Научная статья на тему 'Роль, место и функции религии в системе культуры'

Роль, место и функции религии в системе культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10077
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / БОГ / СВЯТЫНЯ / КУЛЬТ / КУЛЬТУРА / СИСТЕМЫ КУЛЬТУРЫ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЙ ПРИОРИТЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / МИФ / МИФОЛОГИЯ / RELIGION / GOD / SACRED / PRIEST / CULT / CULTURE / SYSTEMS OF CULTURE / RELIGIOUS CULTURE / SPIRITUAL ADVANTAGE / SOCIO-CULTURAL PHENOMENON / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / MYTH / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айснер С. Ю.

В статье рассматривается культура как система, состоящая из нескольких подсистем, генерирующих информацию из области религии, науки, искусства. Наиболее полная характеристика дается подсистеме «религия». Рассматривается вопрос о роли, месте и функциях религии в системе культуры, о ее влиянии на социокультурные процессы, происходящие в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE, PLACE AND FUNCTIONS OF RELIGION IN THE SYSTEM OF CULTURE

Culture as a system consisting of some subsystems which generates information from such fields as religion, science, art is considered in the article. The detailed description is given to the subsystem religion. The role, place and function of religion in the system of culture, religion influence on the socio-cultural processes in the modern society are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Роль, место и функции религии в системе культуры»

УДК 2:008 Л.Ю. Айснер

РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается культура как система, состоящая из нескольких подсистем, генерирующих информацию из области религии, науки, искусства. Наиболее полная характеристика дается подсистеме «религия». Рассматривается вопрос о роли, месте и функциях религии в системе культуры, о ее влиянии на социокультурные процессы, происходящие в современном обществе.

Ключевые слова: религия, Бог, святыня, культ, культура, системы культуры, религиозная культура, духовный приоритет, социокультурный феномен, религиозное сознание, миф, мифология.

L.Yu. Aisner THE ROLE, PLACE AND FUNCTIONS OF RELIGION IN THE SYSTEM OF CULTURE

Culture as a system consisting of some subsystems which generates information from such fields as religion, science, art is considered in the article. The detailed description is given to the subsystem “ religion”. The role, place and function of religion in the system of culture, religion influence on the socio-cultural processes in the modern society are discussed in the article.

Key words: religion, God, sacred, priest, cult, culture, systems of culture, religious culture, spiritual advantage, socio-cultural phenomenon, religious consciousness, myth, mythology.

Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах, затрудняет проблему поиска основных характеристик, которые позволили бы связать эти явления с конкретными религиозными формами.

Общего индоевропейского слова для описания явления, которое обозначается латинским словом religio, не существует. На основе многочисленных сравнительно-языковедческих исследований было предложено несколько вариантов этимологии (определения первоначального значения слова) этого латинского термина. Наиболее популярными являются варианты римского мыслителя Цицерона (10-43 до н.э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250-325). Цицерон предполагал, что термин от латинского religio означал - идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего того, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций, в свою очередь, полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare - вязать, связывать, привязывать, сковывать и применительно к религии означает узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повиновении через благочестие. Этимология слова, предложенная Лактанцием, закрепилась в христианской культуре.

В словарях можно обнаружить несколько вариантов перевода латинского слова religio: 1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа [1]; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи [2]; 3) набожность, святыня, предмет культа [3].

Религия представляет собой одну из областей культуры. Определение культуры в данном случае можно дать следующее: это способ и форма жизнедеятельности человека и общества во времени и пространстве, они реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

Исторически развивалась и религиозная культура. Это комплексное образование, ведь все аспекты религии как подсистемы культуры находят свое проявление в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность имеющихся в религии способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности и могут быть представлены в ее

продуктах, несущих религиозные значения и смыслы. Можно выделить два типа религиозной культуры: один из них образуют те компоненты, в которых вероучение выражается прямо и непосредственно - сакральные тексты, теология, различные элементы культа и т.п., другой тип составляют те явления из области философии, морали, искусства и т.д., которые исторически были вовлечены в религиозно-духовную и культовую деятельность.

Именно культуре, а не политике или экономике принадлежит духовный приоритет в общественной жизни. О состоянии всего общества можно судить по состоянию его культуры [4].

Культуру в широком смысле можно понимать как систему отношений между человеком и миром. Культура является сложной самоорганизующейся системой, чье развитие обусловлено разнообразием видов человеческой деятельности. Для культуры как системы является характерным наличие материальных и духовных ценностей. Она состоит из нескольких подсистем, генерирующих информацию из области религии, науки, искусства, а также каналов их распространения, которые стали сегодня вполне самостоятельными и влиятельными факторами культурного развития.

Подсистема «религия» самая стабильная. В рамках данной подсистемы формируется религиозная картина мира, способная дать однозначные ответы на «вечные» вопросы человеческого бытия в мире. Подсистема «наука» представляет собой более динамичную картину мира, которая основана на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. Научные теории, в отличие от религиозных догматов, чрезвычайно изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно корректируется. Отношения между наукой и религией сложные, но это не мешает, при соблюдении определенных условий, мирному сосуществованию научной и религиозной картин мира. Подсистема «искусство» наиболее полно отражает представления человека о мире, поэтому данная подсистема занимает в культуре лидирующее положение, являясь центром, фиксирующим совокупное влияние на человека всех сторон и аспектов его жизнедеятельности. На уровне обыденного сознания искусство многими воспринимается как связующее звено между наукой и религией, но при их непосредственном сопоставлении эти явления рассматриваются в основном как взаимоисключающие. Итак, все подсистемы культуры в чем-то пересекаются друг с другом, обладая при этом своими неповторимыми особенностями, подобно тому, как искусство, наука и религия влияют друг на друга, но никогда не приходят к одному знаменателю.

Прежде чем рассматривать отдельные подсистемы культуры, следует подчеркнуть, что саму культуру не следует понимать как некое статичное, застывшее явление. Культурные системы изменялись и развивались на протяжении всей человеческой истории. В настоящее время культура претерпевает не менее важную трансформацию, суть которой Л.Г. Ионин обозначил как переход от моностилистической к полистилистической культурной модели [5]. Ученый следует традиции Ю. Лотмана и Б. Успенского, разработавших концепцию двух типов художественных стилей, чистого и синтетического, и выделивших их специфические черты [6].

Религия занимает особое, уникальное место в системе современной культуры. Факты и исследования многих ученых говорят о том, что религия по-прежнему играет важную роль в жизни множества людей. Любому человеку свойственно стремление познания и поиска смысла жизни, что дало бы ему возможность познать как самого себя, так и свое место в мире. В таком поиске некоторые обращаются к науке, некоторые к материальным и прочим благам, другие - к искусству, многие - к религии. Религиозное чувство настолько присуще людям, что некоторые философы даже определяют человека как «homo religiosus».

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что религия - это реальный социокультурный феномен, чрезвычайно важный для любой культуры. Многих ученых и исследователей интересует вопрос о месте религии в системе культуры, является ли религия социально и культурно обусловленной или же религия - автономная система, а общество и сама культура в целом изменяются под влиянием религии. Если предположить, что понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого (религия -это часть культуры), то на практике не только религию можно оценить с позиции культуры, но и культуру - с позиции религии. В связи с этим можно привести мнение английского культуролога К.Г. Доусона, который считает, что «культурный процесс открыт для изменения в обоих направлениях. Любое материальное изменение, преобразующее внешние условия жизни, будет также изменением культурного образа жизни и тем самым произведет новое религиозное отношение. И подобно этому любое духовное изменение, преобразующее взгляды людей на реальность, будет стремиться к изменению их образа жизни и тем самым произведет новую форму культуры» [7].

Несомненным является тот факт, что религиозное сознание подвержено влиянию современной ему культуры, но оно и само оказывает значительное воздействие на культурную динамику в обществе. Если рассматривать религию в контексте культуры, т.е. как подсистему культуры, ее неотъемлемую часть, это

позволит объяснить процессы трансформации религии в современном мире. Такой подход не исключает очевидного факта влияния религии на культуру и общество, ведь известно, что при определенных условиях состояние любой системы может определяться поведением лишь одной ее подсистемы. Следовательно, необходимо осознавать взаимоотношения и единство религии с другими культурными феноменами, составляющими систему культуры, тогда станет возможным понимание того, как проявляет себя религия в той или иной культуре, какой вклад она вносит в культуру, как влияет на многочисленные социокультурные процессы и, наоборот, какому влиянию подвергается религия со стороны культуры и общества. Для этого следует определить функции и структурные элементы религии в системе культуры. Выделяют следующие основные элементы в структуре религии:

1. Религиозное сознание, в котором существуют разные уровни (идеологический, ментальный, архетипический, рациональный, эмоциональный и т.д.).

2. Религиозная деятельность или практически духовное освоение мира, включающее в себя как культовые, так и внекультовые действия.

3. Религиозные отношения, предписанные религиозными идеями и нормами.

4. Религиозные институты и организации (церковь, секта, культы) [8].

Подобные элементы характерны для любой подсистемы культуры, однако уникальность феномена религии не вызывает сомнения и определяется религиозным сознанием, ведь религия - это духовное явление, состояние и форма сознания, основу которого составляет вера. Понятие «религиозное сознание» довольно расплывчато, поэтому в своей статье мы будем пользоваться термином «религиозная картина мира». Религиозная картина мира отличается от остальных тем, что она обращена к «вечным», наиболее глубоким проблемам бытия, при этом религиозность вовсе не обозначает «церковности», т.е. принадлежности к конкретной конфессии, ведь как и религиозный опыт, так и ощущение сакрального как «предельной реальности» может ощущать любой человек. Религиозный опыт предполагает наличие каких-либо предельных ценностей для человека и его веру в эти ценности, в то, что они существуют в реальности. Тяготение многих людей к религии можно объяснить тем, что религия в системе культуры выполняет ряд важных функций: спасительнокомпенсаторную, т.е. религия дает надежду на спасение, коммуникативно-интегративную, ведь благодаря религии происходит объединение и общение людей, мировоззренчески регулятивную, так как религия предлагает определенное объяснение мира, на основе которого создаются определенные нормы и ценности. Наряду с данными функциями, выделяют также и латентные функции религии, которые невозможно выразить словами, когда религия воспринимается как дающая возможность существования в мире.

Существование религии обогащает всю систему культуры в целом, поэтому религия выполняет свои функции в системе культуры многие тысячи лет, являясь обязательной составляющей любой культуры.

Рассматривая религию как социокультурное явление, можно выделить две составляющие:

1. Исторически сложившаяся «сакральная» составляющая, которая с течением времени не подвергалась пересмотру и изменениям.

2. «Социокультурная» составляющая, которая не противопоставлена сакральной и не связана со всеми общественными и культурными изменениями, помогающая религии адаптироваться к современному миру.

Взаимоотношения между данными составляющими не всегда бывают постоянными, основной тенденцией в последнее время является «секуляризация», т.е. увеличение доли второй составляющей. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что в религии можно выделить традиционалистские (не принимающие современную культуру) и модернистские (пытаются приспособить религию к культуре) течения. Традиционализм является статическим элементом любой религии, модернизм же отражает необходимость изменения и развития религии, обновления духовной жизни, и, как следствие, возникает смещение акцентов от трансценденного (Бога) к имманентному (мир и человек).

Вопрос о соотношении религии и мифа наукой пока окончательно не решен. Недавно под мифом обычно понимали символическое повествование в религии, однако, современные процессы демифологизации основных религиозных традиций указывают на главенствующее положение мифа в культуре и обществе по сравнению с религией. К. Хюбнер в своей работе «Истина мифа» представляет миф как систему мышления и опыта, «первичную реальность т se», от которой по мере исторического развития «отпочковывались» религия и магия, сохраняя в себе элементы мифической онтологии.

В настоящее время мифологическое мышление представлено не столько религиозной, сколько обыденной картиной мира.

По словам А.Ф. Лосева, «миф не есть религиозный символ, потому что религия есть вера в сверхчувственный мир и жизнь, согласно этой вере, включает определенного вида мораль, быт, магию, обряды и таинства, и вообще культ. Миф же ничего сверхчувственного не содержит, не требует никакой веры. Вера

предполагает какую-либо противоположность того, кто верит, во что верят. Мифологическое же сознание развивается еще до этого противоположения, и поэтому здесь - и не вера, и не знание, но свое собственное, хотя и вполне оригинальное сознание» [9]. Миф - не религия, миф - это «образ жизни», непосредственное восприятие мира, не подразумевающее противоречий между верой и знанием. С.Д. Лебедев пишет: «миф фиксируется почти во всех проявлениях сознания человека или коллективного общественного субъекта: от представлений, мнений и убеждений до чувственных образов предпочтений. Он может быть выявлен в текстах научного, художественного, публицистического, религиозного и т.п. содержания; ...; в текстовых документах, рассказах, мнениях и переживаниях личностного характера» [10]. Основными признаками мифа являются: «1) противопоставление объективной реальности умозрительных (утопических или фантастических) образов; 2) подмена объективной реальности вымышленными образами; 3) «дДостраивание» действительности при помощи фантазии; 4) органическое вплетение мифических образов в канву действительности» [11].

Процесс формирования новых мифологий происходит в России несколько по-иному, чем на Западе. А.Л. Топорков считает, что современная мифология характеризуется аморфностью, распыленностью, полицентризмом и неустойчивостью, поскольку существует множество мифов, охватывающих отдельные группы населения, различных по происхождению и по продолжительности существования. Этот автор выделяет четыре группы современных мифов: «1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами. 2. Мифы, связанные с этнической и религиозной самоиндентификацией (например, различные мифы о России и православии, их прошлом и современном состоянии). 3. Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями (например, мифы об НЛО и инопланетянах, снежном человеке и т.п.). 4. Мифы массовой культуры и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни» [12]. Е. Левкиевская выделяет, в свою очередь, три основных мифологических модели: «советскую», «западническую» и миф о «русской идее» [13]. Для «западнической» мифологической модели характерны ценности и идеалы (мифы) западной цивилизации. «Советская модель» определяет золотой век России в недавнем прошлом, миф о «русской идее» содержит ряд самых разнообразных мифологий, от неязыческих до православных, некоторые из них весьма распространенны, например: «Москва - Третий Рим», «Николай II - царь-мученик» и т.п.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что религия по-прежнему является важным социокультурным феноменом, важным для любой культуры, религиозное сознание подвержено влиянию современной ему культуры, оно также оказывает большое воздействие на культурную динамику в обществе.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 576.

2. Современный философский словарь. - Лондон-Франкфурт-на-Майне-Париж-Люксембург-Москва-Минск, 1998. - С. 738.

3. Культура и культурология: сл. - Екатеринбург, 2003.

4. Бердяев, Н.А. О культуре / Н.А. Бердяев // Философия неравенства. - М., 1990. - С. 246-261.

5. Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа / Л.Г. Ионин. - М., 1995.

6. Лотман, Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века) / Ю.М. Лотман, БА Успенский// Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. - 1977. - Вып. 414. - С. 3-36.

7. К.Г. Доусон // Религия и культура / К.Г. Доусон. - СПб., 2000. - С. 101.

8. Аринин, Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа / Е.И. Аринин. - Архангельск, 1998.

9. Лосев, А.Ф. Мифология / А.Ф. Лосев // Философская энциклопедия. - Т. 3. - М., 1964. - С. 458.

10. Лебедев, С.Д. Мифологемы «технического» сознания / С.Д. Лебедев // Динамика техносферы: социокультурный контекст. - М., 2000. - С. 152.

11. Там же. - С. 160.

12. Топорков, А.Л. Миф: традиция и психология восприятия / А.Л. Топорков // Мифы и мифология в

современной России. - М., 2000. - С. 56.

13. Левкиевская, Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их сакрализации / Е. Левкиевская // Мифы и мифология в современной России. - М., 2000. - С. 67-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.