В Ваджраяне считается, что самый близкий пример Будды - это Учитель, а медитировать на Учителя - все равно, что медитировать на сто тысяч Будд.
Литература.
1. Вайгсльт П. В поисках учителя // Буддизм сегодня. 2007. № 11.
2. Гьялтрул Ринпочс. Связь между Ламой и учеником // Буддизм.Ру. СПб., 2006. № 10.
3. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. СПб., 1996.
4. Дандарон Б Д, Пупышев В.Н. Общая схема совершенствования по пути Мантраяны // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.
5. Джамгсн Конгтрул Ринпоче. Лама - источник благословения // Мир Кагью. СПб. Л 996. № 4.
6. Джс Гамбопа. Четыре Дхармы Гамбопы // Комментарий Лонгчена Рабджампы. СПб., 2003.
7. Зегерс М. Знание о медитации, Взгляд и медитация в буддизме Алмазного пути. Ужгород, 2008.
8. Зегерс М. Термины буддизма. СПб., 2006.
9. Лама Оле Нидал. Медитация в Алмазном пути (Ваджраяне). Из лекции в Сан-Франциско, 1998 // Буддизм.Ру. СПб., 2008. № 13.
10. Лама Оле Нидал. Учитель и ученик // Буддизм.Ру. СПб., 2002. № 4.
11. Лама Оле Нидал. Будда и любовь. М., 2008.
12. Лама Оле Нидал. Глобальная школа. Отношения учителя и ученика П Мир Кагью. СПб., 1999.
13. Майер М. Передача в Алмазном Пути // Буддизм.Ру. СПб., 2003. № 6.
14. Островская-мл. Е.А. Комментарий и исследование: Гунтан Данби Донме. Обучение методу исследования сутр и тантр. М., 1997.
Literature
1. Vaigelt P. In search of the Teacher // Buddhism Today. 2007, №11,
2. Gyaltrul Rinpoche, The connection between Lama and pupil // Buddhism.Ru. SFb., 2006, № 10.
3. Dalai-lama XIV. The world of Tibetan Buddhism. An Overview of Its Philosophy and Practice. SPb., 1996.
4. Dandaron B.D., Pupyshev V.N. General scheme of perfection according to Mantrayana way // In Collection «Tibetan Buddhism: theory and practice». Novosibirsk, 1995.
5. Jamgen Kongtrul Rinpoche. Lama is the sourse of blessing // The World of Kagye, SPb., 1996. № 4.
6. Ge Gambopa Four dharms of Gambopa. // Commentary of Longtchen Rabjumpa. SPb., 2003.
7. Zegers M. The knowledges about meditation. The view and meditation in the Diamond Way. Uzhgorod, 2008.
8. Zegers M. The terms of Buddhism. SPb., 2006.
9. Lama Ole Nydal. Meditation in the Diamond Way (Vajrayana). The course of lectures in San-Fransisco, 1998 if Buddhism,Ru, SPb., 2008. № 13.
10. Lama Ole Nydal. Teacher and pupil I I Buddhism. Ru, SPb,, 2002. № 4.
11. Lama Ole Nydal. Buddha and Love. М., 2008,
12. Lama Ole Nydal. Global School Relations of Tcacher and Pupil. The World of Kagye. SPb., 1999.
13. Mayer M. Transmission in the Diamond Way // Buddhism.Ru, SPb,, 2003. № 6.
14. Ostrovskaya E.A. - junior. Guntan Danbi Donme. Teaching to the method of investigation of Sutras and Tan-tras. М., 1997,
Сведения об авторе
Коротецкая Лариса Михайловна - старший преподаватель Новосибирского государственного технического университета, факультет гуманитарного образования. 630027, Новосибирск, ул. Объединения. 35/1-35. [email protected]
Data on author
Korotetskaya Larisa Mikhailovna, the senior instructor of the department of Novosibirsk State Technical University, Human faculty, 630027, Russia, Novosibirsk, Ob'edinenya str., 35/1-35, Department of Social communications. [email protected]
УДК 294.3
ББК 86.39 Г.Е. Манзанов
ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Всякая культура создается людьми, и тот или иной народ можно понять только через творимую им культуру, формирующиеся и воплощенные в ней ценности. В ценностях определяются цели и средства культуротворческой деятельности личности, а в культуре - преобразование личности себя и всего мира
сообразно определенным ценностям. В этой статье на социологическом материале рассматривается проблема влияния буддизма на формирование морали и ценностных ориентаций современного человека.
Ключевые слова: буддизм, ценностные ориентации, индивидуальность, личность, преобразование, культура.
G.E. Manzanov
THE INFLUENCE OF THE BUDDHISM ON FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS
OF THE MODERN PERSON
Any culture is created by people. Any nation can by understood only by the culture that is created by them also by cultural wealth. The purposes and means of the cultural activity of the person is determined in the values and transformation of the person and the world in conformity with the values is determined in the culture, And the problem of the Buddhism influence on the forming of morality, moral purpose and on the valuable orientations of the modern person is researched in this article according to sociological material.
Key words: buddhism, valuable orientation, personality, transformation, culture.
Всякая культура создается людьми, и тот или иной народ можно понять только через творимую им культуру, формирующиеся и воплощенные в ней ценности. В ценностях определяются цели и средства культуротворческой деятельности личности, а в культуре - преобразование личности себя и всего мира сообразно определенным ценностям.
Диалектическое взаимоопределение личности, культуры и ценностей есть не произвольная, искусственная конструкция, а реальность, действительно существующая в истории становления личности, его ценностей и культуры. Образовывать самого себя и творить новую «вторую природу», то есть культуру, личность может потому, что она не просто один из объектов среди других объектов, но еще и субъект практической деятельности, познания, нравственного деяния, эстетического переживания и творчества. А быть субъектом - это означает в первую очередь быть способным не только подчиняться объективным условиям и закономерностям, но и быть активным, действовать целесообразно и целенаправленно.
Деятельность личности, протекающая в реальном мире, причинно детерминирована, но в то же время поскольку она есть деятельность субъекта, обладающего сознанием и целеполагающей волей, поскольку она направляется еще и сознаваемой целью, которая до ее реализации может существовать только идеально, постольку она детерминирована не только реально-причинно, но и идеально-«телекомно». Но так как эта цель, именно в силу своей идеальности, не навязана личности, а может быть выбрана им свободно, то можно сказать, что специфику деятельности личности надо видеть в диалектическом единстве свободы и необходимости, причинной обусловленности и целенаправленности, в единстве, охватывающим моментом которого остается объективная необходимость. Без момента свободы деятельность личности как таковая не может иметь места, а развитие личности не может означать его свободы. Момент свободы и целенаправленности и есть тот момент, благодаря которому личность смогла подняться над природой, смогла преодолеть стихию слепой необходимости и создать себя и свой мир. И как раз с этим моментом человеческой деятельности связаны ценности. Ценность в первую очередь является тем, что даст идеальной (то есть реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер деятельности личности. Нечто может признаваться целью деятельности только в том случае, если оно воспринимается как ценное, как способное удовлетворить ту или иную потребность или же сделать жизнь личности осмысленной, достойной.
Личность взаимосвязана с окружающими явлениями не только объектообразно, но и относится к ним как субъект, преобразующий их согласно своим целям и потребностям. При таком способе освоения явления действительности рассматриваются не в их фактическом бытии, нейтральном по отношению к личности, а именно в отношении к его субъективным стремлениям и интересам. По отношению же к целям и интересам субъекта явления внешнего мира выступают как пригодные (или непригодные) средства удовлетворения потребностей или же как достойные (или недостойные) стремления цели. Для такого вида сознания предметы и явления полезны или вредны, приятны или неприятны, желанны или нежеланны, хороши или плохи, это оценивающее сознание ценностное. Ценностное сознание тесно связано с субъектно-творческим отношением к миру, с его практическим преобразованием, оно видит мир сквозь призму субъекта-творца. Поэтому основные особенности ценностного сознания помогают раскрыть анализ специфически творческой деятельности. Деятельность личности имеет не только причинно обусловленный, но и целенаправленный характер,
а сознание, рассматривающее мир с точки зрения субъекта этой деятельности, можно охарактеризовать как телеологическое, поскольку оно судит о своем предмете в категориях средства и цели. Судить же о предметах в категориях средств и цели - это значит не описывать их в их фактическом бытии, а устанавливать их пригодность как. средств или достоинство как целей деятельности личности. Иначе говоря, телеологически оценивать предмет - это значит не выявлять его естественные свойства, а расценивать его таким, каков он должен быть, то есть судить о нем с точки зрения характера его долженствования, соответствия должному. Телеологические свойства явлений, раскрываемые ценностным сознанием, - это не природно-реальные их признаки; в них нет ни атома телесной субстанции. Они присущи не явлениям самим по себе, а лишь постольку, поскольку они вовлечены в практическую деятельность личности. Они выражают значимость явлений для личности.
«Телеологическое, должное, значимое свойство явления и есть его ценность. Последнее дается ценностному сознанию обычно вместе с ее носителем, переживается как особое свойство предмета (реального или идеального, действительного или воображаемого), отношение ценности к ее носителю в корне отлично от отношения реальных, фактических акциденций вещи к ее субстанции. Ценность есть всегда ценность для чего-либо и кого-либо, следовательно, она не природно реальный признак вещей. Это особенно ясно видно при сравнении ценности с реально присущими предмету свойствами. В то время как существующее свойство целиком и полностью зависит от существования самой вещи, наличие ценности не зависит от фактического существования и несуществования се носителя. Ценность (и ее «бытие» в качестве ценности) абсолютной справедливости, например, вовсе не ущемляется тем, что она до сих пор далеко не полностью реализована в мире. Ценность мечты может превосходить ценность наличного блага. Да и это последнее ценно не постольку, поскольку оно существует фактически, а поскольку оно таково, каким должно быть» [1].
В ходе социализации у личности формируются различные ценностные представления о социальной значимости тех или иных жизненных факторов. При этом одним жизненным факторам отдается предпочтение, им выносится высокая моральная оценка; другими пренебрегают, их низко ценят; к третьим относятся безразлично и т. п. Такая избирательность придает ценностным представлениям людей известную стройность: в них обнаруживаются определенные направленности восприятия внешних социальных воздействий. Любая такая направленность не может не сказываться в практической деятельности личности. Здесь все дело в том, что доминирующие направленности в ценностных представлениях играют роль как бы ориентиров деятельности и в качестве таковых воздействуют на социальное поведение личности. В научной литературе доминирующие ценностные представления получили название «ценностные ориентации». С помощью данного понятия оказалось возможным выразить и детерминацию личности социальным целым (личность как объект общественных воздействий), и внутренние источники ее социальной активности (личность как субъект социальной деятельности). Поэтому само понятие «ценностная ориентация» является достаточно сложным образованием. По замечанию З.И. Файнбурга, это понятие вобрало в себя (фазные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального В ЛИЧНОСТИ, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего, а также сущности своего собственного “я”» [2].
В общем виде ценностные ориентации представляют собой системное представление социума о значимых для него целях и соответствующем им образе жизни, которые в интериоризованном виде преобразуются в иерархию личностных целей индивида, являясь фундаментом его поведенческой программы.
Т. Парсонс считает, что любая система ценностей, существующая в данном конкретном обществе, может быть описана в системе десяти показателей, образующих пять реципрокных пар: аффективное включение - аффективная нейтральность; ориентация на себя - ориентация на коллектив, универсализм - партикуляризм; предписание - достижение; диффузность - спецификация. Каждой культуре присуще свое, характерное именно для нес сочетание этих пар. Социальные системы, по Парсонсу, описываются главным образом 3-й и 4-й парами, комбинаторика которых позволяет выделить четыре способа социального поведения еистемы: универсально-предписывательский, универ-сально-достижительный, партикулярно-прсдписывательский, партикулярно-достижительный. Обычно в обществе доминирует какая-либо одна из описанных моделей. Так, по мнению Парсонса, американский образ жизни может быть охарактеризован как универсально-достижительный, источником американской системы ценностей является аскетичный протестантизм, а основной ценностью -
стремление к успеху, прежде всего в профессиональной сфере, образовании. Другие ведущие ценности - независимость, соперничество, ответственность и профессионализм. Собственно личностное поведение может характеризоваться в рамках дихотомии активность - пассивность [3].
В ценностях общества и индивида в наиболее концентрированном виде отражается качественное своеобразие определенного, исторически конкретного способа жизнедеятельности, взятой в единстве с определяющими ее условиями. Причем в представлениях о ценностях заключены как конечные ориентиры деятельности, так и способы и средства их достижения. Религиозные ценности представляют собой особый блок в общей системе регуляции социального поведения личности. Следует отметить, что между целями и средствами жизнедеятельности существует определенное соответствие и нарушение этого соответствия, как в социальном, так и в личностном плане, приводит к различного рода негативным последствиям.
Нельзя согласиться с точкой зрения, согласно которой ценность возникает как ценность только в процессе удовлетворения какой-либо потребности, т.е. только в процессе потребления. Поставить точку в определении свойств ценности на процессе потребления - значит, совершенно упустить из виду то обстоятельство, что прежде чем служить удовлетворению потребностей и вообще чтобы быть объектом, ценность должна быть создана. Именно в процессе производства ценность впервые становится целью деятельности и приобретает «цену» в виде меры затраченных материальных, физиологических и духовных ресурсов.
Так же, как неверно представлять, что ценно для нас, прежде всего, только то, что нами потребляется, ошибочно считать, что ориентация на ценность происходит в каждом конкретном случае отдельно, вне связи со всеми остальными ценностями и установками диспозиционной структуры личности, малой группы и общества. В этом смысле целесообразно выделять современные и традиционные ценности. К числу последних как раз и относятся религиозные ценности, которые формируют духовно-нравственную ориентацию верующего человека. Религия выступает критерием его ценностных ориентаций. Поэтому при социологическом исследовании отношения личности к религии возникает необходимость поисков четкого определения понятия «религиозность» и установления его критериев.
В оценке религиозности личности можно считать общепризнанным такой подход, в котором за основу берется единство религиозного сознания и религиозного поведения. В соответствии с идеей о том, что о реальных поисках, мыслях и чувствах личностей можно судить лишь по одному признаку, а именно по действиям этих личностей, сознание личности, ее представления и переживания, а также ес действия, поступки, поведение берутся как нечто, составляющее единый комплекс, в котором одна часть - религиозное сознание, религиозное переживание - необходимо объективируется в другой его части - в действиях, поступках, поведении, а последнее, в свою очередь, приобретает религиозный смысл в единстве с религиозным сознанием. Во многих работах авторы рассматривают и анализируют понятие «религиозность» 14,5,6,7]. В качестве основы критериев религиозности выделяются два признака - содержание и уровень религиозного сознания индивидов (их религиозное представление и эмоции) и их религиозное поведение (соблюдение обрядов, участие в деятельности религиозных организаций, пропаганда религиозных взглядов). Единство религиозного сознания и религиозного поведения подвижно, динамично. Оно неодинаково у людей различной степени религиозности не только по уровню, но и соотношению составляющих его элементов. Это положение справедливо по отношению к верующим разных поколений. Определенную роль здесь играют и психологические особенности личности - типы нервной системы. Нельзя не учитывать и тот путь, который проходит религиозное сознание и религиозное поведение в своем филогенезе и онтогенезе, трансформируясь под влиянием изменяющихся социальных условий. Последнее особенно важно учитывать в период бурных социальных изменений, происшедших в последние годы в России. Данный момент имеет важное методологическое значение. Его недооценка может привести к существенным искажениям в выводах.
Вера не есть нечто, свойственное только религии. Это необходимый элемент индивидуального и общественного сознания. В религиозном варианте веры наиболее полным образом реализуется такая ее особенность, как оторванность (онтологическая или гносеологическая) объекта веры от субъекта. Объектом религиозной веры в конечном счете является «отчужденный» от личности мир, точнее, та его часть, которая противостоит потребностям, интересам и ценностным установкам людей, господствует над ними, но по тем или иным причинам не может быть познана субъектом ни логическим путем, ни путем практической деятельности. Религиозная вера, включая в себя идеи сверхъестественного и священного, придает этим идеям эмоциональную окрашенность,
обусловленную потребностями и интересами личности. Религиозная вера может стать целостным состоянием субъекта, охватывающим одновременно (конечно, в различных случаях, в разной степени) разум, чувства и деятельную сторону его психики,
Таким образом, вера в сверхъестественное и священное - вот тот минимум интеллектуально-эмоциональной стороны религиозности, наличие которого у индивида позволяет отнести его к числу верующих. Напротив, отсутствие у индивида веры в сверхъестественное и священное позволяет считать его нерелигиозным. Сомнения в существовании сверхъестественного и священного характеризуют людей колеблющихся.
Под воздействием веры в сверхъестественное и священное обычные человеческие чувства (страх, тревожность, умиление, благодарность, любовь и другие негативные и позитивные чувства) могут приобрести религиозную окраску и войти компонентом в религиозное сознание личности. Следует, правда, отметить, что в ценностной религиозной ориентации решающая роль принадлежит социальной среде и воспитанию, но при отсутствии веры в сверхъестественное и священное ценностная религиозная ориентация теряет смысл и становится невозможной.
В 1999 и 2003 гг. автором совместно с восточным факультетом БГУ были проведены два социологических исследования в рамках проекта «Религиозные представления бурятского народа» в десяти сельских районах: Баргузинском, Курумканском, Джидинском, Закаменском, Селснгинском, Тункин-ском, Иволгинском, Заиграевском, Кижингинском и Хоринском Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских округах.
Социологическое исследование по отношению к религии бурятского населения Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских округов показало, что наиболее распространенное явление по всему объему опроса - это то, что в 90-е годы XX в. резко возросло количество верующих людей. Опросы 1999 и 2003 гг, показывают, что религиозная ситуация становится стабильной, количество верующих практически не меняется.
На вопрос «Каково ваше отношение к религии?» ответы распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Каково ваше отношение к религии?»
1999, % 2003, %
1 Я верующий и соблюдаю религиозные обряды 43,6 45
2 Я верующий, но не соблюдаю религиозные обряды 31 24,6
3 Я колеблюсь 4,8 5,4
4 Мне все равно 3,6 4,4
5 Я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верует 14,2 15,2
6 Я думаю, что с религией надо бороться 0,3 0,5
7 Затрудняюсь ответить 2,4 4,9
Данные таблицы 1 заставляют о многом задуматься. В 70-80-х гг. 20-го столетия учеными Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН проводились различные социологические исследования по отношению людей к религии и атеизму в Республике Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских округах. Социологические исследования, проводимые среди бурятского населения, выявляли незначительное количество верующих. Деятельность религиозных организаций практически не ощущалась. Однако опросы фиксировали значительное количество посещений дацанов и обо. Тем не менее количество участвующих в религиозных обрядах и праздниках сокращалось. В первой половине 80-х гг. XX в. казалось, что объективное социальное положение личности не зависит от церкви и религии. Утверждение социалистической культуры вместе со всеми факторами общественного бытия изменило духовный мир личности. Правда, вместе с тем при опросе выявился большой процент таких уклончивых, неопределенных ответов на вопросы о религии, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Здесь могли иметь место как действительное незнание догматов вероучения
- неисполнение обрядов, безразличие к ним, так и нежелание или боязнь дать четкие ответы о своем отношении к религии. Тогда казалось, что фиксируются действительный кризис, распад и исчезновение религиозных традиций. Если социологические исследования, проведенные группой научного
атеизма ИМБТ СО РАН в 1982-1987 гг. в Республике Бурятия, выявляли 3-4% глубоко верующих, 5-6% верующих, но не соблюдающих религиозные обряды, то в 90-е гг. XX в. ситуация очень сильно изменилась. Чем это объяснить? Вероятно, тем, что бурятское население Байкальского региона, оказавшись в духовном вакууме, вызванном крушением политической и идеологической системы, основанной на коммунистических идеалах, обратилось к религии в надежде обрести смысл жизни и нравственные ориентиры. Многие респонденты отождествляют религиозную принадлежность с этнической. Люди перестали бояться, на деле появилась свобода вероисповедания. Огромную роль в возрождении массовой религиозности сыграли системный кризис российской экономики, распад страны, бедность и нищета, в которую впала большая часть населения. Люди стали искать в религии опору и утешение. Не последнюю роль сыграла и умелая пропаганда, проводимая различными религиозными организациями, что лишний раз подтверждает, как легко манипулировать массовым сознанием россиян, причем эти процессы лежали в русле общероссийских перемен религиозной ситуации. С другой стороны, беседы, проводимые с респондентами, показали, что даже люди с высшим образование, которые определяют себя верующими, на самом деле имеют весьма смутное представление о вероучении, обрядовой стороне религий, к которым они себя причисляют.
Результаты социологического исследования показали, что доминирующей религиозной традицией среди бурят является буддизм: 1) верующими буддистами себя определили 61,2% - 1999 г., 61,3% -2003 г., здесь наблюдается стабилизация религиозной ситуации; 2) произошло некоторое уменьшение определивших себя шаманистами: 21,9% - 1999 г., 15,6% - 2003 г.; 3) наблюдается небольшой рост количества православных; 0,4%- 1999 г., 1,6% - 2003 г.; 4) произошло незначительное увеличение последователей различных протестантских конфессий: 0,1% - 1999 г. и 1,3% - 2003 г. соответственно; 5) верят в своего Бога, но не разбираются в религиях 1,8% - 1999 г., 1,6% - 2003 г.; 6) верят в своего Бога 3,9% - 1999 г. и 3,1% - 2003 г. Здесь произошло незначительное уменьшение; 7) значительное количество опрошенных не является последователями какой-либо религии: 10,6% - 1999 г. и 15,4% - 2003 г. Здесь наблюдается определенный рост.
Наблюдается интересный феномен двоеверия: 7,4% в 1999 г. и 9,5% в 2003 г. определили себя и буддистами и шаманистами одновременно, здесь прослеживается определенный рост.
Результаты социологического исследования, как уже говорилось, показали, что доминирующей религиозной традицией является буддизм. Результаты опроса выявили, что большинство респондентов считает, что религия может быть полезна в нравственном воспитании личности. Опрошенных можно разделить на три группы по их отношению к нормам буддийской морали:
- верующие той или иной степени религиозности, осознающие, что 10 черных грехов и 10 белых добродетелей - это понятия религиозной морали, в качестве таковых они для них авторитетны и приемлемы, если не противоречат общим современным представлениям о счастье и хорошей жизни;
- колеблющиеся, которые часто не видят разницы между религиозной и нерелигиозной моралью. Эти люди в религиозные понятия греха и добродетели нередко вкладывают нерелигиозное, светское содержание,
- неверующие, осознающие, что данные понятия греха и добродетели - это нормы религиозной морали, в качестве таковых они для них не авторитетны и не приемлемы.
Если мы зададим вопрос «Каково же реальное влияние религиозной морали на ценностные ориентации»?, то можем определенно сказать, что для большинства верующих нормы классической буддийской морали, конечно, играют определенную роль, но для подавляющего большинства современных бурят ценностные ориентации определяются нелегкой жизнью перестроечной эпохи. Не забытые или полузабытые нормы буддийской морали, а постсоциалистичсское бытие определяет их реальное понятие смысла человеческой жизни, содержание счастья и практических путей его достижения.
Стертые, половинчатые представления, в которых нет определенной грани между религиозной и нерелигиозной моралью, характерны для тех, у кого не сформировалось целостное мировоззрение. Эта группа опрошенных полагает, что религия может помочь воспитать хороших людей, честных, добрых, благонравных, не нарушающих норм человеческого общежития.
Обычно верующие и неверующие из 10 заповедей о грехах и добродетелях помнят только те, которые относятся к простым нормам человеческого общежития: безнравственно убивать, красть, пьянствовать, причинять вред людям хулой, клеветой, ложью и т.д. Эти моральные понятия, по представлениям людей, призваны регулировать человеческие отношения. Религия использует эти нормы для создания и защиты своего авторитета, неустанно их пропагандирует в своей трактовке любыми формами идейного воздействия - прямой устной и письменной дидактикой, средствами художественного слова в притчах, пословицах, поучительных историях, преданиях, сказках о животных для религиоз-
ного воспитания детей в ссмье, средствами изобразительного искусства. Вся теория религиозного воспитания держится на следующих идеях, которые буддийская церковь стремится превратить в личное убеждение, внести в ценностные ориентации личности:
- обыденное бытие мучительно в силу своей бренности, изменчивости, непостоянства, поэтому оно само по себе не имеет ценности и полезно только для накопления добродетелей, которые позволят личности прервать навсегда цепь вынужденных перерождений в сансаре;
- рядовой человек беспомощен в этом мучительном мире, единственное его спасение и прибежище - в слепой, самозабвенной вере в “Три Драгоценности” - Будду, вероучение и общину монахов. Только они могут спасти личность в будущих перерождениях, только им индивид должен доверить свое тело, сердце, слово;
- личность должна осознавать свое ничтожество перед святостью этих драгоценностей. Забота о процветании, благе религии, церкви и духовенстве;
- высший гражданский долг и нравственный идеал личности. Людей привлекают в буддизме и более тонкие философские доказательства бессмысленности, иллюзорности феноменального бытия. Моральное учение подастся с позиций общечеловеческих норм и понятий. Этот аспект имеется и в популярных сочинениях для массовой пропаганды буддизма.
В целом по всему объему социологического исследования можно сделать вывод, что буддийские религиозные концепции земного бытия и назначения личности не служат действенным мотивом, определяющим жизненные планы, повседневную производственную и социальную деятельность. Как правило, основная масса опрошенных дает положительную оценку своей жизни и конкретно перечисляет все, что позволяет им считать свою жизнь в целом хорошей, несмотря на различные тяжелые переживания. На вопрос «С каким настроением вы смотрите в будущее?» ответы распределились следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «С каким настроением вы смотрите в будущее?» -
1999, % 2003, %
1. С надеждой и оптимизмом 40,2 1 48,8
2. Спокойно, без особых надежд и иллюзий 39,1 I 31,7
3. С тревогой и неуверенностью 13,4 9,5
4. Со страхом и отчаянием 1,5 1,5
5. Затрудняюсь ответить 5,8 1 8,7
Однако, как показывают беседы, некоторые респонденты согласны с буддийской догмой, считающей страдание извечной, неотъемлемой и единственно реальной сущностью земного бытия, некоторые согласны с буддийским учением о карме. Многие считают только верующих буддистов носителями высокой нравственности. Большинство опрошенных считает, что поклонение Будде, ламе и приношения храмам являются обязательным условием положительных нравственных качеств личности. Все перечисленное подтверждает определяющее значение социального бытия для характера моральных установок и ценностных ориентаций. И в этом, вероятно, заключается главный итог воздействия непростой постсоветской действительности на сознание современных бурят.
Литература
1. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.Тбилиси: Мецниереба, 1984. - С. 37.
2. Файнбург З.И. Личность и ее ценностные ориентации. - М.: Мысль, 1969. - С. 63.
3. Parsons Т., Shills Е / Values, Motives and Systems of Action // Toward a General Theory of Action. - N.Y., 1962.-P. 247-276.
4. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. - М.: Наука, 1989. - 247 с.
5. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. - 350 с.
6. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.: Высшая школа, 2000. - 480 с.
7. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
Literature
1. Chavchvadze N.Z. Culture and values. - Tbilisi: Metsniereba, 1984. - P. 37.
2.FainburgZ.I. Personality and valuable orientation. - М.: Mysl, 1969. - P. 63.
3. Arsenkin V.K. The crisis of religiosity and youth. - М.: Nauka, 1989. - 247 p.
4.Ugrinovich D.M. Psychology of religion. - М.: Politizdat, 1986. - 350 p.
5. Yablokov IN. The basis of religion sciece. - М.: Vysshaya shkola, 2000. - 480 p.
6. Garadja V I. Sociology of religion. - М.: Aspect Press, 1996. - 239 p.
Сведения об авторе
Манзанов Георгий Евгеньевич - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6. g.manzanov@mail,ru.
Data on author
Manzanov Georgy Evgenievich, doct. of philosophy science, main scientific worker of IMBT SD RAS, Ulan-Ude, Sakhayanova str. 6. g. [email protected].
УДК 10(09) 1:291, 1
ББК 86.3 С.П. Нестеркин
ФИЛОСОФИЯ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ В ТРАДИЦИИ «УКРАШЕНИЯ ИЗ ПОСТИЖЕНИЙ» МАЙТРЕИ
В статье рассматриваются философские основания пути освобождения в традиции праджняпарамиты, изложенные в трактате Майтреи «Украшения из постижений»,
Ключевые слова: история философии, теория личности, буддизм, религиоведение, тибетология.
S. P. Nesterkin
PRAJNAPARAMITA PHILOSOPHY IN TRADITION OF THE «ORNAMENTS OF CLEAR REALIZATION» OF MAITREYA
In article the philosophical bases of a way of emancipation in tradition ofprajnaparamita, stated in commentary of Bodhisattva Mai trey a «Ornaments of Clear Realization» are considered.
Key words: history of philosophy, personality theories, Buddhism, tibetology.
Буддийская культура Индии, Тибета, Монголии и Бурятии создала огромную литературу, посвященную описанию пути духовного просветления. Одним из основных се источников, многократно комментировавшихся в регионах распространения тибетской формы буддизма, является текст, приписываемый традицией Будде Майтрее под названием «Украшение (rgyan) из постижений (mngon rtogs)» («Абхисамаяламкара»). Полное название этой работы - «Абхисамаяламкара-праджняпа-рамита-упадеша-шастра-карика», она представляет собой написанный в стихотворной форме «кари-ка» (tshig le'u bya ра) комментарий (sastra, bstan bcos) на сутры праджняпарамиты (shes rab kyi pha rol tu phin pa'i), выполненный в стиле «упадеша» (man ngag)
Термин «Праджняпарамита» - ключевой в рассматриваемой нами работе - определяется Дигнагой в его «Праджняпарамша-гашдартхе» следующим образом: «Праджняпарамита - это Монизм, знание [без разделения на субъект и объект], а также Будда [в его Космическом теле]. Слово «Праджняпарамита» означает, кроме того, текст [сутр праджняпарамиты] и путь спасения [которому они учат], поскольку цель [текста и пути] породить это [монистическое сознание и состояние Будды в его нирване]» (Цит. по. [10, VI]). Праджняпарамитой в прямом смысле слова является мудрость, персонифицируемая Буддой в его «космическом теле» (Дхармакае). Тексты праджняпарамиты и путь названы «праджняпарамитой» условно (btags ра) как факторы, ведущие к достижению собственно праджняпарамиты (в прямом смысле слова).
Праджняпарамита в своем условном значении как путь спасения (lam sher phym) - это и есть основной предмет «Абхисамаяламкары». Эта работа в чрезвычайно сжатой форме резюмирует содержание праджняпарамиты как учения о пути, следуя в изложении тексту сутр, и классифицирует его в различные категории, не давая, однако, развернутых пояснений. Эта работа входит в число так называемых «пяти книг Майтреи», проповеданных им, согласно традиции, Асангс. Ха-рибхадра в своей «Абхисамая-аламкара-алоке» так пишет об этом: «Асанга, хотя и постиг смысл всех писаний (pravacana) и обрел понимание (adhigama), был тем не менее не в состоянии постигнуть смысл Праджняпарамиты по причине большого числа повторов, трудности выделения содержательных блоков, не говоря уже о ее глубине. Он был в отчаянии, когда Господь (Bhagavat) Майтрея разъяснил ему «Праджняпарамита-сутру» и составил комментарий, названный «Абхисамаяламкара». После того как этот комментарий был выслушан, он был впоследствии комментирован Асан-гой, наставником Васубандху и др.» (Цит. по: [5, 101]).