Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ»'

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проза Лидии Чарской / «Записки институтки» / религиозные чувства / православная мораль / духовно-нравственные ценности / Lydia Charskaya's prose / "Notes of the Institute" / religious feelings / Orthodox morality / spiritual and moral values

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондратьева Мария Сергеевна

В статье рассматривается повесть Лидии Чарской «Записки институтки» с точки зрения религиозного аспекта. Освещены духовно-нравственные ценности в творчестве писательницы. Показаны религиозные чувства, духовные переживания и нравственные поступки героинь повести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS ASPECT IN THE STORY OF LYDIA CHARSKAYA "NOTES OF THE INSTITUTE"

The article examines Lydia Charskaya's novel ";Notes of the Institute" from the point of view of the religious aspect. The spiritual and moral values in the writer's work are highlighted. Religious feelings, spiritual experiences and moral actions of the heroines of the story are shown.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ»»

УДК 821.161

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ»

© 2024

М.С. Кондратьева, студент

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: проза Лидии Чарской; «Записки институтки»; религиозные чувства; православная мораль; духовно-нравственные ценности.

Аннотация. В статье рассматривается повесть Лидии Чарской «Записки институтки» с точки зрения религиозного аспекта. Освещены духовно-нравственные ценности в творчестве писательницы. Показаны религиозные чувства, духовные переживания и нравственные поступки героинь повести.

Лидия Алексеевна Воронова, в замужестве Чурило-ва, известная под псевдонимом Чарская, оставила детям серию замечательных повестей и рассказов, около тридцати стихотворений, а также несколько произведений для взрослых. За весь период ее творчества в свет вышло более восьмидесяти книг [4].

Лидия Чарская учила не только доброте и любви к ближнему, терпению, отзывчивости, состраданию, взаимопомощи и прощению, но и человечности, бескорыстию, честности, отваге и искренности. Вкладывая в душу ребенка понятия о достоинстве, вере, родине, писательница пыталась подготовить подрастающего человека к взрослой жизни, давая ориентир на хорошее, не приукрашивая и не сглаживая реальное. «Этика души ребенка - это целая наука, целая поэма и целое откровение. К ней надо подступать нежно, чуть слышно, осторожными, ласковыми руками» - писала Чарская в своей статье «Профанация стыда» [5]. Сама Лидия Чарская полагала своей целью нравственное воспитание: «вызвать добрые чувства в юных читателях, поддерживать их интерес к окружающему, будить любовь к добру, правде, состраданию».

В советское время писатель Б.Л. Васильев отметил, что Лидия Чарская превращала исторические персонажи «в живых, понятных и близких мне моих соотечественников», которыми он восторгался, а восхищение «перед историей родной страны есть эмоциональное выражение любви к ней. И первые уроки этой любви я получил из [...] повестей» Чарской [3, с. 169-170].

В 1901 году в журнале для детей «Задушевное слово» появилась первая повесть Чарской - «Записки институтки». Повесть принесла писательнице небывалый успех, она «вошла» в каждую семью, где были дети -особенно ученицы гимназий и институтов.

В «Записках институтки» главная героиня Люда Вла-совская, скромная и добросердечная сирота, приезжает с Украины и целый первый год живет в пансионате в окружении девочек. Для писательницы сложные взаимоотношения между девочками важнее самого сюжета. Между пансионерками идет борьба за влияние, основанное и на личных качествах и успеваемости, и всем новеньким приходится проходить трудный процесс привыкания. Разнообразен диапазон эмоций - преданная дружба сменяется презрением и ненавистью, раскаянье ведет к прощению, стыд уступает место чувству собственного достоинства.

В конце концов, ученицы всегда мирятся друг с другом, и все заканчивается слезами и поцелуями. Культ дружбы силен. Одиноким девочкам необходим идеальный образ отца, и хотя большинство учителей остаются на заднем плане, священник становится предметом обожания. Девочки с нетерпением ждут рождественской и пасхальной служб в институтской церкви; другое важное событие - ежегодный приезд государя-императора с супругой [2].

Концепция Л.А. Чарской опирается на православное вероучение. Мир - творение Божье. Каждому человеку дана духовная способность единения с миром красоты и природы. Сложные взаимоотношения людей Чарская решает через победу гуманных чувств, через душевное сближение.

В повести «Записки институтки» мы можем наблюдать переживание религиозного чувства. На протяжении всей повести писательница показывает разные поступки героинь, их трепетное отношение к религии. Особенно это проявляется, когда наступает пост, и девочки начинают говеть.

В прощеное воскресенье все институтки просят друг у друга, а также у педагогов и приезжающих к ним в этот день родственников прощения. А когда девочки начинают читать жития святых, то некоторые из них проникаются особым христианским воодушевлением: «Когда Нина читала мне ровным и звонким голосом о том, как колесовали нежное тело Варвары, в то время как праведница распевала хвалебные псалмы Создателю, у меня невольно вырвалось:

- Боже мой, как страшно, Ниночка!

- Страшно? - недоумевая, проговорила она, отрываясь на минуту от книги. - О, как я бы хотела пострадать за Него!» [1, с. 215].

Удивительно, что маленькие 11-летние девочки не только проникаются религиозным чувством, но и осознают всё происходящее во время поста: «В десять часов нас повели в церковь. Уроков не полагалось целую неделю, но никому и в голову не приходило шалить или дурачиться - все мы были проникнуты сознанием совершающегося» [1, с. 215].

Служба в церкви производит глубокое впечатление на воспитанниц: «Темные траурные ризы священнослужителей, тихо мерцающие свечи и протяжно-заунывное великопостное пение - все это не могло не запечатлеться в чуткой, восприимчивой душе» [1, с. 216].

А перед исповедью девочки «бегали друг к другу, прося прощения за невольно или умышленно нанесенные обиды» [1, с. 216].

Очень проникновенны чувства главной героини, когда она молится перед образом Спасителя: «Глаза Спасителя смотрели прямо в душу и, казалось, видели насквозь все, происходившее в ней. Меня охватил наплыв невыразимого, захватывающего, восторженного молитвенного настроения.

- Боже мой, - шептали мои губы, - помоги мне! Помоги, Боже, сделаться доброй, хорошей девочкой, прилежно учиться, помогать маме... не сердиться по пустякам!» И мне казалось, что Спаситель слышит меня, и по этому светлому лику, устремленному на меня, я чувствовала, что моя молитва угодна Богу» [1, с. 220].

Также показателен фрагмент 21 главы «Экзамены. Чудо», где Люда Власовская и другие институтки готовятся к различным экзаменам. Особая сложность возникает с билетами по географии, так как главной героине очень трудно дается этот предмет. Она смогла выучить только первые десять билетов из тридцати и, с ужасом понимая, что может провалиться, бежит в церковь и молиться перед иконой Николая Чудотворца: «Я стала молиться, или, вернее, просить, всей душой и сердцем просить, умоляя помочь мне, отвести беду» [1, с. 258]. Когда подходит очередь Люде взять билет на экзамене, где остался только один из первой десятки, она вытаскивает именно его, и с восторжен-

ным удивлением и облегчением отвечает на «отлично». А потом в этот же вечер за Всенощной благодарит святого за чудо: «В продолжение целой службы я не спускала со святого глаз и молилась - молилась так горячо, беззаветно, как вряд ли умела молиться прежде...» [1, с. 265]. В этот момент мы видим, как с помощью маленького чуда героиня еще больше укрепляется в вере.

Таким образом, в произведении Л.А. Чарской «Записки институтки» православная мораль «пронизывает и определяет все поступки героев», так как героям и героиням писательницы присущи духовные переживания. На протяжении всей книги наблюдаются религиозные чувства и переживания персонажей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чарская Л.А. В институте благородных девиц. Записки воспитанницы. («Записки институтки») : Повесть. М.: Русскш Хронограф, 1991. 304 с.

2. Бен Хеллман. Сказка и быль. История русской детской литературы. URL: https://culture.wikireading.ru

3. Мальцева Ф.С. Федор Васильев. М.: Искусство, 1984. 272 с.

4. Русаков В. Как живет и работает автор «Княжны Джа-вахи». URL : http://charskaya.lit- info.ru/charskaya/ articles/rusakov-kak-zhivet-avtor.htm

5. Чарская Л.А. Профанация стыда. URL: http://

charskaya.lit-info.ru/charskaya/proza/rasskazy/ profanaciya-styda.htm

THE RELIGIOUS ASPECT IN THE STORY OF LYDIA CHARSKAYA "NOTES OF THE INSTITUTE"

© 2024

M.S. Kondratieva, student

St. Alexis Volga Academy of Education and Arts, Togliatti (Russia)

Keywords: Lydia Charskaya's prose; "Notes of the Institute"; religious feelings; Orthodox morality; spiritual and moral values.

Abstract. The article examines Lydia Charskaya's novel "Notes of the Institute" from the point of view of the religious aspect. The spiritual and moral values in the writer's work are highlighted. Religious feelings, spiritual experiences and moral actions of the heroines of the story are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.