Научная статья на тему 'Традиционные хозяйственные надворные постройки мордвы'

Традиционные хозяйственные надворные постройки мордвы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВО / МОРДВА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БЫТ / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / МОЛЕНИЯ / НАДВОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ / САРАЙ / АМБАР / ПОГРЕБ / ХЛЕВ / МЕЛЬНИЦА / БАНЯ / ДВОР / ECONOMY / MORDVINS / MATERIAL CULTURE / LIFE / TRADITIONS / RITES / PRAYERS / OUTBUILDINGS / BARN / CELLAR / MILL / BATH / YARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна, Святкин Михаил Ильич

Введение. В статье рассматриваются основные традиционные надворные постройки мордвы, сообщается об их функциональном предназначении в хозяйственной деятельности. Подробно характеризуются формы и виды надворных построек, а также основные строительные материалы, которые использовала мордва. Показано их значение в религиозной и обрядовой жизни этноса. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевого наблюдения, опроса и интервью, комплексного подхода. Из методов исторической науки применялись сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации. Для достижения результатов исследования в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий, проводившихся в мордовских селениях. Результаты и обсуждение. Традиционные надворные постройки имели большое значение в хозяйственной деятельности мордовского этноса. По функциональному предназначению их можно разделить на следующие группы: для содержания скота и птицы (хлев, курятник, конюшня, калда); санитарно-гигиенические (баня); складские постройки для хранения пищевых продуктов, утвари, дров, кормов для скота (амбар, погреб, дровяник, сенник); для переработки зерновых культур (овин, рига, мельница). В зависимости от благосостояния и финансовой возможности семьи количество хозяйственных построек было различным. Как правило, более состоятельные семьи имели большее количество надворных хозяйственных помещений в сравнении с менее состоятельными. Основным строительным материалом для возведения этих построек являлось дерево. Заключение. Таким образом, традиционные надворные постройки мордвы занимали важное место в ее хозяйственной деятельности. При этом каждая из них имела свое предназначение и выполняла определенные функции. Некоторые постройки, например баня и хлев, не только имели хозяйственное предназначение, но и являлись местом проведения ряда молений и обрядов. В настоящее время повсеместно продолжают сохраняться баня, открытый двор со стоящими в разных местах сараями, хлевом и погребом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL OUTBUILDINGS OF THE MORDOVIANS

Introduction. The article deals with the main traditional outbuildings of the Mordvinians, reported on their functional purpose in economic activity. The forms and types of outbuildings, as well as the main building materials used by Mordvinians are described in details. Their significance in the religious and ceremonial life of the ethnic group is shown. Materials and Methods. The research is based on traditional methods of ethnographic science, such as field observation, survey and interviews, and a comprehensive approach. Among the methods of historical science comparative-historical, historical-genetic, problem-chronological, structural-system were used. Among the general scientific methods of research logical, descriptive, narrative, generalization, classification and systematization were involved. To achieve the results of the study, the materials collected by the authors in the course of field surveys conducted in the Mordovian villages were mainly used. Results and Discussion. Traditional outbuildings were of great importance in the economic activity of the Mordovian ethnic group. According to their functional purpose, they can be divided into the following groups: for livestock and poultry (stable, chicken coop, stable, kalda), sanitary and hygienic (bath), warehouse buildings for storage of food, utensils, firewood, animal feed (barn, cellar, woodshed, hayloft), for processing of grain (sheep, riga, mill). Depending on the welfare and financial capacity of the family, the number of outbuildings was different. As a rule, the wealthier families had more outbuildings than the less wealthier ones. The main building material for the construction of these buildings was wood. Conclusion. Thus, the traditional outbuildings of the Mordvinians occupied an important place in its economic activities. At the same time, each of them had its own purpose and performed certain functions. Some buildings, such as a bath and a barn, had not only economic purpose, but also were the venue for a number of prayers and ceremonies. It is now ordinarily they have banya (bath-house), outdoor courtyard with standing in different places sheds, barn and cellar.

Текст научной работы на тему «Традиционные хозяйственные надворные постройки мордвы»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.154-165

УДК 39(=511.152)

Е. Н. Мокшина1, М. И. Святкин2

1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: enm2112@mail.ru

2 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия), e-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

традиционные хозяйственные

НАДВОРНЫЕ ПОСТРОЙКИ МОРДВЫ

Введение. В статье рассматриваются основные традиционные надворные постройки мордвы, сообщается об их функциональном предназначении в хозяйственной деятельности. Подробно характеризуются формы и виды надворных построек, а также основные строительные материалы, которые использовала мордва. Показано их значение в религиозной и обрядовой жизни этноса. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевого наблюдения, опроса и интервью, комплексного подхода. Из методов исторической науки применялись сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации Для достижения результатов исследования в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий, проводившихся в мордовских селениях. Результаты и обсуждение. Традиционные надворные постройки имели большое значение в хозяйственной деятельности мордовского этноса. По функциональному предназначению их можно разделить на следующие группы: для содержания скота и птицы (хлев, курятник, конюшня, калда); санитарно-гигиенические (баня); складские постройки для хранения пищевых продуктов, утвари, дров, кормов для скота (амбар, погреб, дровяник, сенник); для переработки зерновых культур (овин, рига, мельница). В зависимости от благосостояния и финансовой возможности семьи количество хозяйственных построек было различным. Как правило, более состоятельные семьи имели большее количество надворных хозяйственных помещений в сравнении с менее состоятельными Основным строительным материалом для возведения этих построек являлось дерево. Заключение. Таким образом, традиционные надворные постройки мордвы занимали важное место в ее хозяйственной деятельности. При этом каждая из них имела свое предназначение и выполняла определенные функции Некоторые постройки, например баня и хлев, не только имели хозяйственное предназначение, но и являлись местом проведения ряда молений и обрядов. В настоящее время повсеместно продолжают сохраняться баня, открытый двор со стоящими в разных местах сараями, хлевом и погребом.

Ключевые слова: хозяйство, мордва, материальная культура, быт, традиции, обряды, моления, надворные постройки, сарай, амбар, погреб, хлев, мельница, баня, двор.

Для цитирования: Мокшина Е. Н., Святкин М. И. Традиционные хозяйственные надворные постройки мордвы // Экономическая история. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 154-165. DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.154-165.

© Мокшина Е. Н., Святкин М. И., 2019

Elena N. Mokshina1, Mihail I. Svyatkin2

1 National Research Ogarev Mordovia State University

(Saransk, Russia), e-mail: enm2112@mail.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University

(Saransk, Russia), e-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

TRADITIONAL OuTBuiLDINGS OF THE MORDOVIANS

Introduction. The article deals with the main traditional outbuildings of the Mordvinians, reported on their functional purpose in economic activity. The forms and types of outbuildings, as well as the main building materials used by Mordvinians are described in details. Their significance in the religious and ceremonial life of the ethnic group is shown. Materials and Methods. The research is based on traditional methods of ethnographic science, such as field observation, survey and interviews, and a comprehensive approach. Among the methods of historical science comparative-historical, historical-genetic, problem-chronological, structural-system were used. Among the general scientific methods of research logical, descriptive, narrative, generalization, classification and systematization were involved. To achieve the results of the study, the materials collected by the authors in the course of field surveys conducted in the Mordovian villages were mainly used. Results and Discussion. Traditional outbuildings were of great importance in the economic activity of the Mordovian ethnic group. According to their functional purpose, they can be divided into the following groups: for livestock and poultry (stable, chicken coop, stable, kalda), sanitary and hygienic (bath), warehouse buildings for storage of food, utensils, firewood, animal feed (barn, cellar, woodshed, hayloft), for processing of grain (sheep, riga, mill). Depending on the welfare and financial capacity of the family, the number of outbuildings was different. As a rule, the wealthier families had more outbuildings than the less wealthier ones. The main building material for the construction of these buildings was wood. Conclusion. Thus, the traditional outbuildings of the Mordvinians occupied an important place in its economic activities. At the same time, each of them had its own purpose and performed certain functions. Some buildings, such as a bath and a barn, had not only economic purpose, but also were the venue for a number of prayers and ceremonies. It is now ordinarily they have banya (bath-house), outdoor courtyard with standing in different places sheds, barn and cellar.

Keywords: economy, Mordvins, material culture, life, traditions, rites, prayers, outbuildings, barn, barn, cellar, barn, mill, bath, yard.

For citation: Mokshina E. N., Svyatkin M. I Traditional Outbuildings of the Mordovians. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(2): 154-165. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.154-165.

Введение

У мордвы с давних времен сложились индивидуальные усадьбы с широким набором хозяйственных надворных построек. Застройка усадеб и формы связи надворных построек с избой были разнообразными. Это определялось физико-географическими условиями региона, экономическим состоянием крестьянских хозяйств и влиянием культур соседних народов Поволжья. В прошлом наиболее распространенной и преобладающей являлась свободная застройка, характеризовавшаяся раздельным расположением на дворе жилых и хозяйственных построек [3, с. 75]. Она встреча-

лась у мордвы в двух разновидностях - открытой и огороженной. Во второй половине XIX в. в Спасском, Инсарском и Норовчат-ском уездах была распространена полусвободная застройка: надворная постройка, объединяющая несколько хозяйственных помещений, слегка отступала от избы, образуя различные варианты разобщенной связи. В Темниковском, Краснослободском, Алатырском и Карсунском уездах бытовала замкнутая застройка. Она встречалась чаще всего в виде так называемой покое-образной застройки двух разновидностей: открытой - с широким незакрывающимся двором и крытой - с небольшим внутрен-

ним двором, покрывающимся на зиму плоской крышей [15, с. 205-207].

Традиционные надворные постройки мордвы имели большое значение в хозяйственной деятельности. По функциональному предназначению их можно разделить на следующие группы: для содержания скота и птицы (хлев, курятник, конюшня, калда); санитарно-гигиенические (баня); складские постройки для хранения продуктов питания, утвари, дров, корма для скота (амбар, погреб, дровяник, сенник); для переработки зерновых (овин, рига, мельница). В зависимости от благосостояния и финансовой возможности семьи количество хозяйственных построек было разным. Как правило, более состоятельные семьи могли себе позволить постройку большего числа надворных помещений. Основным строительным материалом для их возведения являлось дерево.

Описанию традиционных хозяйственных построек мордвы посвящено значительное количество трудов. Исследователи середины XVIII - начала XX в. в ходе экспедиционных изысканий старались описать надворные постройки и жилище мордвы, при этом особое внимание уделялось их хозяйственному предназначению. Например, И. И. Лепехин в работе «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг.» дал подробное описание овина, детально рассмотрел способ сушки зерна1. Весомый вклад в изучение структуры жилища и усадьбы мордвы внес Н. Масленников, который считал, что мордовские избы ничем не отличались от русских [8]. Описание мордовских бань содержится в очерке Н. Н. Харузина, который отмечал, что нередко в качестве зимней бани использовали старую, уже нежилую избу2. Среди работ второй половины XX - начала XXI в. по данной проблематике можно

выделить монографические труды и иные публикации В. Н. Белицер, В. И. Козлова, В. А. Балашова, В. Ф. Вавилина, А. С. Луз-гина, Н. Ф. Мокшина, Н. П. Макушина [1-3; 5-7; 9; 12]. Авторы, собрав и систематизировав обширный этнографический материал в различных районах проживания мордвы, дали характеристику ее поселений и жилищ, хозяйственных построек на территории Среднего Поволжья и частично Приуралья, определили ареалы их отдельных типов, попытались выделить общие черты и особенности в устройстве жилой усадьбы мордвы и русских.

Целью данной статьи является анализ структуры, основных видов и функционального назначения традиционных и современных надворных хозяйственных построек мордвы. Для достижения поставленной цели в основном использовались материалы, собранные авторами в ходе полевых изысканий в ряде мордовских поселений.

Методы исследования

В основу исследования положены традиционные методы этнографической науки: полевого наблюдения, опроса и интервью, комплексного подхода. Из методов исторической науки применялись сравнительно-исторический, историко-генетический, проблемно-хронологический, структурно-системный. Среди общенаучных методов исследования были задействованы логический, описательно-повествовательный, обобщения, классификации и систематизации.

Результаты и обсуждение

Крестьянская усадьба у мордвы конца XIX - первой четверти XX в. делилась на три части. Первая была занята избой, вторая - двором, а третья - огородом вместе с садом.

Двор непосредственно примыкал к дому, имея форму прямоугольника или ква-

1 Лепехин И. И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. Ч. 1. - СПб., 1795. - С. 146-147.

2 Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. - М. : Т-во скоропечатни А. А. Левинсон, 1895. - С. 58.

драта, и был обнесен плетнем; иногда плетень прерывался бревенчатым или саманным забором. С улицы во двор вели ворота, чаще одностворчатые и реже двустворчатые на столбах под двухскатной крышей. Большое место во дворе занимал навес на крепких дубовых столбах. В одних случаях навес и сараи, примыкая к дому, имели форму «глаголя», в других вместе с избой они огораживали двор и представляли собой покоеобразную застройку. Намного реже встречалась и однородная связь, когда навес и сараи были покрыты одной общей соломенной крышей [1, с. 178].

В некоторых селениях, с целью защиты от пожара и сохранения чистоты, старались отделять хозяйственную часть от жилой. Если площадь не позволяла, то соединяли дом и хлев3. Единая постройка, включающая дом, складские помещения и хлев, характерна для мордвы, населяющей северные территории. Это делалось для того, чтобы сохранить тепло в зимнее время. С той же целью и для лучшей сохранности корма под крышу хлева стремились заложить как можно больше сена4. В бедных семьях двор для скота представлял собой единое помещение, в котором содержались разные виды скота и птицы. Более зажиточные обычно строили хлев, состоящий из нескольких помещений, чтобы свиньи, овцы, коровы, куры не соседствовали, так как могли нанести друг другу увечья. Из-за нехватки строительного материала в помещениях для содержания скота отсутствовали полы. Вместо них обычно стелили солому или сено. В морозные дни новорожденных телят, ягнят и даже корову во время дойки заводили в дом. Некоторые в хлеву устраивали теплое помещение для скота, где ставили печь.

Весной, как только подрастала в достаточном количестве трава, скот выгоняли на пастбище. После уборки зерновых культур его пускали по жнивью. За каждой семьей был закреплен свой знак - «умань тешкс», подтверждающий право собственности на определенную вещь или скотину. Так, например, чтобы не перепутать овец, на туловище животного изображали символ. Вероятно, распространенность таких знаков прежде всего объяснялась неграмотностью крестьян и простотой их использования, а также традицией. И поныне изредка у мордвы-эрзи можно встретить отдельные предметы, помеченные такими знаками. Например, на могильных крестах, чтобы подтвердить причастность умершего к определенному роду, семье, вырезали «умань тешкс»5.

В случае болезней или падежа скота в хлеву проводили обряд, на котором глава семьи обращался к богине двора Кардазаве или верховному богу Верепазу с просьбой защитить животных от этой напасти. Если болезнь распространялась на все поселение, совершали общесельское моление [4; 10; 11].

Кур и другую птицу старались содержать отдельно от домашних животных. Для этого, если позволяло благосостояние семьи, строили курятники или отводили для птицы помещение в хлеву. Наиболее часто встречается их дощатая конструкция, но у более зажиточных крестьян бывали и сруб-ные. Чтобы защитить птицу от хищного зверя и холода, все щели старались закрыть и утеплить. В курятнике обычно по углам прибивали жерди, которые выполняли роль насеста.

Сараи для сена и дров, погреба строили из плетня, самана и бревен, крышу обыч-

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от Л. А. Симаги-ной (1949 года рождения, уроженки эрзя-мордовской д. Раксажены).

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от П. И. Святкина (1936 года рождения, уроженца д. Аникеевка).

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой (1934 года рождения, уроженки деревни).

но крыли соломой. У некоторых крестьян имелись небольшие сады, в которых росли яблоневые, вишневые и сливовые деревья, кусты малины, смородины и крыжовника. В саду, а иногда во дворе или на улице находился погреб. Он представлял собой яму с опущенным в нее срубом и творилом. Наземная часть погреба имела вид конического или, чаще, двухскатного шалаша очень простой конструкции. Над творилом погреба в землю вбивали две подпорки с развилками в верхней части, на эти развилки укладывали слегу, служившую как бы коньком двухскатной крыши шалаша. Наклонно к коньку были поставлены четыре жерди, а к ним привязаны лыком слеги, настеленные параллельно коньку, по пять с каждой стороны. Сверху шалаш покрывали соломой или корой, а с задней стороны закладывали наклонно поставленным хворостом; иногда шалаш имел коническую форму. Высота его над погребом 1,7-1,8 м, длина 2,3-2,5 м. Подобные шалаши можно было встретить на пастбищах и лугах, они служили временным жилищем пастухам и крестьянам во время сенокоса [1, с. 179].

Погреб, прежде всего в зависимости от количества строительного материала и предназначения будущего помещения, например, не только для хранения продуктов, но и в качестве сарая, куда можно было складировать вещи и утварь, строили прямоугольной или треугольной формы (в виде шалаша). В настоящее время погреби-цы бывают разных видов: двускатный или конический шалаш и сарай. Чаще встречается погребица в виде тесового сарая. Поныне встречаются погреба, не имеющие погребицы. В таких случаях над ямой делают насыпь в виде небольшого кургана с творилом наверху. Некоторые, чтобы насыпь не обвалилась, обносили ее плетнем. Погреб строили в местах, где грунтовые

воды залегают глубоко: на склонах оврагов и возвышеностях. Чтобы зимой продукты не замерзли, его утепляли соломой, тканым материалом, опавшей листвой и т. д. Часто старались не открывать вход, чтобы зимой сохранялось тепло, а летом - холод. Для отпугивания грызунов и насекомых специально клали высушенные пучки полыни, пижмы, мяты и бузины. Как только начиналось весеннее потепление, погреб набивали снегом и льдом, чтобы в летнее время сохранялся холод. Осенью, перед новой закладкой продуктов, погреб старались проветрить, чтобы не было сырости6.

В настоящее время широкое распространение получили бурты, в которых хранят овощи. Их обычно сооружают на огороде. Для этого роют яму, дно которой застилают соломой. Затем засыпают корнеплоды и сверху утепляют соломой, землей или опилками7. Вокруг бурта, чтобы талая и дождевая вода не попадала в хранилище, роют канаву. В саду часто можно встретить рассадник или парник для капусты, огурцов, перца и помидоров, устроенный в виде прямоугольного ящика из досок.

Перед зимним обмолотом мордва вначале обычно сушила хлеб в сушилках. Бытовало три типа сушилок: шиш, овин и рига. Самой простой среди них был шиш без ямы, состоящий из жердей, поставленных на землю и соединенных вверху в виде конуса. Костер разводили внутри шиша прямо на земле. Для доступа к костру несколько жердей были укорочены, образуя вход. Снопы клали на жерди без каких-либо прокладок из коры или луба. Более безопасной формой считался шиш с ямой, в которой разводили костер. В такой сушилке огонь горел дальше от жердей и снопов. В шишах можно было сушить от 150 до 300 снопов. Их клали так, чтобы один ложился комлем в перевяз другого. Колосья снопов при этом

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от Н. В. Сона-евой (1967 года рождения, уроженки д. Аникеевка).

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Республики Мордовия от Н. Д. Горбуновой (1932 года рождения, уроженки деревни).

опускались внутрь шиша, и укладка получалась похожей на стог или копну. Сушили каждую партию в течение 14-16 ч. Степень нагрева проверяли рукой. Таким способом можно было сушить снопы только в ясную погоду [14, с. 95]. Подробное описание шиша с ямой дал И. И. Лепехин: «Выкапывают яму с продолговатым выходом, которую окружают кольями так, что верхний конец оных связывается вместе, от чего сии колья представляют коническую фигуру. Расстоянием от верху кольев на две трети внутри делают поперечник из жердей, на которые кладут лубок. Около сего шиша ставят ярусами вокруг свои снопы, даже до самого верху, так чтобы верхнего яруса снопы своими комлями покрывали колос нижнего яруса и зерно бы всегда коптело и сушилось дымом. Обложивши таким образом свой шиш, в яме раскладывают огонь, которого дым, проходя сквозь окладенные снопы, сушит колосы. Но чтобы на верху пересохшие зерна не валились в огонь, на то сделан прежде упомянутый в средине лубок, на котором падающие собираются зерна»8.

Наибольшее распространение в XIX в. имел ямный овин. Он имелся не у каждого крестьянина, и его обычно строили сообща на несколько хозяйств. Ямный овин представлял собой двухъярусное сооружение. В его первом ярусе, находящемся на земле, помещался источник тепла, второй - наземный - служил для сушки снопов. Нижний ярус представлял собой яму глубиной до 2 м, ее стены укреплялись срубом. В середине ямы или ближе к стене, противоположной входу, находилась печь-каменка. Ставили также кирпичные или глинобитные печи без трубы. Нередко вместо печи на дне ямы или в одной из стен делали углубление и в нем разводили костер. В последнем случае стены ямы иногда выкладывали камнем или просто обжигали, чтобы глина не обваливалась [14, с. 96].

Тип овина с костром является наиболее древним и примитивным. Такой овин

ближе к шишу и, по-видимому, был следующей ступенью его эволюции. Овины такого типа получили наибольшее распространение у мордвы Саратовской области. Их описание встречается в работе П. Д. Степанова, наблюдавшего подобные сушилки в с. Н. Алексеевка Саратовской области. Конструкция овинов данного типа такова: в земле выкапывали яму глубиной до 2 м. Стены ямы обкладывали нетолстыми бревнами. С одной стороны, где должен быть вход, стена не доходила до дна ямы примерно на 0,75 м, в это отверстие спускались и подавали топливо. Спускались в камеру через особую небольшую яму, вырытую сбоку сруба, по лестнице, сделанной из толстых поленьев. Над главной ямой на уровне земли устраивали потолок из жердей, верхняя часть которого служила полом для верхней части овина. Снизу потолок обмазывали глиной, а сверху устраивали глинобитный пол. Вдоль правой и левой стенки сруба потолок - пол не доходил до стен примерно на 25-30 см, и эти отверстия назывались «продухами». Они служили для пропуска теплого воздуха из нижнего отделения в верхнее. Над «продухами» к стенам были приделаны широкие доски, которые полностью прикрывали их. Тепло, а вместе с ним, возможно, искры ударялись об эти доски. Искры, если они оказывались, гасли, а тепло проходило в среднюю часть овина, а не поднималось вдоль стены.

У мордвы были и другие типы овинов, которые соединяли в себе формы овина и риги. Описание одного из таких овинов, обнаруженного в с. Мордовской Камешкир Саратовской области, также дал П. Д. Степанов. На каменном фундаменте поставлен сруб шириной и длиной 6 м, высотой 2 м. У сруба в передней стене устроено большое отверстие с дверью на петлях - через него подавали в овин снопы. На уровне пола, в той же стене, устроено маленькое окошечко для выгребания вывалившегося при сушке зерна. В боковых стенах сруба, близ потолка, устроены маленькие окошечки для

8 Лепехин И. И. Указ. соч. - С. 146-147.

выхода дыма. Сверху сруб имел потолок из тесовых досок. Пол у овина глинобитный. Налево от входа во всю длину сруба, немного даже длиннее, выкапывали яму шириной 2 м и глубиной около 1,5 м. В одной части этой ямы, именно в задней, сделана глинобитная печь, имеющая длину около 2,5 м, и чело шириной около 1 м. Верхняя часть печи делалась на одном уровне с остальным полом овина. Перед печью оставалась ничем не занятая яма, которая служила для помещения истопника и для топлива. Проникнуть в эту яму можно было и тогда, когда дверь овина была закрыта, через отверстие, вырытое впереди сруба и служившее главным образом для подачи топлива. Остальное устройство овина данного типа ничем не отличалось от овинов других типов. В зависимости от особой конструкции овина и способ сушки хлеба несколько отличался от такового же в овинах других типов. Огонь в печи раскладывали обязательно близ задней стены печи. Топка производилась преимущественно дровами. Над челом печи устраивали навес из железного листа, который задерживал вылетающие из печи искры. Во время топки дверь овина держали закрытой и открывали только вначале, чтобы дать разгореться дровам и выйти главной массе дыма. Пространство перед срубом у данного типа овина более обширно и приспособлено для молотьбы, чего мы не имеем при других типах овинов9.

В овинах с костром часто случались пожары, что побудило население отказаться от костров и устраивать в овинах печи. В остальном эти сушилки были такой же конструкции, как и с костром. Печь в овинах топили соломой и дровами. Топить надо было осторожно, поэтому обычно это дело поручали опытным людям. Пламя должно было быть ровным, невысоким, чтобы зерно и солома не прокоптились. Топили овин и сушили хлеб чаще ночью, а утром молотили.

Более совершенным видом сушилки являлась рига. Она представляла собой одно-

камерную постройку без ямы. Топка в ней находилась в том же помещении, где сушились снопы. Печь топилась по-черному, обычно соломой или дровами. Рига чаще всего представляла собой квадратное рубленое или плетеное помещение высотой до 4 м без потолка с высокой крышей. В одной из стен риги прорубали окно для подачи снопов, а наверху устраивали окошечки для выхода дыма. В этой же или противоположной стене была дверь. Сбоку от печи укладывали колосники на переводах. Они сдвигались и раздвигались, их можно было устанавливать выше и ниже. Снопы ставили на колосники в один ряд колосьями вверх. Рига вмещала от 300 до 400 снопов [14, с. 98- 99].

Молотили хлеб преимущественно цепами. Било прикреплялось к ручке с помощью ремня. Для этого на конце ручки делали продольное отверстие. Било цепа обычно изготавливали из дуба с утолщением на конце, а ручку - из липы, осины или березы. В молотьбе участвовали мужчины, женщины и подростки. Она происходила как на открытых, так и на закрытых токах. Открытый ток представлял собой плотно утрамбованную земляную или глинобитную площадку, слегка возвышающуюся в середине и покатую с боков. Для устройства тока очищали выбранную площадку от травы, распахивали ее, поливали водой и месили землю ногами, а чаще использовали для этого лошадей, затем утрамбовывали. Чтобы ток не потрескался, в землю добавляли рубленую солому, а потом укладывали ее сверху толстым слоем. Когда ток просыхал, его подметали метлой из березовых веток, перевязанных лыком или веревкой. Закрытый ток представлял собой бревенчатый или тесовый сарай. Снопы для обмолота укладывали двумя рядами, колосьями друг к другу. Длина ряда достигала 15 м. Молотильщики становились друг напротив друга и ритмично ударяли цепами сначала по колосьям первого ряда, затем второго.

Степанов П. Д. Мордва. И-28. - Л. 76-77.

Рукописный фонд НИИГН при Правительстве Республики Мордовия.

Иногда перед укладкой на ток снопы раз-вязывали10.

Мельницы обычно строили ветряные. Основным строительным материалом для них служило дерево. Зерно мололи с помощью жерновов, приводимых в движение ветром. В безветренную погоду такие мельницы не работали, поэтому не всегда крестьянину удавалось смолоть свое зерно. Мужчины обычно старались приехать на мельницу утром пораньше, так как часто выстраивалась очень большая очередь11. Существовали также водные и конные мельницы. Водные строили на реке, которую, как правило, перепружали, чтобы увеличить скорость течения и соответсвенно мощность мельницы. В конных мельницах жернова приводились в движение за счет лошадинной тяги.

Среди традиционных хозяйственных построек особое место занимала баня. У мордвы встречались бани двух типов -зимние и летние. За огородами располагались обычно летние бани при реках, где они были. На дворах строили зимние бани, в которых обыкновенно парились зимой12. В качестве зимней бани часто использовали старую уже нежилую избу13. Мордовская баня представляла собой небольшой сруб (9-12 кв. м) под соломенной крышей. Исследователи XIX в. отмечают, что у мордвы иногда встречались бани и совсем без крыш [8]. Пол в банях был деревянный, но неровный с плохо сколоченными досками, которые лежали непосредственно на земле. Небольшое окно, прорубленное в боковой стене, скупо пропускало свет. Ее внутренняя планировка повторяла план избы. Ка-

менка или глинобитная печь стояла обычно в дальнем от двери углу и была обращена челом к боковой стене, в которой помещалось окно, а если окна не было, то к двери. Предбанник очень часто бывал плетневый и представлял собой прямоугольное ограждение без пола с проемом с одной стороны, в ряде случаев даже без двери [1, с. 181].

Рассматривая генетическую связь между традиционной мордовской избой и баней, можно с большой долей вероятности полагать, что баня была прототипом избы. Это подтверждают общий тип постройки, терминология и функциональная значимость бани в семейных и религиозных обрядах мордвы. О бане как о постоянном жилище имеются указания в мордовском фольклоре.

Баню старались строить как можно дальше от дома, чтобы обезопасить себя от пожара. Часто она располагалась в овраге. Около бани обычно находились водоем, речка или колодец, чтобы в случае возгорания удалось быстро его потушить, а также далеко не ходить за водой. Чтобы тепло как можно дольше держалось в банном помещении, потолок засыпали землей14. Баня у мордвы была двух типов - «по-черному» и «по-белому». Первый вид предполагал отсутствие трубы, поэтому в качестве дымохода использовалось отверстие или небольшое оконце, прорубленное в стене или потолке. Перед тем как пойти в такую баню, необходимо было подождать, чтобы все дрова сгорели дотла и в помещении не было дыма, так как можно было угореть. Более зажиточные семьи строили бани «по-белому». В них печь была с трубой, и дым

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Республики Мордовия от Т. В. Борисовой (1934 года рождения, уроженки деревни).

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Ога-

рёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от Н. В. Сона-евой (1967 года рождения, уроженки д. Аникеевка).

Лебединский И. Село Пурех с его приходами и деревнями Балахнинского уезда. «Нижегородский сборник». Т. 2. - Н. Новгород, 1896. Харузин Н. Н. Указ. соч. - С. 58.

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от П. И. Святки-на (1936 года рождения, уроженца д. Аникеевка).

10

11

12

13

не концентрировался в банном помещении. Такие бани начали строить в более позднее время. Из-за нехватки строительного материала и, в первую очередь, чтобы быстрее прогрелось помещение и дольше сохранялся жар, сруб для бани делали малых размеров. По этой же причине процесс ее строительства носил коллективный характер. Как правило, несколько дворов или даже население всего села решали данный вопрос коллективно. В эрзя-мордовской д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Республики Мордовия жители с этой целью собирались на общесельском сходе. Совместными усилиями приобретался строительный материал и начинали строить15. Как только завершалось строительство основного банного помещения, приступали к кладке печи, которую не каждый мог сложить, поэтому часто приглашали печника-профессионала. Новую печь перед топкой нужно было хорошо просушить, чтобы не потрескалась. Для этого ее могли немного подтапливать для поддержания в помещении постоянного тепла, чтобы кладка быстрее просохла. Как только баня была готова, ее топили для проверки качества. После завершения строительства часто проводили общесельский праздник. Каждый приносил на него определенное угощение: вино, яйца, мясо, хлеб, различные каши и т. д. В дальнейшем баню топили также совместно: прежде всего это было связано с нехваткой дров. Собирались несколько дворов и договаривались, что в определенный день будут топить баню. Каждый приносил с собой поленья. В качестве мыла использовали золу. Емкости для воды часто изготавливали из дерева. Наиболее подходящей являлась липа, так как ее древесина мягче. Котел для нагрева воды приходилось покупать16. Бан-

ное помещение имело четкую планировку. Так, в стене, стоящей противоположно к печи, обычно прорубали небольшое окно для доступа света. Рядом с печью устанавливали небольшой полок для парной17.

Баня у мордвы являлась не только санитарно-гигиенической постройкой, но и занимала важное место в традиционной обрядности мордвы. Свадебные, похорон-но-поминальные, родильные обряды были тесно связаны с баней. Покровительницей бани являлась Баня-ава. Чтобы ее задобрить или попросить помощи в определенном деле, совершали моления, сопровождавшиеся приношением жертвенной пищи. Перед свадьбой невеста вместе с подругами обязательно ходила в баню. Тут она причитала и прощалась с девичеством, поэтому этот обряд называли девичьей баней - «тейтерень баня» [10-12]. Топили баню обычно подруги невесты, причем дрова воровали у соседей. Невеста должна была идти в баню без головного убора, даже в лютый мороз. После того как девушка помоется, она благодарила хранительницу бани - Баня-аву, хвалила ее [15, с. 83]. Считалось, что баня очищает и лечит людей от болезней, поэтому знахарки часто обращались к Баня-аве с просьбой вылечить определенного человека. Больного приводили в баню и умывали заранее заваренными травами, а также парили березовыми или дубовыми вениками. Во время мытья знахарка приговаривала лечебные заговоры. После этого баню тщательно отмывали, чтобы здоровые люди не заболели. К проведению лечебного обряда готовились заранее. Так, например, известен следующий метод борьбы с болезнью: «Из трех родников набирали воду. При изготовлении веника необходимо было набрать веточки березы и дуба, причем использовалось три дерева. Для лечения де-

Полевой материал М. И. Святкина. Записано в 2017 г. в эрзя-мордовской д. Ташто Кшуманця Большеигна-товского района Республики Мордовия от Н. А. Борисовой (1922 года рождения, уроженки деревни).

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от Т. Е. Асманки-ной (1946 года рождения, уроженки д. Аникеевка).

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от М. Я. Суроде-евой (1940 года рождения, уроженки д. Раксажены).

15

16

17

вочек применялись березовые веники, а для мальчиков - дубовые. Потом из трех бань приносили камни. Вероятно, число три имело у мордвы сакральное значение, поэтому все средства лечения были связаны с ним. Перед процедурой знахарка молилась над принесенными камнями и клала их в печь, чтобы они накалились. Потом она их опускала в емкость с водой из трех источников, для получения пара. Больного поднимали на полати и начинали парить, при этом поддавая пар. Процесс повторялся трижды, и каждый раз использовали новый веник. Когда обряд подходил к концу, баню необходимо было закрыть, чтобы ребенок не заболел вновь»18.

С баней тесно связаны родильные обряды. Именно здесь повитуха часто принимала роды. Люди верили, что хранительница бани защищает роженицу и ребенка от злых сил, поэтому, бывало, что они несколько дней находились здесь. Ребенка тщательно мыли, а потом немного парили. Мальчика обычно парили дубовым веником, чтобы был сильным, а девочку - березовым, чтобы выросла красивой. Бывало, что во время мытья повитуха или мать произносила заговоры для защиты ребенка от сглаза и болезней. Веники заготавливали в июне, так как в это время листва деревьев содержит наибольшее количество полезных веществ. Традиция заготовки банных венников сохраняется и в настоящее время.

Баню специально топили во время похорон и поминок. Считалось, что умершие предки туда обязательно придут помыться. Такую баню топили на страстной неделе или на Пасху. Чтобы умилостивить покойников, специально готовили им воду, веник, одежду и пищу [4, с. 69].

Заключение

Таким образом, традиционные надворные постройки мордвы занимали важное

место в ее хозяйственной деятельности. Каждая имела свое предназначение и выполняла определыенные функции. Некоторые постройки, например баня и хлев, не только имели хозяйственное предназначение, но и являлись местом проведения ряда молений и обрядов. В настоящее время повсеместно продолжает сохраняться открытый двор со стоящими в разных местах сараями, погребом и хлевом. В банях печь-каменку заменили кирпичные печи. Ныне бани строят более просторными и высокими с топкой по-белому. Для сооружения надворных построек стали использовать новые строительные материалы: кирпич, шифер, шлакобетон, кровельное железо, сайдинг и др. В строительстве хозяйственных построек нет плановости, усадьбы чрезмерно разбросаны. Типовые архитектурные проекты составляются часто без учета местных особенностей. Современные хозяйственные постройки мордвы почти ничем не отличается от построек русского населения соседних сел, с которыми мордва проживает в тесном общении и соседстве в течении многих столетий. Меняется строительная техника: подводят под жилые дома, бани и другие хозяйственные постройки каменный фундамент, обшивают наружные стены тесом, делают чистые углы сруба. Крыши вместо соломы покрывают шифером, профнасти-лом и железом. В последнее время все чаще в качестве кровельного материала используют профнастил, реже - шифер или железо. Помещения для скота и птицы пристраивают все чаще сзади в один ряд с домом. Если ранее для хранения зерна использовали амбары, то в настоящее время чаще в качестве хранилища используют сараи либо помещение, предназначенное для содержания скота. В последнем устанавливают перегородку и ставят ларь, куда засыпают зерно.

Полевой материал авторов. Записано в 2014 г. во время этнографической экспедиции МГУ им. Н. П. Огарёва в эрзя-мордовском с. Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия от Л. А. Симаги-ной (1949 года рождения, уроженки д. Раксажены).

Библиографический список

1. Белицер В. Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX - первой половине XX в. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 161-191.

2. Белицер В. Н. Обзор мордовских поселений и построек первой половины XX в. в районах, смежных с Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 210-249.

3. Вавилин В. Ф. Формы сельских поселений мордвы в XVIII - середине XX в. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1978. - С. 59-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Корнишина Г. А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 156 с.

5. Лузгин А. С. Жизнь промыслов: Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале XX в. (этнокультурные аспекты). - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 216 с.

6. Макушин Н. П. Поселения мордвы на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 147-160.

7. Макушин Н. П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 192-209.

8. Масленников Н. Крестьянские постройки мордвы села Кученяево Алатырского уезда Симбирской губернии // Изв. О-ва археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те. - Казань, 1927. - Т. 23. - Вып. 4. - С. 74.

9. Мокшин Н. Ф. Мордва. Народы Поволжья и Приуралья. - М., 2000. - С. 383-397.

10. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.

11. Мокшина Е. Н. Традиции и новации в обрядах свадьбы мордвы на современном этапе // Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск : МГУ им. Н. П. Огарева, 2013. - С. 218-221.

12. Мордва: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. И. Козлов [и др.]. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 334 с.

13. Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. - 3-е изд., - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2012. - 720 с.

14. Новицкая А. П., Федянович Т. П. Сельскохозяйственные орудия мордовских крестьян в XIX - начале XX в. // Исследования по материальной культуре мордовского народа. - М., 1963. - С. 77-103.

15. Святкин М. И. О роли жилого дома и хозяйственных построек в традиционных свадебных обрядах мордвы // XLIV Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. ; отв. за вып. П. В. Сенин. - Саранск, 2016. - С. 80-84.

16. Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. - М. : Т-во скоропечатни А. А. Левинсон, 1895. - С. 58.

References

1. Belitser V. N. Residential and Commercial Buildings Mordovians-Moksha in the Territory of the Mordovian ASSR in the End of XIX - first half XX centuries. Studies in the Material Culture of the Mordovian People. Moscow, 1963: 161-191. (In Russ.).

2. Belitzer V. N. Review of Mordovian Settlements and Buildings of the first half of the XX century in the Areas Adjacent to the Mordovian ASSR. Research on Material Culture of the Mordovian People. Moscow, 1963: 210-249. (In Russ.).

3. Vavilin V. F. Forms of Rural Settlements of Mordovians in XVIII - mid XX centuries. Saransk, 1978: 59-76. (In Russ.).

4. Kornishina G. A. Ecological View of Mordvins (Religious and Ceremonial Aspect). Saransk, 2008, 156 p. (In Russ.).

5. Luzgin A. S. Life of Crafts: Commercial Activity of Peasants of Mordovia in the second half of XIX - the beginning of XX century (Ethno-Cultural Aspects). Saransk, 2001, 216 p. (In Russ.).

6. Makushin N. P. Settlements of the Mordvinians on the Territory of the Mordovian ASSR. Research on Material Culture of the Mordovian People. Moscow, 1963: 147-160. (In Russ.).

7. Makushin N. P. Modern Erzya Dwelling on the Territory of the Mordovian ASSR. Studies on the Material Culture of the Mordovian People. Moscow, 1963: 192- 209. (In Russ.).

8. Maslennikov N. Farm Buildings of the Village of Mordva Kochenevo, Alatyr district of Simbirsk

province. Izv. about archeology, history and ethnography at Kazan. un-te. Kazan, 1927. Vol. 23, vol. 4: 74. (In Russ.).

9. Mokshin N. F. Mordva. People of the Volga and Urals. Moscow, 2000, Р. 383-397. (In Russ.).

10. Mokshin N. F., Mokshina E. N. Mordvins and Faith. Saransk, 2005, 532 p. (In Russ.).

11. Mokshina E. N. Traditions and Innovations in the Wedding Ceremonies of the Mordvins at the Present Stage. Actual Problems of History and Ethnography of the Mordovian people. Saransk, 2013, pp. 218-221. (In Russ.).

12. Mordvins: historical and ethnographic essays. Ed. V I. Kozlov and others. Saransk, 1981, 334 p. (In Russ.).

13. Mordva: Essays on History, Ethnography and Culture of the Mordovian People. Ed. N. P. Makarkin. 3rd ed. Saransk, 2012, 720 p. (In Russ.).

14. Novitskaya A. P., Fedyanovich T. P. Agricultural Tools Mordovian Peasants in XIX - early XX century. Research on Material Culture of the Mordovian People. Moscow, 1963: 77-103. (In Russ.).

15. Svyatkin M. I. On the Role of a House and Outbuildings in the Traditional Wedding Ceremonies of the Mordvins. XLIV Ogarevsky reading materials of the scientific conference in 3 parts. Responsible for the release of P. V Senin. Saransk, 2016: 80-84. (InRuss.).

16. Kharuzin N. N. The Outline of the History of the Home of the Finns. Moscow, 1895, 58 p. (In Russ.).

Поступила 22.10.2018.

Сведения об авторах

Мокшина Елена Николаевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: история и этнография мордвы, в особенности этнические и этноконфессиональные процессы; финно-угроведение, краеведение. Автор более 240 научных публикаций, в том числе 10 монографий, 7 учебных и учебно-методических пособий. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7069-6563.

Тел.: (8342) 24-20-28

E-mail: enm2112@mail.ru

Святкин Михаил Ильич - магистр направления «История» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: материальная и духовная культура мордовского народа. ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-8091-7713.

Тел.: +7 909 325-89-07

E-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

Submitted 22.10.2018.

About the authors

Elena N. Mokshina - Doctor of History, Professor, the Department of Russian History, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: history and ethnography Mordovians, particularly ethnic and ethno-confessional processes; Finno-Ugric studies, regional studies. The author of over 240 scientific publications, including 10 monographs, 7 educational and teaching aids. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7069-6563.

Tel .: (8342) 24-20-28

E-mail: enm2112@mail.ru

Mihail I. Svyatkin - Post-Graduate of History, the Department of Russian History, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: material and spiritual culture of the Mordovian people. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8091-7713.

Tel .: +7 909 325-89-07

E-mail: mihail_svyatkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.