Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм в современной России: теоретические аспекты '

Религиозный экстремизм в современной России: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / РОССИЯ / ТРАДИЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / EXTREMISM / RELIGION / RUSSIA / TRADITION / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пелюх Е. И.

В статье рассматривается проблема религиозного экстремизма в России. Автор предлагает для исследования религиозного экстремизма применять комплексный и междисциплинарный подход к изучению каждой конкретной религии, существующей в России, а также план системного анализа религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism in modern Russia: theoretical aspects

The article concerns problem of religious extremism in Russia. The author suggests to apply to research of religious extremism a comprehensive and interdisciplinary approach to studying of each concrete religion, existing in Russia, and also the plan of the system analysis of the religious organizations.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм в современной России: теоретические аспекты »

9. Безлепкин, Б. Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу - 2-е издание / Б. Т. Безлепкин. М.: Проспект, 2008.

10. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации : учебник / отв. ред. П. А. Лупинская. М.: Юристъ, 2004.

References

1. The comment to the Criminal procedure code of the Russian Federation - 5th edition / under the editorship of A.V. Smirnov. Prospekt, 2009.

2. Petrukhm I.L. Verdict and the right to rehabilitation: The monography. М: the Prospekt, 2009.

3. Belonosov V.O., Chernysheva I.V. The Russian criminal procedure: The textbook. - М: Publishing-trading corporation «Dashkov and K°»; Saratov: Open Company “BusinessVolga”, 2008. - P. 211.

4. Putin V.V. Speech at VI congress of judges // The Russian justice. 2005. № 1 - 2. P. 4.

5. Smirnov A.V, Kalinovsky K.B. Criminal procedure. A short course. 2nd edition. SPb.: Piter, 2009.

6. The Russian legislation X - XX-th centuries. In 9 v. Judicial reform. М: The legal literature, V. 8. 1991. P. 52.

7. Dubrovin V.V. From the history of development of legal regulation of the civil suit institute in criminal procedure of Russia // State and law history. 2009. № 4.

8. Ivanov DA., Krupenin G.R. Compensation of harm in business reputation of the juridical persons suffered from a crime // The Russian investigator. 2008. № 24.

9. Bezlepkin B.T. The Reference book of the judge on criminal procedure - 2nd edition / B.T. Bezlepkin. М.: Prospekt, 2008.

10. Criminal procedure law of the Russian Federation: The textbook / the editor P.A. Lupinskaya. М: Urist, 2004.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ1

RELIGIOUS EXTREMISM IN MODERN RUSSIA: THEORETICAL ASPECTS

УДК 323.26/.28(470)

Е.И. ПЕЛЮХ,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)

E.I. PELYUKH,

candidate of philosophical sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматривается проблема религиозного экстремизма в России. Автор предлагает для исследования религиозного экстремизма применять комплексный и междисциплинарный подход к изучению каждой конкретной религии, существующей в России, а также план системного анализа религиозных организаций.

Ключевые слова: экстремизм, религия, Россия, традиция, преступление.

Abstract: The article concerns problem of religious extremism in Russia. The author suggests to apply to research of religious extremism a comprehensive and interdisciplinary approach to studying of each concrete religion, existing in Russia, and also the plan of the system analysis of the religious organizations.

Key words: extremism, religion, Russia, tradition, crime.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года основным источником угроз национальной безопасности в сфере госу-

дарственной и общественной безопасности являются экстремистская деятельность националистических, религиозных,этнических и иных организаций и структур.

1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-150.2012.6.

В Федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] приводятся признаки, согласно которым ту или иную организацию можно отнести к экстремистской. Однако в научном сообществе отсутствуют критерии для проведения системного исследования религиозных организаций на предмет выявления в их деятельности экстремистской составляющей. Более того, в российском законодательстве нет строгой понятийной базы. За большинством новых религиозных движений закрепились четкие определения - «секты», «деструктивные секты», «деструктивный культ» и т.п. Однако ни в одном нормативно-правовом акте мы не найдем их юридического определения. В обыденном сознании эти дефиниции зачастую вызывают только негативные ассоциации, что способствует разжиганию религиозной розни и возвеличиванию одной религии над другой, тем самым нарушая базовые принципы Конституции РФ.

Однако это не означает, что новые религиозные движения не являются потенциально опасными и не ведут экстремистской деятельности в России. Необходимо учитывать, что экстремистская организация - это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Организации экстремистской направленности в России можно условно разделить на 2 группы: криминальные бандформирования, открыто провозглашающие экстремистские лозунги и религиозные организации, общественные движения, фонды и т.п. со строгой внутренней дисциплиной, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан и целостности государства, но с виду не представляющие угрозы. В настоящее время именно последняя группа - это реальная, хоть и не ярко выраженная, как в первом случае, угроза для целостности государства и национальной безопасности страны, так как деятельность первых официально запрещена, а вторые действуют совершенно открыто. Кроме того, многие из них являются зарегистрированными объединениями, что позволяет им действовать в России на законных основаниях. Поэтому деятельность этих организаций, религиозное сознание

последователей требует всестороннего анализа с применением общенаучных методов, системное изучение каждой конкретной религии становится первостепенной задачей.

Заявленная тема также значима в плане осмысления современного состояния и перспектив межгосударственных отношений. Например, новое религиозное движение «Фалуньгун» в Китае запрещено, а на территории Российской Федерации активно пропагандирует свое учение и является зарегистрированной общественной организацией.

В настоящее время на территории России открыто действует достаточно большое количество новых религиозных движений. В ст.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» дается определение экстремистской деятельности (экстремизма). Но для отнесения той или иной организации к экстремистской необходимо иметь правовое обоснование и доказательную базу. Для этого необходимо выработать четкую систему для исследования религиозных организаций на предмет выявления в их деятельности экстремистских черт.

Полагаем, что системный анализ в обязательном порядке должен содержать следующие пункты:

1. Религиоведческий анализ вероучения и практики религиозной организации. В отношении общественной организации необходим анализ Устава, основной литературы и документов с целью заключения о том, является она религией или нет (например, в отношении общественной организации «Фалуньгун», Церкви сайентологии).

2. В отношении религий, зародившихся не на территории России, необходимо раскрыть механизмы адаптации инокультурной традиции к российским социокультурным и религиозным реалиям. Проанализировать, какие постулаты пропагандируются, почему они становятся популярными. Для понимания того, насколько данная конкретная религия укорененилась в российском обществе, можно выделить этапы восприятия русскими основ вероучения и практики, такие как одобрение, адаптация и интеграция. На этом вопросе стоит остановиться подробнее. Характеризуя первый этап, следует говорить о формировании предпосылок, которые обусловили возможность генезиса нового религиозного движения в России. Для этапа одобрения характерно зарождение и формирование положительного обще-

ственного мнения в целом об этой религии, а в частности об основах вероучения. Процесс одобрения инорелигиозной традиции представляет собой процесс социокультурной трансформации, под которой подразумевается привнесение новых представлений и идей, заимствование языковых выражений. Важно, что процесс одобрения еще не означает принятия этой религии, так как еще существует возможность возникновения негативных, например, этнических стереотипов, которые могут обусловить восприятие новой религии как «чужой». Таким образом, одобрение - это фаза накопления знаний у россиян о конкретном новом религиозном движении (далее - НРД). На этапе адаптации темпы восприятия инорелигиозной традиции зависят от готовности и способности каждого человека участвовать в этом процессе, идет отказ от некоторых форм и представлений, свойственных своей этнокультуре и освоение инокультурной традиции. Под влиянием нового религиозного мировоззрения меняются стереотипы поведения человека, устанавливаются и закрепляются новые религиозные идеи в обществе, следует разрушение барьера недоверия к принципиально новой форме религиозного знания. Чем больше нормы и принципы нового учения способны удовлетворить духовные потребности человека, тем менее значимым становится для него прежнее мировоззрение. Наступает стадия интеграции. На этом этапе процесс сокращения культурной дистанции подходит к концу. Адепт ощущает себя частью новой общины, строго соблюдает все правила, нормы и догматы, характерные для данного НРД, активно отстаивает правоту своих религиозных убеждений. При выявлении элементов экстремизма именно такие последователи становятся опасными не только для себя, своей семьи, но и для общества и государства в целом. Ими могут быть совершены следующие преступления: •возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды;

•причинение вреда здоровью различной степени тяжести;

• жестокое обращение с детьми; •преступления, связанные с неисполнением гражданских обязанностей; •неоказание помощи больному; •ограничение и лишение свободы; •склонение к самоубийству;

•нарушение иных конституционных прав и свобод человека.

3. Реконструировать процесс развития

религиозной организации в России. Данный аспект поможет понять, каким образом учение распространяется по стране и, при необходимости, какие меры профилактики и противодействия необходимы.

4. Исследовать деятельность религиозных организаций на территории Российской Федерации. В данном вопросе важно проанализировать отношения организации с обществом, государством, особое внимание уделить миссионерской и культовой деятельности НРД.

5. Выявить особенности религиозного сознания российских последователей этих движений. Понять, почему именно эту религию избрал для себя конкретный человек, станет возможно благодаря социологической методике.

6. Психолингвистический анализ литературы с целью выявления или отсутствию формулировок, специальных языковых или иных средств, побуждающих к отказу от исполнения гражданских обязанностей, причинению вреда здоровью, любых других противоправных или антисоциальных деяний.

Таким образом, для исследования религиозного экстремизма в современной России необходим комплексный и междисциплинарный подход к изучению каждой конкретной религии, существующей в России. Решение этой проблемы другим способом не представляется возможным. Системный анализ лишь одной религии и перенесение его результатов по аналогии на другую недопустимо. Несмотря на некоторую схожесть в вероучении или деятельности религий, например, отказ от медицинского лечения в пользу духовных практик и молитв, имеет абсолютно разные причины и последствия (разная степень опасности, когда верующие не принимают лекарственных препаратов при простудных заболеваниях, и совсем другое - когда отказываются от медицинского вмешательства в случаях реальной угрозы для жизни пациента).

После проведения подобного исследования у научного сообщества, представителей государственной власти, правоохранительных органов будет полное представление о религиозной организации и ее деятельности в России. Далее, основываясь на ст.

2, 13 и 14 Конституции РФ [2], положениях Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» будет заключение о законности деятельности каждого изученного нового религиозного

движения, выработаны предложения о профилактике и по противодействию религиозному экстремизму в России.

Полученными результатами могут пользоваться представители органов внутренних дел по организации системы предупреждения, противодействия и локализации последствий проявлений религиозного экстремизма, также новые данные будут введены в научноисследовательский оборот в качестве источника для написания курсовых, дипломных и диссертационных работ; в образовательный процесс - в рамках курсов «Криминология»,

«Уголовное право», «Религиоведение», а также включены в систему служебной подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

На основании выработанной методики предполагается религиоведческое исследование других НРД и детальный анализ экстремистской составляющей в их деятельности, так как в современной гуманитарной науке отсутствуют работы, направленные на системный анализ религиозной организации с целью выявления критериев и признаков экстремистской направленности.

Литература:

1. Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ // Российская газета, 30.07.2002.

2. Конституция РФ от 12.12.1993.

References

1. Federal law of the RF «About counteraction of extremist activity», July 25, 2002. № 114-FL // Russian newspaper, 30.07.2002.

2. The Constitution of the Russian Federation, 12.12.1993.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПОДДЕЛКИ НА ПРИМЕРЕ

СТ. 326 УК Рф

TO THE PROBLEM OF THE NOTION FORGERY BY WAY OF EXAMPLE OF THE ARTICLE 326 CRIMINAL CODE OF THE

RUSSIAN FEDERATION

УДК 343.722

А.С. ЛЕБЕДЕВ,

заместитель начальника отдела надзора УГИБДД МВД по Республике Хакасия

A.S. LEBEDEV,

vice-head of the prosecutions department, the Department of State Traffic Safety Inspectorate, Ministry of Internal Affairs

Аннотация: в статье приводятся предложения для правоприменителей по вопросам трактовки понятия подделки идентификационного номера транспортного средства; государственного регистрационного знака транспортного средства.

Ключевые слова: идентификационный номер, транспортное средство, подделка.

Abstract: The article deals with suggestions for executors of the law concerning the matter of interpretation of the notion forgery of the vehicle identification number; state registration vehicle number.

Key words: identification number, a vehicle, a forgery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.