Научная статья на тему 'Прибежище в ламе как особенность Ваджраяны'

Прибежище в ламе как особенность Ваджраяны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
840
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАДЖРАЯНА / ПРИБЕЖИЩЕ / ЛАМА / ВЕЛИКАЯ ПЕЧАТЬ / МЕТОД ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ / БУДДА-ПРИРОДА / ПРЯМАЯ ПЕРЕДАЧА / ПРОСВЕТЛЕНИЕ / BUDDHA''S NATURE / THE INNER REFUGE / VAJRAYANA / LAMA / ENLIGHTENMENT / DIRECT TRANSMISSION / METHOD OF THE IDENTIFICATION WITH THE TEACHER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коротецкая Лариса Михайловна

Важной особенностью Ваджраяны является четвертое, «внутреннее » Прибежище Учитель, или Лама. Лама в Алмазном пути «ключ» к глубоким наставлениям и поучениям. Будучи частью непрерывной линии преемственности знаний и опыта, идущей непосредственно от исторического Будды Шакьямуни до наших дней, он представляет собой «живую связь с Просветлением», передавая опыт постижения и благословение для практики. В Ваджраяне Ламу рассматривают не просто как показывающего путь, его видят как самого Будду. Секрет быстрого развития здесь «прямая передача» непосредственное введение в природу ума, пробуждение Будда-природы при помощи метода отождествления с Учителем. Учитель является «зеркалом», в которое ученик смотрит, чтобы увидеть свои возможности. Посредством отождествления с совершенными качествами Учителя ученик открывает эти совершенные качества в себе. Потребность в точной передаче поучений о Великой Печати и практики на Йидамов, а также необходимость защиты развития учеников делают роль Ламы в Алмазном пути очень важной. Лама представляет собой все Прибежище и является для существ самой близкой связью с их природой Будды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNER REFUGE IN LAMA AS A PECULIARITY OF VAJRAYANA

The Teacher (or Lama) is an important peculiarity of the Diamond Way of Buddhism. Lama is also called here as «the inner Refuge». Lama in Vajrayana is the key to the deep teachings. Being the part of an uninterrupted line of a continuity of knowledges and a spiritual experience, which goes directly from a historical Buddha Sakyamuni up to now, he is an alive connection with the Enlightenment, transmitting the experience of comprehension and blessing for practice. In the Diamond Way Lama is considered to be not only the one showing the way, but he is seen as Buddha himself. A secret of a fast development in the Diamond Way is a «direct transmission» an immediate introduction to the nature of mind, the awakening of Buddha’s nature with the help of a method of the identification with the Teacher. The Teacher is the mirrow in which the pupil is looking to see his possibilities. The pupil discovers the qualities in himself through the identification with perfect qualities of the Diamond Way Teacher. The necessity of an exact transmission of the Great Seal experience and practice on Yidams and the nesessity to protect pupils' development explains Lama's responsibility and the utmost importance of his role. Lama presents the whole Refuge and opens the closest access for human beings to their Buddha's nature.

Текст научной работы на тему «Прибежище в ламе как особенность Ваджраяны»

Data on author

Garri Irina Regbievna, cand. of history science, senior scientific worker of IMBT SD RAS, Sakhyanova str. 6. ratDa2Q05@rambler.ru

УДК 294.3

ББК 86.35 JI.M. Коротецкая

ПРИБЕЖИЩЕ В ЛАМЕ КАК ОСОБЕННОСТЬ ВАДЖРАЯНЫ

Важной особенностью Ваджраяны является четвертое, «внутреннее » Прибежище - Учитель, или Лама. Лама в Алмазном пути - «ключ» к глубоким наставлениям и поучениям. Будучи частью непрерывной линии преемственности знании и опъта, идущей непосредственно от исторического Будды Шакьямуни до наших дней, он представляет собой «живую связь с Просветлением», передавая опыт постижепия и благословение для практики.

В Ваджраяне Ламу рассматривают не просто как показывающего путь, его видят как самого Будду. Секрет быстрого развития здесь «прямая передача» - непосредственное введение в природу ума, пробуждение Будда-природы при помощи метода отождествления с Учителем. Учитель является «зеркалом», в которое ученик смотрит, чтобы увидеть свои возможности. Посредством отождествления с совершенными качествами Учителя ученик открывает эти совершенные качества в себе.

Потребность в точной передаче поучений о Великой Печати и практики на Йидамов, а также необходимость защиты развития учеников делают роль Ламы в Алмазном пути очень важной. Лама представляет собой все Прибежище и является для существ самой близкой связью с их природой Будды.

Ключевые слова: Ваджраяна, Прибежище, Лама, Великая печать, метод отождествления, Будда-природа, прямая передача, Просветление.

L.M.' Korotetskaya

THE INNER REFUGE IN LAMA AS A PECULIARITY OF VAJRAYANA

The Teacher (or Lama) - is an important peculiarity of the Diamond Way of Buddhism. Lama is also called here as«the inner Refuge». Lama in Vajrayana is the key to the deep teachings. Being the part of an uninterrupted line of a continuity of knowledges and a spiritual experience, which goes directly from a historical Buddha Sakyamuni up to now, he is an alive connection with the Enlightenment, transmitting the experience of comprehension and blessing for practice.

In the Diamond Way Lama is considered to be not only the one showing the way, but he is seen as Buddha himself A secret of a fast development in the Diamond Way is a «direct transmission» - an immediate introduction to the nature of mind, the awakening of Buddha’s nature with the help of a method of the identification with the Teacher. The Teacher is the mirrow in which the pupil is looking to see his possibilities. The pupil discovers the qualities in himself through the identification with perfect qualities of the Diamond Way Teacher.

The necessity of an exact transmission of the Great Seal experience and practice on Yidams and the nesessity to protect pupils' development explains Lama's responsibility and the utmost importance of his role. Lama presents the whole Refuge and opens the closest access for human beings to their Buddha's nature.

Key words: The inner Refuge, Vajrayana, Lama, Buddha's nature, Enlightenment, direct transmission, method of the identification with the Teacher.

Учитель, или Лама в Ваджраяне, - один из центральных факторов в духовной практике. «Прямая передача» - передача ученику знаний, совершенных качеств и опыта постижения природы ума от квалифицированного Учителя, принадлежащего к непрерывной линии преемственности, - секрет быстрого развития и продвижения к Просветлению на Алмазном пути. Отождествляясь с Ламой, рассматриваемым как «зеркало» совершенных качеств, ученик открывает эти качества в себе. «Путь отождествления» - наивысшие поучения, данные Буддой, - невозможно «выучить», они не являются чем-то «интеллектуальным». их можно лишь получить от буддийского мастера, достигшего высокой реализации.

Основательность, глубина Учения Будды и его востребованность современным миром требует высокопрофессиональных аналитических подходов к изучению различных аспектов буддийских поучений и практических методов духовного совершенствования. Различные аспекты значения духовного Учителя в буддизме исследовали У.Й. Эванс-Вентц, Р.Моаканин, Н.Дуглас и М.Уайт, А.Берзин, М.Зегерс, Б.Д.Дандарон, Е.А.Торчинов, В.Н.Пупышев, А.И.Вязниковцев, В.П.Андросов, Д.Б.Дашиев,

С.Г.Ковалев и Е.Г.Филатова; поучения о роли Ламы передавали западным ученикам такие буддийские мастера, как Лопен Цечу Ринпоче, Далай-лама XIV, Кюнзиг Шамар Ринпоче, XVI Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже, Лама Оле и Ханна Нидал, Чогьям Трунгпа, геше Джампа Тинлей, лама Джигме Ринпоче.

Предлагаемый в данной статье взгляд на значение Прибежища в Ламе и смысл «метода отождествления» с Учителем как на особенность буддизма Алмазного пути основывается на описаниях и толкованиях мастеров медитации и высоких лам, принадлежащих к данной традиции, а также их учеников. Значение слова прибежище («къяб дро») в тибетском языке - «защита», буквально - «приходить под защиту». В круговороте обусловленного существования, называемого сансарой (тиб. «сипе кхорва» - вынужденные перерождения в обусловленных состояниях), во все времена и на всех континентах существа ищут счастья и хотят найти защиту от страдания.

Уверенность в возможности достижения состояния Будды - Просветления, состояния всеведения и абсолютного счастья - Будда даст посредством своего Учения - Дхармы (тиб. «Че»), которое содержит методы пути, позволяющего преодолеть как страдание, так и его причины. Тот, кто последует примеру Будды и его учеников - Сангхи, сумеет с помощью этих методов достичь той же цели: познать свою истинную природу - открытую, ясную безграничность, являющуюся основой всех явлений.

Смысл и значение принятия буддийского Прибежища - обращение к абсолютной защите от страданий обусловленного бытия, к вневременным ценностям, на которые действительно можно положиться — к Освобождению и Просветлению. Освобождением называют состояние ума, в котором полностью преодолены все страдания вместе с их причинами, - это освобождение из круговорота сансары. Просветленное состояние ума, по-тибетски «сангье», буквально означает следующее: «санг»

- «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума, «гъе» - полное раскрытие всех качеств ума - бесстрашия, радости, безграничного сочувствия, мудрости и активности для блага всех существ. Просветление - это состояние ума Будды после устранения тончайших завес неведения, достижение абсолютного всеведения [Зегерс, 2008, с. 218]. Принимая Прибежище, выражают доверие к пути и цели буддийской практики, открываются Будде, чтобы обрести настоящее доверие к собственному уму. Это ритуальное начало пути к Просветлению, «точка отсчета», встреча с Будда-природой, создание связи «между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды» [Нидал, 2008, с. 225]. Высшее Прибежище заключается в направленности на природу всех явлений, «свободную от привязанности к крайностям представлений о существовании и несуществовании» [Зегерс, 2008, с. 105].

Тибетский буддизм, одна из трех основных традиций буддизма наряду с Тхеравадой и Дзэном, основанный около 750 г. индийским мастером Падмасамбхавой, до сегодняшних дней содержит единственную полную передатту поучений Будды с акцентом на Алмазном пути. В тибетском буддизме, помимо общего для всех буддийских традиций внешнего Прибежища в Трех Драгоценностях

- Будде, Дхарме и Сангхе, существует четвертое, «внутреннее», Прибежище - Учитель, или Лама.

Защитить других от страдания может лишь вышедший за его пределы, тот, кто неподвластен страданию. Прибежище принимают посредством сосредоточения на «объектах Прибежища». Поскольку привязанность к «внешним» объектам и привычка заниматься «материальными» вещами в

начале пути еще очень сильна, а ум не является «вещью», и «настроиться» на его природу «напрямую» поначалу очень непросто, для установления связи «между истиной внутри и снаружи» Будда дает «внешние объекты» Прибежища, являющие собой формы выражения (аспекты проявления) Просветления - истинной природы ума. Концентрация на аспекте Просветления как форме энергии и света, повторение его мантры и слияние с ним в единое целое - отождествление с Просветлением -метод познания природы ума [Зегерс, 2008, с..103-104].

Объекты Прибежища - Будда, Дхарма и Сангха - это внешнее Прибежище: Будда - просветленное состояние ума - как цель; Дхарма - Учение, которое ведет к этому состоянию, - как путь; Сангха

- бодхисатгвы - друзья и помощники на пути. Это общее для всех буддийских традиций Прибежище. Четвертое, внутреннее, Прибежище - Лама (тиб. «высший принцип») - важная особенность тибетского буддизма Алмазного пути (сапскр. Ваджраяиа, тиб. Дордже тхегпа). Лама является в Алмазном пути ключом к глубоким наставлениям, без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Внутреннее Прибежище называют также Три Корня, или Три Источника, прежде всего, это У читель, или Лама, создающий связь с Просветлением, - корень благословения; Будда-аспекты, или йидамы, позволяющие развить обычные и высшие совершенства, - корень постижения; и, наконец, Защитники,

устраняющие все препятствия на пути и осуществляющие просветленную Будда-активность, - корень активности.

Из трех корней важнее всего Учитель. Соединяя в себе благословение, методы и защиту, он воплощает все три корня: говорится, что из сердца Учителя излучаются Будда-аспекты, или йидамы, а из их сердец - Защитники. Таким образом, и Будда-аспекты, и Защитники являются формами проявления Учителя и одновременно методами, которые Учитель дает, имея в виду определенную цель |3егерс, 2008, с. 104-106]. Лама представляет собой «живую связь с Просветлением»: будучи частью непрерывной линии преемственности знаний и опыта, идущей непосредственно от исторического Будды Шакьямуни до наших дней, он передает опыт постижения и благословение для практики. Будда-аспекты, или йидамы, - это освобождающие методы, даваемые Ламой, которые выражают качества Просветления и позволяют обрести обычные и исключительные совершенства (санскр. «сиддхи»), Йидамы - воплощение совершенных просветленных качеств, таких как бесстрашие, радость, сочувствие, мудрость. Их функция - дать проявиться в учениках обычным и высшим способностям. Внутренние и внешние препятствия на пути духовного развития Лама удаляет с помощью Защитников, которые осуществляют свободную от усилий Будда-активность для блага существ и «превращают все события и переживания в шаги на пути к Просветлению» [Зегерс, 2006, с. 19].

Учитель - воплощение трех корней - объединяет в себе также и Три Драгоценности: как пример достижения Просветления он является Буддой; то, чему он учит, - Дхарма; а его активность олицетворяет Сангху. По этой причине Учитель является центральным аспектом на так называемом Древе Прибежища. Согласно тибетской мифологии, в мире богов растет и спонтанно исполняет все желания Древо исполнения желаний; Древо Прибежища в контексте буддийского Учения - символ исполняющих желания совершенных качеств Просветления. На нем представлены все шесть объектов Прибежища: Три Драгоценности и три корня.

Чтобы понять значение принятия Прибежища в Ламе и особую роль Учителя в Алмазном пути, сравним этику отношений учитель-ученик, качества, необходимые Учителю, и способы практики в Алмазном пути с другими буддийскими традициями.

Поучения о важности и стиле отношений и между Учителем и учеником есть во всех традициях Буддизма: в Тхераваде - Малой Колеснице, Махаяне - Великой Колеснице - и Ваджраяне - Алмазной Колеснице. Особое значение эти отношения приобретают в Ваджраяне. В разных школах буддизма используются различные определения для духовного Учителя. В Сутраяне, включающей в себя Тхераваду и Махаяну, для обозначения духовного проводника используют санскритское слово «коль-янамитра». «Кальяна» значит «добродетельный», друг доброты, или «друг, который приводит к добродетели». В Тантраяне, или Ваджраяне, используется санскритский термин Гуру, что означает «тот, кто имеет вес», - в смысле полноты позитивных качеств. Достоинства и качества духовного наставника в различных школах буддизма разные.

В Тхераваде духовный друг, по крайней мере в течение 10 лет, имеет полное монашеское посвящение и соблюдает обеты Винайя, имеет сильное сочувствие по отношению к больным. Он должен разбираться в поучениях Абхидхармы и знать практики Винайи - тексты Малой Колесницы - и иметь желание учить, Он обладает способностью помогать своим ученикам, и его помощь должна проявляться как на духовном уровне, так и на материальном [Гьялтрул Ринпоче, 2006, с. 44].

В Махаяне кальянамитра - тот, кто спокоен как на ментальном, так и на физическом уровне. У него должно быть больше положительных качеств, чем у ученика. Кальянамитра должен быть очень терпеливым, усердным, а также искусным в общении. Должен знать многое о сутрах - текстах Великой колесницы, должен практиковать поучения и главное - иметь сочувствие ко всем существам.

Учитель Ваджраяны - тот, кто практикует буддийские тантрические поучения и хорошо разбирается в них. Он миролюбив, терпелив, много знает. Обладает большим сочувствием. В текстах говорится, что «если мы следуем за кем-то, у кого меньше качеств, чем у нас, то мы таким образом ослабляем себя, а если тот, за кем мы идем, находится на одном с нами уровне, то развития не будет - наступит застой» [Гьялтрул Ринпоче, 2006, с. 44].

Существует еще одна классификация учителей, которая составлена в соответствии с типами учеников: учителя, являющиеся обычными существами; учителя-бодхисаттвы; учителя-Будды. Будда важен для всех, кто почитает его учение или следует ему, но Гуру также важен для всех своих учеников, которым он дал поучения, наилучшим образом подходящие именно для них. Поэтому в Ваджраяне больший акцент сделан на роли Ламы, а не Будды. Здесь Лама даже важнее Будды, потому что он непосредственно связан с учеником. Он - тот, кто помогает понять путь, ведущий к Просвет-

лснию, кто «здесь и сейчас» дает драгоценные поучения, которые Будда давал тысячи лет назад. Без Ламы было бы невозможно ни понимать, ни получать эти поучения [Гьялтрул Ринпоче. 2006, с. 43].

Что касается отличий буддийских традиций в способах практики, то в контексте Колесницы Сутры причины Просветления закладываются постепенно ~ с помощью аналитических методов. Учитель в Колеснице Сутры - советчик и друг, эксперт, который на основе знаний и опыта может помочь и защитить от опасностей на пути. С его помощью развиваются последовательно, проходя пять путей и десять уровней бодхисаттвы до полного Просветления [Зегерс, 2008, с. 63, 129]. На пути Сутры практикуют и без Учителя, изучая и исследуя вещи логически, чтобы результат исследований воплотить в опыт: все, чему учит Будда, можно проверить и испытать. Однако без Учителя это происходит намного дольше.

В традиции Тхеравады, где целью духовного развития является Освобождение - состояние Арха-та, Учитель дает лишь краткие наставления о пути и медитации, а ученик может следовать им самостоятельно. Многие практикующие Тхераваду - монахи, связанные многочисленными обетами, и поэтому практикуют отдельно от Учителя. На уровне Великого пути - Махаяны - роль Учителя более ответственна: он является примером сочувствия и мудрости. Естественно, это подразумевает его более близкую связь как с учениками, так и со всеми окружающими. Поскольку окончательной целью в Великом и Алмазном пути является Просветление, то Учитель должен быть бодхисаттвой, полностью преодолевшим эгоистические привычки, а также саму идею существования «эго» (лат. «я», идея «личности»). Такие просветленные качества делают Учителя максимально открытым окружающим. Он неутомимо содействует развитию учеников, поддерживая баланс между сочувствием и мудростью, ведя скромную жизнь, давая ученикам личный пример, что также требует более тесного контакта с ними. Такой уровень отношений делает возможным быстрые успехи учеников; они могут видеть свой рост в каждой жизненной ситуации, а Учитель постоянно поощряет их усилия на пути. Учитель Ваджраяны должен обладать всеми высшими качествами, поскольку он является «зеркалом» для своих учеников [Вайгельт, 2007, с. 54 ].

На пути Сутры со своими действиями обходятся очень сознательно, стараясь избегать всех негативных действий и совершать только позитивные. Путь Сутры так долог потому, что помехи в уме, склоняющие к негативным действиям, ограничивают стремление к позитивности. Считается, что обретение состояния будд посредством пути бодхисаттвы длится три бесконечные кальпы [Джамген Конгтрул Ринпоче, 1996, с. 66].

На пути Тантры не анализируют причины, а работают с переживаниями непосредственно: когда всплывают мешающие эмоции, их причина не анализируется, но они воспринимаются непосредственно и трансформируются. Считается, что этот путь работает с плодом, поэтому является очень быстрым. Результат, обретаемый посредством пути Сутры и пути Тантры, - один и тот же: освобождение от страданий, исчезновение внутренних помех, достижение высшей цели. Различие между путями - лишь в способе практики. Считается, что путь Тантры подходит для практикующих с высшими способностями и с наиболее сильными мешающими эмоциями; у них нет терпения накапливать заслугу в течение длительного времени и практиковать путь бодхисаттвы. Если Учитель Сутры показывает путь совершенно ясным образом и объясняет, как себя вести, то Учитель на пути Тантры работает не только на вербальном, но и на всех уровнях: поведением тела и вдохновением своего ума он ведет умы других к зрелости и Освобождению [Джамген Конгтрул Ринпоче, 1996, с. 69]. В Алмазном пути Учителя рассматривают не просто как показывающего путь, его видят как самого Будду.

В буддийской Тантре «необходимость Учителя приобретает еще одно дополнительное значение

- наличие личной преемственности от Учителя к ученику» |Островская-мл., 1997, с. 126]. На пути Тантры, где необходима передача реализации природы ума, практика без Учителя, совершенного мастера, держателя тантрической передачи, разделяющего с учениками свой просветленный опыт, невозможна: «чем более передовыми являются буддийские поучения, тем тоньше и всестороннее применяемые методы и тем существеннее становится всеохватывающая передача опыта от Учителя» [Нидал, 1999, с.4-5]. Таким образом, Алмазный путь даже не начинается без Учителя.

Лама играет ключевую роль в трех «старых» школах тибетского буддизма - школах «практиков»

- Ньингма, Сакья и Кагью. В линиях преемственности «красных шапок», как их еще называют, Лама представляет высшее Прибежище в Будде, тогда как у школы «желтых шапок» («Добродетельной» школы) Гелугпа, последователи которой развиваются благодаря интеллектуальному пониманию и дебатам, главным Прибежищем должна быть Дхарма, или путь Будды. Полагаясь скорее на Учение, чем на вдохновение Учителя, можно достичь цели «с меньшим риском, но и с меньшей скоростью» [Нидал, 2002, с. 5].

Алмазный путь называют Колесницей Тантры или Колесницей Плода, потому что на этом пути используется непосредственное отождествление с плодом - различными аспектами Просветления. Методы отождествления с просветленными качествами ума, используемые в Алмазной Колеснице, выходят далеко за рамки Колесницы Сутры. В основе Колесницы Тантры - третьего цикла поучений Будды - лежит учение о природе ума, или Будда-природе: она содержит все совершенные качества Будды и присуща всем чувствующим существам. Будда-природа - это высшая мудрость, она чиста и совершенна изначально: «завесы, которые в данный момент удерживают нас от переживания чистой природы ума, являются поверхностными и не касаются сути ума. Все существа - уже Будды, знают они об этом или нет» [Зегерс, 2008, с. 62-63].

В Колеснице Тантры описываются три качества, совершенным образом выражающие природу ума, - бесстрашие, радость и сочувствие. Понимающий пространственную природу ума становится бесстрашным, поскольку ум - не вещь, а следовательно, не может быть разрушен. Проявление вещей и явлений в пространстве - ясность ума -- переживается как высшая радость. Любовь и сочувствие -аспекты безграничности ума - это проявление неразделимости пространства и радости. На уровне Просветления эти совершенные качества проявляются как три состояния Будды (санскр. кайя, букв. тело), пространственная природа проявляется как Состояние Истины (санскр. Дхармакайя), радость проявляется как Состояние Радости (санскр. Самбхогакайя)-, сочувствие проявляется как Состояние излучения (санскр. Нирманакайя) [Зегерс, 2008, с. 63].

«Прямая передача» - использование метода отождествления с Учителем - секрет быстрого развития и продвижения в Алмазном пути. Там, где идет речь о развитии человеческих качеств и способностей, подражание - магическое искусство, быстрее всего приводящее нас к опыту. Это интуитивный, спонтанный способ обучения, направленный на применение распознанных способностей. Когда подражающий выбирает совершенный пример, он в значительной степени защищен от серьезных ошибок и может быстро переходить к новым фазам развития [Майер, 2003, с. 23-24]. На абсолютном уровне ум Учителя и ум ученика не отличаются друг от друга. Процесс «прямой передачи» опыта, имеющий особое значение в Алмазном пути, «работает» во многих областях человеческой деятельности. Везде, где обмен информацией выходит за пределы понятий и содержит элементы опыта, - в образовании и спорте, обучении музыке, искусствам, ремеслам, наукам, различным умениям и навыкам - ученики открывают совершенные качества, отождествляясь с совершенными качествами мастера. Учитель в Алмазном пути - живой пример непосредственного опыта постижения природы ума: кто видит в нем «Будду, получает благословение Будды. Кто видит в нем боддхисаттву, получает такое благословение. А кто видит в нем обычного человека, получает разве что головную боль» [Нидал, 1999, с. 11].

Чтобы могла произойти «живая передача» в понимании Алмазного пути, требуются различные благоприятные обстоятельства. Если связь между людьми полна доверия и открытости, они могут передавать друг другу очень многое. Это связь, направленная «наружу», - с Учителем, показывающим природу ума, и связь, направленная «внутрь», - с собственной способностью воспринимать вещи. То, что осознает и воспринимает явления, - ум - открытое как пространство, безграничное и сияюще-ясное. Состояние Будды - «распознавание» природы «воспринимающего» именно таким образом. Встречая бесстрашное радостное пространство ума Учителя, ученик замечает эти качества в своем уме - так происходит то, что называется «передача», - непосредственное введение в природу ума, пробуждение природы Будды [Майер, 2003, с. 24]. Если у практикующих достаточно открытости и преданности, то благословение Учителя непосредственно передается в ум и приводит его к зрелости. При помощи благословения Ламы устанавливается связь с качествами Просветления и благодаря этому развивается способность достичь полного Просветления, познания природы своего ума: «в истинной природе ума запутанности не найти; только способ нашего восприятия отмечен запутанностью. Если мы открываемся Ламе, наполнившись доверием, и так получаем благословение, то наш ум будет направляться к зрелости. Это значит, что мы можем узнавать истинную природу ума через силу благословения. Вот почему Лама - источник благословения - так важен в Ваджраяне и называется «первым истоком» [Джамген Конгтрул Ринпоче, 1996, с. 68].

Поскольку Учителю в процессе обучения в Алмазном пути отводится центральное место, он должен соответствовать этому высокому званию и обладать соответствующими качествами. Ученик должен проверить, есть ли у Учителя необходимые качества. Учитель, в свою очередь, должен проверить, обладает ли ученик достаточной зрелостью для практики Тантры; поскольку «все тонкие расхождения и отличия разных тантр связаны лишь с отличиями в предрасположенностях, склонностях

и физических особенностях разных учеников, большая часть тантр начинается с описания необходимых качеств и способностей, ожидаемых от ученика» [Далай -лама, 1996, с. 161].

Кроме наличия высокой «профессиональной квалификации», Учитель должен быть честен; он должен олицетворять то, чему учит. Он должен говорить и делать одно и то же, иметь правильную мотивацию и сочувствие: мало думать о себе и много и усердно работать. Ученик, в свою очередь, должен иметь «желание учиться и упорно работать. Тогда раскрывается пространство по ту сторону эго и концепций, где высвобождается много видов восприимчивости. Здесь важен разумный, осознанный подход со стороны ученика. Хотя трудно устоять перед собственным желанием совершенства, все же нужно как можно лучше проверять Учителя» [Нидал, 1999, с. 10].

Тантрийский Учитель для ученика - это «взятая в целом личность ученика, призывающая его идти по пути тантрийского учения, хотя в то же время Учитель всегда историческое лицо» [Дандарон, Пупышев, 1995, с. 50]. Двусторонняя хорошая связь учитель-ученик дает возможность достижения полного доверия, необходимого для непосредственной передачи качеств Учителя и быстрого развития. Тексты Тантры считались сокровенными, и иногда ученикам приходилось потратить много времени и усилий, чтобы найти Учителя. О значении встречи с Учителем, традиционно непрерывно передающим тайну Тантры, и о необходимых ему качествах так говорил Лама Цзонхава: «Солнечные лучи, какие бы сильные и горячие они ни были, без выпуклого стекла не дадут огня, так и учение Бхагавана без Учителя невозможно для освоения практики» [Цзонхава: цит. по Дандарон, Пупышев, 1995, с. 50].

Благодаря доверию к Учителю, дающему методы, доверию к формам Просветления и доверию к своему уму - к собственной Будда-природе - можно следовать наставлениям Учителя, отождествляться с аспектами Просветления и узнавать природу ума. Это доверие основано на знании того, чем являются качества Учителя, Будда-аспекты и природа ума. Непоколебимое доверие к Учителю в буддизме Алмазного пути сравнивается с алмазом - отсюда и происходит название «Алмазный путь». Кроме того, это название связано с неразрушимой природой ума, которую также сравнивают с твердостью алмаза. Просветление здесь достигается на основе медитационного состояния, называемого (гсамадхи, подобное алмазу»^- абсолютно непоколебимого состояния, когда растворены даже самые тончайшие завесы ума [Зегерс, 2008, с. 164].

Высшей точкой осцовополагающих упражнений в Алмазном пути является медитация на Учителя - Гуру-йога (тиб. Ламе Налджор) - практика создания близкой связи с учителем и со всей линией передачи Ведикой Печати - Махамудры. К медитации на Учителя относится знание о том, что учитель может проявляться в различных формах или 4-х аспектах: 1) как Учитель линии Передачи; 2) Учитель как Учение Будды, о котором Будда говорит, что оно полностью его представляет; 3) Учитель, проявляющийся символически в виде ситуации жизненного опыта, 4) Учитель как абсолютная действительность, природа ума.

Кроме того, существует еще одно разделение - на внешнего , внутреннего и тайного учителя: «внешний учитель» - это личность Учителя; «внутренний учитель» - внутреннее понимание, осознавание, «тайный учитель» - возникающее вместе с опытом проникающее видение, интуитивная мудрость.

Учитель, или Лама, будучи человеком, может иметь различные функции. В качестве главного Учителя Линии Передачи, идущей от исторического Будды до наших дней, его называют Ламой Линии. Например, в традиции Карма Кагью тибетского Буддизма - это Гьялва Кармапа, первый сознательно перерождающийся Лама Тибета. С 1110 года, когда родился Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа, он беспрерывно держит передачу методов и поток опыта Будды. Сейчас это Семнадцатый Кармапа Тхайе Дордже, уже в юные годы проявляющий качества ученого и мастера медитации.

Другая функция Учителя - это так называемый Коренной Лама. Передавая просветленный опыт, он является корнем постижения дальнейших областей сознания: Коренной Лама для Прибежища, Коренной Лама для обета бодхисаттвы, для основополагающих упражнений. В более узком понимании Коренной Лама в традиции Карма Кагью - это тот, кто обладает опытом Великой Печати и передает его ученикам, помогая «обрести уверенность в том, что ум по своей природе является неразрушимым ясным светом» [Зегерс, 2008, с. 163-165]. Самая важная функция Коренного Ламы - подарить ученику доступ к природе ума, познакомиться ее сутью, «ощутить воспринимающего и производящего все вещи как ясный свет, которым он и является, неразрушимый и всеобъемлющий» [Нидал, 2002, с. 5].

В Алмазном пути, где Учитель рассматривается не только с точки зрения принципа, а преимущественно с точки зрения уровня непосредственной передачи силы, медитация на Ламу - самый эффективный метод.

В Ваджраяне считается, что самый близкий пример Будды - это Учитель, а медитировать на Учителя - все равно, что медитировать на сто тысяч Будд.

Литература.

1. Вайгсльт П. В поисках учителя // Буддизм сегодня. 2007. № 11.

2. Гьялтрул Ринпочс. Связь между Ламой и учеником // Буддизм.Ру. СПб., 2006. № 10.

3. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. СПб., 1996.

4. Дандарон Б Д Пупышев В.Н. Общая схема совершенствования по пути Мантраяны // Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск, 1995.

5. Джамгсн Конгтрул Ринпоче. Лама - источник благословения // Мир Кагью. СПб. Л 996. № 4.

6. Джс Гамбопа. Четыре Дхармы Гамбопы // Комментарий Лонгчена Рабджампы. СПб., 2003.

7. Зегерс М. Знание о медитации, Взгляд и медитация в буддизме Алмазного пути. Ужгород, 2008.

8. Зегерс М. Термины буддизма. СПб., 2006.

9. Лама Оле Нидал. Медитация в Алмазном пути (Ваджраяне). Из лекции в Сан-Франциско, 1998 // Буддизм.Ру. СПб., 2008. № 13.

10. Лама Оле Нидал. Учитель и ученик // Буддизм.Ру. СПб., 2002. № 4.

11. Лама Оле Нидал. Будда и любовь. М., 2008.

12. Лама Оле Нидал. Глобальная школа. Отношения учителя и ученика П Мир Кагью. СПб., 1999.

13. Майер М. Передача в Алмазном Пути // Буддизм.Ру. СПб., 2003. № 6.

14. Островская-мл. Е.А. Комментарий и исследование: Гунтан Данби Донме. Обучение методу исследования сутр и тантр. М., 1997.

Literature

1. Vaigelt P. In search of the Teacher // Buddhism Today. 2007, №11,

2. Gyaltrul Rinpoche, The connection between Lama and pupil // Buddhism.Ru. SFb., 2006, № 10.

3. Dalai-lama XIV. The world of Tibetan Buddhism. An Overview of Its Philosophy and Practice. SPb., 1996.

4. Dandaron B.D., Pupyshev V.N. General scheme of perfection according to Mantrayana way // In Collection «Tibetan Buddhism: theory and practice». Novosibirsk, 1995.

5. Jamgen Kongtrul Rinpoche. Lama is the sourse of blessing // The World of Kagye, SPb., 1996. № 4.

6. Ge Gambopa Four dharms of Gambopa. // Commentary of Longtchen Rabjumpa. SPb., 2003.

7. Zegers M. The knowledges about meditation. The view and meditation in the Diamond Way. Uzhgorod, 2008.

8. Zegers M. The terms of Buddhism. SPb., 2006.

9. Lama Ole Nydal. Meditation in the Diamond Way (Vajrayana). The course of lectures in San-Fransisco, 1998 if Buddhism,Ru, SPb., 2008. № 13.

10. Lama Ole Nydal. Teacher and pupil I I Buddhism. Ru, SPb,, 2002. № 4.

11. Lama Ole Nydal. Buddha and Love. М., 2008,

12. Lama Ole Nydal. Global School Relations of Tcacher and Pupil. The World of Kagye. SPb., 1999.

13. Mayer M. Transmission in the Diamond Way // Buddhism.Ru, SPb,, 2003. № 6.

14. Ostrovskaya E.A. - junior. Guntan Danbi Donme. Teaching to the method of investigation of Sutras and Tan-tras. М., 1997.

Сведения об авторе

Коротецкая Лариса Михайловна - старший преподаватель Новосибирского государственного технического университета, факультет гуманитарного образования. 630027, Новосибирск, ул. Объединения. 35/1-35. la.risa@mail.ru

Data on author

Korotetskaya Larisa Mikhailovna, the senior instructor of the department of Novosibirsk State Technical University, Human faculty, 630027, Russia, Novosibirsk, Ob'edinenya str., 35/1-35, Department of Social communications. la.risa@mail.ru

УДК 294.3

ББК 86.39 Г.Е. Манзанов

ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Всякая культура создается людьми, и тот или иной народ можно понять только через творимую им культуру, формирующиеся и воплощенные в ней ценности. В ценностях определяются цели и средства культуротворческой деятельности личности, а в культуре - преобразование личности себя и всего мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.