Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
УДК 327
Роман ЛУНКИН1
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ЛИДЕРОВ ВЕДУЩИХ СТРАН ЕС В СВЕТЕ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА
Аннотация. В статье проанализированы на примере Франции и Германии основные элементы трансформации религиозной политики европейских лидеров в 2010-е гг. Основными чертами данной политики стали обращение к теме значения христианства для культуры и идентичности страны, большего внимания к взаимодействию с религиозными объединениями, к определению новых направлений по контролю религиозной деятельности. В рамках политической системы, которая не предполагала широкое участие религиозных институтов в публичной политике, такого рода поворот можно назвать прорывом и новым этапом участия религии, прежде всего, христианства, в формировании европейской культуры и единого европейского пространства.
Ключевые слова: религиозность, веротерпимость, межрелигиозный диалог, государственно-церковные отношения
Христианская мотивация и вдохновение от Церкви и ее представителей, проповедовавших о солидарность и поддерживающих субсидиарность, сопровождала первые шаги по созданию единого европейского сообщества в послевоенное время. В 1990-е и 2000-е гг. религиозная тематика появлялась в заявлениях политических лидеров лишь как отсылка к культурной идентичности, соответственно уровню религиозности в разных странах (Восточная Европа и Россия стали исключением на фоне массового роста интереса к религии после распада СССР). В рамках Европейского Сообщества и затем в Евросоюзе политика плюрализма и равного отношения ко всем религиям и конфессиям и гуманистическим мировоззрениям (о чем и говорит ст.. 17 Лиссабонского договора) практически вытеснила исторические церкви (Католическую и Православную) из публичной политики, ограничила влияние на общественную сферу. Религиозная политика ЕС и политиков ведущих стран ЕС стала основываться на стремлении создать атмосферу плюрализма и равенства, а не в том, чтобы целенаправленно сотрудничать с какими-либо религиозными объединениями.
Повышение роли религиозного фактора связано с его ростом в международных отношениях, значением религии для национального самоопределения и использование веры в качестве политического инструмента «правыми популистскими» (это наименование условно и часто не отражает сути их намерений) партиями и движениями. В связи с этим ведущие политики не могли не обратить внимание на эту сферу, которая оказалась не менее важной для избирателей и налаживания стабильности в обществе, но уходила в руки оппозиционно настроенных по отношению к либеральной демократии сил. Пример отдельных шагов руководителей ведущих стран ЕС - Франции и Германии показывает, насколько сложно было нащупать общие точки соприкосновения интересов религии и государства после системы
1 © Лункин Роман Николаевич, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, заместитель главного редактора журнала «Современная Европа». Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018185189
«светского плюрализма» и вернуть христианство если не в идеологию Евросоюза, то в политическую жизнь его стран-лидеров. Миграционный кризис сделал достоянием политической жизни те страхи, которые давно таились в европейском обществе, но не могли найти ответа: размывание европейских ценностей и этнического облика европейца, сложная интеграция ислама в Европе, фобии «исламизации», международного терроризма, «наводнения страны чужестранцами», принадлежащими другой культуре.
Ярким примером сложного взаимодействия церкви и политики в ЕС является позиция канцлера Германии Ангелы Меркель, дочери протестантского пастора, которая по существу установила принцип «светскости» в ХДС. Еще в 2007 г. Меркель заявила, что упоминания о Боге и о христианских корнях не будет в проекте Конституции ЕС, хотя сама она не против этого. Таким же образом в 2017 г. Меркель разрешила членам партии голосовать самостоятельно по вопросу об однополых союзах, хотя сама она - против легализации однополых браков (в итоге однополые раки были разрешены).
Несколько раз Меркель пыталась сделать позицию Католической церкви более политкорректной и соответствующей линии ЕС. В 2009 г. Меркель потребовала от папы Бенедикта XVI выступить с заявлением о неприемлемости отрицания Холокоста в ответ на решение папы не лишать епископского сана британского епископа-антистемита. В 2010 г. Меркель создала комиссию по расследованию случаев сексуального насилия в стенах церкви и религиозных образовательных учреждениях. В 2012 г. призвала католиков и протестантов к примирению, а Евангелическо-Лютеранской церкви посоветовала быть «более живой» - вовлекать граждан в социальную работу и просвещать их по поводу христианских праздников - и толерантной к исламу. В 2014 г. Меркель специально звонила папе Франциску, который сам сказал об этом в одном из интервью, с тем, чтобы понтифик объяснил ей свои обидные слова о Европе как «бесплодной старой женщине», сказанные им во время речи в Европарламенте в ноябре 2014 г. Наконец в рамках общего тренда «возвращения христианства» Меркель высказалась в 2015 г. Канцлер подчеркнула, что она хочет видеть больше людей открыто говорящих: «Я - христианин!». Кроме того, те, кто говорят об опасности ислама, должны, по ее мнению, обращать внимание на собственные корни: канцлер надеется, что жители Старого Света вернуться к своим религиозным практикам1.
Во Франции католики принимали активное участие в президентской кампании 2017 г. С одной стороны, часть консервативных католиков поддерживало и поддерживает Национальный фронт Марин Ле Пен (около 25% убежденных католиков). С другой стороны, половина всех практикующих католиков, судя по опросам, отмечали, что будут голосовать за католика Франсуа Фийона . Накануне второго тура президентских выборов в апреле 2017 г. католические иерархи Франции решили уточнить свою политическую позицию, не называя
1 «Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!» Неожиданная позиция Ангелы Меркель // Сентябрь 15, 2015. Сибирская католическая газета. Режим доступа: ib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamizatsii-evropyi-prihodite-v-tserkov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/ (дата обращения: 18.05.2018).
2 French Catholics tempted by far right in presidential election. Text by Segolene ALLEMANDOU. FRANCE 24-10 апр. 2017 г. Режим доступа: URL: http://www.france24.com/en/20170410-france-catholic-vote-presidential-race-conservatives-fillon-le-pen-libourne (дата обращения: 17.04.2018).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
напрямую имен кандидатов. Конференция французских епископов выступила с заявлением, которое было воспринято общественностью и масс-медиа как фактически прямая поддержка Эммануэля Макрона.
эпохальной речью стало выступление президента Франции Эммануэля Макрона в апреле 2018 г. перед более чем 400 членами Конференции католических епископов Франции1. Макрон прямо подчеркнул необходимость восстановить разрушенные партнерские отношения между церковью и государством, роль церквей в социальном служении, межрелигиозном диалоге, защите прав верующих во всем мире. По словам Макрона, в эпоху социальной напряженности он не может допустить углубления недоверия католиков к политике и к политикам, которые на протяжении многих лет не понимали церковь. Европейцы нуждаются в христианских смыслах в своей жизни и работе, поскольку люди страдают не только от экономических кризисов, но и от релятивизма и нигилизма. Обращаясь к епископам, Макрон сказал беспрецедентные для представителя истеблишмента ЕС слова: «Не впадайте в отчаяние по поводу Европы, которую вы воспитали. Не покидайте землю, которую вы возделали» . Таким образом, Макрон реабилитировал христианские корни Европы в рамках публичной политики. Дискуссию вокруг роли церкви начала во время предвыборной кампании Франсуа Фийон, проигравший Макрону. Католические симпатии Фийона за нарушение принципа светскости раскритиковала Марин Ле Пен. Макрон за свою речь перед епископами был осужден за то же самое представителями Социалистической партии.
Следующим шагом Э. Макрона, который также рассчитан на привлечение традициона-листски настроенных избирателей, в том числе католиков, стало заявление о будущей реформе ислама, сделанное 9 июля 2018 г. в Версале на заседании обеих палат французского парламента. Реформа, как следует из речи Макрона, должна быть направлена на выявление «радикального, агрессивного прочтения ислама". «Они, подчеркнул Макрон, ставят целью оспорить наши правила и законы - правила свободного общества, принципы которого не подчиняются никаким религиозным догмам. Нужно, чтобы все знали, что во Франции личная свобода, свобода мысли, свобода критики, равенство мужчин и женщин, уважение к личному выбору до тех пор, пока он не затрагивает права других граждан, являются неприкосновенными принципами». В отношении ислама будут приняты пока неопределенные «рамки и правила, гарантирующие, что он будет проповедоваться везде в соответствии с законами республики». Еще в 2003 году по инициативе главы МВД Николя Саркози был создан Французский совет мусульманского культа, но он не стал выразителем интересов всех мусульман.
С одной стороны, Макрон, казалось бы, утвердил принципы секуляризма и потребовал, чтобы все им соответствовали, в том числе и ислам. С другой стороны, основной причиной
1 Discours du Président de la République devant les évêques de France. Publié le 10 avril 2018. Режим доступа: URL: https://eglise.catholique.fr/actualites/cef-recoit-emmanuel-macron/454837-discours-president-de-republique-devant-eveques-de-france/ (дата обращения: 20.04.2018).
2 Discours du Président de la République devant les évêques de France. Publié le 10 avril 2018. Режим доступа: URL: https://eglise.catholique.fr/actualites/cef-recoit-emmanuel-macron/454837-discours-president-de-republique-devant-eveques-de-france/ (дата обращения: 20.04.2018).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
для макроновской «реформы ислама» стало острое восприятие экстремизма и «исламизации» в обществе, которое не терпит бездействия. Однако ключ к настоящим причинам, которые двигали Макроном, лежит в его намерении укрепить национально-политическую идентичность Франции. В этом отношении Макрона можно назвать политиком, который пытается вписать в секуляризм элементы традиционализма. Эти идеи близки христианской консервативной общественности, но могут найти сторонников и среди значительной части секулярно-го общества, напуганной иммиграцией и исламизацией.
«Я верю, что у Франции есть силы снова стать ведущей державой в XXI веке, и чтобы реализовать этот проект, мы отталкиваемся от реальности и не будем ограничивать себя закосневшими идеями, старыми противостояниями. Прогресс, достоинство личности, справедливая сила республики - таковы будут главные координаты на нашем компасе, и нам их достаточно. Наша единственная идеология - это величие Франции, как бы это ни могло некоторым не понравиться»1.
Обращение к религиозной тематике и признание важности кооперации с религиозными деятелями становится важным трендом европейской политики с 2010-х гг. Однако апелляция к религии неравномерна и разнонаправлена у разных лидеров. На примере А. Меркель и Э. Макрона уже можно увидеть два разных акцента или подхода в использовании религиозного фактора: традиционалистский - стремление привлечь церковных лидеров в союзники и контролировать часть религиозной сферы (Макрон) и «либеральный» - намерение также заявить о значении религиозного фактора, но попытаться вписать его в рамки либеральной системы терпимого и светского плюрализма (Меркель). Эти два акцента не антагонистичны друг другу, оба не предлагают никакого коренного изменения основ Евросоюза и системы секуляр-ной демократии. Более того, политики именно так по-своему понимают средства к достижению общеевропейской солидарности. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от готовности самих политиков всерьёз обсуждать мировоззренческие основы солидарности и единой Европы с религиозными деятелями.
Список литературы
«Вы не хотите исламизации Европы? Приходите в церковь!» Неожиданная позиция Ангелы Меркель // Сентябрь 15, 2015. Сибирская католическая газета. Режим доступа: ib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamizatsii-evropyi-prihodite-v-tserkov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/ (дата обращения: 18.05.2018).
French Catholics tempted by far right in presidential election. Text by Segolene ALLEMANDOU. FRANCE 24-10 апр. 2017 г. Режим доступа: URL: http://www.france24.com/en/20170410-france-catholic-vote-presidential-race-conservatives-fillon-le-pen-libourne (дата обращения: 17.04.2018).
1 Макрон пообещал провести реформу ислама во Франции. 9 июля 2018. ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5359810
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
Discours du Président de la République devant les évêques de France. Publié le 10 avril 2018. Режим доступа: URL: https://eglise.catholique.fr/actualites/cef-recoit-emmanuel-macron/454837-discours-president-de-republique-devant-eveques-de-france/ (дата обращения: 20.04.2018).
Макрон пообещал провести реформу ислама во Франции. 9 июля 2018. ТАСС. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5359810
References
«Vy ne hotite islamizacii Evropy? Prihodite v cerkov'!» Neozhidannaya poziciya Angely Merkel' // Sentyabr' 15, 2015. Sibirskaya katolicheskaya gazeta. Rezhim dostupa: ib-catholic.ru/vyi-ne-hotite-islamizatsii-evropyi-prihodite-v-tserkov-neozhidannaya-pozitsiya-angelyi-merkel/ (data obrashcheniya: 18.05.2018).
French Catholics tempted by far right in presidential election. Text by Ségolène ALLEMANDOU. FRANCE 24-10 апр. 2017 г. Режим доступа: URL: http://www.france24.com/en/20170410-france-catholic-vote-presidential-race-conservatives-fillon-le-pen-libourne (дата обращения: 17.04.2018).
Discours du Président de la République devant les évêques de France. Publié le 10 avril 2018. Режим доступа: URL: https://eglise.catholique.fr/actualites/cef-recoit-emmanuel-macron/454837-discours-president-de-republique-devant-eveques-de-france/ (дата обращения: 20.04.2018).
Makron poobeshchal provesti reformu islama vo Francii. 9 iyulya 2018. TASS. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5359810
Religious policy of the leading countries of the EU in the context of the migration crisis
Author. Lunkin R., Senior Fellow in the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, the head of the Center for Religious Studies in the Institute of Europe, deputy editor-in-chief of the journal "Contemporary Europe", expert of Kennan Institute. Address: 11/3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzed the basic features of the transformation of the religious policy of the European leaders in 2010s on the examples of the France and Germany. The main elements of such policy are the appeal to the subject of the meaning of the Christianity for the culture and identity of the country, the attention to the cooperation with the religious associations, to the defining of the new tendencies on the controlling of the religious activities. In the frames of the political system that not provided the wide participation of the religious institutions in public policy that turn of European leaders is a breakthrough and new period of the religious involvement (mainly Christianity) in the shaping of the European culture and the common European space.
Keywords. Religiosity, tolerance, interreligious dialogue, Church-State relations.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018185189
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3