Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм в России'

Религиозный экстремизм в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3489
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ВИДЫ ЭКСТРЕМИЗМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терновская К.В.

Данная статья посвящена такой проблеме как распространение религиозного экстремизма на территории России. В последние годы Россия столкнулась с небывалой по масштабам и последствиям проблемой. Проблема состоит в том, что происходит стремительное распространение форм социального насилия, среди которых важную угрозу представляет экстремизм и его разновидности в различных сферах жизнедеятельности общества. Также важным является то, что нет чёткого определения понятия «религиозный экстремизм». В статье для сравнения приведены мнения различных авторов на этот счёт. А также раскрыты причины, которые в результате приводят к религиозному экстремизму. Помимо этого, отражены результаты анкетирования среди студентов и школьников, где отражено их отношение к данной проблематике. Объектом в данной статье является религиозный экстремизм как социальное явление. Предметом религиозный экстремизм как угроза современному обществу в России, причины и факторы, которые обуславливают появление и развитие религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм в России»

УДК: 316.4

Терновская К.В.

студент

Московский государственный психолого-педагогический университет РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В РОССИИ

Данная статья посвящена такой проблеме как распространение религиозного экстремизма на территории России. В последние годы Россия столкнулась с небывалой по масштабам и последствиям проблемой. Проблема состоит в том, что происходит стремительное распространение форм социального насилия, среди которых важную угрозу представляет экстремизм и его разновидности в различных сферах жизнедеятельности общества. Также важным является то, что нет чёткого определения понятия «религиозный экстремизм». В статье для сравнения приведены мнения различных авторов на этот счёт. А также раскрыты причины, которые в результате приводят к религиозному экстремизму. Помимо этого, отражены результаты анкетирования среди студентов и школьников, где отражено их отношение к данной проблематике.

Объектом в данной статье является религиозный экстремизм как социальное явление.

Предметом - религиозный экстремизм как угроза современному обществу в России, причины и факторы, которые обуславливают появление и развитие религиозного экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, виды экстремизма, религиозный экстремизм, религия, общество.

На стыке ХХ - XXI веков произошло существенное повышение уровня агрессивности у человека, а также вспышки различных видов экстремизма. В результате этого, 25 июля 2002 года был издан Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Многие из экстремистских проявлений имеют религиозную окраску.

А. Кудрявцев1 отметил, что в действующем законодательстве Российской Федерации такого правового понятия как «религиозный экстремизм» нет. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» даны определения таких понятий как «экстремизм» и «экстремистская деятельность». Помимо этого, в данном Федеральном законе присутствует такой термин как «экстремистская организация». Экстремистская организация -это такая организация, по отношению к которой судом принято решение о ее ликвидации либо запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Также существуют предусмотренные законом экстремистские проявления в виде возбуждения религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, призывов к насилию [1]. По мнению автора, следует трактовать вид экстремизма, а не его форму, если мы делаем акцент на проявление экстремизма в сфере социальных отношений общества. В «чистом» виде мы зачастую не встретим ни религиозный, ни другие виды экстремизма.

Существуют и другие мнения на данную тему. Так, например, А. А. Хоровинников считает, что «религиозный экстремизм выступает разновидностью политического, завуалированного соответствующими догматами...» [8, с.8]

1 Сотрудник департамента Министерства юстиции РФ по делам общественных и религиозных объединений

Рассматривая точку зрения А. Игнатенко,, можно сделать вывод, что понятие «религиозном экстремизме» может использоваться лишь в том случае, если присутствуют такие отношения, которые представлены в следующем виде: «религиозный лидер -религиозные последователи». По мнению автора, религиозным лидером будет являться такой человек, который «доносит до верующего Божью волю». В свою очередь верующим будет являться тот, кто «доверяет вышеназванному, готов следовать всем его назиданиям, наказам, имеющим свой божественный источник». Рассматривая данное истолкование, отметим, что некоторые действия вполне могут выступать как проявления религиозного экстремизма, при условии учёта отдельных религиозных течениях. [4]

Нуруллаев А. А. и Нуруллаев Ал. А., предлагают ввести такое понятие как «религиозно-политический экстремизм» по причине того, чтобы квалифицировать определенные виды экстремистской деятельности, которая так или иначе будет связана с религией.

По их мнению, экстремизму характерна приверженность крайним взглядам и действиям, которые в радикальной мере не признают существующие в обществе правила и нормы. Политическим экстремизм будет называться, если он проявляется в политической сфере общества, а религиозный экстремизм, следовательно, имеет своё проявление в религиозной сфере. В последние десятилетия достаточно широко распространяются экстремистские явления, имеющие связь с религиозными требованиями. Но при этом они происходят в политической сфере общества, а понятие «религиозный экстремизм» не может в полной мере их охватить. [2, с.501]

По мнению автора, религиозно-политический экстремизм - это мотивированная или замаскированная в религиозном плане деятельность, которая направлена на то, чтобы насильственными мерами изменить государственный строй или же захватить власть, нарушить суверенитет и территориальную целостность государства, а также создать незаконные вооруженные формирования, провоцировать религиозную или национальную вражду и ненависть. Религиозно-политический экстремизм находится в тесной связи с таким явлением как массовое нарушение прав человека. Тем самым он способствует обострению межнациональных отношений и несет угрозу национальной безопасности различных государств.

Рассмотрев понятие «религиозно-политический экстремизм», можно более четко разграничить явления, происходящие в религиозной сфере от противоправных действий, которые совершаются в политической сфере, но имеют религиозную мотивацию либо религиозный камуфляж.

Важную роль в преодолении религиозно-политического экстремизма играет мониторинг выражения данного явления, а также противодействие пропаганды идей экстремистской направленности с помощью средств массовой информации и религиозных общих различных конфессий. Последовательность и строгость выполнения требований закона позволяет оценить во многой мере то, насколько эффективна борьба против религиозно-политического экстремизма в нашей стране.

И. В. Астэр приводит в своей статье причины, которые в результате приводят к религиозному экстремизму. И первой причиной, которая является одной из основных, указана то, что люди недовольны положением, которое они занимают в обществе. Они стремятся восстановить справедливость и равенство в социуме. Далее приведены факторы, которые в совокупности с политизацией религии в её борьбе за власть, а также экономические привилегии приводят к религиозному экстремизму:

- падение жизненного уровня среди основной массы населения

- безработица

- дискредитация государственной власти по причине ее неспособности решать социально-экономические проблемы

- вседозволенность крупных корпораций [3].

Политическая причина является второй в данном перечне. В критериях информационного общества неважно какая идеология стремится обосновать свои права на мировое господство. Претензия на свою непогрешимость оборачивается тем, что религиозные экстремисты считают себя «избранным народом, постигшим правду и призванным достигнуть победы Бога в истории». Функции культуры получают господствуют в социальной системе. Необходимо активнее разрабатывать, модернизировать и внедрять в систему образования всех уровней учебные материалы и технологии, которые будут направлены на то, чтобы воспитать подрастающее поколения в духе штатской солидарности, а также важно формировать толерантность, уважение к другим мировоззрениям, к другим культурным формам в личности молодого поколения, формировать толерантное сознание.

Третьей причиной является глобализм, появившийся в итоге информационной революции. Глобализм, управляя потоками информации, привел к тому, что распространяется религия, изменяются конфессии, создаются различные религиозные системы. В результате утрата верующими единой цели своих религиозных действий, личное отношение к догматам и положениям собственных вероисповеданий приводит к расколу и росту нетерпимости в рамках своей религиозной организации. Выходом из сложившейся ситуации является отказ от узкоконфессионального эгоизма и социальная защита людей всех исповеданий. А также поддержка публичных правозащитных организаций [6].

Четвёртая причина религиозной нетерпимости связана с попыткой множественного количества групп верующих воссоздать древнейшую духовную традицию, добиться своей избранности, святости, просветления. Важно учитывать то, что каждому человеку необходима гарантия воплощения свободы вероисповедания, а также защиты прав личности.

Следующей причиной, которая приводит к религиозному экстремизму, является психологическая необразованность населения, а также отсутствие действующих институтов по психологической профилактике, что, в свою очередь, приводит к тому, что большая часть населения, особенного внимания тут удостаивается молодое поколение, неспособно противостоять воздействию манипуляций со стороны заинтересованных лиц. Уровень негативного влияния возможно снизить, развивая критическое мышление молодых людей, а также отрабатывая защитные механизмы с помощью специально разработанных тренингов. Помимо этого, важно обратить внимание и на необходимость создавать центры психологической помощи в каждом регионе, а также телефонов доверия для людей, которые подверглись насилию со стороны различных религиозных организаций. Ещё одной причиной нетерпимого отношения к окружающему является необразованность и отсутствие знаний о других культурах и религиях. Во многих регионах России ввели такую дисциплину как «Основы религиозных культур и светской этики», которая, возможно, впоследствии даст хороший результат. Но успешность прямым образом будет зависеть от уровня квалификации педагогов и от их личной мотивации (в том числе и материальной). То есть учителям данной дисциплины необходимо посещать курсы повышения квалификации. Педагог должен обладать такими знаниями и навыками, которые помогут раскрыть важность традиционных религиозных учений, дать обоснование единству основных ценностей в религиях у разных народов, а также научить не только терпимости по отношению к другим вероисповеданиям, но и состраданию и заботе о других в силу понимания принципов разнообразных вероучений. [7, с. 279]

В качестве эмпирического исследования был выбран метод анкетирования среди 140 школьников и студентов, чтобы дать представление о том, каково отношение респондентов к другим вероисповеданиям, а также выявить процент, который склонен к радикальным взглядам в своих религиозных убеждениях и, возможно, способен на экстремистские проявления, когда дело касается религии.

Ниже приведены результаты анкетирования по вопросам, относящимся к теме религиозного экстремизма.

Первым был вопрос о том, к какому вероисповеданию относится респондент, для того, чтобы выявить возможную зависимость мировоззренческих взглядов от исповедуемой религии. Подавляющее большинство (71%) исповедует христианство, 16% являются атеистами, 8% выбрали вариант «другое» (католик, христианин-агностик, не религиозен, но не атеист, дуализм, пантеизм и прочее). Ислам исповедует 3% респондентов и 2% делят между собой иудаизм и буддизм. Данные по вопросу представлены на рисунке 1.

К какому вероисповеданию вы себя относите?

■ а) христианство ■ б) ислам ■ в) буддизм ■ г) иудаизм ид) я - атеист ■ е) другое

Рисунок 1 - Вероисповедание респондента

Второй вопрос позволил узнать отношение респондентов к другим религиям, для того, чтобы выявить процент негативно настроенных школьников и студентов по отношению к иным вероисповеданиям. 73% имеет нейтральное отношение, 23% относится положительно и считают, что каждая религия имеет место быть. И только 4% ответили, что отрицательно относятся к людям, имеющим другое вероисповедание. Данные по этому вопросу представлены на рисунке 2.

Как вы относитесь к людям, имеющим другое вероисповедание?

в) отрицательно 4%

г) резко отрицательно 0%

а) положительно 23%

б) нейтрально 73%

а) положительно

б) нейтрально

в) отрицательно

г) резко отрицательно

Рисунок 2 - Отношение к другим вероисповеданиям

Следующий вопрос позволил понять, поддерживают ли респонденты радикальные религиозные группы и при каких условиях. 69% высказали свою позицию о том, что не поддержат ни при каких условиях подобное явление, 20% затруднились ответить на поставленный вопрос, 5% считают, что если такие группы соответствуют их религиозным взглядам, то можно их поддержать, 4% разделились между мнениями, что такие объединения поддерживают чистоту религии либо заслуживают поддержки при условии предлога хороших денег. Оставшиеся 2% разделились между поддержкой радикальных религиозных групп в условиях безысходности и «другое» (где было указано, что респондент готов поддержать данные группы при условии угрозы их жизни). Данные по вопросу представлены на рисунке 3

Готовы ли вы поддержать радикальные религиозные группы при следующих обстоятельствах?

а) если предложат хорошие деньги

е) затрудняюсь ответить 20%

б) они соответствуют моим религиозным убеждениям 5%

в) поддержу, т.к. они борются за чистоту религии 2%

г) от безысходности 1%

д) не поддержу ни

при каких условиях

69%

■ а) если предложат хорошие деньги ■ б) они соответствуют моим религиозным убеждениям

■ в) поддержу, т.к. они борются за чистоту религии ■ г) от безысходности

■ д) не поддержу ни при каких условиях ■ е) затрудняюсь ответить

■ ж) другое

Рисунок 3 - Условия, при которых респондент готов поддержать радикальные религиозные группы.

Далее следовал вопрос, который позволил выявить отношение респондентов к людям, совершающим насилие ценой своей жизни ради своих религиозных убеждений. Данные анкетирования показали, что 87% смотрят на такое отрицательно и считают, что жизнь человека не измеряется религиозными убеждениями, а также данные поступки противоречат законам основных мировых религий, 9% относится к данному действию нейтрально, а 4% респондентов, выбравших вариант «другое», считают, что такие люди достойны смерти только своей, что данное действие противоречит логике, что если насилие направлено на других религиозных фанатиков, то респондент смотрит на это положительно, а также остальные затруднились ответить на поставленный вопрос. Данные представлены на рис. 4.

Как вы относитесь к людям, идущим на совершение насилия ценой собственной жизни и во имя своих религиозных убеждений?

в) нейтрально 9%

е) другое 4%

д) отрицательно, это противоречит законам основных мировых религий

33%

г) отрицательно, жизнь человека не измеряется религиозными убеждениями 54%

■ а) положительно, они так доказывают свою религиозную позицию

■ б) положительно, они герои

■ в) нейтрально

■ г) отрицательно, жизнь человека не измеряется религиозными убеждениями

■ д) отрицательно, это противоречит законам основных мировых религий

■ е) другое

Рисунок 4 - Отношение респондентов к террористам-смертникам

Последним был вопрос о том, насколько согласны респонденты с предложенными утверждениями для того, чтобы также иметь представление о мнении школьников и студентов по данному вопросу, а также выявить процент молодых людей, которые поддерживают или частично поддерживают проявление насилия для продвижения идей своей веры. Данные в процентах указаны в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка насколько респонденты согласны с утверждениями

Утверждение Согласен Не Больше Больше не

согласен согласен, чем не согласен согласен, чем согласен

Христианство в РФ должно 38% 35% 10% 17%

исповедоваться в чистом виде без

каких-либо нововведений и

национальных традиций

В продвижении идей своей веры 3% 71% 6% 20%

хороши все средства (в том числе насилие)

В России не должно быть 16% 58% 14% 12%

иноверцев, все должны

исповедовать одну веру

Россия - многонациональная 56% 7% 23% 14%

страна, где имеют место быть

самые различные

вероисповедания

Как мы можем видеть из таблицы, насилие в продвижении идей своей веры, пусть и не большой процент, но приемлет. Тем самым эти люди могут участвовать в экстремистской деятельности, направленной против людей других вероисповеданий.

Молодёжь - это будущее нашей страны и очень важно с детства прививать им чувство толерантности по отношению к другим вероисповеданиям. А также в учебных заведениях проведение тематических занятий, лекций по теме противодействия экстремизму является необходимостью исходя из того, что данная проблематика является очень распространённой в наше время. По моему мнению, очень важно, чтобы семья и/или преподаватели, социальные работники, могли направить молодое поколение, передать необходимый багаж знаний и опыта, которые, возможно, помогут подросткам не попасть под дурное влияние, либо избежать необдуманных действий по отношению к людям, исповедующим другие религии. Важно наглядно показать (фильмы, видео, беседы) что такое религиозный экстремизм и каковы его последствия, как противодействовать такому явлению, тем самым дав понять насколько велика может быть угроза, насколько актуальна эта проблема для Российского общества. Так как Российская Федерация является многонациональной страной, где конфликты на почве каких-либо расхождений в религиозных убеждениях, могут нанести серьёзный вред жизнедеятельности общества, и нельзя недооценивать значимость данной проблемы и не предпринимать мер по ее решению.

Литература

1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета

2. Алиев А. К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007. - 583 с.

3. Астэр И. В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления / И. В. Астер, Н. Ю. Кучукова, Н. В. Серов // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №2.

4. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М., 2003.

5. Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В. И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 175 с.

6. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Постмодернизм. - М.: Современный литератор, 2007. - 816 с.

7. Гришай Е. В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления / Е. В. Гришай, И. В. Манацков // Общество и право. - 2014. - №4 (50). - С. 277-280.

8. Хоровинников А. А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Саратов, 2007. - С. 7-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.