Научная статья на тему 'РЕЛИГИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ'

РЕЛИГИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1590
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / СТРУКТУРА РЕЛИГИИ / КУЛЬТ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слюсаренко Ю.А., Юпатов В.

В статье рассматриваются предпосылки возникновения и становления религии в первобытном обществе. Дана характеристика основной и сопутствующих функций религиозных представлений и структуры религии. Показана роль религии в становлении и развитии человеческого общества и место религии в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION: THE REASONS OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT, STRUCTURE AND FUNCTIONS

The reasons of emergence and the development of religion in primitive human society were considered in the article. Characteristic of the general and concomitant functions of religion and the structure of religion are given. The role of religion in formation and development of human society and the place of religion in the modern world are showed in the article.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ»

УДК 140.8

Слюсаренко Ю.А. студент 2 курса Юпатов В. студент 4 курса ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России научный руководитель: Фахрудинова Э.Р., к.философ.н.

ассистент Россия, г. Саратов РЕЛИГИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ,

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки возникновения и становления религии в первобытном обществе. Дана характеристика основной и сопутствующих функций религиозных представлений и структуры религии. Показана роль религии в становлении и развитии человеческого общества и место религии в современном мире.

Ключевые слова: религия, функции религии, структура религии, культ, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозный опыт, религиозные организационные структуры

Slyusarenko J.A.

Student 2 course

Saratov State Medical University them V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Yupatov V. Student 4 course

Saratov State Medical University them V.I. Razumovsky Scientific director: Fakhrudinova E. R. cand. philosopher. sciences. Assistant RELIGION: THE REASONS OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT, STRUCTURE AND FUNCTIONS Abstract: the reasons of emergence and the development of religion in primitive human society were considered in the article. Characteristic of the general and concomitant functions of religion and the structure of religion are given. The role of religion in formation and development of human society and the place of religion in the modern world are showed in the article.

Key words: religion, the functions of religion, the structure of religion, cult, religious consciousness, religious activity, religious experience, religious organizational structures

Современная история насчитывает несколько десятков тысяч лет с

возникновения человека разумного (Homo sapiens) [1]. По мере развития его материальной (изготовление орудий труда и использование их) и нематериальной культуры, способности к членораздельной речи и абстрактного мышления, человек задумывался о загробной жизни и рассматривал смерть с разных точек зрения: смерть - длительный сон, после пробуждения от которого вернётся к своей обычной жизни, или смерть -ворота в иной, лучший мир. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древних могил, захоронений и гробниц, где были обнаружены различные предметы повседневного быта (оружие, украшения, плоды), а также особые места (святилища) для религиозных действий, где человек мог общаться с умершими предками или Богом посредством специальных религиозных действий (молитва, медитация) [2].

В прошлом столетии была сформирована наука о доисторическом человеке - палеоантропология, которая позволила доказать, что религия в тех или иных проявлениях является такой же древней, как и само человечество [3]. Религия, возникшая на заре становления человечества, в период среднего палеолита, и формирующаяся на протяжении сотни веков на основе отражения в мышлении людей видимых процессов в природе и обществе, выступает одной из сфер духовной жизни человеческого общества, отдельных групп людей и представляет собой способ практического освоения мира [4].

Религия - это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъявственных сил, которые влияют на жизнь человек и окружающий его мир. Важнейшими признаками религии являются вера в сверхчувственный, сверхъестественный мир, в потусторонние силы и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей, а также поклонения и различные религиозные обряды.

Основная функция религии заключается в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Однако существуют сопутствующие функции:

1. Мировоззренческая или познавательная (направленная на формирование религиозного мировосприятия и приобретения смысла жизни, является системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни);

2. Аксиологическая (формирует жизненные ценности, положительные и отрицательные отношения верующего к ним, устанавливая моральные нормы);

3. Регулятивная (участвует контроле за жизнью человека и общества в целом посредством принятых ценностей, традиций и установок);

4. Коммуникативная (объединяет всех верующих в единую группу, внутри которой, отмечаются тесные социальные и коммуникативные связи: общение верующих между собой на общую религиозную тему и общение

человека с Богом через молитву и медитацию);

5. Психотерапевтическая (во главе этой функции выступает само религиозное общество посредством религиозного культа - богослужения, молитвы, медитаций, ритуалов, обрядов, имеющие утешительное и успокоительное действие на психику верующего человека) [5].

В возникновении религии было выделено 2 группы предпосылок: объективные и субъективные. На определенном этапе развития первобытного общества и сознания индивида возникли определенные действия и поведение человека, характеризующееся базированием на фантастических представлениях природных и окружающих явлений. Развитие и становление религии как образа жизни древних людей шло параллельно с его мировосприятием и познанием окружающего мира [2]. Стимулом для возникновения религиозных представлений выступали как отрицательные (страх, отчаяние), так и положительные эмоции (радость при какой-либо удаче, с сопутствующей благодарностью тому, что поспособствовало этой удаче) [2]. С появлением человека существовала узкая сфера его деятельности, в которой человек обладал достаточной силой (изготовление орудий труда) и деятельность человека, непосредственно направленная на обеспечение его существования (охота), результат которой зависел не столько от собственных усилий человека, сколько от неконтролируемых случайностей. Эти самые неконтролируемые случайности человек принимал за волю Богов. Например, в одном случае он направляет стрелу в животное даже в самую плохую погоду и убивает его, а в другом случае при самых благоприятных условиях делает промах, стреляет и не попадает [6]. Выделено несколько причин возникновения религиозных представлений:

1. Интеллектуальная (характеризуется недостаточным уровнем знаний, отсутствием научного обоснования различных природных явлений (дождь, гроза, засуха), человек одухотворяет живую и неживую природу);

2. Психологическая (основывается на чувстве страха смерти, человек надеется на вечную загробную жизнь своей души);

3. Моральная (человеческое общество нуждается в контроле, что достигается посредством моралей, заповедей, законов и высшей духовной властью);

4. Социально-политическая (тесная взаимовыгодная связь между государством и религией) [2].

Религиозные представления - вера в существование богов и других сверхъестественных сил, вера чудеса, они возникли как отражение стихийных сил материального мира, господствующих над людьми, т.е. зависимости и беспомощности людей перед стихийными бедствиями природы и человеческого общества. Различные необъяснимые пугающие явления природы рассматривались как ответное действие на проступок человека высшим разумным существом - Богом, и чтобы «сменить гнев на милость» необходимо было его задобрить, сделать благосклонным, что

достигалось посредством молитв и жертвоприношений [7]. Если человек убежден, что существует какая-то сила, от которой зависит успех или неуспех его действий, то естественно, что он будет стремиться тем или иным способом использовать эту силу, чтобы отвратить от себя неудачи и обеспечить нужные результаты. Ф. Энгельс писал: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» [8].

В истории становления религии выделяют несколько периодов. Первый и самый ранний период - родоплеменные культы, характеризующийся общностью для разных народов всех частей света. Один из древнейших видов культа - это погребальный культ, выражающий идею заботы о умершем ближнем и жизни после смерти. Тотемизм - другой вид древнейшего религиозного культа, характеризующийся осознанием солидарности рода, символизируемой обрядами и мифами о предках. При общинно-родовом строе был признан культ обще племенного Бога [8]. Также данный период характеризуется верой в магию (совокупность символических действий, направленная на достижение определено цели), наделением сверхъестественными свойствами предмет и поклонением ему -фетишизм.

В период становления раннеклассовых обществ (древнейших цивилизаций) возникают «государственные» и «национальные» религии, суть которых очень схожа, но видение тех или иных божественных существ различна. Например, древние племенные - покровители «номов» Египта (Осирис, Гор, Птах и др.). С образованием новых крупных государств и с установленным общественным режимом (данничество, рабство) возникает новая проблема человечества - войны, где имело место межплеменных религиозных культов.

Третий период истории религии начинается со своеобразного исторического парадокса, смысл которого заключается в том, что не существует никаких этнических, культурных и политических различий в религии - Бог един у всех [8].

Религия представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов, и её структура включает следующие компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозный опыт и религиозные организационные структуры.

Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины о Божественном бытие. Вера, являясь ключевым моментом религиозного сознания верующего, представляет собой некую духовную основу человека, представляющую собой познавательную деятельность и психологическое явление. Оно не зависит от объективно-логического видения окружающего мира, а основывается на полном доверии Богу.

Религиозная деятельность проявляется в двух формах: культовой и

внекультовой. Культ - важнейший вид религиозной деятельности, имеющий символическое значение, который является средством сплочения группы верующих. Целью культа является связь с загробным миром, воспроизведение религиозных образов, идей и символов. В процессе проведения культовых действий происходит определенная динамика психологических состояний. Важное место в культовой деятельности занимает почитание священных мест и объектов. Выделяют несколько видов культовой практики: ритуальные действия, богослужение, обряды, молитвы, религиозные праздники, паломничество. К культовым средствам относятся: храмовая архитектура, живопись, скульптура, музыка, предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь). Систематизация религиозного учения, его преподавание в религиозных и нерелигиозных организациях, участие в работе религиозных организаций - всё это относится к внекультовой деятельности верующего.

Религиозные организационные структуры представляют собой специфичные сформированные сообщества людей, причина создания которых едина - религиозные убеждения, к ним относятся: церковь, секта и деноминации. Церковь - форма организации верующих, представляющее собой широкое объединение, принадлежность к которому, определяется верой в одного и того же Бога. Согласно Новому Завету: церковь - это сообщество людей, объединённых единым стремлением души, верой в единого Бога, а также - это место обитания Святого Духа, находящийся там, где его почитают, т.е. в сердцах христианин. Секта - религиозная группа, отделившаяся от основного направления, характеризующаяся оппозиционным характером по отношению к нему и другим направлениям. Деноминации - некий промежуточный вариант между церковью и сектой, признающий иные религиозные убеждения и находится в положительных взаимоотношениях с человеческим обществом.

Религиозный опыт - субъективный жизненный опыт, связанный с ощущением зависимости от божественных сил: страх перед божественной карой и судом [9].

Роль религии для человеческого общества в целом, для отдельной группы людей и конкретного индивидуума может быть различной: с одной стороны, она способна объединять людей в тяжёлые времена, с другой -выступала причиной ряда войн, в определенные периоды истории человечества способствовала развитию искусства и распространению письменности, а в другие - являлась преградой для развития ряда наук, в частности медицины. Несмотря на то, что на сегодня существует несколько гипотез о возникновении жизни на Земле и человек сам может решать во что ему верить, однако, след религиозного воспитания разных поколений прослеживает и в современном мире.

Сегодня религиозная культура является ключевой в развитии этической, эстетической, правовой, политической, мировоззренческой и научной сферах. Однако во всех случаях есть обратная связь: если человек

не осознает себя частицей Мироздания и не понимает, что обязан жить по законам Вселенной, он остается зверем при любом образовании.

Использованные источники:

1. Прохоров А. М. Человек. Большой энциклопедический словарь. М., 1991, С. 1101.

2. Чайковский А. Е., Капочкина Н. А., Кудрявцев М. С. История религии. Нижний Новгород, 2001, С. 7-25.

3. Павелкин П. А. Что такое религия. М., 1960, С. 9.

4. Гаврилова Ю. В. Формирование философских представлений о социальных функциях религии. Чита, 2009, С. 76-85.

5. Основные функции религии [Электронный ресурс]. 2015. 23 мая. URL: https://studopedia.ru/10 75466 osnovnie-funktsii-religii.html (дата обращения: 13.10.2017).

6. Зубов А. Б. История религий. Книга первая: доисторические и внеисторические религии. М., 1997, С. 6-7.

7. Семёнов Ю. И. Возникновение религии и ее первая, исходная форма -магия: электронный научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: http://scepsis.net/library/id 305.html (дата обращения: 13.10.2017)

8. Токарев С. А. О религии как о социальном явлении. М., 1979, С. 35-47.

9. Основные типы религиозных организаций [Электронный ресурс]. 2016. 29 мая. URL: https://lektsia.com/3x7a42.html (дата обращения: 20.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.