Научная статья на тему 'Власть президента во Франции: непростые решения'

Власть президента во Франции: непростые решения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
729
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЯТИЛЕТНИЙ МАНДАТ / СОЦИАЛИСТЫ / ПРЕЗИДЕНТ / ПАРЛАМЕНТ / ПОЛНОМОЧИЯ / РЕШЕНИЯ / ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА / ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / МАЛИ / СИРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидоров Александр Сергеевич

В статье рассмотрены роль и значение фигуры президента в системе поли-тических институтов Франции. На конкретных примерах показана доминирующая роль гла-вы государства в процессе принятия важнейших политических решений; подчёркнуты особенности французской модели принятия решений в кризисных ситуациях. Отмечено влияние личностного фактора и стиля президента Франции при осуществлении им политического руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Власть президента во Франции: непростые решения»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №1

УДК 94(44); 327; 32 Александр СИДОРОВ

ВЛАСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ВО ФРАНЦИИ: НЕПРОСТЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение фигуры президента в системе политических институтов Франции. На конкретных примерах показана доминирующая роль главы государства в процессе принятия важнейших политических решений; подчёркнуты особенности французской модели принятия решений в кризисных ситуациях. Отмечено влияние личностного фактора и стиля президента Франции при осуществлении им политического руководства.

Ключевые слова: пятилетний мандат, социалисты, президент, парламент, полномочия, решения, Пятая республика, военные операции, Мали, Сирия.

Очевидным и неоспоримым итогом правления седьмого по счёту президента Пятой республики Франсуа Олланда (2012-2017 гг.) для внешних экспертов стал «кризис "партийного социализма" - детища Ф. Миттерана»1, девальвация «образа главы государства, созданного по мерке основателя Пятой республики генерала Ш. де Голля»2. Олланд даже не стал выдвигать на второй срок свою кандидатуру, что не имело прецедента в Пятой республике.

Второй президент-социалист (после правившего 14 лет, в 1981-1995 гг., политического «тяжеловеса» Ф. Миттерана) предпринял попытку ответить на критику в связи с его стилем и практикой руководства страной и соцпартией, которая со всех сторон обрушилась на него уже в период правления. Следует признать, что во многих случаях она имела под собой основания.

Почти год спустя после ухода со своего поста бывший президент Франции в книге «Уроки власти» решил поделиться размышлениями по поводу непростых политических ситуаций, с которыми ему пришлось столкнуться за время своего мандата. Рассмотрим лишь немногие из них - связанные с отказом выдвигаться на второй срок, с положением в соцпартии, с некоторыми решениями по внешней политике.

Сам Олланд причины своего невыдвижения на второй срок не связывает ни с низкими рейтингами, ни тем более с экономическими результатами своей политики. Напротив, он ут -верждает, что оставил страну следующему президенту в лучшем положении, чем получил её от предшественника - Н. Саркози. Олланд отмечает, что в 2017 г. фактическое состояние экономики Франции оказалось даже лучше прогноза Счётной палаты . Отметим, однако, что к концу правления ему удалось лишь приостановить тенденцию ухудшения основных показателей экономики, включая безработицу и рост производства.

© Сидоров Александр Сергеевич - научный сотрудник Отдела Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. Адрес. 117997, Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21. E-mail, [email protected].

DOI. http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120195560

1 Обичкина Е.О. От олландизма к макронизму. Выборы во Франции 2017 г.: итоги и перспективы [отв. ред. В.Я. Швейцер]. М.: Ин-т Европы РАН, 2017. С. 21.

2 Рубинский Ю.И. Франция президента Э. Макрона: первые шаги. Франция при президенте Эммануэле Макро-не: в начале пути. Отв. ред.: М.В. Клинова, А.К. Кудрявцев, Ю.И. Рубинский, П.П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 10.

3 Hollande F. Les leçons du pouvoir. P.: Stock, 2018. Р. 184.

Олланд сожалеет о том, что пятилетний президентский мандат, ввиду масштабности задачи преодоления упадка Франции, не даёт возможности действующему президенту воспользоваться плодами проводимой им политики. Подобное рассуждение можно отнести и к следующему президенту Франции Э. Макрону, но лишь частично. Э. Макрон с самого начала продемонстрировал совсем иной, энергичный стиль руководства, отвергая «полумеры», стремясь «действовать быстро»1, чтобы успеть сделать максимум за пять лет.

За стремление как можно быстрее пройти болезненный период запуска реформ Э. Макрону пришлось заплатить свою цену, чему свидетельство - массовые протесты «жёлтых жилетов» с ноября 2018 г. Некоторое время спустя с момента выхода книги Олланда опросы покажут падение рейтинга президента Макрона относительно премьер-министра не только среди избирателей, но и в рядах созданной им партии «Вперёд, Республика!» .

Сам Олланд подчёркивает, что никогда не исходил из пятилетнего срока, когда принимал решения по тому или иному вопросу, понимая, что многие реформы рассчитаны на более длительную перспективу. Он, по собственному признанию, каждый раз действовал по обстоятельствам, в зависимости от складывающейся обстановки и контекста, не доверяя общим правилам.

В интервью журналу L 'OBS, каналу France 2 и другим СМИ в апреле 2018 г. по поводу издания его книги Ф. Олланд критически сравнил подходы в политике свои и нынешнего президента Франции Э. Макрона. «Мой опыт мне показал, что всякий раз, когда мне удавалось организовать обсуждение проблемы и согласовать свои действия, я мог проводить реформы. Всякий раз, когда мне хотелось продвигаться вперёд слишком быстро или слишком резко, меня не понимали. Переговоры отнимают больше времени, но они дают более прочные результаты» . Иногда, по его словам, слишком много времени требуется и канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, чтобы прийти к хорошему решению, но «она никогда не принимает плохого»4.

Первопричиной отказа от своего выдвижения на второй срок Олланд называет главным образом «раскольническую» деятельность внутри соцпартии т.н. фрондёров - «диссидентов», которые выступали против европейской интеграции. Не последнюю роль в их среде играл назначенный Олландом в 2012 г. министром А. Монтебур (который поддержал Олланда во время второго тура первичных выборов в соцпартии). В 2014 г. Монтебур ушёл в отставку после спровоцированного им правительственного кризиса.

Олланд подчёркивает, что Монтебур с самого начала отвергал европейскую политику президента, пытаясь убедить его не связывать страну европейскими договорами. Подобная аргументация в скором времени стала и аргументацией «фрондёров». Деятельность последних была направлена не столько против лично президента, сколько против «европейского выбора», который Олланд проводил в жизнь.

Начало раскола Олланд относит к апрелю 2005 г., периоду голосования по проекту Конституции Европейского союза (ЕС), и сравнивает его по значению с расколом на съезде соцпартии в Туре в 1920 г. Именно там социалистическая партия разделилась на коммунистов и реформистов, тогда обнаружилась разность ортодоксального подхода одних и реформистского курса - других. Отголоски тех событий слышны до сих пор. Они проявляются в разруши-

1 Déclarations devant le Parlement réuni en Congrès 3 juillet 2017. Congrès du Parlement XVe législature. Compte rendu intégral. Séance du lundi 03 juillet 2017. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/15/cri/congres/20174001.asp.

2 Édouard Philippe est plus populaire qu'Emmanuel Macron: est-ce un problème pour le Président? URL: https://www. lejdd.fr/Politique/edouard-philippe-est-plus-populaire-quemmanuel-macron-est-ce-un-probleme-pour-le-president-3784 502.

3 François Hollande: «Un président travaille toujours pour son successeur». L'Obs. 2018. No. 2788. P. 23.

4 Hollande F. Op. cit. P. 161-162.

тельной практике леворадикалов во главе с Ж.-Л. Меланшоном - основных в глазах Олланда противников социал-демократии и социализма. Последние понятия для него равнозначны.

Возможно, стремление Ф. Олланда быть «нормальным президентом» после практики «гиперпрезидентства» Н. Саркози, который контролировал всё и вся, представляло слишком большой контраст, и многими воспринималось как нерешительность, попытка ухода от ответственности. Сам Олланд так не считает и не жалеет о своём кредо - быть «нормальным» президентом. Вполне вероятно, что благодаря такому подходу Олланду удалось отложить «на потом» решение острых проблем, оставив их своему преемнику Э. Макрону.

Конституция Пятой республики предоставляет всенародно избранному президенту огромные полномочия. Уникальность этих полномочий и бесспорная легитимность президента проявляются в период нестабильности, политической неопределённости в мире, прежде всего в кризисных ситуациях и перед лицом новых вызовов для Франции.

Олланд выделяет ряд таких острых вызовов, преимущественно международного характера. Среди них - продолжающиеся террористические угрозы, несмотря на поражения, нанесённые ИГИЛ; приход к власти в США «непредсказуемого» Д. Трампа; брекзит, хотя он, прежде всего, ударил по Великобритании; саудовско-иранское противостояние; возросшее влияние авторитарных режимов на Востоке и на Западе. Примечательно, что его видение международного положения и вызовов, с которыми сталкивается Франция, в значительной мере совпало с оценками, приведёнными в опубликованном уже при новом президенте Э. Макро-не Стратегическом обзоре по обороне и национальной безопасности1.

Именно сочетание почти монархических полномочий и легитимности позволяет президенту Франции оперативно принимать решения. При применении силы главным фактором представляется внезапность, чтобы не дать противнику время подготовить ответный удар. В случае необходимости президент Франции может действовать без оглядки на парламент, что обеспечивает ему свободу действий по сравнению с другими, не менее легитимными руководителями государств.

Это проявляется в контексте использования военной силы, в частности, в Мали. Так, 11 января 2013 г. в Елисейском дворце за несколько минут было принято непростое решение, определившее, как утверждает Олланд, судьбу этого африканского государства. Решение оказалось тем более сложным, поскольку вовлекло Францию в неопределённо долгую, дорогостоящую, хотя на первом этапе и успешную, операцию. В дальнейшем, как и предполагали оппо-ненты Олланда, операция приобрела затяжной характер, перейдя на региональный уровень с неясным конечным результатом и без стратегии выхода с театра военных действий. Счётная палата Франции ещё при правлении Олланда усомнилась в соразмерности затрачиваемых усилий (военных, технических, финансовых) и достигнутых результатов2.

Непростое решение в том же 2013 г. принималось и по Сирии. Речь тогда шла об организации по инициативе Франции ракетного удара по правительственным войскам в качестве «возмездия» за якобы неоднократное применение химического оружия против оппозиции и гражданского населения. Подчеркнём, что достоверных, подтверждённых данных о применении химического оружия именно сирийскими правительственными войсками до сих пор так и не представлено.

Военную операцию против правительственных сил Б. Асада поддержали лидеры США и Великобритании, была зафиксирована и дата её начала - 1 сентября 2013 г. Олланд неодно-

1 Un contexte stratégique en dégradation rapide et durable. Revue stratégique de défense et de sécurité nationale 2017. Octobre. P. 16-35.

2 Les opérations extérieures de la France 2012-2015. Communication à la commission des finances du Sénat. P.: Cour des comptes, 2016, octobre. P. 129.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №1

кратно связывался с президентом Обамой, чтобы утвердить её детали. В ходе обсуждений понимание ситуации Францией и США выглядело полным. Однако накануне Обама заявил о необходимости посоветоваться с Конгрессом, чтобы принять окончательное решение. Незадолго до этого британский премьер-министр Д. Кэмерон потерпел поражение в парламенте Великобритании, когда пытался получить одобрение депутатами намеченной акции. «Я сразу понял, что может произойти», - вспоминает Олланд1. Операция в итоге не состоялась.

Принять решение такого рода без предварительной консультации с парламентом до сих пор может только президент Франции. Отвечая тогда на критику со стороны бывшего премьер-министра, республиканца Ф. Фийона, который призывал его посоветоваться с парламентом, Олланд утверждал, что разделять в таких вопросах ответственность с парламентом озна-чало бы создать прецедент, который в будущем лишил бы президента способности действовать в сложных обстоятельствах2.

Примечательно, что в схожей ситуации в 1983 г. оказался другой президент, тоже социалист - Ф. Миттеран. В то время американцы, согласовав и подготовив совместно с Францией воздушный удар в Ливане, в последние минуты отменили своё участие. Французские самолёты самостоятельно выполнили 17 ноября 1983 г. задание без потерь3.

Возвращаясь к положению в Сирии, напомним, что в апреле 2018 г. уже при новых президентах, Д. Трампе и Э. Макроне, совместный ракетный удар был нанесён4. Новый президент Франции, как и его предшественник, фактически продолжил делать ставку на уход президента Б. Асада с сирийской политической сцены, ограничивая тем самым поле манёвра Франции в последующем постконфликтном урегулировании ситуации в Сирии.

Уйдя из власти, но не из политики, Олланд продолжает достаточно оптимистично высказываться о будущем социал-демократии, хотя и называет её «королевой Европы», которая «потеряла свою корону»5. Оптимистично, несмотря на то, что в самой Франции его преемник Э. Макрон вынес соцпартии приговор и реализовал, по выражению Олланда, операцию по её «поглощению»6, фактически устранив с политической сцены страны.

Олланд объясняет нынешний упадок социал-демократических партий в Европе, в частности, эволюцией западного общества в направлении индивидуализма; технологическими изменениями; глобализацией, стирающей границы в условиях роста влияния транснациональных цифровых компаний. При этом у социалистов, уверен Олланд, есть будущее, и связано оно с идеей борьбы с неравенством - главным злом современного высокотехнологичного об-

у

щества. Политика же Макрона, считает Олланд, это неравенство углубляет .

Неоднократно упоминая опыт Ф. Миттерана, Ф. Олланд как бы пытается поставить себя в один ряд с этой незаурядной фигурой французской и мировой политики. Он рассчитывает со временем на «справедливую» оценку своей деятельности. О Миттеране, подчёркивает

1 Hollande F. Op. cit. P. 36.

2 Hollande F. Op. cit. P. 37.

3 Attali J. Verbatim 1981-1986. P.: Éd. Robert Laffont, 2011. P. 638-639.

4 Auffray A., Kodmani H. Syrie: Macron frappe avant de discuter. La Libération. 2018, avril 15. URL: https://www. liberation.fr/planete/2018/04/15/syrie-macron-frappe-avant-de-discuter_164359.

5 Hollande F. Op. cit. P. 363.

6 Hollande F. Op. cit. P. 14.

7 Не отрицая наличия проблемы неравенства, нельзя, однако, не признать, что по доле населения, живущей за чертой бедности (доход примерно 1000 евро в месяц), Франция далеко не в худшем положении. В 2016 г. эта доля составила 13,6% против 17,3% в среднем в ЕС, порядка 16% - в Швеции, ФРГ, Великобритании; свыше 20% -в Италии, 22% - в Испании. Без существующей системы социально-налогового перераспределения доля бедных во Франции составила бы около 24%, согласно данным статистической службы Министерства солидарности и здравоохранения Франции. - Les aides sociales atténuent la pauvreté en France 06.07.2018. URL: https://www.mutualite.fr/actualites/les-aides-sociales-attenuent-la-pauvrete-en-france/

Олланд, стали говорить, как «о подлинном реформаторе, авторе многих социальных завоеваний, решений, которые до сих пор делают честь Франции»1, лишь спустя десятилетие после его ухода из власти.

Олланд надеется, что со временем и его деятельность получит иную, отличную от сегодняшней, оценку. Сумеет ли второй президент-социалист в истории Пятой республики дождаться признания - большой вопрос.

Список литературы

Обичкина Е.О. От олландизма к макронизму. Выборы во Франции 2017 г.: итоги и перспективы [отв. ред. В.Я. Швейцер]. - М.: Ин-т Европы РАН, 2017. С. 20-5.

Рубинский Ю.И. Франция президента Э. Макрона: первые шаги. Франция при президенте Эммануэле Макроне: в начале пути. Отв. ред.: М.В. Клинова, А.К. Кудрявцев, Ю.И. Рубинский, П.П. Тимофеев. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 9-17.

Auffray A., Kodmani H. Syrie: Macron frappe avant de discuter. La Libération. 2018, avril 15. URL: https://www.liberation.fr/planete/2018/04/15/syrie-macron-frappe-avant-de-discuter_164359.

Déclarations devant le Parlement réuni en Congrès 3 juillet 2017. Congrès du Parlement XVe législature. Compte rendu intégral. Séance du lundi 03 juillet 2017. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/15/cri/congres/20174001.asp.

Édouard Philippe est plus populaire qu'Emmanuel Macron: est-ce un problème pour le Président? URL: https://www.lejdd.fr/Politique/edouard-philippe-est-plus-populaire-quemmanuel-mac ron-est-ce-un-probleme-pour-le-president-3784502/

François Hollande: «Un président travaille toujours pour son successeur». Entretien exclusif. L'Obs. 2018. No. 2788. P. 20-26.

Hollande F. Les leçons du pouvoir. P.: Stock, 2018, 409 p.

Les aides sociales atténuent la pauvreté en France 06.07.2018. URL: https://www.mutualite.fr/actualites/les-aides-sociales-attenuent-la-pauvrete-en-france/

Les opérations extérieures de la France 2012-2015. Communication à la Commission des finances du Sénat. P.: Cour des comptes, 2016, octobre, 160 p. URL: https://www.ccomptes. fr/sites/default/files/EzPublish/20161114-rapport-0pex.pdf.

Revue stratégique de défense et de sécurité nationale 2017. Octobre, 109 p. URL: http://www.defense.gouv.fr/content/download/514684/8664656/file/2017-RS.pdf.

References

Obichkina E.O. Ot ollandizma k makronizmu. Vybory vo Francii-2017 g.: itogi i perspektivy [otv. red. V.Ya. Shvejcer]. M.: In-t Evropy RAN, 2017. S. 2025.

Rubinski Yu.I. Franciya prezidenta E. Makrona: pervye shagi. Franciya pri prezidente Emmanuele Makrone: v nachale puti. [otv. red.: M.V. Klinova, A.K. Kudryavtsev, Yu.I. Rubinski, P.P. Timofeyev]. Moscow: IMEMO RAN, 2018. S. 9-17.

Auffray A., Kodmani H. Syrie: Macron frappe avant de discuter. La Libération. 2018, avril 15. URL: https://www.liberation.fr/planete/2018/04/15/syrie-macron-frappe-avant-de-discuter_164359/

Déclarations devant le Parlement réuni en Congrès 3 juillet 2017. Congrès du Parlement XVe législature. Compte rendu intégral. Séance du lundi 03 juillet 2017. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/15/cri/congres/20174001.asp.

Édouard Philippe est plus populaire qu'Emmanuel Macron: est-ce un problème pour le Président?

1 Hollande F. Op. cit. P. 377.

URL: https://www.lejdd.fr/Politique/edouard-philippe-est-plus-populaire-quemmanuel-macron-est-ce-un-probleme-pour-le-president-3784502.

François Hollande: «Un président travaille toujours pour son successeur». Entretien exclusif. L'Obs. 2018. No. 2788. P. 20-26.

Hollande F. Les leçons du pouvoir. P.: Stock, 2018, 409 p.

Les aides sociales atténuent la pauvreté en France 06.07.2018. URL: https://www.mutualite.fr/ actualites/les-aides-sociales-attenuent-la-pauvrete-en-france/

Les opérations extérieures de la France 2012-2015. Communication à la Commission des finances du Sénat. P.: Cour des comptes, 2016, octobre, 160 p. URL: https://www.ccomptes.fr/sites/de fault/files/EzPublish/20161114-rapport-Opex.pdf.

Revue stratégique de défense et de sécurité nationale 2017. Octobre, 109 p. URL: http://www. defense.gouv.fr/content/download/514684/8664656/file/2017-RS.pdf.

President's Authority in France: difficult decisions

Author. Sidorov A.S., Researcher, Department of Europe and America, Institute of Scientific Information on Social Sciences (INION), Russian Academy of Sciences. Address: 51/21, Nakhimov Av., Moscow, Russia, 117997. E-mail: [email protected].

Abstract. The article deals with the role and importance of the President's figure in the system of France's political institutions. Specific examples show the dominant role of the President in the process of making major political decisions. The features of the French model of decision making in crisis situations are emphasized. The influence of the personality factor and style of the French President in the exercise of his political leadership is noted.

Key words: five-year mandate, Socialists, President, Parliament, powers, decisions, Fifth Republic, military operations, Mali, Syria.

DOI : http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran120195560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.