Научная статья на тему 'Религиозный и нравственный образ последователей общины Кумрана'

Религиозный и нравственный образ последователей общины Кумрана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кумран / кумраниты / библейская археология / свитки / Иосиф Флавий / Филон Александрийский / Плиний Старший / Qumran / Qumranites / biblical archaeology / scrolls / Josephus / Philo of Alexandria / Pliny the Elder

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Удод Дмитрий Олегович

Кумранская община является одной из наиболее загадочных религиозных иудейских групп, история которой берёт своё начало ещё с периода строительства Второго Иерусалимского храма и длится вплоть до окончания иудейской войны. За данный промежуток времени внутри данной общины успел сформироваться уникальный нравственный образ её последователей. Этот образ настолько впечатлял окружающий этнос, что был запечатлён в трудах сразу нескольких античных писателей: Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Плиния Старшего. Помимо этого, благодаря стараниям археологов после 1947 г. были открыты знаменитые кумранские свитки, которые также проливают свет на внутреннее устройство общины. В данной работе на основании вышеуказанных источников нами будет принята попытка обобщить имеющуюся информацию с целью приоткрыть читателю концепцию религиозных взглядов кумранитов, неразрывно связанных с их нравственным обликом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious and Moral Image of the Followers of the Qumran Community

The Qumran community is one of the most mysterious religious Jewish groups, whose history dates back to the period of construction of the Second Jerusalem Temple and lasts until the end of the Jewish War. During this period of time, a unique moral image of its followers managed to form within this community. This image was so impressive to the surrounding ethnos that it was captured in the works of several ancient writers at once: Josephus, Philo of Alexandria and Pliny the Elder. In addition, thanks to the efforts of archaeologists after 1947 the famous Qumran scrolls were discovered, which also shed light on the internal structure of the community. In this work, based on the above sources, we will attempt to summarize the available information in order to reveal to the reader the concept of the religious views of the Qumranites, inextricably linked with their moral appearance.

Текст научной работы на тему «Религиозный и нравственный образ последователей общины Кумрана»

Удод Дмитрий Олегович

священник, аспирант, Московская духовная академия Русской Православной Церкви

Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра E-mail: udod9494@mail.ru

Религиозный и нравственный образ последователей общины Кумрана

DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00080

Кумранская община является одной из наиболее загадочных религиозных иудейских групп, история которой берёт своё начало ещё с периода строительства Второго Иерусалимского храма и длится вплоть до окончания иудейской войны. За данный промежуток времени внутри данной общины успел сформироваться уникальный нравственный образ её последователей. Этот образ настолько впечатлял окружающий этнос, что был запечатлён в трудах сразу нескольких античных писателей: Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Плиния Старшего. Помимо этого, благодаря стараниям археологов после 1947 г. были открыты знаменитые кумранские свитки, которые также проливают свет на внутреннее устройство общины. В данной работе на основании вышеуказанных источников нами будет принята попытка обобщить имеющуюся информацию с целью приоткрыть читателю концепцию религиозных взглядов кумранитов, неразрывно связанных с их нравственным обликом.

Ключевые слова: Кумран, кумраниты, библейская археология, свитки, Иосиф Флавий, Филон Александрийский, Плиний Старший.

Для цитирования: Удод Д.О. Религиозный и нравственный образ последователей общины Кумрана // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 1. С. 336-345.

Dmitry O. Udod

Priest, PhD Student, Moscow Theological Academy of the Russian Orthodox Church

Address: Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Sergiev Posad, Moscow region 141300 E-mail: udod9494@mail.ru

Religious and Moral Image of the Followers of the Qumran Community

DOI: 10.24412/2587-9316-2023-00080

The Qumran community is one of the most mysterious religious Jewish groups, whose history dates back to the period of construction of the Second Jerusalem Temple and lasts until the end of the Jewish War. During this period of time, a unique moral image of its followers managed to form within this community. This image was so impressive to the surrounding ethnos that it was captured in the works of several ancient writers at once: Josephus, Philo of Alexandria and Pliny the Elder. In addition, thanks to the efforts of archaeologists after 1947 the famous Qumran scrolls were discovered, which also shed light on the internal structure of the community. In this work, based on the above sources, we will attempt to summarize the available information in order to reveal to the reader the concept of the religious views of the Qumranites, inextricably linked with their moral appearance.

Keywords: Qumran, Qumranites, biblical archaeology, scrolls, Josephus, Philo of Alexandria, Pliny the Elder.

For citation: Udod D.O. Religious and Moral Image of the Followers of the Qumran Community. Christianity in the Middle East, 2023, vol. 7, no. 1, pp. 336-345.

Библейская археология является одной из самых важнейших и наиболее интересных дисциплин, получивших сильное развитие в начале XX в. В рамках исследования данной науки насчитывается немало вопросов, ответы на которые до сих пор ждут своего разрешения. Одной из таких проблемных тем является идентификация кумранского комплекса.

Стоит отметить, что непосредственно перед открытием кумранских свитков в 1947 г. на территории Хибет Кумрана побывало уже несколько научных экспедиций в период с середины XIX в. до начала XX в. Археологические экспедиции не заостряли своего внимания на древних пещерах, отдавая большее предпочтение изучению кирпичной башни, и расположенному неподалёку от неё кладбищу [А. Isaacs, 1857. Р. 66-67].

События 1947 г. произвели большой резонанс в сфере библейско-исторической науки. Виной тому было неожиданное открытие сотни фрагментов кумранских рукописей. Первые из них оказались случайно найдены пастухом-арабом Мухамедом ад Дибом [Дж. Чарльзуорт, 1999. С. 42].

Найденные артефакты представляли собой древние свитки, тщательно запечатанные в глиняных кувшинах (многие в хорошем состоянии). В результате к концу экспедиции было обнаружено около ста тысяч фрагментов на коже и папирусе [там же. С. 44], а также один медный свиток [Юревич, 2004. С. 11].

Наиболее выдающимся деятелем данной научной миссии являлся французский кардинал Ролан де Во. Именно он

первым выдвинул теорию, согласно которой кумран-ский комплекс являлся основным поселением ессейской общины1. Заранее отметим, что в нашей работе мы будем

1 Ессеи (греч. «оаю;») — одна из многочисленных иудейских религиозных

партий, существование которой датируется периодом II в. до Р.Х. — 67 г. по Р.Х. Первоначальные сведения о секте содержатся в трудах Филона Алексадрийского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего.

придерживаться именно этой интерпретации, ссылаясь на тождество между ессеями и кумранитами.

Однако ситуация в корне меняется с начала 1990-х гг. Несколько новых групп более поздних исследователей, опровергнув доводы «стандартной гипотезы», предложили иные концепции идентификации кумранского комплекса.

Новые интерпретации можно разделить на следующие смысловые группы: а. Кумран — хранилище свитков (М. Уайз, М. Абегг и Э. Кук [там же. С. 38]); б. Кумран — поместье (Роберт Донсель [там же. С. 44-45]; Ицхар Хирш-фельд2); в. Кумран — торговый центр (Алан Кроун и Лена Кансдейл [там же. С. 45-46]) и др.

Устройство и жизнь общины кумранитов — весьма интересный и неоднозначный вопрос. На фоне прочих иудейских народных объединений община кумранитов отчетливо выделяется по своей таинственной обособленности от внешнего мира.

Было бы неверно считать, что данная община была совершенно обособлена от мира и представляла собой некий отшельнический скит для избранных. Впрочем, не следует впадать и в другую крайность, полагая, что они были предельно открыты для мира.

Тексты первоисточников не дают нам точных сведений о местонахождении кумранитов, ограничиваясь лишь косвенными указаниями. Иудейский историк Флавий говорит, что кумраниты живут по всей Палестине большими общинами3. С этим же мнением согласен и иудейский философ Филон Александрийский4.

2 Ицхар Хиршфельд — археолог из иерусалимского Еврейского университета, возглавляющий раскопки в Кумране с 1980-х гг.

3 В частности, И. Флавий говорит следующее: «Они [ессеи] не имеют своего отдельного города, а живут везде большими общинами» [Флавий, 1991. С. 170].

4 Филон Александрийский пишет об общине следующее: «И Палестинская Сирия преуспела в высоком примере благочестия. В этой стране проживала значительная часть евреев, включая, как их называли, Ессеев численностью более четырех тысяч человек» [Philo, 1985. P. 55].

Римский историк Плиний Старший крайне немногословен. Однако в его «Естественной истории» содержится важный фрагмент: «К западу от Мертвого моря, но в достаточном отдалении от берега, чтобы избежать вредоносных испарений, проживают ессены — племя уединенное и наиболее удивительное из всех во всем мире... Ниже их был город Энгеди, второй после Иерусалима по плодородию и пальмовым рощам, а ныне — второе кладбище»5.

Рассматривая в совокупности эти свидетельства, мы имеем довольно расплывчатые географические указания на местоположение общины.

Весьма интересным и значимым является вопрос внутреннего устройства общины ессеев. В первую очередь хотелось бы отметить поразительное единство в вопросах труда и дисциплины среди всех членов общины без исключения (общие правила не распространялись только на больных или престарелых братьев) [Philo, 1985. P. 441].

Распорядок дня внутри общины был строго фиксированным. Ранним утром, ещё до восхода солнца, кумраниты воздерживались общения и совершали утреннюю молитву. Затем члены общины приступали к работе, которая заранее распределялась начальниками общины. В основном, как указывает Филон, они занимались земледелием и скотоводством, а также ремесленническим и плотническим трудом [Юревич, 2000. С. 689].

К 11 часам утра работы прекращались, и все члены секты собирались за скромной общей трапезой, которая предварялась молитвой6 и ритуальным омовением. После приема пищи трудящиеся вновь возвращались на свои места, где пребывали до самого вечера. Далее в том же порядке, как и прежде, совершалась вторая трапеза, на которую так-

5 Данное свидетельство позволило провести параллель первым археологам между кумранской общиной и сектой ессеев. [Тексты Кумрана, 1971].

6 В Хирбет Кумране, в четвертой пещере, были найдены фрагменты различных гимнов, которые можно интерпретировать, как молитвы, описанные Иосифом Флавием.

же допускались и иные ессеи, пришедшие из соседних общин [там же].

Чистота и строгость ессеев изумляла многих иудеев и язычников, о чем совместно свидетельствуют три истори-ка7. Однако такая подвижническая жизнь требовала большой самоотдачи. Не все из желающих пребывать в общине могли понести подобные труды. В связи с этим, чтобы оказаться в числе достойных кандидатов, неофиты, достигшие совершеннолетия, проходили до вступления в секту трехлетнее испытание, трудясь наравне с другими членами общины [там же].

В период испытания, в течение года, находясь на первом этапе, избираемый вел строгую аскетическую жизнь вне общины. Тогда же он получал ессейское одеяние [там же].

На протяжении двух последних лет, пребывая на втором подготовительном этапе, неофит проживал вместе с другими ессеями и допускался к общим религиозным омовениям, чтобы более тесно общаться с членами общины [там же].

По окончании испытания новоявленный член общины обязывался дать, как выражается Флавий, «страшную клятву»8.

Однако наряду с абсолютным доверием и взаимопониманием, которые по свидетельству Филона и Флавия царили среди членов партии, последний наряду с этим отмечает и особое классовое деление, присутствовавшее среди чле-

7 Тема ритуальной чистоты содержится в трёх важнейших документах Кумранской общины: «Устав общины», «Война сынов света против сынов тьмы», «Свиток Гимнов».

8 Текст клятвы косвенно передаёт историк И. Флавий: «...он [неофит] дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям. затем, что он должен хранить верность каждому человеку... Дальше он должен клясться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее. Дальше, он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду и разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечистой наживы, ничего не скрывать пред сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, если даже пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец, догматы братства никому не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов» [Флавий, 1991. С. 172].

нов общины [там же]: 1 класс: мальчики-ученики и неофиты первого этапа; 2 класс: неофиты второго этапа; 3 класс: член общины; 4 класс: должностные лица общины9.

Помимо прочего, среди членов общины считалось, что человек, принадлежавший к высшему классу общины, осквернялся от одного лишь прикосновения к собрату низшей степени. Более того, «высший» в таком случае должен был совершить ритуальное омовение [Флавий, 1991. С. 173].

К нравственным особенностям секты, в частности, относится учение кумранитов о безбрачии. Однако стоит отметить, что сам брак, в понимании последователей общины, не являлся скверной. Тем не менее, мы видим, что вследствие предубежденности членов общины в отношении к женской верности ессеями рассматривались два пути: а. Полное добровольное безбрачие [там же. С. 169]; б. Фиктивный брачный союз с целью продолжения рода [там же. С. 175].

Поводом к удивлению для многих становились также имущественные отношения общины. Согласно словам Флавия [там же. С. 169], Филона [Philo, 1985. P. 55] и Плиния [Тексты Кумрана, 1971. C. 339] члены общины имели общее имущество, презирали богатство и роскошь, а также отрицали торговлю, так как по их убеждениям она ведет к жадности. Об этом же свидетельствует и свиток «Устава общины» [Тексты Кумрана, 2009. С. 113].

Ещё одной яркой особенностью общины кумранитов является её противоречивое отношение к людям. С одной стороны, в области внутренних взаимоотношений, среди участников секты практиковалась взаимопомощь и безграничная жертвенная любовь; с другой стороны, в сфере внешних взаимоотношений, ессеи выказывали себя весьма высокомерно, испытывая явное презрение к «падшему человечеству», считая его представителей оскверненными [там же. С 112-113].

9 Руководители общины также упоминаются в свитках «Устава общины»

и «Войны сынов света против сынов тьмы.

Важной отличительной чертой кумранитов является строгое исполнение членами общины предписаний ветхозаветного закона. Следует отметить, что в отличие от остальных иудеев кумраниты воздерживались от общего храмового богослужения, как отмечает Флавий: «...признавая другие способы очищения более целесообразными» [Флавий, 2002. С. 304].

Пожалуй, одним из самых интересных и одновременно самых сложных вопросов в учении кумранитов являются именно эсхатологические взгляды общины.

Свитки, принадлежащие кумранской общине, буквально пронизаны атмосферой эсхатологических ожиданий. Из их относительно небольшого числа нас более всего интересует свиток «Войны сынов света против сынов тьмы» [там же. С. 278-303], где подробным образом описывается священная война последних времен между праведниками, то есть сынами света, и нечестивыми - сынами тьмы.

Цель эсхатологической войны раскрыта вполне ясно в самом начале рукописи. Здесь именно говорится, что праведники будут выступать на стороне света ради «спасения народа Божьего» [там же. С. 279] и «вечного искупления» [там же].

При этом текст свитка проводит чёткую разделительную черту между добром и злом (такое дуалистическое деление человечества на «сынов света» и «сынов тьмы» фактически лишает людей какой-либо возможности на помилование со стороны Бога). Эсхатологическая борьба между ними, согласно тексту, продлится 40 лет.

В ходе войны три раза одержат победу «сыны света», три раза — «сыны тьмы». Седьмое, сражение станет решающим. Оно завершится окончательной победой «сынов света» над «сынами тьмы».

Следует отметить, что повествование автора, по сути, пропитано теми мессианскими чаяниями, которые разделяли многие иудеи в эпоху римского владычества.

Члены общины жили в постоянном ожидании Царя-Мессии, в котором они, прежде всего, видели именно триумфального освободителя угнетенных иудеев [Элиаде, 2002. С. 158]. В связи с этим, для общины кумранитов конец времен, прежде всего, представлялся образом земного Царства Праведного Мессии, который окончательно установит всеобщий порядок в человеческом мире.

Впрочем, до сих пор неясно: текст данного свитка является неким реальным планом грядущей эсхатологической войны или же является религиозным (поэтическим) произведением.

Подытоживая всё вышесказанное мы можем выделить следующие религиозно-нравственные особенности общины Кумрана: а. ритуальная чистота и соблюдение Закона Моисеева — два основополагающих принципа общины; б. эсхатологическое учение кумранитов является основой религиозных взглядов общины; в. религиозная замкнутость была важным условием для хранения кумранитами ритуальной чистоты веры.

Литература

Дж. Чарльзуорт. Свитки Мертвого моря. Пятьдесят лет открытий и споров. М.: Мир Библии, 1999. Вып. 6. С. 12-51.

Тексты Кумрана. Вып. 2 / Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии Газова-Гинзберга А.М., Елизаровой М.М. и Старковой К.Б. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. 440 с.

Тексты Кумрана. Вып. 1 / Перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии Амусина И.Д. М.: Наука, 1971. 498 с.

Флавий И. Иудейская война / пер. с древ. греч. Я.Л. Чертка. СПб: ОРЕЛ, 1991. 529 с.

Флавий И. Иудейские древности. Т. 2. М.: АСТ: Ладо-мир, 2002. 512 с.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2002. 495 с.

Юревич Д., прот. Ессеи // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 18. С. 689.

Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб.: Аксионэстин, 2004. 254 с.

Philo / trans. from the Anc. Gr. language. F.H. Colson. Vol. IX. Cambridge: Massachusetts Harvard university press, 1985.

А. Isaacs. The Dead Sea or notes and observations made during a journey to Palestine in 1856—1857. London: Hatchard and Son, 1857.

References

Eliade M. History of faith and religious ideas. T. 2. From Gautama Buddha to the triumph of Christianity. Moscow, Criterion, 2002, 495 p. (In Russian)

Flavius I. Jewish antiquities. T. 2. Moscow, AST, Lado-mir, 2002, 512 p.

Flavius I. Jewish War. St. Petersburg, OREL, 1991, 529 p. (In Russian)

J. Charlesworth. Dead Sea Scrolls. Fifty years of discovery and controversy. Moscow, World of the Bible, 1999, no. 6, pp. 12-51. (In Russian)

Philo. Trans. from the Anc. Gr. language. F.H. Colson. Vol. IX. Cambridge, Massachusetts Harvard university press, 1985.

Texts of Qumran. Issue. 1. Translation from Hebrew and Aramaic and comments by Amusin I.D. Moscow, Nauka, 1971, 498 p. (In Russian)

Texts of Qumran. Issue. 2. Introduction, translation from Hebrew and Aramaic and comments by A.M. Gazov-Ginzberg, M.M. Elizarova and K.B. Starkova. St. Petersburg, Petersburg Oriental Studies, 2009, 440 p. (In Russian)

Yurevich D., priest. Essenes. Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2000, vol. 18, p. 689. (In Russian)

Yurevich D., priest. Prophecies about Christ in the Dead Sea Scrolls. St. Petersburg, Aksionestin, 2004, 254 p. (In Russian)

А. Isaacs. The Dead Sea or notes and observations made during a journey to Palestine in 1856-1857. London, Hatchard and Son, 1857.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.