Научная статья на тему 'Религиозные аспекты назначения наказания'

Религиозные аспекты назначения наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА / РЕЛИГИОЗНЫЕ САНКЦИИ / RELIGIOUS SANCTIONS / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ШТРАФ / FINE / MYTHICAL VIEW OF THE WORLD / RELIGIOUS VIEW IF THE WORLD / PURPOSE OF PROSECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шушпанов Е.С.

В статье проведен анализ основ и предпосылок развития института назначения наказания в древних и средневековых обществах. Использованы мифологические и религиозные воззрения, в рамках которых сформировались представления о целях и принципах наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious aspects of sentencing

In this article basis and prerequisites development of the penal institution in ancient and medieval societies are analyzed. Mythical and religious attitudes that have influence over the purpose and principles of prosecution are used.

Текст научной работы на тему «Религиозные аспекты назначения наказания»

Е. С. ШУШПАНОВ доцент кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных

„ дисциплин Псковского филиала Академии ФСИН России,

Е. Б. БНШНРАКОУ , ж

кандидат философских наук

Религиозные аспекты назначения наказания

Religious aspects of sentencing

Аннотация. В статье проведен анализ основ и предпосылок развития института назначения наказания в древних и средневековых обществах. Использованы мифологические и религиозные воззрения, в рамках которых сформировались представления о целях и принципах наказаний.

Ключевые слова: мифологическая картина мира, религиозная картина мира, религиозные санкции, цели наказания, лишение свободы, штраф.

Abstract. In this article basis and prerequisites development of the penal institution in ancient and medieval societies are analyzed. Mythical and religious attitudes that have influence over the purpose and principles of prosecution are used.

Keywords: mythical view of the world, religious view if the world, religious sanctions, purpose of prosecution, imprisonment, fine.

Теоретические проблемы в области уголовного права являются наиболее значимыми, поскольку затрагивают отношения, связанные с посягательством на основополагающие ценности личности и общества: жизнь, безопасность, собственность и др. Одна из задач уголовного права - назначение наказания, то есть применение санкции к нарушителю с учетом обстоятельств совершения преступления.

Целый ряд проблем, связанный с назначением наказания является предметом дискуссий в отечественной правовой науке. В частности, исследователь Непомнящая Т. В. полагает, что содержание термина «назначение наказания» трактуется неоднозначно, «не имеется единства ни в терминологии, ни в трактовке этого термина», ни в разграничении принципов и общих начал назначения наказания [1].

Взгляд на данную проблему с точки зрения социальной философии и истории может

помочь в определении сущности назначения наказания. Применение к преступнику мер государственного принуждения имеет под собой определенную систему представлений о должном и недолжном поведении, о нарушенных отношениях, о вреде, наступившем в результате действий преступника. Чтобы ответить на вопросы: «Зачем наказывать провинившегося, какое и в каком размере назначать наказание?», необходимо проанализировать систему социальных отношений, представления общества об окружающем мире и о месте в нем, целях его существования и мировозрени-ях, согласно которым оно функционирует.

В настоящей статье предпринимается попытка раскрыть фундаментальные принципы назначения наказания, которые были сформулированы в рамках донаучных представлений, но остаются актуальными в современной правовой системе. С точки зрения социальной философии назначение наказания можно

определить как социальный институт, в котором реализуется право субъекта налагать на индивида санкции, установленные за нарушение социальных норм. Институт назначения наказания имеет длительную историю, связанную с развитием как общества, так и его представлениями о себе.

Общество включает в себя систему социальных институтов, имеющих определенный набор функций; некоторые из них участвуют в определении меры воздействия на личность, преступившую границы социально приемлемого поведения. Исторически первым социальным институтом, взявшим на себя функцию назначения наказания, была религия.

В традиционном доиндустриальном обществе все социальные нормы имели религиозную основу. Это объясняется определенными особенностями мифологического и религиозного мышления. В мифологическом представлении мир разделен на несколько уровней -верхний, средний и нижний, при этом нормы среднего мира, мира людей установлены и низведены им свыше. Время в мифологии представляется как циклическое воспроизведение событий, произошедших «до рождения мира» или «в начале времен» [2].

Первичное мифическое время «имеет парадигматическую функцию и является источником и первопричиной всего, что возникает позже. Это время предков, культурных героев, от которых все зависит, время первых вещей, время установления космического и социального порядка». Именно поэтому миф объясняет «в равной мере как прошлое, так и настоящее и будущее» [3, 4].

Нарушение закона, действительного на всех планах бытия (в макрокосме1, общине и микрокосме2, верхних и нижних мирах) и всегда, за исключением особых случаев, нарушение вселенского порядка вещей грозило возмездием со стороны высших сил.

Космические законы гарантировались богами, поэтому «в определенном смысле социальные нормы обычного права и общественные меры оказывались вторичными по отношению к «мифологическим» законам и должны были их подкреплять, поддерживать, предупреждая

1 Вселенная, космос, внешний мир (в противоположность внутреннему миру человека).

2 Представление о человеке как уменьшенной модели Вселенной (макрокосм).

или останавливая губительные действия мифологического наказания». Нарушение установленных норм должно было привести к действиям космических сил, которые восстанавливали исходный порядок на всех уровнях, ибо «"мифологическая" мораль, в отличие от религиозной, основывается на представлении о прямой связи поведения человека с состоянием космоса и космических последствиях человеческих "преступлений"» [5].

Санкции, применяемые к нарушителю с точки зрения структурно-функционального подхода, подразделяются на диффузные (они представляют собой «спонтанное выражение одобрения или осуждения членами общества, выступающими в качестве индивидов») и организованные («общественные акции, осуществляемые в соответствии с некоторой традиционной и признанной обществом процедурой»). Диффузные санкции под влиянием мифолого-религиозных представлений становятся организованными [6].

Таким образом, религиозная санкция является переходной ступенью от спонтанного реагирования на делинквентное3 поведение индивида (которое в данном случае можно рассматривать как синоним девиантному4) к организованному воздействию на нарушителя с целью предотвратить или ослабить негативные последствия отклоняющихся деяний.

Религиозная санкция выражается в смене индивидом религиозного статуса, то есть в предписанном изменении его отношений с духами (божествами) и со служителями культа, а также с общиной в целом. Наказание подразумевало веру в то, что «наиболее неудовлетворительные с точки зрения религии и ритуалов условия (нечистота, греховность) могут быть устранены или нейтрализованы с помощью принятых в обществе процедур - очищения, жертвоприношения, искупления, исповеди и покаяния» [7].

Конечными целями наказания были восстановление и сохранение порядка, гармонизация нарушенных отношений, компенсация причиненного вреда и отведение гнева от племени.

3 Антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

4 Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

В религии нормы поведения оформляются как ниспосланные заповеди, а их нарушение признается грехом. Грех или беззаконие изменяет личные отношения человека и Бога, который наказывает за нарушение заповеди.

Законодательные акты государств Древнего Востока зачастую прямо отсылали к божественной воле. Так, кодекс древнеиндийских законов Манава Дхармашастра (II век до н.э. -II века н.э.) прямо отсылает к воле Ману: «Он (Ману), обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми, обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих риши5, ответил так: "Да будет выслушано!"» [8]. Десять заповедей были даны Моисею непосредственно Богом (Библия, Исход, стих 19).

То же касается средневековых правовых актов. Византийская Эклога6 (VIII век) начинается словами: «Бог наш, который создал человека и удостоил его самовластием, дал ему в помощь, согласно слову пророков, закон, который определил то, что следует делать, и то, чего следует избегать, а также и то, что надлежит избирать как содействующее спасению и чего нужно остерегаться как влекущего наказание» [9]. Некоторые законодательные акты государств Древнего Востока и средневековой Европы начинаются статьями о религиозных преступлениях. Кодекс среднеассирийских законов открывается статьями, посвященными преступлениям против религии [10]; памятник германского права XIII века «Саксонское зерцало» начинается с определения роли светского и церковного суда и др. [11].

Общество, в котором возобладало религиозное сознание, придавало наказанию новый смысл: восстановление справедливости через систему ритуальных и внеритуальных действий заменялось признанием совершенного личного греха и покаянием - через исповедь, пост, совершение символических действий и прочее, в надежде на божественную милость и прощение. Церковь разработала систему санкций, которые создавали условия для осознания греховности деяния и раскаяния.

В православном каноническом праве правонарушитель как грешник мог быть подвергнут малому (епитимья) или великому (анафема)

5 В древнеиндийской мифологии мудрец, провидец.

6 Краткий свод византийского законодательства (VIII в.).

духовному наказанию (отлучение). К социальным ограничениям можно отнести ссылку и заточение в монастырь (до покаяния), запрет на совершение каких-либо действий, например, на вступление в брак. В целом православная церковь отказывается от воздаяния за грехи, «главная цель их (наказаний) не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников» [12].

Католическая церковь тоже использует «врачующие» наказания, которые называет «цензурами», но применяет еще и «искупительные», и «профилактические» наказания [13].

Если христианское право старается отойти от использования мести и возмещения ущерба, то в исламском праве система фикха, в зависимости от объекта преступного посягательства, использует наказания, преследующие разные цели: месть, пресечение аморальной деятельности и восстановление общественного порядка, а также назидание [14, 15].

Рассмотрим трансформацию некоторых видов наказания до настоящего времени. Основными его видами в Российской Федерации и большинстве стран являются лишение или ограничение свободы в виде ареста, лишения свободы на определенный срок или пожизненно и другое: штрафы, а также разные виды работ, выполняемые в пользу общества по решению суда.

Становление этих видов наказания имеет длительную историю. Ранние и родоплеменные формы религии предписывали принесение в жертву богам и духам определенных ценностей. Жертвоприношение могло преследовать множество разных целей: оно выступало как «плата» богам за исполнение просьбы, как лишение себя чего-либо ценного [16] ради приобретения какого-то блага или для искупления совершенного проступка (возвращения гармонии), как жертва богам при совершении сделок и др. Натуральная жертва впоследствии сменилась символической. Согласно законам мифологического мышления часть заменяла целое (например, приносилась в жертву часть тела вместо убийства человека), низшая форма жизни - высшую, символ предмета -сам предмет.

В церковных и светских наказаниях в традиционных обществах обнаруживаются аналогичные представления: талион и кровная

месть сменяются денежной или натуральной выплатой, очистительными обрядами и жертвованием в пользу царя (князя, феодала), церкви или обществу (в виде подаяния бедным, выполнения определенных общественных служб и др.).

Наказание в виде штрафа в древних и средневековых государствах имело две явные цели: возмещение ущерба потерпевшему и выплата в пользу государства или феодала, осуществлявшего правосудие.

По Русской Правде, Псковской судной грамоте и другим законодательным актам Древней Руси за причинение физического или морального вреда назначалась вира7 (у германских народов - вергельд, у мусульман - дийа), а прямое возмещение материальных ценностей называлось «уроком». Вира выполняла функцию символической жертвы в пользу потерпевшего и власти, так как в «продаже», помимо платы за исполнение судебной функции, усматривается жертва, которая приносилась богам при принятии какого-либо решения.

В настоящее время лишение свободы (на срок или пожизненно, в виде ареста или содержания в дисциплинарной воинской части) предполагает принудительную изоляцию осужденного от общества в исправительных учреждениях, применение к осужденному средств исправительно-трудового воздействия с целью его исправления, ограничения гражданских, трудовых, семейных и других прав. Свобода личности признается одной из важнейших ценностей, ее лишение или ограничение есть возмездие, восстанавливающее социальное равновесие.

Исправление личности начинается с признания осужденным вины, что в религиозном ключе является покаянием. Назначение определенного срока заключения имеет образцом назначения срока покаяния, который устанавливал священник за соответствующие отступления от норм морали или религиозных правил. Нарушения наказывались отлучением от церковных таинств в зависимости от тяжести проступка или преступления на установленный срок. Сроки определялись правилами святых отцов, которые предписывают наказание за убийство в виде отлучения от причастия на 20 лет, за прелюбодеяние - 15 лет, за

7 Штраф в пользу князя.

совершение кражи - на 1 год в случае покаяния или 2 года, если преступник будет обличен, и др. [17].

Следует отметить, что продолжительность наказания зависит от того, раскаялся ли преступник, совершалось ли преступление добровольно или вынужденно. Кроме того, учитываются квалифицирующие признаки, которые в современном уголовном праве называются «неоднократностью», «систематичностью» и др. В Московской Руси вплоть до середины XVII века Кормчие книги включали в себя правила святых отцов, которыми руководствовались священники при назначении епитимьи.

В Западной Европе юристы-богословы значительно дифференцировали как состав преступления, так и меру наказания. Так, Бурхар-дом Вормсским в состав преступлений были добавлены квалифицирующие признаки. Например, санкции изменялись в зависимости от объекта преступления: убийство родственника, хозяина или супруга каралось строже, чем неквалифицированное убийство [18].

Санкциями предусматривались определенные ограничения в приеме еды (запрет есть мясо, пить вино, мед и пиво три дня в неделю), в социальных действиях (участие в войне, вступление в брак), в использовании средств передвижения (предписывалось ходить только пешком) и другие [19]. Эти ограничения должны были приводить оступившихся людей к покаянию и одновременно компенсировать данными испытаниями совершенные ими деяния. Подобные «компенсации», как показано выше, имеют дохристианское происхождение. Таким образом, именно религиозно-мифологические представления лежали в основе перехода от спонтанной реакции отдельных членов общества или их группы на причинение им ущерба к упорядоченным санкциям против нарушителей и формированию процесса назначения наказания.

Назначение наказания должно было не столько регулировать общественные отношения, сколько поддерживать в неизменном состоянии мир, в котором живет человек; не просто обеспечивать человеческое общежитие, но и очистить от греха человека и мир перед лицом Страшного суда. Именно этим задачам отвечала система наказаний: их вид и мера (в идеале) соответствовали тому ущербу,

который наносился действием или бездействием, и были достаточными для того, чтобы восстановить первоначальное состояние.

Современное общество, опираясь на ценности, провозглашенные Просвещением, руководствуется целями защиты личности, ее прав, свобод, безопасности, собственности и другое; социум защищает себя от действий, несущих угрозу порядку его функционирования.

Однако санкции, применяемые в настоящее время, берут начало в системе взглядов традиционного (доиндустриального) общества -в этом усматривается причина того, что ряд наказаний не достигает своих целей и некоторые санкции могут быть пересмотрены. ^

1. Непомнящая Т. В. Назначение уголовного наказания: теория, практика, перспективы. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. С. 9-20.

2. Кесседи Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии. СПб.: Алетейя, 2003. С. 108.; Мелетинский Е. М. Скандинавская мифология как система // Тр. по знаковым системам. VII // Учен. зап. Тартус. гос. ун-та. Вып. 365. Тарту, 1975.

3. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Издательский центр Рос. гос. гуманит. ун-та (РГГУ), 2001. С. 26.

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С.186.

5. Толстая С. М. Преступление и наказание в свете мифологии // Логический анализ языка: языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 378.

6. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе: очерки и лекции. М.: Восточная литература, 2001. С. 238.

7. Там же. С. 240.

8. Законы Ману. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 16.

9. Хрестоматия по истории права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В. Б. Романовская, Д. В. Чернышев, Н. В. Остроумов, С. В. Остроумов. Н. Новгород: «Пламя», 2014. С. 70.

10. История Древнего Востока. Тексты и документы: учеб. пособие / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2002. С. 230.

11. Хрестоматия по истории права зарубежных стран. С. 93.

12. Прот. Цыпин В. А. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 639.

13. Кодекс канонического права. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. С. 492-498.

14. Ислам: энциклопедия слов. М.: Наука, 1991. С. 138.

15. Там же. С. 261.

16. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. С. 465.

17. Правила святых отец // Правила святых апостолов и святых отец с толкованиями: в 3 т. Т. 3. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 323-341.

18. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М.: Молодая гвардия, 1999. С. 147.

19. Там же. С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.