Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / ХРИСТИАНСТВО / ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амосова А. Д.

В данной статье рассмотрена история развития религии в Великобритании. Приведен анализ отношения граждан Великобритании к религиозному вопросу в настоящий момент. Приведена статистика вероисповедания на рассматриваемой территории (Христианство, Атеисты, Ислам, Индуизм, Иудаизм, Буддизм, Народные верования, Другие). Рассмотрена взаимосвязь религии с другими областями общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

УДК 1

Амосова А.Д.

студент, Самарский государственный технический университет

Самара, Россия

РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрена история развития религии в Великобритании. Приведен анализ отношения граждан Великобритании к религиозному вопросу в настоящий момент. Приведена статистика вероисповедания на рассматриваемой территории (Христианство, Атеисты, Ислам, Индуизм, Иудаизм, Буддизм, Народные верования, Другие). Рассмотрена взаимосвязь религии с другими областями общественной жизни.

Ключевые слова: религия, религиозный дискурс, христианство, церковь.

На сегодняшний день одним из важных этапов в развитии современного общества является повышение роли религии.

Религия — мироощущение, мировоззрение, поведение индивида и определенные культовые действия, основанные на вере в существование высшей силы [1]. Основной институт религиозного дискурса - церковь. Но следует понимать, что границы религиозного дискурса выходят далеко за пределы самой церкви, а иначе его ограничение может значительно изменить содержание этого вида дискурса. Мы можем выделить следующие стороны религиозного дискурса - Бог, пророк, жрец и адресат. В общем объеме адресатов религиозного дискурса мы выделим две группы: верующие и неверующие или атеисты.

Все функции религиозного дискурса мы разделяем на два класса: общедискурсивные и частные (специфические).

Общедискурсивные функции характерны для всех видов общения, но в свою очередь имеют особенности реализации в религиозном дискурсе, а частные - характерны только для религиозного дискурса.

В настоящее время в Великобритании всякий человек имеет полное право на то, чтобы выбрать ту религию, которую он сам хочет исповедовать. Но следует отметить, что не во все времена выбор вероисповедания был свободным [2].

Исходя из данных переписи населения в Великобритании за 2017 год, христианство -

религия большинства граждан, за ним следуют ислам, индуизм, сикхизм, иудаизм и буддизм.

Рисунок 1 - Статистика вероисповедания в Великобритании, 2017 год [2]. Доримские типы религии в Британии включали в себя разнообразные формы поклонения предкам и язычество . Виды христианства были ключевыми и доминировали в религиозной жизни на территории нынешнего Соединенного Королевства более 1400 лет.

Религия в Великобритании непосредственно связана с историей государства и королевской семьей. До 1534 года в стране заправляла Римско-католическая церковь. Но после того как папа Римский отказал Генриху VIII расторгнуть союз с женой Екатериной Арагонской, в 1534 году король развелся без папского разрешения и объявил себя главой новой английской церкви. Позже, когда король прекратил отношения с Римом и велел перевести Библию на английский язык, он открыл двери Англии для протестантизма.

Католицизм больше никогда не становился официальной религией страны, а до 1850 года был под запретом [3].

Стоит заметить тот факт, что в настоящий момент времени религия не имеет особого значения для большинства британцев. Так количество прихожан церкви упало во второй половине 20-го века.

В 2016 году лишь около 6% населения Великобритании регулярно посещали церковь. Это на 5% меньше по сравнению с 1980 годом. По прогнозам, к 2020 году посещаемость составит около 4%. Из-за снижения посещаемости многие церкви были вынуждены приостановить свою деятельность и закрыться.

В октябре 2016 года недельная посещаемость церковных служб Великобритании впервые упала ниже 1 миллиона человек. В данном году крещений было 130 000, что на 12% меньше, чем в 2015 году; браков было 50 000, что на 19% меньше; и похорон 146 000, что на 29% меньше.

Таким образом, с точки зрения религии и убеждений общественный ландшафт Великобритании изменился до неузнаваемости. Исходя из этого, мы можем выделить основные тенденции, которые характеризуют современное состояние британского общества в религиозной сфере [4]:

• Быстрый рост числа людей «нерелигиозной веры»;

• Количество приверженцев христианства постепенно сокращается;

• Рост религиозного разнообразия. Это происходит на фоне быстрого демографического роста в Великобритании общин мусульман, сикхов и индуистов. Рассмотрим взаимосвязь религии с другими областями в Великобритании:

Говоря о взаимосвязи религии и политики в Великобритании, мы можем сказать о том, что хотя главные политические партии и являются светскими, но на формирование и становление «Лейбористской партии» оказали влияние Христианский социализм и лидеры нонконформистского происхождения, такие как Кир Харди . Говоря о взаимосвязи религии и образования, необходимо отметить, что религиозное образование и коллективное богослужение являются обязательными во многих государственных школах Англии и Уэльса, но родители имеют право лишать своих детей религиозного образования и коллективного богослужения.

Религиозные школы обучаются по той же национальной программе, что и государственные школы, хотя и с добавлением этоса принимающей религии. До 1944 года в государственных школах не требовалось религиозного образования, хотя большинство из них делали это. Закон о «реформе образования» 1988 года ввел

дополнительное требование о том, чтобы большинство коллективного богослужения было полностью или главным образом общехристианского характера [5]. Говоря о взаимосвязи религии и тюрьмы, главное, что необходимо знать -заключенным предоставляется религиозная свобода и привилегии во время пребывания в тюрьме. Это включает в себя доступ к священнику или религиозному советнику, разрешенные религиозные материалы для чтения, возможность изменить веру, а также другие привилегии.

31 марта 2015 года в тюрьмах Англии и Уэльса было зарегистрировано 49% христиан, 14% мусульман, 2% буддистов, 2% представителей других религий и 31% не исповедующих никакой религии.

Говоря о взаимосвязи религии и СМИ, отметим, что закон «О связи» от 2003 года требует от некоторых вещательных компаний в Великобритании осуществлять соответствующее количество программ, которые касаются религии. Каналы также предлагают документальные фильмы с точки зрения критики организованной религии. Открытое неверие или даже насмешка над организованной религией не считается табу в британских СМИ, хотя иногда это вызывало споры. Необходимо обратить внимание на то, что в начале XVI века в Англии произошла реформация. Она проводилась государством, а именно королем Генрихом VIII. Данная реформация имела три цели:

• Политическая (поставить церковь под управление государством);

• Экономическая (Католическая церковь была ограблена, лишена своих владений);

• Месть Католической церкви за отказ папы утвердить очередной развод Генриха VIII.

Та реформация, про которую мы ведем речь, не была завершена полностью. Англиканская церковь по сути своей остается полукатолической. Она изгнала основы католической символики, богатое оформление церквей, отказалась от мессы на латыни, но какие-то важные вещи, которые особенно связаны с независимостью церкви, сохранились.

Англикане до сих пор не очень хорошо относятся к католикам. Они вынуждены мириться с тем, что вокруг существуют представители других конфессий. Этот плюрализм не был изначально заложен в англиканской церкви.

Англиканская церковь обладала значительными материальными ресурсами, и на всем протяжении XVIII века играла важную роль в распространении благотворительной помощи. Также, церковные ресурсы позволяли быть важным каналом распространения информации, выгодной с религиозно-политической точки зрения. В качестве примера использования пропагандистских возможностей англиканской церкви можно привести ситуацию, при которой в британском обществе долгое время поддерживались настроения неприятия католичества и идей абсолютизма. В нужные моменты англиканское духовенство поддерживало некоторые непопулярные в обществе правительственные инициативы, обращая внимание на их полезность и важность в долгосрочной перспективе. Кроме того, церковь во все времена выступала против пороков и безнравственности, а также всячески поощряла распространение поощряемых общественных добродетелей [6].

Проанализировав данную информацию, мы можем сделать вывод и сказать о том, что церковь в Великобритании все еще влиятельна в стране сегодня. Но, несмотря на большое разнообразие религиозных верований, только небольшое количество людей регулярно ходит в церковь в данной стране в настоящее время.

Список использованных источников

1. Левенкова Е. Р. Концептосфера политического дискурса Великобритании на рубеже XX XXI веков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. №11.

2. Карасик В.И. Оценочные доминанты в языковой картине мира // Единство системного и функционального анализа языковых единиц.1999. №5. С. 39 - 42.

3. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. №3. С.110 - 120.

4. Шейгал Е.И. Культурные концепты политического дискурса // Коммуникация. 2002. №3. С.24 - 26.

5. Борисенко В.А. Характерные особенности политического дискурса Великобритании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12.

6. Макаров Е.П. Англиканская церковь во внутриполитическом развитии Англии второй половины XVIII века // Вояджер: мир и человек. 2018. № 11. С. 146 - 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.