Научная статья на тему 'Воспитать "маленьких людей" в любви к Отечеству и Богу: Лидия чарская в детской литературе православной России'

Воспитать "маленьких людей" в любви к Отечеству и Богу: Лидия чарская в детской литературе православной России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
453
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЧТЕНИЕ / КНИГА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лопин Р.А., Лопина М.Р.

Статья посвящена литературному наследию Л.А. Чарской, его месту и значению в духовно-нравственном патриотическом воспитании подрастающего поколения, проблеме включения литературных произведений Л.А. Чарской в современную систему воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To educate "little people" in love to country and God: Lydia Charskaya in children's literature of Orthodox Russia

The article is devoted to the literary heritage of L.A. Charskaya, its place and importance in spiritual and moral patriotic education of younger generation, as well as to the problem of inclusion of literary works of L.A. Charskaya into the modern educational system.

Текст научной работы на тему «Воспитать "маленьких людей" в любви к Отечеству и Богу: Лидия чарская в детской литературе православной России»

5. Ребель Г.М. Пушкинские мотивы и образы в повести И.С. Тургенева «Ася» // Вестник Удмуртского университета. - № 5(1) - 2006. - С. 97-110.

6. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Сочинения в 15 т. Соч. - Т.15. - М.; Л.: Наука, 1968. - С. 71. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием серии (Сочинения - С, Письма - П), тома и страницы.

7. Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы. 1847-1861. - М.; Л.: Академия, 1930.

УДК 82

Лопин Роман Анатольевич кандидат философских наук, доцент кафедры миссиологии Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород lopin_ra@mail.ru

Лопина Мария Романовна магистрант кафедры философии и теологии

НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород lopinamarya@yandex. ги

Воспитать «маленьких людей» в любви к Отечеству и Богу:

Лидия Чарская в детской литературе православной России

Аннотация: Статья посвящена литературному наследию Л.А. Чарской, его месту и значению в духовно-нравственном патриотическом воспитании подрастающего поколения, проблеме включения литературных произведений Л.А. Чарской в современную систему воспитания.

Ключевые слова: детская литература; чтение; книга; патриотическое воспитание; отечественная культура; Российская империя; духовно-нравственные ценности.

Lopin Roman A.

Ph.D.,

associate professor of the Department of missiology of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod lopin_ra@mail.ru

Lopina Maria R.

graduate student of philosophy and theology departament

of Belgorod State University, Russia, Belgorod lopinamarya@yandex. ru

To educate «little people» in love to country and God: Lydia Charskaya in children's literature of Orthodox Russia

Abstract: the article is devoted to the literary heritage of L.A. Charskaya, its place and importance in spiritual and moral patriotic education of younger generation, as well as to the problem of inclusion of literary works of L.A. Charskaya into the modern educational system.

Key words: Children's literature; reading; a book; patriotic education; national culture; Russian Empire; spiritual and moral values.

Огромная роль чтения в образовании, развитии и воспитании человека общеизвестна. В процессе приобщения человека к чтению, уже с детского возраста, книга для него является источником всевозможных знаний, развивает кругозор, мышление, фантазию, память, учит грамотно говорить и писать, определяет в его сознании понятия добра и зла, рассказывает о правилах поведения, формируя духовно-нравственные, мировоззренческие ценности человека.

В отечественной культуре детское чтение всегда было значимо. В процессе ее развития в словесности, а позднее и в литературе не был обделен вниманием детский жанр, нашедший свое выражение как в поэтических произведениях, так и в прозе. К XIX-му столетию в ней детская литература окончательно оформляется как самостоятельное явление, обладающее уникальной художественной и культурной ценностью [4]. Басни И.А. Крылова, баллады В.А. Жуковского, лирические стихотворения, поэмы и сказки А.С. Пушкина, произведения Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, П.П. Ершова и многих других русских писателей и поэтов составили драгоценный пласт литературного наследия этой эпохи, адресованный детям.

Тенденция развития литературного детского жанра, не прерываясь, продолжилась до революционного периода XX столетия (продолжилась она инертно и после революции, но только с более идеологическим окрасом), фактически ни один русский писатель не обходил детской темы. Многие из дошедших до нас произведений таких классиков, как Л. Толстой, А. Чехов, Е. Поселянин, И. Шмелев и др. говорят об этом. К периоду рубежа эпох принадлежит и незаслуженно забытое имя одной из самых читаемых писательниц того времени, стоявших в одном ряду с известными классиками, Лидии Чарской. По результатам анкетирования, проведенного Е. Данько в 1934 г., Л. Чарская по степени популярности стоит в одном ряду с А. Пушкиным, М. Лермонтовым, Н. Гоголем [3].

Лидия Алексеевна Воронова, в замужестве Чурилова, известная под псевдонимом Чарская, оставила детям серию замечательных повестей и рассказов, около трех десятков стихотворений, а также несколько произведений для взрослых. За весь период творчества в свет вышло более восьмидесяти ее книг [8].

Свой жизненный путь Л. Чарская описала в нескольких произведениях: детство - «Моя жизнь», время обучения в институте -«Большой Джон», юность - «На всю жизнь», взрослые годы - «Мой принц». Несмотря на яркие волшебные образы, живущие в этих произведениях, основные биографические линии жизни писательница в них достоверно сохранила. Хорошим литературным произведением стал и ее дневник, вышедший в печать под названием «Записки институтки».

Л. Чарская начала свой литературный путь еще в детстве, принявшись сочинять стихи с 10 лет, а вести дневник - с 15-ти [1]. Ее способность запоминать различные события, происходящие с ней, а также с ее друзьями и подругами детства, отразилась в сюжетах ее книг, которые представляют собой фрагменты воспоминаний, отрывки чьих-то жизней, переплетения пережитых и еще переживаемых чувств. Искренность, открытость, доброта, справедливость, четкое разделение героев на положительных и отрицательных, увлекательный сюжет - все это характерные черты произведений Л. Чарской. Ее книги, адресованные детской и юношеской аудитории, но с удовольствием читаемые и взрослыми, можно разделить на четыре направления: исторические («Газават», «Грозная дружина», «Один за всех» и др.), о любви («Ее величество любовь», «На всю жизнь» и др.), приключенческие («Лесовичка», «Сибирочка», «Щелчок» и др.) и посвященные школьной жизни («Записки институтки», «Приютки», «Таита» и др.). Работы для взрослых малочисленны в сравнении с количеством написанных детских произведений: статья «Профанация стыда», исторический роман «Евфимия Старицкая», романы «Чужой грех», «Мошкара», «Право сильного», «Во власти золота», «К солнцу!», «Песни земли» и др. [9] Особую страницу творчества писательницы занимают сказки.

Их необычность выражается в том, что конец, зачастую, оказывается грустным. В предисловии к книге «Сказки голубой феи» детский поэт, писатель, драматург, переводчик Р.С. Сеф утверждает, что сказки Л. Чарской «победили время, а точнее безвременье», их правдивость и содержательность, по его мнению, могут учить будущие поколения «доброте, отваге, честности и бескорыстию» [12].

Талантливая в жанре прозы, Л. Чарская была не менее талантлива и в стихосложении. Три выпущенные ею книги: «Веселая дюжинка», «Голубая волна», «Смешные малютки» (в четырех выпусках) [5] - содержали в себе стихотворения различной тематики: начиная от фантастических сказочных сюжетов («Фея весны», «В старом саду») и стишков для самых маленьких («Друзья», «Большая стирка»), заканчивая философскими зарисовками («Туда», «Озера»), красивыми описаниями природы («Зима», «Кувшинки»), любовной лирикой («Туман»), а также патриотическими мыслями о долге солдата («В полевом лазарете»), о русской славе («В Карпатах»). Особого внимания заслуживает духовное направление в ее поэзии («Два венца», «Ангел у постели ребенка», «Детская молитва», «За лучистой звездой», «Земля и солнце», «Колокола» и др.).

Популярность Л. Чарской в начале XX века подтверждается словами педагога и историка Н.В. Чехова: «Если считать наиболее популярным писателем того, чьи сочинения расходятся в наибольшем количестве экземпляров, то самым популярным детским писателем должна быть признана в настоящее время госпожа Лидия Чарская» [11, с.4]. Это явление описывает журнал «Задушевное слово»: «В истории новейшей детской литературы, на наших глазах, произошел факт совершенно небывалый: появилась писательница, которая буквально заполонила сердца юных читателей, стала их кумиром <...>, писательница, произведениями которой дети всех возрастов положительно зачитываются, писательница, которую они ставят рядом с величайшими корифеями русской художественной литературы» [13, с.111]. О признании ее таланта свидетельствует стихотворение «Памяти Нины Джаваха», написанное М. Цветаевой, посвященное одному из самых ярких и любимых детьми образов Л. Чарской -Нине Джаваха, образу, который не мог не затронуть чуткое детское сердце, в том числе сердце будущей великой поэтессы.

С изменением государственной идеологии после 1917 года Л. Чарская, как и многие представители дореволюционной культуры русского слова, «изгоняется из литературы», книги и журналы с ее публикациями изымаются из библиотек. До сегодняшнего дня не составлена полная библиография автора, так как следствием изъятия произведений стала безвозвратная утрата некоторых из них. «Новый взгляд» на творчество Л. Чарской был предложен критикой К.И. Чуковского. С его подачи вплоть до 90-х годов XX столетия писательница чтилась «гением пошлости».

Выражаемые в произведениях патриотические чувства, передаваемые любовью к Государю и Отечеству, вера в Бога - все это было несовместимо в произведениях Л. Чарской с новым политическим строем и введенной идеологией.

Запрет публиковаться и лишение творческой деятельности оставили Л. Чарскую без каких-либо средств к существованию. С большим трудом писательница смогла впоследствии опубликовать несколько маленьких книжечек для малышей под псевдонимом Н. Иванова. Любители ее творчества оказывали посильную помощь, но не могли в силу сложившейся политической ситуации в стране обеспечить ей достойное существование. Л. Чарская умерла в полной нищете в возрасте 62 лет и была похоронена на Смоленском кладбище г. Ленинграда.

Новую жизнь произведения Л. Чарской обрели в 90-е годы XX века. Издательства Москвы, Ленинграда, Риги, Иркутска, Саратова и других регионов принялись издавать некоторые повести, рассказы, сказки писательницы, которые сразу же заслужили любовь читателей. В 2005 году издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского при храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище г. Москва совместно с некоммерческим фондом Содействия книгопечатанию «Русская миссия» начали издание полного собрания сочинений Л. Чарской. Хотя это издание имеет ряд недостатков: беспорядочное расположение произведений, переименование некоторых из них, отсутствие точных сведений об авторе, изменение оригинальных текстов редакцией, да и неполнота полного собрания сочинений, - все же оно обладает огромной ценностью, а именно, благодаря ему современное поколение узнало имя замечательной писательницы Л. Чарской и смогло ознакомиться с весомой частью ее творчества. В свет вышло 54 тома. Чуть позже издательство «Терра-Книжный клуб» выпустило 5-томное собрание сочинений. Сегодня внимание к жизни и творчеству Л. Чарской уделяют многие издания. Не обошел ее имени для своей популяризации в российском обществе и американский женский журнал «Космополитен», поместив статью о некогда любимой в России русской писательнице в рубрике «Женщина века» [2].

Заслуживают внимания и экранизации произведений Л. Чарской, к сожалению, не многочисленные: «Миражи» (1915 г.), «Сибирочка» (2003 г.) [6]. Детская православная просветительская программа «Доброе Слово» -проект телеканала «Радость Моя» - ряд своих выпусков посвящает творчеству Л. Чарской, предлагая для детей чтение ее книг, сопровождаемое ярким иллюстративным материалом, например, «Записки маленькой гимназистки», «Лишний рот». В другом проекте этого телеканала «Сказки и истории» тоже отводится место литературному творчеству писательницы: в виде маленького телеспектакля разыгрывается «Сказка про короля "Серебряную бороду"». Не остались без внимания произведения Л. Чарской и в проекте библиотеки-

филиала № 8 МУК ЦБС г. Арзамаса Нижегородской области «Я прочитал и вам советую.» - один из роликов, размещенных в сети Интернет, знакомит аудиторию с биографией автора и с ее произведением «Записки маленькой гимназистки» [7], имеются ролики и о других произведениях Л. Чарской, например, «Сибирочка», «Лесовичка».

Востребованность творчества писательницы подтверждается не только существованием различных печатных изданий, но и изобилием аудиокниг. «Счастливчик», «Грозная дружина», «Смелая жизнь», «Княжна Джаваха», «Генеральская дочка» и многие другие произведения оживают для детей голосами талантливых исполнителей.

В настоящее время функционирует интернет-сообщество, посвященное творчеству Л. Чарской (www.diary.ru/~charskaya) [10], на котором размещена библиография и биография писательницы, статьи о ее творчестве, тексты некоторых произведений, а также ведется активный обмен мыслями между участниками в созданных тематических обсуждениях.

Л. Чарская покорила несколько поколений глубиной, добротой и открытостью своей души, прямым отражением которой являются ее произведения. Удивительное отношение к детям, свойственное писательнице, можно почувствовать, прочитав ее стихотворение «Озера»:

Хрустальные воды лазурных озер Хранят в себе все отраженья

И леса, и нивы, и рощи, и гор, и рук человека творенья.

Хрустальные души детишек живых

Не те же ль живые озера?

Ничто не пройдет незаметным для них, -

Для светлого, детского взора.

Они отражают, как в чистых водах,

И счастье, и боль, и невзгоду...

Храните же в этих хрустальных сердцах

Прозрачную, чистую воду!

Последние две строчки этого стихотворения можно считать главным принципом, которого придерживалась писательница, создавая новые и новые книги для детей. Л. Чарская учила не только доброте и любви к ближнему, терпению, отзывчивости, состраданию, взаимопомощи и прощению, но и человечности, бескорыстию, честности, отваге и искренности. Вкладывая в душу ребенка понятия о достоинстве, о вере, о Родине, писательница пыталась подготовить подрастающего человека к взрослой жизни, давая ориентир на хорошее, не приукрашивая и не сглаживая реальное. «Этика души ребенка - это целая наука, целая поэма и целое откровение. К ней надо подступать нежно, чуть слышно, осторожными ласковыми руками.», -

писала Л. Чарская в своей статье «Профанация стыда» [14]. Тут же она отмечала: «Дети - ведь тоже люди, правда, маленькие люди, но гораздо более пытливые, чуткие, анализирующие и сознательные, нежели взрослые, даже более сознательные» [14].

Но не только благодаря духовной, христианской наполненности ценится творчество этой замечательной писательницы. Современная исследовательница литературного наследия, оставленного Л. Чарской, Е.И. Трофимова утверждает, что «благодаря ее [Чарской - авт.] перу сохранилась одна из стилистик родной речи конца XIX - начала ХХ века, одна из сторон русской культуры последних десятилетий существования Российской империи» [1]. Таким образом, творческое наследие Л. Чарской -клад не только для широкого круга читателей, но и для специалистов, занимающихся изучением русской литературы и русской культуры в целом.

XX век безжалостно пытался стереть из памяти людей имена многих замечательных писателей и поэтов, достойных детей своего Отечества. К счастью, творческое наследие этих людей чудесным образом было сохранено любителями и ценителями их таланта, благодаря чему их произведения вновь вернулись к своим читателям. Хочется надеяться, что имя Л. Чарской тоже займет свое заслуженное место в жизни читающих современников наряду с представителями русской классической литературы, что будет справедливо.

Библиография

1. Андрюшина, С.В. По волнам памяти (О творчестве Л.А. Чарской) / С.В. Андрюшина. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://бого.рф/2013/01/po-volnam-pamyati-o-tvorchestve-l-a-charskojj/

2. Борисова А. Хорошие девочки Лиды / А. Борисова // Космополитен, 2013. - № 12. - С. 290-292.

3. Данько, Е. О читателях Чарской / Е. Данько // Журнал «Звезда», 1934, № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://charskaya.diary.ru/ p190475712.htm?oam#more1

4. Здир, В. История отечественной детской литературы: XIX век / В. Здир. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.solnet.ee/ parents/kn_01_16.html

5. Лидия Алексеевна Чарская // Биографический указатель. ХРОНОС - всемирная история в интернете. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.info/biograf/bio_ch/charskaja_la.php

6. Лидия Чарская // Справочник по собраниям сочинений «Bookinistic». Библиографии авторов. Экранизации. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://bookinistic.narod.ru/rus/ch/charskaya.htm

7. Лидия Чарская. Цикл «Я прочитал и вам советую.». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.youtubexom/watch?v=CsX26ER7_8Q

8. Русаков, В. Как живет и работает автор «Княжны Джавахи» / В. Русаков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://charskaya.lit-info.ru/charskaya/articles/rusakov-kak-zhivet-avtor.htm

9. С другой стороны (обзор «взрослого» творчества Лидии Чарской). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.diary.ru/~charskaya/ p140933003.htm?oam

10. Сообщество, посвященное творчеству Л. Чарской. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.diary.ru/~charskaya/ p0.htm?oam#more1

11. Чарская, Л.А. Сказки голубой феи / Л.А. Чарская. - Рига: «Альбатрос», 1994. - 143 с.

12. Чарская, Л.А. Сказки голубой феи / вст. ст. Р.С. Сеф. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://az.lib.ru/c/charskaja_l_a/text_0670.shtml

13. Чарская, Л.А. Один за всех. Повесть о жизни великого подвижника Земли Русской / Л.А. Чарская - М.: МП «Кукольный дом», ТПО «Светоч», 1992. - 112 с.

14. Чарская, Л.А. Профанация стыда / Л.А. Чарская. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.diary.ru/~charskaya/ p107868863.htm?oam#more1

УДК 343.985

Полторацкая Светлана Владимировна кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород poltoratskaua@bsu.edu.ru

Ф.М. Достоевский и И.С. Шмелев: проблема «русскости»

Аннотация: в статье дана попытка осмысления политической позиции русских эмигрантов. Необходимость данного литературоведческого исследования назрела в виду крайней политизированности литературы первой волны эмиграции. Несмотря на разницу во взглядах, позиция писателей в целом может быть расценена как славянофильская. Основанием для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.