Научная статья на тему 'Религиозно-политический экстремизм: проблемы и некоторые решения'

Религиозно-политический экстремизм: проблемы и некоторые решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ВАХХАБИЗМ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиев Д. М., Гаджиев М. Д.

Религиозно-политический экстремизм представляет собой крайнюю нетерпимость к представителям традиционного течения в исламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политический экстремизм: проблемы и некоторые решения»

криминология национальных отношений

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.М. Гаджиев*, М.Д. Гаджиев**

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ РЕшЕНИЯ

Аннотация: Религиозно-политический экстремизм представляет собой крайнюю нетерпимость к представителям традиционного течения в исламе.

Ключевые слова: религиозно-политический экстремизм; ваххабизм; Республика Дагестан; идеология.

D.M. Gadzhiev, M.D. Gadzhiev

religious and political extremism: problems and some solutions

Summary: Religious and political extremism is the extreme intolerance to the representatives of the traditional trend in Islam.

Key words: religious and political extremism; wahhabism; the republic of Dagestan; ideology.

Изучение преступности на региональном уровне представляется очень актуальным, поскольку позволяет в концентрированном виде выявить причины этого социально-негативного феномена в пределах границ субъекта Российской Федерации и разработать оптимальные меры противодействия.

Конечным результатом прикладных криминологических исследований является выработка непосредственно адресованных практике научных рекомендаций методического, тактического и стратегического характера. В этой связи определённый криминологический интерес представляет изучение причинного комплекса и мер противодействия религиозно-

* Даци Магомедович Гаджиев — доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин СевероКавказского филиала Российской правовой академии Минюста РФ (Махачкала, Россия). E-mail: [email protected]

** Махач Дациевич Гаджиев — аспирант юридического факультета Дагестанского государственного университета (Махачкала, Россия). E-mail: [email protected] © Д.М. Гаджиев, 2011 © М.Д. Гаджиев, 2011

политическому экстремизму в Дагестане, поскольку именно в этом субъекте наиболее ярко проявляются противоречия переходного периода.

Религиозно-политический экстремизм

— это крайняя нетерпимость к представителям традиционного течения в исламе, использование и интерпретация отдельных положений ислама в политических целях для противодействия конституционному строю и установления исламского теократического государства с введением в общественную практику норм шариата, объединения мусульман Северного Кавказа на основе «чистого ислама».

По причинам либерализации режима пересечения государственных границ и массового паломничества дагестанцев в Саудовскую Аравию в республику стали просачиваться миссионеры. Своими проповедями они методично внедряют чуждые для дагестанцев образ жизни и мышление, религиозные догмы, отдающие экстремизмом.

С конца 80-х гг. XX века в республике активно действует религиозно-политическая организация экстремистского толка

90 4. криминологические отрасли

— ваххабиты. Ваххабиты — последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат к его первоначальной чистоте. Для ранних ваххабитов был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе с их политическими противниками. Учение ваххабитов в XVIII веке стало знаменем борьбы за политическое объединение Аравии, а позднее — официальной идеологией государства Саудитов. В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива, ряде государств Азии и Африки.1

Первые масштабные проявления целей религиозных экстремистов были видны на примере событий в Карамахинской зоне Буйнакского района республики. Выходцы из Иордании (отец и сын, прикрывавшиеся миссионерской деятельностью) в результате многолетней агитации идей ваххабизма при достаточно мощной финансовой поддержке открыто стали сплачивать ряды своих приверженцев в мечетях и распространять экстремистскую литературу.

Внешне, в основном, их деятельность заключалась в запрете продажи спиртных напитков, проведении исконно сложившихся ритуальных, свадебных обрядов и обычаев, принудительном ношении мусульманской одежды. Вместо посещения школы детей насильно отправляли в религиозные учебные заведения.

В конспиративной форме велась идеологическая обработка мусульман в мечетях, в религиозной прессе и разного рода частных изданиях, тиражировались публикации, направленные на подрыв национальных устоев республики, разжигание национальной розни.

1 Ислам: Словарь атеиста / под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. — М.: Политиздат, 1988. — С. 31.

Сторонники ваххабизма стали активно вмешиваться в вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления, продвигать «своих» людей в структуры муниципальных и представительных органов, создавать незаконные вооружённые формирования, целью которых являлось насильственное установление своих порядков, противоречащих Конституции РФ.

Вслед за этим последовала насильственная смена законно избранной власти в с. Карамахи. Произошёл захват поселкового отделения милиции, убийство главы сельского поселения и работника милиции, было установлено шариатское правление на всей территории села, ограничен въезд и выезд путём установления поста из числа членов НВФ, уничтожен государственный флаг Республики Дагестан (РД). Иными словами, образовался Карамахин-ский анклав, куда свозились похищенные люди, где нашли приют находящиеся в федеральном розыске преступники.

Только в результате военных действий, с большими людскими потерями экстремистское гнездо было уничтожено. Следует заметить, что и сейчас в с. Карамахи не всё благополучно. Так, 16.05.2011 г. неизвестные лица обстреляли из гранатомёта здание поселкового отделения милиции.2

Проявление экстремистских настроений было наиболее характерно для таких районов как Карабудахкентский, Хасавюртовский, Кизилюртовский, Буйнакс-кий, Унцукульский, Ботлихский, Цума-динский.

В августе-сентябре 1999 г. международные вооружённые бандформирования, рассчитывая на поддержку населения, напали на территорию Дагестана с целью создания единого исламского государства Дагестана и Чечни вне состава России.

Обобщение уголовных дел, связанных с экстремистской деятельностью в Дагестане (по материалам Кировского районного суда г. Махачкалы), показывает, что движущими мотивами своих поступков руководители и участники этих банд называют религиозные ценности, «борьбу за чистый ислам, ваххабизм», «джихад про-

2 Суточная сводка МВД по РД за 16.05.2011 года.

тив неверных». Средства для достижения поставленных целей — террор и убийства, вознаграждение — рай после смерти. Ими ведётся активная пропаганда своих взглядов, основной контингент «слушателей»

— молодые люди, как правило, в возрасте до 20-25 лет. Многие увлеклись идеями «ваххабизма», посещая мечети, где проповедуется «истинный ислам», там же им предлагается разнообразная экстремистская литература. Некоторые «заражались ваххабизмом» в религиозных школах за рубежом (Пакистан, Сирия). Другая группа обвиняемых становились приверженцами «ваххабизма» под влиянием слухов. Некоторых заинтересовали деньги, предлагавшиеся в большом количестве.

На следующем этапе, как правило, с помощью «своего» человека в Чеченской Республике, молодые люди попадали в лагеря подготовки, расположенные на территории Сунженского, Гудермесского, Шалинского районов Чечни, где проходили подготовку по трём направлениям: общефизическая, религиозная и оружейно-взрывное дело. Далее происходило распределение по определённым группировкам, в основном по национальному признаку, в составе которых осуществлялись различные преступные «вылазки».

Получив ранение, или вследствие какого-либо заболевания, делающего временно невозможным участие в незаконном вооружённом формировании, молодые люди возвращались домой.

Приведём примерную схему подготовки экстремистов на первоначальном этапе. Давая характеристику ваххабитской идеологии, следует отметить, что:

— ваххабитская доктрина отличается рационализмом и доступностью, обладает чёткой, сложно опровержимой внутренней логикой;

— следуя буквальным положениям Корана и Сунны, умозрительно реконструируя модель «чистого, первоначального ислама», особенно его социально-политические аспекты, ваххабизм преодолевает элитарность и замкнутость суфизма, «очищает» ислам от мистики, суеверий и патриархальных традиций;

— ваххабитская идеология способна программировать протест против тради-

ционных форм социальной организации, тем самым может вывести индивида из системы семейно-клановых, патриархально-традиционных, национальных связей;

— мощный идеологический потенциал ваххабизма способен мобилизовать отдельные социальные группы (маргинальные слои молодёжи, городских жителей, безработную, студенческую молодёжь и даже часть интеллигенции);

— ваххабитские общины, представляющие собой нередко организованную, вооружённую силу, способны не просто обеспечить своим членам чувство социальной защищённости, но и реальную защиту в складывающихся условиях;

— привлекательна ваххабитская идея альтернативной модели социальной организации в виде мини-общин, имеющих социально-политический, конфессиональный иммунитет от внешних воздействий;

— если светское государство работает в масштабе всего общества, то ваххабитские проповедники работают «штучно» с конкретными лицами и более быстро добиваются поставленных преступных целей.

Ваххабитская идеология провозглашает идеи духовного стремления к уравнительности, проповедует равенство верующих перед Всевышним, что, в свою очередь, сочетается в их учении с призывами к социальному равенству и справедливости. Вместе с тем, следует отметить, что уязвимыми точками ваххабизма являются:

— отсутствие законченной программы и идеологии реформирования общества и государства;

— кадровая слабость самого исламского проекта реорганизации северокавказского общества;

- разобщенность религиозно-экстремистского движения;

— дискредитация в глазах общественности метода вооружённого насильственного установления «исламских порядков».

Характеризуя причинный комплекс деструктивных процессов в республике, следует отметить ряд негативных условий и факторов, опосредовано повлиявших на осложнение в рассматриваемой сфере общественных отношений:

92 4. криминологические отрасли

— тотальная коррупция, которая способствовала распространению идей ваххабизма в республике;

— разрушение колхозно-совхозного строя и неудавшиеся попытки преобразования его в сельскохозяйственные производственные кооперативы серьезно осложнили качество жизни сельских тружеников;

— недооценка органами государственной власти и местного самоуправления опасности и пагубности распространения крайнего течения ислама в республике и не принятие ими упреждающих мер различного характера и уровня;

— отсутствие легальных и законных способов жизнеобеспечения молодёжи;

— преступная приватизация дала мощный импульс организованной преступной деятельности, способствовала накоплению первоначального капитала основными дагестанскими кланами, что сопровождалось проникновением во власть, покупкой и захватом их представителями выгодных должностей в сферах производства, распределения, бизнеса и естественных монополий;

— запаздывание в реагировании на внутренние и внешние угрозы республиканского законодательства;

— для эффективного противодействия экстремизму население пока не представляет собой реальную общественную силу;

— рыночная экономика деморализовала нравственные ценности личности;

— ношение мусульманской одежды женщинами оплачивается, что невольно может способствовать расширению круга лиц, разделяющих взгляды представителей нетрадиционного течения в исламе;

— перекосы в кадровой политике серьёзно повлияли на эффективность управленческой деятельности.

Следует заметить, что религиозные экстремисты, умело оперируя недостатками и упущениями, имеющими место в работе органов власти и местного самоуправления, стараются дать негативную оценку существующему общественному строю, тем самым, вызывая у верующих чувство недовольства, стремление противодействовать законно избранной власти и привлечь на свою сторону колеблющихся граждан.

Участились случаи убийств сотрудников правоохранительных органов, которые находятся на переднем крае противодействия преступности, а также религиозных деятелей и других лиц, способных консолидировать дагестанское общество, и аргументировано критикующих идеологию религиозного экстремизма. В основном убийства совершаются с использованием автотранспорта.

В составе лиц, придерживающихся экстремистских взглядов, оказываются и предприниматели, которые финансируют деятельность экстремистского бандподпо-лья. Выявлены факты получения доходов членами НВФ за совершение ими убийств по найму, разбойных нападений на инкассаторов, похищение граждан с целью получения выкупа, краж, вымогательств у руководителей органов федеральных структур и лиц частного сектора экономики.

Внутренние источники финансовых средств НВФ пополняются также за счёт так называемых «добровольных пожертвований» предпринимателей и коммерсантов, средств, полученных от нелегального оборота нефтепродуктов, наркоторговли, контрабанды, незаконного предпринимательства, преступлений в кредитно-финансовой сфере, хищения бюджетных денежных средств, изготовления и сбыта поддельных денежных знаков.

Вербовка в ряды экстремистов проходит по всем правилам оперативных разработок. Кандидатуры ищут всюду: в мечетях, в спортзалах, объединениях по интересам, на улице, в ВУЗах. Зачастую первую информацию дают их знакомые. Сначала к кандидату присматриваются, узнают, чем он занимается, как проводит свободное время, как реагирует на ситуацию в республике и на многие другие мелочи. Не всегда люди, которых боевики стараются привлечь в свои ряды, изначально бывают религиозны, но это не играет определяющей роли. Затем подходящую, по их мнению, кандидатуру, приглашают на дискуссии, где уже опытные вербовщики выявляют, на что годен тот или иной молодой человек. Для серьёзных дел никого сразу не привлекают. Вначале им поручают мелкие задания, к примеру, снять квартиру, перевезти продукты, ле-

карство, пустить переночевать «братьев по вере», которых разыскивает милиции. Наблюдая за новичком, и то, как он относится к выполнению поручений, ему могут поручить более сложные задания, такие, как покупка и перевозка оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, слежка за передвижением сотрудников правоохранительных органов.

Многие специалисты считают, что основным фактором присоединения к джихаду, как правило, служат проповеди вербовщиков. Они обещают всеобщее уважение и вечную славу. По словам радикалов, «дело не в деньгах, на кону стоит пропуск в рай». В умы молодого человека начинают вкладывать идеи, которые он хочет слышать, и вырванные из контекста тексты священного писания и сунны приспосабливают под конкретное лицо.

Вербовщики не гнушаются и шантажом в отношении тех молодых людей, которые пытаются вырваться из порочного круга. Им заявляют, что они «замазаны» и назад пути уже нет.

В последнее время боевики изменили тактику: молодёжь не привлекается к активной боевой деятельности, а используется небольшими, в несколько человек, ячейками, которые ведут практически тот же образ жизни, не скрываясь от сотрудников правоохранительных органов, и оставаясь в резерве. Они привлекаются к активной боевой работе только тогда, когда их деятельность будет раскрыта.

Заметно возрастает число жителей, сочувствующих членам бандподполья и готовых оказать им посильную помощь. При этом среди указанной категории отмечается увеличение доли лиц состоятельных.

Для активизации террористической деятельности на территорию Дагестана лидерами международного терроризма систематически осуществляется переброска иностранных наёмников, инструкторов и идеологов, эмиссаров международных террористических организаций. По различным данным, в настоящее время за границей в исламских зарубежных учебных заведениях, известных своей приверженностью к ваххабизму, обучается от 1500 до 2500 дагестанцев.

Наиболее активной вербовке подверга-

ется молодёжь, обучающаяся в высших и средних специальных учебных заведениях республики.

Немаловажную роль в деятельности экстремистско-террористических групп отводится женщинам. Женщины-пособницы обучаются основам диверсионно-террористической деятельности, обращению с оружием и боеприпасами, практикуются в ведении конспиративной работы, проходят соответствующую идеологическую обработку. Лидерами экстремистов применяются самые различные методы вербовки среди женского населения. Таковыми могут быть предложения выйти замуж за чистых «мусульман», в ход идут шантаж, подкупы и угрозы.

Привычными местами вербовки женщин являются исламские учебные заведения, исламские благотворительные организации, исламские магазины, ателье по пошиву исламской одежды. Местами знакомств могут быть залы судебных заседаний, митинги, всевозможные сборы, сходы, организуемые в поддержку членов и пособников ДТГ. Объектами вербовки чаще выступают сестры, близкие родственники задержанных, уничтоженных и разыскиваемых членов и пособников ДТГ, действующих на территории РД и Чечни.

Предпринимаемые меры по противодействию экстремизму должны иметь системный, многоуровневый и комплексный характер. На международном уровне необходимо:

— проводить согласование позиций с зарубежными странами в оценке религиозного экстремизма и разрабатывать совместные меры по его противодействию;

— отказаться на межгосударственном уровне от предоставления политического убежища религиозным экстремистам и террористам;

— ликвидировать различные представительства и центры, оказывающие моральную, материальную, техническую, организационную и финансовую помощь, подготовку и вербовку религиозных экстремистов и террористов.

На федеральном уровне необходимо:

— за преступления экстремисткой направленности установить абсолютно определённые санкции;

94 4. криминологические отрасли

— в уголовно-процессуальном законе установить обязанность дознавателя, следователя внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления (ст. 158 УПК РФ);

— расширить перечень преступлений (ст. 205, 205.1, 205.2, 280 УК РФ), в случае совершения которых может применяться конфискация имущества в соответствии со статьей 104.1 УК РФ;

— ужесточить меры уголовного наказания за пособничество экстремисткой деятельности;

— принимая во внимание, что часть преступников, объявленных в международный розыск за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе и террористического характера, проживают в ближневосточных мусульманских странах и продолжают свою преступную деятельность против России, ходатайствовать перед Правительством РФ о заключении с этими странами договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам террористической и экстремистской направленности;

— воссоздать в системе органов федеральной исполнительной власти государственный орган, координирующий деятельность учреждений и организаций по реализации государственной религиозной политики, осуществляющий постоянный мониторинг государственно-конфессиональных отношений в стране;

— совершенствовать законодательство, регламентирующее технологию контроля и противодействия использованию телекоммуникационной сети Интернет для распространения идей экстремистского и террористического характера и рекрутирования в экстремистско-террористические организации;

— создать в субъектах РФ аналитические группы по системному сбору и обработке информации об экстремистской активности и подготовке рекомендаций по противодействию экстремизму для глав субъектов Федерации;

— разработать и принять Федеральную целевую программу по предупреждению

экстремизма в Российской Федерации.

Внести в порядке законодательной инициативы предложения в Государственную Думу РФ:

— о введении в УК РФ новой статьи, предусматривающей ответственность за незаконное изготовление, приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ, взрывных устройств и их основных компонентов, исключив эти действия из составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 222 и 223 УК РФ. Предусмотреть за данные действия наказание в виде лишения свободы не менее 10 лет;

— о внесении дополнений в ст. 79 УК РФ, предусматривающих нераспространение условно-досрочного освобождения на лиц, осуждённых за террористическую или экстремистскую деятельность;

— о внесении в УПК РФ дополнений, предусматривающих рассмотрение уголовных дел о преступлениях, за которые предусмотрены наказания в виде лишения свободы свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, судом в составе трёх профессиональных судей и запрете рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, судами присяжных.

На республиканском уровне необходимо:

— укрепить силу общественного осуждения экстремистов и их близких со стороны старшего поколения дагестанцев-одно-сельчан, усилить социальный контроль за односельчанами, обучающимися в высших учебных заведениях городов республики;

— гармонично сочетать нормы обычного и действующего права;

— учитывая объём и сложность задач, которые стоят в борьбе с экстремизмом, в районах и городах республики уже введены 34 должности заместителя главы администрации по вопросам общественной безопасности. Это — умудрённые жизненным и профессиональным опытом люди, знающие изнутри складывающуюся ситуацию на подведомственной территории, многие из них выходцы из силовых структур. Они стараются эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами по пре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дупреждению экстремистских проявлений в муниципальных образованиях;

— установить контроль над паломниками, прибывающими после хаджа, а также над лицами в зарубежных исламских учебных заведениях;

— систематически проводить мероприятия по пресечению нелегального проживания и подпольной работы участников боевых действий и членов НВФ;

— осуществлять проверки паспортного режима, исключить проживание в общежитиях высших и средних учебных заведений иностранных граждан и лиц без гражданства, без регистрации;

— в районных и республиканских СМИ публиковать материалы, раскрывающие идеологическую основу и реакционную суть экстремизма;

— отдельной статьёй выделять в ежегодном бюджете республики денежные средства на мероприятия, направленные на профилактику и борьбу с экстремизмом и терроризмом;

— регулярно проводить социологический и статистический мониторинг факторов, способствующих религиозно-политическому экстремизму;

— ввести в программу общеобразовательных учреждений предмет «Религиоведение»;

— незамедлительно обнародовать с использованием средств связи и других технических возможностей решения уполномоченного органа о введении правового режима контртеррористической операции с указанием территории, на которой он введен, перечня применяемых мер и временных ограничений, а также об отмене такого режима;

— выработать механизмы конструктивного взаимодействия правоохранительных органов с бизнес-сообществом по пресечению любых попыток экстремистско-террористических групп по принуждению бизнесменов к финансированию их деятельности;

реализовать информационно-пропагандистские меры по формированию позитивной общественной оценки фактов правомерного применения силы против террористов, как необходимой меры для снижения числа и масштабов террористи-

ческих проявлений;

— подготовить предложения по совершенствованию федерального законодательства в части дифференцированного подхода к регулированию вопросов компенсации материального ущерба, причинённого жилищу или иному имуществу граждан в ходе проведения контртеррористического мероприятия;

— организовать встречи с авторитетными религиозными деятелями для поиска путей преодоления разногласий и раздробленности в их среде по вопросам единообразного толкования догм ислама, объединения усилий мусульманского духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом;

— осуществлять популяризацию пособия «Всё, что нужно знать о терроризме», что будет привлекать внимание к данной проблеме и побуждать население содействовать властям в выявлении террористических угроз;

— доносить до населения идею о недопустимости пособничества террористам, а также о катастрофической угрозе «гражданской халатности» — нежелании граждан самостоятельно беспокоиться о своей безопасности и безопасности окружающих.

На муниципальном уровне необходимо учесть, что распространение ваххабизма в Дагестане происходило снизу, поэтому главной составляющей противодействия экстремизму мы считаем эффективную деятельность органов местного самоуправления как наиболее приближённых к населению. Решение сложившейся проблемы во многом зависит от профессионализма и умения органов местного самоуправления оперативно реагировать на экстремистские проявления, используя действующее законодательство, потенциал традиционного ислама, а также арсенал позитивных обычаев Дагестана.

В целях разработки мер противодействия экстремизму при главах муниципальных образований функционируют общественные консультативные советы, куда входят признанные специалисты в области права из числа пенсионеров, профессорско-преподавательского состава ВУЗов республики, а также другие уважаемые и

96 4. криминологические отрасли

авторитетные лица, имеющие заслуги перед республикой.

Органам местного самоуправления рекомендуется закрепить за каждым населённым пунктом ответственных работников администрации муниципального района для отслеживания складывающейся ситуации и оказания своевременной помощи в предупреждении экстремистских проявлений.

Главам муниципальных образований во взаимодействии с правоохранительными органами следует проводить разъяснительную работу среди населения о недопустимости направления молодёжи на обучение в зарубежные религиозные учёбные заведения без предварительного согласования с государственным и общественным органом по делам религии.

Серьезным фактором противодействия экстремизму является создание в городских округах товариществ собственников жилья многоквартирных домов для совместного управления комплексом недвижимого имущества, которые обязаны поощрять органы местного самоуправления. Это сближает жильцов высотных домов.

Старшие по подъездам замечают появление подозрительных лиц, что позволяет получать упреждающую информацию.

На индивидуальном уровне необходимо:

— привлечь к антиэкстремистской работе ближайшее бытовое окружение членов НВФ с целью побуждения последних возвращению из леса.

В целях укрепления мира и согласия в Дагестане, Указом Президента РД от 02.11.2010 № 264 образована Комиссия при Президенте РД по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики. Комиссия включает 14 представителей от органов государственной власти, общественных и религиозных объединений. Они рассматривают ходатайства членов НВФ об оказании содействия в возвращении на родину, а также об оставлении их на свободе до суда. Органы государственной власти республики рассматривают вопрос об инициировании в Государственной Думе РФ вопроса об объявлении амнистии для членов вооружённого подполья в Дагестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.