6. Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2011 г. № 49-О11-104 «Приговор по делу о получении взятки, служебном подлоге изменен: исключено назначенное осужденному дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, так как виновному назначено основное наказание в виде штрафа и каких-либо оснований к применению указанного дополнительного наказания в приговоре не приведено; смягчено назначенное осужденному по пункту «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (в ред. от 04.05.2011 г.) в связи с принятием новой редакции уголовного закона» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. Версия Проф.
7. Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2011 г. № КАС11-758 «Приговор по делу о получении взятки оставлен без изменения, так как не имеется оснований для смягчения назначенного осужденному наказания; как основное, так и дополнительное наказания назначены осужденному с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им должностного преступления, обстоятельств дела и данных о его личности» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. Версия Проф.
8. Плотникова И. Дело на 300 миллионов: Александр Тимофеев встретился с судебным приставом // Вечерняя Казань. 2012. 2 марта.
9. Ситдикова Э. Приговор в отношении бывшего главы Верхнеуслонского района РТ вступил в законную силу [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/8031544 (дата обращения: 07.02.2012).
ПОДГРУШНЫЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права и процесса, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PODGRUSHNYY MIKHAIL ALEKSANDROVICH - applicant for the degree of juridical sciences, Criminal Law and Procedure Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 2-488.6]:343.8
С.В. ТАСАКОВ
РЕЛИГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ИСПРАВЛЕНИИ
О ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Ключевые слова: ирмы 1об^1«тЦнН5в НРШЫоЛ %елигтзНов вОздейст-- -> г вие на осужденных, исправление осужденных, деятельность церкви в местах лишения свободы.
Настоящая статья посвящена религиозной составляющей норм общественной нравственности и ее роли в религиозном воздействии на исправление осужденных к лишению свободы. Рассмотрены взаимоотношения между церковью и органами государственной власти в пенитенциарной сфере.
S.V. TASAKOV
RELIGION AND ITS ROLE IN SPIRITUAL AND MORAL CORRECTION OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT
Key words: norms of public morality, religious influence on the convicted, correction of convicted, church activities in prisons.
This paper is devoted to the religious component of the norms of social morality and the role of religious influence on the correction of persons sentenced to imprisonment. It shows the relationship between church and state authorities in the penal field.
Религия в своей сущности является более широкой категорией и не ограничивается теми целями и задачами, которые стоят перед правом в целом и уголовным правом в частности. Слово религия происходит от латинского religio, что в переводе означает набожность, святыня, предмет культа. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного; фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни -отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.
Религия содержит глубокие и точные заявления по разному кругу вопросов, устанавливает и легализует принципы и правила для материальной и духовной жизни человека, а также для управления и руководства обществом.
Исторически сложилось так, что религия как способ воздействия на сознание являлась базовой идеологией для осуществления правовых норм. Она являлась тем отправным пунктом, от которого правовые нормы постепенно развивались, совершенствовались аппараты и механизмы их осуществления.
Особый интерес в этой связи имеют нормы церковного права. В православии, чьи традиции насчитывают свыше двух тысяч лет, нормы церковного права разработаны на очень высоком уровне и пронизаны моралью. В христианской традиции широко распространено понимание истины как содержания учения Иисуса Христа [12. С. 96]. Следовательно, люди, принявшие учение Христа, согласно нормам церковного права в православии, являются носителями объективной истины.
Наиболее тесно связь правовых и нравственных норм проявляется и в мусульманском праве. Это связано с тем, что на государство возлагается функция обеспечения в равной степени всех положений шариата - как отправления религиозных обязанностей, так и регулирующих взаимоотношения мусульман [7. С. 25-28]. Основной чертой, характеризующей мусульманское право, также является его тесная связь с религией. Мусульманское право -это религиозная правовая система, основанная на Исламе. Мусульманское право вызывает особый интерес вследствие значительных различий между ним и европейскими правовыми системами, его основной характеризующей чертой является религиозная природа.
Конфуцианство проявилось в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих моральных и четко регламентированных правовых норм. В буддизме человек провозглашен нравственным лицом, а не представителем социального слоя, касты. Достоинство и значение человека в буддизме определяются только степенью его нравственного совершенства, достичь которого могут все. И это неоценимый вклад, сделанный буддизмом в историю [5. С. 10-11].
Все это свидетельствует о том, что связь религиозных, правовых норм и норм нравственности очевидна.
Несмотря на имеющиеся отличия, право, мораль и религия выполняют общую функцию - регулирование поведения людей. Именно поэтому, как указывает Л.И. Алексеев, многие дозволения и запреты правовых и моральных норм либо совпадают, либо оказываются в той или иной части сходными, либо внутренне согласуются [1. С. 132-133]. Правовые нормы во многом основаны на нравственных и религиозных принципах и изначально «работают» совместно. Так, изменения в нравственном сознании общества обуславливают развитие юридического мировоззрения. В свою очередь, право является важнейшим средством формирования нравственных принципов и убеждений. Огромную роль здесь играет религия. «Поскольку закон Божий, закон любви, - отмечал Новгородцев, - есть высшая норма для всех жизненных отношений, право и государство должны черпать свой дух из этой высшей заповеди. Не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью - с другой, как то провозгласила новая философия права, а новая, непосредственная связь права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образуют норму социальной жизни» [8. С. 215-216].
На наш взгляд, эффективность религии проявляется в том, что она контролирует человека изнутри, т.е. овладевает его сознанием. Только сознание человека может руководить его действиями. Как правило, в религии закладываются общественно полезные принципы - заповеди, в соответствии с которыми формируются сознание человека его внутренний мир и культура пове-
дения. Воздействие же веры позволяет добиться более ощутимых результатов, чем воздействие уголовного закона. Поэтому связь уголовного права и религии должна быть наиболее полной, так как эти категории являются неотъемлемыми в области достижения общественно полезных целей.
Наиболее ярко роль религии проявляется в местах лишения свободы, где нередко оказываются люди, не имеющие стойких антисоциальных установок, которые совершили преступление под влиянием различных ситуативных факторов. Да и для других осужденных вопросы переосмысления своей жизни, духовного перерождения остаются весьма актуальными. И здесь религия является хорошим средством духовно-нравственного исправления осужденных.
Проникновения религиозных воззрений в российскую уголовно-правовую доктрину и пенитенциарную практику были отмечены еще в период их зарождения и становления на раннефеодальном этапе развития общества, когда вся правовая сфера общественно-государственной жизни испытывала на себе сильное влияние со стороны народного сознания. Согласно воззрениям жителей древнерусского государства, духовная ипостась человека не была подвластна княжеской и монаршей властям, которые могли воздействовать на преступника лишь физическими методами при определении ему расплаты за содеянное.
Как справедливо отмечает В.А. Рогов, идея о том, что «душа неподвластна мирской власти и ее права на нее не распространяются, была ведущей в русских уголовно-правовых воззрениях на всем протяжении XV-XVII вв. Даже наиболее воинственные служители церкви - "стяжатели" утверждали право монарха лишь на тело, но не на душу» [10. С. 40].
Принятие Русью в 988 г. христианства оказало неоценимое влияние на древнерусскую духовность и правовую культуру. Христианские принципы напоминали русским князьям о спасительности служения людям и смягчали жестокость уголовной репрессии.
Христианская церковь предпринимала деятельные и эффективные меры по исправлению осужденных, предупреждению совершения ими преступлений и иных аморальных проступков, пользуясь поддержкой государственной власти. Так, например, в Соборном уложении 1649 г. основанием преступности большого числа деяний прямо называлось нарушение правил церковных установлений отцов Церкви [6. С. 19]. Священнослужители проводили откровенные беседы с приговоренными к смерти, исповедовали и причащали их, в день казни в течение всего пути до места исполнения наказания они находились рядом с осужденными, укрепляли дух и утешали их.
Осужденных постоянно посещали священнослужители. Так, например, митрополит Новгородский Никон, часто навещал колодников и «тюремных сидельцев» в черной палате, в разбойном и других приказах, наделяя их милостыней и пастырским утешением, святые юродивые, в частности, Василий Блаженный регулярно посещал башню в Китай-городе, где находилась известная московская тюрьма. Архиереи и другие представители православной церкви составляли ходатайства и прошения об освобождении покаявшихся преступников, благими поступками доказавших свое вступление на путь праведной жизни [9. С. 262].
Законодательство Петра I, в особенности воинские уставы и артикулы, содержит множество составов преступлений, которые относились к церковному ведению, в нем также отчетливо прослеживается опора на миссионерскую деятельность церкви и доктрину покаяния [3. С. 428].
Эта традиция прослеживается и в более поздний период - во времена царствования Анны Иоанновны, когда чиновники Сыскного приказа обращались в Святейший Синод с просьбой чаще присылать священников для духовной поддержки и исповеди заключенных. Широкое распространение в ту эпоху получила сохранявшаяся до начала XX столетия практика произнесения священником напутственного слова и окропления осужденных святой водой перед началом их этапирования, а также отпевания священниками усопших заключенных [11. С. 52].
Под влиянием новых, просветительских идей, содержащихся в трудах мыслителей Ш. Монтескье, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ч. Беккариа, Екатерина II решила существенным образом усилить духовно-нравственную составляющую пенитенциарной практики. В своем Наказе она подчеркивала важность цели исправления и перевоспитания оступившихся наряду с задачей улучшения их содержания в тюрьмах и казематах.
В 1775 г. были изданы «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в которых прописывались функции специальных органов - Приказов общественного призрения - в части устройства смирительных, сиротских и рабочих домов, а в 1785 г. в бюджет государства были заложены значительные финансовые средства на содержание арестантов и колодников. Екатерина II в 1787 г. лично написала проект Устава о тюрьмах, который содержал прогрессивные и гуманистические идеи, способные значительно усилить исправительный эффект в отношении осужденных к лишению свободы.
Важным этапом в развитии системы религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы явилось создание в Российской империи, в которой православие было официально, юридически закреплено в качестве государственной религии, в 1819 г. Общества Попечительного о тюрьмах. Генеральными целями образования данного Общества были названы «нравственное исправление содержащихся преступников», «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам» и «наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной» [2. С. 29-30].
Основными направлениями в деятельности Общества были организация посещения тюрем и общения с заключенными, а также проповедническая деятельность.
Особое внимание священнослужителям поручалось уделять профессиональным преступникам, отличавшимся строптивостью и жестокостью, с целью интенсивного исправительного воздействия на них, а также тяжелобольным и умирающим заключенным.
В результате последовательной и широкомасштабной религиозно-просветительской работы членов тюремных комитетов, пастырей и духовных наставников большое число заключенных - иноверцев и атеистов - приняли православие. Пример обращения в православную веру в орловском тюремном замке уроженца Подольской губернии нехристианского вероисповедания приводит М.Н. Гернет: «Он уверовал в Иисуса Христа и, по научению протоиереем Сахаровым догматам православной грекороссийской веры, принял крещение. Силы веры и действие благодати Божией явным образом ознаменовались в нем. Был отчаянно болен горячкою и, имев на себе во многих местах раны, отчаянно пожелал тем более погрузиться в таинственную воду крещения и, исшед из купели, в то же почти мгновение почувствовал облегчение и исцелел» [4. С. 101].
С 1836 г. благодаря особому ходатайству на имя императора князя В.С. Трубецкого под эгидой Общества в местах лишения свободы повсемест-
но приступают к сооружению храмов, часовен и молитвенных комнат, проводятся богослужение, церковные требы и проповеди, духовное окормление начинает распространяться на все категории заключенных, включая военных арестантов в исправительных (арестантских) ротах. В столице Российской империи - Санкт-Петербурге - во второй четверти XIX в. во всех без исключения пенитенциарных заведениях были открыты храмы.
Церкви в тюрьмах многих крупных городов России были настолько хорошо организованы и оснащены, что пенитенциарной администрацией было принято решение обеспечить возможность их посещения не только осужденным, но и другим прихожанам - жителям городов. Причем тюремный циркуляр 1891 г. позволял узникам и арестантам при отсутствии в тюрьме или остроге церкви либо специального молитвенного помещения посещать под соответствующим надзором местные приходские и приписные церкви по согласованию с местными властями.
Действовавшие в тюрьмах попечительские комитеты обеспечивали равный доступ к осужденным представителей всех конфессий, представленных в Российской империи, в частности, правом миссионерской деятельности обладали католики. Не испытывали притеснений и не подвергались ущемлениям свободы совести и права на выбор вероисповедания схизматы и раскольники (старообрядцы) и представители различных религиозных сект, находящиеся в местах лишения свободы, что находило подтверждение в трудах многих исследователей XIX в., в частности в работе Н.М. Ядринцева «Русская община в тюрьме и ссылке» [13. С. 253-255].
В ходе активного законотворческого процесса периода первых лет после революции 1917 г. духовная, благотворительная и попечительская деятельность церкви в пенитенциарных заведениях была приостановлена. Так, уже в одном из первых декретов советской власти - Декрете СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. -были провозглашены секуляризация - отделение церкви от государства - и запрет религиозного обучения во всех государственных заведениях.
В циркуляре Главного тюремного управления от 25 мая 1917 г. было закреплено, что целью изоляции осужденного от общества является его социальное перевоспитание, однако религиозный элемент из системы мер воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы был советским руководством полностью исключен.
Для надзора за воспитательной работой в отношении заключенных и недопущения проникновения в нее элементов религиозного воздействия советской властью были созданы распределительные комиссии, в состав которых входили начальник тюрьмы, тюремные педагоги, руководитель клуба самодеятельности и начальник оперативной части.
Несмотря на строгий запрет деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях, миссионерская деятельность церкви, духовно-нравственное воспитание осужденных и пастырское служение не прекратились: они продолжали, как правило, негласно и скрытно, осуществляться в местах лишения свободы, так как большое число духовных лиц, не отступившихся от веры, своих идей и жизненных принципов, были заключены в тюрьмы и помещены в лагеря системы ГУЛАГ. Служители церкви, оказавшись в равном тяжелом положении с массой других осужденных, силой своей веры и каждодневным примером служения религиозному долгу укрепляли волю и дух заключенных, совершали божественные литургии, обряды причащения и другие таинства и службы.
Позитивные изменения в сфере взаимодействия пенитенциарной отрасли с церковью и религиозными объединениями начались лишь в конце 1980-х гг.
Важное институционально-правовое и программно-идеологическое значение в истории религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в отечественном государстве сыграли Закон СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий», а также внесенные в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 12 июня 1992 г. изменения, знаменовавшие собой качественно новый виток в развитии отношений между государственной репрессивно-исправительной системой и осужденными.
История религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в России свидетельствует о том, что религия всегда играла огромную роль в духовно-нравственном исправлении осужденных. Русская Православная Церковь за многолетний период своей деятельности в пенитенциарных учреждениях аккумулировала большой опыт в области социальной работы и духовного воспитания осужденных, наработала апробированные на практике эффективные технологии исправления и ресоциализации осужденных. Безусловно, этот опыт должен быть использован для достижения такой цели уголовного наказания, как исправление осужденных. Особенно актуальным это становится на современном этапе, когда реальное состояние общественной нравственности в российском обществе, в том числе и в пенитенциарной системе, можно охарактеризовать как кризисное.
Литература
1. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6.
2. Бачинин В.А. Пенология и христианство (О праве осужденного на духовное возрождение) // Современное право. 2008. № 2.
3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Территория будущего,
2005.
4. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М.: Юрид. литература, 1951. Т. 1.
5. Душин А.В., Егорышев С.В. Философско-правовые проблемы человека: курс лекций. Уфа: Изд-во Восточн. ун-та, 2000.
6. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. М.: Дело, 2000.
7. Мухаммад Фарук ан-набхан. Аль Мухал ли-т - ташри ал-ислами. Эль-Кувейт; Бейрут,
1977.
8. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 215.
9. Пругавин А.С. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб.: Тип. Первой Санкт-Петербургской трудовой артели, 1909.
10. Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России (середина XV - середина XVII вв.). М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.
11. Сибирь и каторга. СПб.: Изд-во С.М. Проппера, 1907.
12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М.: Просвещение, 1985. Т. 1. С. 95.
13. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. СПб.: Тип. А. Моригеровского, 1872.
ТАСАКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TASAKOV SERGEY VLADIMIROVICH - doctor of juridical sciences, head of Criminal and Legal Disciplines Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.