ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2018. № 1
Е.В. Лукашина*
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
E.V. Lukashina
RELIGIOUS VALUES OF THE MODERN RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF GLOBAL SOCIAL TRANSFORMATIONS
Статья посвящена вопросам формирования и трансформации религиозных ценностей современной российской молодежи в условиях глобальных изменений в современном мире. Автором обоснована позиция принятия современным молодым человеком ценностей, но в то же время доказывается, что ценности трансформируются. Автор показывает собственную позицию в отношении восприятия религиозных ценностей современной молодежью.
Ключевые слова: молодежь, религиозные ценности, глобализация, социальные трансформация, нормы.
The article is devoted to the issues of formation and transformation of religious values of modern Russian youth in conditions of global changes in the modern world. The author justifies the position of acceptance by a modern young man of values, but at the same time it is proved that values are being transformed. The author shows his own position regarding the perception of religious values by modern youth.
Key words: youth, religious values, globalization, social transformation, norms.
В условиях глобальных динамических процессов одну из важных ролей в формировании духовного сознания личности играет институт церкви, что позволяет индивиду впитать религиозные нормы и ценности. С помощью религии он познает окружающую социальную среду и формирует собственное представление о мире и вере1.
Государству важно предложить новые формы духовного обогащения граждан взамен рухнувшей коммунистической идеологии. Возникает противоречие секуляризационных процессов в аксиологических комплексах
*Лукашина Елена Валериевна — преподаватель каф. глобальных социальных процессов и работы с молодежью ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: lbzrkv@list.ru
1См.: Анисимова О.Г. Особенности русской духовности в XX веке (социально-философский анализ): Дисс. ... канд. социол. наук. М., 1998.
российской молодежи. На первый план выходит потребность общества, в первую очередь молодежи, в решении проблем своего дальнейшего социально-духовного развития. Несмотря на атеистическую пропаганду, оказывавшую большое влияние на сознание советских людей, религиозный опыт имел слишком глубокие духовно-философские корни и вошел в культурный код русских людей.
После распада Советского Союза роль идеологии сводится к минимуму. Основным, наиболее существенным фактором, влияющим на массовое сознание в 1990—2000-е гг., стало развитие капиталистических отношений, которые изменили привычный уклад жизни населения РФ. Страна совершила поворот к западным стандартам и открыла свои границы как на политической арене, так и в духовной и нравственной сферах. Молодежи стали прививаться «демократические» ценности, основанные на западном мировосприятии и образе жизни. За несколько лет произошла резкая смена ценностных ориентиров российской молодежи. Важнейшие для советского человека ценности, такие как коллективизм, долг, труд отошли на второй план, уступив место новым идеалам: свободе, индивидуализму, выгоде. Можно говорить о глобальной трансформации общественного сознания российских граждан, особенно молодежи как наиболее активной и уязвимой категории социума.
С одной стороны, свобода выбора помогает молодым людям более открыто выражать свои желания и позиционировать себя в современном обществе. С другой — наличие неограниченного выбора ставит молодежь в тупик и не позволяет ей определить свои истинные потребности. Происходит так называемая смена ценностей, что позволяет молодым людям становиться более гибкими в мире и использовать опыт старшего поколения в собственных интересах. Традиционные ценности заменяются западными аналогами, приобретающими глобальный характер в условиях информационного общества, цифровой экономики. В связи с этим молодежь воспринимает опыт старшего поколения как элемент традиций, но не как способ принятия ценностей.
Становится невозможным прогнозирование многих процессов влияющих на мировоззренческий фактор в сознании. Социальная ориентация личности начинает в значительной мере зависеть от лежащих в ее основе ценностных установок и тем самым способствует реализации жизненного опыта и отношения к действительности. Возросшая социальная активность в обществе оказывает противоречивое воздействие на сознание и поведение молодого поколения2.
Как показывает практика, молодежь всегда находится в состоянии неопределенности, что не позволяет ей выбрать верное направление развития. Для нее авторитетом становится мнение сверстников и подражание моде, популярным трендам, публичным людям (певцам, актерам, блоге-
2 См.: Бубнов П.А. Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи. М., 2003.
рам и т.д.). Влияние Запада также ясно прослеживается и в общественной жизни, где молодежь ориентируется на новые яркие и красочные атрибуты социальной повседневности. В обиходе начинают использоваться иностранные слова (креатив, драйв, гаджеты и др.). Исчезают жесткие рамки как в социальной, так и в духовной жизни. Молодежь становится более лояльной и гибкой к социокультурным изменениям и новой духовной парадигме. В условиях смены ценностных ориентиров происходит активизация новых религиозных движений (секты, эзотерика, астрология)3.
Социально-экономические и политические преобразования в России на исходе ХХ в. возродили в начале нового тысячелетия значимость религии в многонациональной культуре и государственно-общественной жизни. В стране начался сложный процесс воцерковления, отягощаемый сложившимся в прежние времена образом жизни: обычаями, традициями, представлениями, воспоминаниями, социальными отношениями и т.д. Вместе с тем действенный характер современной религиозной практики в решении вопросов толерантности, плюрализма, интеграции и консолидации общества, внимательный, конструктивный подход к проблемам человеческого бытия, воспитанию и образованию подрастающего поколения принимается сегодня как существенный признак обновляемой социальной среды.
Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения одна из самых актуальных в современном обществе. В условиях смены ценностных установок молодежи необходимо указать новые ориентиры в гуманитарном поиске. Религия становится для нее составной частью культуры и взаимодействует с другими областями человеческой жизни.
Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» определяет религию как «любую систему взглядов и действий, разделяемых группой», которая обеспечивает индивидуума системой ориентаций и объектом преданности4. Система ориентации и привязанности может принимать любую форму. Все религии, метафизические системы и всеобъемлющие идеологии служат той же фундаментальной потребности: связать индивида с вселенной, с самим собой и своими собратьями.
Молодые люди сегодня стремятся к самопознанию, самоутверждению, самореализации и самовыражению, они занимают активную жизненную позицию. Их «свежий» взгляд позволяет острее видеть то, что некоторые элементы культуры, на которые опирается старшее поколение, уже не соответствуют духу времени. Поэтому они не разделяют, а подчас и отрицают сложившуюся иерархию ценностей и норм в обществе, что делает их аномичными, дезориентированными, дезинтегрированными в существующей системе. Следует учесть, что если само общество находится в состоянии безнормности, аномии, когда старые нормы утратили свое значение, а новые еще не могут прижиться, то социализация молодежи,
3 См.: Быков Р.А. Исторические условия формирования новых религиозных движений в России // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 360.
4 Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven, Conn., 1950. Р. 21.
усвоение и формирование ею системы норм становится вдвойне проблематичной5.
В России в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также в средствах массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями.
В то время как социальные отношения в своем объективном развитии создают основу для разделения общества, культура и фундаментальные социальные ценности становятся, соответственно, духовным источником и механизмом общественного развития. Религия все чаще становится неким набором культовых практик, что связанно зачастую с отношением к духовным ценностям. Следует заметить, что это ведет к изменению тех религиозных ценностей, которые были изначально заложены в сознании молодежи их родителями и внешней средой. Поэтому необходимо глубоко и всесторонне изучать структуру и динамику ценностей молодежи, характер которых служит своеобразным аттрактором современного социального развития, их содержание и связь с изменением ценностного сознания разных возрастных и статусных групп населения6.
Молодежь находит новый способ восполнения духовного недостатка. В силу открытости границ и смешивания культурных традиций, а также при возможности приобретения духовного комфорта молодежь стремится к постижению нового в религиозных традициях. Это приводит ее к всевозможным колдунам, магам, гадалкам, оккультизму и т.п. Оккультные практики входят в образ жизни современного человека, что говорит о смещении ценностного порядка в сознании, нежелании постижения истины через духовную и религиозную литературу, приобщения к религиозным обрядам, таинству молитвы и почитания религиозных законов. Тем самым общество навязывает новые религиозные движения, говоря о мире, справедливости, благодетели. Несмотря на возросший интерес молодежи к «новой религиозности», все-таки подрастающее поколение обращает внимание на религию как элемент культуры и стремятся к постижению ее социокультурного наследия: традиций, обычаев, ритуалов и т.д.
Конституция, принятая в 1993 г., провозгласила Российскую Федерацию многонациональным и многоконфессиональным государством. Молодые люди постепенно воспринимают религию как инструмент в создании духовного комфорта и постижения истины, но они не готовы полностью ориентировать на нее свой образ жизни. Молодежь воспринимает религию как культурную среду, и некоторые ее элементы вносят в повседневную жизнь, в первую очередь красивые обряды и традиции, связанные с заключением брака, крещением детей. Большое значение имеют религиозные
5 См.: Калинина О.В. Проблема аномии современной российской молодежи: Тендерный аспект // Молодежь большого города: Мат-лы науч. конф. Нижний Новгород, 2003.
6 См.: Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: Состояние, динамика, направленность: Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2000.
символы, которые воспринимаются не только как элемент духовности, но и как способ постижения культурных традиций (элементы одежды, платки, четки, кольца, нательный крест, тюбетейка и др.).
Популяризация церкви, увеличение религиозности в российском обществе способствуют самовыражению и самоидентификации современного юноши и девушки. Подражание Западу и принятие их ценностей не всегда позитивно сказывается на российской молодежи, следует передавать и преобразовывать опыт старших, воспитывать на нем и формировать морально-нравственную константу в сознании подрастающего поколения. В силу социально-политических условий, глобализации и неограниченного доступа к информационным ресурсам у клерикальных кругов появляется больше инструментов воздействия на сознание молодежи, что приводит к созданию своего уникального восприятия религии. Формируется новое понимание религии как механизма воздействия на человека, его моральные качества и мировоззрение.
В начале 2000-х гг. молодежь встала на путь духовного развития, начала все чаще задумываться о смысле жизни, верить в бессмертие души, гадания, «вещие сны». В последующие годы (конец 2000 — начало 2010-х гг.) прослеживается тенденция углубления духовной жизни молодежи. Она очень остро чувствует недостаток знаний и потребность в религии. Обращение к религии в первую очередь идет через семью, где начинают открыто говорить о Боге, праздновать религиозные праздники, ходить в церковь.
Ученые обратили внимание на то, что в Российской Федерации начался период ресекуляризации и возрождения религиозной культуры. Неудивительно, ведь если соотнести всплеск религиозности с политическими и духовными процессами, происходящими в обществе, можно заметить, что это связано с более или менее стабильностью на политической арене7.
Президент, многие члены правительства и государственного аппарата все чаще появляются на богослужениях, что может быть неким сигналом для многих граждан. Молодежь, обращая внимание на все процессы, происходящие в обществе, начинает вступать в партии, общественные объединения и молодежные партийные организации, которые все чаще учат их понимать добро, независимость, любовь к Родине, соблюдать моральные права, почитать государственные и культурные ценности. Начинают развиваться молодежные организации, появляется ряд законопроектов, касающихся молодых людей и соблюдающих их интересы8. В школах и вузах молодым людям дают возможность самореализации и самосовершенствования через познание духовных ценностей и соблюдения моральных норм. Государство, а вместе с ним и молодежь (как будущее страны и основной ее потенциал) начинают воспринимать религиозные ценности и мораль как элементы русской культуры.
7 См.: Павловнин М.С. Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве //Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 359.
8 См., например: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики в РФ до 2025 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 09.02.2018).
Все больше социологических исследований посвящено молодежи и ее религиозности. Церковь возрождается и встает на новый путь развития. Молодежь под влиянием социальных преобразований начинает соединять веру и светский характер повседневной жизни. Для большинства людей религия становится лишь альтернативным вариантом воспитания.
Делая выводы о религиозном поиске молодежи в условиях глобальных социальных трансформаций, надо отметить, что молодые люди в последние годы активно приобщаются к религии, а истинные духовные и религиозные ценности под влиянием общества и социальной повседневности претерпевают ряд изменений. Важнейшие материально-духовные ценности формируются с младенчества, закладываются старшим поколением, семьей, а также обществом. Одним из инструментов воздействия на сознание и формирование ценностей и отношения является церковь как носитель и источник духовного наследия общества. Исследование молодежи как социальной группы, ее ценностей, установок, поведения ставит перед нами вопрос определения важности и актуальности этих проблем для современной российской науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимова О.Г. Особенности русской духовности в XX веке (социально-философский анализ): Дисс.... канд. социол. наук, М. 1998.
Бубнов П. А. Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи. М., 2003.
Быков Р. А. Исторические условия формирования новых религиозных движений в России // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 360.
Калинина О.В. Проблема аномии современной российской молодежи: Тендерный аспект // Молодежь большого города: Мат-лы науч. конф. Нижний Новгород, 2003.
Павловнин М.С. Взаимовлияние религии и политики в современном политическом пространстве // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 359.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики в РФ до 2025 года». URL: http://docs.cntd.ru/document/420237592
Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: Состояние, динамика, направленность: Дисс.... канд. филос. наук. М., 2000.
Fromm E. Psychoanalysis and Religion. New Haven, Conn., 1950.