Научная статья на тему 'Религия и социальный контроль'

Религия и социальный контроль Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1408
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елгина К.А.

Статья поднимает проблемы переосмысления значимости религии для современного общества с точки зрения социального контроля. Религия рассматривается в статье как один из социальных институтов, способных противостоять нарастающим центробежным процессам в мировом сообществе в целом и в российском обществе в частности. Автор делает вывод, что социальный контроль, осуществляемый религиозными организациями, должен быть четко регламентирован и не может находиться в отрыве от норм сложившегося социального общежития и государственного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of rethinking the importance of religion in modern society in terms of social control. Re-ligion, which considered as one of the social institutions, is able to withstand the increasing centrifugal processes in the inter-national community in general and in the Russian society in particular. The author concludes that social control exercised by religious organizations, should be clearly regulated and cannot be divorced from the existing rules of social coexistence and public law.

Текст научной работы на тему «Религия и социальный контроль»

УДК 316.4

К. А. Елгина

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья поднимает проблемы переосмысления значимости религии для современного общества с точки зрения социального контроля. Религия рассматривается в статье как один из социальных институтов, способных противостоять нарастающим центробежным процессам в мировом сообществе в целом и в российском обществе в частности. Автор делает вывод, что социальный контроль, осуществляемый религиозными организациями, должен быть четко регламентирован и не может находиться в отрыве от норм сложившегося социального общежития и государственного права.

Ключевые слова: религия, социальный контроль, социальная аномия, религиозный экстремизм, исламизм.

Сегодня весь мир стоит на пороге перемен. Прогрессирующий процесс модернизации общества влечет за собой трансформацию социокультурных и структурно-функциональных основ цивилизации. В одной связке с этими процессами происходит обесценивание прежних норм, служивших прочной основой общественной саморегуляции, и формирование новых, зачастую до сих пор не нашедших своей ниши в числе основополагающих моральных установок, действующих в обществе. События, очевидцами которых мы выступаем сегодня, приводят к коллапсу мировоззренческих убеждений, являющемуся следствием наложения уходящих, существующих и новообразующихся норм общественной морали. Процесс формирования и усвоения новых культурных установок уже сейчас можно охарактеризовать как затяжной, а его разрешение в ближайшем будущем кажется невероятным. Этот кризис приводит к прогрессирующей безнормности, причиной чего выступает ослабление социального контроля.

Нарушение системы взглядов человека на окружающий мир и его место в нем приводит к разрушению структуры внутреннего мира человека. Усугубляющееся противоречие в таких процессах, как создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей, влечет за собой деградацию духовного, интеллектуального, психического состояния личности, что приводит к культурной и моральной дезориентации.

Отсутствие реализации срочных и действенных мер по преодолению этой проблемы неизбежно приведет к разрушению существующего общественного порядка. Любое балансирование на краю пропасти не бывает бесконечным, благоприятный исход в таком случае определяется

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 2 (5). © К. А. Елгина, 2016

осмысленным и целенаправленным рывком к стабилизации ситуации, бездеятельность приведет к неминуемому падению.

И здесь мы сталкиваемся с понятием мировоззрения. Общее мировосприятие, миропонимание и мироощущение членов общества, целостность личного взгляда на свое место в этом мире определяют стабильность общественной системы, ее удароустойчивость и жизнеспособность. В изменяющемся мире многие мировоззренческие вопросы остаются нерешенными, а поиск верного пути всегда имеет отправную точку. Одной из таких точек на протяжении многих столетий, практически с момента формирования человеческого сознания, выступает религия, пришедшая вслед за мифологическим мировоззрением, стоящим у истоков становления человеческого общества.

Религиозное мировоззрение — это способ духовного освоения действительности через ее преломление на естественную — земную и сверхъестественную — небесную составляющие. Религиозные образы и представления выполняют очень важную оценочно-регулятивную функцию, иными словами, функцию морали. При этом основой религиозного мировоззрения выступает иррациональность: религия подлежит восприятию верой, а не разумом. Историческое значение религии состоит в том, что на протяжении всего пути развития человечества при переходе от одной общественно-экономической формации к другой она содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

Развивающиеся социальные отношения выстроили общедоступную нормативную систему, распространившуюся внутри социального сообщества. Помимо нормативной составляющей общественную систему скрепляет традиция, обес-

печивающая соблюдение норм и правил. Действие же религиозного канона, сформированного с целью осуществления функции общественной морали, полностью контролируется религией и ее важнейшим институтом — церковью.

Церковь, осуществляя свою деятельность, направляет свою паству по пути соблюдения религиозного догмата, отвечающего основным принципам, нормам, законам и правилам, получившим распространение в повседневной светской жизни, таким образом осуществляя функции социального контроля.

Многие принципы и морально-этические законы, на которых воспитывается одно поколение за другим, берут свои корни из религиозных заповедей. Ведь истины, приведенные в священных писаниях различных религий, формируют кокон моральных принципов поведения человека во всех сферах его жизнедеятельности: духовной (запрет на лжесвидетельство, ложь, клевету), этической (призыв к почитанию старших, особенно родителей), экономической (запрет на воровство), трудовой (шесть дней трудись, на седьмой отдыхай), семейной (запрет на супружескую измену и воздержание от неправильного сексуального поведения), уголовной (запрет на убийство) и др.

За долгую историю человечества мир узнал огромное количество религий, наиболее всеобъемлющие, распространенные и влиятельные входят в число мировых. Первоначально этим термином в мировом религиоведении обозначались три религии: буддизм, христианство и ислам. Сегодня мировой религией также принято считать иудаизм. Российские религиоведы в этом вопросе солидарны с мировым религиоведческим сообществом.

Основой буддистского учения являются Четыре Благородные Истины: о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о Пути1. И пять добродетелей, иными словами, священных заповедей буддизма: отказ от причинения вреда всем живым существам, отказ от присвоения чужого имущества, воздержание от неправильного сексуального поведения, отказ от лжи, обмана, злоупотребления доверием, отказ от употребления опьяняющих напитков и дурманящих трав, что можно обнаружить и среди заповедей других религий2.

Говоря о запретах христианской религии, необходимо упомянуть и семь смертных грехов, в иной трактовке восемь греховных страстей, поддаваясь которым невозможно мечтать о «вознесении на небеса» после смерти. Шесть из них: гордыня, зависть, гнев, тщеславие, уныние и алчность — имеют прямое отношение к духовному состоянию личности, а два греха к физическим слабостям, косвенным образом оказывающим

1 См.: Торчинов Е. А. Введение в буддологию : курс лекций. СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2000. URL: http://anthropology.ru/ru/edition/vvedenie-v-buddologiyu-kurs-lekciy (дата обращения: 18.11.2015).

2 См.: Тхера Нъянатилока. Слово Будды / пер. с англ. А. Л. Титова, Д. А. Ивахненко ; под ред. В. Г. Павлова. Buddhist Publication Society, Kandy, Ceylon, 1967. URL: http://coollib.com/b/244478 (дата обращения: 12.01.2016).

негативное влияние на моральное состояние личности, — это чревоугодие, а также прелюбодеяние и блуд3.

В христианстве особое место занимает такое понятие, как гнозис — высшее, откровенное знание, глубоко проникновенное богопознание. Речь идет о потребности веры и ее соединении с наукой, необходимость поиска цельной концепции миросозерцания, создания системы, которая включала бы все стороны человеческого знания в смысле знания философского и отвечала бы на богословские и космологические вопросы4. Это состояние крайне важно, ведь именно полное внутреннее принятие определенной религиозной концепции побуждает человека следовать Божьему закону, выступающему моральной основой религии.

Общее количество заповедей в иудаизме насчитывает 613 пунктов: 248 «повелительных», или «предписывающих», заповедей, предполагающих исполнение некоторых действий, и 365 «запретительных», призывающих воздержаться от исполнения определенных вещей. К числу «повелительных» относятся, например, заповеди о знании того, что Бог есть, и о том, что Он один, призывы любить и бояться Его, и служить Ему. Также повелительными заповедями являются предписания о стремлении к общению с мудрецами, освящении имени Бога. Перечислять все заповеди первой категории бессмысленно, достаточно лишь сказать, что они регламентируют все религиозные процедуры, процедуры принятия пищи, рождения детей, суда, благотворительности, имущественные отношения и многие-многие другие. «Запретительные» заповеди регламентируют те же сферы, только с точки зрения «запрета». Среди заповедей второй категории фигурируют эмбарго, например, на допущение мысли о том, что есть другие боги, кроме Всевышнего, на совершение ритуалов гадания и вызова душ умерших, запрет на идолопоклонство, лжепророчество, татуировку. Призывы не клясться напрасно и не нарушать клятву. Запрет на грабеж, на отрицание долгов, которые обязан выплатить, и другие5.

В основе ислама лежат законы шариата. В шариатской номенклатуре понятие «ислам» подразумевает под собой безусловное единобожие, подчинение Аллаху, Его законам и правилам. Шариат — это свод Божественных правил и законов, запретов и повелений Аллаха, основанный на Коране и Сунне. Предписания шариата делятся на несколько категорий.

3 См.: Добротолюбие / в рус. пер. святителя Феофана, Затворника Вышенского. Текст приводится по изд. Сретенского монастыря. М., 2004, с коррект. по изд. : М., 1884. URL: http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/Dobrotolyubie/ dobrl02/index.htm (дата обращения: 15.01.2016).

4 См.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Минск : Харвест, 2008. URL: http://khazarzar.skeptik.net/ books/bolotov/ (дата обращения: 12.01.2016).

5 См.: Рабби Моше бен Маймон (Рамбам). Путеводитель растерянных / пер. и коммент. М. А. Шнейдера. Иерусалим ; М. : Гешарим : Мосты культуры, 2000. URL: http://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm (дата обращения: 25.01.2016).

К. А. Елгина. Религия и социальный контроль

Категория, имеющая особое значение с точки зрения социального контроля — муамалат — включает в себя правила, регулирующие повседневную жизнь человека — отношения между людьми. Правила распространяются на религиозную (осуществление намаза — ежедневной пятикратной молитвы, соблюдение поста в месяц Рамадан), культурную (строжайший запрет на внебрачные связи), социальную (следование установленной системе благотворительности), экономическую (наследники обязаны рассчитаться с долгами усопшего предка), этическую (проявление сдержанности и терпеливости, даже если в жизни случилась беда) сферы; на право (греховным считается принесение жертвы), семью (обязанность детей содержать родителей, если те живут в бедности), образование (обязательное изучение Сунны) и управление (обязанность защищать родину в случае необходимости) и другие1.

Исламом поддерживаются нормы морали, позволяющие человеку сохранить свой нравственный облик и избежать духовного распада. Таким образом, вежливость, правдивость, скромность, терпимость, умение прощать, щедрость, стремление к мудрости, доброта, достоинство и самоуважение представляют собой неполный перечень моральных качеств, предписанных к воплощению мусульманам. Все вышеперечисленные достоинства описаны в Коране и Сунне. Надзор за исполнением вышеперечисленных религиозных заповедей, норм морали, законов, правил, призывов и запретов — это путь, через который осуществляется церковный социальный контроль.

В этой связи естественным образом возникает вопрос, связанный с крайне опасной проблемой, получившей особое развитие в последние годы, — проблемой значительно возросшей пас-сионарности исламизма, яростной активизации исламистов по всему миру и расширения по всему миру террористической угрозы.

За примерами далеко не нужно ходить, так называемое Исламское государство — общеизвестная террористическая группировка привлекает в свое лоно союзников по всему миру. Не так давно Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что по состоянию на середину декабря 2015 г. более 30 экстремистских организаций по всему миру присягнули на верность ИГ (в арабском варианте — ДАИШ). Группировка распространяется по земному шару с немыслимой скоростью: Ближний Восток, Африка, Азия — сфера влияния ИГ в этих регионах увеличилась за каких-то полтора года. Стремительно растет число последователей радикального исламизма на Балканах. По сей день опасность представляет террористическая группировка Талибан, зародившаяся в Афганистане в 1994 г., и другие действующие самостоятельно или объединяющиеся между собой.

1 См.: Али-заде А. Шариат // Исламский энциклопедический словарь. М. : Ансар, 2007. URL: http://slovar-islam.ru/books/M.html (дата обращения: 06.02.2016).

Сразу необходимо отделить друг от друга понятия «ислам» и «исламизм», потому что эти термины заключают в себе принципиально различный смысл. Ислам — это религия, о ее принципах уже было сказано выше. Исламизм — это идеология, основанная на религиозном догмате, политический инструмент. Это явление стало следствием борьбы мусульманского мира с непреодолимой колонизацией мусульманских стран европейскими государствами и получило развитие в качестве инструмента уже радикальной исламской колонизации мира. Практическая сущность исламизма заключается в осуществлении деятельности, направленной на создание миропорядка, при котором все события, в которые будет вовлечено мусульманское население, в полной мере будут разрешаться только на основе норм шариата. Под этим подразумевается, что любая страна, на территории которой проживают приверженцы ислама, обязана следовать законам мусульманского мира. А радикальный исламизм — это терроризм, с проблемой активизации которого, как было сказано выше, в настоящий момент сталкивается весь мир.

Пассионарность исламистов сегодня коренным образом связана с желанием расширения влияния ислама и власти мусульманских законов по всему миру. Одной из причин тотального наступления исламизма является моральная деградация и ослабление социального контроля. На фоне нравственной деградации рождаются силы, которые радикальными средствами стремятся установить свой порядок.

К сожалению, на сегодняшний день желание навязать мировому сообществу законы шариата перестает быть отличительной чертой радикалов. Сегодня с такими посылами приходится сталкиваться и первым лицам европейских государств, и жителям Европы. Так, в Париже не состоялась встреча французского и иранского президентов Франсуа Олланда и Хассана Роухани из-за отказа принимающей стороны удовлетворить требования президента Ирана — во время ужина убрать со стола алкоголь и подавать только халяльные продукты, разрешенные к употреблению нормами шариата. Другим примером стал следственный процесс в Германии против телеведущего Яна Бемерманна, подозреваемого в оскорблении представителей или органов другого государства из-за стихотворения, прозвучавшего в конце марта в эфире немецкого телеканала ZDF, в жесткой сатирической форме высмеивающего политику президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по некоторым внутриполитическим вопросам, противоречащую общепризнанным в Европе нормам демократии. Процесс начался, несмотря на жесткую критику поведения турецкого лидера со стороны председателя Европейского парламента Мартина Шульца. Заявление Шульца, высказанное в интервью газете Bild am Sonntag, звучит следующим образом: «Это неприемлемо, чтобы президент другой страны требовал, чтобы мы в Германии ограничили демократические права,

поскольку на него сделали карикатуру». Ситуация получила резонанс после вызова министерством иностранных дел Турции посла ФРГ из-за сатирической песни на немецком канале.

На фоне усиления влияния ислама мы видим секуляризацию христианства и, соответственно, снижение социального контроля со стороны христианских церквей. Страны, в которых традиционной и самой распространенной религией выступает христианство, будь то православие или католицизм, в последнее время все чаще сталкиваются с модной тенденцией сомневаться в своей религиозной принадлежности, особенно это касается молодежи. Такая неуверенность одновременно и произрастает из культурного дисбаланса, и дает всходы для усиления «культурной одичалости». Культурная неопределенность провоцирует ментальный разрыв с традициями, обычаями, взглядами на жизнь, свойственными обществу, приводит к ослаблению норм социального контроля, а это уже прямой путь к социальной аномии и балансированию на грани распада общественной системы.

Сомневаясь в своей культурной, религиозной, общественной принадлежности, человек попадает в опасную ловушку — пустым сосуд долго оставаться не может, таким образом, сознание человека заполняют взгляды и принципы более сильной культуры и религии. Количество рекрутов различных националистических, террористических, радикальных группировок прямо пропорционально числу людей, находящихся в состоянии неопределенности. Дестабилизация общественного порядка, разрушение памятников культуры, теневая поддержка терроризма в политических интересах — это прямая угроза жизни и безопасности для всего мира, и для России в частности. Терпимость со стороны христианства не всегда полезна, это касается, в частности, повсеместного распространения исламистских убеждений.

Там, где религия не справляется с возложенными на нее контрольными функциями, возникают вопросы: а нужен ли социальный контроль со стороны церкви? и если нужен, то возможен ли он в наши дни? Отвечая на первый вопрос, вспомним, когда христианская религия начала распространяться в России. Это произошло в X в., 988 год — год крещения Руси. С этого момента вся традиция России, ее история, культура, мен-

талитет находятся в неразрывной связи с христианской традицией. Поэтому сегодня, как и всегда, социальный контроль со стороны религии в нашей стране не просто нужен, он необходим. Возможен ли он? Да, возможен, но вероятность адекватного и стабильного функционирования социально-религиозного контроля связана с определением его границ. А пределы в данном случае заключаются в том, чтобы не скатываться до жестоких, варварских, средневековых методов, свойственных, в частности, радикальному исламу, и до дешевой пропаганды. Глубинная сущность религии заключается в приобщении своих последователей к высокоморальным нравственным нормам, способным выступать в качестве основы для духовного роста личности и ее гармоничного развития. Именно это созидательное начало крайне важно с точки зрения социального контроля.

Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, первая в истории, является знаковой. Ее возможность стала следствием сложившейся мировой геополитической ситуации: этноконфессиональные противоречия по всему миру, в самой острой форме конфликт на территории Сирии, кризис на Украине, угроза христианам со стороны исламских террористов. Представляется, что совместные усилия католиков и православных могут многое сделать для христиан на Ближнем Востоке и восстановить религиозный мир на Украине.

Если социальная аномия — это раковая опухоль современности, поражающая общественное сознание и разрушающая ее основы, то социальный контроль — это иммунитет, глубинный механизм, гарантирующий стабильность и развитие нашего общества. Религия как один из важнейших типов мировоззрения представляет собой реальную возможность формирования моральной базы противодействия центробежным силам, вовлекающим в свой водоворот значительные территории и огромное количество людей. Для России консолидация моральных устоев и формирование нормативной базы социального контроля, адекватной трансформирующемуся во всех жизненных сферах миру, является национальным интересом. Это единственная возможная жизнеутверждающая реакция на культурные и геополитические вызовы, с которыми сегодня сталкивается наша страна.

K. A. Elgina

RELIGION AND SOCIAL CONTROL

The article raises the problem of rethinking the importance of religion in modern society in terms of social control. Religion, which considered as one of the social institutions, is able to withstand the increasing centrifugal processes in the international community in general and in the Russian society in particular. The author concludes that social control exercised by religious organizations, should be clearly regulated and cannot be divorced from the existing rules of social coexistence and public law.

Keywords: religion, social control, social anomie, religious extremism, Islamism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.