Научная статья на тему 'Религиозные объединения в системе современных межэтнических отношений в Дагестане'

Религиозные объединения в системе современных межэтнических отношений в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / НАЦИЯ / NATION / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC CONSENT / ИСЛАМ / ISLAM / СОГЛАСИЕ / CONSENT / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович

Статья посвящена роли религиозных объединений в укреплении межэтнических», межнациональных отношений. Огромной роли религиозных организаций в борьбе против представителями нетрадиционного ислама «ваххабитами» а также против экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious associations in system of modern interethnic relations in Dagestan

Article is devoted a role of religious associations in strengthening of interethnic, international relations. A huge role of the religious organizations in struggle against representatives of nonconventional Islam "Wahhabites" and also against extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Религиозные объединения в системе современных межэтнических отношений в Дагестане»

М.М. ГАДЖИЕВ кандидат политических наук, Дагестанский государственный университет, кафедра философии и социологии*

Религиозные объединения в системе современных межэтнических отношений в Дагестане

Без сомнения, огромное воздействие на жизнь общества оказывает религия. Следует признать, что проблема наций и религий оказалась наименее разработанной в нашей науке, поскольку вопросы взаимоотношения разных конфессий и национальных отношений анализировались в рамках идеологизированного мышления.

Такие вопросы, как религия в жизни наций, взаимосвязь национального и религиозного в культуре, религия и межнациональные конфликты и многие другие сегодня требуют ответа. Прежние стереотипы не позволяют оценить и объяснить, что происходит сегодня в нашем обществе. Желание видеть сегодняшние реалии в рамках, старого мышления приводит зачастую к тому, что нерешенные проблемы становятся причиной соединения религиозных настроений с националистическими, что, как известно, может стать причинами межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Говоря о проблемах национальных отношений в Дагестане нельзя не говорить о религиозном вообще и, в частности, об исламском факторе. В реальной политике в республике учитывают этот фактор. Конечно, религия - отнюдь не единственный стабилизирующий фактор, сближающий дагестанские народы и даже, видимо, не решающий.

Одни ученые усматривают позитивную роль религии, а другие негативную. По Марксу и Энгельсу, религия является отражением такого общества, где господствуют несправедливые формы организации социальной жизни. Подобную негативную точку зрения на роль религии в обществе высказал и основоположник психоанализа 3. Фрейд. Он считал, что в религии содержится разрушительная для общества сила, а сама религия является ничем иным как «коллективным неврозом».

* Гаджиев Магомедэмин Магомедрасулович - Zktu_gadjiev@mail.ru

Немецкий социолог М. Вебер, напротив, полагал, что именно «религиозные принципы являются определяющими в политической и экономической деятельности общества», Жозеф де Местр утверждал, что «все вообразимые учреждения покоятся на религиозной идее, ибо она непреходяща». Истоки религии видел в американской цивилизации Алексис де Токвиль1.

В XX веке религия рассматривалась уже как часть надстройки гражданского общества. Так, например, американский социолог Т. Парсонс считал, что религия призвана поддержать в обществе социальный порядок. Ему вторит современный немецкий философ Петер Козловски, который пишет: «Вне религии практически нет

никаких фактических гарантий поддержания и сохранения

2

социального этноса» .

В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия всегда выполняла в обществе определенные функции.

Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Именно в религии общество ищет ответы на вопросы: что такое добро и зло, в чем смысл жизни? Религия тесно связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания. Таким образом, рассматривая феномен религии, можно выделить следующие элементы: вероучение; религиозная психология; культ и обрядность; организация.

Религиозный фактор может сыграть как положительную роль, так и отрицательную. Зависит это, во-первых, от сложившейся социально-экономической и политической ситуации в обществе; во-вторых, от расстановки сил в стране; в-третьих, от степени готовности властных структур к демократическим преобразованиям; в-четвертых, от умения определить цели и направления в использовании положения того или иного вере учения во благо мира, согласия, созидания и дружбы между народами или же во имя противостояния одного народа другому, одной религии - другой.

По мнению Авшалумовой Л.Х., для достижения первой, благородной цели надо исходить из того, что объединяет верующих всех религий, из тех высоких морально-нравственных принципов, заключенных во всех трех религиях, имеющих место в Дагестане: исламе, христианстве, иудаизме». А объединяет их очень многое,

1 См. Косов Г.В. Политическая концепция Ислама: цивилизационный и политологический анализ. - Ставрополь, 2008.

2 Там же.

притом в самом главном. Прежде всего это, то, что все названные конфессии являются монотеистическими, признающими только единого Бога.

Дагестан, как известно, уникален не только тем, что на этой сравнительно небольшой территории проживают многие народы, говорящие на тридцати трех языках и наречиях, с древних времен существовали различные религии: ислам, христианство, иудаизм, и что очень важно подчеркнуть, здесь никогда не было войны между народами на религиозной почве.

Религия и религиозные организации в Дагестане, как и в стране в целом, играют в последние годы заметную роль в общественно-политической и духовной сферах жизни общества. Рост влияния религии на общество в первую очередь связан с демократическими преобразованиями последних десятилетий и разрушением прежней идеологической системы в нашем государстве.

Современная религиозная обстановка подтвердила, что сегодня в Дагестане ни одна политическая партия или национальное движение не имеет под собой такой идеологической платформы, как ислам. «Ведь ислам не только верование, но и образ жизни, стиль поведения; это и мораль, и право, и свод обязательных для каждого верующего концепций верховной власти, механизм регулирования человека с человеком, семейных отношений».

В начале 90-х гг., после принятия ряда новых законов, касающихся свободы совести, в России начался бурный рост активности многих конфессий. Первым законодательным актом в этой области стал Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях». 25 октября 1990 г. В РСФСР был принят Закон «О свободе вероисповеданий". Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 28 провозгласила принцип свободы вероисповедания. Правовое положение церкви в России в настоящее время регулируется федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях», принятым Федеральным Собранием 19 сентября 1997 г. Изменения в государственном и политическом строе страны существенным образом затронули сферу государственно-конфессиональных отношений» правовые основы деятельности религиозных организаций в Дагестане. Принятие 5 мая 1991 года Верховным Советом Республики Дагестан Закона «О свободе совести и религиозных организаций» сыграло решающую роль в освобождении религии от государственного диктата.

Этот закон предоставил дагестанцам политические, юридические, материальные гарантии осуществления подлинной свободы совести

и вероисповедания, а религиозные организации освободились от любых неправомерных ограничений в их деятельности.

В статье 30 Конституции Республики Дагестан отмечается: «Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать» любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона». А третья статья Закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» гласит: «Республика Дагестан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом...».

Правительство, все государственные структуры нашей республики оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем. Формирование нормальных взаимоотношений государства и религиозных организаций, основанных на уважении к закону - одно из главных направлений деятельности Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям РД. Подтверждением, того, что руководство республики оказывает религиозным организациям, функционирующим в Дагестане, помощь и поддержку, содействующим в решении многих вопросов, является рост количества, религиозных организаций, открытая всесторонняя религиозная пропаганда, свободное распространение религиозной литературы, расширение системы религиозного образования, активизация паломничества к святым местам и т.д.

В религиозной сфере произошли действительно принципиальные изменения. В отношении государства к религии и религиозным объединениям они нашли отражение в законодательстве страны, республики. Взаимоотношение государства и религиозных организаций на территории РД строятся на основе федерального и республиканского законодательства в области свободы совести.

Еще более существенные перемены произошли в общественном сознании людей: возросли авторитет религии, доверие к религиозным объединениям, надежды на них в деле духовного оздоровления общества.

Дагестанцы имеют возможность наблюдать возрождение в республике всех религиозных институтов, хорошо знакомы с количественными и качественными сторонами этого процесса.

По данным Министерства по национальной политике, делам религии и внешним связям Республики Дагестан на 1 января 2012 года в Республике Дагестан функционируют 2546 религиозных

объединений, из которых 2491 исламские, в том числе 19 объединений шиитские (9 центральных мечетей, 10 квартальных мечетей), 2461 суннитских объединений (1290 джума-мечетей; 827 квартальных мечетей, 273 молитвенных домов и т.д.), 50 христианских объединений (19 православных, 28 протестантских, 2 армянских и 1 старообрядческая (Древнеправославная община) и 5 иудейские объединения.

В республике последние 15 лет сложилась система религиозного образования включающая в себя начальные, средние, и высшие учебные заведения. Всего в республике 16 исламских вузов, из которых 14 действующих и 5 лицензированных, средних медресе 81, из них 11 лицензированных и примечетских начальных школ (мактабов) 158. Всего обучаются Исламу 7914 человек в том числе; в вузах-1667 чел, в медресе-3150 чел, и в начальных школах-3097 чел.

Общая численность культа всех конфессий в республике составляет 2784 человека, в том числе имамов и муэдзинов, работающих в мусульманских религиозных общинах около 2500 человек, христианских - 272 человека, иудейских 12 человек.

Конституция РФ устанавливает принципы светского характера государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. В то же время, очевидно то, что религиозные организации не отделимы от общества. Они взаимодействуют не только с гражданами, входящими в данные религиозные организации, но и общественными объединениями, предприятиями и учреждениями, в том числе и государственными, по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы всех граждан: например, в вопросах духовно-нравственного воспитания людей, в том числе детей и молодежи, укрепления семьи, благотворительной деятельности и поддержке социально незащищенных слоев населения, сохранения и развития ценностей национальной культуры и межэтнического согласия в Дагестане.

Для современной религиозной ситуации в республике характерны следующие общие тенденции: 1) постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; 2) свободная деятельность организаций всех конфессий; 3) поднятие уровня общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики. Надо отметить, что фактически исчерпан резерв для быстрого дальнейшего роста уровня религиозности дагестанцев, какой происходил в начале и середине 90-х годов, темпы роста религиозных общин большинства конфессий, за исключением, протестантских (пятидесятники, Свидетели Иеговы), стабилизировались. И еще что важно «Спецификой религиозной

ситуации в РД является резкий рост политизации ислама, использование его авторитета и моральной силы в политических целях, в том числе и религиозно-политическими экстремистами».

Политизация ислама стала оборотной стороной религиозной либерализации, сопровождаемой противоречиями между тарикатистами (суфиями) и так называемыми «ваххабитами» (салафитами). Официально духовенство Дагестана выступило с критикой миссионерской деятельности последователей ваххабитского течения в исламе. И в Чеченской Республике и в Республике Дагестан сторонниками ваххабизма были выдвинуты претензии к верховной власти. Они стали бороться за установление шариатской формы правления и непризнания светских законов, придуманных, по их мнению, волей человека. В силу возникшей опасности вопрос проникновения зарубежного ислама в его крайне опасной экстремистской форме в российские мусульманские регионы стал приобретать особую значимость и актуальность.

До сих пор государство в лице лидеров различного уровня не признало публично важность решения социально-экономических проблем для борьбы с религиозным экстремизмом. По проведенному в РФ экспертному опросу на первом месте среди семи мер противодействия экстремистскому ваххабизму оказалось «улучшение материальных условий жизни людей - 72,3%.

18 сентября 1999 года Народное Собрание РД приняло Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Закон запрещает создание и функционирование ваххабитских организаций, групп или объединений, запрещает деятельность религиозных миссий, их филиалов, учебных заведений, физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма. Закон предусматривает запрет на изготовление, хранение и распространение любых печатных, видео, фото и иных материалов, содержащих пропаганду ваххабизма и экстремизма. Ставится действенный заслон на всех путях проникновения к нам этих материалов, а имеющиеся изымаются.

В борьбе с распространением экстремизма большой проблемой для республики остается бесконтрольный выезд дагестанской молодежи на учебу в мусульманские учебные заведения за рубеж. Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» указывает, что обучение граждан республики в религиозных учебных заведениях за пределами РД и РФ допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации (ДУМД).

Вопросы обеспечения свободы совести и борьбы с распространителями экстремизма находятся в центре внимания рес-

публиканских органов власти. В рамках МВД РД действует специальное подразделение для борьбы с ваххабизмом. Во всех районных и городских администрациях созданы комиссии, являющиеся консультативными органами. Однако при всей активности исламского фактора он не привел к серьезному идеологическому расколу всего дагестанского общества».

Ислам со своими идеями единства и братства мусульман мог бы стать и не раз становился важным средством достижения мира и согласия между мусульманскими народами. Но, к сожалению, он часто используется в узконациональных интересах национальными группами и движениями.

Необходимо отметить, что приверженцы традиционного ислама в Дагестане и других Северокавказских регионах и России в целом сурово осудили и осуждают терроризм и экстремизм, в какой бы форме они ни выступали. [20]

Вторжение на территорию Дагестана религиозных экстремистов и чеченских боевиков подняло практически все социальные слои Дагестана. Население нашей республики не только негативно отнеслось к акциям ваххабитов, но и активно подключилось к проводимым подразделениями Российской Армии и органами Министерства внутренних дел мероприятиям по уничтожению вторгнувшихся бандформирований. Только за первую декаду августа 1999 года в народное ополчение записалось несколько тысяч человек. Едва ли не в каждом городе и районном центре создавались штабы по набору и направлению в зону боевых действий добровольцев. Подобное развитие событий явно не входило в планы организаторов т.н. «Дагестанской кампании». Понеся большие потери, 24 августа 1999 года бандформирования оставили Ботлихский район РД. По оперативным данным, эта авантюра стоила им более 500 человек убитыми.

Органы государственной власти и муниципального управления Республики Дагестан оказывают существенную финансовую и материальную помощь традиционным конфессиям Дагестана. Так, при помощи руководства республики и местных городских администраций в последние годы построены, восстановлены или отремонтированы, многие мечети, церкви, оказана материальная помощь иудейским организациям республики.

Высшие органы государственной власти (Президент, Народное Собрание, Правительство), все государственные структуры республики оказывали религиозным организациям необходимое содействие в решении многих других проблем. Формирование цивилизационных взаимоотношений государства и религиозных организаций, основанных на уважении к закону - одно из главных

направлений деятельности Министерства по национальной политике, делам религии и внешним связям РД.

Общность целей в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и другими социальными бедами общества объединяет государственные структуры и религиозные объединения, способствует еще большему укреплению

государственно-конфессиональных связей.

Важным условием формирования гражданского общества, на наш взгляд, является достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Как справедливо отмечают А.В. Авксентьев и В.А. Авксентьев, «миротворческая функция церкви и духовенства еще далеко полностью не исчерпана. Нередко межнациональные конфликты начинаются с искры, высеченной отдельными людьми. И никто другой, как священник, к какой бы религии он ни принадлежал, лучше, корректнее, деликатнее может помирить людей. Недаром на мусульманском Востоке при возникновении спора для его разрешения обе стороны шли к мулле. Ведь и высшие государственные деятели в христианских странах приносят присягу на Библии, в мусульманских странах - на Коране».

Сегодня можно констатировать, что между всеми конфессиями Дагестана существуют нормальные доверительные отношения. Попытки привнести в эти отношения экстремизм, нетерпимость отвергаются подавляющей частью дагестанского общества. Серьезных межконфессиональных противоречий у нас в республике нет. В то же время нельзя допускать самоуспокоения. Общество не может не беспокоить отмеченные социологами и другими исследователями, как дагестанскими, так и российскими, некоторое снижение толерантности, в том числе и по отношению к инаковерующим, в молодежной среде. В нашей многонациональной республике развитие подобных тенденций совершенно недопустимо. Это осознают все здравомыслящие члены дагестанского общества, и в первую очередь руководители религиозных организаций,

В целях снятия противоречий между конфессиями богословы и религиозные деятели страны пришли к пониманию настоятельной необходимости такой формы сотрудничества, как межрелигиозный диалог. Он возможен только в том случае, когда между его участниками существует взаимопонимание, когда все его участники открыты к подлинному общению. Такая открытость возможна лишь в том случае, когда все участники диалога чувствуют себя равными, когда ни одна из сторон не пытается доказать свое превосходство над другой. Только на таких принципах возможно общение священнослужителей разных конфессий и религий друг с другом для

лучшего понимания друг друга, для достижения межконфессионального мира в нашем обществе.

Именно такую форму диалога демонстрируют руководители конфессий нашей республики в последние годы. Духовенство Дагестана осознает свою роль и ответственность в поддержании мира и спокойствия в нашем многонациональном и много конфессиональном регионе. Религиозные организации ориентируют людей на мирные отношения между различными народами, "на укрепление общей для всех Родины - Дагестана, России» Особенно эта работа активизировалась после известных событий 1999 года, когда экстремисты в числе прочего попытались подорвать межрелигиозное согласие в нашей республике и просчитались. Мусульманские, христианские и иудейские священнослужители выступают в СМИ, печатных изданиях, на всевозможных «круглых столах» и конференциях за уважение человеческой личности независимо от национальной и вероисповедной принадлежности за согласие и мир между верующими всех конфессий, за единый Дагестан в составе Российской Федерации. Руководители конфессий встречаются между собой, совместно обсуждают проблемы демонстрируя наличие дружеского заинтересованного диалога и общности целей. При Министерстве по национальной политике делам религии, и внешним связям РД образован и действует Экспертный Совет, членами которого являются и руководители традиционных конфессий республики. На нем в кругу специалистов и самых заинтересованных сторон обсуждаются многие проблемы религиозной жизни республики» в том числе вопросы сохранения межнационального мира и согласия в дагестанском обществе.

Экстремистам не удалось столкнуть дагестанцев по религиозному и национальному признакам, противопоставить духовенство и народ, власть и религиозных деятелей, религию и демократический строй, Сегодня, когда гражданское общество только формируется, важную роль в налаживании конструктивного диалога между государственными институтами и религиозными организациями, безусловно, выполняет власть. От ее политики и конкретных действий зависит стабильность в конфессиональной сфере, особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном регионе, как Кавказ. Поэтому нельзя не отметить, что существующая стабильность в данной сфере в Республике Дагестан не в последнюю очередь связана с постоянным вниманием к ней со стороны руководства нашей республики.

В настоящее время возникла необходимость в широкой программе мер по совершенствованию всего законодательства, в том числе и в области государственно-конфессиональных отношений.

По сегодняшний день, отсутствует законодательная база деятельности религиозных организаций в социальной сфере -социальном обеспечении, медицинской помощи,

благотворительности и т.д. не урегулированы проблемы государственных средств массовой информации, имущества государственных и муниципальных организаций и учреждений.

Договоры о социальном партнерстве между государственными органами и религиозными организациями могут заключаться в следующих сферах и направлениях деятельности: совместное использование, охрана и восстановление культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры; повышение уровня социальной защиты и материального обеспечения малоимущих и престарелых граждан РФ; создание религиозными объединениями собственных учреждений социального обеспечения, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования; представление эфира государственных теле- и радиовещаний для религиозно-просветительских программ; участие религиозных объединений в воспитательном процессе в местах лишения свободы, в том числе несовершеннолетних граждан; иные формы сотрудничества, разрешенные законодательством и способствующие общественному благу.

У государства и религиозных организаций много направлений сотрудничества. Конкретизация общих целей и форм взаимодействия - вот на что должны быть направлены сегодня наши общие усилия.

Гаджиев М.М. Религиозные объединения в системе современных межэтнических отношений в Дагестане. Статья посвящена роли религиозных объединений в укреплении межэтнических», межнациональных отношений. Огромной роли религиозных организаций в борьбе против представителями нетрадиционного ислама «ваххабитами» а также против экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: религия, нация, межэтническое согласие, ислам, согласие, экстремизм, терроризм.

Gadzhiev M.M. Religious associations in system of modern interethnic relations in Dagestan. Article is devoted a role of religious associations in strengthening of interethnic, international relations. A huge role of the religious organizations in struggle against representatives of nonconventional Islam "Wahhabites" and also against extremism and terrorism.

Key words: religion, the nation, the interethnic consent, Islam, the consent, extremism, terrorism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.