Научная статья на тему 'ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКАЯ «ШКОЛА» КУМРАНА'

ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКАЯ «ШКОЛА» КУМРАНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ / ИУДЕЙСКИЕ ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКИЕ «ШКОЛЫ» / ЕССЕИ / ПРЕДЕСТИНАЦИЯ / ДУАЛИЗМ / УСТАВ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тантлевский Игорь Романович

В первой части статьи автор делает попытку реконструировать особенности организационно-административных основ и содержания образовательного процесса в Кумране, а также проанализировать влияние успехов в обучении и интеллектуальном развитии членов общины на их положение в сообществе, но, главное, - на состояние их души, ее диспозицию в глобальной войне добра со злом и, в итоге, на получение ею воздаяния в потустороннем мире. Во второй части статьи автор предпринимает попытку выявить ключевые особенности сформировавшейся в Кумране теолого-философской «школы» и тезисно вычленить - прежде всего исходя из «Трактата о двух духах» (1QS 3:13-4:26) - ключевые аспекты теологических и философских доктрин Кумрана: 1) Концепция Творения мироздания через посредствующее «звено» - «Знание» ( dʽt ) в соответствии с «Замыслом» ( mḥšbh/mḥšbt ) Бога; при этом кумранская концепция mḥšbh/mḥšbt , вероятно, подразумевающая «План»/«Схему»/«Проект» мироздания, может быть соотнесена с представлением о παράδειγμα Платона. 2) Концепция предестинации в корреляции с ессейским учением о предопределении в контексте становления иудейских «философских школ». 3) Особенности кумранского дуалистического учения о дух путях и двух духах и истоках «природы Правды» и «природа Кривды» в рамках библейского монотеизма; особенности кумранской теодицеи. 4) Соотнесение кумранского учения о «природе человека» и «добродетели» с ессейским этическим учением по трактату Филона Александрийского «О том, что каждый добродетельный свободен», XII, 80-84. В статье также анализируются ключевые обозначения лидеров Кумранской общины и самоназвания общинников в организационно-образовательном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEOLOGICAL-PHILOSOPHICAL “SCHOOL” OF QUMRAN

In the first part of the article the author tries to reconstruct the peculiarities of organizational-administrative basis and content of the educational process in Qumran, and to analyze the impact of the success in learning and intellectual development of community members on their position in the congregation, but, most importantly, on the state of their soul, its disposition in the global war of good with evil and, ultimately, on its receiving retribution in the otherworld. In the second part of the article the author makes an attempt to identify some features of the theological-philosophical “school” formed in Qumran and to summarise key aspects of the theological and philosophical doctrines of Qumran, primarily based on the “Treatise on the Two Spirits” (1QS 3:13-4:26): 1) Concept of the Creation of the universe through an intermediary “link” - “Knowledge” ( dʽt ) according to the “Design” ( mḥšbh/mḥšbt ) of God; the Qumran concept of mḥšbh/mḥšbt , probably implying the “Plan”/“Scheme”/“Project” of the universe, can be correlated with Plato’s concept of παράδειγμα. 2) Concept of predestination in correlation with the Essene doctrine of predestination in the context of the formation of Judaean “philosophical schools”. 3) Peculiarities of the Qumran dualistic doctrine of the two ways and two spirits and the origins of “nature of Truth” and “nature of Evil” in the framework of biblical monotheism; features of Qumran theodicy. 4) Correlation of the Qumran doctrine of “human nature” and “virtue” with the Essene ethical teaching according to Philo of Alexandria’s treatise “On Every Virtuous One Is Free”, XII, 80-84. The article also analyses the key designations of community leaders and self-designations of community members in an organizational and educational context.

Текст научной работы на тему «ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКАЯ «ШКОЛА» КУМРАНА»

Теолого-философская

«школа» Кумрана

И. Р. Тантлевский Санкт-Петербургский государственный университет tantigor@bk.ru

Igor Tantlevskij

St. Petersburg State University (Russia)

The Theological-Philosophical "School" of Qumran

Abstract. In the first part of the article the author tries to reconstruct the peculiarities of organizational-administrative basis and content of the educational process in Qumran, and to analyse the impact of the success in learning and intellectual development of community members on their position in the congregation, but, most importantly, on the state of their soul, its disposition in the global war of good with evil and, ultimately, on its receiving retribution in the otherworld. In the second part of the article the author makes an attempt to identify some features of the theological-philosophical "school" formed in Qumran and to summarise key aspects of the theological and philosophical doctrines of Qumran, primarily based on the "Treatise on the Two Spirits" (lQS 3:13— 4:26): 1) Concept of the Creation of the universe through an intermediary "link" -"Knowledge" (d't) according to the "Design" (mhsbh/mhsbt) of God; the Qumran concept of mhsbh/mhsbt, probably implying the "Plan"/"Scheme"/"Project" of the universe, can be correlated with Plato's concept of napáSsiy^a. 2) Concept of predestination in correlation with the Essene doctrine of predestination in the context of the formation of Judae-an "philosophical schools". 3) Peculiarities of the Qumran dualistic doctrine of the two ways and two spirits and the origins of "nature of Truth" and "nature of Evil" in the framework of biblical monotheism; features of Qumran theodicy. 4) Correlation of the Qumran doctrine of "human nature" and "virtue" with the Essene ethical teaching according to Philo of Alexandria's treatise "On Every Virtuous One Is Free", XII, 80-84. The article also analyses the key designations of community leaders and self-designations of community members in an organizational and educational context.

Keywords: Qumran manuscripts, Judaean theological and philosophical "schools", Es-senes, predestination, dualism, Rule of the Qumran community.

* «Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44058»; «Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number № 21-011-44058».

ЕХОЛН Vol. 16. 1 (2022) classics.nsu.ru/schole

© И. Р. Тантлевский, 2022 DOI:10.25205/1995-4328-2022-16-1-152-171

И. Р. Тантлевский /ЕХОЛН Vol. 16. 1 (2022) 153 I

Обнаружение в середине XX века в одиннадцати пещерах пустынной местности Вади-Кумран, близ с.-з. побережья Мертвого моря, фрагментов более 800 свитков1, принадлежавших проживавшей здесь же во II в. до н. э. - I в. н. э.2 иудейской общине - по-видимому, ессейского толка3, - по праву считается самым крупным и значимым открытием рукописей в новое время4. Из этих манускриптов, в частности, явствует, что Кумранская община5 явила миру первый известный нам из истории опыт мессианизма in actu6, а сформировавшееся в ее недрах учение оказало существенное влияние на развитие иудейской теолого-философской и религиозной мысли, включая, вероятно, и ряд основополагающих доктрин первоначального христианства.

1 Официальная публикация манускриптов: DJD I-XL, 1951-2011; наиболее репрезентативные академические электронные издания: Tov (ed.) 2006 (online: 2016); см. также: Pfann (ed.) 2011; Parry (ed.) 2015 (online); DSSDL 2016.

2 Судя по данным археологических раскопок, кумранское поселение было атаковано римскими войсками (вероятно, X-м легионом из Кесарии - Legio X Fretensis) и полностью разрушено (конец кумранского археологического периода II). Вероятно, как полагает большинство исследователей вслед за Р. де Во (Vaux 1973), это произошло летом 68 г. н. э., но, возможно, и позднее, в 73 г. н. э. (см., например: Meshorer 2003-2006, 19-23; Lonnqvist K., Lonnqvist M. 2006, 121-165).

3 См., например: Dupont-Sommer 1996; Tantlevskij 2016, 61-75; Tantlevskij 2021.

4 Ср., например: VanderKam, Flint 2002; VanderKam 2010; Davies, Brooke, Callaway 2011.

5 Развалины центрального общинного поселения - Хирбет-Кумран (араб. «развалины Кумрана») - отчетливо сохранились до настоящего времени.

6 Об этом свидетельствуют как произведения, созданные самими общинниками, так и псевдоэпиграфы, написанные и принесенные извне, но явно ставшие рассматриваться кумранитами на определенном историческом этапе как тексты, «свидетельствующие» об их собственной деятельности и воззрениях, прежде всего мессианско-эсхатологических ожиданиях и сотериологии. Произведения писались, переписывались, также приносились извне и собирались в общине в течение не менее двух столетий. Нельзя сомневаться в том, что практически все находящиеся в библиотеке общинников книги (независимо от их кумранского или внеку-мранского авторства) почитались и изучались ими. И, конечно же, то, что в них было выражено, легко могло экстраполироваться кумранитами на их харизматического лидера - Учителя праведности и на его адептов; в произведения кумрани-тов инкорпорировались содержащиеся во внекумранских произведениях эсхато-лого-апокалиптические, мессианско-сотериологические и другие религиозные представления, а содержание большинства из них явно рассматривалось как повествующее о судьбах общины и предсказывающее, в том числе, об искупительно-спасительной миссии кумранского лидера. См. далее, например: Тантлевский 1994; Tantlevskij 2004.

Большую сложность для герменевтического анализа кумранских рукописей представляет тот факт, что намеки на исторические события и деятелей носят в них завуалированный характер, почти все из упоминаемых здесь лиц и все группировки фигурируют под условными обозначениями, кличками, а подчас и шифрами, абсолютные и относительные датировки отсутствуют7; идеологические и религиозно-философские представления часто выражаются в свитках иносказательно, в аллегорической или метафорической форме, с использованием игры слов, парономасии, тропов и т. п. Большую сложность для интерпретаций и реконструкций представляет и то, что лишь с десяток кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде, от остальных сохранились только отдельные фрагменты; тексты Кумрана полны лакун. Тем не менее, даже из обрывочных сведений создается впечатление о существовании в Кумране определенной системы образования и просвещения, а также развития там мощной теолого-философской «школы». В данной статье основное внимание мы уделим реконструкции отдельных элементов этой кумранской «школы» и ее учения.

Исходя из содержания дошедших до нас рукописей, кумраниты большое значение придавали систематическому образованию, самообразованию и регулярному тестированию всех членов сообщества, на основании которого производилось даже их ранжирование. Судя по т. н. Тексту «Двух колонок», или «Уставу для всей общины Израиля» (lQSa), предполагалось, что в сообществе истинного Израиля (прообразом которого, вероятно, видела себя Кумранская община) подростков и юношей в возрасте с 10 до 20 лет следовало обучать по «Книге hgw» (lQSa 1:6-8), название которой, вероятно, следует интерпретировать как «Книга Размышления»8. Данная загадочная книга упоминается также в Дамасском документе (CD-А 10:6, 13:12, 14:8(?)). В 4QInstructionc (= 4Q417), фр. 2, 1:16-17 упоминаются «Видение Размышления (hzwn hhgy)» и собственно «Размышление» ^дму), которое не было дано в качестве «свидетельства» «духу плоти, ибо он не познал (различия) между добр[ом и злом]». Какая именно книга подразумевается под «Книгой размышления» на сегодняшний день установить невозможно: это может быть Тора ^ога^ букв.: «Научение»/«Учение»; «Наставление», resp. «Закон») Моисея, как полагает большинство исследователей9, кумранское Учение (Тора) - т. н. Храмовый свиток (в 1^Та 56:4 он обозначен как «Книга То-

7 По сути, за единственным исключением в т. н. Дамасском документе (CD-A 1:5-11).

8 Fraade 2000, I, 327.

9 См., например: БеИ£тап 1975, 44.

ры» (врг híwrh)10), некая компиляция кумранских текстов уставного характера или какая-то не дошедшая до нас эзотерическая книга11 и т. д.12 Знаменательно, что именно с 20 лет юноше позволялось вступать в половые отношения с женщиной, ибо к этому времени он познавал, что есть добро и зло (lQSa 1:9-11). С 20 же лет и до 25 производился перевод в полноправные члены общины.

Согласно Уставу общины (lQS), в месте, где соберется от десяти мужей, должно «изучать Тору денно и нощно, постоянно, в согласии друг с другом» (6:6-7). Прямо вслед за этим сказано, что полноправные члены общины, обозначаемые термином кгЬут (с определенным артиклем), досл. «многие», должны были проводить «треть каждой ночи года совместно (досл. "в единстве", sc. в общине [см. ниже]; Ьу^. - И. Т.), читая Книгу (^ш' Ьврг), изучая суждения13 (или "правила") и благословляя совместно (ЬуШ)» (6:7-8). Исходя из контекста, можно допустить, что под «Книгой» здесь14 подразумевается не Моисеева Тора, неоднократно упоминаемая в Уставе, а кумранская «запечатанная Книга Торы (врг к^гк кк^т)» (CD-A 5:2-5)15, т. е. ех hypothesi Храмовый свиток (1^Та). Анализируя самое распространенное в рукописях самоназвание полноправных членов Кумранской общины кгЬут, «многие», resp. «множество», можно, как нам представляется, допустить, что оно, как это не покажется парадоксальным, могло интерпретироваться кумранитами с пейоративным оттенком - «толпа», sc. не-мудрецы (аналогично тому, как в языке древнегреческих философов, особенно моралистов, термин о! поХХо(, досл. «многие», подразумевал не-философов). Похоже, что таким образом -через самоназвание кгЬут, «многие», - общинники могли противопоставлять себя фарисейским профессиональным «мудрецам» - кктут, с которыми вели жесткую полемику, включающую игру слов, парономасию и т. п. уничижительного характера16. (Аналогичным образом - на противопоставлении с фарисейскими кктут, «мудрецами», - вероятно, возникло и другое

10 См. также: iiQTa 56:21, 59:9. Исходя из iiQTa 44:5, 51:6-7, читатель мог понять, что эта Книга была написана Самим Господом Богом и дана Моисею на горе Синай. В дальнейшем, как верили кумраниты, данная Книга была сокрыта «до появления Цадока» (см.: CD-A 4:19-5:5), т. е., вероятно, кумранского Учителя праведности.

11 Charlesworth (ed.) 1994, 111, n. 14.

12 Ср., например: 1QS 6:7-8, 7:1.

13 Формально термин mspt употреблен в ед. ч.

14 А также, возможно, в 1QS 7:1.

15 См., например: Тантлевский 1994, 74-88.

16 См.: Tantlevskij 2022, 727-740.

самоназвание кумранитов - pt'ym, «простецы»17.) Заметим также, что наименование общинников ЬгЬут, «многие», resp. «множество», диалектически коррелирует в кумранских текстах (включая, в частности, приведенный выше пассаж lQS 6:6-7) с самым часто используемым в манускриптах самоназванием Кумранской общины укй, досл. «единство», «единение», репрезентируя важный аспект кредо общинников: множество - в единстве.

В Уставе общины (lQS) 5:20-25 говорится о ежегодном «исследовании» «внутри единства (ЬуШ)», т. е. в Кумранской общине, у каждого общинника его «духа (тЬ)» «в соответствии с его разумом (йкЫ) и его деяниями по Торе». В зависимости от результатов данной экзаменовки каждый член общины занимает свое положение в специальном «списке» ^гк) членов сообщества, расставленных по «рангу»: при этом стоящие в списке ниже «подчиняются» стоящим выше. Однако в Кумранской общине регулярно работал «социальный лифт»: «год от года» в результате специальной экза-меновки член общины мог «быть поднят в соответствии со своим разумом и совершенством пути или отодвинут назад в соответствии со своим ухудшением» (lQS 5:23-24). По всей вероятности, процессы тестирования возглавлял лидер общины - «Вразумляющий» (о нем см. ниже). Так, в Уставе общины (lQS) 9:12-16 сказано:

Вот законы для Вразумляющего, чтобы руководствоваться ими (в обхождении) со всеми живущими (в общине) в соответствии с (установленным) порядком для всякого времени и в соответствии с весом (тв^/) каждого человека... чтобы измерить всякий имеющийся налицо разум (^к/) по периодам вместе с законом данного (периода) времени, чтобы отделить и взвесить (/sqw/) сынов пра-вед{но}сти18 (одно из самоназваний общинников. - И. Т.) в соответствии с их духами. о каждом выносить суждение сообразно его духу и каждого приближать сообразно чистоте его рук, и соответственно его разуму продвигать его».

Упоминаемые в Уставе ранжированные «списки» общинников до нас не дошли, однако определенное представление об отдельных результатах «тестирования» «душ» членов Кумранского сообщества могут дать дошедшие до нас фрагменты своего рода гороскопов, составленных для трех взрослых членов данной конгрегации (4Ql86, фр. 1-2). В сохранившемся фрагменте одного из гороскопов сказано:

Дух у него: в Доме (Ьу) Света шесть (долей) и три - в Доме Тьмы (фр. 1, 2:7-8).

17 Амусин 1983, 109-114.

18 В 4РВе, фр. 1, 3:10: Ьпу hsdq.

Судя по контексту еще одного фрагмента «гороскопа», «восемь (долей)» «духа» другого члена Кумранской общины пребывало в Доме Света и лишь «од[на]» - в Доме Тьмы (фр. 2, 1:6-7) - какая светлая душа! Но парадоксальным образом в общине, по всей вероятности, оказался и человек с почти «черной» душой:

И дух у него: в Доме [Тьмы - в]осемь (долей) и одна - в Доме Света

(фр- 1 3:5-6)-

Пребывание такого человека в общине hrbym - «многих» (в том числе и значительно разнящихся по духу) может быть объяснено лишь тем, что ее руководство, вероятно, допускало, что он сможет изменить это неблагоприятное соотношение в пользу Света благодаря «единению» с праведными товарищами, вере, тяжкому умственному и физическому труду, благим помыслам и деяниям, а также по благодати Божьей.

Как уже было замечено выше, высшие руководители Кумранской общины (менее вероятно, одни из руководителей) обозначались термином mskyl (формально это причастие; от глагола skl в интенсивной породе Hiph.)19, который может быть истолкован как «Разумеющий», «Мудрствующий», но в кумранских контекстах, скорее, как «Вразумляющий», «Просвещающий». То есть mskyl в Кумране - это не просто любомудр, но любомудр действующий - обучающий и просвещающий, «философ» in actu. Вероятно, эту должность на определенном этапе истории Кумранской общины правил и Учитель праведности (mwrh hsdq), фигуру которого общинники в итоге стали почитать как мессианскую20. Приведем в данной связи пассаж из одного из т. н. Благодарственных гимнов Учителя, в котором лидер кумранитов возглашает:

«А я, Вразумляющий (mskyl), познаю Тебя, Бог мой, духом, который Ты вложил в

меня, и я доверительно внимаю Твоей чудесной тайне через Твой Святой Дух.

Открыл Ты во мне (способность) познания Разума Твоего...» (1QHa 20:11-13).

Кумранский Учитель праведности, равно как и другие лидеры общины -mskylym, «вразумляющие» (ср.: Дан. 11:33, 35; 12:3, 10), конечно, не изучали и не преподавали логику или физику в классическом их понимании, но они

19 Данный термин употребляется как в документах уставного и назидательного характера, так и в поэтико-литургических текстах. См., например: Тантлевский 1994, 61-63; Brooke 2017, 16-20. О кумранских «учителях» см., например: Goff 2017, 171-194.

20 Тантлевский 1994, passim; Tantlevskij 2004, passim.

живо интересовались теологией и этикой, основываясь, прежде всего, на собственном исследовании и толковании Священного Писания, прежде всего Торы (ср. одно из обозначений Учителя - dwrs htwrh, т. е. «Истолкователь (или: "Исследователь") Торы»). И их любомудрие носило преимущественно интуитивный и суггестивный характер: Бог является «Источником Знания (mqwr ^)» и «Истоком Святости (mWn qwds)» для «Вразумляющего» (lQS 10:12); о том же неоднократно пишет Учитель в своих Благодарственных гимнах. Общинники называли своего Учителя праведности «Передатчиком Знания» (т/ув d't; ^На 10:13; 4QpPsз7 1:19) от Бога. Показателен в этом отношении, например, следующий пассаж их Гимнов Учителя:

«Я благодарю Тебя, Господи,

за то, что сделал Ты лик мой светящимся...

Как заря истины явился Ты мне

для (излучения) совершенного Света...

И осветил Ты через меня лица ^Ьут (досл. «многих»,

т. е. общинников21. - И. Т.)22...

ибо возвестил Ты мне чудесные тайны Свои...

дабы возвестить всем живущим

о могучих деяниях Твоих.

Кто (когда-либо) возвещал (Ьвг; или: "благовествовал". - И. Т.) подобное?» (^Иа 12:5-6, 27-29).

II

Центральным официальным документом (причем относящимся к самой ранней исторической стадии), в котором выражена самая суть теолого-философского учения Кумранской общины, является так называемый Трактат о двух духах (lQS 3:13-4:26), перевод которого, в силу его особой значимости, мы приведем полностью.

Вразумляющему (надлежит) вразумлять и обучать всех сынов Света23 тому, что касается природы (tw/dwt)24 всех сынов человеческих в соответствии со всеми

21 Скорее всего, в тексте игра на значении слова hrbym: «многие» - это и terminus technicus для обозначения членов Кумранской общины, - и многочисленные жители Иудеи.

22 В Благодарственном гимне Учителя 1QHa 15:23-24 автор упоминает о своем световом преображении при явлении к пастве:

«Ты помог душе моей и ввысь вознес рог мой, и я явился в семикратном с[вете] (b'\wr\) sb'tym)...»

разновидностями их духов, - с (отличительными) признаками их деяний в их поколениях и в отношении постигавших их бедствий вместе с периодами благополучия для них. От Бога Знания25 (происходит) все сущее и будущее; и еще прежде их (людей) бытия Он предначертал26 все их замыслы27.28 И когда они станут теми, кем им предназначено было стать в соответствии с Его славным Замыслом (bmhsbt kbdw), они выполнят свое дело, и ничто не может быть изменено. В Его руке законы всему29, и Он обеспечивает их (осуществление) во всех их проявлениях30. И Он сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа, чтобы руководствоваться ими до (установленного) срока Его Посещения. Это духи Правды31 и Кривды32. В истоке Света - (становление) природы Правды, и из источника Тьмы (является) природа Кривды. В руке Князя Света33 власть над всеми сынами праведности, путями Света они расхаживают. В руке Ангела Тьмы34 вся власть над сынами Кривды, и путями Тьмы они расхаживают. От Ангела Тьмы заблуждение всех сынов праведности; и вся их вина, и их грехи, и их прегрешения, и их преступные деяния - в его власти, согласно тайнам Бога, до (назначенного) Им срока. И все кары, и периоды их бедствий -во власти его ненависти. И все духи его жребия (стремятся заставить) споткнуться сынов Света, но Бог Израиля и ангел Его Правды помогают всем сы-

23 Здесь и в других местах имеется в виду божественный (духовный) свет. Вероятно, этот свет соотносился кумранитами с природой того света, что был сотворен Богом в первый день Творения (Быт. 1:3). Его природа отлична от природы света небесных светил, сотворенных в четвертый день Творения. (Поскольку, согласно Быт. 1:14-19, солнце и луна были сотворены на четвертый день, кумранский Новый год всегда приходился на четвертый день недели [т. е. на среду].)

24 Некоторые исследователи переводят термин twldwt здесь и далее как «история» (см., например: Metso 2019, 21, 25).

25 Досл. «Знаний».

26 Досл. «утвердил», «установил».

27 «Планы», «мысли».

28 См. также 11:11 (ср. далее: 11:18); ^М 17:5: «[От Бога] Израиля - все сущее и будущее (или: "произошедшее". - И. Т.)».

29 Т. е. законы всех вещей; или: «законы Вселенной».

30 Досл. «делах».

31 Или: «Истины».

32 Или: «Обмана», «Лжи».

33 Князь Света упоминается также в ^М 13:10 (ср.: 17:6-7) и CD-A 5:18; ср.: 3:24-25. (Ср. также 2 Кор. 11:14, 19:17.) Вероятно, он тождествен с архангелом Уриэлом (досл. «Мой Свет - Бог» или «бог Света», «Световой бог»).

В связи с образом Князя Света - Ангела Правды, посылаемого на «помощь» сынам Света, ср. новозаветную фигуру Параклета («Утешителя») - «Духа Правды, который от Отца исходит» (Ин. 14:17, 15:26: 16:13, 7 Ин. 4:6, 5:6-8).

34 Ср.: Зав. Иуды 19:4 (ср. также: 20:1), где упоминается «Князь Обмана ("Лжи")».

нам Света. И Он сотворил духов Света и Тьмы и на них основал всякое действие [...] Одного (т. е. Духа Света. - И. Т.) Бог любит во все периоды вечности35 и ко всем его деяниям благоволит всегда. (Что касается) другого (т. е. духа Тьмы. -И. Т.), то его совета Он гнушается и все пути его Он ненавидит вечно.

И вот их пути в миру. Просвещать сердце человека, и выпрямлять перед ним все пути истинной праведности, и устрашать его сердце законами Бога. И дух смирения, и долготерпение, и многое милосердие, и вечное благо, и разум (вк/), и разумение (ЬупИ), и могучая мудрость (hkmt gbwrh), внушающая веру во все действия Бога и опирающаяся на множество его милостей, и дух знания во всяком замысле действия, и ревность к законам праведности, и святой помысел в непоколебимом побуждении, и многое милосердие ко всем сынам Правды, и чистота славы, гнушающейся всеми сквернами нечистоты, и скромное хождение, (проистекающее из) понимания всех вещей, и истинное сокрытие тайн знания36. Таковы советы духа (Правды. - И. Т.) сынам Правды (в) мире. И (осуществится) Посещение ^с. Божественное Посещение. - И. Т.) всех, кто руководствуется им ^с. духом Правды. - И. Т.) - для исцеления и многого благополучия в долготе дней, и плодоносности семени вместе со всяческими постоянными благословениями; и вечная радость в бесконечной жизни (вт^ W/mym ЬИуу пвк; досл.: «в вечной жизни». - И. Т.), и венец славы, и одеяние величия в вечном

Свете37.

35 Ср., например: ирМеТеЬ 2:20.

36 Ср. о тайнах ессеев: Иосиф Флавий, «Иудейская война», II, 141-142; Ипполит Римский, «Опровержение всех ересей», IX, 23.

37 Ср., например, Благодарственный гимн Учителя ^Н" 11:19-23. В «Гимне самопрославления» (4Р491с, фр. 1), вероятно, созданном Учителем праведности (см., например: Тантлевский 2014, 111-118), говорится:

[.Бог Всевышний дал мне седалище среди на]веки совершенных, могучий престол в сообществе богов

(т. е. небожителей-ангелов и вознесшихся на небеса праведников. - И. Т.). Никто из царей древности (или: «царей Востока». - И. Т.) не воссядет на нем, и вельможи их н[е приблизятся к нему. Никто н]е сравнится [с] моей славой.

Никто не (сможет) быть восхищен (на небеса. - И. Т.) вне моего посредства (досл.: «вне/помимо меня». - И. Т.), и никто не сможет противостоять мне. Я причислен к богам и утвержден в святом сообществе.

Мой [жре]бий - пребывать во Славе Святой [Оби]тели... Кто сравнится со мной во славе моей?.. Никакое учение не сравнится с [мои]м [учением]. [Никто не сравнится со мной,] ибо я причисле[н] к богам,

А (пути) духа Кривды (следующие): стяжательство, бездействие38 в служении праведности, нечестие и ложь, надменность и высокомерие, обман и лукавство, жестокость и неправедность, нетерпимость и многая глупость, и ревность гордыни, мерзостные деяния, (совершенные) в духе разврата, и мерзкие пути в служении нечистому, и святотатственный язык, слепота глаз и глухота уха, же-стоковыйность и косность сердца, (приводящие) к хождению всеми путями Тьмы и злого коварства. И Посещение (sc. Божественное Посещение. - И. Т.) всех, кто руководствуется им (т. е. духом Кривды. - И. Т.), (выразится) во множестве наказаний при посредстве всех ангелов-уничтожителей (или: «мучителей». - И. Т.) - гибель навеки в яром гневе отмщающего Бога, постоянная мука и бесконечный стыд вместе с позором уничтожения в огне мрачных областей (Шео-ла). И периоды (жизни) всех их поколений - в печальном рыдании и горькой беде, в мрачных напастях до уничтожения их без остатка и (возможности) спасения для них.

Эти (два духа. - И. Т.) (обуславливают) природу всех сынов человеческих, и в их (т. е. духов Правды и Кривды. - И. Т.) подразделениях получают свою долю все их (т. е. сынов человеческих. - И. Т.) воинства, по их поколениям, и по (обоим) их (т. е. духов Света и Тьмы. - И. Т.) путям они (т. е. сыны человеческие. -И. Т.) расхаживают. И все воздаяние за их деяния будет во все периоды вечности соответствовать тому, какая - большая или малая - доля человека (т. е. его духа. - И. Т.) в (том или ином из) их (sc. духов Правды и Кривды. - И. Т.) подразделений. Ибо Бог положил их (т. е. Правду и Кривду. - И. Т.) (человечеству) в равной мере до последнего периода и установил постоянную вражду между их под разделениями. Правде отвратительны дела Кривды, а Кривда питает отвращение ко всем путям Правды. И ревность тяжбы над всеми их (т. е. Правды и Кривды. - И. Т.) законами, ибо не вместе они расхаживают. Но Бог в тайнах Своего Разума и в Своей Славной Премудрости предопределил конец бытию Кривды, и в (назначенный) срок Посещения Он уничтожит ее навсегда. И тогда Правда, которую (стремились) запятнать на путях нечестия в период владычества Кривды до установленного срока Суда, навсегда выйдет (в) мир. И тогда Бог прокалит Своей Правдой все деяния мужа; и Он очистит для себя остов человека, искоренив всякий (или: «весь». - И. Т.) дух Кривды из пределов его плоти. Он очистит его (т. е. человека. - И. Т.) Святым Духом от всех нечестивых дел и брызнет на него духом Правды, точно водой очищения от всех мерзостей лжи. И он окунется в дух очищения, дабы вразумлять пpямoдушных в познании Всевышнего и мудростью сынов небес вразумлять совершенных путем; ибо их из-

[и с]лава [моя] - вместе с сынами Царя (т. е. с сынами Бога-ангелами. - И. Т.). Ни [червонное зо]лото, ни чистое золото Офира [не сравнимы с моим словом...] (4-12).

38 Досл. «опущение рук».

брал Бог для вечного Завета, и им вся слава человеческая (или: «вся слава Адама» ^с. до его грехопадения]. - И. Т.), и нет Кривды. Стыдом станут все лукавые дела. До сих пор тягаются духи Правды и Кривды в сердцах людей, (и) они ходят (и) в мудрости, и в глупости. И каково наследие человека в Правде и Праведности, так он ненавидит Кривду; а каково наследие его в жребии Кривды, (настолько) он нечестив и настолько он гнушается Правдой. Ибо в равной мере положил их (т. е. Правду и Кривду. - И. Т.) Бог до предопределенного Конца и Обновления (w'swt hdsh•} досл.: «и создания нового (мира)»39. - И. Т.). И Он знает награду (или: «воздаяние». - И. Т.) за их деяния во все [назначенные] сроки их. И Он дал их в наследие сынам человеческим, дабы они могли познать добро [и зло и] дабы [вы]пали жребии для каждого живущего в соответствии (с состоянием) его духа (т. е., вероятно, соответственно соотношению светлых и темных «долей» его духа. - И. Т.) в [срок] Посещения»40.

Попытаемся теперь тезисно вычленить, исходя из «Трактата о двух духах», ключевые аспекты теолого-философских доктрин Кумрана.

1. Концепция Творения (в т. ч. мирового времени - W/m; см., например: СD-А 2:7-8) через посредствующее «звено» - «Знание» ^Ч) в соответствии с «Замыслом» (mhsbh/mhsbt^; «Мысль», «План», «Схема», «Проект») Бога (см.: ^ 3:15-16; см. также: ^М 17:5). Особо отчетливо эту идею кумранский «Вразумляющий» выражает в завершающем Устав общины и написанным от первого лица «Гимне восхваления»:

«И через Его Знание (wbdtw) все произошло (или: "происходит". - И. Т.); и все сущее Он в Замысле Своем (bmhsbtw) учреждает (или: "устанавливает", "утвер-

39 В Благодарственном гимне 1QH 19:11-14 предвещается, что «снедаемые червями (тела) мертвых будут подняты из праха», «дабы предстоять» перед Господом и «быть обновленными вместе со всем сущим». В Благодарственном гимне 1QH" 21:1112 говорится о творении «новых вещей», преображении «прежних вещей» и утверждении «новых существ (сущностей)» «для вечности». В Храмовом свитке (11QT1) 29:9 Конец дней определяется как «День Творения». В Мессианском апокалипсисе (4Q521), фр. 2, 2:6, 12 (ср. также: фр. 7 + 5, 2:6), превещается, что в Конце дней Господь через Своего Мессию «обновит (или: "изменит". - И. Т.) верных Своей мощью» и «воскресит мертвых». Упомянем в качестве параллели также, например, 2 Макк. 7:20-38 (ср.: 12:43-45), где имплицитно выражена идея о творении новых тел при воскресении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Мф. 19:28 Иисус из Назарета говорит об эсхатологической палингенезии своих адептов (ср.: Тит. 3:5); в 7 Кор. 15:42-55 Павел предвещает воскресение мертвых в «нетленных» («духовных») телах. Ср. также: 7 Ен. 45:4-5, 72:1, 90:18-36, 91:16; 3Ездр. 7:75.

40 Подробную библиографию относительно изучения кумранского «Трактата о двух духах» можно найти, например, в: Schwartz 2020, 31-65; см. также: Metso 2019, 9-14.

ждает". - И. Т.), и без Него ничего не делается» (1QS 11:11; ср. также: 1QS 11:18-20 = 4QSj 5-7; 1QHa 9М9-2041).

Помимо собственно библейских истоков кумранского креационистского учения (ср., например: Иер. 10:12 = 51:15; Притч. 3:19-20, 8:21-31; ср. также: Сир. 24:3 и сл.; 11Q Psa Sirach, Sir. 51:13 и сл.) можно, на наш взгляд, обратить внимание на следующий параллелизм в космогонии Платона: согласно Ti. 28b-48е, 50с и др. (ср. также, например: Ly., 219cd), ум (voûç; Ti. 39е; ср. также: 38с) вечносущего бога-демиурга, взирая на вечный, неизменный, умопостигаемый (перво)образ (то napâSsiy^a; «модель», «образец»), создает в соответствии с ним космос; согласно Ti. 38с, «из разума и мысли бога» Àôyou xai Siavoiaç Qsoû) также «родилось время». Не исключена возможность, что ку-мранская концепция mhsbh/mhsbt, вероятно, подразумевающая «План»/«Схему»/«Проект» мироздания, может быть соотнесена с представлением о napâSsiy^a Платона.

Любопытную космогоническую параллель к кумранской креационистской доктрине, выраженной прежде всего в Уставе общины, можно обнаружить также у Анаксагора, который утверждал, что «Ум» (voûç) «предрешает вообще все» (yvw^^v ys nspi navToç nacav i'o^ei) и «все знает» (nâvTa syvw)42.

И (все) то, чему суждено быть, - как и то, что было, то, чего теперь нет, и (все) то, что есть теперь и будет в будущем, - все (это) упорядочил Ум (nâvTa Sl£KÔCT^nCT£ voûç)...43

2. В «Трактате о двух духах», как и во всех основных произведениях ку-мранитов, отчетливо выражена идея предестинации, которая является, по сути, ключевой в теолого-философских воззрениях Кумранской общины. В дополнение к материалам Устава приведем еще характерный пример из кумранского Благодарственного гимна:

«Все начертано пред Тобою (hkwlhqwq lpnykh) памятным резцом на все периоды вечности (lkwl qsy nsh), и циклы вечности (по) числу (их) лет на все их установленные периоды; и они не будут сокрыты

и не прекратятся пред Тобою» (1QHa 9:23-25).

41 Ср. также: lQM 13:2; iQHa 5:6, 12:13, 19:7—8, 21(верх):7.

42 О корреляции между знанием и властью ср.: Arist. An. 429a19.

43 Пер. по изд.: Graham (ed.) 2010, 290; учтено также изд.: Laks, Most (eds.) 2016, 70, 72. В изд. DK - B12.

То есть для Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него все - настоящее, вечное «теперь». Показательны и другие строки Гимна:

«В Твой Премудрости [Ты] ус[тановил] вечные [...]; до творения их Ты знал все их деяния во веки вечные. [Без Тебя ни]что не делается,

и ничто не познается без Твоей воли» (iQHa 9:7-8).

Все в мире вышнем, небесном (связанное с ангелами, духами, светилами), и в мире дольнем (имеющее отношение к людям и их духовной жизни, свершающееся на земле, в морях и безднах) изначально предустановлено (iQHa 9:9-34). Даже «плод уст» (pry sptym), т. е. речения отдельных лиц, известны Богу еще до их произнесения, ибо предопределены Им.

С другой стороны, постигая предначертания и замыслы Творца, кумра-ниты оказываются не слепым орудием в руках провидения, но сознательными соработниками Господа, добровольно и свободно осуществляющими Божественный План, исполняющими Его волю. В этой связи показателен следующий пассаж из Устава общины (iQS) 9:24-25:

И всем тем, что происходит с ним (т. е. с членом общины. - И. Т.), он удовольствуется свободно, и помимо Воли Бога он ничего не хочет (или: "не желает". -И. Т.), и все речения уст Его он одобряет (букв. "удовольствуется" (ими). - И. Т.), и не желает ничего, чего (Он) не заповедал; и постоянно он наблюдает Суд (или: "Правосудие". - И. Т.) Бога... »

Постепенное постижение Божественного предопределения - или, если говорить по-другому, «необходимости» - делает общинников все более свободными, ибо «необходимость» оказывается, в конечном счете, лишь непознанной свободой.

Заметим в данной связи, что Иосиф Флавий (37/38 - после 100), лично изучавший «на практике»44 «философские школы (aípácsig)» / «философии» (ipiAocoipíai) иудеев, сообщает в «Иудейских древностях», XIII, 171-173, что важнейшим аспектом размежевания иудейских «философских школ», возникших к середине II в. до н. э. (при Йонатане Хасмонее; 152-142 гг. до н. э.), явилось их отношение к предопределению (sí^ap^ávn; досл. «судьба», «рок»)45. При этом, согласно XIII, 172,

44 См.: «Жизнеописание», II, 10-12.

45 Ср. в данной связи характерное кумранское понятие gwr/, «жребий», употребляемое в значении «удел», «судьба», в том числе в отношении загробного воздаяния.

племя ессеев полагает, что предопределение является господином всего и все случающееся с людьми не может происходить без него (то Зг т&у 'Естст^&у Y¿vo? лavтwv т^ е^ар^и^ алофак|£та1 ка! ^Зг^ о ^ кат' ¿кггип? ф^фov аv0pwяolg

алаитот).

В другом месте «Древностей» (XVIII, 18) иудейский историк пишет, что «по учению ессеев, все предоставляется на усмотрение Бога»46.47 С учетом того, что Иосиф Флавий многократно специально подчеркивал то, что лидеры ессеев обладали даром прорицания («Иудейская война», I, 78-80; II, 111113; «Иудейские древности», XIII, 311-313; XVII, 346-348; XV, 371-379), а ессей Йехуда вел целую школу «учеников», обучающихся прорицанию, представляется в высшей степени правдоподобным допустить, что греческое наименование 'Естошо! / 'Естст^о! восходит к арамейскому термину ку /48, который означает «то, что человеку суждено претерпеть; предестинация; участь»49.50 Реконструируемое предположительное существительное (т. р1.) того же корня по модели С7аС2С2аС3 (обычно по ней образуются обозначения лиц по их профессиям, привычной деятельности и т. п.) - каййаууа.' в st. det., соответственно Из(')(у)уп в st. abs. Таким образом, если предложенная

46 Плиний Старший (23/24-79), бывший в Иудее с армией Веспасиана, утверждает в своей «Естественной истории», V, 15, 73, что «изо дня в день количество» членов ессейской общины «увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны судьбы влекут к обычаям ессеев». (Плиний употребляет форму Esseni.) Упоминание о «судьбе» (fortuna; этот термин коррелирует с понятием si^ap^svn в описании ессеев Иосифом Флавием) в данном контексте может как раз подразумевать веру ессеев в предопределение, по которому, как считали общинники, они и оказывались в общине. Ср.: Солин, «Чудеса мира», XXXV, 9, который употребляет в данной связи слово providentia («провидение»).

47 Иосиф Флавий соотносит в «Жизнеописании», 12, фарисеев со стоиками, а ессеев в «Иудейских древностях», XV, 371 - с пифагорейцами (см. далее: Tantlevskij, Svetlov 2014a, 50-53; Тантлевский, Светлов 2014b, 54-66).

48 Jastrow 1926, 508; ср.: Sokoloff 1992, 2017.

49 Jastrow, ib. В то же время M. Соколов затрудняется в интерпретации данного термина, оставляя его без перевода (ib.).

50 Понятие hsy засвидетельствовано в Большом мидраше на книгу Плача, или Эха Рабба (89:14; ib. 20), который наряду с сочинениями Берешит Рабба и Песикта де-Рав Кахана является древнейшим произведением мидрашистской литературы. Данный мидраш написан на т. н. иудейском палестинском арамейском языке, «продолжавшим, в отличие от других западных арамейских языков среднего этапа, один из письменных староарамейских языков западной ветви» (см.: Лёзов 2009, 459). Памятники иудейского палестинского арамейского созданы преимущественно в Галилее.

этимология 'EcCTaToi/'Ecanvoi из реконструированного арамейского термина hsy(y)'/hs( ')(y)yn верна, то «ессеи» это:

1) Те, кто прорицают судьбу, «предсказатели». В «Древностиях», XIII, 31151, Иосиф Флавий даже упоминает особую школу ессев, которые «научились искусству предсказания грядущих вещей» (сообщение фиксирует ее существование к концу II в. до н. э.)52. Согласно «Древностям», XV, 373, ессеи обладали «предвидением (npöyvwaiv; "предетерминацией". - И. Т.) будущих событий, данным Богом» (ср. также ib. 379: «...Многие из них (ессеев) по своей превосходной добродетели считались достойными этого знания божественных откровений»).

2) Те, кто верят в предопределение, то есть «фаталисты», «детерминисты»53.

Что касается лингвистической составляющей вопроса, то уже давно было обращено внимание на следующее лингвистическое явление: het (П), за которым следует краткий «а» в закрытом слоге с невеляризованными согласными, появляется в греческих транскрипциях эллинистическо-римского времени как эпсилон (г), например: Hammot, как правило, передается как E^^aoüg54 (ср. также, например: hosen - sctct^v (Antt., III, 163, 217))55. Таким образом, как лингвистически, так и содержательно рассматриваемая этимология термина «ессеи» представляется наиболее выигрышной.

3. С доктриной о предестинации тесно связано учение о дуализме. Свое наиболее отчетливое выражение кумранская дуалистическая концепция нашла - помимо «Трактата о двух духах» в Уставе общины (iQS) 3:13-4:26 -также, например, в Свитке войны сынов Света с сынами Тьмы (1QM) 13:9-12, Книге тайн (1QMyst) 1:5-8, Благодарственных гимнах, passim. Согласно этим кумранским текстам, дуальность со-вечна Творению и, по-видимому, предшествует созданию человека (ибо ангелы Добра и Зла и вспомогательные духи, очевидно, были сотворены еще в примордиальную, доисторическую

51 Ср. также: «Иудейская война», I, 78.

52 Ср. также: «Иудейская война», II, 159.

53 О возможных иных этимологиях термина «ессеи» см., например: Collins 1992, II, 6i9f.; Beall 2000, I, 262f.; Tantlevskij 2016, 61-75.

54 Albright, Mann 1969, 108.

55 Ср. также, например: 1QM 4:3, 12:11, 14:3.

эпоху56). Дуальность проявляется уже на этапе возникновения мира (вечно-сущий трансцендентный Создатель - творение) и в дальнейшем пронизывает все мироздание: Свет (Добро) - Тьма (Зло), Архангел Света - Архангел Тьмы, ангелы Добра и духи их лагеря - ангелы Зла со своими вспомогательными духами, небеса (трансцендентный духовный мир) - земля (плотский, материальный мир), дух человека - его плоть, праведники - нечестивцы и т. д. Человек оказывается основной ареной борьбы Света и Тьмы, Добра и Зла, «духов Правды и Кривды», причем его плоть «выступает» на стороне злого начала. В кумранских рукописях неоднократно отмечается, что материальный мир и, уже, «первоначальный (первородный) грех» (ps' r'swn) (1QHa 21:14-17) «грешной плоти» (1QS 11:9-10) предопределяют изначальную склонность всех людей к пороку; Адам ('dm), т. е. человек, созданный из красной земли (dmh; ср., например: Быт. 3:19), eo nomine предрасположен к нечистоте и прегрешению.

Кумраниты предлагают дифференциацию и самих «духов» людей, ежегодно «тестируя» их, как явствует из Устава общины. «Дух» человека способен прогрессировать и регрессировать, что коррелирует, прежде всего, с умственным развитием человека. Кроме того, предполагается и изначальное различение «духов». Так, в тексте наставительного характера 4QInstruction, обращенного к «разумеющим», человечество делится на людей «духовных, чей образ подобен устроению святых» ('m rwh ktbnyt qdwsym ysrw), и людей с «духом плотским» (rwh bsr), который не способен познать различие между добром и злом (4QInstructionc [= 4Q417], фр. 2, 1:16-18). Кроме того, судя по упоминавшемся выше «гороскопам» (4Q186, фр. 1-2), любой человеческий «дух» в представлении общинников оказывается как бы раздвоенным: несколько его «долей» выступают на стороне Света, а несколько - на стороне Тьмы. Дуальность имеет не только «начало», но и «конец»: в «Конце дней» Кривда, Нечестие и Глупость «исчезнут навсегда», и Праведность и Знание «заполнят мир». Таким образом, люди лишатся свободы выбора (между добром и злом, знанием и невежеством); однако, целиком подчинив свою волю Воле Господа, они обретут «вечную радость в бесконечной жизни» (1QS 4:7) в Небесном Царствии Божием57.

56 Уже в Быт. 3:5 (ср.: 3:22) упоминается о «богах, знающих добро и зло», т. е. ангелоподобных существах Ср. также упоминание о «сынах Божиих», т. е. сотворенных Богом ангелах, в Быт. 6:2-4. В Быт. 3:24 упоминаются керувы.

57 Через более чем два тысячелетия М. Хайдеггер записал в своем дневнике, что «бытие добра и зла немыслимо вне длительности, вне времени, вне истории, тогда как Радость... преодолевает эту длительность и, "поглощая добро и зло", выступает как психологический атрибут вечности».

Но главное - это то, что кумранский дуализм ни в чем не выходит за пределы строгого библейского монотеизма (ср., например: Втор. 30:15, Ис. 44:6, 45:7; ср. также: Сир. 33:14-15), ибо Богом сотворены не только силы добра, но и силы зла; при этом именно последние отвечают за нечестие и беды -вплоть до Конца дней и всеобщего воздаяния.

4. Помимо вопросов, прямо связанных с теологией, а также происхождением и устройством мироздания, выявлением истоков «природы Правды» и «природа Кривды» (^Б 3:19), автор «Трактата о двух духах» уже в первой его строке заявляет о необходимости «вразумлять и обучать всех сынов Света тому, что касается природы всех сынов человеческих (twldwt к1 Ьпу ув)» (^Б 3:13; см. также: 4:15). Текст 4QInstructiond = 4Q4l8, фр. 77, 2, также предписывает разумному человеку «постигать природу [че]ловека (twldwt ['^т)».

В этой связи упомянем любопытные параллели с данными кумранскими теолого-философскими воззрениями, обнаруживаемые в сообщении Филона Александрийского (около 25 г. до н. э. - до 50 г. н. э.) в трактате «О том, что каждый добродетельный свободен», XII, 80-84, касательно подхода ессеев к философии. Так, в XII, 80, Филон пишет, что ессеи не изучали того, что не необходимо «для приобретения добродетели (аргт^д)» и «выходит за пределы природы человека (Оу0ршш^ фйст^)», а именно логику и физику, за исключением того, что в ней относится к «бытию Бога» и «происхождению Вселенной (или: "всего (сущего)")». «Зато изучению этики они уделяют очень большое внимание». То есть, иными словами, ессеев интересовало -помимо вопросов теологии - по преимуществу то, что касается «добродетели» и «природы человека» (ср. далее: XII, 81-84). В XII, 84, Филон декларирует важнейший элемент ессейской теодицеи, коррелирующий с кумранской теологией и дуалистическим учением, а именно убеждение ессеев в том, что «Божественное является причиной всех благ и ни одного из зол».

В заключение данной статьи отметим, что у Кумранской общины был свой скрипторий и писцовая школа, выработавшая свою практику переписывания текстов, в том числе библейских58. Была и своя библиотека, включавшая произведения на еврейском (около 90 %), арамейском и греческом языках, - как созданные в недрах общины, так и принесенные извне (включая библейские тексты и псевдоэпиграфы)59. Благодаря этим двум учрежде-

58 Ср.: Brooke 2017, 33-35.

59 Около трети обнаруженных в кумранских пещерах рукописей являются собственно произведениями кумранитов, остальные - библейские тексты (порядка 200), псевдоэпиграфы и другие произведения, принесенные извне и созданные либо еще до возникновения общины (как, например, отдельные произведения

ниям Кумранской общины мы и смогли узнать - через две тысячи лет после

ее гибели - оригинальное теолого-философское учение, развивавшееся в Кумране60.

Primary sources

Charlesworth, J.H., ed. (1994) Rule of the Community and Related Documents, The Dead Sea Scrolls. Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations, vol. I, Tübingen: Mohr Siebeck, Louisville, KY: Westminster John Knox Press.

DJD 1951-2009 - Discoveries in the Judaean Desert, vols. I-XL. Oxford; New York, NY: Oxford University Press.

DSSDL 2016 - The Leon Levy Dead Sea Scrolls Digital Library. Jerusalem: Israel Antiquities Authority. https://www.deadseascrolls.org.il/home

Metso, S. (2019) The Community Rule: A Critical Edition with Translation. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature.

Parry, D.W., ed. (2015) The Dead Sea Scrolls Electronic Library Biblical Texts. Leiden; Boston: Brill. https://referenceworks.brillonline.com/browse/dead-sea-scrolls-electronic-library-biblical-texts

Pfann, S., ed. (2011) Qumran Biblical Dead Sea Scrolls Database. Logos Bible Software. Bel-lingham, WA: Lexham Press.

Tov, E., ed. (2006) The Dead Sea Scrolls Electronic Library. 3rd ed. Leiden; Boston: Brill.

Tov, E., ed. (2016) The Dead Sea Scrolls Electronic Library Non-Biblical Texts. Leiden; Boston, Mass.: Brill; https://referenceworks.brillonline.com/browse/dead-sea-scrolls-electronic-library-non-biblical-texts

Библиография

Амусин, И.Д. (1983) Кумранская община. М.: Наука.

Лёзов, С.В. (2009) "Арамейские языки", Языки мира. Семитские языки. М.: Академия, 414-496.

Тантлевский, И.Р. (1994) История и идеология Кумранской общины. СПб.: Петербургское востоковедение.

Тантлевский, И.Р. (2014) Иудейские псевдэпиграфы мистико-гностического толка. СПб.: Издательство РХГА.

Тантлевский, И.Р., Светлов Р.В. (2014b) «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии», ХКОЛН (Schole) 8.1, 54-66.

енохического цикла), так и современниками общинников, по всей вероятности, близкими к ним по религиозным воззрениям.

60 О еврейском образовании в эпоху Второго Храма см., например: Zurawski, Воссасшш (eds.), 2017.

References

Albright, W.F., Mann, C.S. (1969) "Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect", Black (ed.). The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance, London: Society for Promoting Christian Knowledge, 11-25.

Beall, T.S. (2000) "Essenes", L. H. Shiftman, J. VanderKam (eds.). Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, vol. 1. New York, NY: Oxford University Press, 262-268.

Brooke, G.J. (2017) "Aspects of Education in the Sectarian Scrolls from the Qumran Caves", Brooke, G. J., Smithuis, R. (eds.). Jewish Education from Antiquity to the Middle Ages. Studies in Honour of Philip S. Alexander. Leiden; Boston, Mass.: Brill, 11-42.

Clines, D. J. A. (ed.) (2011) The Dictionary of Classical Hebrew, vol. V, Sheffield: Sheffield Phoenix Press.

Collins, J. J. (1992) "Essenes", Freedman, D. N. (ed.). Anchor Bible Dictionary, Yale University Press, vol. 2, 619-626.

Davies, Ph. R., Brooke, G. J., Callaway, Ph. R. (2011) The Complete World of the Dead Sea Scrolls. 2nd ed. London: Thames&Hudson.

Fraade, S.D. "Hagu, Book of', Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls, Shiffman, L., VanderKam, J. (eds.). New York, NY: Oxford University Press, vol. I, 327.

Graham, D. W., ed. (2010) The Texts of Early Greek Philosophy. The Complete Fragments and Selected Testimonies of the Major Presocratics. Part I. Cambridge; Cambridge University Press.

Goff, M. (2017) "Gardens of Knowledge: Teachers in Ben Sira, 4QInstruction, and the Ho-dayot", Hogan K. M., Goff M., Wasserman E. (eds.). Pedagogy in Ancient Judaism and Early Christianity, Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 171-194.

Jastrow, M. A. (1926) Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. London: Luzac & Co.; New York: G. P. Putnam's Sons, 1926.

Laks, A., Most, G.W., eds. (2016), Early Greak Philosophy, vol. 6, part i: Later Ionian and Athenian Thinkers. Cambridge, Mass.; London, Harvard University Press.

Lonnqvist K., Lonnqvist M. (2006) The Numismatic Chronology of Qumran: Fact and Fiction, The Numismatic Chronicle 166, 121-165.

Meshorer, Y. (2003-2006) The Coins from Qumran, Israel Numismatic Journal 15, 19-23.

Schiffman, L. (1975) The Halakhah in Qumran. Leiden: Brill.

Schwartz, E. (2020) The Exegetical Character of 1QS 3:13-4:26, Dead Sea Discoveries 27.1,

31-65.

Sokoloff, M.A. (1992) Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan: Bar Ilan University Press.

Tantlevskij, I.R. (2004) Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls, The Qumran Chronicle 12.1. Krakow; Mogylany: The Enigma Press.

Tantlevskij, I.R., Svetlov, R.V. (2014a) "Predestination and Essenism", ZXOAH (Schole) 8.1, 50-53.

M. P. TaHT^eBCKHH /EXOAH Vol. 16. 1 (2022) 171

Tantlevskij, I.R. (2016) "Further Considerations on Possible Aramaic Etymologies of the Designation of the Judaean Sect of Essenes ('ECTCTaioi/'ECTirnvoi) in the Light of the Ancient Authors Accounts of Them and the Qumran Community World-View", EXOAH (Schole) 10.1, 61-75.

Tantlevskij, I.R., Gromova, E.V., Gromov, D. (2021) "Network Analysis of the Interaction between Different Religious and Philosophical Movements in Early Judaism", Philosophies, 6(1).2. https:// doi.org/10.3390/philosophies6010002

Tantlevskij, I.R. (2022) "Elements of Pejorative Wordplay and Language of Enmity in the Qumran Commentary on Nahum in Historical-Religious Context", Humanities and Social Sciences 15.5, 727-740.

VanderKam, J. (2010) The Dead Sea Scrolls Today. 2nd ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans.

VanderKam, J., Flint, P. (2002) The Meaning of the Dead Sea Scrolls. Their Significance for Understanding the Bible, Judaism, Jesus, and Christianity, foreword by E. Tov. New York, NY: Doubleday.

Vaux, de R. (1973) Archaeology and the Dead Sea Scrolls. Oxford: Oxford University Press.

Zurawski, J.M., Boccaccini, G., eds. (2017) Second Temple Jewish "Paideia" in Context. Berlin: De Gruyter.

In Russian:

Amusin, I.D. (1983) Kumranskaya obshchina [The Qumran community]. Moscow: Nauka Publ. (In Russian.)

Lezov, S.V. (2009) "Aramejskie yazyki [Aramaic languages]", A. G. Belova, L. E. Kogan, S. V. Lezov, O. I. Romanova (eds.). Yazyki mira. Semitskie yazyki. Akkadskij yazyk. Severozapadnosemitskie yazyki [Languages of the world. Semitic languages. Akkadian language. Northwest Semitic languages]. Moscow: Academia Publ., 414-496.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tantlevskij, I.R. (1994) Istoriya i ideologiya Kumranskoj obshchiny [The History and Ideology of the Qumran Community]. Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie.

Tantlevskij, I.R.; Svetlov R.V. (2014b) "The Essenes as the Pythagoreans: Predestination in Py-thagoreanism, Platonism and the Qumran Theology", EXOAH (Schole) 8.1, 54-66.

Tantlevskij, I.R. (2014c) Iudejskie psevdepigrafy mistiko-gnosticheskogo tolka [Judaean pseudepigrapha of mystical andgnostical trend]. Saint Petersburg: Russian Christian Humanitarian Academy Publ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.