Научная статья на тему 'Религиозные ориентации современных буддистов'

Религиозные ориентации современных буддистов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / БУДДИЗМ / СОЦИОЛОГИЯ / РЕСПОНДЕНТ / ТРАДИЦИЯ / КАНОН / ОБРЯД / КУЛЬТ / RELIGION / RELIGIOUS ORIENTATION / BUDDHISM / SOCIOLOGY / RESPONDENT / TRADITION / CANON / RITE / CULT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Манзанов Георгий Евгеньевич

В статье, основанной на результатах трех социологических исследований, проведенных в рамках проекта «Религиозные представления бурятского народа», исследуются религиозные ориентации современных буддистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS ORIENTATIONS OF MODERN BUDDHISTS

The article is based on the results of three case studies conducted in the framework of the «Religious ideas of the Buryat people,» investigates the religious orientations of modern Buddhists.

Текст научной работы на тему «Религиозные ориентации современных буддистов»

6. Бакурадзе А.Б. Проблема человека в теориях управления социальной организацией: социальнофилософский анализ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2009. - №2. - С. 25-34.

7. Ashby W. R. Principles of the Self-organizing System // Modern System Research for the Behavioral Scientist. - Chicago, 1968. - P.108-118; Luhmann N. Social Systems. - Stanford: Stanford University Press, 1995.

8. Сахаров Д.Е. «Идеальная» система управления как следствие законов развития искусственных систем // Экономика, статистика и информатика. - 2011.

- №1. - С. 117-120.

9. Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в «бифуркационном поле» // Философия права. -2010. - №6. - С.21-25.

10. Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление в социальных институтах: взаимосвязь процессов // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - №3. -С.47-49.

11. Кован С.Е. Кризисы и антикризисное управление в социально-экономических системах // Эф-

фективное антикризисное управление. - 2011. - №2.

- С.80-82.

12. Юсупова Г.И. Применение системносинергетической методологии в исследовании современных социально-политических трансформаций // Вестник Дагестанского научного центра. - 2007. -№29. - С.98-104.

13. Гуральник И.А. Перспективы формирования синергетического подхода к анализу социальных явлений и процессов // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2004. -№138. - С.61-64.

14. Адулова Е.С. Синергетика и политические процессы // Вестник Военного университета. - 2009.

- №17. - С. 62-69.

15. Dahrendorf R. Pfade AUS Utopia: Arbeiten zur Theorie und Methode der Soziologie. - Munchen, 1968.

16. Dahrendorf R. Konflikt und Freitheit. Auf dem Wege sur Dienst-Klassengesellschaft. - Munchen, 1972.

17. Тонконогов А.В. Философия социального управления как научная дисциплина // Закон и право.

- 2010. - №7. - С.16-18.

Журакулов Фуркат Норйигитович, кандидат философских наук, докторант Национального университета Узбекистана (г. Ташкент). E-mail: fnjurakulov@yahoo.com; ergashev@list.ru

Jurakulov Furkat Noryigitovich, candidate of philosophical sciences, doctorant of National University of Uzbekistan, Tashkent. E-mail: fnjurakulov@yahoo.com; ergashev@list.ru

УДК 294.3 © Г.Е. Манзанов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ БУДДИСТОВ

В статье, основанной на результатах трех социологических исследований, проведенных в рамках проекта «Религиозные представления бурятского народа», исследуются религиозные ориентации современных буддистов.

Ключевые слова: религия, религиозная ориентация, буддизм, социология, респондент, традиция, канон, обряд, культ.

G.E. Manzanov

RELIGIOUS ORIENTATIONS OF MODERN BUDDHISTS

The article is based on the results of three case studies conducted in the framework of the «Religious ideas of the Buryat people,» investigates the religious orientations of modern Buddhists.

Keywords: religion, religious orientation, Buddhism, sociology, respondent, tradition, canon, rite, cult.

Репрезентативный социологический анализ такого понятия, как «религиозная ориентация», стал проводиться в России сравнительно недавно. Поэтому пока можно опираться в лучшем случае на опросы с направленной выборкой верующих или специальные тематические исследования религиозных конфессий и движений. Правда, последние проводятся довольно редко, поскольку, с одной стороны, интерес правитель-

ственных и коммерческих структур к теме религиозных ориентаций пока еще слаб, с другой -многие верующие не хотят участвовать в «фокус-группах», анкетировании и т.п.

Результаты, полученные в ходе социологических исследований, свидетельствуют о том, что в духовной жизни современных бурят в последнее время происходят изменения, которые можно трактовать как процесс активизации религи-

озного сознания, возрождения и укрепления буддизма, а также формирования определенных моделей общения через обращение к буддийским канонам. Всему этому способствует наращивание и укрепление религиозного потенциала: в этнической Бурятии возводятся новые дацаны, растет число людей, самоидентифицирующихся как буддисты.

Данная статья основывается на результатах трех социологических исследований, проведенных в рамках проекта «Религиозные представления бурятского народа». В 1999 и 2003 гг. автором совместно с восточным факультетом БГУ было проведено два социологических исследования в десяти сельских районах Республики Бурятия: Баргузинском, Курумканском, Джи-динском, Закаменском, Селенгинском, Тункин-ском, Иволгинском, Заиграевском, Кижингин-ском и Хоринском - г. Улан-Удэ, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских автономных округах. В 2011 г. также совместно с гуманитарнокультурологическим факультетом ВСГАКИ проведено подобное исследование в пятнадцати сельских районах: Баунтовском, Бичурском,

Джидинском, Еравнинском, Заиграевском, За-каменском, Иволгинском, Кабанском, Курум-канском, Кяхтинском, Прибайкальском, Северобайкальском, Селенгинском, Тункинском, Хо-ринском и г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

По основным социально-демографическим показателям форма выборки соответствует сложившейся социально-демографической структуре населения данных субъектов Российской Фе-

Социологические исследования выявили в качестве доминирующей религии у бурят буддизм:

1) буддистами себя определили 61,2 % - 1999 г., 61,3 % - 2003 г., 70% - 2011 г. Наблюдается стабилизация религиозной ситуации в 1999 и 2003 гг. и значительный рост к 2011 г.; 2) произошло некоторое уменьшение числа определивших себя шаманистами к 2003 г., а затем наблюдается небольшой рост: 21,9 % - 1999 г., 15,6% - 2003 г., 18% - 2011 г.; 3) православными определили

дерации на момент проведения социологических исследований. На основании статистических данных Госкомстата Российской Федерации и Госкомстата Республики Бурятия был произведен расчет гнездовой, квотной выборки. В качестве гнезда выборки были приняты административные районы и города по схеме административного деления Республики Бурятии, а также Усть-Ордынский Бурятский округ и Агинский Бурятский округ.

По данной методике в 1999 г. были опрошены 619 человек, мужчин и женщин, бурят по национальности в возрасте от 18 до 60 лет и старше, от неимеющих начального до имеющих высшее образование, работающих в различных сферах деятельности, военнослужащих, студентов, безработных и пенсионеров, в 2003 г. - 613, в 2011 г. - 700

Социологические исследования по отношению бурятского населения к религии в Республике Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских округах показали, что наиболее распространенное явление по всему объему опроса -это то, что в 90-е гг. ХХ в. резко возросло количество верующих людей. Опросы 1999 и 2003 гг. показывают, что религиозная ситуация стабильна, количество верующих практически не меняется. По 2011 г. показано, что их количество значительно увеличилось.

На вопрос «Каково ваше отношение к религии?» (%) ответы распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

себя: 0,4 % - 1999 г., 1,6% - 2003 г., 1,4% - 2011 г.; 4) произошло незначительное увеличение последователей различных протестантских конфессий к 2003 г., а затем незначительное уменьшение: 0,1 % - 1999 г.,

1,3% - 2003 г., 0,2% - 2011 г.; 5) верят в своего Бога, но не разбираются в религиях: 1,8 % -1999 г., 1,6 % - 2003 г., 1,1% - 2011 г.; 6) верят в своего Бога: 3,9 % - 1999 г. и 3,1 % - 2003 г., 2,3% - 2011 г. Здесь произошло незначительное уменьшение; 7) значительное количество опро-

Год 1999 2003 2011

Верующий и соблюдаю религиозные обряды 43,6 45,0 56,4

Верующий, но не соблюдаю религиозные обряды 31,0 24,6 24,7

Колеблюсь 4,9 5,4 3,1

Все равно 3,6 4,4 3,3

Не верующий, но уважаю чувства тех, кто верует 14,2 15,2 9,2

Я думаю, что с религией надо бороться 0,3 0,5 0,9

Затрудняюсь 2,4 4,9 2,4

шенных не является последователями какой-либо религии: 10,6 % - 1999 г., 15,4 % - 2003 г., 6,7% - 2011 г. Здесь наблюдается определенный рост к 2003 г., а затем значительное уменьшение к 2011 г. Наблюдается интересный феномен двоеверия: 7,4% в 1999 г., 9,5% в 2003 г. и 8% в 2011 г. определили себя верующими, и буддистами и шаманистами одновременно.

По данным социологического исследования, проведенного Канцелярией председателя правительства Республики Тыва в 2004 г. при участии

О.М. Хомушку, 58,5% тувинского населения отметило, что являются буддистами, 6,7% - шаманистами, 6,7% - православными, 3,4% - протестантами, 4,2 - просто христианами, 6% - являются просто верующими, 9,6 % - затруднились ответить [1].

По данным монгольской исследовательницы Цэвээний Цэцэнбилэг, 85,8 % представителей населения Монголии отметило, что придерживаются традиционной буддийской религии, 9,3%

- христианства, 1,3 % - мусульмане, 3,5 % - верят в Небо или шаманизм. В целом 80,7 % людей отнесли себя к верующим и только 3% заявили, что они убежденные атеисты [2). Неожиданный для исследовательницы вывод, полученный в ходе исследований, заключался в том, что «религиозность не мешает личностной модернизации, скорее даже наоборот, верующие более современны». Хотя она и делает оговорку, что разница в количественных показателях не настолько существенна, чтобы утверждать это однозначно [2, с. 112].

Можно предположить, что сходство полученных, тувинской и монгольской исследовательницами данных и наших сведений обусловлено конфессиональными особенности буддизма и некоторыми общими условиями образа жизни данных народов.

На вопрос: «Что послужило основным источником Ваших знаний о религии?» ответы распределились следующим образом: 1) общение с верующими людьми: 1999 г. - 64,1%, 2003 г. -

60%, 58% - 2010 г., наблюдается некоторое уменьшение; 2) чтение религиозной литературы: 1999 г. - 16,3%, 2003 г. - 12,2%, 11,2% - 2011 г., тоже прослеживается тенденция к уменьшению; 3) прослушивание и просматривание радио- и телепередач на религиозные темы: 1999 г. -10,5%, 2003 г. - 11,9%, 2011 г. - 19,8%, произошло значительное увеличение; 4) проповеди местных лам, священников, проповедников и т.д.: 1999 г. - 13,1%, 2003 г. - 18,2%, 2011 г. -26,5%, наблюдается тенденция к значительному увеличению; 5) проповеди приезжих миссионеров: 1999 г. - 1,1%, 2003 г. - 1,8%, 2011 г. - 0,8%; 6) по сравнению с 80-ми гг. ХХ в. снизилось количество читающих научную литературу о религии: 1999 г. - 9,4%, 2003 г. - 10,2%, 2011 г. -

11,2%.

На вопрос: «Есть ли в вашей квартире (доме) предметы религиозного культа - иконы, бурха-ны, распятья, религиозная литература?» ответы распределились следующим образом: “да”: 1999 г. (68,5%); 2003 г. - 63,1%, 2011 г. - 83,3%, наблюдается небольшая тенденция к уменьшению к 2003 г. и значительный рост к 2011 г.; “нет”: 1999 г. - 28,7 % , 2003 г. - 33,6 %, 2011 г. -14,9%. Затруднились ответить: 1999 г. - 2,7 %, 2003 г. - 3,3 %, 2011 г. - 1,8%.

В целом по всему объему социологического исследования можно сделать вывод, что буддизм занимает доминирующее положение у бурят. Буддийские религиозные концепции земного бытия и назначения человека служат для части бурятского населения действенным мотивом, определяющим жизненные планы, повседневную производственную и социальную деятельность.

Литература

1. Хомушку О.М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 190.

2. Цэвээний Цэцэнбилэг. Проблемы модернизации монгольского общества. - Улаанбаатар, 2002. - С. 102.

Манзанов Георгий Евгеньевич - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 6, g.manzanov@yandex.ru

Manzanov Georgy Evgenievich, doctor of philosophical sciences, main scientific worker of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, 670047, Ulan-Ude, Sakhayno-va str. 6, g.manzanov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.