Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ ДАНЗАС'

РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ ДАНЗАС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ КАТОЛИКИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОИСКИ / Ю. Н. ДАНЗАС / САНКТ- ПЕТЕРБУРГ / РЕПРЕССИИ / ЭМИГРАЦИЯ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

Статья посвящена религиозной и научной деятельности Юлии Николаевны Данзас. Предметом исследования являются основные вехи ее жизненного пути и религиозных исканий. В дореволюционный период она писала исследования по истории христианского сектантства и гностицизма, была статс-фрейлиной при российских императрицах, в годы Первой мировой войны сражалась в составе казачьего полка. Вернувшись в Петроград, Ю. Н. Данзас работала в Публичной библиотеке, преподавала в педагогическом институте, работала директором отделения Петроградского Дома ученых. Ее религиозные поиски завершились в 1920- 1921 гг. католическим постригом и переходом в движение русских католиков, где она играла одну из руководящих ролей. В 1923 г. Ю. Н. Данзас была арестована и приговорена к заключению в Соловецком лагере. После освобождения по ходатайству М. Горького она до своей кончины в 1942 г. проживала за границей, где продолжала активно заниматься религиозной и литературной деятельностью. Труды Юлии Данзас оставили заметный след в истории русской религиозной мысли и продолжают переиздаваться в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шкаровский Михаил Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS SEARCHES OF YULIA NIKOLAEVNA DANZAS

This article is dedicated to the religious and scientific activities of Yulia Nikolaevna Danzas. The subject of the study is the main milestones of her life and religious pursuits. In the pre-revolutionary period, she wrote research on the history of Christian sectarianism and gnosticism, was a state maid of honor to the Russian empresses, during the First World War she fought as part of a Cossack regiment. After returning to Petrograd, Yu. N. Danzas worked as a Public Library, taught at a pedagogical institute, and worked as a director of the Petrograd House of Scientists department. Her religious search ended in 1920-1921 with monastic tonsure and transition to the movement of Russian Catholics, where she played one of the leading roles. In 1923, Yu. N. Danzas was arrested and sentenced to imprisonment in the Solovetsky camp. After her release at the request of M. Gorky, she lived abroad until her death in 1942, where she continued to actively engage in religious and literary activities. Yulia Nikolaevna’s works have left a noticeable mark in the history of Russian religious thought and continue to be reprinted in our time.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ ДАНЗАС»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (13) 2023

М. В. Шкаровский Религиозные искания Юлии Николаевны Данзас

УДК 272-726.6-9

DOI 10.47132/2588-0276_2023_2_104 EDN JEGGPQ

Аннотация: Статья посвящена религиозной и научной деятельности Юлии Николаевны Данзас. Предметом исследования являются основные вехи ее жизненного пути и религиозных исканий. В дореволюционный период она писала исследования по истории христианского сектантства и гностицизма, была статс-фрейлиной при российских императрицах, в годы Первой мировой войны сражалась в составе казачьего полка. Вернувшись в Петроград, Ю. Н. Данзас работала в Публичной библиотеке, преподавала в педагогическом институте, работала директором отделения Петроградского Дома ученых. Ее религиозные поиски завершились в 1920— 1921 гг. католическим постригом и переходом в движение русских католиков, где она играла одну из руководящих ролей. В 1923 г. Ю. Н. Данзас была арестована и приговорена к заключению в Соловецком лагере. После освобождения по ходатайству М. Горького она до своей кончины в 1942 г. проживала за границей, где продолжала активно заниматься религиозной и литературной деятельностью. Труды Юлии Данзас оставили заметный след в истории русской религиозной мысли и продолжают переиздаваться в наше время.

Ключевые слова: русские католики, религиозные поиски, Ю. Н. Данзас, Санкт-Петербург, репрессии, эмиграция, литературная деятельность.

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский

Доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: shkarovs@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

Для цитирования: Шкаровский М.В. Религиозные искания Юлии Николаевны Данзас // Русско-Византийский вестник. 2023. №2 (13). С. 104-115.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (13)

2023

Mikhail V. Shkarovsky Religious searches of Yulia Nikolaevna Danzas

UDC 272-726.6-9

DOI 10.47132/2588-0276_2023_2_104 EDN JEGGPQ

Abstract: This article is dedicated to the religious and scientific activities of Yulia Nikolaevna Danzas. The subject of the study is the main milestones of her life and religious pursuits. In the pre-revolutionary period, she wrote research on the history of Christian sectarianism and gnosticism, was a state maid of honor to the Russian empresses, during the First World War she fought as part of a Cossack regiment. After returning to Petrograd, Yu. N. Danzas worked as a Public Library, taught at a pedagogical institute, and worked as a director of the Petrograd House of Scientists department. Her religious search ended in 1920-1921 with monastic tonsure and transition to the movement of Russian Catholics, where she played one of the leading roles. In 1923, Yu.N. Danzas was arrested and sentenced to imprisonment in the Solovetsky camp. After her release at the request of M. Gorky, she lived abroad until her death in 1942, where she continued to actively engage in religious and literary activities. Yulia Nikolaevna's works have left a noticeable mark in the history of Russian religious thought and continue to be reprinted in our time.

Keywords: Russian Catholics, religious searches, Yu. N. Danzas, St. Petersburg, repression, emigration, literary activity.

About the author: Mikhail Vitalievich Shkarovskiy

Doctor of historical Sciences, chief archivist of the Central state archive of Saint Petersburg, Professor of the Department of Church history of the Saint Petersburg theological Academy. E-mail: shkarovs@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1918-5319

For citation: Shkarovsky M. V. Religious searches of Yulia Nikolaevna Danzas. Russian-Byzantine Herald, 2023, no. 2 (13), pp. 104-115.

Одной из ярких фигур в российской послереволюционной эмиграции первой половины XX века являлась Юлия Николаевна Данзас (сестра Иустина). Эта была удивительная женщина, добивавшаяся значительного успеха почти во всех сферах своей

кипучей деятельности — научной, религиозной, литературной, придворной и даже военной. В настоящее время уже несколько исследователей писали об ее жизни и творчестве, однако не все их стороны до сих пор освещены полностью. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга хранится целый ряд документов Ю. Н. Данзас (в том числе ее личное дело в фонде Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и служебные материалы в фонде Комиссии по улучшению быта ученых), которые до сих пор лишь частично введены в научный оборот. Автором также было изучено следственное дело Ю.Н. Данзас 1923-1924гг. в Архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Данная статья написана, прежде всего, на основе этих документов.

Юлия родилась 9 мая 1879 г. в Афинах (хотя в некоторых анкетах указывала Санкт-Петербург), где ее отец, Николай Карлович Данзас, занимал должность первого секретаря Российской миссии и затем поверенного в делах. Она происходила из переселившегося в Россию во время Великой Французской революции старинного французского дворянского рода, приписанного 16 марта 1803 г. к курляндскому дворянству. Следует упомянуть, что Юлия Николаевна была внучатой племянницей секунданта на дуэли

A. С. Пушкина К. К. Данзаса. Ее детские годы прошли за границей, в зависимости от служебных перемещений отца, известного дипломата, посвящавшего свои досуги исследованиям по истории религий (автора книги на французском языке «Histoire naturelle de la crayance»). У Николая Карловича были имения в Изюмском уезде Харьковской губернии, общей площадью 1400 десятин, и Волчанском уезде, площадью 1200 десятин, где Юлия проводила часть времени. 6 января 1888 г. погиб ее отец, выстреливший себе в живот в результате психического расстройства (был похоронен на кладбище Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне), и в том же году девочка вместе с матерью и братом окончательно вернулась в Россию. Проживая в Санкт-Петербурге, Юлия Николаевна получила домашнее образование под руководством профессора

B. Ф. Боцяновского, а затем академика профессора В. Н. Перетца, с обширной программой занятий по истории, литературе и классической филологии1.

В 1895 г. Ю. Н. Данзас успешно сдала экзамен в 6-й мужской петербургской классической гимназии, после чего получила высшее образование за границей, слушая лекции в Парижском университете (Сорбонне), а также частные курсы по французской истории графа де-Сегюра и П. де-Нольяка. Одновременно она занималась сравнительной историей религий под руководством Гоблет-д'Алвилла, познакомилась с крупнейшими историками первоначального христианства в то время: А. Гар-наком и аббатом Л. Дюшеном. Вернувшись в Россию, Ю. Н. Данзас была членом

1 ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 2. Д. 737. Л. 3.

редакционной комиссии журнала «Окраины России», для которого писала исторические статьи, в основном об отношении России к скандинавским государствам. При этом она с 1907 г. вплоть до Февральской революции 1917 г. являлась статс-фрейлиной при российских императрицах Марии Федоровне и Александре Федоровне, заведовала благотворительными делами последней. В 1906 г. Юлия Николаевна выпустила в столице под псевдонимом «Юрий Николаев» свой первый значительный печатный труд — книгу «Запросы мысли» (2-е издание вышло в Санкт-Петербурге в 1908 г.) и приступила к исследованию истории средневековых западноевропейских христианских сект2.

Этот труд предполагался к изданию на французском языке для соискания ученой степени во Франции, однако остался неоконченным, так как Ю. Н. Данзас увлеклась другой темой — исследованием более раннего христианского сектантства и гностицизма (I—III вв.). Результатом данной работы стала книга «В поисках за божеством. Очерки по истории гностицизма», вышедшая на русском языке в Санкт-Петербурге в 1913 г. (под псевдонимом «Юрий Николаев», как и первая книга). Это издание вызвало большой интерес у писателя Максима Горького, который познакомился с Ю. Н. Данзас и в дальнейшем вплоть до конца жизни относился к ней с большой личной симпатией, неоднократно помогал и даже несколько раз спасал ее из заключения. Помимо книг, Юлия Николаевна также писала отдельные статьи, в основном литературного и публицистического характера. В частности, четыре ее статьи по финляндскому вопросу, направленные против финского сепаратизма, были опубликованы в 1909-1911 гг. в газете «Окраины России» под псевдонимом «Наш»3.

В 1914 г. Ю. Н. Данзас планировала продолжать намеченную работу в Риме и Париже, воспользовавшись приглашением, полученным от известного историка Церкви кардинала Л. Дюшена; кроме того, ей было предложено постоянное сотрудничество во французском журнале «Revue de l'Histoire des Religions». Однако эти планы были нарушены Первой мировой войной. С августа 1914 г. Юлия Николаевна около трех лет добровольно находилась на фронте, где сначала служила заведующей полевым подвижным складом Красного Креста № 1, а затем сотником казачьего полка. На допросе 2 января 1924 г. она рассказывала: «Во время войны 1914 г. я как последовательная патриотка уехала на фронт, где работала в Кр[асном] Кресте Западного фронта, сперва как Пом[ощник] Управляющего складом Зап[адного] фронта, а потом Зав[едующим] Полевым подвижным складом при 10 армии. В 1916 г. поступила добровольцем в 18 Оренбургский Казачий полк, вначале в качестве рядового казака, а потом была назначена урядником III сотни того же полка. Во время моего пребывания в полку участвовала в боевых действиях, имела георгиевское отличие. В декабре 1916 г. полк был уведен в Галицию, куда я не пошла. В марте 1917 г. я вернулась в Петроград, и уже по семейным и экономическим обстоятельствам не могла вернуться обратно»4.

За проявленную в боях личную храбрость Ю. Н. Данзас была награждена Георгиевским крестом. После ее возвращения в Петроград Временное правительство предложило Юлии Николаевне командовать женским ударным «батальоном смерти», но она отказалась. Ее отношение к происходившим в России после Февральской революции событиям ярко выражено в статье «Национальное самоубийство», опубликованной в газете «Русская свобода» под псевдонимом «Ю. Николаев», где она обвиняла интеллигенцию в распространении «яда антинационализма» среди народа, что якобы и привело к национальной катастрофе5.

В 1917 г. Юлия Николаевна возбудила ходатайство о допущении к защите магистерской диссертации по всеобщей истории при Петроградском университете и получила принципиальное согласие в виду наличия достаточного количества научных трудов, но отмена ученых званий заставила отказаться от этого намерения. В 1918 г. она была

2 Там же.

3 Там же. Л. 3-4.

4 АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-85381. Т.1. Л. 174.

5 Николаев Ю. Национальное самоубийство // Русская свобода. 1917. № 18.

одним из организаторов «Союза соборной премудрости» и членом Философского общества при Петроградском университете. 23 октября 1918 г. Ю. Н. Данзас, как выдающийся знаток античной философии и гностических сект, поступила на работу в Российскую Публичную библиотеку помощником библиотекаря, в отделение богословия, переименованное вскоре в отделение культов, для работы по каталогизации6.

В январе 1919 г. она была определена начинающим научным сотрудником. Успешной службе в библиотеке способствовало ее хорошее знание многих иностранных языков: французского, немецкого, английского, шведского, итальянского, польского, древнегреческого и латыни. Несколько месяцев Ю. Н. Данзас была заведующей отделения культов, в марте 1919 г. ее перевели в отделение классической филологии, а затем, в конце 1919 г., в отделение инкунабулов, в июне 1920 г. на нее возложили обязанности заведующей этими отделениями7. Юлия Николаевна участвовала в работах по приемке библиотеки Б. В. Никольского, выделении в фондах коллекции «Скегошса», составлении каталога коллекции инкунабулов, вела занятия на курсах Публичной библиотеки, где преподавала описание старопечатных книг и историю библиотек в Западной Европе и в России8.

Кроме того, Юлия Николаевна с 12 сентября 1919 по 1923 гг. преподавала историю Франции, французскую историческую литературу (на французском языке) и историю Великобритании (на английском языке) в 3-м Петроградском педагогическом институте имени А. И. Герцена. 25 декабря 1919 г. она писала в Совет института: «Вследствие запроса от 23 сего декабря № 4881 о возможности выезда из Петрограда вслед за Институтом, в случае эвакуирования последнего, имею честь уведомить, что такой выезд лично для меня не представляется возможным, так как я лишена возможности покинуть Петроград по служебному положению (основная служба в Российской Публичной Библиотеке) и по семейным обстоятельствам, имея на руках семью из нетрудоспособных и больных стариков, нуждающихся не только в моем заработке, но и в личном моем попечении и заботах, увезти же их с собою не могу по состоянию их здоровья»9. К счастью для Юлии Николаевны эвакуация института не состоялась. В это время она проживала с престарелой матерью, двумя тетями и дядей по адресу: Захарьевская ул., д. 15, кв. 510.

Вскоре Ю. Н. Данзас по личным обстоятельствам пришлось примерно на месяц прервать преподавание. 28 января 1920 г. она писала в канцелярию 3-м Петроградского педагогического института о постигшем ее на улице несчастье: «...переехали меня сани, причинив серьезный ушиб спины». Далее в письме Юлия Николаевна отмечала: «Теперь я поправилась, но нахожусь неотлучно при моей умирающей матери, и принуждена отложить всякие иные занятия до ее кончины, ожидаемой с часу на час. Полагаю, что хлопоты по похоронам и сопряженные с ними формальности займут не менее недели, вследствие чего вряд ли мне удастся возобновить свои лекции даже в будущую пятницу (6 февраля), и, дабы не вводить своих слушателей в заблуждение, я считала бы наиболее правильным назначить сроком ближайшей своей лекции следующую пятницу, 13-го февраля»11. Мать Ю. Н. Данзас — урожденная Ефросиния Эммануиловна Аргиропуло (дочь драгомана при Российской миссии в Константинополе, происходившая по прямой линии от византийского императора Романа Аргира) скончалась 8 февраля 1920 г., и была похоронена на кладбище Петроградского Воскресенского Новодевичьего монастыря12.

6 ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 2. Д. 737. Л. 3-4.

7 Стратановский С.Г. Данзас Юлия Николаевна // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 2. СПб., 1999. С. 234-238.

8 ЦГАЛИ СПб. Ф. 97. Оп. 1. Д. 7; Д. 101; Стратановский С.Г. «Куда мы идем? Всегда домой»: Судьба Ю. Н. Данзас // Вечерний Петербург. 1995. 23 мая.

9 ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 2. Д. 737. Л. 9.

10 Там же. Л. 8.

11 Там же. Л. 10-10 об.

12 Там же. Ф. 6143. Оп. 1. Д. 2253. Л. 84.

Помимо работы в Публичной библиотеке и преподавания в педагогическом институте Ю. Н. Данзас также сотрудничала с издательством «Всемирная литература», подготовив большую монографию «Платон» (в 1922 г.) и очерк «Монтескье», занималась переводами, читала отдельные лекции по французской и английской истории во 2-м Государственном университете (Психоневрологическом институте) и с марта 1920 г. до осени 1921 гг. по протекции Максима Горького была заведующей отделением Петроградского Дома ученых на Потемкинской ул., 7, а также заведующей отдела ученых Комиссии по улучшению быта ученых («КУБУ»). При этом Юлия Николаевна в данный период проживала вместе с тетей на Потемкинской ул., 7 в двух комнатах кв. №3 и состояла в профсоюзе работников просвещения и социальной культуры13.

5 марта 1920 г. Ю. Н. Данзас была впервые арестовала Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией. 6 марта председатель Комиссии по улучшению быта ученых Максим Горький, уже несколько лет близко знавший Юлию Николаевну, отправил руководству Петроградской ЧК ходатайство об ее освобождении, в котором говорилось: «Комиссия по улучшению быта ученых получила известие об аресте ученого библиотекаря Публичной библиотеки и заведующей Домом ученых по Потемкинской ул., д. № 7 Юлии Николаевны Данзас. Принимая во внимание как научную работу Ю. Н. Данзас, так и выполняемые ею обязанности по Дому ученых, Комиссия просит ЧК о внеочередном допросе арестованной и, в случае обнаружения ее невиновности, о немедленном ее освобождении»14.

Учтя ходатайство Максима Горького, арестованную в тот же день — 6 марта — освободили под подписку о невыезде, а 18 октября 1920 г. дело было прекращено за отсутствием состава преступления. В действительности Юлия Николаевна в тот момент еще не была сотрудницей Комиссии по улучшению быта ученых, она лишь через девять дней после освобождения — 15 марта — официально приступила к работе заведующей отделением Петроградского Дома ученых на Потемкинской ул.15

Летом 1920 г. Ю. Н. Данзас, которая после многих лет религиозно-философских исканий и смерти глубоко верующей православной матери собиралась присоединиться к Католической церкви, познакомилась с экзархом русских католиков протопресвитером Леонидом Федоровым. Он выступил с докладом в Доме ученых и произвел на Данзас большое впечатление. Приняв предложение протопресвитера, Юлия Николаевна согласилась стать католичкой восточного, а не латинского обряда, приняв католичество 17 ноября 1920 г. в русской греко-католической церкви Сошествия Святого Духа на Бармалеевой ул. На допросе 2 января 1924 г. она говорила: «Познакомившись с обоснованием вопроса о восточном обряде, как наиболее подходящей форме католицизма для России, я решила работать именно в этой области. Критерием этому служило следующее: Русская церковь, еще тогда развалившаяся, могла принять идею соединения церквей на почве Флорентийской унии. Этого соединения добивался давно Рим. К этому времени православная церковь начала проявлять признаки разложения, лишившись государственной опоры. Поэтому такое положение давало надежды на успех в деле соединения церквей. Несмотря на то, что я, лично, была более склонна к латинскому обряду, но учитывая, что для широких масс русского народа католицизм в его латинской форме будет всегда неприемлем, и, желая посвятить себя делу пропаганды католицизма в России, я решила, что наиболее полезной для дела формой служения будет моя работа в восточном обряде. На этом основании я и приняла католичество по восточному обряду и с этого дня служила по мере сил католической церкви восточного обряда»16.

Следует упомянуть, что возникшее в начале XX в. движение русских католиков являлось ярким примером прозелитизма Ватикана и вторжением католицизма

13 Там же. Ф. 2995. Оп. 1. Д. 40.

14 Там же. Оп. 3. Д.1. Л. 41.

15 Там же. Оп. 1. Д. 40.

16 АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-85381. Т. 1. Л. 174-175.

на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Это движение получило некоторое распространение после Февральской революции 1917 г., прежде всего, в среде интеллигенции Петрограда и Москвы. При этом Ватикан явно воспользовался послереволюционным «разбродом и шатанием» в стране.

С 1 марта 1917 г. в столице проживал освобожденный из ссылки греко-католический митрополит Андрей Шептицкий Он активно занялся каноническим устройством Русского экзархата. 29 мая в Петрограде открылся Первый (и последний) Собор так называемой «Русской Католической Церкви», 31 мая на нем была прочитана специальная грамота митрополита Андрея (имевшего на это полномочия от Папы Римского) об установлении в России экзархата. Своим представителем митрополит назначил Леонида Федорова с титулом митрофорного протопресвитера. Были также приняты «Постановления епархиального Собора Греко-католической Церкви»17.

В июне 1917 г. Временным правительством был утвержден Русский экзархат восточного обряда и подтверждены полномочия Андрея Шептицкого, который через месяц покинул Петроград. Однако движение русских католиков существенного распространения не получило, в основном ограничившись узким кругом столичной интеллигенции. В начале 1918 г. в России было 8 католических священников восточного обряда и около 1000 прихожан, из них более 400 в Петрограде. В 1922 г. число русских католиков в стране снизилось до 200 с небольшим, и эта тенденция продолжилась и в дальнейшем18.

Переход Ю. Н. Данзас в католицизм, вероятно, был связан не только с ее религиозными исканиями, но и с французским происхождением по линии отца, трагедией распада Российской империи и гибели лично близкой ей царской семьи, а также властным характером, стремлением занять лидирующие позиции в религиозной жизни, что для нее в Русской Православной Церкви было невозможным.

Уже вскоре после конвертации Ю. Н. Данзас стала одной из ближайших помощниц и влиятельных сотрудников экзарха русских католиков. Через некоторое время Юлия Николаевна решила осуществить свое давнее желание — принять католический постриг. В доме, где жил протопресвитер Леонид Федоров (Малый проспект Петроградской стороны, д.76/78, кв. 9. на углу ул. Подрезова), она сняла квартиру № 19, где должна была разместиться католическая монашеская община. Вместе с ней поселилась Екатерина Башкова. Так 14 сентября 1921 г. было положено начало католической монашеской общине Святого Духа. Юлия Николаевна приняла имя Иустина, а Екатерина Башкова — Евпраксия. Были и еще желавшие поступить в общину, но в небольших комнатах уже не было места. У общины были две задачи — развитие восточного обряда и воспитание детей. Сестры убирали в церкви, топили в ней, помогали на службах. Кроме того, они официально работали в государственных учреждениях. В частности, сестра Иустина по-прежнему работала в Публичной библиотеке и преподавала в 3-м Петроградском педагогическом институте имени А. И. Герцена. Постриг она приняла 25 марта 1922 г.19

В том же году в Париже была опубликована переданная за границу статья Ю. Н. Данзас «Католическое будущее России» — L'avenir catholique de la Russie // Echos d'Okient. Paris, 1922. № 127/128. P. 396-409 (См. русский перевод: Символ. Париж. 1997. №37. С. 159-174).

Вскоре советские власти начали кампанию изъятия церковных ценностей «для нужд голодающих Поволжья». 9 мая 1922 г. Ю. Н. Данзас была вынуждена присутствовать при определении специальной комиссией подлежащих изъятию ценностей в церкви католиков восточного обряда Сошествия Святого Духа20. В тот же день

17 РГИА. Ф. 826. Оп. 1. Д. 1929. Л. 155-160.

18 Там же. Л.115, 134, 139; MailleuxP. Exarch Leonid Fedorov: Bridgebuilder between Rome and Moskow. New York, 1949. Перевод. Машинопись. С. 109-110; Диакон Василий ЧСВ (фон Бур-ман). Леонид Федоров. Жизнь и деятельность. Рим, 1966. С. 455, 471.

19 Диакон Василий ЧСВ (фон Бурмин). Леонид Федоров. Жизнь и деятельность. С. 424-429.

20 ЦГА СПб. Ф. 151. Оп. 2. Д. 137. Л. 22-22 об.

Петроградский райисполком выдал мандат на изъятие оттуда вещей из драгоценных металлов. Но прихожане сумели договориться о выкупе этих предметов за равное по весу количество серебра, и 16 мая отец Леонид Федоров внес собранный выкуп. 5 декабря 1922 г. католическая церковь Сошествия Святого Духа была опечатана представителями советских властей, и службы в ней навсегда прекратились21.

10 марта 1923 г. оказался арестован протопресвитер Леонид Федоров, заключенный в Бутырской тюрьме Москвы. Ю. Н. Данзас четыре раза приезжала на свидание с ним в Москву. Она рассказала экзарху о печальных событиях в Петрограде, связанных с окончательным официальным закрытием церкви Сошествия Святого Духа в июне 1923 г. Делегацию от прихода русских католиков городские власти отказались принять, но Ю. Н. Данзас удалось встретиться с секретарем Петроградского совета Ларионовым. На вопрос о причине закрытия он откровенно заявил ей: «Ополячится тысяча, ну десять тысяч человек. Это нам не страшно. А в подлую федоровскую церковь пойдут миллионы, пойдут в католическую интернациональную организацию! Не просите, вопрос решен: церковь будет ликвидирована». Юлии Николаевне удалось добиться только обещания предупредить об окончательной ликвидации заранее. Благодаря этому была получена возможность вынести алтарные принадлежности22.

21 июня уполномоченный Петроградского райисполкома в присутствии Ю. Н. Данзас изъял мебель и церковный инвентарь — всего 73 предмета, после чего церковь была вновь опечатана. И только 20 октября 1923 г. поступило официальное уведомление: «Предлагается оповестить приходской Совет Греко-Католической церкви, что просьба о пересмотре постановления Президиума Петрогубисполкома о закрытии вышеупомянутой церкви отклонена ВЦИК от 5/У1-23 г. № 5644/к».23 Вскоре церковное помещение было передано жилищному товариществу под жилье.

Тяжелейший удар движению русских католиков был нанесен в конце 1923 — начале 1924 г. В течение пяти месяцев ГПУ арестовало 62 человека — 26 в Петрограде, 35 в Москве и одного в Киеве. Возникло пять-шесть следственных дел, объединенных затем в одно. Разработкой и осуществлением всех «операций» руководил секретный отдел ОГПУ в Москве24.

Именно от него 16 ноября была отправлена в Петроград шифротелеграмма о необходимости проведения и там арестов русских католиков: «...считаю необходимым в самом срочном порядке (ранее, чем до них дойдут слухи о ликвидации в Москве) произвести самые тщательные обыски. Необходимо обнаружить и арестовать гр. Данзас Юлию Николаевну (сестра Иустина), так как она является одним из серьезных руководителей, а также держала связь с экзархом Федоровым»25.

И в ночь с 17 на 18 ноября 1923 г. были арестованы Ю. Н. Данзас и еще несколько русских католиков. 23 ноября из Москвы пришла еще одна шифротелеграмма: «Главарей необходимо арестовать. В отношении остальных, в зависимости от активности, поступать по Вашему усмотрению. При обысках искать необходимо: разного рода письменные связи с другими городами, заграницей, экзархом Федоровым, разного рода вырезки из газет о фашистском движении, церковном движении, гонениях на католическую церковь»26.

Переведенную 19 декабря 1923 г. в московскую Новинскую, а затем Лубянскую тюрьму Ю. Н. Данзас 2 января 1924 г. допрашивали и относительно двух, исходящих от нее документов, обнаруженных при обыске у руководительницы московской общины русских католиков игумении Екатерины Абрикосовой — «Моя беседа с секретарем Петросовета» (по поводу закрытия церкви Сошествия Святого Духа) и письма

21 Там же. Л. 32, 35, 48.

22 Диакон Василий ЧСВ (фон Бурман). Леонид Федоров. Жизнь и деятельность. С. 574.

23 ЦГА СПб. Ф. 151. Оп. 2. Д. 137. Л. 61, 63.

24 АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-85381. Т. 1. Л. 320-330.

25 Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня.». М., 2001. С. 14.

26 Там же.

Леониду Федорову о «бабском бунте» (демонстрации протеста двух тысяч прихожанок католических храмов в мае 1923 г. против заключения договоров о передаче этих церквей в пользование верующих)27.

Называть на допросе членов русско-католической общины Юлия Николаевна, охарактеризованная как «теоретически убежденная монархистка», отказалась, заявив: «Не желаю своими указаниями подводить совершенно ни в чем неповинных людей». По словам Ю. Н. Данзас после революции 1917 г. ее «очень задели вопросы распада величия России и страшно огорчало ее кромсание на части», в результате чего появилась статья «Национальное самоубийство», найденная при обыске. К советской власти отношение сначала было безразличное. Затем, убедившись в ее прочности, Юлия Николаевна, по ее словам, «также убедилась в том, что эта власть может во многих случаях защищать интересы России». Внутренняя же политика советских властей вызывала «несочувствие, но чисто теоретическое», за исключением вопроса религиозного. «Здесь, — подчеркнула на допросе Ю. Н. Данзас, — я оказывала активное сопротивление с того момента как стала католичкой»28.

До закрытия церкви Сошествия Святого Духа Юлия Николаевна исполняла обязанности псаломщика и была членом приходского комитета («двадцатки»), кроме того, читала доклады и лекции при храмах, например, в католическом соборе св. Екатерины следующие: «Рим как центр христианства», «Флорентийская уния», «Варфоломеевская ночь», «Канонизация святых в XIX веке» и др. Посещала она также заседания богословского кружка русских католиков, но членов его назвать отказалась. Ю. Н. Данзас подтвердила, что приезжала летом 1923 г. в Москву для свидания в тюрьме с отцом Леонидом Федоровым. Встречалась она также с возглавлявшим миссию Ватикана по оказанию помощи голодающим России священником Эдмундом Уолшем. При его содействии было получено более 20 посылок с продуктами для петроградцев. Тогда же Е. Абрикосова передала Ю. Н. Данзас выдержки из речи Папы Римского на консистории, в которой шла речь о гонениях на Католическую церковь в России. Юлия Николаевна перевела ее с итальянского, напечатала в трех экземплярах и распространила среди прихожан29.

Общее обвинительное заключение было составлено 24 апреля 1924 г. на 56 человек. Их обвинения звучали стандартно. «Вина» Ю. Н. Данзас якобы заключалась в активном участии в работе Ленинградской контрреволюционной организации, распространении контрреволюционных листовок и организации контрреволюционных кружков. Постановление Коллегии ОГПУ от 19 мая 1924 г. было жестоким. В частности, Юлию Николаевну приговорили к 10 годам тюремного заключения30.

После вынесения приговора Ю. Н. Данзас сначала отбывала срок в Иркутском по-литизоляторе, а с 11 сентября 1928 г. — в Соловецком лагере особого назначения. Здесь она работала счетоводом и библиотекарем Соловецкого музея, в сентябре 1931 г. ее перевели на ст. Медвежья Гора, в управление строительством Беломорско-Балтийского канала, где Юлия Николаевна работала в отделе статистики31.

Интересные воспоминания о ней оставил также бывший узником Соловецкого лагеря академик Д. С. Лихачев: «Писать о Ю. Н. Данзас как-то особенно трудно. Она была сложным человеком, и не в том смысле, который вкладывается в это понятие сейчас (т.е. „не очень хороший"), а в смысле буквальном: ее душевная жизнь была под покровом нескольких культурных наслоений. С одной стороны, аристократическое происхождение и положение статс-фрейлины императрицы Александры Федоровны. С другой — доктор Сорбонны, автор исследований по религиозным вопросам. С одной стороны, постоянно взыскующая истины, мятущийся религиозный

27 АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-85381. Т. 1. Л. 315.

28 Там же. Л. 175-176.

29 Там же. Л. 165-176.

30 Книга памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР / Авт.-сост. о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000. С. 438-439.

31 АУФСБ СПб ЛО. Ф. арх.-след. дел. Д. П-85381. Т. 1.

мыслитель, а с другой — крайне нетерпимая католичка, как бы познавшая всю истину в спорах с православными или с католиками других направлений, готовая даже на Соловках с некоторым высокомерием относиться к страданиям многочисленного православного духовенства, даже писать в лагерной прессе о существовании инквизиции в Православной Церкви, тем самым фактически помогая антирелигиозной пропаганде. С одной стороны, изысканно воспитанная, а с другой — постоянно вступавшая в конфликты с соседями и одновременно находившая общий язык с Горьким. Еще и еще! С одной стороны, русская, патриотка, во время первой мировой войны поступившая в уральские казаки и сидевшая в окопах на передовой, а с другой, — как-то внезапно ощутившая себя потомком французского эмигранта и своими антирусскими высказываниями в Риме впоследствии (в конце 30-х — начале 40-х гг. на своей лекции в „Руссикуме") возбудившая негодование самого Вячеслава Иванова. В целом Ю. H. Данзас была очень рационалистична, а потому плохо разбиралась в людях. Однако своим родовым (точнее — родовитым) чутьем высказывала о поведении людей очень интересные и верные мысли...»32

В январе 1932 г. Юлия Ииколаевна была досрочно освобождена по ходатайству Максима Горького, который, по некоторым сведениям, увидел ее во время посещения лагеря. В декабре 1933 г. Ю. H. Данзас, опять же при содействии Горького, выехала в Германию, выкупленная за 20 тыс. франков эмигрировавшим из России еще в 1918 г. и проживавшим в Берлине братом Яковом Николаевичем Данзасом (также русским католиком, умершим в 1942 г.). В том же году, пробыв некоторое время в Берлине у брата, она поселилась во Франции, где в монастыре г. Прулль вступила в Доминиканский орден сестрой-терцианкой с именем Екатерина.

С осени 1935 г. Ю. H. Данзас работала в Доминиканском центре изучения России «Истина» в г. Лилле. Там она издавала журнал «Russie et Chrétiente», писала много статей и книг на французском языке. Использовав отчет, составленный ею в Берлине по указанию отца Менна, Ю. H. Данзас написала свои воспоминания узницы в СССР в виде очерка под заглавием «Красная каторга». «Истина» издала его как 1-й выпуск своих сборников — «Bagne rouge. Souvenirs d'une prisonnière an pays des Soviets. Juvisy, 1935» (См. русский перевод: Символ. Париж, 1997. № 37. С. 105-148). Одновременно с этим очерком Юлия Ииколаевна написала на ту же тему произведение более личного характера — «Письма из тюрьмы». Следующим крупным произведением Ю. H. Данзас было исследование «Религиозный путь русского сознания», составившее 2-ю книгу сборника «Истины» — «L'Itinéraire religieux de la conscience russe. Juvisy, 1935» (См. русский перевод: Символ. Париж. 1997. № 37. С. 175-272). В ней Юлия Иико-лаевна подвела в сжатой форме итоги своего многолетнего и всестороннего изучения России и ее духовного прошлого. Этой же теме была посвящена статья 1936 г. «Les réminiscences gnostiques dans la philosophie religieuse russe moderne» (См. русский перевод: Символ. 1998. № 39).

Две последние работы были написаны с католических позиций. Ю. H. Данзас отмечала в русском Православии якобы присутствующие элементы манихейского и богомильского дуализма, критиковала славянофилов, считала П. Чаадаева и В. Соловьева важнейшими фигурами в истории русской философии. Книга «Религиозный путь русского сознания» вызвала резко отрицательный отзыв знаменитого русского философа-эмигранта H. А. Бердяева. Юлия Ииколаевна считала учение профессора Парижского Свято-Сергиевского богословского института прот. Сергия Булгакова о Святой Софии проявлением неогностицизма и поддерживала его осуждение Русской Православной Церковью за границей и Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Прямую преемственность между древним гнози-сом и русской философией Ю. H. Данзас видела только у В. Соловьева, а у о. Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского отмечала опосредованные западным оккультизмом гностические влияния.

32 Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1995. С. 231.

В декабре 1936 г. состоялся переезд Ю. Н. Данзас вместе с Доминиканским центром изучения России из Лилля в Париж. Лично для нее этот переезд имел большое значение, в связи с возможностью работать совместно с князем П. М. Волконским. Он же мог воспользоваться присутствием Юлии Николаевны в Париже, чтобы пополнить собранный им архив свидетельскими показаниями Данзас. Сотрудничество с ней позволило князю завершить его многолетний труд. В августе-сентябре 1937 г. он записал с ее слов воспоминания об экзархе Леониде Федорове, об «Абрикосов-ской общине» и ряд других. Копии сделанных записей П. М. Волконский посылал во Львов греко-католическому митрополиту Андрею Шептицкому. Работа была закончена к началу 1938 г. личными воспоминаниями — «Духовный путь Ю. Н. Данзас». Оставленный ею материал в архиве Волконского дополняет статья, написанная двумя годами раньше — «Католики в России» и напечатанная в 1936 г. В ней Юлия Николаевна говорит о том, что представлял собой «католический элемент» в православной России, какими были его начинания и дальнейшая судьба. В Париже Ю. Н. Данзас являлась прихожанкой русской католической церкви Св. Троицы.

Перед самым началом Второй мировой войны Ю. Н. Данзас отправилась в Великобританию, чтобы принять участие в устраивавшейся в Кембридже «русской неделе». Это была так называемая «летняя школа» — курсы, посвященные русским делам, на которых читались доклады (на английском языке). Устраивал их иезуит отец Джон Райдер. В 1939 г. на них, в числе других, присутствовал русский священник Димитрий Кузьмин-Караваев. Юлия Николаевна выступала докладчицей и после общего разъезда задержалась еще на некоторое время в Великобритании, где была избрана членом-корреспондентом Лондонского общества психологических исследований. Ее встреча с отцом Дмитрием была первой после того, как они расстались 29 сентября 1922 г. в Петрограде, перед посадкой на пароход в день его высылки за границу. Вскоре Юлия Николаевна смогла осуществить свою давнюю мечту — поселиться в Риме, который был конечной целью ее стремлений после выезда из СССР. Она не раз заявляла: «Я родилась в Афинах, мечтой моей было всегда — кончить жить в Риме!»33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осенью 1939 г. Ю. Н. Данзас переехала в Рим к своему старому другу по Санкт-Петербургу Владимиру Владимировичу Юрьеву (бывшему российскому дипломату). Здесь она читала лекции в папской коллегии «Руссикум» и в других местах, в числе ее знакомых были католические епископ Александр Евреинов, священник Александр Сипягин, княжна Мария Михайловна Волконская, художница Римма Николаевна Бра-иловская (вдова умершего в 1937 г. в Риме художника Леонида Браиловского) и другие русские католики, а также известный поэт и писатель Вячеслав Иванов. Впрочем у последнего были конфликты с Ю. Н. Данзас из-за ее некоторых антирусских высказываний. После квартиры В. В. Юрьева Юлия Николаевна проживала в монастыре на via Pineta Sacchetti, а с мая 1940 г. в съемной комнате на via Napoleone III. Здесь она писала на русском языке свой главный труд «Католическое Богопознание и марксистское безбожие» (фактически по заказу кардинала Тиссерена) и на французском языке роман об императрице Александре Федоровне, которую лично хорошо знала.

В начале 1941 г. Ю. Н. Данзас, благодаря финансовой помощи кардинала Тиссерена, переехала в пансион к испанским сестрам на via Palestra, где прожила последние полтора года. Юлия Николаевна смогла получить личную аудиенцию у папы Пия XII и передала ему то, что ей поручили сказать заключенные католики, погибавшие в советских лагерях. Папа указал Ю. Н. Данзас изложить ему письменно все, что она сделала в своей жизни для Католической церкви, что Юлия Николаевна и выполнила. В 1941 г. в Риме была издана на русском языке последняя книга Ю. Н. Данзас «Католическое Богопознание и марксистское безбожие», другая ее книга — на итальянском языке об императрице Александре Федоровне — «L'Imperatrice tragica e il suo tempo. Verona, 1949» вышла уже после смерти автора. Скончалась Юлия Николаевна Данзас

33 Диакон Василий фон Бурман. Духовный путь Ю. Н. Данзас. От рационализма к Вселенской Церкви // Символ. 1997. № 37. С. 96.

через пять дней после внезапного сердечного приступа 13 апреля 1942 г. в своей комнате на via Palestra и была похоронена в Риме34.

Подводя итог, следует указать, что деятельность и научное творчество Ю. Н. Данзас занимает заметное место в религиозно-философских исканиях российской интеллигенции первых десятилетий XX в., в том числе в эмиграции. В ходе этих поисков Юлия Николаевна уже в послереволюционный период сделала неоднозначный и по своему трагический выбор, присоединившись к движению русских католиков, что определило всю ее дальнейшую судьбу. Пережив разгром движения со стороны ОГПУ и выдержав многолетнее заключение в тюрьмах и лагерях, она продолжила идти по выбранному пути и в эмиграции, вплоть до своей кончины в Риме в 1942 г.

Источники и литература

Источники

1. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб ЛО). Ф. архивно-следственных дел. Д. П-85381. Т. 1.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 8409. Оп. 1. Д. 26; Д. 75; Д. 113; Д. 256; Д. 728.

3. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 826. Оп. 1. Д. 1929.

4. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 97. Оп. 1. Д. 7; Д. 101.

5. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф.151. Оп.2. Д. 137; Ф. 2995. Оп. 1. Д. 40; Оп. 3. Д. 1; Ф. 4331. Оп. 2. Д. 737; Ф. 6143. Оп. 1. Д. 2253.

Литература

6. Диакон Василий фон Бурман. Духовный путь Ю. Н. Данзас. От рационализма к Вселенской Церкви // Символ. 1997. № 37. С. 7-104.

7. Диакон Василий ЧСВ (фон Бурман). Леонид Федоров. Жизнь и деятельность. Рим, 1966. 836 с.

8. Книга памяти. Мартиролог Католической церкви в СССР / Авт.-сост. о. Б. Чаплиц-кий, И. Осипова. М.: Серебряные нити, 2000. 767 с.

9. Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб.: Logos, 1995. 519 с.

10. Мосин А. «Искушение» католицизмом, или В поисках за Божеством // Символ. 1997. №37. С. 149-158.

11. Николаев Ю. Национальное самоубийство // Русская свобода. 1917. № 18, 19.

12. Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня.». М.: Серебряные нити, 2001. 243 с.

13. Стратановский С.Г. «Куда мы идем? Всегда домой»: Судьба Ю.Н. Данзас // Вечерний Петербург. 1995. 23 мая.

14. Стратановский С.Г. Данзас Юлия Николаевна // Сотрудники Российской национальной библиотеки — деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 2. СПб., 1999. С. 234-238.

15. Parravicini G., Stratanovskij S. Julija Danzas. Milano, «Casa di Matriona», 2001. 149p.

16. Mailleux P. Exarch Leonid Fedorov: Bridgebuilder between Rome and Moskow. New York, 1949. Перевод. Машинопись. 182 с.

34 ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 26. Л. 156-158; Д. 75. Л. 107-108; Д. 113. Л. 11, 281, 296; Д. 256. Л. 19-21; Д. 728. Л. 75-81; Мосин А. «Искушение» католицизмом, или в поисках за Божеством // Символ. 1997. № 37. С. 149-158; Parravicini G, Stratanovskij S. Julija Danzas. Milano, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.