Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
УДК 327
Роман ЛУНКИН
«РЕЛИГИОЗНОСТЬ» ЕВРОПЕЙСКИХ ПОЛИТИКОВ: ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ
Аннотация. В статье проанализирована роль религии в идеологии европейских политиков. Религиозные взгляды политических деятелей, выраженные ими в публичном пространстве, помогают увидеть всю сложность и неоднозначность того идейного сдвига, который символизирует собой популистская волна в Европе. Ключом к пониманию новой зарождающейся идеологии является идентичность и преодоление часто абсурдной политкорректности светского общества со своим особым представлением о либерализме. Тема религии стала одним из элементов, послужившим хорошим основанием для начала формирования идейной альтернативы либеральному миропорядку.
Ключевые слова: миграция, межрелигиозный диалог, христианство, протестантизм, православие, католицизм, государственно-церковные отношения.
Призывы христианских церквей накануне выборов в Европарламент 2019 г. продемонстрировали накал политических дискуссий, который существует в целом вокруг противостояния традиционных партий и правых популистов или, точнее, партий «политической альтернативы»1. Религиозные взгляды политиков, выраженные ими в публичном пространстве, помогают увидеть всю сложность и неоднозначность того идейного сдвига, который символизирует собой популистская волна или новая политическая альтернатива в лице «суверени-стов», «идентистов» и «нарушителей спокойствия», которые идут против элиты и общепринятых норм.
Исследователи, проводившие опросы депутатов Европарламента, отмечали относительность влияния церквей или христианского мировоззрения на политиков, которое либо минимально, либо опосредовано2. Присутствие религиозного компонента в риторике правых популистов также объясняется элементами архаического романтического мировоззрения3. Но и критики популистов исходят из представлений об архаичности религии в современном мире, хотя это спорное утверждение.
Среди наиболее заметных популистов, которые известны своими высказываниями о религии, можно выделить несколько политиков - Маттео Сальвини, Марин Ле Пен и Бориса Джонсона. Эти не похожие по стилю и характеру фигуры используют религиозную тематику в политической борьбе, исходя из свои личных пристрастий и политической интуиции (что
© Лункин Роман Николаевич - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, главный редактор журнала «Современная Европа». Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Email: romanlunkin@gmail.com.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52019104109
1 Партии и движения политической альтернативы в современной Европе. Сб. статей. Отв. ред. В.Я. Швейцер.
М., ИЕ РАН, 2018. С. 36-53.
2 Foret François. "Religion at the European Parliament": purposes, scope and limits of a survey on the religious beliefs
of MEPs. Religion, State & Society, 42/2-3, 2014. Р. 108-129.
3 Харкевич М., Музалевский В., Осколков П. Архаика и современный правый популизм. Современная Европа,
№1, 2018. С. 59-68. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120185968.
творится на самом деле в их душе для нас и для общества не столь важно), показывая, как совершенно разные люди ищут ответы на далеко не простые вопросы, касающиеся культуры и идентичности своих государств.
Глава МВД Италии Маттео Сальвини является примером практикующего католика-традиционалиста в политике (хотя семейная жизнь Сальвини, в частности, развод, гражданский брак, не соответствует католическим нормам). Итальянский политик известен своим умением вступать в полемику с церковными лидерами, доказывая им, что бесконтрольная иммиграция разрушает культуру страны и что «истинные католики» должны отстаивать самобытность Италии. Сальвини последовательно выступал за сохранение традиций, в том числе и в школе. В 2018 г. он осудил намерение некоторых учителей убрать распятия из классов и заменить имя Иисус в рождественских песнях на более нейтральное, приемлемое также для детей им-мигрантов-мусульман1.
Одно их характерных столкновений Сальвини с Ватиканом произошло в ходе кампании по выборам в Европарламент в 2019 г. Обвинениям в политизации церкви рядом священников и кардиналов он подвергся за свою речь в Милане на Соборной площади 18 мая 2019 г. во время политического ралли «Италия прежде всего» с участием других «правых популистов» (его речь слушали Марин Ле Пен и Герт Вилдерс). Тогда Сальвини держал в руках чётки розария и заявил, что посвящает свою жизнь и работу Деве Марии, просит у неё помощи и защиты, посвящает Европу покровительству её святых2. Всё это было осуждено Ватиканом, и как заметил один из кардиналов, «потрясание чётками в руках ещё не делает Сальвини новым Альчиде де Гаспери» . Ранее папа Франциск уклонялся от встречи с Сальвини из-за его жесткой позиции по недопущению иммигрантов в Италию. В связи с религиозной риторикой Сальвини стоит отметить, что он вполне последователен в отстаивании христианской консервативной позиции. Выборы в Европарламент показали, что мнение Ватикана (более либерально настроенного ради глобальной миссии Церкви) не оказало значительного влияния на отношение избирателей, которые поддержали Сальвини.
Наоборот, среди значительной части католиков появились вполне обоснованные претензии по отношению к церковному руководству, которое игнорирует и осуждает католического политика, вполне спокойно встречаясь с атеистами. Кроме того, как «правый популист» Саль-вини подвергся критике, которая выходила за рамки здравого смысла. Как отмечает один из католических богословов, «таковы модные, политкорректные церковники, которые сегодня стоят во главе диктатуры релятивизма в Церкви, нападая даже на слабых католиков, пытающихся каким-то образом защитить католические корни Европы». «Я последний среди хороших христиан, но я не думаю, что заслуживаю этого», - сказал Сальвини после того как нелепо еженедельник «Христианская семья» сравнил его с сатаной на обложке, при том что он защищает христианскую семью» .
Лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен - сторонница светскости, заигрывающая с религией, но выступающая с чисто секулярных позиций. Несмотря на то что символом фронта является католическая святая Жанна Д'Арк, в сфере религии М. Ле Пен основы-
1 Scarsi A. Italy slaps down PC brigade with push for Christmas Nativity cribs in schools. Express. 01.12.2018. URL:
express.co.uk/news/world/1053050/italy-news-matteo-salvini-christianity-christian-symbols-christmas-politically-
correct-pc.
Этих святых в качестве главных святых покровителей Европы объявили папы Павел VI (в 1964 г. св. Бенедикта Нурсийского) и Иоанн Павел II (в 1985 г. - свв. Кирилла и Мефодия, в 1999 г. - остальных из списка).
3 Лункин Р.Н. Существует ли христианский электорат в Европе? Церковь, верующие и политики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №3, 2019. С. 110-116. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32019110116.
4 Ferrara C. Matteo Salvini and the Dictatorship of Relativism in the Church. 09.08.2018. Fatima.Org. URL: https://fatima.org/news-views/fatima-perspectives-1223/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
вается на вполне либеральном светском подходе, который также характерен для нидерландского популиста Г. Вилдерса.
В отличие от католика Сальвини Ле Пен отнюдь не отстаивает католические ценности, выступая за аборты и в поддержку прав геев и лесбиянок, что является явным нарушением церковных предписаний. В ходе президентских выборов во Франции она критиковала кандидата Франсуа Фийона за использование католической веры для защиты определённой политической линии (интересно, что за это же Ватикан критиковал Сальвини). По её мнению, это противоречит принципу laïcité (французскому пониманию светскости в политике и в общественной жизни), то есть «нашим ценностям»1. Ле Пен осудила за разрушение светскости государства Эммануэля Макрона, который в 2018 г. на встрече с католическим епископатом Франции обещал наладить более тесный диалог с Церковью. При этом, М. Ле Пен в интервью католическому изданию «La Croix» отмечала, что у неё «сильная вера», в которой она никогда не сомневалась, тем более что воспитана она была в католицизме2.
Когда Национальным фронтом руководил её отец, в партии было больше католиков-фундаменталистов, но была и часть антихристиански настроенных язычников. Безусловно, количество консервативных католиков в партии уменьшилось, но за М. Ле Пен на выборах в Европарламент всё равно голосовала значительная часть умеренных католиков, для которых светскость также является ценностью и частью идентичности Франции. И во французской ситуации противоречивая позиция Ле Пен по поводу роли церкви не помешала католикам поддержать её. Вполне возможно, что именно антиисламская позиция позволила политику набрать голоса. В частности, одно из её ярких высказываний - сравнение мусульманской иммиграции в Европу с нашествием варваров на Рим. При этом иудеи и мусульмане, по её мнению, должны смириться с запретом на любые религиозные символы и одежду в публичной сфере, чтобы ниспровергнуть политический ислам3.
По мнению М. Ле Пен, церковь вмешивается во всё, что можно, но только не в те сферы, которыми должна заниматься на самом деле. Папу Римского Ле Пен осудила за его стремление навязать заботу об иммигрантах и беженцах европейским странам4.
Католическое крыло партии всё же существует и его представляет Марион Марешаль-Ле Пен, племянница М. Ле Пен, избранная в 2012 г. депутатом французского парламента. Марешаль-Ле Пен выступает за разумный традиционализм (к примеру, за запрет однополых браков), но при соблюдении светскости. Обращение к церковной традиции сочетается с критикой либерально настроенного руководства Церкви в лице папы Франциска.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон религиозен, но не относит себя к конкретной деноминации. Б. Джонсон был крещён в католицизме, но конфирмацию прошёл в Англиканской церкви, таким образом, формально перейдя в англиканство. В свойственной ему гротескной манере Джонсон описывал свою веру так: она проявляется также как принимается радиосигнал в Чилтернс: то он есть, то он пропадает, «я не являюсь серьёзным, практикующим христианином, но думаю о религии много»5. Известно его издевательское выска-
1 Green E. The Specter of Catholic Identity in Secular France. 06.05.2017. The Atlantic. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2017/05/christian-identity-france/525558/
Le Pen: Nationalism is neither illegal nor immoral. February 24, 2017. La Croix. URL: https://international.la-croix. com/news/le-pen-nationalism-is-neither-illegal-nor-immoral/5017#.
Brown T. France's Marine Le Pen Promises To Ban Religious Clothing And Symbols, Including Christian Ones, To Fight Islam. 22.10.2016. URL: https://thewashingtonstandard.com/frances-marine-le-pen-promises-ban-religious-clothing-symbols-including-christian-ones-fight-islam/
Le Pen: Nationalism is neither illegal nor immoral. 24.02.2017. La Croix. URL: https://international.la-croix.com/ news/le-pen-nationalism-is-neither-illegal-nor-immoral/5017#.
Boris Johnson: I am not a serious practicing Christian. 29.01.2015. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/politics/ conservative/11378107/Boris-Johnson-I-am-not-a-serious-practicing-Christian.html.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
зывание о мусульманских никабах, которые полностью закрывают лицо: люди их одевающие похожи на почтовые ящики). Однако Джонсон заявил, что к исламу относится уважительно, учитывая, что его прапрадед Али Кемаль был мусульманином и видным турецким государственным деятелем начала ХХ в.
Джонсон преодолевает абсурдные нормы политкорректности и выступает с разумных позиций свободы религии в публичном пространстве. Наряду с этим его рассуждения о вере говорят о глубоком понимании сути дела. К примеру, он поддержал традицию начинать работу парламента с молитвы: «Независимо от ваших религиозных взглядов факт состоит в том, что каждый день парламент начинает с молитвы за Её Величество и, конечно, за всех политиков, чтобы они руководили справедливо. И это очень, очень интересный момент, так как политики, каждый из них, неважно, какие у них убеждения, молятся и думают о сакральной истине, что они поставлены народом, и думаю, что это хорошая вещь. Несмотря на то, что они думают о существовании или несуществовании Бога. Всё что угодно. Это хорошо, что они кратко концентрируются в момент молитвы, что является уникальным личностным размышлением. Политики концентрируются на том, что они делают и важности этого. Поэтому я думаю, что это работает, и думаю, что попытки запретить это бессмысленны». Борис Джонсон также отметил, что он ничего не имеет против религиозных движений, которые провозглашают истинность своего спасения. По его словам, в последние годы слишком много политкорректной чувствительности вокруг любой темы, связанной с защитой религии1.
Тем не менее, ни посещение религиозных мероприятий, ни молитва у стены плача в Иерусалиме не уберегли Джонсона от критики со стороны представителей Церкви. Так, викарий Церкви Англии Джордж Питчер заявил, что ещё никогда не было столь аморального премьер-министра в истории страны. Он посетовал, что епископ Ливерпуля Пол Бэйес, открыто назвавший Дональда Трампа «токсичным и опасным», не сказал ни слова про главу кабинета2.
Среди политиков новой волны на уровне ЕС стоит отметить главу Еврокомиссии с 2019 г. Урсулу фон дер Ляйен - она принадлежит к либеральной Лютеранской церкви Германии. Она лишь однажды, будучи министром по семейным делам, была раскритикована за инициативу с акцентом, заняться воспитанием детей католиков и протестантов без упоминания детей мусульман и иудеев3. Но в целом, для неё, как и для многих представителей руководства ЕС, религия не играет большой роли в реальной политике.
Более интересно религиозное мировоззрение Аннегрет Крамп-Карренбауэр, сменившей Ангелу Меркель на посту главы Христианско-демократического союза (ХДС). Она католичка либерального толка, консервативная в вопросах морали, член Центрального комитета немецких католиков (ZdK), влиятельной группы мирян. В 2015 г. она выступила против введения однополых браков, но при этом поддерживает политику гендерного равенства в церкви, в том числе некоторые формы женского священства4. За это Крамп-Карренбауэр была раскритикована некоторыми епископами, но в целом её позиция отражает настроения либерального настроенного церковного руководства - Ватикана и Конференции католических епископов Германии.
1 Jones M. 3 times Boris Johnson has spoken to Premier about faith. 23.07.2019. URL: https://www.premier.org.uk/ News/UK/3-times-Boris-Johnson-has-spoken-to-Premier-about-faith? ga=2.228726558.327980877.1565973479-17100 3884.1565734030.
2 Pitcher G. It's time for Christians to speak out against Boris Johnson. 18.01.2019. URL: https://www.theguardian.
com/commentisfree/2019/jun/18/church-of-england-boris-johnson.
4 Jewish, Muslim Groups Blast Minister's Children's Initiative. 20.04.2006 URL: https://p.dw.com/p/8HrX. 4 Cardinal Brandmüller: those who call for women priests are «heretics» and «excommunicated». 22.05.2018. URL: https://catholicherald.co.uk/news/2018/05/22/cardinal-brandmuller-those-who-call-for-women-priests-are-heretics-and-excommunicated/
Позиции политиков в религиозной сфере помогают лучше понять, во что на самом деле верят или не верят «правые популисты». Популизм правильнее рассматривать как политический стиль, чем идеологию1. Идейные позиции новой политической волны куда более сложные и разнообразные. Религиозный подтекст означает поворот европейских политиков к новой трактовке самобытности своей страны. Ключ к пониманию «идентизма» или «сувере-низма» даёт осознание значения идентичности и её проявлений в публичном пространстве, наряду с запросом на преодоление абсурдной политкорректности современного либерализма.
Список литературы
Грибовский В.С. Правый популизм: особенности политического феномена. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2019. С. 61-64. DOI: http: //dx .doi.org/ 10.15211/vestniki eran120196164.
Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Монография. Под общей ред. Ал.А. Громыко,
B.П. Фёдорова. М., СПб., Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена.
C. 100-122.
Лункин Р.Н. Существует ли христианский электорат в Европе? Церковь, верующие и политики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №3, 2019. С. 110-116. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32019110116.
Партии и движения политической альтернативы в современной Европе. Сб. статей. Отв. ред. В.Я. Швейцер. М., ИЕ РАН, 2018. С. 36-53.
Харкевич М., Музалевский В., Осколков П. Архаика и современный правый популизм. Современная Европа, №1, 2018. С. 59-68. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120185968.
References
Foret François. "Religion at the European Parliament": purposes, scope and limits of a survey on the religious beliefs of MEPs. Religion, State & Society, 42/2-3, 2014. Р. 108-129.
Gribovskij V.S. Pravyj populizm: osobennosti politicheskogo fenomen. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №1, 2019. S. 61-64. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120196164.
Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski. Monografiya. Pod obshchej red. Al.A. Gromyko, V.P. Fyodorova. M., SPb.: Nestor-Istoriya, 2017. 584 s. Seriya: Staryj Svet - novye vremena. S. 100-122.
Lunkin R.N. Sushchestvuet li hristianskij elektorat v Evrope? Cerkov', veruyushchie i politiki. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №3, 2019. S. 110-116. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32019110116.
Partii i dvizheniya politicheskoj al'ternativy v sovremennoj Evrope. Sb. statej. Otv. red. V.Ya. Sрvejtser. M., IE RAN, 2018. S. 36-53.
Harkevich M., Muzalevskij V., Oskolkov P. Arhaika i sovremennyj pravyj populizm. Sovre-mennaya Evropa, №1, 2018. S. 59-68. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope120185968.
«Religiosity» of the European Politicians: the Rebellion against political correctness Authors. Roman Lunkin, Doctor of Sciences (Politics), Senior Fellow, the Head of the Center for Religious Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, deputy editor-in-chief of the journal «Contemporary Europe». Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: romanlunkin@gmail.com.
1 Грибовский В.С. Правый популизм: особенности политического феномен. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2019. С. 61-64. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120196164.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №5
Abstract. In the article analyzed the role of the religion in European politics. Religious views of the politicians that expressed in public sphere help to see all complexity of the ideological shift that rooted in the populist wave. The religious rhetoric often means the turn of the European politicians to the new understanding of the peculiarity of their own country and in general the necessity to understand this issue. That movement could be called as identism or sovereignism but essentially this is the preparing of the radical changes in the European system where religion is a live element that turned to the future. The key to the new ideology that is alternative to the modern liberalism -the identity and overcoming of the absurd political correctness. The subject of the immigration appeared to be not the center of that ideology but one of the elements that served as a background to the creation of the alternative to the liberal order.
Key words: migration, interreligious dialogue, Christianity, Protestantism, Orthodoxy, Catholicism, Church-State relations.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52019104109