Научная статья на тему 'Религиозный фактор в Европе: интересы церквей и интересы политиков'

Религиозный фактор в Европе: интересы церквей и интересы политиков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1306
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ВЕРОТЕРПИМОСТЬ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лункин Роман Николаевич

В статье подчёркивается, что религиозный фактор стал неотъемлемым элементом повестки дня международных отношений, обсуждения проблем безопасности, сохранения традиций и идентичности в условиях глобализации. В том числе, в качестве политического инструмента для разрешения насущных проблем или восполнения недостатка идеологической мотивации религиозный фактор стал использоваться европейскими полити-ками с конца 2000-х гг. Сделан вывод, что с одной стороны, «возрождённая» религиозная и национальная мотивация, идентичность, традиция начинает жить своей жизнью, независи-мой от политиков. С другой стороны, становятся очевидными собственные интересы самих церквей, которые уже не готовы идти на тесный союз с государственной властью ради каких-либо выгод и уже не могут замыкаться в национальных границах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный фактор в Европе: интересы церквей и интересы политиков»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

УДК 327

Роман ЛУНКИН

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ЕВРОПЕ: ИНТЕРЕСЫ ЦЕРКВЕЙ И ИНТЕРЕСЫ ПОЛИТИКОВ

Аннотация. В статье подчёркивается, что религиозный фактор стал неотъемлемым элементом повестки дня международных отношений, обсуждения проблем безопасности, сохранения традиций и идентичности в условиях глобализации. В том числе, в качестве политического инструмента для разрешения насущных проблем или восполнения недостатка идеологической мотивации религиозный фактор стал использоваться европейскими политиками с конца 2000-х гг. Сделан вывод, что с одной стороны, «возрождённая» религиозная и национальная мотивация, идентичность, традиция начинает жить своей жизнью, независимой от политиков. С другой стороны, становятся очевидными собственные интересы самих церквей, которые уже не готовы идти на тесный союз с государственной властью ради каких-либо выгод и уже не могут замыкаться в национальных границах.

Ключевые слова: религиозность, веротерпимость, межрелигиозный диалог, государственно-церковные отношения, религиозный фактор, религия и политика.

Религиозные институты традиционно играют большую роль в социально-политической жизни европейского общества. Несмотря на снижение их влияния на общественное сознание в ходе секуляризации и вытеснение из сферы публичной политики в процессе строительства либерального миропорядка, религии и конфессии (в Европе, прежде всего, христианские церкви) сохранили свои позиции в гражданском обществе. Религиозный фактор стал неотъемлемым элементом повестки дня международных отношений, обсуждения проблем безопасности, сохранения традиций и идентичности в условиях глобализации. В том числе, в качестве политического инструмента для разрешения насущных проблем или восполнения недостатка идеологической мотивации религиозный фактор стал использоваться европейскими политиками с конца 2000-х гг.

Яркими представителями либерального осмысления роли религии в жизни европейцев являются лидеры ведущих стран Евросоюза (прежде всего, Франции и Германии) и представители ЕС, которые отвечают за налаживание отношений с религиозной сферой. К примеру, вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс, курирующий религию, выступая перед священнослужителями, подчёркивал принадлежность своей семьи к католической традиции, значение христианства в Европе. Основная идея Ф. Тиммерманса состояла в том, что Европа должна быть открытой и должна делиться своей культурой с другими, а задача церквей, соответственно, поддерживать эту атмосферу открытости1.

Религиозная политика канцлера Германии Ангелы Меркель является хорошим примером противоречивости либерального подхода. Меркель фактически произвела секуляризацию Хри-

© Лункин Роман Николаевич - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа». Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: romanlunkin@gmail.com. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42018218226

1 First Vice-President Frans Timmermans spoke at the opening ceremony of the (Re)thinking Europe Conference organised by COMECE (Commission of the Bishops' Conferences of the European Community) in the Vatican. 27 October 2017. URL: https://ec.europa. eu/commission/commissioners/2014-2019/timmermans/announcements/speech-opening-ceremony-comece-rethinking-europe-conference_en.

стианско-демократического союза (ХДС), отказавшись применять конфессиональный принцип в формировании кабинета министров. Христианские консервативные принципы в программе партии перестали быть приоритетными1. Так, ещё в 2007 г. Меркель заявила, что упоминания о Боге и о христианских корнях не будет в проекте Конституции ЕС, хотя сама она не против этого. Таким же образом в 2017 г. Меркель разрешила членам партии голосовать самостоятельно по вопросу об однополых союзах, хотя сама она - против легализации однополых браков (в итоге однополые браки были разрешены).

Наряду с нежеланием считаться с религиозными нормами в политике, канцлер стремится приспособить религию к нуждам текущего политического момента. Несколько раз Меркель пыталась сделать позицию Католической церкви более политкорректной и соответствующей линии ЕС, но и активной. Под активностью понимается умиротворяющая роль Церкви по от -ношению к исламу и мигрантам, а также поддержание христианской идентичности европейцев. В рамках общего тренда «возвращения христианства» Меркель высказалась в 2015 г. Канцлер подчеркнула, что она хочет видеть больше людей открыто говорящих: «Я - христианин!». Кроме того, те, кто говорят об опасности ислама, должны, по её мнению, обращать внимание на собственные корни: канцлер надеется, что жители Старого Света вернуться к сво-им религиозным практикам . Таким образом, в представлении Ангелы Меркель Церковь дол-жна наводить у себя в рядах либеральный порядок сама или прислушиваясь к власти, а возвращение в той или иной форме к христианству призвано снизить в обществе страхи перед мигрантами и исламизацией. Стоит подчеркнуть, что с вполне либеральных позиций, которые сочетаются с политикой Меркель, выступают и многие католики, среди которых глава Конференции католических епископов Германии Рейнхард Маркс, призывавший ради единства Европы помогать мигрантам и быть милосердными к разного рода меньшинствам (в том числе, сексуальным).

Однако с 2018 г. появились консервативные политические силы, которые готовы скорректировать центристский курс Меркель с позиций традиционализма. В апреле 2018 г. консерваторы из ХСС и ХДС (среди избирателей - протестанты и католики) сформировали «Союз за ценности» и издали «Консервативный манифест». Они призвали выслать нелегальных мигрантов и защитить традиционную семью3. Ещё более всколыхнуло политическую ситуацию создание левого движения «Зарождение» (Aufstehen) в начале августа 2018 г. во главе с руководителем фракции Левой партии в Бундестаге Сарой Вагенкнехт4. Одно из требований движения - защита интересов немецкого рабочего класса и ограничение притока иммигрантов. Позицию Вагенкнехт поддержал один из лидеров СДП1 Оскар Лафонтен. Левые традиционно ориентируются на избирателей - членов протестантских церквей.

1 Тимошенкова Е.П. Партийная система Германии в эпоху перемен. Современная Германия. Экономика и политика. Под общ. ред. В.Б. Белова. М., ИЕ РАН, Весь мир, 2015. С. 454-493.

2 «Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!» Неожиданная позиция Ангелы Меркель. Сибирская католическая газета. 15.09.2015. URL: http://sib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamizatsii-evropyi-prihodite-v-tser kov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/

3 Консерваторы из ХДС и ХСС усиливают давление на Меркель. 08.04.2018. DW. URL: dw.com/ru/консерваторы -из-хдс-и-хсс-усиливают-давление-на-меркель/a-43297196

4 Немцы прониклись идеей «Зарождения». Новое левое движение получает поддержку избирателей. 13.08.2018. Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/world/2018-08-13/6_7287_german.html.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

Непоследовательность и ограниченность либерального подхода к религии проявилась в заявлениях президента Франции Эммануэля Макрона. 9 апреля 2018 г. он выступил перед членами Конференции католических епископов страны. Поводом для встречи стала гибель полицейского-католика подполковника Арно Бельтрама, который обменял себя на заложницу в ходе захвата террориста-джихаддиста. Макрон подчеркнул, что погибший, совершивший накануне паломничество в Сантъяго-де-Компостелло, «черпал вдохновение в своей католической вере». Президент Франции признал позитивную роль Католической Церкви в широком контексте, «вдохновляющую роль как для верующих, так и для неверующих», призвал католиков более активно участвовать в политике. Несмотря на декларирование нового этапа диалога католицизма и французского государства, Макрон предупредил в своей речи, что католики «не могут ничего приказывать, но только просить»1.

Однако следующий шаг в рамках религиозной политики Макрона показал, что, скорее всего, истинными намерениями президента было, как и в случае с политикой Меркель, стремление погасить страхи, касающиеся миграционного кризиса и отношения к мусульманам.

Э. Макрон, рассчитывая на привлечение традиционалистски настроенных избирателей, в том числе католиков, сделал заявление о будущей реформе ислама (9 июля 2018 г. в Версале на заседании обеих палат французского парламента). Реформа, как следует из речи президента, должна быть направлена на выявление «радикального, агрессивного прочтения ислама». В отношении ислама будут приняты пока неопределённые «рамки и правила, гарантирующие, что он будет проповедоваться везде в соответствии с законами республики»: «Я верю, что у Франции есть силы снова стать ведущей державой в XXI веке, и чтобы реализовать этот проект, мы отталкиваемся от реальности и не будем ограничивать себя закосневшими идеями, старыми противостояниями. Прогресс, достоинство личности, справедливая сила республики - таковы будут главные координаты на нашем компасе, и нам их достаточно. Наша единственная идеология - это величие Франции, как бы это ни могло некоторым не понравиться»2. Однако декларации о возвращении к «величию» не предполагают по существу никаких конкретных действий, кроме, возможного контроля ислама. Такой же политической декларацией было широко обсуждавшееся в британской прессе заявление Дэвида Кэмерона в 2014 г., когда он ещё был премьер-министром. Кэмерон отметил значение веры для формирования морального кода человека, призвал христиан активнее выражать свою веру в обществе, увеличить роль религии в Британии как в христианской стране3. Этим поддержка традиционалистской повестки дня со стороны британского премьера ограничилась.

Либеральное мировоззрение самоутверждается за счёт того, что фактически отказывает партиям «политической альтернативы» в праве быть полноценными субъектами политической жизни, которые реально отражают чаяния и страхи граждан. При этом правящие полити-

1 Guillaume Perrault: «Laïcité ! Laïcité ! Au fait, ça veut dire quoi ?». Le Figaro. Publié le 11.04.2018. URL: http:// www.lefigaro.fr/vox/societe/2018/04/11/31003 -20180411ARTFIG00128-guillaume-perrault-laicite-laitite-au-fait-ca-veut-dire-quoi.php.

2 Макрон пообещал провести реформу ислама во Франции. 09.07.2018. ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarod naya-panorama/5359810.

3 David Cameron: I am evangelical about Christian faith. The Guardian. 17.04.2014. URL: https://www.theguardian. com/politics/2014/apr/16/david-cameron-evangelical-about-christian-faith.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

ки перенимают у партий политической альтернативы их же методы противодействия «исламистской угрозе». В случае с Э. Макроном вежливое обращение к церковным деятелям с призывом восстановить полноценный диалог стало прелюдией к решению исламской проблемы - наведения порядка среди мусульманских общин. Макрон, таким образом, отвечает на страхи сограждан по поводу исламизации и роста экстремизма. Несмотря на объективно существующие проблемы, французское государство готово вмешиваться религиозные дела мусульман, в том числе, нарушая все либеральные нормы, не говоря уже о принципах светскости. Впрочем, также поступил лидер Австрийской народной партии и канцлер Австрии Себастьян Курц, поставив мусульманские общины под контроль - часть мечетей была закрыта, имамы высланы1.

Вместе с правящими политиками с гуманистических позиций к религиозной тематике обращаются и те, кого считают радикальными популистами. В Великобритании, к примеру, лидер Партии независимости Соединённого Королевства (UKIP) Найджел Фарадж заявлял о необходимости поддерживать иудео-христианские ценности2. В Нидерландах представители антииммигрантского движения христианство рассматривают в одном ряду с другими культурными явлениями, что вполне соответствует представлениям Брюсселя о взаимодействии с церквями и иными неконфессиональными философскими организациями. Ещё в 2016 г. лидер «Партии свободы» Герт Вилдерс издал манифест, в котором главный акцент сделан на борьбе с исламизацией и иммигрантами из Африки и других стран, но в остальном Вилдерс вполне либерален - он лишь исключает из голландской картины мира ислам: «Наши ценности не являются исламскими, но основаны на иудейско-христианской и гуманистической цивилизации. У нас есть право и свобода выбора в отношении того, как мы хотим прожить свою жизнь»3.

Религиозный (христианский) традиционализм свойственен больше Восточной и Южной Европе. В Италии он опирается на католических политиков из движения «Лига Севера» или «Пять звезд», отдельных представителей католических организаций в правительстве, в Польше на католическую общественность и партию «Право и справедливость», в Венгрии на католиков и Реформатскую церковь, в православных странах политики в то или иной степени ориентируются на свои национальные церкви (хотя в Греции правительство А. Ципраса выступает с позиций либерального традиционализма и конфликтует с церковными деятелями, ограничивая государственное финансирование Церкви).

Религиозный традиционализм проявляется в высказываниях представителей самых разных церквей, которые осуждают мигрантофобию и «популизм», национализм в разных его проявлениях. Однако главной причиной кризиса, охватившего Европу, православные и католики называют утрату общей христианской идентичности. В глазах Ватикана именно на этом должна строиться новая солидарность единой Европы, а не на изгнании мигрантов и искоре-

1 Австрия закрывает семь мечетей и высылает из страны имамов. 08.06.2018. Русская служба ВВС URL: https:// www.bbc.com/russian/news-44403346.

2 Spencer N. The rise of Christian Populism. Theological journal. The Bible in Transmission Bible Society, 06.10.2017. URL: https://www.biblesociety.org.uk/latest/news/the-rise-of-christian-populism/ (дата обращения: 16.03.2018).

3 Вилдерс: время освободить Нидерланды от иммигрантов. Вести ФМ. 11.11.2016. URL: https://www.vestifinan ce.ru/articles/77471.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

нении национального сепаратизма.

Между тем, политикам удобнее, как и раньше, использовать религию для обоснования, в том числе, жёсткой политики по отношению к мигрантам. Партии «политической альтернативы» вряд ли стоит называть радикально ксенофобскими и опирающимися на национализм во всём, как это часто делают. К примеру, недовольство Брюсселем и бюрократическими правилами игры в единой Европе вполне оправдано, как и неумение властей разных уровней решить проблему с нелегальными иммигрантами. Однако определённая доля ксенофобии присутствует и у католиков из итальянской «Лиги Севера», и у партии «Альтернатива для Германии» (и её католического крыла), и у венгерского политика Виктора Орбана, считающегося членом Реформатской протестантской церкви (реформаты-кальвинисты, консервативные по своему мировоззрению, также активно участвуют в политической жизни Швейцарии и Нидерландов). Самым ярким проявлением религиозного традиционализма стало участие верующих и священнослужителей в антиисламском движении PEGIDA в Германии, за что они подверглись осуждению со стороны иерархов Католической церкви.

Манифест ультраправой венгерской партии «Йоббик» (Партия за лучшую Венгрию) является одним из редких примеров отсылки к христианскому вероучению, а не просто к проблемам идентичности. В частности, в документе говорится: «Наша партия является христианским, ориентированным на христианские ценности движением, поэтому источником наших слов, действий и каждого элемента нашей операции является наша вера в божественные законы и общечеловеческие ценности. Как консерваторы мы считаем, что человеческая жизнь обладает присущим достоинством и что причина и цель всех видов деятельности, включая политику, - это сохранение и передача этого наследия. <.. .> Мы считаем, что наша нация не может укрепляться морально, если её совершенствование не основано на учении Христа, и мы хотим использовать наши средства в качестве политической партии для содействия достижению этой цели. Наши христианские церкви и общины должны сыграть ключевую роль в этом обновлении, поскольку они доказали на протяжении веков, в хорошие и плохие времена, что они могут служить последними духовными, умственными и культурными опорными пунктами нашего народа. На наш взгляд, национальная идентичность и христианство - это неразрывно связанные понятия»1. Подчеркнём, что партия призывает религиозные институты активно включиться, помимо прочего, в политическую деятельность.

Показательным для характеристики религиозного традиционализма является мотивация премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном прекращения деятельности Фонда Сороса в стране. В. Орбан обвинил Сороса в стремлении подорвать в своих интересах христианскую Венгрию и Европу, используя для этого иммиграцию мусульман, а также основанные Соросом неправительственные организации2. В своём обращении к народу в феврале 2018 г. Орбан выразился в ещё более пафосном и идеологическом ключе: «Чёрные облака покрывают Европу. Страны перестанут существовать, Запад падёт, а Европа даже не поймёт, что это вторжение». Орбан усилил страх аудитории предсказанием появления в Европе мусульман-

1 Манифест партии «Jobbik». URL:https://www.jobbik.com/manifesto_0 (дата обращения: 16.03.2018).

2 Парламент Венгрии принял поправки, затрудняющие нелегалам получение убежища. Интерфакс. 20.06.2018. URL: http://www.interfax.ru/world/617819.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

ского большинства, а также обвинил правительства европейских стран в слепоте и оторванности от реального положения дел: «Опасность, с которой мы сталкиваемся, пришла с Запада, от политиков в Брюсселе, Берлине и Париже. Они хотят, чтобы мы приняли политику, которая превратила их страны в мусульманские гнёзда и проложила путь для упадка христианства и распространения ислама». «Мы думаем, что последняя надежда Европы - христианство», - подчеркнул Виктор Орбан1. В том же духе, но ориентируясь на Католическую церковь, выступают представители польской партии «Право и справедливость».

Польша и Венгрия представляют собой примеры воплощения религиозного традиционализма в конкретных политических решениях. Это связано и с ограничениями по приёму иммигрантов в странах, и с поддержкой моральной программы Церкви - принятие решений по противодействию абортам, Законов по ограничению деятельности религиозных меньшинств (в Венгрии). Политики и церковные иерархи на местном уровне часто делают резкие ксенофобские заявления, направленные против изменения культурной идентичности страны и в поддержку традиционалистской политики властей. Именно эти крайние проявления религиозного традиционализма подвергаются критике со стороны представителей Ватикана и лично папы Франциска. А иерархи Польской католической церкви, несмотря на полную поддержку партии «Право и справедливость» со стороны рядовых католиков, критикуют президента и правительство за позицию по гуманитарным коридорам для беженцев, за «авторитарные» реформы - расширение полномочий Министерства юстиции в назначении судей и за попытку изменить процедуру выборов в Европарламента в пользу правящей партии2.

В 2016 г. на вручении награды в честь Карла Великого папа Франциск провозгласил курс на возрождение на новом уровне и в новом качестве принципов христианской демократии, прежде всего, социальной солидарности и мультикультурализма. Именно они вместе с христианским милосердием смогут вдохнуть новую жизнь в душу Европы. По словам папы Франциска, «Корни наших народов, корни Европы в течение веков формировались в процессе постоянной необходимости интеграции во всё новых синтезах отличных от друга разнообразных культур. Идентичность Европы есть и всегда была динамичной и мультикультурной идентичностью» . В 2017 г. папа Франциск несколько раз в своих интервью предупреждал об опасности популизма4, и неоднократно своим примером подтверждал необходимость толерантного отношения к исламу и открытого милосердного отношения к беженцам и всем иммигрантам. В целом ряде стран позиция папы Франциска по отношению к мигрантам подвергалась критике со стороны и церковных деятелей, и политических активистов в Польше, Вен-

1 Премьер-министр Венгрии назвал христианство «последней надеждой Европы». РИА-Новости. 19.02.2018. URL: https://ria.ru/world/20180219/1514913795.html.

2 Кувалдин С. Тихий голос из костёла. Почему польская церковь отказалась поддержать партию власти. Московский Центр Карнеги. 22.08.2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/77088.

3 Conferral of the Charlemagne Prize. Address of His Holiness Pope Francis. Holy See. Friday, 06.05.2016. URL: https:// w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2016/may/documents/papa-francesco_20160506_premio-carlo-magno.html; Pope Francis castigates Europe in speech on solidarity. The Guardian. Stephanie Kirchgaessner in Rome. 06.05. 2016. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/may/06/pope-francis-urges-europe-to-return-to-post-war-principles.

4 Папа Римский предупреждает об опасности роста популизма. 22.01.2017. URL: https://www.bbc.com/russian/ news-38710267; Pope Francis Warns Over Populism. Handelsblatt. 09.03.2017. URL: https://global.handelsblatt.com/ politics/pope-francis-warns-over-populism-722366.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

грии, в Италии - лидер движения Лига Севера, на 2018 г., глава МВД Италии Маттео Саль-вини неоднократно вступал в споры с католическими епископами, обвиняя их в предательстве национальных интересов.

Обратившись за помощью к религии и к её богатому культурно-политическому лексикону, политики рассматривают религиозную сферу как часть философского и культурного багажа Европы, из которого они могу черпать необходимые идеи. Однако на самом деле светские деятели вступают на зыбкую почву, которая в любой момент может расползтись у них под ногами. С одной стороны, «возрождённая» религиозная и национальная мотивация, идентичность, традиция начинает жить своей жизнью, независимой от политиков. С другой стороны, становятся очевидными собственные интересы самих церквей, которые уже не готовы идти на тесный союз с государственной властью ради каких-либо выгод, и уже не могут замыкаться в национальных границах.

Список литературы

Австрия закрывает семь мечетей и высылает из страны имамов. 08.06.2018. Русская служба BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/news-44403346.

Вилдерс: время освободить Нидерланды от иммигрантов. Вести ФМ. 11.11.2016. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/77471.

«Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!» Неожиданная позиция Ангелы Меркель. Консерваторы из ХДС и ХСС усиливают давление на Меркель. 08.04.2018. DW. URL : dw. com/ru/консерваторы-из-хдс-и-хсс-усиливают-давление-на-меркель/a-43297196.

Немцы прониклись идеей «Зарождения». Новое левое движение получает поддержку избирателей. 13.08.2018. Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/world/2018-08-13/6_7287_ german.html.

Кувалдин С. Тихий голос из костёла. Почему польская церковь отказалась поддержать партию власти. Московский Центр Карнеги. 22.08.2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/77088.

Guillaume Perrault: «Laïcité ! Laïcité ! Au fait, ça veut dire quoi ?». Le Figaro.fr. Publié le 11.04.2018. URL: http://www.lefigaro.fr/vox/societe/2018/04/11/31003-20180411ARTFIG00128-guillaume-perrault-laicite-laicite-au-fait-ca-veut-dire-quoi.php.

Макрон пообещал провести реформу ислама во Франции. 09.07.2018. ТАСС. URL: http:// tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/5359810.

Парламент Венгрии принял поправки, затрудняющие нелегалам получение убежища. Интерфакс. 20.06.2018. URL: http://www.interfax.ru/world/617819.

Премьер-министр Венгрии назвал христианство «последней надеждой Европы». РИА-Новости. 19.02.2018. URL: https://ria.ru/world/20180219/1514913795.html.

Сибирская католическая газета. 15.09.2015. URL: http://sib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamiza tsii-evropyi-prihodite-v-tserkov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/

Тимошенкова Е.П. Партийная система Германии в эпоху перемен. Современная Германия. Экономика и политика. Под общ. ред. В.Б. Белова. М., ИЕ РАН, Весь мир, 2015. С. 454-493.

David Cameron: I am evangelical about Christian faith. The Guardian. 17.04.2014. URL: https:/

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

/www.theguardian.com/politics/2014/apr/16/david-cameron-evangelical-about-christian-faith2019/ timmermans/announcements/speech-opening-ceremony-comece-rethinking-europe-confe rence_en.

Conferral of the Charlemagne Prize. Address of His Holiness Pope Francis. Holy See. Friday, 06.05.2016. URL: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2016/may/documents/papa-francesco_20160506_premio-carlo-magno.html; Pope Francis castigates Europe in speech on solidarity. The Guardian. Stephanie Kirchgaessner in First Vice-President Frans Timmermans spoke at the opening ceremony of the (Re)thinking Europe Conference organised by COMECE (Commission of the Bishops' Conferences of the European Community) in the Vatican. 27.10.2017. URL: https:// ec.europa.eu/commission/commissioners/2014-Rome. 06.05.2016. URL: https://www.theguardian. com/world/2016/may/06/pope-francis-urges-europe-to-return-to-post-war-principles.

Pope Francis Warns Over Populism. Handelsblatt. 09.03.2017. URL: https://global.handelsblatt. com/politics/pope-francis-warns-over-populism-722366.

Spencer N. The rise of Christian Populism. Theological journal, The Bible in Transmission Bible Society, 06.10.2017. URL: https://www.biblesociety.org.uk/latest/news/the-rise-of-christian-populism/

References

Avstriya zakryvaet sem' mechetej i vysylaet iz strany imamov. 08.07.2018. Russkaya sluzhba BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/news-44403346.

Vilders: vremya osvobodit' Niderlandy ot immigrantov. Vesti FM. 11.11.2016. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/77471/

«Vy ne hotite islamizacii Evropy? Prihodite v cerkov'!» Neozhidannaya poziciya Angely Merkel'. Konservatory iz HDS i HSS usilivayut davlenie na Merkel'. 08.04.2018. DW. URL: dw.com/ru/konservatory-iz-hds-i-hss-usilivayut-davlenie-na-merkel'/a-43297196/

Nemtscy proniklis' ideej «Zarozhdeniya». Novoe levoe dvizhenie poluchaet podderzhku izbira-telej. 13.08.2018. Nezavisimaya gazeta. URL: http://www.ng.ru/world/2018-08-13/6_7287_ger man. html.

Kuvaldin S. Tihij golos iz kostela. Pochemu pol'skaya cerkov' otkazalas' podderzhat' partiyu vlasti. Moskovskij Centr Karnegi. 22.08.2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/77088.

Guillaume Perrault: «Laïcité ! Laïcité ! Au fait, ça veut dire quoi ?». Le Figaro. Publié le 11.04.2018. URL: http://www.lefigaro.fr/vox/societe/2018/04/11/31003-20180411ARTFIG00128-guillaume-perrault-laicite-laicite-au-fait-ca-veut-dire-quoi.php.

Makron poobeshchal provesti reformu islama vo Francii. 09.07.2018. TASS. URL: http://tass. ru/mezhdunarodnaya-p anorama/5359810.

Parlament Vengrii prinyal popravki, zatrudnyayushchie nelegalam poluchenie ubezhishcha. Interfaks. 20.07.2018. URL: http://www.interfax.ru/world/617819.

Prem'er-ministr Vengrii nazval hristianstvo «poslednej nadezhdoj Evropy». RIA-Novosti. 19.02.2018. URL: https://ria.ru/world/20180219/1514913795.html.

Sibirskaya katolicheskaya gazeta. 15.09.2015. URL: http://sib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamiza tsii-evropyi-prihodite-v-tserkov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/

Timoshenkova E.P. Partijnaya sistema Germanii v ehpohu peremen. Sovremennaya Germaniya.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

EHkonomika i politika. Pod obshch. red. V.B. Belova. M., IE RAN, Ves' mir, 2015. S. 454-493.

David Cameron: I am evangelical about Christian faith. The Guardian. 17.04.2014. URL: https:/ /www.theguardian.com/politics/2014/apr/16/david-cameron-evangelical-about-christian-faith2019/ timmermans/announcements/speech-opening-ceremony-comece-rethinking-europe-conference_en.

Conferral of the Charlemagne Prize. Address of His Holiness Pope Francis. Holy See. Friday, 06.05.2016. URL: https://w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2016/may/documents/papa-francesco_20160506_premio-carlo-magno.html; Pope Francis castigates Europe in speech on solidarity. The Guardian. Stephanie Kirchgaessner in First Vice-President Frans Timmermans spoke at the opening ceremony of the (Re)thinking Europe Conference organised by COMECE (Commission of the Bishops' Conferences of the European Community) in the Vatican. 27.10.2017. URL: https:// ec.europa.eu/commission/commissioners/2014-Rome. 06.05.2016. URL: https://www.theguardian. com/world/2016/may/06/pope-francis-urges-europe-to-return-to-post-war-principles.

Pope Francis Warns Over Populism. Handelsblatt. 09.03.2017. URL: https://global.handels blatt.com/politics/pope-francis-warns-over-populism-722366.

Spencer N. The rise of Christian Populism. Theological journal. The Bible in Transmission Bible Society, 06.10.2017. URL: https://www.biblesociety.org.uk/latest/news/the-rise-of-christian-populism/

Religious Factor in Europe: the interests of the churches and the interests of the politicians

Author. Lunkin Roman. PhD (Philosophy), Leading Research Associate, Head of the Center for Religion and Society Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Deputy Editorin-Chief of the Journal «Contemporary Europe», Expert of Kennan Institute. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: romanlunkin@gmail.com.

Abstract. The article concludes that the religious factor has become the necessary element of the international relations agenda, discussions around the problems of the security, preservation of the traditions and identity under globalization. Religious factor is also used as a political tool for the resolution of the actual problems and the filling the gaps of the ideological justification by the European politicians from 2000's. The author underlines that under liberal and traditionalist approaches in the public policy the revived religious and national motivation has begun to live its own life independent from politicians. Corporate interests of churches that are not ready to be the part of the Church-State unions as in the past for some profits and cannot close up in the national borders have become evident.

Key words. Religiosity, tolerance, interreligious dialogue, Church-State relations, religious factor, religion and politics.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42018218226

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.