Научная статья на тему 'Политические предпосылки сохранения православных традиций в современной Монголии'

Политические предпосылки сохранения православных традиций в современной Монголии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ / РОССИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МИССИЯ / THE ORTHODOX DIASPORA / PRIESTLY ACTIVITIES / THE TRADITIONS OF ENLIGHTENERS / THE RUSSIAN CLERGY / CHURCH DIPLOMACY / MISSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митыпова Гунсема Сандаковна

Рассматриваются исторические традиции и современные проблемы распространения православия в Монголии с точки зрения тактического и стратегического потенциала православной церкви, которое в силу ряда факторов только получает реализацию, и его можно охарактеризовать как «новую волну» продвижения православия в страны АТР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political prerequisites of preservation the Orthodox traditions in modern Mongolia

The historical traditions and modem problems of dissemination of Orthodoxy in Mongolia are considered from the point of view of tactical and strategic potential of the Orthodox church. Due to a number of factors it just receives implementation that can be characterized as «a new wave» promotion of Orthodoxy in the countries of the Asian-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Политические предпосылки сохранения православных традиций в современной Монголии»

Как видно из бесед, многие респонденты принимают буддийскую догму, по которой, согласно учению о карме, страдание является извечной, неотъемлемой и единственно реальной сущностью земного бытия. Для многих только верующие буддисты - носители высокой нравственности. Большинство опрошенных считают, что поклонение Будде, приношения храмам является обязательным условием положительных нравственных качеств человека. Все перечисленное подтверждает определяющее значение буддийских моральных установок и ценностных ориентаций. И в этом, вероятно, заключается главный итог воздействия непростой постсоветской действительности на сознание современных бурят.

Литература

1. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 326-327.

2. Сколько верующих / Религия в светском обществе / СОВА. Информационно-аналитический центр, http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-manv/about/ 08.05.2011.

3. ВЦИОМ представил результаты очередного опроса россиян об их отношении к религии / СОВА. Информационноаналитический центр, http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-manv/2006/09/ d9011/

4. Религия в цифрах и фактах - Статистика.ги. httr://statistika.ru/naselen/2007/12/05/naselen 9686.html

5. Хомушку О.М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 190.

6. Цэвээний Цэцэнбилэг. Проблемы модернизации монгольского общества. - Улаанбаатар, 2002. - С. 112.

Манзанов Георгий Евгеньевич, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ, [email protected]

Manzanov Georgy Evgenievich, doctor of philosophical sciences, leading researcher, department of philosophy, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS, Ulan-Ude, [email protected]

УДК 281.9 (091) (517.3)

Г. С. Митыпова Политические предпосылки сохранения православных традиций в современной Монголии*

* Материал подготовлен в рамках грантового проекта БГУ 2010 г. «Институциональные формы трансляции традиции православия в странах АТР».

Рассматриваются исторические традиции и современные проблемы распространения православия в Монголии с точки зрения тактического и стратегического потенциала православной церкви, которое в силу ряда факторов только получает реализацию, и его можно охарактеризовать как «новую волну» продвижения православия в страны АТР.

Ключевые слова: православное зарубежье, священническая деятельность, традиции просветителей, российское духовенство, церковная дипломатия, миссия.

G.S. Mitypova Political prerequisites of preservation the Orthodox traditions in modern Mongolia

The historical traditions and modem problems of dissemination of Orthodoxy in Mongolia are considered from the point of view of tactical and strategic potential of the Orthodox church. Due to a number of factors it just receives implementation that can be characterized as «a new wave» promotion of Orthodoxy in the countries of the Asian-Pacific region.

Keywords: the Orthodox diaspora, priestly activities, the traditions of enlighteners, the Russian clergy, church diplomacy, mission.

Исторические исследования, которые проводятся в рамках данного проекта аспирантами, магистрантами Бурятского государственного университета, можно разделить на несколько основных исторических разделов: изучение становления церковной жизни и миссионерства среди народов Монголии; духовно-нравственной жизни народа до событий 1917 г. и последующих революционных событий, оказавших определенное влияние на религиозный вопрос в данном регионе; истории религиозной жизни в XXI в. и процессы ревилитации, трансформации традиционных форм; исследование проблемы политической структуризации религиозных институтов в его территориальной проекции, религиозной и этнической идентификации в области христианства; религиозной экспансии в пределы монгольского государства в новейшей истории; монгольское законодательство в области религии; возрождение православия в Монголии; институциональные формы трансляций традиции православия

на современном этапе; типология и историко-сравнительный анализ формирования региональных институтов православия и конфессиональная спецификация.

Российское православное зарубежье представляет из себя сложную социальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и обладающую свойствами, не сводимыми к свойствам своих элементов и не выводимых из них. Объект исследования находится на стыке истории РПЦ, истории Русского зарубежья и истории Вселенского Православия [1].

Православие - «Унэн алдартнай шажан», «правильно славим Христа» - так объясняет православие монголам, прихожанам храма Св. Троицы, в простых выражениях, доступных для монгольской молодежи, о. Алексей Трубач [2].

А. Трубач, представитель Московского патриархата, был командирован в Монголию в 2005 г., начал священническую деятельность, по его словам, достаточно трудно: «на богослужении было всего 3-5 человек из «местнорусских», была Ирина Адамовна, хотя зарегистрирована была религиозная организация еще в 1999 г.» [3]. По прошествии нескольких лет служения его деятельность как священнослужителя в современной Монголии нанизана очень простыми на первый взгляд вещами - издается газета «Троица» на монгольском и русском языках, один из номеров открывается материалами «Монгол дахь унэн алдартны шашны туух ба орчин уеийн байдал» - «История и современное положение православия в Монголии». Читатель на страницах газеты сразу же находит строки, близкие ему по духу: «Первая встреча монголов произошла с Русской Православной Церковью по историческим сведениям еще в XIII веке в эпоху завоеваний Чингис-хана, известного своей веротерпимостью. Наследник же Великого Чингис-хана-золотордынские ханы продолжали его политику покровительства чужим религиям и на Руси. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий Указ: «...на Руси да никто не дерзнет посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, дуга и леса, огороды, сады. Мельницы и молочные хозяйства. Все они принадлежат Богу, и сами они Божьи. Да помолятся они о нас». Статья сопровождается иллюстрацией из иконописного ряда «Святой Петр царевич Ордынский» или же «Ростовский епископ Кирилл исцеляет сына Берке хана» [4]. Для менталитета монголов, как известно, авторитет и значимость исторической личности Чингисхана неоспорим.

Только предварительный анализ ежемесячного журнала или интернет-страница [5] бытования православия в Монголии раскрывает обширную и глубоко продуманную деятельность, которую ведет представитель Московского патриархата, священник, знаток греческого, английского, монгольского языков, человек, который продолжает дело и традиции лучших просветителей российского духовенства прошлых столетий. Отстроенное вновь здание храма на ул. имени Жукова, который сегодня составляет единый ансамбль с историческим зданием российского консульства с домовой церковью (до нач. XX в. в течение многих лет пребывая на должности российского консула, ЯП. Шишма-рев, уроженец Кяхты, поддерживал церковную жизнь. - прим. авт.), поражает другим - спортивной плошадкой, использующейся в зимнее время под хоккей, а летом - под футбол, волейбол и другие спортивные состязания. На страницах газеты «Троица» публикуются материалы о православии в странах ближнего и дальнего зарубежья: например, Бельгии, Франции, Китае, Дании, Индии и Непале.

Как известно, история распространения православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XVII-XIX вв. во многом связана с историей освоения Сибири и Дальнего Востока в этот период, с определением границ и установлением дипломатических и торговых отношений между Россией и Китаем, Монголией.

В современном мире наблюдается «новая волна» распространения или возрождения традиций православия в странах АТР. Небезинтересны исследования не столько миссионерской деятельности среди народов стран Азиатско-Тихоокеанского региона через духовные, православные традиции, а сколько установление дружественных межгосударственных отношений, содействие формированию политического диалога между странами и народами, исследование культур народов и их истории. Современные изыскания в области трансляции институциональных форм православной традиции исследуются в основном в исторической проекции, среди них можно отметить следующие публикации [6].

На протяжении всей истории государства и Церкви миссионерство совершалось через просвещение всех народов, которые проживали на территории России и за ее пределами. Вследствие чего Стефан Пермский создал коми-пермяцкую азбуку, Иннокентий Вениаминов - алеутско-лисьевскую. В церковном сознании православия идея полноты просвещения отражается через весь строй культово-

обрядовой практики и текстов ее молитвословий. Публикация на монгольском языке богослужебной литературы. Через включение языка, как основного носителя национальной идентификации, в богослужебный строй российской цивилизации, монгольский этнос включается в общемировые процессы диалога «Запад-Восток» [7].

Есть множество проблем, одна из них - наличие других христианских деноминаций (католичество, протестантизм и др.), храм, крест, облачения священников, икона, свечи, т.е. признаки и символы христианской культуры, что очень трудно различить для простого обывателя, относящегося к другой культурной составляющей, где православие, католицизм, протестантизм и др. Для небольшой по численности населения страны наличие новых христианских религиозных организаций - 89 христианских, из них 64 - в Улан-Баторе, 12 - Дархане, 6 - Эрдэнэте, очень внушительные цифры. Как видим из статистики, из 89 организаций только одна зарегистрированная относится к Русской православной церкви. Автору в 1992 г., по незнанию их истинных целей и задач, пришлось сопровождать под видом туристов двух миссионеров - Свидетелей Иеговы, у которых были номера телефонов монгольских студентов, обучавшихся в вузах Западной Европы, для которых везли книги, пропагандирующие данную религиозную организацию. Различными путями западные миссионеры «проникали» на территорию Монголии, что в конечном итоге привело за последние двадцатилетие распространению нетрадиционных для Монголии религий и вероучений. Исследование данной проблемы необходимо для выявления современной религиозной ситуации в стране, близкой нам в пограничном и историческом смысле [8].

Для современной России довольно большую значимость приобретает установление и развитие прочных контактов с русскими общинами за рубежом, выработка реальной практики взаимодействия с ними, в том числе с целью выявления реальной платформы использования русской диаспоры в интересах России, формирования соответствующей политики и пакета нормативных документов, который мог бы заложить основы и условия надежного и взаимовыгодного сотрудничества и культурного взаимодействия России с сообществами бывших россиян, проживающих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Хотелось бы актуализировать понятие Церковная дипломатия, когда православное священство выступает в качестве дипломата, который представляет Россию, многонациональный народ, русский язык. Сооружение храмов и формирование приходов в другой инокультурной и иноязычной среде -вопрос архисложный. Вместе с тем, оказывая поддержку русскоязычному населению в той или иной стране, храм представляет собой островок родной земли. В инокультурном пространстве других стран идентифицирование с русской культурой, Россией имеет свои плюсы и минусы. Минусы - определенные клише (сталинизм, железный занавес, последствия «холодной войны»), к плюсам относятся открытость современной России, поддержка Российского государства в лице Президента Д.А. Медведева, премьера В.В. Путина. Исторические факты новейшего времени яркое тому свидетельство. Международный опыт и знания Патриарха Кирилла о положении в странах Азиатско-Тихоокеанского региона также помогают логично выстраивать церковную политику и дипломатию в этих странах. За последние десятилетия выросла целая плеяда священников с широким кругозором, с знанием языков. К церковному служению привлекаются также местные жители.

В новейшей истории России исследование данных направлений является наиболее актуальным. Более того, актуализируется территориальное состояние Бурятии, его геополитический и транзитный факторы, поскольку в историческом прошлом и сегодня они сыграли важную роль в продвижении России на восток. Сегодня среди церковных структур определены так называемые «сферы влияния» Улан-Удэнской и Бурятской, Забайкальской и Читинской епархиями в оказании помощи и поддержке церковных структур в Монголии.

В связи с вышеизложенным в свете современных процессов бытования православия в Монголии хотелось бы привести архивные материалы о состоянии православной церкви в нач. XX в. в Монголии, канонически находящегося под патронажем православной церкви России, а в церковноадминистративном плане относящегося к Верхнеудинску. Из депеши священника Николая Федотова из Урги (Монголия) в г. Верхнеудинск в 1923 г. на имя Высокопреосвященного Архиепископа Прибайкальского Гавриила следует, что в Ургу дошли сведения из Прибайкальского губернского церковного управления, наряду с Постановлением 11-го Всероссийского Поместного Собора, о переносе праздников на новый стиль. Далее священник Н.Федотов пишет, что «спешил обнародовать, но сочувствия не встретил. Решил действовать постепенно, разъясняя дело поодиночке. Прошло полгода, успехов вижу мало... Во время частных бесед большинство указывает, что Верхнеудинское церков-

ное управление хорошо знает, что в Урге имеется хотя и небольшая (140 семейств) община христиан...». О себе пишет, что он в Урге 4-й год; до 1918 г. состоял священником Челкарского прихода Оренбургской епархии; в 1918 г. страха ради пред событиями (ввиду особенно страшного положения духовенства) выехал за границу... На этой депеше есть запись: «Урга, священнику Федотову. Служить старым стилем должности утверждаетесь» и квитанция о приеме телеграммы в Ургу за номером 2334. В этом же деле имеется запись о том, что Ургинский приход причислить к епархии Бурреспуб-лики. 28/111 за № 378 без указания года, скорее всего, это 1924 г.

О состоянии православной общины из доклада епархиальному Церковному Совету Бурят-Монгольской республики известно, что община состоит из 110 семейств. Точную дату указать нельзя ввиду частой смены состава населения: одни выезжают в Китай, в Россию, другие приезжают. Постоянных старожилов насчитывается 75 семейств. Социальное положение большинства - служащие в фирмах, кооперациях, самостоятельные мелкие коммерсанты, религиозность средняя, с оттенком обрядового характера. До мая 1923 г. православная община для богослужений пользовалась консульским храмом. В последних числах мая 1923 г. как храм, так и причтовые дома отобраны правительством. Также национализированы церковная утварь, престол, жертвенник, иконы, облачения. Книги перевезены в арендуемый обществом частный дом, приспособленный для богослужений... В 1920 г., перед Унгерновскими событиями, церковь была сильно разграблена китайцами. Некоторые вещи удалось вернуть, но в испорченном виде... В год расходуется приблизительно свечей 10 пудов, ладану 5 фунтов, вина 12 бутылок. Причт состоит из священника Николая Федотова, псаломщика Анатолия Гольцова. Церковным старостой состоит местный житель, греческий подданный Федор Георгиевич Корифиди... При неописуемой дороговизне причт имеет побочный заработок: священник 2 года учительствовал в школе, а теперь имеет частные уроки, псаломщик служит капельмейстером в Монгольской армии.

По личной служебной карточке Николая Ивановича Федотова, которая составлена 20 августа 1924 г., значится, что он выпускник Оренбургской духовной семинарии, женат, имеет двух дочерей, по специальности - учитель народных училищ, не причастен к политическим партиям, в 1907 г. за пропаганду социализма в школе и агитационные работы пред выборами в Госдуму лишен должности учителя; 3 недели сидел на гауптвахте в г.Оренбург. В дальнейшем его судьба характерна для многих представителей духовенства России, втянутых в водоворот революционных событий. Так, он пишет, что летом 1918 г. ввиду военных событий и неприязненного отношения к духовенству выехал опять в Тургу. но с открытием войны по приглашению выехал в пос. Кентский Акмолинской губернии. В дороге (350 верст киргизских степей без русских поселков) заболел тифом, был ограблен, в бессознательном состоянии подобран проходившим госпиталем Красного Креста, который довез его до Акмолинска. Весной 1919 г. ввиду военных событий выехал из России, спасаясь от случайных недоразумений. Осенью 1920 г., доехав до русской колонии Цзаин-Шаби, остался там исправлять обязанности священника и учительствовать. Весной 1921 г. вытребован в Ургу на должность священника приходского [9]. Таким образом, автобиографические сведения священника дают дополнительные сведения о судьбах российского священства в годы гражданской войны. Этот документ - яркое свидетельство того, в каких сложных условиях приходилось служить православному священству в годы войны и разрухи в другой стране.

Из всего разнообразия форм внедрения православной культуры в монголоязычном мире на протяжении трех-четырех веков мы коснулись не только некоторых аспектов яркого проявления религиозного идеала, в его богослужебном, вследствие этого социальном служении, но и миссиологической базы Русской православной церкви.

Геополитический ареал бурят-монгольского мира предопределяет важность исследовательских усилий в осмыслении онтологических корней государственного обустройства России в центральноазиатском регионе. Именно России принадлежала культурно-цивилизующая миссия среди народов Центральной Азии.

Православная миссия исходила из фундаментального принципа: «не должно становиться евреем, чтобы стать христианином», следовательно, аборигену не требуется становиться русским, чтобы стать христианином. Православие использовало местные языки для Литургии, обучения в школе и семинарии, поощряло переводы на них Св. Писания и святоотеческой литературы. Двуязычие было нормой, и это дало свои положительные результаты в процессе инкультурации, поскольку культура монголов не отрицалась, а плавно вводилась в христианский мир. Отходя от господствующих, преж-

де упрошенных, формулировок и стереотипов, осмысляя методологические основы социальной концепции РПЦ как цивилизующего фактора Евразии в контексте православной миссиологии, мы приходим к выводу о том, что появление православной церкви на территории Монголии, ее столице привнесло в историко-культурный ландшафт новшества, привнося тем самым византийскую культуру в пределы Центральной Азии с ее номадно-кочевым укладом жизни. Сейчас столица Монголии Улан-Батор - это правопреемница столицы чингисидов - Хара-Хорин (Кара-Корум), где Чингисхан и его преемники вполне поддерживали религии мира [9].

Таким образом, в новейшей истории России распространение православия, культуры, выраженной и в архитектурных формах, и в богослужебном формате на территории других стран, в первую очередь, «для окормления паствы» для которых православие родное, свое, а также для формирования духовно-культурных контактов между народами разных стран, безусловно, является явлением феноменальным, которое имеет различные измерения, одним из которых является деятельность РПЦ и православный вектор в Монголии.

Примечания

1. Попов А.В. История российского православного зарубежья и зарубежных церковных разделений в современной историографии // Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции (21 -23 ноября 2009 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - С. 201-222 . http://nature.web.m/db/simg.html?mid= 1202890&п=0БИстория российского православного зарубежья 15.09.2010 11:16 I Русское Зарубежье

2. Алексей Евгеньевич Трубач, родился в 1979 году, обучался в Московском инженерно-физическом институте, закончил Российскую экономическую школу, был рукоположен в сан священника в 2001 г. Выпускник Московской Духовной академии, дипломированный богослов. С 2005 г. настоятель Свято-Троицкого прихода в г.Улан-Баторе.

3. В 1893 г.начало постоянных богослужений в Урге: 4 сентября решением Св.Синода в консульскую церковь Живоначальной Троицы был назначен настоятелем священник Николай Шастин, миссионер Цакирского стана Забайкальской духовной миссии. 4 сентября 1893 г. решением Священного Синода в консульскую Ургинскую церковь был назначен настоятелем священник Николай Шастин, бывший миссионер Цакирского стана Забайкальской Духовной Миссии. Он был настоятелем до 1914 г. С 1914 по 1921 гг. настоятелем церкви был священник Феодор Парняков, который, скорее всего, был из Троицкосавска, т.к. оттуда было несколько священников с фамилией Парняков. Отец, Федор Парняков, был до смерти замучен бароном Унгерном в январе 1921 г. (О. Матвеев, с. 153).

4. «История и современное положение православия в Монголии». Ежемесячная газета Свято-Троицкого прихода «Троица». Июнь (12) 2010 г. с. 1; Запись беседы автора с о. А.Трубачом, г.Улан-Батор, 8 октября 2010 г.

5. pravoslavie.mn

6. Закон Монголии о взаимоотношениях государства и церкви. Гл. 2, ст. 4, п. 8 // Засгийн газрын мэдээ [Правительственная газета. - 1996. - 30 марта. - С. 1]. Шагдуров Ю.П. Православная церковь в Монголии // Вестник БГУ. Сер. 4. - 2005. -Вып. 10. - С. 149. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благо-вестник, 2000. - 192 с.; Федорова В.И. Проблемы развития коренных народов Сибири и критика колониальной политики царизма в трудах Д.А. Клеменца // Политика самодержавия в Сибири XIX - начала XX в. Иркутск, 1988. - С. 82; Служебник на монгольском языке. - СПб.: Синод, тип., 1860. - 154 с.; Райский Д. Сношения забайкальских крестьян и казаков с Монголией и Маньчжурией //Русский вестник. - 1901. -№ 8. - С. 516-596; Пейруз С. Христианство в современной Центральной Азии // Вестник Евразии. 2003; Никольский И. Записки о поездке русского священника в Монголию в 1864 г. // Труды православных Миссий в Восточной Сибири. Т. 1. - Иркутск, 1883. - С. 159-172; Даревская Е.М. Сибирь и Монголия: очерки русско-монгольских связей в конце XIX - начале XX вв. - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. ун-та, 1994. - 396 с.: ил.; Арзуманов И., Бычков О. Православная церковь в Монголии. История и современность // Миссионерское обозрение. - Белгород, 1998. - № 1 (27). - С. 7-10; Арзуманов И., Бычков О. Зарегистрирована Православная община в Монголии // Миссионерское обозрение. -Белгород, 1997. - № 1 (15).-С. 19-20.

7. По мнению А. Трубача, «в Монголии при населении 2,5 млн чел. действует около 300 храмов, принадлежащих различным религиозным конфессиям: буддисты, шаманисты, мусульмане, католики, мормоны (14 храмов по Монголии!), адвентисты, баптисты, пресвитериане, евангелисты и др. По информации Министерства юстиции и внутренних дел Монголии, официально зарегистрировано 189 (!) религиозных организаций. Так как позади 70 лет атеизма, то монголы во многом отошли от традиционного буддизма. Но религиозное невежество оказалось во многом на руку лишь западным миссионерам. Их методы работы, во-первых, неприемлемы для нашего прихода, так как задачей социального служения они ставят привлечение адептов. Мы тоже ведем социальную деятельность, оказывая помощь продуктами и одеждой, иногда деньгами малоимущим слоям населения, но не ставим задач обращения через это в веру, так как такое обращение чаще всего ложно. Во-вторых, масштабы социальной деятельности, скажем, к примеру, нас и католиков, несопоставимы. У них только в Улан-Баторе несколько прекрасно оборудованных комплексов, где есть детские приюты, больницы, авто- и швейные мастерские, библиотеки и интернет-классы, бесплатные курсы, бесплатные обеды и т.д. и т.п. Я уже не говорю о штате и обильном финансировании мормонов. По отзывам одного из протестантских бюллетеней, православная церковь - самая малочисленная христианская группа в Монголии. В действительности, на воскресное богослужение собирается в среднем от 20 до 40 человек, на Пасху и Рождество - 150-200... Будем надеяться на милость Божию как к нам, православным в Монголии, так и в целом к этой богохранимой стране, о которой мы молимся в своих молитвах!» // сайт «Православие на Дальнем Востоке».

8. Новая страница православной жизни Монголии в 1996 г. застала в пределах этой страны примерно 2,5-3,0 тыс. местнорусских и примерно до 5 тыс. российских специалистов, в отношении которых прежде всего это возрождение и началось. Митрополитом Кириллом управляющему Читинской и Забайкальской епархии епископом Палладием была наложена резо-

люция от 15 февраля 1996 года: «Благочинному Бурятского округа прот. Игорю Арзуманову благословляется выехать в Монгольскую Республику, организовать там общину граждан русского происхождения. Затем эту общину будет опекать и окормлять настоятель Успенского храма г. Кяхта священник Олег Владимирович Матвеев». Так началось возрождение православия в Монголии. Нужно, конечно, добавить, что поводом появления письма митрополита Кирилла в Читинской епархии было письмо Виктора Александровича Дунаева, председателя Общества граждан РФ в Монголии, в Московскую Патриархию об организации церкви или молитвенного дома в Улан-Баторе для российской общины, проживающей в Монголии (.Матвеев О. В., настоятель Свято-Успенского прихода (г. Кяхта). Начало возрождения Троицкого храма в г. Улан-Баторе (Монголия) «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 14-15 января 2010 г. - Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 2010. - С. 153.

9. Музей истории Бурятии. Дело №54 священника Николая Федотова. Урга, л. 1,2 (об.); Г.С. Митыпова. История становления и развития православной традиции в Бурятии (XVII-XXI вв.): дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2006. С.237-238; До 1927 г. в Троицком храме Урги проходили редкие богослужения. В 1927 г. храм был закрыт и использовался для иных назначений.

Митыпова Гунсема Сандаковна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, г.Улан-Удэ, тел.(3012) 213324. E-mail, [email protected]

Mitypova Gunsema Sandakovna, doctor of historical sciences, professor, department of history of Buryatia, Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 94 (571.54)

К.Б.-М. Митупов, О.Н. Горковенко

Изменения в социальном положении населения Бурятии в условиях трансформации

Статья посвящена изменению социального положения населения Бурятии в условиях трансформации общества. Работа содержит основные социально-экономические показатели и индикаторы уровня жизни населения, состояния здоровья, а также показатели занятости населения республики. Рассмотрены основные тенденции развития в половозрастной структуре, а также количественные и качественные аспекты изменения в составе населения республики. Анализируются закономерности воспроизводства населения республики, его социально-экономическая обусловленность, а также специфика проявления демографических процессов в данном регионе. Дается характеристика современной демографической ситуации в Бурятии.

Ключевые слова: демографическая ситуация, население, рождаемость, уровень жизни, состояние здоровья, алкоголизация, люди без определенного места жительства, дифференциация.

К.В.-М. Mitupov, O.N.Gorkovenko

The changes in social position of the population of Buryatia under the transformation conditions

The article is devoted to the change in the social situation of the population of Buryatia in the transformation of society. The paper contains the basic socio-economic indicators and indicators of living standards, state of health, as well as it contains the employment rates of the population. The main trends in the gender and age structure, as well as quantitative and qualitative aspects of changes in the composition of the population have been considered. The consistent patterns of the reproduction of population, its socio-economic conditionality, as well as the specific manifestations of demographic processes in the region are analyzed. The characteristic of the present demographic situation in Buryatia is given.

Keywords: demographical situation, population, fertility, quality of life, state of health, alcoholism, persons with no fixed abode, differentiation.

Проблемы устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем. Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой дифференциации регионов РФ по уровню экономического и социального развития.

Результаты экономических реформ сказываются на уровне жизни населения. Именно поэтому обращение к этой важнейшей стороне проблемы позволит создать реальную картину социальных изменений. Однако выявить качественную сторону жизни населения весьма сложно. К сожалению, официальная статистика не дает полной информации по этому вопросу.

Анализ и оценка изменений в уровне жизни, важнейшими показателями которых являются: ожидаемая продолжительность жизни, показатели заболеваемости и коэффициент смертности жителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.