Научная статья на тему 'Фатализм ессеев'

Фатализм ессеев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
575
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКТАНТСКИЙ ИУДАИЗМ / ПРЕДЕСТИНАЦИЯ / ЭСХАТОЛОГИЯ / ЕССЕЙСТВО / КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА / SECTARIAN JUDAISM / PREDESTINATION / ESCHATOLOGY / ESSENEISM / QUMRAN COMMUNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тантлевский Игорь Романович

Отождествляя образ жизни ессеев с практикой пифагорейцев, Иосиф Флавий выделяет в качестве важнейшего аспекта размежевания религиозных сект в Иудее их отношение к предопределению. Кумранской общины и выступает важнейшим аргументом в пользу идентификации Кумранской общины с ессеями. На основе анализа основных кумранских рукописей можно прийти к выводу, что, по представлениям кумранитов, первоначально идея, план будущего мироздания возникают в Разуме, Мысли Господа Бога, и творится оно через Его Знание. Таким образом, до Творения Господь был имманентен (будущему) мирозданию; или, иначе, мироздание, идеально пребывающее в Разуме Бога, имманентно Ему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тантлевский Игорь Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fatalism of Essenes

Josephus Flavius, identifying the Essenes’ mode of life with that of the Pythagoreans, singles out the attitude towards predestination as the main aspect of the religious sects separation in Judea. The doctrine of predestination plays the key role in religious outlook of the Qumran community, and it is considered to be one of the most fundamental arguments in favour of the Qumranites identification with the Essenes. It is even possible to say that in Essenes view, the whole world history, not yet started, has already been realized, completed in ideal form in God’s Mind. Thus, God was immanent to the (future) Universe before Creation; or, in other words, the Universe, existing ideally in God’s Mind, is immanent to Him.

Текст научной работы на тему «Фатализм ессеев»

И. Р. Тантлевский

ФАТАЛИЗМ ЕССЕЕВ1

I

Тайны2 иудейской секты ессеев (II в. до н. э. — I в. н. э.) начинаются уже с их наименования, засвидетельствованного у античных авторов: ’Еоошт/’Еоо^уоР. Этимология данного обозначения затрудняет даже их современника Филона Алекандрийского

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-63-00601 «Материалы и исследования по иудейской и христианской экзегетике в эпоху поздней Античности и в Средние века»).

2 Ср.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 142.

3 Основные дошедшие до нас сведения о ессеях содержатся в трудах проживавшего в Египте еврейского философа и экзегета Филона Александрийского «О том, что каждый добродетельный свободен», XII, 75-87, «Апология» (отрывок о ессеях из этого несохранившегося трактата Филона зафиксирован в сочинении христианского историка и писателя Евсевия Кесарийского [ок. 260-339] «Приготовление к Евангелию, VIII, II, 1-18) и «О созерцательной жизни» [о терапевтах, вероятно, египетской ветви ессейского движения; см. ниже]); римского ученого, государственного деятеля и военачальника Плиния Старшего (23/24-79) «Естественная история», V, 17, 73; иудейского историка и государственного деятеля, фарисея Иосифа Флавия «Иудейская война», I, 78-80; II, 111-113, 119-161, 566-568; III, 9-12; V, 142-145, «Иудейские древности», XIII, 171-172, 371-379; XV, 371-379; XVII, 346-348; XVIII, 11, 18-22 и «Автобиография», 10-12; церковных писателей Ипполита Римского (ок. 170-235) «Опровержение всех ересей, или Философумена», IX, 18-28, Епифания Саламинского (ок. 310/320-402/403) «Панарион», X, XIX, XX, 3, 1-4, XXIX) и Евсевия Кесарийского «Церковная история», IV, 22, 4-7 (пассаж из несохранившейся работы христианского автора II в. Гегесиппа). Отдельные сведения о ессеях содержатся также в сочинениях философов-неоплатоников Порфирия (ок. 233 — ок. 300) «О воздержании», IV, 11-13 и Синесия Киренского (370/375-413/414) «Дион»,

3, 1-3 (отрывок из не дошедшей до нас работы оратора и философа кинико-стоического толка Диона Хрисостома [ок. 40-120]), латинского писателя и ученого III в. н. э. Солина «Собрание достопримечательностей мира», 35, 9-12, христианских авторов Иеронима «О знаменитых мужах», XI, Филастрия (ум. ок. 397 г.) «Книга о различных ересях», 9, Нила Синайского (ум. ок. 430 г.) «Трактат о монашеской практике», 1-4, Исидора Севильского (ок. 560-636) «Этимологии», VIII, 5,

5, в «Хронике», VI, 5 византийского летописца Георгия Амартола (IX в.) и «Хронике», VI, 1 монофи-зитского патриарха Михаила I Антиохийского (1126-1199), также в «Апостольских конституциях» (сборнике церковных правовых и литургических текстов, созданном ок. 380 г. адептом арианства), VI, 6, составленной в Византии ок. 1000 г. энциклопедии — т. н. «Лексиконе Суды», 3123 («Ессеи»). Нил Синайский и Георгий Амартол возводят ессеев к иудейским аскетам рехавитам, о которых рассказывает пророк Иеремия (гл. 35).

316

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 3

(ок. 30 г. до н. э. — ок. 40 г. н. э.), в сочинениях которого встречается самое раннее из дошедших до нас упоминаний общины ессеев4. Предпринималось множество попыток выявить этимологию этого названия, три из которых заслуживают, на наш взгляд, особого внимания: от сир./арам. Х’Оп хас(с)аййа, «благочестивые»; от арам. асаййа, «целители»; от евр. имени Ишай (Иессей; отец царя Давида; ср. вариантное греч. написание у Епифания Саламинского:: ’Ieooatoi)5. В то же время следует отметить, что предлагаемые этимологии термина «ессеи» носят достаточно спекулятивный и обобщенный характер и, как правило, небезупречны лингвистически. Например, что касается получившей наибольшее распространение этимологии от К’оп, «благочестивые», то в данном случае a priori возникает ряд трудностей. Прежде всего, если название данной секты действительно восходит к обозначению «благочестивые», то здесь следовало бы скорее ожидать стандартное арамейское обозначение ртоп/к’топ хасидин/хашЬаййа (resp. евр. а’топхасидим), как мы с этим встречаемся в Маккавейских книгах (1 Макк. 2:14, 7:12-13; 2 Макк. 14:16), где этот термин устойчиво передается как ’AoiSatoi (наименование некоей группы «благочестивых» передается именно как ]И(’)0П хасадин, например, в псевдэпиграфе «Видение Гавриила» А 16 (рубеж эр); в рукописи из пещеры в Вади-Мураббаат [Mur 45, 6]).

Автор настоящей статьи хотел бы выступить апологетом возведения этимологии термина ’Eooatov/’Eoo^voi, которая основывается на важнейшем отличительном аспекте учения секты ессеев, специально выделенном Иосифом Флавием (37/38 — после 100 г. н. э.), — доктрине о предестинации. Именно, речь пойдет о корреляции обозначения 'Eaaatoi/'Eaar|voi с арамейским понятием K’tt’n hassayya, хашшаййа (или хашаййа; pi. st. emph. / resp. рхвт, хашшаин, st. abs.; sing, коп хашша или хаша), которое М. Ястров интерпретирует как «what man has to suffer, predestination, luck»6. То есть «ессеи» — это «последователи судьбы», «фаталисты», те, кто верят в предопределение. Отметим ad hoc, что эксплицитно выраженное в рукописях Кумранской общины учение о Божественном предопределении послужило важнейшим аргументом для исследователей, идентифицирующих эту конгрегацию как ессейский центр.

Термин ¡гоп засвидетельствован в Большом мидраше на книгу Плача, или Эха Раб-ба, который наряду с сочинениями Берешит Рабба и Песикта де-Рав Кахана, является древнейшим произведением мидрашистской литературы. Данный мидраш написан на т. н. иудейском палестинском арамейском языке, «продолжавшем, в отличие от других западных арамейских языков среднего этапа, один из письменных староарамейских

4 Ср.: Филон Александрийский. О том, что каждый добродетельный свободен, 75: «По моему мнению, они (т. е. ессеи. И. Т.) получили (свое) наименование, хотя это и не в строгом соответствии с греческим языком, от своего благочестия (ooioT^Tog)».

5 Tantlevskij I. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran Chronicle 7 (1997); Tantlevskij I. R. Etymology of «Essenes» in the Light of Qumran Messianic Expectation // The Qumran Chronicle 9 (1999); Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. 2004. Vol. 12. P. 67-79; Тантлевский И. Р Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. СПб., 2012. C. 313-346.

6 Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. L.; New York, — 1926. S. V В то же время M. Соколов затрудняется в интерпретации данного термина, оставляя его без перевода; см.: Sokoloff M. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan, 1992. S. V.

языков западной ветви»7. Что касается лингвистической составляющей вопроса, то уже давно было обращено внимание на следующее лингвистическое явление: het (п), за которым следует краткий «а» в закрытом слоге с невеляризованными согласными, появляется в греческих транскрипциях эллинистически-римского времени как эпсилон (г), например: Нашшб];, как правило, передается как ’Emmaoûç8. Таким образом, как лингвистически, так и содержательно рассматриваемая этимология термина «ессеи» представляется наиболее выигрышной.

II

Иосиф Флавий, лично9 изучавший «на практике» иудейские религиозные течения, сообщает в «Иудейских древностях», XIII, 171-173, что в Иудее к середине II в. до н. э. (при Йонатане Хасмонее; 152-142 гг. до н. э.) возникают религиозные течения фарисеев, ессеев и саддукеев. При этом важнейшим аспектом размежевания этих течений иудейский историк считает их отношение к предопределению:

«Что касается фарисеев, то они говорят, что определенные события совершаются по предопределению (или: «по провидению»; ei^ap^évç дословно означает «судьба», «рок»10. — И. Т.), но не все; в отношении иных событий зависит от нас, будут ли они иметь место или нет11. Племя ессеев полагает, что предопределение является господином всего, и все случающееся с людьми не может происходить без его определения. Саддукеи же совершенно отвергают предопределение, считая, что такового вообще не существует и что людские поступки не совершаются в соответствии с его предначертаниями, но все находится в нашей власти, так что мы сами ответственны за наше благополучие, равно как вызываем на себя несчастия по нашей собственной безрассудности»12.

В другом месте «Древностей» (XVIII, 18) иудейский историк пишет, что «по учению ессеев, все предоставляется на усмотрение Бога». Что же касается фарисеев, то «хотя они и постулируют, что все совершается по предопределению, они, однако,

7 Лëзов С. В. Арамейские языки // Языки мира. Семитские языки. М., 2009. С. 459. Памятники иудейского палестинского арамейского созданы преимущественно в Галилее. О его особенностях см., например: Немировская А. В. Иудейско-палестинский арамейский язык // Там же. С. 531-562.

8 Albright W F., Mann C. S. Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect // The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance. Ed. by M. Black. L., 1969. P. 108.

9 См.: Жизнеописание, II, 10-12.

10 Ср. характерное кумранское понятие i4U горал, «жребий».

11 Ср. сентенцию известного закон оучителя-танная, соратника Симона Бар-Кохбы рабби Акивы (ок. 50-135 гг. н. э.): «Все предвидено, но свобода воли (букв. “полномочие”. И. Т.) дана» (Авот, III, 19); ср. также: Вавилонский Талмуд, Берахот, 33b: «Все в руках Небес за исключением страха Небес» (ср. Авот, I, 3); Вавилонский Талмуд, Шаббат,104а: «Если человек избирает, чтобы творить добро, силы небесные помогают ему; если (же) он избирает, чтобы творить зло, они оставляют ему путь открытым».

12 Ср. «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:15, 19). Ср. также, например: Иер. 21:8; Притч. 12:28; Сир. 15:11-17: «Не говори: от Бога мой грех. Бог сначала создал человека, а затем предоставил его собственным побуждениям. Перед тобою огонь и вода: можешь протянуть руку куда хочешь. Перед человеком — жизнь и смерть, и что ему нравится, то будет ему дано».

не лишают человеческую волю побуждений к совершению того, что в его силах, ибо по благорасположению Бога происходит слияние постановлений предопределения и воли человека с его добродетельными и порочными намерениями» (XVIII, 13)13.

Согласно традиции, зафиксированной Иосифом Флавием в «Иудейских древностях», III, 214-218, около 107 г. до н. э. (при Иоанне Гиркане) прекратилось свечение двенадцати камней наперсника иудейского первосвященника и сардоникса-застежки на его правом плече, символизировавшее Божественное Присутствие при священнодействиях и осуществлении прорицаний. Иудейский историк пишет, что названию наперсника первосвященника éoor|v (так Иосиф Флавий воспроизводит греческими буквами библейский термин ^П, хошен; NB: буква «шин» часто передается через удвоенную «сигму») соответствует греч. термин ?ióyvov, «прорицание» (ср. Септуагинту: Xoyetov)14. С другой стороны, на основании того, что Иосиф Флавий употреблял для обозначения ессеев наименования ’Ecc^voí (наряду с термином ’EccaToi) и специально подчеркивал то, что их лидеры обладали даром прорицания (а ессей Йехуда вел целую школу учеников, обучающихся прорицанию)15, можно допустить, что историк усматривал в термине ессены/ессеи значение «прорицатели». Заметим, что как раз на вере в абсолютную предопределенность, по-видимому, и основывалась распространенная среди ессеев практика предсказаний будущих событий.

Форма написания термина «ессеи» как esseni встречается у Плиния Старшего (23/24-79 гг. н. э.), бывшего в Иудее с армией Веспасиана. Римлянин пишет в своей «Естественной истории», V, 73: «К западу от Асфальтового озера (т. е. Мертвого моря. — И. Т.) <...> проживают ессеи — племя уединенное и наиболее удивительное изо всех во всем мире. Они живут без женщин, отвергают плотскую любовь, не знают денег <...> Изо дня в день количество их увеличивается благодаря появлению массы утомленных жизнью пришельцев, которых волны судьбы влекут к обычаям ессеев. Таким образом — этому трудно поверить, — в течение тысяч поколений существует вечный род, хотя в нем никто не рождается.». Упоминание о «судьбе» (fortuna = eí^ap^év^ у Иосифа Флавия) в данном контексте может как раз подразумевать веру ессеев в предопределение, по которому, как считали общинники, они и оказывались в общине.

13 Ср. «Иудейскую войну», II, 162-163, где говорится, что фарисеи «приписывают все предопределению и Богу, однако поступать справедливо или несправедливо, прежде всего, в силах человека, хотя предопределение соучаствует в каждом действии». Раввинистическую интерпретацию дилеммы предестинация — свобода воли можно также проиллюстрировать двумя пассажами из Вавилонского Талмуда — из трактатов «Нидда», 166 и «Хагига», 15а. В первом отрывке мы читаем: «Имя ангела, назначенного управлять зачатием, — Лайла (м. р.; букв. «ночь». И. Т.). Он берет каплю спермы, кладет ее перед Святым, будь Он благословен, и спрашивает: “Владыка мироздания! Кем должна стать эта капля? Превратится ли она в человека сильного или слабого, мудрого или глупого, богатого или бедного?” Однако не упоминается о том, станет ли она человеком нечестивым или праведным». Во втором тексте говорится следующее: «Святой, будь Он благословен, сделал двойника для всего, что Он сотворил. Он сотворил благочестивого и нечестивого, Он сотворил рай и ад. Каждый имеет две доли, одну в раю и одну в аду: благочестивый человек, показавший себя достойным, получает в раю свою долю и долю своего соседа; нечестивый человек, показавший себя виновным, получает в аду свою долю и долю своего соседа».

14 Иудейские древности, III, 163, 217.

15 О ессейских прорицателях см.: Иосиф Флавий. Иудейская война. I, 78-80; II, 111-113; Иудейские древности. XIII, 311-313; XVII, 346-348; XV, 371-379.

Концепция предестинации является, по сути, ключевой в религиозно-философских воззрениях Кумранской общины, проживавшей близ с.-з. побережья Мертвого моря во II в. до н. э. — I в. н. э16. Как было отмечено выше, именно этот аспект является одним из ключевых аргументов в пользу идентификации Кумранской общины с ессе-ями17. (Вероятно, данная община являлась головным центром ессейского религиозно-

16 Около трети обнаруженных в куранских пещерах рукописей (фрагменты более 800 экземпляров) являются собственно произведениями кумранитов, остальные — библейские тексты (порядка 200), псевдэпиграфы и другие произведения, принесенные извне и созданные либо еще до возникновения общины (как, например, отдельные произведения енохического цикла), так и современниками общинников, по всей вероятности близкими к ним по религиозным воззрениям. Около 90% текстов написаны на еврейском языке. Произведения собирались, а частью переписывались десятилетиями. Нельзя сомневаться в том, что практически все находящиеся в библиотеке общинников книги (независимо от их кумранского или внекумранского авторства) почитались и изучались ими. И конечно же, то, что в них было выражено, легко могло экстраполироваться кумранитами на их харизматического лидера — Учителя праведности и на его адептов, инкорпорировались содержащиеся в них эсхатолого-апокалиптические, мессианско-сотерологические и другие религиозные представления; содержание большинства из них явно рассматривалось как повествующее о судьбах общины, предсказывающее в том числе об искупительно-спасительной миссии кумранского лидера.

Вероятно, аналогичный характер и структуру могли иметь библиотеки некоторых других иудейских религиозных сообществ, а также библиотеки ранних христианских общин. Представим, например, что могло входить в библиотеку конкретной раннехристианской общины: помимо собственно новозаветных произведений (если речь идет о библиотеке общины II века), включая отдельные новозаветные апокрифы, здесь, естественно, должен был быть текст Еврейской Библии в греческом переводе (или в оригинале у иудео-христиан), псевдэпиграфы (ср., например, Завещание Иуды, в котором цитируемый Енох почитается в качестве пророка; христологические интерполяции в Завещаниях 12 патриархов и т. д.), некоторые произведения уставного и ритуального толка (ср., например, Дидахе), произведения отдельных раннехристианских лидеров и др. Собственно христианских сочинений, по всей вероятности, было меньшинство (сам Новый Завет в три раза менее объемен, чем Еврейская Библия) — а произведений, созданных в недрах той или иной конкретной христианской общины, вообще мизерное количество — однако содержание нехристианских по своему происхождению произведений, включая тексты Еврейской Библии (как и произведений, принесенных из других общин христианского/иудео-христианского толка), естественно, интерпретировалось ранними христианскими общинниками как относящееся к Иисусу из Назарета, в которого они верили как в Мессию-Христа, и к ним самим как новому Израилю. В первые же десятилетия после возникновения христианства собственно христианскими по происхождению были, вероятно, только Логии Иисуса, отдельные Послания, антологии цитат мессианско-эсхатологического характера, вероятно, уставные произведения и некоторые другие.

Исходя из сказанного выше, присутствие в библиотеке, обнаруженной в пещерах Кумрана, некумранских по происхождению произведений вовсе не свидетельствует о том, что данное собрание рукописей не могло принадлежать одной общине (Кумранской ессейской общине), как полагают некоторые исследователи.

17 Сопоставление основных социально-экономические характеристик Кумранской общины (общность имущества, коллективное хозяйство, коллективный обязательный труд, совместное решение важнейших вопросов жизни конгрегации, коллективные трапезы, целибат [соблюдавшийся, по крайней мере, на определенных этапах большинством общинников], аскетизм, эскапизм), ее центральных идеологических представлений (помимо доктрины о предестинации, также дуализм, концепция индивидуального избранничества членов общины, учение о бессмертии души и эсхато-

политического движения.) Приведем характерный пример из одного кумранского Благодарственного гимна (1QH IX = 4Q432 2), созданного, вероятно, основателем и харизматическим лидером Кумранской общины, фигурирующим в рукописях под обозначением Учитель праведности:

Все начертано пред Тобою (titjd1? рчрп ^чэл) памятным резцом на все периоды вечности (гш ’üp ‘PID1?), и циклы вечности (по) числу (их) лет на все их установленные периоды; и они не будут сокрыты и не прекратятся пред Тобою (строки 23-25).

То есть для Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него все — настоящее, вечное «теперь».

Показательны и другие строки Гимна:

В Твой Премудрости [Ты] ус[тановил] вечные [...];

до творения их Ты знал все их деяния во веки вечные.

[Без Тебя ни]что не делается,

и ничто не познается без Твоей воли (строки 7-8).

Все в мире вышнем, небесном (связанное с ангелами, духами, светилами) и в мире дольнем (имеющее отношение к людям и их духовной жизни, свершающееся на земле, в морях и безднах) изначально предустановлено (строки 9-34). Даже «плод уст» (DTiS© 1-iD), т. е. речения отдельных лиц, известны Богу еще до их произнесения, ибо предопределены Им.

И через несколько десятилетий преемник Учителя праведности, автор кумранского Комментария на Аввакума (1QpHab) продолжает выражать уверенность в том, что «все периоды, установленные Богом, наступают в свой черед (или: “в свои назначенные сроки”. — И. Т.), как Он предначертал относительно ни [х] в тайнах Своей Премудрости» (1QpHab 7:13-14).

В целом, на основе анализа основных рукописей Мертвого моря — Устава Кумранской общины, Благодарственных гимнов, Свитка войны сынов Света против сынов Тьмы, Комментариев-Пешарим на книги пророков и Псалмы и других — можно прийти к выводу, что, по представлениям кумранитов, первоначально идея, план будущего мироздания возникают в Разуме (ПЗ’З Біта, ^ЭО Сехел), Мысли (natttfia Махашевет) Господа Бога, и творится оно через Божественное Знание (ПSI Даат): «Его Знанием (или: “посредством Его Знания”. — И. Т.) все получило существование.» (Устав

логическом воздаянии, пацифистские установки [до начала эсхатологических войн]), особенностей культа и отдельных положений религиозных предписаний (например, временный отказ от храмовых жертвоприношений и спиритуализация культа, ритуальные омовения, предваряемые покаянием души, солнечный календарь) с образом жизни и мировоззрением иудейской религиозной секты ессеев/ессенов (II в. до н. э. — I в. н. э.) привело абсолютное большинство исследователей к выводу, что рукописи Мертвого моря принадлежали ессейской конгрегации. Кумранитам, как и ессеям, были присущи альтруистические тенденции.

Показательно также, что Плиний Старший, Дион Хрисостом и Солин локализовали центральное ессейское поселение («город»; Синесий, Дион, 3, 2) на северо-западном побережье Мертвого моря, т. е. в том районе Иудейской пустыни, где проживала Кумранская община.

Кумранской общины (1QS) 11:11)18. При этом термины Махашевет, Бина/Сехел, Даат, вероятно, допустимо рассматривать здесь в качестве еврейских эквивалентов греческого понятия логос, которое в стоическом понимании могло, в частности, интерпретироваться как божественный «разум»19. Можно сказать даже, что вся мировая история, еще не начавшись, уже состоялась в идеальной форме в Мысли Господа. Жизнь каждого человека, праведника и нечестивца, включая не только его поступки, но и мысли, побуждения, чувства и даже отдельные слова, оказывается реализованной идеально в Божественном Разуме еще до творения его души и тела; так что человек выступает как бы двуединой сущностью, самостью, существует как бы в двух ипостасях — как дотварная идея Господа и как тварь мироздания. Основы такого рода представлений содержатся уже в библейских текстах. Например, в Псалме 139 [138]:16 сказано:

Зародыш мой видели очи Твои;

в Книге Твоей20 записаны все дни, (для меня) назначенные, когда ни одного из них (еще не было).

Аналогично говорит и пророк Иеремия (1:5):

Еще не образовал Я тебя во чреве,

(а уже) знал тебя;

еще не вышел ты из утробы,

а Я освятил тебя:

пророком для народов Я поставил тебя.

В свете сказанного становится понятной твердая уверенность кумранских общинников в том, что пророческие предсказания и другие свидетельства их Учителя праведности, наделявшегося тайным «знанием» непосредственно из Разума, Мысли Господа (Благодарственные гимны Учителя, passim; Комментарий на книгу пророка Аввакума (1QpHab) 2:2-3, 7:4—5), а также предвещания тех их лидеров, «в сердца которых Бог вложил разум, чтобы истолковывать слова» библейских пророков (ср., например, 1QpHab 2:7—10), непременно исполнятся — ведь все предвещаемое уже исполнилось в Божественном Замысле. Таким образом, до Творения Господь был имманентен (будущему) мирозданию; или, иначе, мироздание, идеально пребывающее в Разуме Бога, имманентно Ему. (Таким образом, «смысл и назначение» истории уже реализовались в ее идее в Разуме Бога.) После эсхатологического Нового Творения, в Метаистории, когда мир узнает Бога и Бог будет пребывать с миром и в мире, а мир — с Ним и в Нем, Он также оказывается имманентен сотворенному Им, но на ином уровне.

18 В Притч. 3:19-20, 8:22-31 и Иер. 10: 12=51:15 эксплицитно выражается идея о творении Богом мироздания через Свою «Премудрость» (пазп Хохма), «Разум» (äran Тевуна), «Знание» (пп Даат), «Силу» (пё Коах). (Ср. Сир. 24:3 и сл.; 11Q Psa Sirach, Sir. 51:13 и сл.; Премудр. Сол. 9:1-2 (ср. также 16:12, 18:15-16.); 4Q422 (Paraphrase of Genesis-Exodus) кол. 1, фр. 1, 6; Юб. 12:4; 1 Ен. 90:38 и др. Ср. также Ин. 1: 1-3.

19 Об эллинистических «богословских» представлениях см.: Светлов Р. В. Доказательства Бытия Бога в свете проблемы теодицеи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. № 2. С. 52-61.

20 Имеется в виду Божественная Памятная Книга, вероятно тождественная с Книгой Жизни (Пс. 69 [68]:29); ср.: Исх. 32:32-33, Ис. 4: 3, 34:16, Иез. 13:9, Мал. 3:16, Дан. 7: 10, 12:1.

Постигая Предначертания и Замыслы Творца, кумраниты оказываются не слепым орудием в руках Провидения, но сознательными сотворцами, сотрудниками Господа, добровольно и свободно осуществляющими Божественный План, творящими Его Волю. В этой связи показателен следующий пассаж из Устава общины (Щ8) 9:24-25:

«И всем тем, что происходит с ним (т. е. с членом общины. — И. Т.), он удовольствуется свободно, и помимо Воли Бога он ничего не хочет (или: «не желает». — И. Т.), и все речения уст Его он одобряет (букв. «удовольствуется» (ими). — И. Т.), и не желает ничего, чего (Он) не заповедал; и постоянно он наблюдает Суд (или: «Правосудие». — И. Т.) Бога.»21

Постепенное постижение Божественного Предопределения — или, если говорить по-другому, «Необходимости» — делает общинников все более свободными, ибо «Необходимость» оказывается в конечном счете лишь непознанной Свободой. С этой точки зрения постоянно осененные Святым Духом небожители (в том числе духи почивших праведников), воля которых объективно и субъективно (в той мере, в какой вообще можно говорить о дифференциации субъекта и объекта в трансцендентном мире) слилась с Волей Божьей, могут считаться, по сути, абсолютно свободными. Однако в Конце Дней, когда небеса и земля станут едины, все праведники достигнут этого состояния.

Что касается нечестивцев, то их деяния, совершаемые — как это кажется на субъективном уровне — по их свободной воле, объективно предопределены и мостят им дорогу в подземное царство мертвых — Шеол и к последующим эсхатологическим наказаниям. (Ср., например: Притч. 16:1-4, 21:1-4.)22

* * *

Итак, рассмотрение термина ’Еооагог в качестве греческой передачи арамейского понятия ¡гоп, хаш(ш)аййа не встречает лингвистических трудностей и, как представляется, отражает наиболее отличительную и характерную составляющую учения ессеев — веру в предестинацию. Показательно, что как раз отношение к предопределению и привело, согласно Иосифу Флавию, к появлению основных течений в иудаизме в эпоху эллинизма. И когда иудейский историк, изучавший фарисеев, саддукеев и ессеев на практике и писавший как по-арамейски, так и по-гречески, сообщает в «Иудейких древностях», XIII, 172, что «племя ессеев полагает, что предопределение (судьба/рок. — И. Т.) является господином всего (то... тып ’Еоог|пып уепо<; раптып тг|п е1|шр|епг|п киршп арофа^пешО и все случающееся с людьми не может происходить без его определения», он тем самым и говорит нам, что ’Еооагог/’Еоо^уо! верят в предестинацию — Х’^п хашшаййа I р<вт хаш(ша)ин, т. е. «ессеи» — суть «фаталисты».

21 Эту доктрину можно сопоставить с сентенцией одного из основателей стоицизма Клеанфа (около 330-232 гг. до н. э.), переведенную Сенекой (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) в «Нравственных письмах к Луцилию» (CVII, 11) как: «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» — «Желающего судьба ведет, не желающего — тащит».

22 Сказанное, как кажется, дает возможность отчасти согласовать предестинацию и свободу воли и на рациональном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Albright W. F., Mann C. S. Qumran and the Essenes: Geography, Chronology and Identification of the Sect // The Scrolls and Christianity. Historical and Theological Significance. Ed. by M. Black. L., 1969.

2. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. L.; New York, 1926.

3. SokoloffM. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan,

1992.

4. Tantlevskij I. R. Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls (Thanksgiving Hymns, War Scroll, Text of Two Columns) and Their Parallels and Possible Sources // The Qumran Chronicle 7 (1997).

5. Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran: Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. 2004. Vol. 12.

6. Tantlevskij I. R. Etymology of «Essenes» in the Light of Qumran Messianic Expectation // The Qumran Chronicle 9 (1999).

7. Лëзов С. В. Арамейские языки // Языки мира. Семитские языки. М., 2009.

8. Немировская А. В. Иудейско-палестинский арамейский язык // Языки мира. Семитские языки. М., 2009.

9. Светлов Р. В. Доказательства Бытия Бога в свете проблемы теодицеи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2008. Т. 2.

10. Тантлевский И. Р. Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кум-рана. СПб., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.