2005
2. Вопросы теории и истории государства и права
тивы очиститься и если бы эти тысячи человек остались в деревне?.. Этот элемент изъят и сослан в лагеря. Проведена массовая операция...»* 1 2.
Спущенный из Москвы план в Марийской АССР был успешно выполнен. А в целом по стране с учетом дополнительных разнарядок
только по этой «операции» было репрессировано более 500000 чело-
2
век .
В.С. Соловьев
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ КАК РЕЗУЛЬТАТ И ФАКТОР МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
Одной из характерных особенностей религиозной жизни является тенденция к сближению различных конфессий, стремление к объединению усилий в решении актуальных, прежде всего, глобальных политических, социальных, экологических, нравственных и иных проблем, волнующих сегодняшнее человечество, с одной стороны, и конкуренция за сферу влияния, внутренняя, нередко прорывающаяся наружу неприязнь друг к другу, с другой стороны. Впрочем, последнее во все времена было характерно для всех религий и часто проявляло себя в агрессивной форме.
История знает немало примеров, когда одна религия вытесняла другую, когда новая религия зарождалась в недрах старой и отделялась от нее, когда некогда единые религии распадались (и сегодня продолжают дробиться) на множество самостоятельных, не признающих друг друга, а то и враждующих между собой конфессий. Буддизм в свое время вырос из брахманизма, христианство - из иудаизма. Со временем христианство разделилось на католицизм и православие, в недрах которых возникло неисчислимое количество протестантских течений, толков, согласий, сект и т.п. Ислам разделился на шиизм и суннизм, в котором имеются четыре толка, породившие, в свою очередь, исмалитизм, мюридизм, ваххабизм и другие течения.
Все эти изменения и преобразования, противостояния и примирения являлись отражением сложных общественных процессов, происходивших в разных регионах, в разные эпохи, в условиях разного уровня развития производительных сил, производственных отношений и духовной
Д-р филос. наук, профессор МарГУ.
1 ГАРМЭ, ф. П-1, оп 4, д. 308, л. 30.
2 Московские новости. - 1992. - 21 июня.
63
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
жизни, выражением потребностей разных слоев общества, интересов разных социальных, политических сил на всем протяжении истории человечества. В этой сложной круговерти событий и фактов многое разрушалось, отвергалось, терялось, отходило на второй план, видоизменялось, разъединялось и объединялось, отмирало и зарождалось. Одним из примечательных результатов, зародившихся в этом многообразии сакраментальных процессов, непременным проявлением во всех современных религиях стал такой своеобразный феномен, как синкретизм.
Синкретизм (от греческого synkretismos соединение, объединение) -понятие широкое, многоплановое. Это - и изначальное состояние единства, нераздельная слитность чего-либо, и соединение, слияние разновидностей, создающее новый феномен. Его характерной особенностью является возможность сочетания в едином не только однородных, но и несовместимых, разноречивых и даже противоречивых элементов.
Эти специфические черты синкретизма в существенной мере характерны и для религиозного синкретизма, объединяющего однородные в своей основе компоненты, многие функции которых, сформировавшиеся в разных условиях, нередко стали противоположными и даже конфронтационными. Несмотря на разноречивость своих элементов, религиозный синкретизм является свидетельством общности социальных корней религии, доказательством ее земного происхождения.
Религиозный синкретизм - это, как правило, не согласованное объединение двух или нескольких конфессий, а результат тесных контактов или даже результат сложных, нередко острых противостояний, направленных на вытеснение одного другим, с одной стороны, и на отстаивание своих принципов - с другой. Это - результат того, что выбрал сам народ в качестве более приемлемых для себя ценностей из этих контактирующих или конкурирующих, даруемых или навязываемых, своих или чужих конфессий.
Религиозный синкретизм всегда был критикуем. Над ним злословили атеисты, его ругали богословы, от него отрекались церковники. Атеизма теперь нет, во всяком случае, сегодня он не вмешивается в общественные процессы. Поэтому субъектом негативного отношения к синкретизму (если говорить о его языческо-христианском варианте) осталась только церковь. Поэтому объектом критики синкретизма стал лишь его языческий компонент, который в последнее время начинает занимать все более заметное место в религиозном синкретическом комплексе.
Синкретизм сегодня более зримо представлен на индивидуальном уровне, на уровне семейных, родовых языческих молений, на уровне обращения к религии вне церкви. В современном российском православии синкретический элемент проявляется главным образом через со- 64
64
2005
2. Вопросы теории и истории государства и права
блюдение и возрождение народных, национальных, в том числе русских традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, являющихся языческими в своей основе, с чем не может мириться официальная церковь. Причем христианство во всех своих разновидностях (и в католицизме, и в православии, и в протестантизме) выражает свое негативное, высокомерное, пренебрежительное отношение к язычеству, считая его проявлением отсталости, дикарства. В то же время оно вынуждено закрывать глаза, молча соглашаться со многими проявлениями язычества в обыденном сознании верующих, в их внецерковной религиозной практике. Скажем, строгая регламентированность церковных праздников, их ориентированность на потусторонний мир, унылость, навеянная чувством страха божьего наказания, на совесть воспринимаемая определенной частью мирян, никогда не импонировала массе людей, считающих себя христианами. Поэтому напыщенное церковное праздничное торжество всегда вне храма сменялось в русской (да и не только в русской) деревне массовым праздничным весельем, зародившимся в дохристианские времена на языческой основе. Шумные гулянья с песнями, плясками, хороводами, играми, состязаниями, шутками, балагурием, в которых проявлялись сила, вольность, удаль, талант, мастерство, жизнелюбие, радость бытия, стали непременной частью языческого компонента православного синкретизма. Именно в них из глубин духа народного, вопреки навязываемому христианством чувству бессилия, беспомощности, смирения и покорности, вырываются наружу сдерживаемые церковью, осуждаемые ею черты национального характера, придавая синкретизированному православию более привлекательный облик. Сегодня они возрождаются, но не в религиозной, а светской сфере, иногда под религиозным флагом, но со светским содержанием, с национальным колоритом.
Религиозный синкретизм - это сложное социальное явление, характерное не только для сегодняшнего времени. В самой природе религии заложен потенциал синкретизма, который находит свою реализацию в определенных социальных условиях. Религия не может жить без реагирования на социальные изменения так же, как церковь не может функционировать без определенного учета политических тенденций.
Говоря о религиозном синкретизме в современной России, прежде всего, имеют в виду смешение традиционных верований нерусских народов с христианством. Применительно к российским финно-угорским регионам речь обычно идет о христианско-языческом синкретизме, хотя в язычестве части финно-угров отмечаются и мусульманские заимствования. 65
65
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
Российский христианско-языческий синкретизм обычно называют православно-языческим, предполагая при этом наличие в нем элементов только нерусского язычества, перемешанных с русским православием. Однако это не совсем четко определяет суть этого феномена, ибо само русское православие является синкретическим образованием. Русское православие (особенно на уровне массового сознания) - это не христианство. Это - гибрид христианства с древнеславянским, древнерусским язычеством. Да и само христианство - явление синкретическое. Это -иудаизм с зародившимся внутри него новообразованием. Это синкретизм Ветхого и Нового заветов, включающий в себя стоицизм Сенеки и элементы античных культов.
Поэтому сегодняшний синкретизм с полным основанием можно назвать полисинкретизмом, как в свое время определил его чувашский исследователь Георгий Кудряшов, глубоко изучивший особенности синкретизма, бытующего среди чувашей. Русское православие - это иудейско-христианско-языческий синкретизм, в котором языческий компонент представлен весьма широким разнообразием этнических вариантов.
Христианство, придя тысячу лет назад на русскую землю, вознамерилось было полностью искоренить язычество, изжить его из русской культуры. Однако язычество, являясь исконно русской религией, зародившейся на русской земле, созданной самим русским народом для себя, для удовлетворения своих этнических потребностей, интересов, было самым тесным образом переплетено с истинно русской культурой. Они (этническая культура и язычество как ее часть) формировались одновременно. Русский этнос сформировался на языческой (а не на христианской) основе. Да и Русь изначальная более ста лет была языческой. Поэтому заявлять об исконной православности русской души (на что, апеллируя к национальному и религиозному самосознанию народа, делают упор современные адепты церкви), значит, мягко говоря, отклоняться от истины.
Нельзя согласиться и с утверждением о том, что русская культура ведет свое начало с крещения Руси, что только преодоление православием ограниченности и примитивизма язычества открыло путь для развития русской национальной культуры. Историческая наука безоговорочно свидетельствует, что дохристианская языческая Русь была признаваема и авторитетна и в христианском, и в мусульманском мире именно благодаря высокому уровню материальной и духовной культуры древнерусского общества. Русской же православной церкви есть чем гордиться без приписывания себе несуществующих заслуг. 66
66
2005
2. Вопросы теории и истории государства и права
Русский (древнерусский) народ не мог принять безропотно незнакомую, чужую религию. Он не принял безоговорочно чужие культурные ценности, духовно-нравственные предписания, навязываемые ему вместе с чуждой религией.
Христианство пришло на русскую землю далеко не одномоментно. Широко разрекламированный сегодня 988 год нельзя считать датой принятия христианства на Руси, это год крещения только жителей Киева, это только начало официального крещения русского народа. Христианизация Руси, сопровождавшаяся серьезными конфликтами, продолжалось в течение веков. При этом народ воспринял от навязываемой ему религии лишь более или менее приемлемые для себя элементы христианства, сохранив при этом многие (правда, далеко не все) языческие традиции. Народная мудрость с помощью язычества в существенной мере обрусила привнесенное христианство. Заслугой древнерусского язычества является то, что христианство на Руси трансформировалось в синкретическую конфессию, которая именуется русским православием и котируется сегодня как исконно русская национальная религия. Русское православие примирило притесняемое язычество с целенаправленно культивируемым христианством. К сожалению, при этом были утрачены целые пласты исконно русской, истинно русской национальной культуры.
Оценивая христианство, его место и роль в истории и культуре народов, следует иметь в виду, что оно, как и другие конфессии, выступает в двух основных взаимосвязанных компонентах, представленных как религия и как церковь. Религия - это, прежде всего, мировоззрение, вера, а церковь - это организация, имеющая определенные социальные ориентации. Религия выражает индивидуальные потребности человека, церковь же, используя возможности религии, координирует и направляет эти потребности в угоду тем или иным социальным целям.
Сегодня руководство многих конфессий заявляет о своей аполитичности. Однако на деле это не совсем так. Церковь не участвует лишь в работе политических организаций, в то же время она пристально следит за политической конъюнктурой и весьма умело строит свою деятельность в соответствии с ней, активизирует свое участие в весьма политизированной общественной жизни. В современной России особенно преуспела в этом Русская православная церковь, более других приближенная к властным структурам и пользующаяся их благосклонностью. Многие местные объединения церкви воспринимают это как право ставить себя выше других конфессий, высказывать не совсем лицеприятные вещи в их адрес, объявлять их незаконными конкурентами и т.п. Некоторые при этом ссылаются на многочисленность своих сто- 67
67
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
ронников, традиционность своей веры, хотя в соответствии с Конституцией РФ все религиозные объединения вне зависимости от численности своих последователей, масштабов деятельности равны перед законом.
Одной из важнейших особенностей языческого компонента православия является то, что именно он придает национальную окраску христианству. Это относится и к русскому язычеству, и к язычеству нерусских народов. Поэтому попытки принизить роль язычества в истории народов, игнорировать значение языческой культуры, поистине явившейся основой, фундаментом последующего развития национальных культур, не только не способствуют нахождению консенсуса во взаимоотношениях конфессий и народов, но и не служат умножению авторитета церкви.
В последнее время среди определенной части русского (и не только русского) населения зарождается, набирает силу идея возврата к истокам русской национальной религии, к ее языческим корням. Это движение, вполне закономерно обретающее сегодня правовой статус, часто имеет ярко выраженную антихристианскую направленность, грозящую не только межконфессиональными, но и межнациональными конфликтами. В этих условиях Русской православной церкви, ее адептам следовало более толерантно подходить к оценке исторических корней русской национальной культуры, многонациональной культуры народов России.
Такова точка зрения атеиста, в соответствии с гарантированной Конституцией Российской Федерации свободой совести наделенного вместе со всеми правом «иметь и распространять ... иные убеждения». 68
68
3 ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ф.В. Габдрахманов
ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
В судебно-следственной практике нередко возникают вопросы, связанные с участием в уголовном деле законных представителей несовершеннолетнего. Правовой статус последнего в уголовном судопроизводстве может быть различен: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель, потерпевший, лицо, совершившее запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. По нашим оценкам удельный вес таких уголовных дел с участием несовершеннолетних может достигать 30-35%.
В условиях построения правового государства возрастает значение правового регулирования участия в уголовном процессе законных представителей несовершеннолетних, которые наряду с адвокатом реализуют соблюдение принципов законности при производстве по уголовному делу, обеспечения права на защиту и др.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)* 1, предусматривают, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.
1 Приняты Г А ООН 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. - 1991. - № 12-14.
69