Научная статья на тему 'Религиозный фактор в медицине и образовании: нравственный и воспитательный аспект'

Религиозный фактор в медицине и образовании: нравственный и воспитательный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2085
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАКТОРЫ / RELIGIOUS FACTORS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / БИОМЕДИЦИНА / BIOMEDICINE / ДіНИ ФАКТОРЛАР / РУХАНИ-АДАМГЕРШіЛіК ТәРБИЕСі / САЛАУАТТЫ өМіР САЛТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайжанов А.Т., Кумыспаев С.С., Шамши Б.И.

В статье рассматривается влияние религиозных ценностей на сферу медицины. Раскрыты современные проблемы этики в медицине и способы их решения в аспекте традиционных мировых религий. Также определены религиозные, культурологические, социальные и естественнонаучные предпосылки формирования медицинской этики. Охарактеризованы актуальные вопросы биомедицины в аспекте нравственных истин мировых религий, которые выражены в конфессиональных концепциях социального развития. Статья охватывает очень важные темы: от соотношения религии и медицины до актуальных проблем религиозного просвещения. Подробно рассмотрены роль и значение религии в системе образования. Указано влияние религиозных факторов на содержание и развитие образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МЕДИЦИНА МЕН БІЛІМДЕГІ ДІНИ ФАКТОР: АДАМГЕРШІЛІК ЖӘНЕ ТӘРБИЕЛІК АСПЕКТI

In the article is discussed the impact of religious values on the medical field. Contemporary ethical problems are revealed in medicine and ways to decide them in aspect of the world’s traditional religion. Also are considered religious, cultural, social and natural science prerequisites for the formation of medical ethics. Topical issues of biomedicine are characterized in the aspect of moral truths of the world religions, which are expressed in the religious concepts of social development. Article covers a very important theme: the relationship of religion and medicine to topical issues of religious education. The role and importance of religion in the education system is discussed in detail. The influence of religious factors indicated on the maintenance and development of the educational system.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор в медицине и образовании: нравственный и воспитательный аспект»

9ЗЕКТ1 МАКАЛАЛАР ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ TOPICAL ARTICLES

УДК 61:37:2-42

А.Т. ТАЙЖАНОВ, С.С. КУМЫСПАЕВ, Б.И. ШАМШИ

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В МЕДИЦИНЕ И ОБРАЗОВАНИИ: НРАВСТВЕННЫЙ

И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Аннотация. В статье рассматривается влияние религиозных ценностей на сферу медицины. Раскрыты современные проблемы этики в медицине и способы их решения в аспекте традиционных мировых религий.Также определены религиозные, культурологические, социальные и естественнонаучные предпосылки формирования медицинской этики. Охарактеризованы актуальные вопросы биомедицины в аспекте нравственных истин мировых религий, которые выражены в конфессиональных концепциях социального развития. Статья охватывает очень важные темы: от соотношения религии и медицины до актуальных проблем религиозного просвещения. Подробно рассмотрены роль и значение религии в системе образования. Указано влияние религиозных факторов на содержание и развитие образовательной системы.

Ключевые слова: религиозные факторы, духовно-нравственное воспитание, здоровый образ жизни, биомедицина.

Сегодня на постсоветском пространстве, как и во всем мире, религия начинает играть все более заметную роль в социально-общественных процессах, особенно в образовательном процессе. Возможно, это способ защиты или своеобразный ответ на стремительное наступление процессов глобализации, стремящейся унифицировать многоликие культуры. Именно через религию значительная часть населения стремится возродить традиционные ценности и нравственные устои. Меняются роль и место религии в системе общественных отношений.

Религия имеет все большее значение и в жизни подрастающего поколения. И от того, какое мировоззрение сформируется у молодежи, зависит будущее нашей страны. Естественно, процесс духовно-нравственного воспитания нельзя рассматривать обособленно от национальных особенностей. Без истинной религии и веры невозможно сотворить и истинной культуры. История показывает, что государства, недооценивавшие роль религии, какими бы величественными ни казались, существовали недолгий век.

Начало XXI века - очень противоречивое и сложное время. С одной стороны, бурный рост науки, техники, информационных технологий, с другой - усиление различных природных катаклизмов и конфликтных ситуаций на религиозной и этнической почве. Социально-экономическое развитие современного казахстанского общества сопровождается в том числе и рядом проблем. На последнем круглом столе, приуроченном ко Всемирному дню сердца, было отмечено, что причинами смертности наших граждан являются прежде всего болезни кровообращения; далее идут онкологические болезни, следом - различные травмы и отравления. Факторами риска так же являются активное употребление табака, алкоголя, повышенный холестерин, недостаточное употребление овощей и фруктов, недостаточные физические нагрузки.Многие серьезные проблемы, которые сегодня затронуло казахстанское общество, относятся, к области душевного и физического здоровья людей и непосредственно затрагивают духовно-нравственную сферу.Хотелось бы в этом аспекте затронуть роль и значение религии в контексте медицины, здравоохранения, образования и науки.

Все мировые религии акцентируют свое внимание на бережном отношении человека к своему здоровью. Например, в иудаизме и индуизме одними из главных постулатов всегда считались правила чистоты и гигиены, ибо с точки зрения морали эти религии прославляют благотворительность как большое достоинство и заслугу. В древней литературе говорится о том, что первые больницы появились на так называемых убежищах для больных, инвалидов и немощных.

4

Батыс Цазацстан медицина журналы №4 (40) 2013 ж.

ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _

В исламе очень характерно и обстоятельно указываются предписания здорового образа жизни. В сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада приводится хадис от Усамы ибн Шариика, что Пророк сказал: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, - кто-то знает о нём, а кто-то не знает» [1].В 1990-х годах в одной из газет вышла статья врача-кардиолога, в которой он указал полезные свойства намаза для сердечнососудистой системы. Такими же свойствами обладает пост или ораза.Научно доказано, что пост очень полезен для оздоровления человеческого организма.

Ислам очень важное значение придает сохранению жизни и здоровью человека. Ислам гарантирует сохранность пяти вещей:

1) религии

2) тела и души

3) чести

4) имущества

5) разума

Из указанных, три пункта непосредственно связаны со здоровьем тела (тело, честь, разум). Это говорит о том, что исламская медицина направлена на сохранение здоровья тела от угрозы заболеваний. Она внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Многие из древних знаний используются в настоящее время, некоторые из них представляют исторический интерес. Мусульмане использовали имевшееся на тот период медицинское наследие, развили теории лечения различных заболеваний, привнесли новое, дали новый сильный импульс дальнейшему развитию медицинской науки [2].

Безусловно, не только ислам, но и иные религиозные вероучения оказывают воздействие на характер медицины в современном мире. Обратимся к христианству, значение которого в современном мире трудно переоценить.В приветственном слове организаторам и участникам IV Всероссийского съезда православных врачей, проходившем 3-4 октября 2013 года в Самаре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Врачебное служение - это прежде всего служение милосердия. Оказывая своевременную и качественную медицинскую помощь, неравнодушно относясь к пациентам, трудясь с полной отдачей, врач тем самым не просто исполняет свои профессиональные обязанности - он исполняет христианский долг, следуя Божией заповеди о любви к ближним. Люди, страдающие от телесных недугов, помимо облегчения физической боли, нередко нуждаются в духовной поддержке и утешении. Именно поэтому Церковь и работники сферы здравоохранения призваны к взаимодействию, к числу важнейших направлений которого относится пастырское окормление людей, находящихся в лечебных учреждениях. Общение с духовенством, посещение богослужений, участие в Таинствах дают больным силы бороться с немощами»[3].

Возникают вполне закономерные вопросы: Как задействовать нравственный потенциал традиционных религии, способных смягчить многие болезненные процессы нашего общества?На сколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли религиозные постулаты постоянно расширяющейся медицинской науке?

Как нам кажется, все эти актуальные вопросы ждут своего исследователя и в будущем остро встанут перед современным обществом. Указанные вызовы так же проходят через призму взаимоотношения религии и науки. Так как медицина является системой научных знаний, её отношение с нравственными и этическими постулатами религии приобретает большое значение.Особенно в условиях бурного роста биомедицины,различным мировым религиям приходится конкретизировать свои позиции по целому ряду биомедицинских вопросов. Как и до каких пределов следует проводить жизнеподдерживающее лечение? При каких условиях его можно приостанавливать? Насколько этично проводить (и если да, то в какой мере) эксперименты на человеческих эмбрионах? Могут ли органы умершего человека использоваться для спасения жизни другого человека? Допустима ли эвтаназия, и каковы ее правовые основы? Все эти и многие другие актуальные вопросы, рассматриваемые биоэтикой, вызывают острейшие дискуссии и споры, в ходе которых затрагиваются и нравственные вопросы. Обоснование тех или иных подходов к решению подобных вопросов вызывает большой резонанс религиозно-нравственных размышлений современного социума, призванных ориентировать человека в нашем бурно меняющемся мире.И, вообще, неслучайны совместные усилия религиоведов, философов, биологов и медиков в решении проблем биоэтики.

В каких-то вопросах возникают и противоречия, где религия и медицинажестко противопоставляются. Американский учёный Сэм Харрис отмечает: «Люди, которые по религиозным мотивам препятствуют исследованиям стволовых клеток в медицине, подобны сторонникам теории плоской земли - как с научной, так и с этической точки зрения. И нам следует принимать это во внимание, когда мы обсуждаем подобные проблемы. В этой сфере публичной политики наши уступки религии только во множество раз увеличивают страдания людей на протяжении грядущих десятилетий»[4].

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (40) 2013 г.

5

0ЗЕКТ1 МАКАЛАЛАР

Развитие новых медицинских технологий в контексте нравственных истин мировых религий очень актуально и в свете медицинского образования. По нашему мнению, студентам медицинских вузов будут интересны вопросы врачебной клятвы, возможности религиозно-этического осмысления болезни и труда врача, медико-биохимическое обоснование религиозных постов и анализ лечебного голодания, медицинские проявления влияния на организм человека экстрасенсорных методов лечения, проблемы духовной, медицинской и психической безопасности населения. Не менее интересными для обучающихся будут представленные в светской и религиозной мысли подходы к проблемам абортов, генной инженерии, искусственного зачатия, "суррогатного материнства", трансплантологии.

Системообразующую роль в данном вопросе играет философия. Как отмечают наши коллеги, рассматривая патологическую физиологию как философию медицины, обращается внимание студентов на то, что в основе развития всех болезней и патологических процессов лежат основные законы философии: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Например, воспалительный процесс, как явление полома, в виде альтерации, интоксикации, с одной стороны, и защитно-приспособительного механизма, в виде фагоцитоза, образования иммунных тел, размножения клеток, с другой стороны, является следствием проявления закона единства и борьбы противоположностей. Центральное место в процессе преподавания патологической физиологии занимают вопросы деонтологии, ибо отмечающаяся в последние годы дегуманизация медицины привела к ослаблению авторитета врача перед больным и поиску таких методов лечения, как экстрасенсы, народные целители и др[5].

Если учитывать мировой опыт организации религиозного просвещения, то можно констатировать, что оно занимает всё больше места в системе государственного образования. Так, один из выпусков ежеквартального издания ЮНЕСКО "Перспективы" за 2013 год детально посвящен теме "Образование и религия".

Нам важно понять, что религиозный фактор становится не только элементом этнической самоидентификации каждого казахстанца, но и играет огромную роль в образовательном процессе.

Религия - сложный и многогранный феномен. Поэтому очевидно, что в Казахстане необходимо повышать уровень религиозной грамотности населения. Специальный курс «Основы религиоведения» введен в школьную программу именно по этой причине. Религиозную грамотность, истинные духовно-нравственные ценности, которые может дать религия, нужно прививать со школьной скамьи, дабы обезопасить молодые умы от тлетворного влияния экстремизма и ксенофобии.

Безусловно, отсутствие истинных религиозных знаний и невежество в вопросах религии иногда приводят к экстремизму. В данном ракурсе очень ценно суждение главного муфтия Казахстана А. Дербисали: «Рассуждая над этим качеством в контексте воспитания молодежи в исламе, мы видим, что знание нежизнеспособно, если оно противоречит положениям, принципам и правилам религии. И поэтому систему обучения и теорию воспитания, выдвигаемые на Востоке и Западе, следует рассматривать не как новейшие идеи, выработанные только человеком, а как плоды человеческого опыта и восприятия, которые могут быть как верными, так и ложными. Мы считаем их лишь материалом, который можно использовать и в то же время игнорировать ту его часть, что приводит к извращениям и богохульству. Извращенная часть любой философии или система очищается, облагораживается и насыщается верой в Бога и глубоким созерцанием окружающей нас Вселенной. В этом смысле наука и занятия могут быть превращены в эффективное средство обучения и образования, так же, как на пути к вере и знанию» [6].

Наше учебное заведение тоже не остается в стороне от вышеуказанных проблем.

Два года назад ректоратом был разработан план мероприятий по реализации борьбы с религиозным экстремизмом и другими негативными явлениями. В рамках этих мероприятий ректоратом часто организовываются встречи с представителями духовенства, где постоянно затрагиваются вопросы религиозного просвещения. Это дает возможность современному поколению нравственно обогащаться, формировать представление о добре, гуманизме, совести. Данные мероприятия часто освящаются в СМИ.

На кураторских часах обсуждаются вопросы религиозного образования, разных аспектов традиционных религий. В планы воспитательной работы включены вопросы духовно-нравственного развития, повышения уровня религиозной грамотности среди студентов. Профессорско-преподавательским составом постоянно ведутся беседы с целью разъяснения настоящих ценностей религий, исповедуемых в Казахстане. В рамках соблюдения порядка в стенах нашего университета преподаватели разных кафедр ведут дежурства в общежитиях.

На кафедре социально-политических дисциплин с целью освещения общественно-политических проблем, в том числе в вопросах религии, создан интеллектуально-дисскуссионный клуб «Зерде».

Мы надеемся, что все вышеуказанные меры дадут положительные результаты и сформируют иммунитет у студентов к радикальной и деструктивной религиозной идеологии.

6

Батыс Цазацстан медицина журналы №4 (40) 2013 ж.

ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ _

Таким образом,безусловно, различные мировые религии отвечают нам на вопросы, как правильно жить, как беречь своё здоровье. Необходимость и полезность веры и религии не оспаривается, но их проявление как в здравоохранении, так и в медицинском образовании, должно иметь свои рамки, должно находиться под контролем. В условиях значительного роста нетрадиционных религиозных движений будущим медикам необходимо ориентироваться в вопросах религии и биоэтики. Поэтому они должны обладать необходимым объемом знаний в области биомедицины, в аспекте ее соотнесенности с религиозно-нравственной проблематикой.

Список литературы:

1. Этот хадис привёл имам Ахмад в «аль-Муснаде» (4/278).

2. Эдвард Г. Браун. Мусульманская медицина. Москва, 2009 с.3.

3. http://chincit.ru/630/

4. С. Харрис. Конец веры. Религия, террор и будущее разума. Москва, 2011с.259-260

5. Умбетов Т.Ж. Султанова Г.Д. Комекбай Ж.Е. Маннапова А.И. Основы гуманитаризации дисциплин общепрофессионального цикла. Медицинский журнал Западного Казахстана №1 2011 г.с.75-76.

6. А. Дербисали. Молодежь - наше будущее.Общественно-политическая газета «Литер». 29 мая 2012 г

TY^H

А.Т. ТАЙЖАНОВ, С.С. КУМЫСПАЕВ, Б.И. ШАМШИ МЕДИЦИНА МЕН Б1Л1МДЕГ1 Д1НИ ФАКТОР: АДАМГЕРШ1Л1К ЖЭНЕ ТЭРБИЕЛ1К АСПЕКТ!

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттк медицина университету А^твбе

Ма^алада дЫи ^ундылы^тардьщ медицина саласына ьщпалы ^арастырылган. Медицинадагы этиканьщ заманауи мэселелерi жэне оларды шешу жолдары дэстYрлi элемдк дЫдердщ аспек^сшде ашылган. Медициналыщ этиканыц ^алыптасуыныц мэдениеттанушылыщ, элеуметтiк жэне жаратыластанулыщ алгышарттары ай^ындалган. 6леуметтiк дамудыц конфессиялыщ тужырымдамаларында кврiнiс тап^ан дэстYрлi дЫдердщ внегелiк шынды^тарыныц аспектiсiндегi биомедицинаныц взект мэселелерi сипатталган. Макала мацызды та^ырыптарды ^амтиды: дiн мен медицинаныц ара^атынасынан бастап дiни агартудыц взектi проблемаларына дейiн.

Ма^алада жаhандану жагдайындагы ^аза^стандыщ бiлiм жYЙесiндегi дЫнщ орны мен ролi ^арастырылган. Дiни факторлардыц бом жYЙесiнщ мазмунына жэне даму багыттарына ыщпалы кврсетiлген.

Нег/'зг/ свздер: д/'ни факторлар, рухани-адамгерш/'л/'к тэрбиеа, салауатты вм1р салты, биомедицина.

SUMMARY

A.T. TAYZHANOV, S.S KUMYSPAYEV, B.I. SHAMSHI RELIGIOUS FACTOR IN THE MEDICINE AND STUDY: MORAL AND EDUCATIONAL ASPECT

Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University, Aktobe

In the article is discussed the impact of religious values on the medical field. Contemporary ethical problems are revealed in medicine and ways to decide them in aspect of the world's traditional religion. Also are considered religious, cultural, social and natural science prerequisites for the formation of medical ethics. Topical issues of biomedicine are characterized in the aspect of moral truths of the world religions, which are expressed in the religious concepts of social development. Article covers a very important theme: the relationship of religion and medicine to topical issues of religious education. The role and importance of religion in the education system is discussed in detail. The influence of religious factors indicated on the maintenance and development of the educational system.

Key words: religious factors, spiritual-moral education, healthy lifestyle, biomedicine.

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (40) 2013 г.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.