14/2012
ваний в другом. Пекин согласился обсуждать проблему по секторам [5, с. 21].
Такая точка зрения, как один из реальных способов урегулирования пограничного вопроса, имеет право на жизнь. Согласно ей, Китай должен пойти на уступки в восточном, а Индия - в западном секторе, что по существу означает принятие одного из планов Пекина. По некоторым утверждениям в 1984 г. премьер-министр Индии Индира Ганди была готова принять такие условия «комплексной сделки» на основе единого принципа водораздела [1, с. 333].
Как отмечал Е.Д. Степанов, рассматривая метод «отложенного спора»: «Ныне проводимый китайскими властями курс пограничной политики не может полностью отвечать национальным интересам страны, оставляя место сомнениям и подозрениям. Возможно, при более строгом и детальном анализе его, окажется даже, что, отвечая сиюминутным потребностям нормализовать обстановку на границах Китая и в регионе, создать на данном этапе условия для нормального развития его отношений с сопредельными и близлежащими странами, этот курс впадет в противоречие с долгосрочной заинтересованностью страны в укреплении стабильности в регионе путем ликвидации тех спорных проблем, которые чреваты возникновением условий для новых конфронтаций и вооруженных столкновений. А через это и в укреплении безопасности самого китайского государства» [8, с. 165].
Литература
1. Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. - М.: Международные отношения, 1990.
2. Ефремова К. Китай и Индия в XXI веке: прогнозы индийских политологов // ПДВ. - 2001. - №4.
3. Иванов И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Мельянцев В. Экономический рост Китая и Индии: динамика, пропорции и последствия // Мировая экономика международные отношения. - 2007. - №9.
4. Педин А.В. Индия и Китай ищут пути к сотрудничеству. // Информационный бюллетень ИДВ РАН. - 1995. -№3.
5. Свешников А.А. Внешнеполитические концепции КНР и концептуальные представления китайских специа-листов-международников // Информационный бюллетень ИДВ РАН. -1999. - №1.
6. Сингх Гопал. География Индии / пер. с англ. М.Е. Бугровой. - М.: Прогресс, 1980.
7. Степанов Е.Д. Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР (1949-1994) // Информационные материалы ИДВ РАН. - 1995. - №3.
8. Юрлов Ф. Индия: опыт реформы модернизации // Азия и Африка сегодня. - 2006. - №5.
9. Захват Тибета. Электронный ресурс. -http : // sunhome.ru/j oumal/14348 .html.
Пансалова Баярма Намсараевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Pansalova Bayarma Namsaraevna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 281.93 (517.3) © Б.П-Д. Ринчинова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В МОНГОЛИИ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ
Испокон века сложилось, что русских людей всегда мог собрать только храм. И куда бы ни приезжали русские купцы и ремесленники, где бы ни обосновывались, всегда приглашали православного священника и строили храм, который и становился центром их жизни, объединял русское общество за границей, давал духовные силы, сохранял связь с Родиной, не позволял опуститься [5].
Ключевые слова: православие, церковь, приход.
B.P-D. Rinchinova THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN MONGOLIA: MAIN MARKS
From time immemorial it was developed, that only the temple could gather together the Russians. Where there came the Russian merchants and handicraftsmen wherever they were located, as the tradition they always invited the orthodox priest and built the temples which was considered as the center of their life. The temple, as a rule, united the Russian society and gave theme spiritual strength, keeping communication with the Homeland.
Key words: orthodoxy, church, parish.
История проникновения православия в Мон- Пекинской гвардии. Есть сведения о том, что в
голию берет свое начало в XIII в. В 1330 году из 1685 году маньчжуры пленили в районе Амура и
русских пленников был образован особый отряд передали на службу Богдыхану несколько сотен
русских землепроходцев. Вместе с ними был насильно препровожден в чужие края иерей Максим, с которого, как считается, начинается история православной миссии в Монголии.
История нового времени Русской Православной Церкви в Монголии начинается с 1860 года, когда в структуре МИД была образована консульская служба, ставшая своего рода каналом проникновения христианства за рубеж. Первыми в Ургу прибыли в 1861 г. члены российского консульства, состав которого был небольшим: консул, секретарь, переводчик, фельдшер. Плохое знание страны и условий, в которых придется работать, привели к тому, что членов консульства сопровождали 20 казаков под командованием конвойного казачьего офицера, вооруженных хорошими ружьями. Однако, увидев доброе расположение со стороны простых монголов, они поняли, что защита оказалась не нужна, и казаки, превратившись в строителей, стали возводить консульский дом.
Казаки, как народ набожный, не могли обойти вопрос о построении пусть и небольшой православной церкви в честь Святой Троицы, непосредственно примыкавшей к зданию российского консульства. Уже на следующий год консул Шишмарев направил просьбу прислать в тогдашнюю монгольскую столицу Ургу православного священника. Первый священник иеромонах отец Сергий был прислан не из России, а из Пекина. Спустя 30 лет здесь был построен христианский храм, впоследствии переподчи-ненный Свято-Троицкому монастырю, находившемуся вблизи Улан-Удэ. Миссия также занималась проповедованием среди тувинцев, бурятов, монголов, маньчжуров. В Казанской Духовной Академии на монгольский язык было переведено Евангелие.
И уже 22 марта 1864 года здесь была отслужена первая божественная литургия священником из Забайкалья Иоанном Никольским. Этот день, по новому стилю 4 апреля, можно считать днем рождения Троицкого прихода в Урге. Долгое время в храме не было своего постоянного священника, и богослужения совершали приезжие священники из Забайкальской и Китайской Духовных Миссий, Иркутской епархии.
1893 год ознаменовался началом постоянных богослужений в Урге: 4 сентября решением Священного Синода в консульскую церковь Живоначальной Троицы был назначен настоятелем священник Николай Шастин, бывший миссионер Цакирского стана Забайкальской Духовной Миссии. Он служил настоятелем прихода до 1914 года.
После восстановления суверенитета и независимости Монголии в 1911 году с правительством Богдо-Гэгэна был заключен договор о деятельности христианских православных миссий на Хубсугуле, в Алтап-Булаке и Кобдо. При каждом приходе были открыты светские школы, в которых кроме Закона Божьего изучались основные учебные дисциплины, в том числе математика и языки, а преподавание вели выпускники Петербургского и Казанского университетов [2].
После более чем полувекового перерыва в ответ на настоятельные просьбы представителей российской диаспоры в Монголии, прежде всего, постоянно проживающих здесь россиян, в Улан-Батор в 1996 году прибыли представители Отдела внешних сношений Священного синода и Читинско-Забайкальской епархии, с участием которых состоялось учредительное собрание русской православной общины, а 27 ноября 1996 года Министерство юстиции Монголии официально зарегистрировало здесь православный Свято-Троицкий приход Московской патриархии. Так началась современная история Русской Православной Церкви в стране, где большинство исповедуют буддизм. Были избраны органы самоуправления прихода, утвержден Устав, получено регистрационное свидетельство, общее руководство возлагалось на настоятеля храма Успения Божьей Матери г. Кяхта иерея Олега Матвеева.
Вторым настоятелем Ургинского прихода был назначен иркутский священник отец Феодор Парняков. Сохранился его рапорт иркутскому епископу в газете «Забайкальские Ведомости» за август 1914 года, то есть сразу же по его прибытии на Троицкий приход. Прослеживается удивительная схожесть положения русской колонии и ее проблем сейчас и почти сто лет назад. Вот, что, в частности, пишет отец Феодор: «Худшая часть (русского) населения, находясь в близком соприкосновении с приезжими, шатка в нравственном отношении. Пьянство, картежная игра, половая распущенность, сквернословие, сплетни - все это сделалось обычным явлением жизни среди этой части ур-гинского населения. В Урге нет общественной библиотеки, читальни, чтений, собраний, которые бы объединяли русское население на почве религиозно-нравственной и культурной. Единственным развлечением является грязный иллюзион и кафештатный ресторан, которые оказывают вредное влияние на нравы жителей. Вообще русская колония в Урге есть случайное собрание разного рода люда, преимущественно
14/2012
коммерческого, проникнутого эгоистическими стремлениями к обогащению за счет доверчивых монголов... Общим вопросом, объединяющим до некоторой степени прихожан Ургинской церкви, является вопрос о постройке нового храма. В последнее время этот вопрос был предметом усиленных суждений и разговоров. Сделана закладка храма с водружением креста. Собирались кой-какия средства. На этом дело постройки храма и остановилось. Наступившие грозные политические события отвлекли внимание (русских) ургинцев в другую сторону...».
Отцу Феодору так и не удалось осуществить свою мечту - революция 1917 года, внесшая неопределенность и сумятицу во внутреннюю жизнь России, способствовала росту нестабильности в жизни русской колонии в Монголии. Сам священник Феодор Парняков 28 января 1921 года после трех дней зверских пыток был убит белым бароном Унгерном фон Штенбер-гом, захватившим тогда Монголию.
Со смертью настоятеля жизнь на Троицком приходе постепенно затухает. Если до 1927 года в храм еще периодически приезжают православные священники, служат службы, совершают требы, то в 1927 храм закрывается для религиозного пользования и используется для иных назначений. Однако по воспоминаниям старожилов до 1970-х годов здание сохраняло вид православного храма, хотя и без креста. В эти годы сносится колокольня, зияющую дыру от которой мы и сейчас можем видеть на постройке, прилегающей слева к нынешнему магазину «24 часа» на ул.Жукова, и уже ничем не напоминающей былой Троицкийн Сум.
25 декабря 1997 года Московская Патриархия назначила первым постоянно действующим настоятелем Свято-Троицкого прихода в Монголии протоиерея А.А. Фесечко (отца Анатолия), который уполномочен представлять Патриарха перед всеми государственными, религиозными и общественными организациями.
Учитывая традиционно дружественные добрососедские отношения между нашими странами, гуманный просветительский характер Русской Православной Церкви, монгольские власти, руководство буддийских организаций, общественность, средства массовой информации страны с пониманием восприняли просьбу о возобновлении здесь деятельности православного христианского прихода. Он прошел перерегистрацию в Минюсте, правительственном агентстве по делам иностранцев, президиуме Хурала представителей граждан Улан-Батора. Образован попечительский совет, который возглавил
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Монголии.
Воссоздание Свято-Троицкого православного прихода приветствовал глава буддистов Монголии Хамбо-Лама Чойжамц, выразивший удовлетворение тем, что «многочисленная местная русская община обрела своих духовных пастырей» [4].
Возобновление деятельности в Монголии Свято-Троицкого прихода с огромным удовлетворением восприняли не только православные христиане, но все представители российских организаций и учреждений, а также находящиеся здесь граждане других славянских государств.
В ходе пребывания в Монголии Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, в Улан-Баторе 8 июля 2001 года был заложен первый камень в основание православного храма.
С июня 2005 года настоятелем прихода является священник Алексей Трубач. «Настоятель собора отец Алексий Трубач ведет миссию среди монголов, к чему власти относятся благосклонно, - создается еще несколько приходов. Для властей лучше православная миссия, олицетворяющая главного инвестора этой власти -Россию, чем активная протестантская миссия, ведущаяся США» [3]. В Улан-Баторе достраивается «огромный собор», действует сайт «Православие в Монголии».
На данное время в течение года на приходе окормляются более 100 православных, проживающих или работающих в Монголии. А в целом, православный приход, единственный в стране, предоставляет возможность духовной поддержки в тех или иных трудных обстоятельствах более чем для 5 тыс. россиян, а также православных граждан иных государств, что, безусловно, служит укреплению стабильности во взаимоотношениях между различными народностями в стране.
Сейчас, по информации министерства юстиции и внутренних дел Монголии, официально в стране зарегистрированы 186 религиозных организаций. Насчитывается 112 буддийских монастырей, 66 христианских церквей, 2 исламские мечети, 1 языческий и 5 бахайских храмов. Подавляющее их большинство расположено в Улан-Баторе.
Литература
1. Православие в Монголии. -
http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/history/pravoslavie_in_ mongolia.shtml.
2. Первый департамент Азии МИД Российской Федерации. 16.01.2002 «Русская православная церковь в Монголии».
3. Пресс-секретарь Союза православных граждан К.Фролов - http://www.km.ru.
4. Священник Алексей Трубач, настоятель СвятоТроицкого прихода, г. Улан-Батор // Православие в Монголии на современном этапе, Монголия 15.09.2006 г.//http://predistoria.org/mdex.php?mme=News&Шe=prmt&op =PrintPage&sid=447/.
5. Священник Алексей Трубач - Свято-Троицкий приход в Улан-Баторе // http://www.predistoria.org, http://www.pravoslavie.mn/istorprav.html?did=80.
Ринчинова Белигма Пурбо-Доржиевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Rinchinova Beligma Purbo-Dorzhievna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 7.038.6 © А.В. Ануфриева
ПРОЯВЛЕНИЕ КОЛЛАЖНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ
Выявляются социо-культурные истоки и роль коллажного мышления в системе изобразительного искусства и художественной культуры развитых стран ХХ века. На примере модернистского и постмодернистского искусства анализируется эволюция проявлений коллажного мышления. Рассмотрены принципы коллажности в плоскости картины и объектном искусстве.
Ключевые слова: коллажное мышление, современное изобразительное искусство, модернизм, постмодернизм.
A.V. Anufrieva
THE MANIFESTATION OF COLLAGE THINKING IN THE FINE ARTS:
FROM THE MODERNISM TO THE POSTMODERNISM
Sociocultural sources and the role of collage thinking in the system of the fine arts and art culture of the developed countries of the XX century are studied in the present research. On the example of modernist and post-modernist art evolution of manifestations of collage thinking is analyzed. Collage principles in the plane of a picture and objective art are considered.
Key words: collage thinking, contemporary art, modernism, postmodernism.
К середине ХХ века изобразительное искусство развитых стран претерпевает трансформацию, суть которой до сих пор составляет актуальный предмет научных дискуссий. Речь идет о феноменах модернизма и постмодернизма. До сих пор не решен вопрос является ли постмодернизм уникальным самостоятельным феноменом, строящим свое содержание во многом на отрицании модернизма (Г.Хоффман, Р.Кунов, А.Хорнунг), или же он представляет собой этап зрелости модернизма, предельно усиливающий модернистские позиции (Ж.-Ф. Лиотар), возможно ли говорить о стилевых характеристиках постмодернизма (Г.Хоффман, Р.Кунов, А.Хорнунг), спорным является и вопрос определения терминов и многие другие. На наш взгляд коллажное мышление1 является связующим зве-
1Сразу оговоримся, что понятия коллаж и коллажное мышление не одно и то же. Коллаж в изобразительном искусстве - это пластический прием, техника, которая имеет четко определенные границы: коллаж заканчивается там, где произведение отходит от плоскостного начала, становится полностью объемным, то есть переходит в
ном в системе модернизм-постмодернизм. Анализ эволюции проявлений коллажного мышления в контексте модернистского и постмодернистского искусства2 позволяет обнаружить логику развития современного изобразительного искусства и художественной культуры.
разряд объектов. А диапазон проявлений коллажного мышления гораздо шире. Он включает модернистскую технику механического плоскостного коллажа и расширяется до постмодернистских медийных инсталляций.
2Под модернизмом полагается совокупность
художественных направлений в искусстве развитых стран периода с 1900 по 1950 гг., в которых «возобладало уже не столь следование духу природы и (классической, академической) традиции, сколько свободный взгляд мастера-творца» [1, с. 100]. Под классическим постмодернизмом принято считать совокупность художественных течений в искусстве развитых стран периода с 1970-х годов по наши дни, для которых характерно во многом отрицание концепций модернизма и возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне [1, с. 138]. Период с 1950-х по 1970-е является переходным и включает обе художественные традиции.