Научная статья на тему 'ДИР‘ИЙСКИЙ ЭМИРАТ НАКАНУНЕ ЗАРОЖДЕНИЯ САУДОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НЕДЖДИЙСКИХ ХРОНИК XVII-XVIII ВВ.)'

ДИР‘ИЙСКИЙ ЭМИРАТ НАКАНУНЕ ЗАРОЖДЕНИЯ САУДОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НЕДЖДИЙСКИХ ХРОНИК XVII-XVIII ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАВИЯ XVII-XVIII ВВ / АД-ДИР'ИЙЯ / ПЕРВОЕ ГОСУДАРСТВО САУДИДОВ / НЕДЖД / ДИР'ИЙСКИЙ ЭМИРАТ / ВАХХАБИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеев Федор Юрьевич

В статье рассматриваются особенности социально-политической жизни дир‘ийского эмирата в период, предшествующий возникновению ваххабитской государственности. Основу задействованного источникового массива составляют хроники недждийских ученых XVII-XVIII вв., ряд которых впервые вводятся в научный оборот. Их изучение дало возможность частично реконструировать упомянутый период и провести его многосторонний анализ. Итоги исследования позволяют предположить, что к моменту основания первого государства Саудидов в 1744 г. ад-Дир‘ийя представляла собой лишь небольшое земледельческое поселение в Южном Неджде, нестабильная политическая и экономическая ситуация в котором обуславливалась как тяжелыми природными условиями, так и постоянными политическими потрясениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY SOCIO-POLITICAL HISTORY OF THE EMIRATE OF DIRIYAH ON THE BASIS OF NAJDI CHRONICLES OF THE 17TH AND 19TH CENTURIES

The article focuses on the main features of the socio-political life of the Emirate of Diriyah in the period preceding the emergence of the First Saudi State. The basis of the study is formed by a number of recently published Najdi chronicles of the 17th and 18th centuries. The new scienti c material made it possible to reconstruct the mentioned historical period and analyze it comprehensively. The results of the study show that by the time the First Saudi State was founded in 1744, Diriyah was only a small agricultural settlement in Southern Najd. Its political and economic in uence was undermined both by di cult natural conditions and constant political upheavals.

Текст научной работы на тему «ДИР‘ИЙСКИЙ ЭМИРАТ НАКАНУНЕ ЗАРОЖДЕНИЯ САУДОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ НЕДЖДИЙСКИХ ХРОНИК XVII-XVIII ВВ.)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 3. C. 73-81

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 3, pp. 73-81

ИСТОРИЯ

ДИР'ИЙСКИЙ ЭМИРАТ НАКАНУНЕ ЗАРОЖДЕНИЯ

САУДОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

(ПО МАТЕРИАЛАМ НЕДЖДИЙСКИХ ХРОНИК XVII-XVIII вв.)

Ф.Ю. Матвеев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия; fedorferenc1997@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-политической жизни дир'ийского1 эмирата в период, предшествующий возникновению ваххабитской государственности. Основу задействованного источникового массива составляют хроники недждийских2 ученых XVII-XVIII вв., ряд которых впервые вводятся в научный оборот. Их изучение дало возможность частично реконструировать упомянутый период и провести его многосторонний анализ. Итоги исследования позволяют предположить, что к моменту основания первого государства Саудидов в 1744 г. ад-Дир'ийя представляла собой лишь небольшое земледельческое поселение в Южном Неджде, нестабильная политическая и экономическая ситуация в котором обуславливалась как тяжелыми природными условиями, так и постоянными политическими потрясениями.

Ключевые слова: Аравия XVII-XVIII вв.; ад-Дир'ийя; ваххабизм; первое государство Саудидов; Неджд; дир'ийский эмират

Для цитирования: Матвеев Ф.Ю. Дир'ийский эмират накануне зарождения саудовской государственности (по материалам недждийских хроник XVII-XVIII вв.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 3. C. 73-81.

EARLY SOCIO-POLITICAL HISTORY OF THE EMIRATE OF DIRIYAH ON THE BASIS OF NAJDI CHRONICLES OF THE 17th AND 19th CENTURIES

Fedor Y. Matveev

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; fedorferenc1997@gmail.com

Abstract: The article focuses on the main features of the socio-political life of the Emirate of Diriyah in the period preceding the emergence of the First Saudi State. The basis of the study is formed by a number of recently published Najdi

1 ад-Дир'ийя — селение в Южном Неджде.

2 Неджд — область в Центральной Аравии.

chronicles of the 17th and 18th centuries. The new scientific material made it possible to reconstruct the mentioned historical period and analyze it comprehensively. The results of the study show that by the time the First Saudi State was founded in 1744, Diriyah was only a small agricultural settlement in Southern Najd. Its political and economic influence was undermined both by difficult natural conditions and constant political upheavals.

Key words: The Arabian Peninsula; Diriyah; Wahhabism; the First Saudi State; Najd; the Emirate of Diriyah

For citation: Matveev F.Y. Early Socio-Political History of the Emirate of Diriyah on the Basis of Najdi Chronicles of the 17th and 19th Centuries. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 2, pp. 73-81. (In Russ.)

XVII-XVIII столетия стали переломной эпохой в истории Аравийского полуострова. Напряженное противостояние традиционного социально-политического уклада и зарождавшейся в оазисах Южного Неджда ваххабитской государственности на века определило судьбу этой части арабского мира. При этом в силу малочисленности и скудности недждийских письменных источников XVII-XVIII вв. из исследовательского фокуса зачастую выпадает ранняя история рода Ааль Сауд, сыгравшего ключевую роль в образовании первого государства Саудидов. В ранних летописях сюжеты, связанные с основанием ад-Дир'ийи, отсутствуют полностью. Записи о политической жизни оазиса, в свою очередь, обрывочны и зачастую приводятся только в контексте повествования о сторонних событиях. Первые упоминания о предках Саудидов и вовсе встречаются лишь в более поздних источниках ваххабитской эпохи, наступление которой спод-вигло новое поколение недждийских ученых к первым попыткам составить целостное представление об истории дир'ийского эмирата.

Мухаммад ибн 'Умар Аль-Фахири (1772-1860) и 'Усман ибн 'Аб-даллах ибн Бишр (ум. в 1871/72 г.), два крупнейших хрониста второй половины XVIII — первой половины XIX в., связывают основание будущей столицы ваххабитского государства с человеком по имени Мани'а ибн Раби'а аль-Мурайди, который в 1446 г. вместе со своим семейством перебрался из окрестностей Эль-Катифа3 в Южный Неджд, где правитель Хаджра4 по имени Ибн Дир'а подарил ему часть своих плодородных земель5. Судя по всему, к этому времени

3 Эль-Катиф — портовый город в Восточной Аравии.

4 Хаджр — небольшое поселение в окрестностях вади Ханифа.

5 Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (850-1156). Бейрут: Дар аль-Башаир аль-исламия ли-н-нашр, 2008 (далее — Ибн Бишр. 'Унван

здесь уже располагались два небольших селения — аль-Гасиба и аль-Мулайбид, на месте которых со временем и возникла ад-Дир'ийя.

Как сам Раби'а ибн Мани'а аль-Мурайди, так и его преемники активно враждовали с другими эмиратами Эль-'Арида6. В правление Раби'а ибн Мани'а аль-Мурайди территория диръийских владений значительно расширилась за счет соседствующих земель рода Ааль Йазид. Их вотчина была окончательно подчинена его сыном — Мусой ибн Раби'а, захватившим власть в эмирате в результате организованного им заговора против отца7.

Несмотря на военные успехи предков Саудидов, уже внуки Мусы ибн Раби'а столкнулись с острым дефицитом плодородных земель. Из пятерых сыновей его наследника — Ибрахима ибн Мусы — четверо были вынуждены переехать в соседние области, и только преемник Ибрахима по имени Мархан получил власть в родном селении8. Среди его отпрысков мужского пола летописцы выделяют двоих сыновей — Раби'а и Мукрина, основавшего род Ааль Мукрин, из которого несколько позже выделилась ветвь Ааль Сауд. Вероятно, что братьям удалось наладить совместное управление оазисом. Косвенным подтверждением этому могут служить слова Ибн Бишра, который, повествуя о паломничестве 1629 г., применяет к ним титул «эмиры ад-Дир'ийи»9. Впрочем, подобное именование могло быть не более, чем формальностью.

Смерть Мукрина ибн Мархана положила начало кровопролитной борьбе за престол. Судя по всему, передача почившим эмиром всей полноты власти своему его сыну Мархану вызвала недовольство Раби'а, который хотел видеть правителем оазиса собственного наследника по имени Ватбан. Согласно большинству недждийских хроник, в 1655 г. именно Ватбан расправился со своим оппонентом и воцарился в ад-Дир'ийе10.

аль-маджд фи тарих Наджд, 2008). С. 33; Аль-Фахири, Мухаммад ибн 'Умар. Тарих аль-Фахири (История аль-Фахири). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999 (далее — Тарих аль-Фахири).

6 Эль-Арид — область Южного Неджда, располагающаяся в бассейне вади Ханифа.

7 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 33.

8 Там же.

9 Там же. С. 55.

10 Ибн Ла'абун, Хамад ибн Мухаммад ибн Наср. Тарих Ибн Ла'абун (История Ибн Ла'абуна) // Хизанат ат-Таварих ан-Надждия. Эр-Рияд: [б.и.], 1999 (далее — Тарих Ибн Ла'абун). С. 130; Аль-Манкур, Ахмад ибн Мухаммад. Тарих аш-шайх Ахмад ибн Мухаммад аль-Манкур. (История шейха Ахмада ибн Мухаммада аль-Манкура). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр,

Большая часть дальнейшей истории правления предков Саудидов определялась неустанной борьбой между потомками Муркина ибн Мархана и Раби'а ибн Мархана. К сожалению, имеющиеся в распоряжении исследователей хроники не дают четкого представления о дальнейшей судьбе Ватбана ибн Раби'а и его наследников. По словам Ибн Бишра, 1673 г. ознаменовался «убийством эмира ад-Дир'ийи На-сра ибн Мухаммада и Ахмада ибн Ватбана»11. Остальные летописи едва ли могут помочь прояснить это туманное сообщение, поскольку единственное упоминание о схожем событии содержится в хронике доваххабитского недждийского историка Мухаммада ибн Раби'а аль-Аусаджи (1655-1745). В нем автор утверждает, что жертвами заговора пали «Ахмад ибн Ватбан и эмир 'Уяйны Наср ибн Мухаммад»12.

Существуют разные подходы в толковании этого сюжета, однако наиболее убедительная точка зрения была высказана сирийским исследователем Муниром аль-'Аджляни. Ссылаясь на неназванные труды Гарри Филби13, он утверждает, что вскоре после своего воцарения Ватбан был убит Мухаммадом ибн Мукрином, одним из своих двоюродных братьев, который, однако, вскоре отрекся от власти в ад-Дир'ийе в пользу своего сына Насра ибн Мухаммада. Таким образом, аль-'Аджляни считает, что хронисты имели в виду Насра ибн Мухаммада ибн Мукрина аль-Мурайди14.

После более чем двадцатилетнего молчания хронисты внезапно сообщают о смерти некого правителя ад-Дир'ийи по имени Идрис ибн Ватбан15. Можно предположить, что речь идет о лидере заговора из числа потомков Раби'а ибн Мархана, который впоследствии воцарился в оазисе и правил им до 1692 г. После этого на престол, судя по всему, взошел его брат Ибрахим, об убийстве которого в 1694 г.

1999 (далее — Аль-Манкур. Тарих). С. 42; Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 79; Тарих аль-Фахири. С. 93; Тарих Ибн Раби'а. С. 34.

11 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 92.

12 Аль-'Аусаджи, Мухаммад ибн Раби'а ибн Мухаммад. Тарих Ибн Раби'а (История Ибн Раби'а) // Хизанат ат-Таварих ан-Надждия Т. 3. Эр-Рияд: [б.и.], 1999 (далее — Тарих Ибн Раби'а). С. 25.

13 Гарри Сент-Джон Бриджер Филби (1885-1960) — британский колониальный деятель и востоковед, долгое время живший при дворе саудовского эмира 'Абд аль-'Азиза ас-Са'уда (1880-1953).

14 Аль-'Аджляни, Мунир. Тарих аль-Мамляка аль-'Арабия ас-Саудия. С. 56-57.

15 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 123; Аль-Манкур. Тарих. С. 57; Тарих Ибн Ла'абун. С. 140; Тарих аль-Фахири. С. 108.

сообщают Ибн Бишр16 и Ибн Раби'а17. Оба автора сходятся во мнении, что эмир пал от руки Яхьи ибн Саляма — владыки Эр-Рияда.

Последовавший за смертью Ибрахима ибн Ватбана период покрыт мраком. По сообщениям летописцев, в 1697 г. властителем ад-Дир'ийи стал некий Султан ибн Хамад аль-Кабас, правивший оазисом вплоть до своей гибели в 1708 г., после чего престол занял его брат 'Абдаллах, вскоре и сам павший жертвой заговора18. Иных данных о положении ад-Дир'ийей в период с 1697 г. по 1708 г. летописцы не приводят.

Мунир аль-'Аджляни предпочитает называть это время «засильем пришлых эмиров»19, считая, что вышеупомянутые Султан и 'Абдаллах были членами могущественного восточноаравийского племени Бану Халид. Этот предположение, однако, довольно шатко, так как источники не упоминают крупных походов халидитов в Центральную Аравию в это время. Более того, ад-Дир'ийю едва ли можно назвать одним из стратегически важных центров, удержание которых было основным путем распространения влияния племени. Вполне возможно, что истоком такого подхода может быть попытка ученого найти корни жесткого противостояния первого государства Саудидов и Бану Халид, вспыхнувшего во второй половине XVIII в.

Так или иначе, со смертью 'Абдаллаха власть в ад-Дир'ийе вновь перешла к потомкам Мани'а аль-Мурайди. Ранние хроники сообщают, что в 1709 г. эмиром оазиса стал человек по имени Муса ибн Раби'а20. Авторы более поздних летописей эпохи первого государства Саудидов предполагают, что речь идет о Мусе ибн Раби'а ибн Ват-бане ибн Мархане21. Вероятнее всего, хронисты пытались отнести этого правителя к потомкам Мархана ибн Мукрина. Последующие десять лет истории оазиса практически не освещаются в письменных источниках. Повествование аль-Манкура, в свою очередь, и вовсе обрывается в связи с его смертью в 1711 г.

Судьба нового эмира ад-Дир'ийи также прослеживается с трудом. Вероятно, в последующие годы Муса был отстранен от власти, так как при описании событий 1725 г. хронисты внезапно сообщают о смерти правителя с совершенно другим именем. Так, доваххабитский историк Мухаммад ибн 'Ибад аль-'Аусаджи (ум. в 1762 г.) ошибочно

16 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 120.

17 Тарих Ибн Раби'а. С. 39.

18 Аль-Манкур. Тарих. С. 57; Тарих Ибн Ла'абун. С. 145.

19 Аль-'Аджляни, Мунир. Тарих аль-Мамляка аль-'Арабия ас-Саудия. С. 58.

20 Аль-Манкур. Тарих. С. 138.

21 Тарих Ибн Ла'абун. С. 145.

говорит о смерти «Ибн Сауда»22, в то время, как Ибн Бишр и некоторые другие историки называют почившего Саудом ибн Мухаммадом ибн Мукрином, добавляя, что ему на смену пришел некий Зейд ибн Мархан23. Однозначно идентифицировать упомянутых персонажей не представляется возможным, однако летописцы, судя по всему, склоняются к тому, что они также являлись потомками Мархана ибн Мукрина.

Зейд продержался на престоле около двух лет. И вновь мы сталкиваемся с разными версиями описания событий того времени. Ибн Раби'а в своем труде сообщает об убийстве правителя ад-Дир'ийи в 1727 г., однако не называет его имя24. Ибн 'Ибад и аль-Фахири небезосновательно убеждены, что речь идет о Зейде ибн Мархане, добавляя, что он пал от руки человека по имени «Харфаш»25, которое, на самом деле, представляет собой прозвище властителя 'Уяйны26 Мухаммада ибн Хамада аль-Му'аммара.

После смерти Зейда борьба за освободившийся престол вспыхнула вновь. В результате власть в оазисе перешла к Мухаммаду ибн Сауду ибн Мухаммаду ибн Мукрину, будущему основателю первого государства Саудидов, который расправился со своим главным конкурентом Мукрином ибн Мухаммадом, приходившимся ему дядей27.

Совершенно иное описание этих событий можно обнаружить в хронике другого известного летописца — Хамада ибн Ла'абуна (ум в 1839 г.)28. По его словам, Мукрин ибн Мухаммад захватил власть в ад-Дир'ийе, свергнув законного правителя, которому удалось бежать. Однако от него потребовали немедленно явиться ко двору и публично отказаться от власти. Тогда Зейд обратился за помощью к Мухаммаду ибн Сауду, после чего они вдвоем приняли участие в переговорах, завершившихся расправой над узурпатором29. Судя по всему, после этого Зейд добровольно уступил престол Мухаммаду, по крайней мере, источники упоминают последующее его воцарение без каких-либо сообщений о междоусобицах.

22 Тарих Ибн Раби'а. С. 77.

23 Ибн Бишр. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд, 2008. С. 153; Тарих Ибн Ла'абун. С. 152.

24 Тарих Ибн Раби'а. С. 44.

25 Аль-'Аусаджи, Мухаммад ибн Хамад ибн 'Ибад. Тарих Ибн 'Ибад (История Ибн 'Ибада). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999 (далее — Тарих Ибн 'Ибад). С. 82.

26 'Уяйна — город и одноименный оазис в верхнем течении вади Ханифа.

27 Тарих Ибн 'Ибад. С. 82; Тарих аль-Фахири. С. 125.

28 Примечательно, что именно эта версия позже вошла в хронику Ибн Бишра.

29 Тарих Ибн Ла'абун. С. 152-153.

В любом случае, приходом к власти Ибн Сауда фактически завершается ранний период истории дир'ийского эмирата. Начиная с этого момента и вплоть до образования ваххабитского государства, хронисты отмечают лишь ряд незначительных военных походов.

Из вышеизложенной фрагментарной реконструкции социально-политической истории ад-Дир'ийи явствует, что с самого начала основой экономической жизни эмирата было преимущественно земледелие. В этом смысле будущая ваххабитская столица представляла собой типичный аравийский оазис XVII-XVIII вв. В то же время уже первые поколения его правителей столкнулись с серьезным дефицитом пригодных для возделывания земель, доказательством чему служат многочисленные миграции и войны за территорию с соседствующими кланами. Кроме того, местные почвы не отличались плодородностью.

Торговля в селении носила локальный характер, а ее основой был обмен с кочевавшими в окрестностях бедуинами. Примечательно, что ад-Дир'ийя располагалась на более или менее оживленном караванном пути, соединявшем Эль-Хасу30 с Центральной Аравией. Однако роль ключевых торговых центров на этом участке «перехватили» города Эль-Хардж и 'Уяйна.

Еще одним источником дохода для эмиров ад-Дир'ийи были грабительские набеги на близлежащие селения. Хроники изобилуют сообщениями об их походах, в которых правители рода Ааль Му-

31

крин нередко выступали союзниками некоторых местных оазисов31. При этом предки Саудидов не обладали достаточным количеством ресурсов для активного расширения своих владений.

Хотя все доступные источники не дают возможности воспроизвести полную картину социальной жизни дир'ийского эмирата, в них относительно четко прослеживается типичная структура аравийских городов того времени. Основой населения ад-Дир'ийи были земледельцы, ремесленники и торговцы, относительно малочисленную прослойку составляли 'алимы и рабы. Правители же в первую очередь представляли собой крупных землевладельцев и военную верхушку. Анализ задействованных материалов обнаруживает практически полную оторванность эмиров от социальной и экономической жизни своих владений. Рядовое население, в свою очередь, также не было включено в политическую жизнь города.

30 Эль-Хаса — историческая область в Восточной Аравии.

31 Тарих аль-Фахири. С. 102.

Таким образом, в период своей ранней истории ад-Дир'ийя представляла собой лишь одно из десятков небольших селений Южного Неджда. Со дня основания и вплоть до 1744 г. ее едва ли можно было называть серьезной политической или экономической силой даже внутри такого небольшого района Южного Неджда, как Эль-'Арид. Ярким свидетельством тому служат редкие и обрывочные упоминания об оазисе и его правителях в доваххабитских хрониках. Среди главных причин столь непростого положения можно назвать социальный разрыв между городской элитой и рядовым населением, усугубляющийся постоянной борьбой за власть между разными ветвями потомков Мукрина, постоянными перестановками во власти, а также крайней скудностью ресурсов подвластных земель. Все это не позволяло наследникам аль-Мурайди обрести сколь-либо значимый политический вес.

Однако во многом именно эти условия подготовили в ад-Дир'ийе идеальную почву для ваххабитской идеологии, распространение которой положило начало взлету Саудидской государственности и коренным трансформациям во всех сферах жизни эмирата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аль-'Аусаджи, Мухаммад ибн Хамад ибн 'Ибад. Тарих Ибн 'Ибад (История Ибн 'Ибада). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999.

2. Аль-'Аусаджи, Мухаммад ибнРаби'аибн Мухаммад. Тарих Ибн Раби'а (История Ибн Раби'а) // Хизанат ат-таварих ан-надждия. Т. 3. Эр-Рияд: [б.и.], 1999.

3. Ибн Бишр, 'Усман ибн 'Абдаллах. 'Унван аль-маджд фи тарих Наджд (850-1156). Бейрут: Дар аль-Башаир аль-исламия ли-н-нашр, 2008.

4. Ибн Ла'абун Хамад, ибн Мухаммад ибн Наср. Тарих Ибн Ла'абун (История Ибн Ла'абуна) // Хизанат ат-Таварих ан-Надждия. Т. 1. Эр-Рияд: [б.и.], 1999.

5. Аль-Манкур, Ахмад ибн Мухаммад. Тарих аш-шайх Ахмад ибн Мухаммад аль-Манкур (История шейха Ахмада ибн Мухаммада аль-Манкура). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999.

6. Аль-Фахири, Мухаммад ибн 'Умар. Тарих аль-Фахири (История аль-Фахири). Эр-Рияд: Фахрасат мактабат аль-малик Фахд аль-ватания аснаа ан-нашр, 1999.

7. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1982.

8. Al-Rasheed, Madawi. A History of Saudi Arabia. L., 2010.

9. Аль-'Аджляни, Мунир. Тарих аль-Мамляка аль-'Арабия ас-Саудия (История Королевства Саудовская Аравия). Т. 1. Эр-Рияд: Дар аш-шибль ли-н-нашр ва-т-тавзи'а ва-т-тиба'а, 1993.

REFERENCES

1. Al-'Ausaji, Muhammad ibn Hamad ibn 'Ibad. Tarikh Ibn 'Ibad(History of Ibn 'Ibad). Riyadh: Fakhrasat maktabat al-malik Fahd al-watania asnaa an-nashr, 1999.

2. Al-'Ausaji, Muhammad ibn Rabi'a ibn Muhammad. Tarikh Ibn Rabi'a (History of Ibn Rabi'a) // Khizanat at-tawarikh an-najdia. T. 3. Riyadh: [b.i.], 1999.

3. Ibn Bishr, 'Usman ibn 'Abdallah. 'Unwan al-majdfi tarikh Najd (850-1156). Beirut: Dar al-Bashair al-Islamiya li-n-nashr, 2008.

4. Ibn Laabun Hamad, ibn Muhammad ibn Nasr. Tarikh Ibn Laabun (History of Ibn Laabun) // Khizanat at-Tawarikh an-Najdia. T. 1. Riyadh: [b.i.], 1999.

5. Al-Mankur, Ahmad ibn Muhammad. Tarikh ash-shaikh Ahmad ibn Muhammad al-Mankur (History of Sheikh Ahmad ibn Muhammad al-Mankur). Riyadh: Fakhrasat maktabat al-malik Fahd al-watania asnaa an-nashr, 1999.

6. Al-Fahiri, Muhammad ibn 'Umar. Tarikh al-Fakhiri (History of al-Fakhiri). Riyadh: Fakhrasat maktabat al-malik Fahd al-watania asnaa an-nashr, 1999.

7. Vasiliev A.M. Istoriya Saudovskoy Aravii (History of Saudi Arabia). Moscow: Nauka, 1982.

8. Al-Rasheed, Madawi. A History of Saudi Arabia. London: Cambridge university press, 2010.

9. Al-Ajlani, Munir. Tarikh al-Mamlaka al-'Arabiya al-Sa'udia (History of the development of Saudi Arabia). T. 1. Riyadh: Dar ash-shibl li-n-nashr wa-t-tavzi'a va-t-tiba'a, 1993.

Статья поступила в редакцию 20.05.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022; принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 09.06.2022; accepted for publication 26.09.2022

ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Матвеев Федор Юрьевич — аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; fedorferenc1997@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Fedor Y. Matveev — Post-Graduate, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; fedorferenc1997@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.