Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ-ЭРЗИ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЛИЩЕМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ-ЭРЗИ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЛИЩЕМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
508
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА-ЭРЗЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ЖИЛИЩЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ / ОБРЯДЫ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / МОЛЕНИЯ / ПРАЗДНИКИ / ТРАДИЦИИ / MORDOVIAN-ERZYA / SPIRITUAL CULTURE / DWELLING / OUTBUILDINGS / CEREMONIES / RELIGIOUS BELIEFS / PRAYERS / HOLIDAYS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна, Святкин Михаил Ильич

Введение. Рассматриваются религиозные обряды и праздники мордвы-эрзи, связанные с жилищем и хозяйственными постройками. Местом проведения большого числа из них являлся дом ( кудо ). В настоящее время многие из этих традиций утрачены либо подверглись изменениям под влиянием христианства. Авторы уделяют внимание реликтам обрядовой культуры мордвы-эрзи, сохранившимся на современном этапе. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевое наблюдение, опрос и интервью, комплексный подход. Применялись сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный методы исторической науки. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации. Для достижения результатов исследования в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий, проведенных в эрзя-мордовских селениях. Результаты и обсуждение. В традиционной обрядности мордвы-эрзи жилище и хозяйственные постройки играют важную роль. Они не только являются местом проведения многих обрядов и праздников, но и имеют божественных покровителей. Конструктивно-архитектурные детали жилища всегда старались украсить, при этом традиционный декор носил сакрально-охранительный смысл. Мордва издревле контактировала со многими народами, что отразилось на ее материальной и духовной культуре, включая постройки. В настоящее время многие традиции мордвы-эрзи трансформировались, однако полностью не исчезли. Сохраняются, например, некоторые свадебные и особенно похоронно-поминальные обряды. Стремление похоронить и поминать родственников по устоявшимся в народной среде правилам стало причиной бытования и передачи последующим поколениям этой обрядности. Заключение. В основном жилище являлось местом проведения родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, поэтому мордва-эрзя особо ценила дом ( кудо ) и оберегала от нечистой силы. В праздничные дни жилище стремились украсить, а хранителям дома посвящали моления - озксы , которые часто завершались подношениями жертвенной еды. В настоящее время многие обряды и традиции забыты, другие бытуют в трансформированном виде. Однако жилище и хозяйственные постройки играют важную роль в жизнедеятельности и культуре мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS RITES AND HOLIDAYS OF MORDOVIAN-ERZYA, RELATED TO HOUSING AND ECONOMIC BUILDINGS

Introduction. The article discusses the religious rites and holidays of the Mordovian-Erzya associated with housing and outbuildings. The venue for a large number of them was the house ( kudo ). Currently, many of these traditions have been lost or transformed under the influence of Christianity. The authors pay attention to the relics of the ordinary culture of the Mordva-Erzya surviving at the present stage. Materials and Methods. The research is based on traditional methods of ethnographic science, such as field observation, questioning and interviews, and an integrated approach. Of the methods of historical science, comparative-historical, historical-genetic, problem-chronological, structural-system were used. Among the general scientific research methods, logical, descriptive-narrative, generalization, classification and systematization were involved. To achieve the results of the study, we mainly used materials collected by the authors during field surveys conducted in Erzya-Mordovian villages. Results and Discussion. In the traditional rituals of the Mordovian-Erzya, housing and outbuildings play an important role. They are not only the venue for many ceremonies and festivals, but also have their divine patrons, so people have endowed many buildings with sacred and magical properties. Structural and architectural details of the home have always tried to decorate. At the same time, the traditional decor bore a sacred and protective meaning. Since ancient times, Mordovian has been in contact with many peoples, which has affected its material and spiritual culture. Currently, many Mordovian-Erzya traditions have transformed, but have not completely disappeared. Co-stored, for example, are some wedding and, especially, funeral and memorial rites. The desire to bury and commemorate relatives according to the rules established in the popular milieu became the reason for the existence and passing on of this ritual to subsequent generations. Conclusion. Basically, the dwelling was the venue for maternity, wedding and funeral ceremonies. Therefore, the Mordovian-Erzya especially appreciated and protected her house ( kudo ) from evil spirits. On holidays, they sought to decorate the house, and ozks prayers were dedicated to the housekeepers, which often ended in offering them sacrificial food. Currently, many rituals and traditions are forgotten, others exist in a transformed form. However, housing and farm buildings play an important role in the life and culture of the Mordovian people.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ МОРДВЫ-ЭРЗИ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЛИЩЕМ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПОСТРОЙКАМИ»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.050.020.202002.145-153

УДК 2-5:643(=511.152)

Е. H. Мокшина1, М. И. Святкин2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: enm2112@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

Религиозные обряды и праздники мордвы-эрзи, связанные с жилищем и хозяйственными постройками

Введение. Рассматриваются религиозные обряды и праздники мордвы-эрзи, связанные с жилищем и хозяйственными постройками. Местом проведения большого числа из них являлся дом (кудо). В настоящее время многие из этих традиций утрачены либо подверглись изменениям под влиянием христианства. Авторы уделяют внимание реликтам обрядовой культуры мордвы-эрзи, сохранившимся на современном этапе. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевое наблюдение, опрос и интервью, комплексный подход. Применялись сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный методы исторической науки. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации. Для достижения результатов исследования в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий, проведенных в эрзя-мордовских селениях. Результаты и обсуждение. В традиционной обрядности мордвы-эрзи жилище и хозяйственные постройки играют важную роль. Они не только являются местом проведения многих обрядов и праздников, но и имеют божественных покровителей. Конструктивно-архитектурные детали жилища всегда старались украсить, при этом традиционный декор носил сакрально-охранительный смысл. Мордва издревле контактировала со многими народами, что отразилось на ее материальной и духовной культуре, включая постройки. В настоящее время многие традиции мордвы-эрзи трансформировались, однако полностью не исчезли. Сохраняются, например, некоторые свадебные и особенно похоронно-поминаль-ные обряды. Стремление похоронить и поминать родственников по устоявшимся в народной среде правилам стало причиной бытования и передачи последующим поколениям этой обрядности. Заключение. В основном жилище являлось местом проведения родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, поэтому мордва-эрзя особо ценила дом (кудо) и оберегала от нечистой силы. В праздничные дни жилище стремились украсить, а хранителям дома посвящали моления - озксы, которые часто завершались подношениями жертвенной еды. В настоящее время многие обряды и традиции забыты, другие бытуют в трансформированном виде. Однако жилище и хозяйственные постройки играют важную роль в жизнедеятельности и культуре мордовского народа.

Ключевые слова: мордва-эрзя, духовная культура, жилище, хозяйственные постройки, обряды, религиозные верования, моления, праздники, традиции.

Для цитирования: Мокшина Е. Н., Святкин М. И. Религиозные обряды и праздники мордвы-эрзи, связанные с жилищем и хозяйственными постройками // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 145-153. DOI: 10.15507/20789823.50.020.202002.145-153.

© Мокшина Е. Н., Святкин М. И., 2020

Elena N. Mokshina1, Mikhail I. Svyatkin2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: enm2112@mail.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

e-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

Religious Rites and Holidays of Mordovian-Erzya, Related to Housing and Economic Buildings

Introduction. The article discusses the religious rites and holidays of the Mordovian-Erzya associated with housing and outbuildings. The venue for a large number of them was the house (kudo). Currently, many of these traditions have been lost or transformed under the influence of Christianity. The authors pay attention to the relics of the ordinary culture of the Mordva-Erzya surviving at the present stage. Materials and Methods. The research is based on traditional methods of ethnographic science, such as field observation, questioning and interviews, and an integrated approach. Of the methods of historical science, comparative-historical, historical-genetic, problem-chronological, structural-system were used. Among the general scientific research methods, logical, descriptive-narrative, generalization, classification and systematization were involved. To achieve the results of the study, we mainly used materials collected by the authors during field surveys conducted in Erzya-Mordovian villages. Results and Discussion. In the traditional rituals of the Mordovian-Erzya, housing and outbuildings play an important role. They are not only the venue for many ceremonies and festivals, but also have their divine patrons, so people have endowed many buildings with sacred and magical properties. Structural and architectural details of the home have always tried to decorate. At the same time, the traditional decor bore a sacred and protective meaning. Since ancient times, Mordovian has been in contact with many peoples, which has affected its material and spiritual culture. Currently, many Mordovian-Erzya traditions have transformed, but have not completely disappeared. Co-stored, for example, are some wedding and, especially, funeral and memorial rites. The desire to bury and commemorate relatives according to the rules established in the popular milieu became the reason for the existence and passing on of this ritual to subsequent generations. Conclusion. Basically, the dwelling was the venue for maternity, wedding and funeral ceremonies. Therefore, the Mordovian-Erzya especially appreciated and protected her house (kudo) from evil spirits. On holidays, they sought to decorate the house, and ozks prayers were dedicated to the housekeepers, which often ended in offering them sacrificial food. Currently, many rituals and traditions are forgotten, others exist in a transformed form. However, housing and farm buildings play an important role in the life and culture of the Mordovian people.

Keywords: Mordovian-Erzya, spiritual culture, dwelling, outbuildings, ceremonies, religious beliefs, prayers, holidays, traditions

For citation: Mokshina Е. N., Svyatkin M. I. Religious Rites and Holidays of Mordovian-Erzya, Related to Housing and Economic Buildings. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2020; 20(2): 145-153 (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.050.020.202002.145-153.

Введение озных обрядов и праздников мордвы-эрзи,

В традиционной обрядности мордвы- связанных с жилищем и хозяйственными эрзи жилище и хозяйственные постройки постройками, посвящено немало научных играют важную роль. Они являются местом работ. Так, исследователи середины XVIII -проведения многих обрядов и праздников, начала XX в. в ходе экспедиционных изы-по народным представлениям, имеют хозя- сканий старались не просто описать жи-ев-покровителей, наделены сакрально-ма- лище и надворные постройки мордвы, но гическими свойствами. Описанию религи- и выявить хозяйственное и обрядово-ре-

Л Л /1 гуманитарии : актуальные проблемы „ ----

146 - я том 20, № 2, 2020

ж ■ ^ гуманитарной науки и образования ' '

лигиозное предназначение. Например, И. И. Лепехин дал подробное описание овина, детально рассмотрев способ сушки зерна1. Весомый вклад в изучение усадьбы и структуры жилища мордвы внес Н. Масленников, который пришел к выводу, что мордовские избы практически ничем не отличались от русских [8]. Описание мордовских бань содержится в очерке Н. Н. Харузина, который отмечал, что нередко в качестве зимней бани использовали старую, уже нежилую избу2. Среди работ второй половины XX - начала XXI в. по данной проблематике можно выделить монографические труды и иные публикации В. Н. Белицер, В. И. Козлова, В. А. Балашова, В. Ф. Вавилина, А. С. Лузгина, Н. Ф. Мок-шина, Н. П. Макушина [1-3; 5-7; 9; 11; 12; 15; 16]. Так, Н. П. Макушин, характеризуя эрзя-мордовское жилище, описал ряд обрядов, соблюдавшихся в ходе строительных работ. При этом автор обратил внимание на то, что весьма серьезно выбирали местоположение дома [7]. Весомый вклад в изучение традиционной обрядности мордвы внесла Г. А. Корнишина. В работах она подробно рассматривает сезонные, родильные, свадебные, похоронно-поминальные обряды [4]. Изучению религиозной жизни мордвы и связанной с ней обрядностью посвящены исследования Е. Н. Мокшиной [10; 13; 14].

Целью данной статьи является изучение традиционных религиозных обрядов и праздников мордвы-эрзи, связанных с жилищем и хозяйственными постройками.

Для достижения поставленной цели в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий в ряде эрзя-мордовских поселений.

Методы исследования

В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевое наблюдение, опрос и интервью, комплексный подход. Применялись сравнительно-исторический, историко-генетиче-ский, проблемно-хронологический, структурно-системный методы исторической науки. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации.

Результаты и обсуждение

Мордва-эрзя особое внимание уделяла процессу строительства дома. Старались не начинать важные дела во вторник: он считался тяжелым, пустым днем - чаво чи. Место для будущего дома обычно выбирали на возвышенности. Например, в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Большеигнатов-ского района Республики Мордовия перед закладкой сруба плотники читали молитву «Живый в помощи»3. Начало возведения дома являлось торжественным событием. Хозяева будущей избы угощали плотников и помочан4. В некоторых эрзя-мордовских селениях долгое время сохранялись традиционные обряды, которые проводили перед закладкой сруба. Члены семьи устраивали небольшое моление, в конце которого богам оставляли жертвенную пищу. Рядом с жилищем сажали рябину, которая символизиро-

Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. Ч. 1. - СПб., 1795. - С. 146-147.

Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. - М. : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1895. - С. 58.

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой 1934 года рождения, уроженки деревни. Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатовского района Республики Мордовия от Л. А. Сима-гиной 1949 года рождения, уроженки эрзя-мордовской деревни Раксажены.

2

вала плодородие и семейное благополучие. Ель около дома старались не сажать, а если она уже росла рядом с избой, то ее срубали. После поднятия сруба до перерубов стелили несколько досок, на которые ставили стол. Хозяева угощали помочан. После того как сруб был завершен, к матице привязывали горшок каши - угощение для плотников. Они вставали по углам дома, а один должен был взобраться на верхний венец, пройти по нему три раза и разрубить веревку, на которой держался горшок [7].

Завершение строительства дома также считалось торжественным событием. Владельцы дома расплачивались с плотниками, а хозяйка дарила каждому платок. Эта традиция зародилась еще в период существования курных изб. Считалось, что, если подарить платок плотнику, дым в избе скапливаться не будет. Затем дома проводили семейное моление, на котором покровительницу домашнего очага Кудаву просили оберегать жилище и всех членов семьи, поддерживать порядок. Местом обитания Кудавы, по представлениям мордвы-эрзи, был передний угол, поэтому жертвенную пищу (кашу, хлеб, мясо) клали в подполье под передним углом дома. Хранителем дома являлся Кудатя, который обитал под печью. Его представляли в виде бородатого старика, носившего с собой веник для поддержания чистоты [4].

Затем устраивали новоселье, приглашали родственников, соседей, друзей. Гости приносили с собой угощения и подарки, а хозяевам дома желали здоровья, благополучия. Застолье сопровождалось песнями и плясками. С распространением христианства стали приглашать священника, чтобы освятить дом. В годы советской власти, в связи с отсутствием священнослужителей, приглашали монашек-«читалок»5.

Жилище тесно связано с обрядами жизненного цикла. Дом являлся местом проведения многих родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов. До настоящего времени в некоторых эрзя-мордовских селениях сохраняется примета: пока ребенок не окреп, показывать его чужим людям нельзя. Новорожденного стремились обезопасить от сглаза и болезней, так как организм ребенка в первые дни очень слаб и подвержен разным заболеваниям. После родов повитуха вместе с роженицей мыли младенца. Мальчика парили дубовым веником, чтобы вырос сильным и крепким, а девочку - березовым, чтобы выросла красивой и здоровой [16, с. 316]. Для защиты от сглаза в люльку подкладывали металлические предметы. С распространением христианства среди мордвы-эрзи детей стали крестить. Обряд крещения иногда проводили дома, если церковь находилась далеко. В таких случаях приглашали священника или монашку-«читалку», а после таинства устраивали застолье с родственниками и друзьями6.

Жилые и хозяйственные постройки мордвы играли большую роль в проведении традиционной свадьбы. Обычная мордовская свадьба проходила в двух домах - невесты и жениха. Обряд у мордвы начинался со сватовства. Перед тем, как идти сватать невесту, в доме жениха устраивали моление - просили помощи в задуманном деле у вышнего бога (Нишке), бога домашнего (Кудонь кирди) и предков. Во время моления строго следили за тем, чтобы дверь, окна, труба и даже печь были закрыты, опасаясь того, что нечистая сила может проникнуть и помешать начатому делу. После этого сваты отправлялись в дом невесты, где обязательно садились под матицу (ме-

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от Н. А. Борисовой 1922 года рождения, уроженки дерев-

Там же.

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ _

том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

стопребывание домашнего бога). В день, когда родители невесты давали согласие на брак, в их доме угощали родственников невесты и сватов. В тот же день все, кто был на гулянии в доме невесты, отправлялись к жениху «глядеть дом», «печурки щупать». В прошлом, как говорит и название, это было знакомство родственников невесты с хозяйством жениха; позднее оно превратилось в увеселительную прогулку, которая сопровождалась шуточными действиями. Например, чтобы проверить, теплая ли печь в доме жениха, женщины выбрасывали из печурок все, что в них лежало [13; 14; 17].

В эрзя-мордовской деревне Ташто Кшу-манця перед свадьбой невеста обязательно навещала родственников. К встрече тщательно готовились. Родственники невесты устраивали небольшое застолье, обязательно готовили пшенную кашу. Невеста должна была ее попробовать7.

Когда свадебный поезд приезжал к невесте, она обращалась к урьвалям (родственникам) и просила их укрыть ее от «ногайцев» - поезжан. Урьвали на подушке выносили ее во двор, сажали на приготовленную телегу и увозили в дом соседей или родственников - урьволянь кудо. При выходе из избы невеста обращалась к хранителю дома с просьбой, чтобы поезжане не смогли ее найти [17].

В доме дяди невеста проводила ночь, после чего начинала собираться в дом родителей. Перед отъездом невеста прощалась с домом дяди и со всеми живущими в нем. Это происходило следующим образом: в середину избы выдвигали стол, невеста брала в правую руку серебряную монету и, упираясь ею о стол, три раза обходила вокруг него с причитаниями. После третьего

обхода монету оставляли на столе, и хозяйка дома брала ее себе.

Еще одна хозяйственная постройка, фигурирующая в традиционной мордовской свадьбе, - баня. Обряд девичьей бани, бани девичества - тейтерень баня или тей-терьксчинь баня [16, с. 307] проводился с особенной торжественностью. Невеста входила в баню, а затем выходила из нее в сопровождении многочисленных подруг, при этом все время причитала.

Таким образом, можно заметить, что в мордовской свадьбе все жилые постройки одушевлялись. К хранителям дома и бани невеста нередко обращалась за помощью, рассказывала о бедах, просила защиты. Девушки с неохотой уходили из родного дома, поэтому в плачах воспевали и восхваляли его [14].

В настоящее время многие традиции свадебной обрядности забыты, но некоторые продолжают существовать. Например, в отдельных эрзя-мордовских поселениях перед свадьбой родственница или знакомая со стороны невесты и жениха, с каждой стороны свой человек, приглашает гостей. Ей вручают красиво украшенную палку. Человека, созывающего гостей, называют свадьбань тердиця8.

Перед тем как ехать за невестой, сваху приводят в дом жениха, угощают и одаривают. Сваха в песнях желает счастья и благополучия. Потом она с иконой обходит свадебный поезд и собравшиеся едут за невестой. Перед домом невесты сваха обращается к ее родителям и начинает в песнях хвалить жениха. Родителям невесты она дарит украшенный пирог - свахань пряка. После выкупа невесты и регистрации брака устраивают застолье. Если ра-

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой 1934 года рождения, уроженки деревни. Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатовского района Республики Мордовия от В. А. Кутяй-киной 1963 года рождения, уроженки эрзя-мордовской деревни Раксажены.

7

нее свадьба проходила в домах невесты и жениха, то в настоящее время празднество совершается в одном месте либо в специализированном помещении: столовой, кафе, ресторане. Свадьба обычно продолжается два дня. Мать жениха после свадьбы отводит невесту к семейному колодцу, чтобы подтвердить ее принадлежность к новому роду9.

Наряду со свадебными, до сих пор бытуют многие похоронно-поминальные традиции мордвы-эрзи. Например, до сих пор покойника хоронят на третий день. В прошлом необходимо было время, чтобы приготовить гроб и крест. За материалом часто нужно было ехать в лес. Сейчас такой необходимости нет, но традиция сохраняется. После смерти усопшего мыли, затем одевали и клали на скамью в передний угол. Если гроб был готов заранее, то в него укладывали покойника сразу [14]. Ранее, если умирал мужчина, в гроб помещали топор и молоток, чтобы он и в загробном мире смог построить себе дом, а женщине клали иголку и нитку, чтобы смогла шить одежду. Таким образом, люди верили, что в загробной жизни человек продолжает жить. Ночью рядом с усопшим сидел родственник или знакомый, которому на ночь давали мешочек семечек или орехов. Их заготавливали специально, если в семье был больной или пожилой человек. Перед захоронением покойника отпевали в церкви или, если она находилась далеко, дома. Если отпевание проходило в домашних условиях, приглашали священника или монашку-«читалку» для чтения молитв из псалтыря и совершения необходимых обрядов.

Вплоть до второй половины XX в. во многих эрзя-мордовских селах сохранялась традиция устройства в могиле деревянного настила и «потолка». Покойник при этом находился в своеобразной усыпальнице. В нижнюю часть могилы клали небольшие бревна, а на них стелили доски. Получался настил, на который затем помещали гроб. Нижняя часть могилы была немного уже, чем верхняя, поэтому получался земляной выступ, на который стелили доски или пополам расколотые бревна10. В первой половине XX в. революции, голод, войны отрицательно повлияли на социально-экономическое положение населения страны. В условиях нехватки строительного материала во многих мордовских селениях традиция установки в могиле деревянного настила и «потолка» перестала соблюдаться, а в дальнейшем была забыта. Могила в представлениях мордвы-эрзи являлась своеобразным жилищем покойника. Так, например, в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатовского района сохраняется традиция изображения на могиле окон, через которые покойник якобы имеет связь с настоящим миром11.

Поминки по усопшему обязательно проводили на девятый и сороковой дни, полгода, год, три года, а затем, если позволяло материальное положение, могли устраивать ежегодно. В поминальный день люди приносили в тарелке, завернутой в платок, то, что имелось дома, - чаще крупу или лапшу. В родительские субботы родственники или знакомые усопшего шли на кладбище. С собой всегда брали немного еды. Рядом с могилой устраивалась поминальная трапеза. Вначале каждый должен был съесть

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от А. И. Болькиной 1959 года рождения, уроженки деревни. Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой 1934 года рождения, уроженки деревни. Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатовского района Республики Мордовия от Л. А. Сима-гиной 1949 года рождения, уроженки эрзя-мордовской деревни Раксажены.

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _

~ я том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

10

11

кусочек хлеба или блина, обмазанного медом. На кресте или рядом оставляли пищу, обычно кусочек пирожка или хлеба; на Пасху - яйцо. В настоящее время часто оставляют конфеты. С собой также приносили какой-нибудь напиток, обычно квас, и немного выливали на могилу12.

В некоторые праздники дома старались украсить. Так, в эрзя-мордовской деревне Петровка Большеигнатовского района Республики Мордовия на Троицу наличники окон украшали веточками, чаще кленовы-ми13. Люди верили, что таким образом они защищают дом от дурного глаза. На Троицу собиралась молодежь и наряжали одну из девушек в весну [16, с. 297]. На ее одежду вешали веточки, листья, цветы, а на ее голове был красивый венок. Молодые люди с песнями и плясками обходили все село и останавливались у каждого дома. Хозяева встречали компанию и угощали. В песнях молодежь желала каждой семье здоровья, благополучия, счастья. Один из участников веселья нес с собой ведро, в которое складывали угощения. Потом шли к источнику, опускали в воду венок девушки-весны и наблюдали за ним. Если венок тонул, значит,

1.

жди беды, а если плыл дальше - год будет благополучный. Затем устраивали гулянье. На общий стол складывали собранные угощения. Люди, пришедшие на празднество, приносили с собой еду и напитки14. Заключение

Таким образом, жилище и некоторые хозяйственные постройки играли важную роль в традиционной обрядности мордвы-эрзи. Многие архитектурно-конструктивные элементы построек, по народным представлениям, имели божественных покровителей, поэтому люди относились к ним с особым почтением и трепетом. В основном жилище являлось местом проведения родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, поэтому мордва-эрзя особо ценила дом (кудо) и оберегала его от нечистой силы. В праздничные дни жилище стремились украсить, а хранителям дома посвящали моления - озк-сы, которые часто завершались подношением жертвенной еды. В настоящее время многие обряды и традиции забыты либо трансформировались под влиянием христианства, однако жилище и хозяйственные постройки играют важную роль в жизнедеятельности и культуре мордовского народа.

Библиографический список

Белицер В. Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX в. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 161-191.

Белицер В. Н. Обзор мордовских поселений и построек первой половины XX в. в районах, смежных с Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 210-249.

Вавилин В. Ф. Формы сельских поселений мордвы в XVIII - середине XX века. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1978. - С. 59-76.

Корнишина Г. А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект). - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 156 с.

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатов-ского района Республики Мордовия от Н. В. Санаевой 1967 года рождения, уроженки эрзя-мордовской деревни Аникеевка.

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2019 г. в эрзя-мордовском селе Протасове Большеигнатов-ского района Республики Мордовия от В. С. Кутяйкина 1954 года рождения, уроженца эрзя-мордовской деревни Петровка.

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской деревне Ташто Кшуманця Боль-шеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой 1934 года рождения, уроженки деревни.

12

13

5. Лузгин А. С. Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. (этнокультурные аспекты). - Саранск : Мордовское кн. изд-во, 2001. - 216 с.

6. Макушин Н. П. Поселения мордвы на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 147-160.

7. Макушин Н. П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 192-209.

8. Масленников Н. Крестьянские постройки мордвы села Кученяево Алатырского уезда Симбирской губернии // Изв. О-ва археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те. - Казань, 1927. - Т. 23. - Вып. 4. - С. 74.

9. Мокшин Н. Ф. Мордва. Народы Поволжья и Приуралья. - М., 2000. - С. 383-397.

10. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.

11. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. - Саранск, 2009. -С. 22-23.

12. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н., Гришаков В. В. Этнография финно-угорских народов. - Саранск, 2017. - 176 с.

13. Мокшина Е. Н. Традиции и новации в обрядах свадьбы мордвы на современном этапе // Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. - С. 218-221.

14. Мокшина Е. Н., Святкин М. И. Традиционные хозяйственные надворные постройки мордвы // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 154-165.

15. Мордва : историко-этнографические очерки / отв. ред. В. И. Козлов [и др.]. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 334 с.

16. Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. - 3-е изд. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2012. - 720 с.

17. Святкин М. И. О роли жилого дома и хозяйственных построек в традиционных свадебных обрядах мордвы // XLIV Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. / отв. за вып. П. В. Сенин. - Саранск, 2016. - С. 80-84.

References

1. Belitser V. N. Residential and commercial buildings Mordovians-Moksha in the territory of the Mordovian ASSR in the end of XIX - first half XX centuries. Studies in the material culture of the Mordovian people. Moscow, 1963: 161-191. (In Russ.).

2. Belitzer V. N. Review of Mordovian settlements and buildings of the first half of the XX century in the areas adjacent to the Mordovian ASSR. Research on material culture of the Mordovian people. Moscow, 1963: 210-249. (In Russ.).

3. Vavilin V. F. Forms of rural settlements of Mordovians in XVIII - mid XX centuries. Saransk, 1978: 59-76. (In Russ.).

4. Kornishina G. A. Ecological view of Mordovians (religious and ceremonial aspect). Saransk, 2008, 156 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Luzgin A. S. Life of crafts: commercial activity of peasants of Mordovia in the second half of XIX - the beginning of XX century (ethno-cultural aspects). Saransk, 2001, 216 p. (In Russ.).

6. Makushin N. P. Settlements of the Mordovians on the territory of the Mordovian ASSR. Research on material culture of the Mordovian people. Moscow, 1963: 147-160. (In Russ.).

7. Makushin N. P. Modern Erzya dwelling on the territory of the Mordovian ASSR. Studies on the material culture of the Mordovian people. Moscow, 1963: 192- 209. (In Russ.).

9. Maslennikov N. Farm buildings of the village of Mordva Kochenevo, Alatyr district of Simbirsk province. Izv. about archeology, history and ethnography at Kazan. un-te. Kazan, 1927. Vol. 23, vol. 4: 74. (In Russ.).

9. Mokshin N. F. Mordovians. People of the Volga and Urals. Moscow, 2000: 383-397. (In Russ.).

10. Mokshin N. F., Mokshina E. N. Mordvins and faith. Saransk, 2005, 532 p. (In Russ.).

11. Mokshin N. F., Mokshina E. N., Sushkova Y. N. Finno-Ugric peoples. Saransk, 2009: 22-23. (In Russ.).

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ _

том 20, № 2, 2020

гуманитарной науки и образования ' '

12. Mokshin N. F., Mokshina E. N., Sushkova Y. N., Grishakov V. V. Ethnography of Finno-Ugric peoples. Saransk, 2017, 176 p. (In Russ.).

13. Mokshina E. N. Traditions and innovations in the wedding ceremonies of the Mordovians at the present stage. Actual problems of history and Ethnography of the Mordovian people. Saransk, 2013: 218-221. (In Russ.).

14. Mokshina E. N., Svyatkin M. I. Traditional Outbuildings of the Mordovians. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019. 15 (2): 154-165. (In Russ.).

15. Mordovians: historical and ethnographic essays. Ed. V I. Kozlov and al. Saransk, 1981, 334 p. (In Russ.).

16. Mordva: essays on history, ethnography and culture of the Mordovian people. Ed. N. P. Makarkin. 3rd ed. Saransk, 2012, 720 p. (In Russ.).

17. Svyatkin M. I. On the role of a house and outbuildings in the traditional wedding ceremonies of the Mordovians. XLIV Ogarevsky reading materials of the scientific conference in 3 parts. Saransk, 2016: 80-84. (In Russ.).

18. Kharuzin N. N. The outline of the history of the home of the Finns. Moscow, 1895, 58 p. (In Russ.).

Поступила 19.01.2020.

Сведения об авторах

Мокшина Елена Николаевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: история и этнография мордвы, в особенности этнические и этноконфессиональные процессы; финно-угроведение, краеведение. Автор более 250 научных публикаций, в том числе 10 монографий, 7 учебных и учебно-методических пособий. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7069-6563.

E-mail: enm2112@mail.ru

Святкин Михаил Ильич - магистр направления «История». ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов - материальная и духовная культура мордовского народа. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8091-7713.

E-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

Submitted 19.01.2020.

About the authors

Elena N. Mokshina - Doctor of History, Professor, Department of History of Russian, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: history and ethnography Mordovians, particularly ethnic and ethno-confessional processes; Finno-Ugric studies, regional studies. The author of over 250 scientific publications, including 10 monographs, 7 educational and teaching manuals. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7069-6563.

E-mail: enm2112@mail.ru

Mikhail I. Svyatkin - Post-Graduate of History, Department of Russian History, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: material and spiritual culture of the Mordovian people. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8091-7713.

E-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.