Научная статья на тему 'Некоторые вопросы преподавания философии в медицинском ВУЗе'

Некоторые вопросы преподавания философии в медицинском ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДИКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / PHILOSOPHY / METHOD / TECHNIQUE / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / INNOVATIVE TECHNOLOGY / MORALITY / BIOETHICS / ФИЛОСОФИЯ ПәНі / әДіС / әДіСТЕМЕ / ПәНАРАЛЫқ БАЙЛАНЫС / ИННОВАЦИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / АДАМГЕРШіЛіК / БИОЭТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагимбаева Н.А.

Для специалиста с высшим медицинским образованием вопросы вооружения человека высшими моральными качествами: добра, милосердия и высокой нравственности, являются наиболее актуальными, ведь философская теория ценностей составляет основу врачебной этики, деонтологии и клинической практики.В статье предлагается практический опыт применения таких активных и интерактивных методов как «творческие задания», «мозговой штурм», дискуссии с постановкой проблемных задач. Предложенные методы опробированы на семинарских занятиях по философии. Применение активных и интерактивных методов обучения развивает у студентов логическое мышление и творчество, самоанализ и коммуникативные навыки.В результате повышается эффективность учебного процесса, в ходе анализа нескольких групп, в которых ведутся занятия интерактивными методами обучения, успеваемость повысилась на 15-20% по сравнению с группами, где применялись традиционные методы. Совместная работа в команде, взаимообучение устраняет проблему «пассивных» и «отстающих» студентов.Рекомендуется оптимальное сочетание современных методик и технологий с классическими методами обучения.Философия және медицина ғылымдары адамның күрделі мәселелері: өмірі, мәні мен жаны, денсаулығы сұрақтарын талқылап, «тән саулығы» мен «жан саулығын» диалектикалық бірлікте қарастырған. Қазіргі қоғамдағы жоғары білімді медициналық мамандарды дайындауда жоғары адамгершілік принциптері қайырымдылық, әділдік, ізгілікке баулу аса өзекті мәселелердің бірі болып отыр. Негізінен дәрігер этикасы, деонтологиясы мен клиникалық тәжірибесі философиялық құндылықтар теориясы неізінде құрылған.Бұл мақалада медициналық ЖОО-да әлеуметтік-саяси пәндерді оқытудың өзіндік ерекшеліктері мен спецификасы туралы ойлар мен қазіргі инновациялық технологиялардың кейбір әдіс-тәсілдерін дәріс, практикалық сабақтарда қолдану жолдары және тәжірибемен бөлісу негізгі мақсат етіліп қойылғанEven in ancient philosophy and medicine share the common objective of understanding human complex world, linking the "physical health" with the spiritual. At present there is a "crisis of spirituality" for specialists with higher medical education, human arms on higher moral values: kindness, justice and rectitude is the most relevant, because the philosophical theory of values is the basis of medical ethics, deontology and clinical practice.In this article the author touches upon the current problematic specic nature of teaching social and humanitarian disciplines, highlighting the most eective methods and techniques of innovative technologies in the teaching of philosophy in medical school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы преподавания философии в медицинском ВУЗе»

УДК 378.147:101

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Н.А. САГИМБАЕВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Актобе, Казахстан

Кафедра социально-политических дисциплин, преподаватель, магистр гуманитарных наук, моб. тел.: 87052885837, е-mail: Snat6@ mail.ru.

I Аннотация. Для специалиста с высшим медицинским образованием вопросы вооружения

человека высшими моральными качествами: добра, милосердия и высокой нравственности, являются наиболее актуальными, ведь философская теория ценностей составляет основу врачебной этики, деонтологии и клинической практики.

В статье предлагается практический опыт применения таких активных и интерактивных методов как «творческие задания», «мозговой штурм», дискуссии с постановкой проблемных задач.

Предложенные методы опробированы на семинарских занятиях по философии. Применение активных и интерактивных методов обучения развивает у студентов логическое мышление и творчество, самоанализ и коммуникативные навыки.

В результате повышается эффективность учебного процесса, в ходе анализа нескольких групп, в которых ведутся занятия интерактивными методами обучения, успеваемость повысилась на 15-20% по сравнению с группами, где применялись традиционные методы. Совместная работа в команде, взаимообучение устраняет проблему «пассивных» и «отстающих» студентов.

Рекомендуется оптимальное сочетание современных методик и технологий с классическими методами обучения.

Ключевые слова: философия, методика, межпредметные связи, инновационные технологии, нравственность.

Вопросы взаимосвязи философии и медицины. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. подчеркивается, что основной целью образования в современных реалиях становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющимся мире [1, с.2].

Проблемы методики и технологии обучения являются актуальными во все времена. Современные реалии и вызовы времени требуют новых подходов, инновационных методик и технологий.

Целью данной работы является предоставление небольшой части «творческого портфолио» с применением активных и интерактивных методов в обучении. Предложенные методы опробированы на семинарских занятиях по философии. Применение новейших методов обучения образовательных технологий развивает у студентов логическое мышление и творчество, самоанализ и коммуникативные навыки, в целом повышается эффективность учебного процесса.

При преподавании философии, кроме распространенных классических методов, эффективны «творческие задания», «мозговой штурм», дискуссии с постановкой проблемных задач и другие разнообразные методы и приемы. Важной задачей является осуществление межпредметных связей между философией и медициной. Для специалиста с высшим образованием, кроме профессиональных знаний и навыков, необходимо овладение социально-гуманитарными знаниями, которые ставят перед собой цель вооружения человека высшими моральными ценностями.

Философия и медицина - древнейшие феномены культуры. Они посвящены человеку и призваны помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Среди фундаментальных наук именно философия формирует способность к анализу и синтезу фактов, логическому моделированию конкретной ситуации и системному мышлению. Известный философ Нового времени Ф. Бэкон утверждал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

«Потребность в философии велика во все времена и определяется тем, что от духовности человека зависит возможность преодоления кризисов, в том

числе и ныне существующего кризиса ценностей. Особенность философского знания - это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная способность, важнейшее отличие от всех других форм сознания» [2, с.108].

«Медицина в системе культуры представляет собой проблемное поле естествознания, обществоведения, гуманитарных наук прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата медицины. Медицина совместно с философией постигает сложный мир человека, «управляет» его здоровьем. При этом она и сама становится объектом философского познания» [3, с.17].

Как отмечают наши коллеги, студентам медицинских вузов будут интересны вопросы врачебной клятвы, возможности религиозно-этического осмысления болезни и труда врача, медицинские проявления влияния на организм человека экстрасенсорных методов лечения, проблемы духовной, медицинской и психической безопасности населения. Для обучающихся актуальные вопросы, рассматриваемые биоэтикой, вызывают острейшие дискуссии и споры, в ходе которых затрагиваются и нравственные вопросы. Обоснование тех или иных подходов к решению подобных вопросов вызывает большой резонанс религиозно-нравственных размышлений современного социума, призванных ориентировать человека в нашем бурно меняющемся мире. И неслучайно совместные усилия религиоведов, философов, биологов и медиков в решении проблем биоэтики [4, с. 4-5].

Применение интерактивных методов в преподавании философии. Под методами преподавания подразумевается способ взаимодействия преподавателя и студента с целью решения образовательных задач.

К классическим методам относят лекцию, семинар, рассказ, беседу, упражнения, дискуссию, подготовку глоссария и т. д.

К интерактивным формам относят проблемную лекцию (формулирование проблемной ситуации и вопросов); лекцию-беседу (предполагает применение элементов диалога и дискуссии); лекцию-визуализацию (предполагает наглядную демонстрацию основного содержания с помощью видео, слайдов, схем, таблиц и т.д.).

Наиболее эффективным в актуализации межпредметных связей является «лекция вдвоем». Она может базироваться на двух подходах: чтение лекции на «контрасте», т.е. на различных точках зрения или на взаимодополнении. Лекция на «контрасте» предполагает разыгрывание преподавателями дискуссии на глазах у слушателей. В этом случае они подают студентам пример научной полемики. Лекция на взаимодополнении

читается представителями разных дисциплин и здесь достигается цель необходимых в учебном процессе междисциплинарных связей [5, с.11].

На семинарских занятиях по теме: «Философская антропология» студентам предлагается комплекс «творческих заданий», которые направлены на повышение познавательных способностей студента, поиска альтернативных путей решения задач, умения формировать авторскую позицию, которая достигается в заданиях разного современного жанра: написание эссе, решение ситуационных задач, постановка проблемы и разрешение, сочинение-размышление, философский анализ афоризмов, создание своего «девиза жизни», представление идеи в виде графических образов («Нарисуй свободу, счастье, творчество») и т.д. Неординарные, творческие задания вызывают интерес и познавательную активность у студентов. Предложенные активные и интерактивные методы были проведены в преподавании философии на 2 курсе факультетов «Общая медицина» и «Медико-профилактический».

В прежних изданиях журнала опубликовано немало статей по методике преподавания. По мнению наших коллег инновационные технологии ТBL, PBL актуальны в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. Основное назначение этих технологий заключается в обучении навыкам работы в сотрудничестве, в развитии умений не только понимать, применять, но главное - мыслить. Данные технологии подразумевают создание небольших команд, постановки проблемного задания, оговаривая роль каждого в выполнении этого задания, и тогда каждый отвечает не только за результат своей работы, но и результат всей команды. Занятия в малых группах позволяет студентам приобрести навыки делового сотрудничества, разрешения возникающих разногласий сообща. Постановка и разрешение проблемных задач, алгоритм действий ведется от простого к сложному, поиск истины достигается различными альтернативными путями решений [6, с.11-12].

На семинарских занятиях по философии эффективным методом являются дискуссии с постановкой проблемных задач. В организации дискуссии необходимо намеренное создание и постановка проблемной ситуации. Началом дискуссии может стать просмотр видеосюжета или постановка ситуационных или нестандартных вопросов, которые могут вызвать плюрализм мнений и активизировать участвующих.

По теме «Социальная философия» предлагаю студентам самые известные афоризмы великих людей, которые вызывают эффективную полемику, например, содержащий прямой вопрос: «Быть или иметь?» (Э. Фромм); альтернативу «Красота спасет мир! (Ф. Достоевский)». Что этим хотел сказать автор?; незавер-

шенность мысли: «Как вы считаете, доброта редкое или обычное явление?; двусмысленность: «Нельзя любить человечество, любить можно только отдельного, конкретного человека!» (Ф. Гегель); или вопрос-провокацию: «Эвтаназия - это зло или милосердие?». В конце дискуссии преподавателем дается философский анализ афоризмов и подводятся итоги.

Исследователи Панина Т.С., Вавилова Л.Н. считают, что «технологию организации дискуссии можно реализовать через «дискуссионные качели», когда обсуждение проблемы предусматривает поочередное принятие на себя обеих противоборствующих позиций - «за» и «против». При этом задача преподавателя заключается в координации дискуссии, организации взаимодействия между участниками, контроля за игровым процессом, оказание помощи и пояснении возникающих у участников вопросов.

На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную позицию, затем излагают свое мнение и пытаются убедить друг друга в справедливости приводимых доводов.

На втором этапе задача каждой группы меняется, каждая группа отстаивает точку зрения недавних оппонентов. Намеренная смена позиции выполняет важную функцию - способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение.

На третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все полученные результаты спора» [7, с.42-43].

Большинство новых образовательных технологий основаны на принципах активного обучения в сотрудничестве, взаимодействия студентов в рамках обучающих команд. Организованный познавательный процесс на практике показывает обучающимся, как решать проблемы, как передавать свои знания однокурсникам и связывать воедино новую информацию с усвоенной прежде.

В изучении темы «Философское осмысление глобальных проблем современности» была применена методика «мозгового штурма». Для проведения требуется создание небольших групп, в которых генерируются основные идеи и ведется поиск решений. Группам дается задание, например: «В чем проявляется духовный кризис в обществе и есть ли пути его преодоления?». Обучение в команде, совместная деятельность способствуют развитию самостоятельности и совершенствованию навыков сотрудничества и продуктивного общения.

В результате применения вышеназванных методов и приемов повышается эффективность учебного

процесса, в ходе анализа нескольких групп, в которых ведутся занятия интерактивными методами обучения, успеваемость повысилась на 15-20% по сравнению с группами, где применялись традиционные методы. Совместная работа в команде, взаимообучение устраняют проблему «пассивных» и «отстающих» студентов.

В предложенных мною вариантах сложность вызывает оценка знаний по «творческим заданиям».

Рекомендую оптимально сочетать современные методики и технологии с классическими методами обучения.

«Роль преподавателя в условиях использования интерактивных форм остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Он намечает цели и задачи, задает алгоритм действий, подбирает учебный материал для диалога, формирует критерий управления действиями обучаемых, оптимизирует весь процесс обучения и т.д. Содержание его труда меняется - работа все в большей степени приобретает характер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции» [8, с.320]. Основы этих профессиональных компетенций закладываются в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Знания и профессиональная компетенция - ключевые ориентиры современной системы образования.

В начале XXI века новые реальности в духовной и социально-экономической сфере общества, новые стратегические ориентиры, современные преобразования в обществе: динамичность, открытость, быстрая информатизация кардинально изменили требования к образованию.

Образование в современном информационном обществе должно соответствовать требованиям и вызовам времени, обучение должно строиться на высокой профессиональной компетенции и обучающего, и будущего специалиста.

В Стратегии «Казахстан-2050» отмечается жизненно важность изменения отношения к знаниям, науке и инновациям. В ХХ1 веке только интеллектуальная нация может рассчитывать на успех. В информационном обществе востребованы деятельные, творческие, коммуникабельные, ориентированные на рост и успех личности.

Образование можно назвать и социальным феноменом, с точки зрения его социализирующих сторон, так как в данном случае речь идет о передаче социального опыта, усвоении накопленных человечеством знаний, адаптации к окружающему миру.

Таким образом, применение активных и интерактивных методов в учебном процессе предлагает

студенту не простую совокупность знаний, умений и навыков, а возможность самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, осваивать навыки лидерства, принимать решения и работать в сотрудничестве. В результате закладываются ступени к личной, социальной и профессиональной компетентности.

Список литературы:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг. Астана: Акорда, 2010.

2. Южанинова, Е.Р. О методах, формах и средствах преподавания философии в ВУЗе / Е.Р. Южанинова // Вестник ОГУ - 2014. - №3(164). - С. 108.

3. Козаченко, В.И. История философии и медицины: учебник / В.И. Козаченко. - СПб.: Центр-плюс, 1994. - 17 с.

4. Тайжанов, А.Т. Религиозный фактор в медицине и образовании: нравственный и воспитательный аспект / А.Т. Тайжанов, С.С. Кумыспаев, Б.Б. Шамши // Медицинский журнал Западного Ка-

захстана. - Актобе. - 2013. - №4(40). - С. 4-5.

5. Ретивых, М.В. Инновационные технологии обучения в ВУЗе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды / М.В. Ретивых // Вестник БГУ - 2015. - №1. - С. 11.

6. Тайжанов, А.Т. Окытудьщ кредитпк жуйесше кешудщ ерекшелiктерi мен оныц казiрri ахуалы / А.Т. Тайжанов, Б.Б. Шамши // Батыс Казахстан медицина журналы. - 2016. - №1(49). - Б. 11-12.

7. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Высшая школа, 2008. - С. 42-43.

8. Бекмухамбетов, Е.Ж. Инновационные технологии обучения в медицинских Вузах / Е.Ж. Бекмухамбетов, М.К. Изтлеуов, В.П. Павленко. - Актобе, 2012. - 320 с.

9. Берикханова, А.И. Воспитание интеллектуально развитой личности / А.И. Берикханова. - Алматы: Мысль, 2015. - №12. - С. 29-30.

ТУЙ1Н

ФИЛОСОФИЯ ПЭН1Н МЕДИЦИНА ЖОО-ДА О^ЫТУДЫЦ КЕЙБ1Р

МЭСЕЛЕЛЕР1

Н.А. САГИМБАЕВА

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекетпк медицина университет^ Актебе, Казакстан

Элеуметпк-саяси пэндер кафедрасыньщ окытушысы, гуманитарльщ гылымдар магистр^ ^ялы тел.: 87052885837, е-mail: snat6@ mail.ru.

Философия жэне медицина гылымдары адамныц кYPделi мэселелерг емiрi, мэш мен жаны, денсаулыгы с^рактарын талкылап, «тэн саулыгы» мен «жан саулыгын» диалектикалык бiрлiкте карастырган.

Казiргi когамдагы жогары бiлiмдi медициналык мамандарды дайындауда жогары адамгершiлiк принциш^ - кайырымдылык, эдiлдiк, iзгiлiкке баулу аса езекп мэселелердiн бiрi болып отыр. Негiзiнен дэрiгер этикасы, деонтологиясы мен клиникалык тэжiрибесi философиялык к¥ндылыктар теориясы неiзiнде к¥рылган.

Б^л макалада медициналык ЖОО-да элеуметтiк-саяси пэндердi окытудыц езiндiк ерекшелiктерi мен спецификасы туралы ойлар мен казiргi инновациялык технологиялардыц кейбiр эдiс-тэсiлдерiн дэрiс, практикалык сабактарда колдану жолдары жэне тэж1рибемен белюу негiзгi максат етiлiп койылган.

Heeisei свздер: философия пэт, эдю, эдттеме, пэнаралъщ байланыс, инновациялыц технологиялар, адамгершШк, биоэтика.

SUMMARY

SOME ASPECTS OF TEACHING PHILOSOPHY IN MEDICAL UNIVERSITY

N.A. SAGIMBAYEVA

West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University, Aktobe, Kazakhstan

N.A. Sagimbayeva - teacher of social and political sciences ,

mob. tel.: 87052885837, e-mail: Snat6@ mail.ru.

Even in ancient philosophy and medicine share the common objective of understanding human complex world, linking the "physical health" with the spiritual. At present there is a "crisis of spirituality" for specialists with higher medical education, human arms on higher moral values: kindness, justice and rectitude is the most relevant, because the philosophical theory of values is the basis of medical ethics, deontology and clinical practice.

In this article the author touches upon the current problematic specific nature of teaching social and humanitarian disciplines, highlighting the most effective methods and techniques of innovative technologies in the teaching of philosophy in medical school.

Keywords: philosophy, method, technique, interdisciplinary communication, innovative technology, morality, bioethics.

УДК 94(574)

ЦОГАМДЬЩ «С¥ХБАТ» КЛУБЫНЬЩ ;ЫЗМЕТ1 МЕН ЖЕТ1СТ1КТЕР1

Е.Ш. ШАЙХИМОВ, Г.Т. КАЛМАНОВА

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетлк медицина университет^ Актебе, Казахстан

Шайхимов Е.Ш. - РФ MTF Академиясыньщ академии, м.г.к., профессор,

^ялы тел.: 87015718695; e-mail.: shaikhimov@mail.ru. Калманова Г.Т. - магистр, ага окытушы, моб. тел.: 87058391207, e-mail.: gulek_8282@mail.ru.

Аннотация. Аталмыш макалада университетiмiздщ Yздiксiз кэаби дамыту орталыгы жанынан к^рылган когамдык; «С^хбат» клубынын ащарган ж^мыстары туралы баяндалып, онын отырыстарында карастырылатын непзп мэселелерi жайлы айтылады. Б^л клуб ж^мысынын окытушылар мен кызметкерлердщ шыгармашылыгына кен жол ашып, олардын кызыгушылыктары мен кажеттшктерш толык iске асыруына жагдай жасауга, ортак жобалар мен багдарламалар негiзiнде тiл табысуына жэне накты заманауи мэселелердiн негiзгi тетт мен тYЙiнiн табуына, ез пЫрлерш ортага сала отырып, накты такырыптарды талдауга жагдай жасайтындыгына багытталгандыгы непзделедг

Нег1зг1 свздер: «Сухбат» клубы, бтм, тэрбие, Тарих жэне тарихи тулгалар, тш, тэрбие, салт-дэстYр, этнопсихология, улт жэне дiн, саяси-элеуметтк жагдай, рухани жацгыру, жаhандану, пiкiрталас, цогамдъщ-гуманитарлъщ гылымдар, мэдени-рухани мэселелер.

Кай когамнын болмасын дамуы мен iлгерiлеуi онын мушелершщ калыптаскан юкерлж дэрежесiне байланысты екенi белгiлi. Ал олардын шшде ерекше орны бар жас ^рпакты ^лтымызды элемдiк дэрежеге жеткiзетiн саналы, дарынды, талапты, жан-жакты жетшген терен бiлiмнiн, кэсiби дагдылардын непзвде еркiн багдарлама алуга, езiнiн к-эрекеттерш ж^мылдыруга, езiн-езi дамытуга жэне ез бетшше

д^рыс, адамгершiлiк т^ргысынан жауапты шешiм кабылдауга кабшетп жеке т^лга етiп калыптастырудын орны ерекше. Бшм парадигмасынын езгеруi «бшетш адам» парадигмасын «емiр суруге дайын адам», «эрекетшш адам» парадигмасымен ауыстыруды кажет етедг Б^л эдiстеме кеп езгерiстердi енгiзудi талап етедi. Б^дан «бiлiмдi адам» - деген магынанын кенеюiнiн кажеттшп туындайды. Сонымен, бiлiмдi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.