcomes of the CoViD-19 pandemic. Maggio-Giugno 2020, Vol. 55. № 3 Riv Psichiatr 2020;55(3):137-144/doi 10.1708/3382.33569

THE ROLE OF DEPRIVATION IN THE TRANSFORMATIONS OF INDIVIDUAL RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Gavrilova Yu.V., Popova A.A.

Bauman Moscow State Technical University (National Research University),

The article analyzes the forced deprivation of religious consciousness carriers under the conditions of the introduction of restrictive measures during the COVID-19 pandemic. The essence of forced deprivation in a pandemic is considered, its role as one of the leading stress factors causing psychological stress, depression, and fears in a person is determined. It is noted that the restriction in the satisfaction of spiritual needs can

have an impact on changing a person's world-view.

In order to identify the role of forced deprivation during the COVID-19 pandemic in the transformations of religious consciousness, an online survey of 210 residents of Moscow aged 18 and over was organized. It was revealed that the ban on holding mass religious services and rituals, the inability to travel outside the country for the purpose of making pilgrimages to Holy Places, restriction of access to religious sites, were ambiguously perceived by representatives of various religions (from negative perception, feelings of guilt, anxiety to neutral perception); the emerging trends towards transformations of the religious consciousness of the population, namely the strengthening of religious individualism, bricolage, myth-making, are revealed. A range of problems of concern to the population during the COVID-19 pandemic has been identified.

Keywords: religions, deprivation, COVID-19 pandemic, religious activity, religious consciousness, religiosity.

References

1. Aghajanyan A. Pandemic and religion: interpretations and practices. Introduction // State, religion, church in Russia and abroad. 2021. Vol. 39. No. 1. pp. 7-11.

2. Vakula I.M., Gafiatulina N.H. The COVID-19 pandemic: a sociological view on the transformation of spheres of public life // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. No.3. pp. 30-34.

3. Campbell H.A. Religion in quarantine: the future of religion in the world after the pandemic. OAK Trust. 2020 // https://hdl.han-dle.net/1969.1/188004

4. Gavrilova Yu.V., Zhironkina M.A. Religions in the conditions of the COVID-19 pandemic: the experience of Russia // Society: philosophy, history, culture. 2020. No.6 (74). pp. 36-40.

5. Glock K. Ya. The role of deprivation in the origin and evolution of religious groups. In the book by R. Lee and M. Marty (eds.) "Religion and Social Conflict". New York: Oxford University Press, 1964. pp. 24-36.

6. Ekimova V.I., Rozenova M.I., Litvinova A.V., Koteneva A.V. Traumatization by fear: psychological consequences of the COVID-19 pandemic // Modern foreign Psychology. Vol. 10. No. 1. pp. 27-38.

7. Hart K.U., Koenig H.G. Religion and health during the COVID-19 pandemic. J Religion

191

15:1-3. 2020. // https://doi.org/10.1007/ s10943-020-01042-3

8. Inglehart R., Norris P. Sacred and secular: religion and politics around the world. Cambridge: Cambridge University Press. 2011. 392 p.

9. Kurbanova Z.H., Ismailova N.P. Information and psychological security of the individual in a pandemic // The world of science, culture, education. 2021. No.4 (89). pp. 147148.

10. Krumer-Nevo M. and Rafaeli, COVID-19: a view taking into account poverty. American Journal of Orthopsychiatry, 2021, 91(3), 423-431./ https://doi.org/10.1037/ ort0000566

11. Medvedev T.I., Enikolopov S.N., O Boyko.M., O Vorontsova.Yu. Analysis of the dynamics of depressive symptoms and suicidal ideation during the COVID-19 pandemic in Russia. Suicidology, 2020, No. 11. https://doi. org/10.32878/suiciderus.20-11-03 (40)-3-16

12. Nestik T.A. The impact of the COVID-19 pandemic on society: socio-psychological analysis // Institute of Psychology of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. T 5. № 2 (18). 2020. P. 47-83.

13. Rasskazova E. I., Leont'ev D. A., Lebede-va A.A., the Pandemic is a challenge as subjective well-being: anxiety and coping // Challenges of the pandemic COV-ID-19: mental health, distance education, Internet safety: materials. Vol. 1. / Compiled By: V.V. Rubtsov, A.A. Shvedovsky. Moscow: Publishing house of the msupe, 2020. P. 142-161.

14. Smith S. and Faris R. Socio-economic inequality in the American religious system: updating and evaluation. Journal for the Scientific Study of Religion, 44(1), 95-104. 2005 // http://dx.doi.org/10.1111Zj.1468-5906.2005.00267.x

15. Stark R., Bainbridge U.S. Theory of religion. New Jersey: Rutgers University Press. 1996. 390 pages.

16. Talevi D. et al. The consequences of the CoViD-19 pandemic for mental health. Maggio Giugno 2020, Volume 55. No.3. Psychiatrist 2020;55(3):137-144/doi 10.1708/3382.33569

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.