Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕТИШИЗМ В ЖИЗНИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. (ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ ВАХХАБИТСКИХ УЧЕНЫХ)'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕТИШИЗМ В ЖИЗНИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. (ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ ВАХХАБИТСКИХ УЧЕНЫХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аравия / XVIII в. / Неджд / Эль-‘Арид / религия / языческие культы / фетишизм / ваххабизм / Arabian Peninsula / Najd / Al-‘Arid / religion / pagan cults / fetishism / Wahhabism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеев Федор Юрьевич

Статья посвящена анализу особенностей духовной жизни земледельцев Центральной Аравии в первой половине XVIII в., в частности специфике неисламских культов, широко практиковавшихся на этих землях в доваххабитский период. Основу задействованного источникового массива составляют труды основателя ваххабизма Мухаммада ибн ‘Абд аль-Ваххаба (1703–1792), его личная переписка и публичные послания богословам и эмирам Неджда, а также исторические хроники ранних ваххабитских ученых. Их всестороннее изучение дало возможность частично реконструировать религиозную ситуацию в Центральной Аравии и прийти к выводу о том, что языческие культы, представленные в основном различными вариациями религиозного фетишизма, являлись одной из основных составляющих духовной жизни рассматриваемых земледельческих общин. При этом, по своему значению они не уступали традиционным и девиантным формам ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FETICHISM IN CENTRAL ARABIA IN THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY (ON THE BASIS OF EARLY WAHHABI RELIGIOUS AND HISTORICAL WORKS)

The article focuses on the main features of the spiritual life of Central Arabia in the first half of the 18th century including non-Islamic cults widely spread in Najd during the period before the rise of the first Wahhabi state. The study is based on works of the founder of Wahhabism Muhammad ibn ‘Abd al-Wahhab (1703–1792) including his personal correspondence and public messages as well as the historical works of early Wahhabi scholars. Its study became the basis for the reconstruction of the religious situation in this part of the Arabian Peninsula and its comprehensive analysis allows to conclude that pagan cults represented by different variations of fetishism were one of the main components of the spiritual life of these agricultural regions. In addition to that its significance was comparable to the traditional and deviant forms of Islam.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕТИШИЗМ В ЖИЗНИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. (ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ ВАХХАБИТСКИХ УЧЕНЫХ)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 77-85 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 77-85 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-5

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФЕТИШИЗМ В ЖИЗНИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРАВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

(ПО МАТЕРИАЛАМ РАННИХ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДОВ ВАХХАБИТСКИХ УЧЕНЫХ)

Ф.Ю. Матвеев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; fedorferenc1997@gmail. com

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей духовной жизни земледельцев Центральной Аравии в первой половине XVIII в., в частности специфике неисламских культов, широко практиковавшихся на этих землях в доваххабитский период. Основу задействованного источникового массива составляют труды основателя ваххабизма Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба (1703-1792), его личная переписка и публичные послания богословам и эмирам Неджда, а также исторические хроники ранних ваххабитских ученых. Их всестороннее изучение дало возможность частично реконструировать религиозную ситуацию в Центральной Аравии и прийти к выводу о том, что языческие культы, представленные в основном различными вариациями религиозного фетишизма, являлись одной из основных составляющих духовной жизни рассматриваемых земледельческих общин. При этом, по своему значению они не уступали традиционным и девиантным формам ислама.

Ключевые слова: Аравия, XVIII в., Неджд, Эль-'Арид, религия, языческие культы, фетишизм, ваххабизм

Для цитирования: Матвеев Ф.Ю. Религиозный фетишизм в жизни земледельческих общин центральной Аравии в первой половине XVIII в. (по материалам ранних богословских и исторических трудов ваххабитских ученых) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 77-85. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-5.

FETICHISM IN CENTRAL ARABIA IN THE FIRST HALF OF THE 18th CENTURY (ON THE BASIS OF EARLY WAHHABI RELIGIOUS AND HISTORICAL WORKS)

Fedor Y. Matveev

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; fedorferenc1997@gmail.com

© Матвеев Ф.Ю., 2023

©

Abstract: The article focuses on the main features of the spiritual life of Central Arabia in the first half of the 18th century including non-Islamic cults widely spread in Najd during the period before the rise of the first Wahhabi state. The study is based on works of the founder of Wahhabism Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab (1703-1792) including his personal correspondence and public messages as well as the historical works of early Wahhabi scholars. Its study became the basis for the reconstruction of the religious situation in this part of the Arabian Peninsula and its comprehensive analysis allows to conclude that pagan cults represented by different variations of fetishism were one of the main components of the spiritual life of these agricultural regions. In addition to that its significance was comparable to the traditional and deviant forms of Islam.

Key words: Arabian Peninsula, Najd, Al-'Arid, religion, pagan cults, fetishism, Wahhabism

For citation: Matveev F.Y. Fetichism in central Arabia in the first half of the 18th century (on the basis of early Wahhabi religious and historical works). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 77-85. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-5 (In Russ.)

Середина XVIII в. стала одним из важнейших рубежей в истории Аравийского полуострова. Стремительное восхождение Дир'ийского эмирата1 к вершинам власти навсегда изменило вектор развития этой части арабского мира, утвердив доминирование саудидской государственности над традиционным социально-политическим укладом этих земель. Вне всякого сомнения, главной движущей силой этих процессов выступило ваххабитское движение, ставшее опорой Саудидов. Феномен его возникновения, роста и взаимодействия с эмирской властью остается одной из основных проблем, занимающих отечественных и зарубежных специалистов. Тем не менее, из их исследовательского фокуса зачастую выпадает один из ее важнейших аспектов, а именно, особенности религиозной жизни Центральной Аравии, во многом обусловившие специфику базовых матриц ваххабитского учения. В частности, это касается вопроса о значимости языческих культов в религиозной практике обитателей Неджда2. В большинстве исследований этот аспект затрагивается лишь поверхностно, что существенно искажает представление о раннем этапе оформления идеологии ваххабизма.

Следует заранее оговорить, что работа в этой области значительно осложняется скудостью письменных источников. Большинство

1 Дир'ийский эмират — первое государство Саудидов, названное по имени его столицы — Эд-Дир 'ийи.

2 Неджд — область в Центральной Аравии.

доступных исторических и богословских трудов содержат сведения о духовной жизни жителей лишь относительно небольшой части Южного Неджда, включающей области Эль-'Арид3, где располагалась Эд-Дир'ийя, Эль-Хардж4 и некоторые прилегающие территории. По этой причине принятая в среде исследователей экстраполяция сделанных на этой основе выводов на масштаб всей Центральной Аравии в определенной мере является допущением.

Также необходимо обратить внимание на то, что многие работы, посвященные истории Центральной Аравии XVIII в. содержат весьма спорное представление о борьбе с почитанием святых как о «стержне» ваххабитской идеологии. Данное суждение существенно искажает общую картину, так как из этого зачастую делается вывод о широком распространении культа святых в этой части мира и о его роли в качестве одной из ведущих черт религиозной ситуации упомянутого периода. Этот подход во многом справедлив, когда речь идет о более поздних этапах истории ваххабитского движения, связанных с его распространением за пределы внутренних областей Аравийского полуострова. Тем не менее он совершенно неприменим при реконструкции духовой жизни обитателей Неджда накануне завоеваний Саудидов.

В действительности же главным антиподом ислама в Центральной Аравии стали различные формы религиозного фетишизма, корни которых восходят к эпохе джахилии5. Среди основных источников, позволяющих судить об исключительно широком распространении подобных культов, можно выделить работы основателя ваххабизма Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба (1703-1792). К их числу относятся его самые ранние труды — знаменитые трактаты «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия»)6 и «Аль-Усуль ас-саляса ва адилятиха» («Три основы и их доказательства»)7. Первый из них, согласно ряду недждийских хроник, был завершен в период его

3 Эль-Арид — область Южного Неджда, охватывающая вади Ханифа и прилегающий горный массив Джебель Тувайк.

4 Эль-Хардж — область Южного Неджда, включающая ряд земледельческих центров в устье вади Ханифа.

5 Джахилия — в исламе обозначение первобытной грубости и невежества, предшествовавших принятию ислама.

6 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид (Книга единобожия). Эр-Рияд: [б.и.], 2012 (далее — Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид).

7 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса ва-ль-адилятиха (Три основы и их доказательства). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999 (далее — Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса).

пребывания в Хураймале8, т. е. до 1740 г.9 Второй, вероятно, был составлен до переселения вероучителя в Эд-Дир'ийю. Принято считать, что сообщение ваххабитского летописца 'Усмана ибн Бишра (ум. в 1871/72 г.)10 о том, что шейх начал учить дир'ийских жителей «основам [веры]»11, свидетельствует в пользу существования этой работы уже в 40-х годах XVIII в.

В первую очередь, особо отметим весьма специфический характер этих двух источников. В отличие от более поздних трудов Ибн 'Абд аль-Ваххаба, «Три основы» и «Книга единобожия» представляют собой не столько теоретические выкладки по различным богословским вопросам, сколько текстовую основу проповедей, обращенных к современникам вероучителя, что делает их ценным подспорьем в данном исследовании. Первый из названных трактатов содержит минимум сведений о культах, практиковавшихся жителями Центральной Аравии, но в то же время подробно рассказывает о таких базовых установках ислама как монотеизм, истинность пророческой миссии Мухаммада, «пять столпов ислама», «шесть столпов имана12» и т. п. Потребность в подобном просвещении сама по себе свидетельствует о весьма слабой исламизированности областей, в которых проживали его адресаты.

«Книга единобожия», в свою очередь, включает в себя значительно больше данных, соответствующих целям и задачам настоящего исследования. Опустив вводную часть, вбирающую в себя теоретическое обоснование единобожия, призывы к стойкости в вере, а также пространное порицание недостойных речевых клише и привычек, распространенных среди местного населения, читатель сталкивается с пространным текстом, в котором излагается всесторонняя критика духовных ориентаций жителей Южного Неджда первой половины XVIII в. Сравнение объема тематических блоков этого трактата позволяет заключить, что самый крупный из них, составляющий

8 Хураймала — селение в области Судайр.

9 Ибн Ганнам, Хусейн. Тарих Наджд аль-мусамма раудат аль-афкар ва-ль-афхам (История Неджда, называемая садом мыслей и понятий). Т. 1. Эр-Рияд: Дар аш-шурук, 2010 (далее — Ибн Ганнам. Тарих Наджд). С. 215; Лам'а аш-шихаб фи сират Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 2005 (далее — Лам'а аш-шихаб). С. 64.

10 'Усман ибн 'Абдаллах ибн Бишр — ваххабитский ученый, один из виднейших недждийских историков.

11 Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (Символ славы в истории Неджда). Т. 1. Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 1982 (далее — Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд). С. 45.

12 Иман — вера в Аллаха, Его ангелов, священные писания, пророков, Судный день, и воздаяние за добро и зло.

не менее 30% содержания, посвящен именно фетишизму, в то время как всем другим практикам, осуждаемым ваххабизмом, уделены сравнительно небольшие отрывки. Вопросам, связанным с недобросовестным исполнением предписаний ислама, отведено около 18% критических пассажей, бытовой магии и суевериям — примерно 15%, колдовству и гаданию — не более 13%, оставшиеся 15% и 6% текста обличают культ гробниц и почитание святых соответственно.

Среди основных форм фетишизма Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб выделяет «поклонение деревьям, камням и всему подобному»13. Пространства вокруг таких объектов нередко становились местами вознесения молитв и жертвоприношений. Хроника Ибн Ганнама (ум. в 1811 г.)14, в свою очередь, содержит подробный перечень подобных языческих святилищ. Одним из наиболее заметных являлась роща в окрестностях 'Уяйны15, уничтоженная при участии самого основателя ваххабизма, который, согласно хронике Ибн Бишра, «лично отправился [к ней] и стал рубить [деревья], после чего к нему начали присоединяться люди, число которых вскоре достигло 70 человек»16. В окрестностях селения Эль-Фада располагалось сразу два фетиша. Первым из них была пальма, именуемая аль-Фаххаль. Согласно сообщению Ибн Ганнама, «поток даров, приносимых к ней мужчинами и женщинами, не иссякал ни утром, ни вечером»17. Неподалеку произрастал тамариск, пользовавшийся особым почитанием среди матерей, желавших обезопасить своих детей от внезапной смерти18. Главным культовым объектом в окрестностях Эд-Дир'ийи была древняя пещера Бинт аль-Амир, в которую, по свидетельству Ибн Ганнама, люди регулярно приносили даяния — хлеб и мясо19. Весьма любопытным объектом, заслуживающим особого внимания, была так называемая «гробница Дирара ибн аль-Азвара20», расположенная неподалеку от оазиса Ша'иб Губейра. Хронист подчеркивал, что она является «ложной и обретенной по наущению Иблиса»21. Между тем, наиболее вероятное место захоронения этого соратника пророка Мухаммада находится в Иордании, в то время как ее недждийская

13 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид. С. 64.

14 Хусейн ибн Ганнам — ваххабитский богослов, сподвижник Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба.

15 Уяйна — крупное селение в северо-западной части Эль- 'Арида.

16 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, Т. 1. С. 39.

17 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т.1. С. 174.

18 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т.1. С. 175.

19 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т.1. Там же.

20 Дирар ибн аль-Азвар (ум. предположительно в 640 г.) — один из сподвижников пророка Мухаммада.

21 Ибн Ганнам. Тарих Наджд. Т.1. С. 174.

«версия» представляет собой глубокую и извилистую пещеру в одном из ущелий вади Ханифа, едва ли походящую на какое-либо захоронение в принципе. Проводя аналогию с упомянутым выше святилищем Бинт аль-Амир, можно предположить, что в данном случае речь идет о чисто языческом природном фетише, почитание которого было переосмыслено в рамках исламской традиции.

Рассуждая о разнообразии форм центрально-аравийского фетишизма, также следует заострить внимание на четком различении автором «Книги единобожия» культа гробниц и культа святых. Неравнозначность этих двух практик неоднократно подчеркивается во многих других трудах Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба и его последователей. Примечательно, что поиск в лице Божьих угодников заступников перед Аллахом хотя и порицается ваххабитами, однако не считается таким опасным для коллективного благочестия грехом, как воздвижение памятников на их могилах, о чем свидетельствует относительно мягкая критическая риторика в отношении первого из них и воинственная и непримиримая в отношении второго. Более того, ни в одном из задействованных источников в целом не отрицается необходимость трепетного отношения к почившим и, что немаловажно, живым праведникам, уважительно называемым ваххабитскими авторами салихун (араб. праведники) или аулия (араб. угодники). В одном из своих писем недждийскому алиму22 Ибн Сайаху Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб восклицал: «Иса23 не виноват в том, что ему возносят мольбы! То же самое касается и рафидитов24; 'Али ибн Абу Талиб25 не виноват в том, что ему поклоняются!»26 Заметим, однако, что важным фактором считалось отсутствие тщеславия со стороны самого носителя «небесной благодати». В противном случае он терял статус Божьего угодника и становился «шайтаном» — искусителем, «выманивающим из людей пожертвования [своей] ложью и идущим не по пути Аллаха»27.

22 Алим — знаток богословия, священного писания, предания и этико-правовых норм ислама.

23 Иса ибн Марьям — один из исламских пророков, отождествляемый с библейским Иисусом Христом.

24 Рафидиты — одно из распространенных прозвищ шиитов, данное им противниками.

25 'Али ибн Абу Талиб (599-661) — сподвижник, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, четвертый «праведный халиф» и первый шиитский имам.

26 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Ад-Дурар ас-сания фи-ль-аджвиба ан-надждия (Высочайшие жемчужины недждийской полемики). Т. 1. Под ред. 'Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада ибн Касима аль-Асми ан-Наджди. Эр-Рияд: [б.и.], 1996 (далее — Ад-Дурар ас-сания). С. 78.

27 Ад-Дурар ас-сания. С. 77.

Основы подобного размежевания довольно четко прослеживается в ваххабитской терминологии, которая именует всякого чрезмерно почитаемого праведника термином «тагут», т. е. объект ложного обожествления со стороны других, в то время как гробницу, купол, или любое иное строение на месте захоронения святого принято называть фетишем (араб. васан). В одном из своих публичных посланий, адресованное всем алимам Неджда и посвященное критике возведения подобных сооружений, Ибн 'Абд аль-Ваххаб включает следующую знаковую фразу: «[Смуту приносит] воздвижение куполов над могилами праведников и поклонение им (не праведникам, а именно куполам. — Ф.М.)»28. Эта деталь весьма характерна для работ основателя ваххабизма и его последователей и во многом отражает специфику понимания ими данной практики.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что с точки зрения раннего ваххабизма культ гробниц рассматривается не как выражение чрезмерного почитания праведников, а как одна из вариаций столь привычного недждийцам языческого фетишизма. В то же время избыточное преклонение перед святыми относилось ваххабитами скорее к девиациям в рамках ислама. Судя по всему, Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб и его единомышленники быстро осознали, что надгробия над могилами зачастую теряли в глазах местных жителей свое изначальное значение и постепенно превращались в самостоятельные объекты культа. Более того, нередко имел место и обратный процесс, ярким примером чему служит упомянутая ранее «гробница» Дирара ибн аль-Азвара.

Специфика подхода ваххабитов к проблеме разграничения культа гробниц и культа святых позволяет пересмотреть предложенный выше вариант распределения содержания «Книги единобожия» по тематическим блокам. Если включить осуждение культа гробниц в рамки порицания недждийского фетишизма, то данный блок составит практически половину критического содержания книги (около 47%), при том то самому пространному из оставшихся, посвященному различным аспектам недобросовестного исполнения предписаний ислама, уделено не более 25,5% текста.

Столь пристальное внимание к проблеме религиозного фетишизма и связанных с ним практик со стороны Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба позволяет говорить о ее исключительной остроте. Это же многократно подтверждается и в переписке вероучителя, в которой

28 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат аш-шайх аль-имам Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Сочинения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Т. 7 / Под ред. Абд аль-Азиза ибн Зейда ар-Руми. Эр-Рияд: Джамиат аль-имам Мухаммад ибн Сауд аль-исламия, 1976 (далее — Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат). С. 176.

подобные ценностные ориентиры оказываются одним из главных объектов его нападок. В своем письме некоему 'Абд аль-Ваххабу ибн 'Абдаллаху ибн 'Исе он восклицает: «Мне удивительно, что Вы не понимаете [сути] свидетельства о том, что нет Божества, кроме Аллаха, и что Вами до сих пор не отвергнуты идолы (араб. аснам. — Ф.М), которым поклоняются в Эль-Хардже и схожих местах, ведь это есть величайший ширк29! Так считает большинство алимов»30.

Таким образом, становится очевидно, что ваххабитские ученые — авторы наиболее заметных ранних религиозных и исторических трудов прямо свидетельствуют о борьбе с фетишизмом, восходящим к схожим верованиям доисламской эпохи, как об одном из основных направлений деятельности ваххабитов в начальный период существования этого движения. Это обстоятельство, наряду с обилием упоминаний о языческих святилищах в задействованных письменных источниках, позволяет сделать заключение о весьма широком распространении различных форм подобных культов в Неджде, а также рассматривать их в качестве одного из основных столпов религиозной жизни обитателей земледельческих областей Центральной Аравии XVIII в. Именно противостояние явлениям такого рода стало основой многих базовых матриц ваххабитской идеологии, а также обусловило специфику этого радикального течения ислама, коренным образом повлиявшего на социально-политическую историю Аравийского полуострова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Китаб ат-таухид (Книга единобожия). Эр-Рияд: [б.и.], 2012.

2. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Аль-Усуль ас-саляса ва-ль-адилятиха (Три основы и их доказательства). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999.

3. Ибн Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Ад-Дурар ас-сания фи-ль-аджвиба ан-надждия (Высочайшие жемчужины недждийской полемики). Т. 1. Под ред. 'Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада ибн Касима аль-Асми ан-Наджди. Эр-Рияд: [б.и.], 1996.

4. Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат аш-шейх аль-имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (Сочинения шейха Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Т. 7. Под ред. Абд аль-Азиза ибн Зейда ар-Руми. Эр-Рияд: Джамиат аль-имам Мухаммад ибн Сауд аль-исламия, 1976.

5. Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (Символ славы в истории Неджда). Т. 1. Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 1982.

29 Ширк — многобожие.

30 Ибн 'Абд ал-Ваххаб, Мухаммад. Муаллафат. С. 278.

6. Ибн Ганнам, Хусейн. Тарих Наджд аль-мусамма раудат аль-афкар ва-ль-афхам (История Неджда, называемая садом мыслей и понятий). Т. 1. Эр-Рияд: Дар аш-шурук, 2010.

7. Лам'а аш-шихаб фи сират Мухаммад ибн 'Абд аль-Ваххаб (Блеск метеора в житии Мухаммада ибн 'Абд аль-Ваххаба). Эр-Рияд: Дарат аль-малик 'Абд аль-'Азиз, 2005.

REFERENCES

1. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Kitab al-Tawhid (The Book of the Oneness of God). Riyadh: [s.n.], 2012.

2. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Al-Usul al-Salyasa wa-al-Adilatiha (The Three Fundamental Principles and its Evidence). Riyadh: Fakhrasat Maktabat al-Malik Fahd al-Watania asnaa al-Nashr, 1999.

3. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Muallafat al-Sheikh al-Imam Muhammad Ibn Abd al-Wahhab (The Writings of Sheikh Muhammad ibn 'Abd al-Wahhab). Vol. 7. Ed. by 'Abd al-'Aziz Ibn Zeid al-Rumi. Riyadh: Jamiat al-Imam Muhammad Ibn Saud al-Islamiya, 1976.

4. Ibn 'Abd al-Wahhab, Muhammad. Al-Durar al-saniya fi-l-Ajviba al-Najdia (The Highest Pearls of the Najdi controversy). Vol. 1. Ed. by 'Abd al-Rahman Ibn Muhammad Ibn Qasim al-Asmi al-Najdi. Riyadh: [s.n.], 1996.

5. Ibn Bishr, 'Usman Ibn 'Abdallah. 'Unwan al-Majdfi Tarikh Najd (Symbol of Glory in the History of Najd). T. 1. Riyadh: Darat al-Malik 'Abd al-'Aziz, 1982.

6. Ibn Ghannam, Hussein. Tarikh Najd al-musamma Raudat al-Afkar wa-l-Afkham (History of Najd, called the Garden of Thoughts and Concepts). Vol. 1-2. Riyadh: Dar al-Shuruk, 2010.

7. Lam'a al-Shihab fi Sirat Muhammad Ibn 'Abd al-Wahhab (Shine of a Meteor in the Life of Muhammad Ibn 'Abd al-Wahhab). Riyadh: Darat al-Malik 'Abd al-'Aziz, 2005.

Статья поступила в редакцию 06.07.2023; одобрена после рецензирования 29.08.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted 06.07.2023; approved after reviewing 29.08.2023; accepted for publication 26.10.2023.

ОБ АВТОРЕ

Матвеев Федор Юрьевич — аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, fedorferenc1997@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Fedor Y. Matveev — Post-Graduate, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, fedorferenc1997@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.