Научная статья на тему 'Особенности проявления глобальных трендов трансформации религиозного сознания студенческой молодежи (по материалам фокус-групповых дискуссий)1'

Особенности проявления глобальных трендов трансформации религиозного сознания студенческой молодежи (по материалам фокус-групповых дискуссий)1 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФОКУС-ГРУППА / ВСЕМИРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / GLOBAL TRENDS OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / STUDENT''S YOUTH / FOCUS GROUP / WORLD RESEARCH OF VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куква Елена Сергеевна, Ашинова Джанет Адамовна

В статье анализируются некоторые глобальные тренды, характерные для религиозной сферы современного мира. Опираясь на данные World Values Survey (WVS) Всемирного исследования ценностей и материалы фокус-групповых дискуссий, проведенных в среде студентов вузов Аджарии и Адыгеи, авторы в сравнительном ключе изучают особенности проявления указанных трендов в сознании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of manifestation of global trends in transformation of religious consciousness at student's youth (from materials of focus group discussions)

The paper analyzes some global trends characteristic of the religious sphere of the contemporary world. Based on the data of World Values Survey (WVS) the World research of values and materials of the focus group discussions held among students of higher education institutions of Adjaria and Adyghea, the authors study features of manifestation of the specified trends in consciousness of youth in a comparative way.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления глобальных трендов трансформации религиозного сознания студенческой молодежи (по материалам фокус-групповых дискуссий)1»

УДК 316.346.32-053.6:2 ББК 60.542.15 К 89

Е.С. Куква,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru

Д.А. Ашинова,

аспирант кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79385500393, e-mail: superdanka@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (по материалам фокус-групповых дискуссий)1

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются некоторые глобальные тренды, характерные для религиозной сферы современного мира. Опираясь на данные World Values Survey (WVS) - Всемирного исследования ценностей и материалы фокус-групповых дискуссий, проведенных в среде студентов вузов Аджарии и Адыгеи, авторы в сравнительном ключе изучают особенности проявления указанных трендов в сознании молодежи.

Ключевые слова: глобальные тренды, религиозное сознание, студенческая молодежь, фокус-группа, Всемирное исследование ценностей.

E.S. Kukva,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru

D.A. Ashinova,

Post-graduate student of Department of the General Pedagogy, Adyghe State University, Maikop,ph.: +79385500393, e-mail: superdanka@mail.ru

FEATURES OF MANIFESTATION OF GLOBAL TRENDS IN TRANSFORMATION OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS AT STUDENT'S YOUTH (from materials of focus group discussions)

Abstract. The paper analyzes some global trends characteristic of the religious sphere of the contemporary world. Based on the data of World Values Survey (WVS) - the World research of values and materials of the focus group discussions held among students of higher education institutions of Adjaria and Adyghea, the authors study features of manifestation of the specified trends in consciousness of youth in a comparative way.

1 Исследование проводится в рамках гранта Президента РФ для поддержки ведущих научных школ НШ-6738.2018.6 «Ислам в региональном социокультурном пространстве России: диагностика состояния и трансформаций (на примере Республики Адыгея)».

Keywords: global trends of religious consciousness, student's youth, focus group, World research of values.

Динамизм и глубина изменений современного мира находят отражение во всех его сферах. Религия, религиозное сознание трансформируются в ответ на эти изменения. Появляются достаточно устойчивые тренды в процессах функционирования религии, которые фиксируют исследования и которые уже отреф-лексированы рядом авторов.

Интерес представляет то, каким образом эти мегатренды (мегатренды — это «основные направления движения, которые определяют облик и суть» изменяющегося общества) [1; 9]) проявляются/ подтверждаются в социальной практике. При этом особо пристальное внимание заслуживает молодежь, специфически реагирующая на все новое, легко принимающая новые ценности. По теме исследования были проведены фокус-групповые дискуссии со студентами Адыгейского государственного университета (Россия, Республика Адыгея) и Батумского государственного университета (Грузия, Аджария). Эмпирической базой послужили также данные исследования World Values Survey - Всемирного исследования ценностей.

Определяя основные глобальные тренды в современной религиозной сфере, важно отметить, что настоящий этап развития научных изысканий о месте и роли религии в современном мире складывается вокруг представлений о секуляризме и постсекуляризме как этапах трансформации изучаемого института.

При этом секуляризм предполагает не только и не столько отделение религии от государства - как политический тип секуляризма, но и социальный тип - это «тот набор ритуалов, практик и мест, которые связаны с религиозной практикой», по мнению Б. Тернера, «это та религиозная сфера, которая, без всякого сомнения, процветает как в формальном, так и в неформальном

измерениях» [2; 27]. Речь идет о том, что в связи с активным процессом индустриализации прогнозировалось падение социальной значимости религии. Так и произошло: по мнению Р. Инглхарта, способность религии и ее традиционных институтов диктовать волю массам сходит на нет. Однако духовные потребности в широком смысле продолжают расти. И в мире в целом сегодня больше людей с традиционными религиозными взглядами, чем когда-либо прежде [3].

В начале XXI в. исследователи отмечают глобальную конкуренцию монотеистических религий друг с другом, их довольно агрессивную миссионерскую деятельность, конкуренцию с политеистическими и не-теистическими религиями, импорт на Запад различных восточных религий, рост движений New Age и духовности, массивный рост «фундаментализмов», разнообразных форм религиозного синкретизма, особенно в Африке и Латинской Америке, «рынка религиозных/духовных товаров» [4; 110-116].

Все многообразие новых явлений в изучаемой сфере может быть интегрировано в основные современные тренды в изменении религии и религиозного сознания. Выделим, пожалуй, ключевые:

1. Сдвиг от религиозных институтов и их авторитета к свободе индивида и индивидуализации веры, её изменению [5; 136].

Происходит сдвиг от институционально фиксированных форм догматической религии к индивидуализированным и гибким формам духовной жизни. Даже религиозные убеждения стали вопросом выбора, творчества и самовыражения.

Как отмечает Р. Инглхарт, «сама религия не отмирает. Мы наблюдаем лишь изменение ее функции: место институционализированной догматической религиозности,

обеспечивавшей непреложное соблюдение поведенческих кодексов в условиях непредсказуемого мира, занимают индивидуализированные духовные запросы, удовлетворяющие потребность в осмысленности существования в обществе, где никому уже не грозит голодная смерть» [6].

2. Религия использует современные информационные и коммуникативные ресурсы, что снижает значимость традиционных ритуализированных практик. Религия стала распространять вероучение новыми для себя способами (СМИ, ресурсы сети Интернет), донося основные идеи посредством виртуальных проповедей, создавая виртуальные религиозные сообщества, в том числе на территориях, ранее не являющихся традиционными для нее. Такое положение ярко иллюстрирует ислам, распространившийся на территории Европы и Америки.

3. Рост терроризма на религиозной почве, всплески фундаментализма и насилия по отношению к иноверцам, религиозно-цивилиза-ционных столкновений, конфликтов и войн [7]. Ален Берто, а вслед за ним и Оливье Руа называют сегодняшние тенденции в развитии ислама «исла-мизацией радикализма», объясняя этим отдаленность радикального ислама от мусульманства, его ситуаци-оннность и конъюнктурность [8].

Отметим, что устойчивая не столько «религиозная», сколько определенно духовная рефлексия населения разных стран на текущий момент является непреходящей и очевидной. Это демонстрируют результаты исследования World Values Survey (WVS). Одной из сквозных тем данного исследования, охватывающего без преувеличения весь мир, является тема религиозных ценностей. Блок этой части опросника WVS начинается с вопроса: «Размышляете ли вы над смыслом и целью жизни?».

Сравнение российского и грузинского общества показывает, что грузинские респонденты размышляют

над смыслом жизни намного чаще (ответ «часто» выбрали 76,1% против 25,1% российских респондентов, ответ «иногда» - 19,1% и 46,0%, соответственно). Если сопоставить эти данные с ответом на вопрос: «Считаете ли вы себя религиозным?», то 97% грузинского населения ответили утвердительно, в сравнении с 53,1% россиян [9]. На наш взгляд, данная корреляция заслуживает внимания. Количество людей, считающих себя религиозными, тем выше, чем больше люди размышляют над смыслом жизни. Так, религия является одной из смысложиз-ненных (терминальных) ценностей абсолютного большинства грузинского населения, что мы можем сказать лишь о половине российских респондентов.

Студенческая молодежь в Батум-ском университете в ходе фокус-групповых дискуссий показала не очень высокую религиозность в номинативном плане: единицы назвали себя религиозными людьми. («Религия

- это граница, я не хочу жить в границах», студентка магистратуры). Однако актуальность религиозного дискурса весьма очевидна. Студенты рассуждали следующим образом: «Я мусульманка, но теоретически, а не практически» (студентка магистратуры); «Я нерелигиозный человек, но мусульманские ценности мне ближе. Я выбрал ислам» (студент бакалавриата, 4 курс). Аджарские студенты отчетливо вливаются в тренд, связанный со свободой выбора религии, ее индивидуализации. В аджарском обществе сменить религию

- «креститься», либо «выбрать мусульманство» - распространенная практика. Семьи представляют собой моноэтнические, но многоконфессиональные образования. («У нас в семье я и мама - христианки, а папа

- мусульманин» (студентка, 3 курс), «Я чувствую себя и тем, и другим» (студентка, 2 курс), «Многие семьи и Пасху отмечают, и праздник Ура-за-Байрам» (студент, 3 курс). При этом зачастую в процессе общения,

дружбы студенты не осведомлены о религиозной идентичности друг друга, не выстраивают границ по этому основанию. Даже конфликт в Кобулети, имевший религиозную окраску, студенты склонны интерпретировать как политический.

Российские студенты (Республика Адыгея) чаще «практикуют» «веру в душе», дифференцируют религиозных людей на тех, «кто ходит в церковь, носит платок и на религиозность в душе» (студентка, 3 курс). Среди самих студентов последних оказалось большинство. Распространенность такого мнения подтверждают данные WVS. Ответы на вопрос, каково значение религии, распределились следующим образом: «соблюдать религиозные нормы и ритуалы» - 17,2%, «делать добро людям» - 70,9% [9]. (Примерно одинаковые показатели и у грузинских респондентов). Таким образом, можно отметить, что преобладает гуманистическая интерпретация религии, когда религиозность можно формировать набором морально-этических принципов поведения, отношения к другим людям, а не строгим следованием ритуалам и канонам.

Рассмотрим тренд фундамента-лизации религии. Фундаментализм - собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных, религиозных и социальных течений. Динамика процессов, происходящих с исламом на Кавказе, в частности на Северном Кавказе, мозаичность состава мусульманского сообщества на фоне опасных глобальных процессов, происходящих в мире ислама, делает региональное социокультурное сообщество в значительной степени уязвимым, иногда небезопасным [10]. Условной иллюстрацией данной тенденции можно назвать распределение реакций на утверждение: «В споре религии и науки всегда права религия». Так, 58,7% грузин в той или иной

степени согласны, в России - такие ответы составили лишь 22,5% [11].

При этом отдельным проблемным полем является, например, распространенный в Аджарии ваххабизм, который, по мнению студентов -участников фокус-группы, «следует отличать от мусульманства». Тема фундаментализма среди российских студентов прозвучала лишь в контексте традиционализма, верности, следования традициям, и, на наш взгляд, в настоящее время не столь актуализирована в общественном сознании региона, в связи с чем не вызвала отклика у участников фокус-группы.

Исследование, проведенное среди студенческой молодежи двух кавказских регионов, показало, что российское и грузинское региональные сообщества демонстрируют два уровня религиозности: низкий и высокий. При этом глобальная тенденция, выделенная нами для анализа (смена приоритета религиозных институтов на свободу выбора духовности) отмечается в обоих региональных сообществах, как с высоким, так и с низким уровнем религиозности.

Тенденция виртуализации и се-тевизации религиозной сферы, а также тренд фундаментализации студенческого религиозного сознания в данных регионах нами отмечены не были.

Подводя итоги, следует отметить, что студенческая молодежь Аджарии, представляя более религиозный народ (по собственной оценке), нежели студенты Адыгеи, определенно отражает одну из глобальных тенденций трансформации религиозного сознания - сдвиг от религиозных институтов и их авторитета к свободе индивида и индивидуализации веры, её изменению.

Две другие тенденции, выделенные нами для анализа, практически не отражаются в религиозном сознании и религиозных практиках студентов обоих региональных сообществ.

Примечания:

1. Нейсбит Д. Мегатренды. М.: Издательство АСТ: Ермак, 2003.

2. Тернер Б. Религия в постсекулярном контексте // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 27.

3. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / пер. с англ. С.Л. Лопатиной; под ред. М.А. Завадской, В.В. Косенко, А.А. Широкановой, науч. ред. Э.Д. Панарин. М.: Мысль, 2018.

4. Руткевич Е.Д. Западная социология о религии в современном мире // Социология религии в обществе позднего модерна: сб. ст. по материалам Пятой Юбилейной Междунар. науч. конф. Белгород, 2015.

5. Руткевич Е.Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы в западной социологии // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 1.

6. Инглхар Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.

7. Галиуллин М.З., Гришин Я.Я. Мегатренды мировой политики и глобальная безопасность: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. 74 с.

8. Джихад: конъюнктурная идеология отверженных с западными денотатами (Интервью с Оливье Руа) // Исламовед.ру. 2016. URL: http://islamoved.ru/2016/ dzhihad-konyunkturnaya-ideologiya-otverzhennyh-na-zapadnom-detonate/. (дата обращения: 21.011. 2018).

9. World Values Survey: Round Six - Country-Pooled Datafile 2010-2014 / R. In-glehart, C. Haerpfer, A. Moreno. Madrid: JD Systems Institute. URL: http://www. worldvaluessurvey.org/WVSDocumentation WV6 .j sp

10. Ярлыкапов А.А. Российский ислам в контексте ситуации на Ближнем Востоке // Валдайские записки. 2016. N° 48. URL: http://ru.valdaiclub.com/files/12494/ (дата обращения: 21.011. 2018).

11. World Values Survey ... URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocu-mentation WV6.jsp.

References:

1. Neisbit D. Megatrends. M.: Publishing house of AST: Ermak, 2003.

2. Turner B. Religion in the post-secular context // State, Religion, Church in Russia and abroad. 2012. No. 2. P. 27.

3. Inglehart R. Cultural evolution: People's Motivations are Changing, and Reshaping the World / transl. from English by S.L. Lopatina; ed. by M.A. Zavadskaya, V.V. Kosenko, A.A. Shirokanova, scient. ed. by E.D. Panarin. M.: Mysl, 2018.

4. Rutkevich E.D. Western sociology about religion in the modern world // Sociology of religion in the society of the late modern: coll. of art. based on the proceedings of the Fifth Anniversary Intern. scient. conf. Belgorod, 2015.

5. Rutkevich E.D. Religion in the global space: approaches, definitions, problems in Western sociology // Bulletin of the Institute of Sociology. 2017. Vol. 8, No. 1.

6. Inglehart R., Welzel K. Modernization, cultural change and democracy. The human development sequence. M.: New publishing house, 2011. 464 pp.

7. Galiullin M.Z., Grishin Ya.Ya. Megatrends of world politics and global security: a manual. Kazan: Kazan University Publishing house. 2017. 74 pp.

8. Jihad: opportunistic ideology of the rejected with Western denotates (Interview with Olivier Roy) // Islamoved.ru. 2016. URL: http://islamoved.ru/2016/dzhihad-konyunkturnaya-ideologiya-otverzhennyh-na-zapadnom-detonate/ (access date: 21.011. 2018).

9. World Values Survey: Round Six - Country-Pooled Datafile 2010-2014 / R. Inglehart, C. Haerpfer, A. Moreno. Madrid: JD Systems Institute. URL: http:// www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentation WV6.jsp

10. Yarlykapov A.A. Russian Islam in the context of the situation in the Middle East // Valdai notes. 2016. No. 48. URL: http://www.valdaiclub.com/files/12494/ (access date: 21.011. 2018).

11. World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVS Documentation WV6.jsp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.